Напоминание

"Роль игры в обучении младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО"


Автор: Кашапова Альфия Римовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОБУ СОШ с. Ермекеево
Населённый пункт: Ермекеевского района Республики Башкортостан
Наименование материала: публикация
Тема: "Роль игры в обучении младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО"
Раздел: начальное образование





Назад




Публикация «Роль игры в обучении младших школьников в условиях

реализации ФГОС НОО», 2019г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение --------------------------------------------------------------------------------3-5

1. Теория игры как форма обучения --------------------------------------------- 6-27

1.1. Что такое игра? ---------------------------------------------------------- 7-11

1.2. История возникновения и развития игры --------------------------12-14

1.3. Влияние игры на развитие младших школьников ----------------15-19

1.4. Классификация и характеристика основных видов игр-------- 20-28

Заключение. Выводы. ---------------------------------------------------------------29-32

Список литературы-------------------------------------------------------------------33-34

2

ВВЕДЕНИЕ

Игра – это институт воспитания детей, целая система, отразившая

педагогические и этические принципы народа, арена борьбы разных начал:

злого и доброго, реального и выдуманного. Игра – это серьезный мир, где

выявляются слабый и сильный, ведущий и ведомый, ловкий и неуклюжий и

т.п. И, наконец, игра – это школа жизни. Ни в одном из видов своей

деятельности человек не демонстрирует такого самозабвения и показа своих

ресурсов как в игре.

С самых ранних начал цивилизации игра стала контрольной мерой,

отображающей все важные черты личности. Ведь люди в таких играх, как

футбол, хоккей, шахматы, шашки и т. д., действуют так, как действовали бы в

экстремальных условиях, испытывая прочность в преодолении трудностей.

Воспитательное значение игры, ее всестороннее влияние на развитие

ребенка трудно переоценить. Игра органически присуща детскому возрасту и

при умелом руководстве со стороны взрослых способна творить чудеса.

«Ленивого она может сделать трудолюбивым, незнайку – знающим,

неумелого умельцем» [8]. Словно волшебная палочка игра может изменить

отношение детей к тому, что кажется им порой слишком обычным, скучным,

надоевшим.

«Ее величество Игра!» - уважительно говорил выдающийся российский

педагог, талантливый разработчик теории игровой педагогики профессор

С.А. Шмаков.

Игра для детей - важное средство самовыражения, проба своих сил.

И ведь на самом деле во время игры ребенок постоянно находится в активном

движении, это обеспечивает не только его физическое, но и психическое

развитие. Игра для ребенка это способ познания мира, источник

гармонического и всестороннего развития.

3

Без игры и вне игры детства не бывает. Лишить ребёнка игровой

деятельности - это значит лишить его главного источника развития:

жизненной и социальной практики, творчества, микроклимата коллективных

отношений, активизация процесса познания мира и т.д.

Игра, являясь простым и близким человеку способом познания

окружающей действительности, должна быть наиболее естественным и

доступным путем овладения теми или иными ЗУН. Правильное построение

игры, ее организация и применение в процессе обучения требует более

детального изучения.

Цель работы:

Выяснить и доказать, что игра - не только важный элемент снятия

умственного и физического перенапряжения учащихся, но и главное средство

в процессе обучения.

Задачи:

1. Изучить роль игры в процессе обучения.

2. Выявить формы игровой деятельности, влияющие на развитие и

самопознание ребенка.

Объект исследования:

игра и ее влияние на процесс обучения, на процесс формирования ЗУН

(знаний, умений и навыков) младших школьников.

Предмет исследования:

игра на уроках как средство повышения эффективности учебного процесса

при изучении нового и закрепления пройденного материала.

Многие известные педагоги неоднократно признавали, что игра

является одним из самых эффективных средств формирования личности

школьника, а также его моральных и волевых качеств. Она вызывает

существенное и положительное изменение в его психике.

4

Известнейший в нашей стране педагог А.С. Макаренко так

характеризовал роль детских игр: «Игра имеет важное значение в жизни

ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность работа,

служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. По этому

воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре...»

[1, c. 72]

5

1. ТЕОРИЯ ИГРЫ КАК ФОРМА ОБУЧЕНИЯ

1.1 Что такое игра?

Во многих справочниках и энциклопедиях термин «игра» обозначает

вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее

результатах, а в самом процессе. Игра, несомненно, имеет важное значение в

воспитании, обучении и развитии детей как средство психологической

подготовки к будущим жизненным ситуациям.

Игра является основным средством в преподавании, потому что

активизирует мыслительную деятельность ребят, позволяет сделать учебный

процесс интересным и привлекательным. При этом учащиеся волнуются и

переживают, это активизирует процесс обучения.

В играх в простой форме формируются чувства долга, ответственность

не только за свои поступки, но и за поступки товарища. Игра помогает

учителю сплотить детский коллектив, включить в активную деятельность

замкнутых и застенчивых детей. В игре воспитывается дисциплина, дети

приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать

свои поступки и объективно оценивать поступки других.

С помощью игр педагог может лучше узнать своих воспитанников, их

характер, привычки, организаторские способности, творческие и умственные

возможности. Это позволяет учителю найти наиболее правильные пути

взаимодействия на каждого ребенка. И, несомненно, игры сближают педагога

с детьми, помогают установить с ними более тесный, дружеский контакт.

В игре развиваются творческие и мыслительные способности ребенка.

На любом этапе урока можно внести элементы игры, и тогда даже самое

скучное, сложное занятие приобретает увлекательную форму. Игра

представляет собой такую ситуацию, которая по структуре своей похожа на

6

драматическое произведение со своим сюжетом, действием, порой

конфликтной ситуацией и действующими лицами. В ходе игры такая

ситуация проигрывается несколько раз и всегда по-новому. Пожалуй,

ситуация игры - это ситуация реальной жизни. Несмотря на четкие правила

игры, в ней обязательно должен быть элемент неожиданности. Услышав

неожиданный вопрос или задание, обучающийся, тотчас же начинает думать,

как же на него ответить и что сделать.

Игра позволяет поддерживать работоспособность учащегося в течение

урока, снимает его утомляемость, и конечно восполняет дефицит в общении.

Задания игрового характера обогащают учащихся новыми

положительными впечатлениями, придают множество эмоциональных

оттенков в их речи, выполняют развивающую функцию. Они могут быть

разнообразными по своему содержанию, назначению, способам организации

и проведения, а также материальной оснащенности, количеству участников.

С их помощью, можно решать какую - либо одну задачу или же целый

комплекс задач, например, формировать речевые умения, развивать

наблюдательность, мышление, внимание, творческие способности и др.

Игра на уроке – это один из способов разнообразия приемов и методов

обучения. Ведь она развивает умственную, волевую и физическую

активность учащихся. Если игра проводится в быстром темпе, то она

заставляет ребят быть внимательнее, тренирует память, развивает речь и

быстрое мышление. Кроме этого она, способствует созданию правильных

коллективных взаимоотношений. В игре все участники равны, она посильна

даже слабым ребятам. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости,

ощущение посильности заданий - все это дает возможность ребятам, самое

главное, преодолеть стеснительность.

Игра рассматривается как ситуативное упражнение, где

создается возможность для многократного повторения речи, задания,

7

нового понятия.

Игра способствует выполнению важных методических задач:

- созданию психологической готовности детей к речевому общению и к

выполнению сложной задачи;

- обеспечению естественной необходимости повторения учебного

материала, понятия, действия;

- активной тренировке учащихся в выборе нужного речевого варианта,

движения или деятельности;

Педагоги и психологи разных научных школ выделили ряд общих

положений об игре:

Игра выступает самостоятельным видом развивающей деятельности

детей различных возрастов.

Игра для ребенка - это самая свободная форма его деятельности, в ней

осознается и изучается окружающий мир, раскрывается широкий простор

для активности самопознания, самовыражения и творчества.

Игра – это первая ступень деятельности младших школьников,

изначальная школа их поведения, нормативная и равноправная деятельность,

подростков, меняющих свои цели по мере взросления.

Игра - это практика развития. Дети играют, потому что развиваются,

и развиваются потому, что играют.

Игра – свобода самораскрытия, саморазвития с опорой на

разум, творчество и жизненный опыт.

Игра – основная сфера общения детей, в которой решаются

трудности межличностных отношений, а также приобретается опыт

взаимоотношений между людьми.

В многообразии определений игры Й. Хейзинг приводил следующее:

«Игра есть действие, протекающее в определенных рамках места, времени,

8

смысла в обозримом порядке и по добровольно принятым правилам, вне

сферы материальной пользы и необходимости; сопровождается настроением

и чувствами подъема и напряжения, отрешенности и восторга» [2, с 14].

Почему же так важна игра для педагогической деятельности?

Во-первых, игра расширяет сферу педагогической деятельности,

обогащает профессиональную позицию педагога так называемой игровой

позицией.

Игровое общение оказывается мощным воспитательным средством,

потому что позволяет педагогу совершать разнообразные маневры в поле

делового и личностного общения. Школьник «вычитывает» из игрового

поведения педагога тот из двух смыслов, планов, который ему ближе. И

шансы на укрепление контакта повышаются. В игре все немножко не правда,

все немножко не про меня и про тебя, а про роль и поэтому я свободен,

принять - не принять, ответить – не ответить на посылаемые мне

«воспитательные сигналы» [3, с 30]. То есть в игре и ребенок, и педагог

чувствуют себя свободнее, у них больше пространства для самореализации.

Во - вторых, игра создает возможности для сотворчества, совместного

творческого развития взрослого и ребенка. Сотворчество в игре -

субъективные отношения, когда за каждым участником творческого процесса

признается право и способность на собственное решение, а также сохранение

индивидуального стиля творчества каждого.

Желаемый тип педагогического поведения в актах сотворчества детской

игры можно описать, используя совокупность следующих рекомендаций:

обеспечение благоприятной, доброжелательной атмосферы

общения;

«заражение» внутренним ощущением интереса, азарта,

необычности, интриги и т.п.;

9

отказ от высказывания категорических оценок и резкой критики в

адрес ребенка;

поощрение оригинальных идей;

создание условий для упражнения и практики;

сохранение индивидуального стиля самовыражения ребенка

через отказ от прямого показа, прямого наущения;

активизация собственного творческого самовыражения.

Как считает известный детский психолог Д.Б. Эльконин: « Содержание

детских игр развивается от игр, в которых основным является предметная

деятельность людей, к играм, отражающим отношения между людьми, и,

наконец, к играм, в которых главным выступает подчинение правилам

общественного поведения и общественных отношений между людьми» [4, с

156].

Так как игра - явление многогранное, её можно разглядывать как

необычную форму существования всех без исключения сторон

жизнедеятельности коллектива, который важен для ребенка.

В игре развивается чувство ответственности, взаимопомощи,

солидарности, привычка подчинять личные интересы интересам коллектива.

Авторитет коллектива сверстников, оценка коллективом поступков и

поведения ребенка для него всегда главные приоритеты. Как правило,

общественная оценка товарищеского коллектива означает для ребенка

больше, чем оценка и мировоззрение учителей или родителей. Безусловно,

ребенок традиционно чутко реагирует на дружное действие коллектива

товарищей.

Пожалуй, многие ведущие педагоги страны, утверждают, что внедрение

развивающих игр и упражнений на уроках способствует развитию

познавательных интересов, мыслительных действий и положительной

мотивации к обучению младших школьников. Они с помощью игр с

10

удовольствием и легкостью усваивают новый, даже самый трудный учебный

материал.

Отсюда следует, что внедрение развивающих игр и упражнений на

уроках является неотъемлемой частью учебного процесса.

11

1.2 История возникновения и развития игры

Из истории возникновения игры

видно, что она выступает как форма

обучения, как первичная школа воспроизводства реальных практических

ситуаций с целью их освоения. Доказательства антропологов

свидетельствуют о том, что люди играли с незапамятных времен. Игры для

древних людей, как и для современных, были неотъемлемой частью

жизни.

Еще в первобытном обществе существовали игры, изображавшие

войну, охоту, земледельческие работы, переживания дикарей по поводу

смерти раненого товарища.

Игра - одно из удивительных явлений человеческой жизни и она

привлекала к себе внимание философов и исследователей всех эпох. В свое

время уже древний философ Платон считал игру одним из полезнейших

занятий, а Аристотель видел в игре источник душевного равновесия,

гармонии души и тела. Определенные этапы развития обусловили негативное

отношение к игре и сделали почти невозможной направленность

теоретической мысли на исследование этой деятельности. Но в конце XIX

века интерес к игровой деятельности появляется вновь, появляются первые

научные теории игры.

Игра начинает рассматриваться как важное средство формирования и

тренировки навыков, необходимых для психического, физического и

личностного развития, как первичная форма приобщения человека к жизни в

обществе. Игра рассматривается еще как один из способов формирования

способности к обучению и воспитания чувства ответственности за свои

поступки.

Игры берут свое начало еще в глубокой древности. Особенно бурное

развитие игры получили в Древней Греции. Именно здесь родились

Олимпийские игры. Платон даже обожествлял игры, считая их привилегией

богов. Христианство враждебно относилось к играм. В России церковный

12

собор XVI в. осудил потехи скоморохов, в XVII в. царь Алексей

Михайлович вообще их запретил. Петр I ввел ассамблеи, маскарады,

карнавалы, фейерверки, а после Петра I игры были запрещены. Однако игры

невозможно было как-то убрать из быта русского народа, и они продолжали

жить. Более того, игры развивались и совершенствовались. Сегодня игра

стала одним из распространенных видов обучения, отдыха и развлечения.

Одним из первых исследователей, выказавшим такое отношение к

игре, был К.Гросс. Позицию К. Гросса продолжил польский педагог, терапевт

и писатель Я. Корчак, который считал, «что игра - это возможность отыскать

себя в обществе, себя в человечестве, себя во Вселенной. В играх заложена

генетика прошлого, как и в народном досуге - песнях, танцах,

фольклоре»[10].

Игра в любую историческую эпоху привлекала к себе внимание

педагогов. В ней заключена реальная возможность, воспитывать, обучать

ребенка в радости и в привычных для него условиях. Еще Ж.Ж. Руссо, И.Г.

Песталоцци пытались развить способности детей в соответствии с законами

природы и на основе деятельности, стремление которой присуще всем детям.

[10]

Центром педагогической системы Ф. Фребеля является теория игры.

По мнению Ф. Фребеля, детская игра - «зеркало жизни» и «свободное

проявление внутреннего мира. Игра - мостик от внутреннего мира к

природе». Природа представлялась Фребелю в виде единой и многообразной

сферы [10].

С начала XX века интерес к игре повышается, ей уделяется больше

внимания. Ряд исследователей, таких как У. Макдауголл, Г. Мерфи, Ф.Я.

Бентендейх выдвинули тезис, что игра - это «некий социальный инстинкт»,

рисующий каждому человеку. Они считают, что игра украшает жизнь,

дополняет ее и является жизненно необходимой каждому человеку.

Многие выдающиеся педагоги обращали внимание на эффективность

13

использования игры в процессе обучения. А.С. Макаренко считал, что

в игре развивается чувство ответственности, взаимопомощи, солидарности,

привычка подчинять личные интересы интересам коллектива. Авторитет

коллектива сверстников, оценка коллективом поступков и поведения ребенка

для него важны. Как правило, общественная оценка товарищеского

коллектива означает для ребенка больше, чем оценка и мировоззрение

учителей или родителей, и он традиционно чутко реагирует на дружное

действие коллектива товарищей.

Игра обеспечивает высокую эффективность любой деятельности и

способствует гармоничному развитию личности, так как «хорошая игра»

обязательно содержит в себе усилие (физическое, эмоциональное,

интеллектуальное или творческое), доставляет радость творчества, победы и

налагает ответственность на участников. В игре особенно проявляются

способности ребенка.

Во многих научных трактах на разнообразные темы, в художественных

произведениях встречаются наблюдения над играми детей и суждения о них.

Великолепные, психологически тонкие картины детской игры нарисовали

В.Гюго, Л.Толстой. Свидетельством живой истории нашей страны являются

игры советских детей, описанные А.Гайдаром, А.Барто и др. В особенностях

детской психики искал причину детской игры И.М.Сеченов. А искренность и

непосредственность чувств детей в игре подметил К.С.Станиславский.

14

1.3. Влияние игры на развитие младших школьников

Каждый период жизни и развития ребенка характеризуется

определенным ведущим видом деятельности. В отечественной психологии

под ведущей деятельностью понимается та, в процессе которой происходят

качественные изменения в психике детей, происходит формирование

основных психических процессов и свойств личности, появляются

психические новообразования, характерные именно для данного конкретного

возраста.

Так, в период младенчества, ведущим видом деятельности является

непосредственно эмоциональное общение, а в раннем детстве таким видом

становится предметная деятельность. А в уже дошкольном - игра, в младшем

школьном возрасте - учеба, с элементами игры. Сущность игры как ведущего

вида деятельности заключается в том, что ребенок отражает в ней различные

стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняет и

дополняет свои знания об окружающей действительности.

Психологические свойства, которые выступают у ребенка в последние

годы дошкольного детства, до прихода в школу, за первые четыре года

школьного обучения получают развитие, закрепляются, и к началу

подросткового возраста многие важные черты личности уже сформированы.

Поскольку до школы у детей ведущей деятельностью является игровая

деятельность, то формирование у них творческого, диалектического

мышления осуществляется в игре. Это утверждение правомочно и для

младших школьников, так как учебная деятельность у них формируется на

базе игровой деятельности. В игре дети учатся наблюдать, сравнивать,

анализировать, обобщать, объединять, разъединять, находить причины и

следствия событий и т.п.

Работая в сельской школе, я хорошо изучила особенности сельских

детей, трудности, которые они испытывают с приходом в первый класс. У

многих недостаточно развита речь, внимание, память. Работая в таких

15

условиях, я и мои коллеги пришли к выводу, что в первую очередь надо

развивать у детей познавательные процессы, вызвать интерес к учебной

деятельности, а это невозможно без игр и игровых упражнений, как на уроке,

так и внеурочное время.

Игровые формы, как уже напоминалось ранее, эффективны в обучении

и развития детей, и это давно подтверждено исследованиями. Именно игра

помогает младшим школьникам легко и быстро усваивать учебный материал,

а также учит их думать, логически мыслить, фантазировать и воображать.

Современные дети очень чувствительны и эмоциональны. Часто они не

умеют играть и работать в коллективе. Игры помогают воспитывать в них

чувство коллективизма, сопереживания, радости при успехах своих

товарищей. Во время игр они учатся сдерживать свои эмоции. Игра - метод

косвенного воздействия на личность в целях коррекции поведения, в

приобретении гуманных черт и качеств, необходимых для социальной

адаптации личности к современным условиям.

Игры учат младших школьников не только добывать знания, но и

применять их в новых ситуациях. Они помогают развивать умения общаться,

высказывать свое мнение и слушать других.

Используя в своей педагогической практике самые разные игры,

заметила, что у ребят повышается мотивация обучения. Они становятся

собраннее, ответственнее относятся к учебе. Игры помогают педагогу

повторять и закреплять, обобщать и систематизировать знания, полученные в

процессе обучения. Безусловно, игры дают заряд хорошего настроения и

делают учебный процесс интересным и увлекательным.

Прежде всего, учитель начальных классов должен помнить, что новая,

положительная, веселая и познавательная игра это лучший подарок детям.

Готовясь к учебному дню, педагог точно также как приносит новые знания,

должен принести вместе с игрой радостные минуты детям.

16

При проведении соревнований следует помнить, что дети младшего

школьного возраста еще слабы морально. Они всячески стремятся отплатить

за свое поражение. Поэтому ребят надо учить высоким отношениям в ходе

соревновательной игры, когда в честной борьбе один выходит победителем, а

побежденный поздравляет его с победой, успехом. От мастерства и таланта

педагога зависит, будут ли дети способны к сопереживанию, состраданию и

великодушию.

Психологи отмечают, что школьное обучение, т.е. познание нового,

проверка полученных навыков и умений, всегда сопровождается повышением

тревожности у детей, особенно у младших школьников. Более того,

некоторый оптимальный уровень тревоги как бы даже активизирует

обучение, делает его намного эффективнее. В данном случае тревога - это

фактор мобилизации внимания, памяти, интеллектуальных способностей. Но

когда уровень тревожности превышает оптимальный предел, человека

охватывает паника. Стремясь избежать поражения, он устраняется от данной

деятельности, либо ставит все для достижения успеха в конкретной ситуации

и очень сильно изматывается. Тревожность как черта личности может стать

причиной развития невроза. Игра же, помогает снять это напряжение.

В игре ребенок учится управлять собой и своими эмоциями.

К началу младшего школьного возраста игровая деятельность изменяет

содержание и свою направленность. В это время большое место начинают

занимать игры с правилами, а также дидактические игры. В них ребенок

учится подчинять свое поведение правилам, формируются его движения,

внимание, умение сосредоточиться, то есть развиваются способности,

которые особенно важны для успешного обучения в школе.

Играя, младшие школьники стремятся брать на себя роли, которые

привлекают их в реальной жизни и как правило, связанные с проявлением

смелости, мужества, сноровки. По сравнению с дошкольниками, младшие

17

школьники больше времени тратят на обсуждение сюжета, распределение

ролей. В конфликтных ситуациях у детей появляется умение анализировать

свою деятельность, оценивать свои поступки и возможности.

В целом развитие сюжетов игр идет от бытовых игр к играм с

производственным сюжетом, а затем - к сюжетам, отражающим

общественные и политические события. Например, в 1-м классе главное

место в игре отводится школе, например, дети учат кукол, друг друга, а в 3-м

классе игры со школьной тематикой исчезают. У детей 1-го и 2-го классов

продолжаются игры, связанные с жизнью семьи – это бытовые игры. П это

период в игру начинает вводиться элемент импровизации.

У младших школьников широко применяются индивидуальные игры, а

также игры небольшими группами, где участвуют 2-4 человека.

Распространены ритмические игры, игры в театр, подвижные игры с

проговариванием считалок. Большое место в конце 2- го класса начинают

занимать игры с правилами без сюжета и спортивные игры. Чем старше дети,

тем всё большее место занимает в игре соревнование. Оно развивает у детей

умение действовать в коллективе, бороться за честь класса, группы. В

младшем школьном возрасте происходит также переход от игр (в плане

внешних действий) - к играм в плане воображения, т.е. в уме. Так, дети могут

совершать космические путешествия, не производя при этом внешних

действий и без дополнительного материала, инструментов. То есть

складывается уже идеальная игра, игра воображения.

Таким образом, можно сказать, что игра в младшем школьном возрасте

продолжает занимать главное место в это возрасте. Освоение же учебной

деятельности, хотя и ведущей в этом возрастной период, идёт достаточно

медленно, и в наиболее сложившемся виде она формируется лишь к концу

обучения в начальной школе.

Игра и учёба - это две разные деятельности, ведь между ними имеются

значительные качественные различия.

18

Правильно замечено ещё Н.К. Крупской, что «школа отводит слишком мало

места игре, сразу навязывая ребенку подход к любой деятельности методами

взрослого человека. Она недооценивает организационную роль игры.

Переход от игры к серьезным занятиям слишком резок, между свободной

игрой и регламентированными школьными занятиями получается ничем не

заполненный разрыв. Тут нужны переходные формы». В качестве таких игр и

выступают дидактические игры. Это своеобразная форма учебной

деятельности - учение дидактической игре . она уже появляется в

дошкольном возрасте. Эту группу игр рассмотрим позже в классификации

игр.

19

1.4. Классификация и характеристика основных видов игр

Игры существуют разные: подвижные, сюжетные, подражательные,

музыкальные, дидактические, познавательные и т. д. Главный принцип

детской игры – это импровизация, которая и является основой постоянного и

непрерывного обновления репертуара игр. Детская фантазия приводит к тому,

что даже такая игра как догонялки имеет самые различные вариации. Но

нельзя забывать, что любая игра должна быть познавательной, обучающей,

воспитывающей какие – либо качества. К.Д. Ушинский подчеркивал, что

обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным,

но никогда - не развлекающим.

Игра специфическая детская деятельность неоднородна. Каждый вид

игры выполняет свою функцию в развитии ребенка. Наблюдаемое сегодня в

теории и практике стирание граней между самодеятельными и обучающими

играми недопустимо. В дошкольном и младшем школьном возрасте

выделяются три класса игр:

- самодеятельные игры, которые возникают по инициативе ребенка;

- игры, возникающие по инициативе взрослого, внедряющего их с

образовательной и воспитательной целью;

- игры, идущие от исторически сложившихся традиций - народные

игры, которые могут возникать как по инициативе взрослого, и более

старших детей.

Существует несколько типов игр: индивидуальные и групповые,

предметные и сюжетные, ролевые и игры с правилами.

Индивидуальные игры представляют собой род деятельности, когда

игрой занят один ребенок, групповые - включают несколько участников.

Предметные игры связаны с включением в игровую деятельность ребенка,

каких - либо предметов.

Сюжетно-ролевые - игры, в которых на основе жизненных или

20

художественных впечатлений, творчески воспроизводятся детьми

социальные отношения или материальные объекты. Сюжетные игры

разворачиваются по определенному сценарию, воспроизводя его в основных

деталях. Ролевые игры допускают поведение ребенка, ограниченное

определенной ролью, которую в игре он берет на себя. Игры-драматизации

представляют собой исполнения детьми какого-либо сюжета. Сценарий лишь

служит дополнением для импровизации.

Разновидностью игры - труда являются строительные сюжетные игры,

в которых закрепляются знания об окружающем мире, дети осваивают самые

общие действия и процессы труда. Макаренко утверждал: «В каждой

хорошей игре есть, прежде всего, рабочее усилие и усилие мысли…»[1]

Важнейшим средством физического воспитания являются подвижные

игры. Они требуют от игроков активных двигательных действий,

направленных на достижение цели. Особенностью подвижных игр младших

школьников является их соревновательный, творческий, коллективный

характер.

Игры с правилами регулируются определенной системой правил

поведения их участников. Отношения, складывающиеся между детьми в

игре, как бы не принимаются всерьез и не являются основаниями для

выводов о ребенке. Игровое поведение и отношения в игре не так влияют на

реальные взаимоотношения младших школьников, как учебная деятельность

и труд.

Из сказанного следует, что нельзя недооценивать значение игры для

детей школьного возраста. Задача педагога - сделать плавным, правильным

переход детей от игровой деятельности - к учебной.

Решающую роль в этом имеют дидактические игры.

Дидактические игры - это ещё игровая форма обучения, которая, как

известно, достаточно активно применяется на начальных этапах обучения, то

21

есть в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте.

Дидактическая игра, как и каждая игра, представляет собой

самостоятельную деятельность, которой занимаются дети: она может быть

индивидуальной или коллективной.

Педагоги выделяют следующие виды дидактических игр:

Игры-путешествия признаны усилить впечатление, обратить внимание детей

на то, что находится рядом. Они обостряют наблюдательность, обличают

преодоление трудностей.

Игры-поручения по содержанию проще, а продолжительности - короче. В

основе их лежат действия с предметами, игрушками словесные поручения.

Игры-предположения. Перед детьми ставится задача и создаётся ситуация,

которая требует осмысления последующего действия.

При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся

слушать друг друга.

Игры-загадки. В основе их лежит проверка знаний, находчивости.

Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению,

формирует умение рассуждать, делать выводы.

Игры-беседы. В основе их лежит общение. Основным является

непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность.

Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных и

мыслительных процессов. Она воспитывает умение слушать вопросы и

ответы, сосредотачивать внимание на содержании, дополнять сказанное,

высказывать суждения. Познавательный материал для проведения этого вида

игр должен даваться в оптимальном объёме, чтобы вызвать интерес детей.

Познавательный материал определяется темой, содержанием игры. Игра, в

свою очередь, должна соответствовать возможностям усвоения интереса

детей и свёртывания игровых действий.

В зависимости от того, какие материалы используются в дидактических

22

играх, они делятся на предметные игры (лото, домино и др.), предметно-

словесные и только словесные.

Важно четко различать собственно дидактические игры и игровые

приемы, использующиеся при обучении детей. По мере «вхождения» детей в

новую для них деятельность - учебную - значение дидактических игр как

способа обучения снижается, в то время как игровые приемы по-прежнему

используются педагогом. Они нужны для привлечения внимания детей,

снятия у них напряжения.

К сожалению, некоторые педагоги воспринимают дидактическую игру

лишь как развлекательный и организующий момент урока, позволяющий

снять умственное напряжение. Такое представление неправильно. В этом

случае игра не входит органично в урок, находится около процесса

обучения. Самое главное заключается в том, чтобы игра органически

сочеталась с серьезным, напряженным трудом, чтобы, играя, не отвлекала от

учения, а наоборот, способствовала бы интенсификации умственной работы.

Дидактическая игра имеет определенную структуру. Структура - это

основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую

деятельность одновременно. Выделяются следующие структурные

составляющие дидактические игры:

дидактическая задача (дидактическая задача определяется целью

обучающего и воспитательного воздействия);

игровая задача (игровая задача осуществляется детьми);

игровые действия (игровые действия - основа игры, чем разнообразнее

игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее

решаются познавательные и игровые задачи);

правила игры ( их содержание и направленность обусловлены общими

задачами формирования личности ребенка, познавательным

содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями.

23

Правила содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей, к

выполнению ими норм поведения);

результат (подведение итогов, проводится сразу по окончании игры).

Организовать и провести дидактическую игру - задача достаточно сложная

для педагога. Можно выделить следующие основные условия проведения

дидактической игры:

наличие у педагога определённых знаний и умений относительно

дидактических игр.

выразительность проведения игры. Это обеспечивает интерес детей,

желание слушать, участвовать в игре.

необходимость включения педагога в игру. Он является и участником, и

руководителем игры. Педагог должен обеспечить поступательное

развитие игры в соответствии с учебными и воспитательными

задачами, но при этом не оказывать давления, выполнять второстепенную

роль, незаметно для детей направлять игру в нужное русло.

необходимо оптимально сочетать занимательность и обучение. Проводя

игру, педагог должен постоянно помнить, что он дает детям сложные

учебные задания, а в игру их превращает форма их проведения -

эмоциональность, лёгкость, непринуждённость.

средства и способы, повышающие эмоционально отношение детей к

игре, следует рассматривать не как самоцель, а как путь, ведущий к

выполнению дидактических задач.

между педагогом и детьми должна быть атмосфера уважения,

взаимопонимания, доверия и сопереживания.

используемая в дидактической игре наглядность должна быть простой

и ёмкой.

Дидактические игры подбираются в соответствии с программой младшего

школьного образования. Чтобы игровая деятельность на уроке проходила

эффективно и давала желаемые результаты необходимо уметь ею управлять,

24

обеспечив выполнение следующих требований:

1. Готовность учащихся к участию в игре, где каждый ученик должен усвоить

правила игры, четко осознать цели, ее конечный результат,

последовательность действий, иметь необходимый запас знаний для участия

в игре.

2. Нужно обеспечить каждого ученика необходимым дидактическим

материалом.

3. Четкая постановка задач игры, т.е объяснить правила игры понятно и

четко.

4. Сложную игру следует проводить поэтапно, пока ученики не усвоят

отдельных действий, а дальше, можно предлагать всю игру и различные ее

варианты.

5. Действия учащихся следует контролировать, своевременно исправлять,

направлять, оценивать.

6. Нельзя допускать унижения достоинства ребенка, давать обидные

сравнения, оценки за поражение в игре, насмешки и т.д..

7. Целесообразно рассадить учеников так, чтобы за каждой партой сидел

ученик сильнее, а второй - слабее. В таком случае игры между соседями по

парте проходят эффективно и постоянно контролируются. Рассадить

учеников по рядам парт надо так, чтобы уровень их знаний и умственного

развития был примерно одинаковым, чтобы шанс выиграть имел каждый ряд

учеников.

Игра на уроке должна проходить стихийно, но четко организованной и

целенаправленной. Ученики должны усвоить правила игры, кроме того,

содержание игры, ее форма должны быть доступными для них. Никакое

нарушение правил не должно оставаться без внимания учителя. В

зависимости от обстоятельств, он должен найти время и достаточно

требовательно и справедливо указать ученику на его недостатки в игре,

объяснить, к чему приводят подобные поступки в повседневной жизни.

25

Однако во время игры не нужно делать длинных замечаний, наставлений,

поскольку это ухудшает настроение учеников, ослабит их интерес,

затормозит внимание.

В младшем школьном возрасте большое место продолжают занимать

сюжетно - ролевые игры. Поэтому хотелось подробнее на них остановиться.

Такие игры характеризуются тем что, играя, школьник, берет на себя

определенную роль и выполняет действия в воображаемой ситуации,

воссоздавая поступки конкретного человека.

Играя, дети стремятся овладеть теми качествами личности, которые их

привлекают в реальной жизни. Поэтому детям нравятся такие роли, которые

связаны с проявлением смелости, благородства. В ролевой игре они начинают

изображать и самих себя, стремясь при этом к позиции, которая не удается в

действительности.

Например, Г.К.Селевко рассматривает ролевую игру как составную

часть деловой игры. [5, с. ]. Многие полагают, что нет принципиальной

разницы между ролевой игрой и театральной постановкой. В такой ситуации

можно говорить о ролевых играх как играх с ролевым акцентом, т.е. играх,

где главное - играть в соответствии с ролью, стараться не выходить из нее.

Примерный алгоритм создания типичной ролевой игры, по мнению

О.П. Андреева и Н.А. Комольцевой, состоит из трех пунктов: подготовка

игры, ее проведение и обсуждение.

Так же ролевая игра выступает как средство самовоспитания ребенка. В

процессе совместной деятельности во время ролевой игры дети

вырабатывают способы взаимоотношений друг с другом. По сравнению с

дошкольниками младшие школьники больше времени затрачивают на

обсуждение сюжета и распределение ролей, более целенаправленно

выбирают их.

Педагоги выделяют три принципиальных отличия ролевых игр, от

каких - либо других игр.

26

Во - первых, наличие одной или нескольких сюжетных линий, развитие

которых в большинстве случаев зависит непосредственно от

предпринимаемых участниками игры действий.

Во - вторых, игра развивается не на словах и не на игровом поле, а «в

живую». То есть, чтобы достичь какого - либо результата, игроку нужно

пойти и совершить ряд поступков, а не просто проговорить их для ведущего

и остальных игроков, сидя с ними за одним столом.

В - третьих, существует свобода выбора для большинства игроков

своей стратегии поведения, ограниченная только изначальной установкой,

определяющей образ персонажа, которого предстоит играть, и правилами

игры.

Воспитательное значение сюжетных игр у младших школьников

закрепляется в том, что они служат средством познания действительности,

создания коллектива, воспитывают любознательность, и формирует волевые

чувства личности.

Младшие школьники понимают условность игры и поэтому допускают

в играх известную снисходительность в отношении к себе и к своим

товарищам.

Особое место в обучении и воспитании занимают подвижные игры.

Важнейшее достоинство подвижной игры состоит в том, что они

исчерпывают все виды свойственных человеку движений: ходьбу, бег,

прыжки, борьбу, лазанье, метание, бросание и ловлю, упражнения с

предметами и поэтому являются самым универсальным и незаменимым

средством физического воспитания детей, особенно младших школьников.

В подвижных играх правила превращаются в одно из главных условий,

игры представляют собой состязания, основанные на этих правилах.

Содержанию таких игр свойственно стремление к достижению определенной

цели, результату. Здесь, ребенок, овладев уже отдельными навыками жизни и

27

соревнуясь с другими, дает себе разностороннюю оценку: по ловкости,

терпеливости, способности и т. д., может определить свои возможности. В

формировании ребенка как личности это очень существенный момент.

Поэтому при организации игр педагог не должен упускать из виду эту истину.

28

Заключение

Итак, игра это занятие, обусловленное совокупностью определенных

правил, приемов и служащее для заполнения досуга детей и самое главное

главный элемент в их обучении.

Игра является одной из уникальных форм обучения, которая позволяет

сделать интересными и увлекательными развитие младших школьников.

Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально

окрашенной монотонность запоминания, повторения, закрепления или

усвоение информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все

психические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной

игры является то, что она способствует использованию знаний в новой

ситуации, таким образом, усваиваемый учащимися новый материал проходит

через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в систему

развития познавательных процессов ребенка.

Игра, как способ познания действительности является одним из

главных условий развития детского воображения. Не воображение порождает

игру, а деятельность ребенка, познающего мир, творит его фантазию, его

воображение. Игра подчиняется законам реальности, а ее продуктом может

быть мир детской фантазии, детского творчества. Игра формирует

познавательную активность, позволяет развивать внимание и память, создает

условия для становления абстрактного мышления. Игра для младших

школьников - любимая форма деятельности. В игре, осваиваются игровые

роли, дети обогащают свой социальный опыт, учатся адаптироваться в

незнакомых ситуациях.

Ориентация современной школы на разностороннее развитие личности

ребенка предполагает необходимость гармоничного сочетания собственно

учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания,

29

умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием

индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности,

способности самостоятельно

решать нестандартные задачи и т.п. Активное введение в традиционный

учебный процесс разнообразных развивающих занятий, игр специфически

направленных на развитие личностно-мотивационной и аналитико-

синтаксической сфер ребенка, памяти, внимания, воображения и ряда других

важных психических функций, является в этой связи одной из важнейших

задач педагогического коллектива.

Во время проведения игр необходимо иметь в виду следующее:

идейность игр, воспитательное значение с физической и духовной стороны,

общеобразовательные возможности. Каждая игра имеет свои сложности в

достижении цели. Игроки, каковы бы они ни были, должны преодолевать их.

А трудности, в свою очередь, повторяясь одна за другой, идут от легкого к

более сложному. Игры, основанные на этом принципе, воспитывают у

ребенка силу воли, выносливость, настойчивость, трудолюбие.

Во время выбора и проведения игр надо быть особенно внимательным

к физической нагрузке и учету возраста детей. Не следует забывать, что

ребенок не должен уставать в игре, а наоборот, после игры он должен

чувствовать в себе вдохновение и новую силу, душевный подъем и

стремление к новым знаниям.

Игра для младших школьников - любимая форма деятельности. В игре,

осваиваются игровые роли, дети обогащают свой социальный опыт, учатся

адаптироваться в незнакомых ситуациях. Посредством игры развиваются

следующие качества личности: внимательность и сообразительность,

настойчивость и решительность, дисциплинированность и организованность,

коллективизм, уступчивость, инициативность и творческое воображение.

30

Личность младшего школьника развивается средствами игры при

следующих условиях:

- систематического использования игровых методов и приемов в

образовательном процессе;

- учета возрастных и психологических особенностей детей младшего

школьного возраста;

- создания комфортных психолого-педагогических условий, для

становления гармонично-развитой подрастающей личности.

Игровой метод включения школьника в деятельность предполагает

личностный подход, когда педагог ориентирован на личностный подход в

целом, а не только на его функции как ученика. Игра - не развлечение, а

особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод

стимулирования их активности.

Игра как психологическая проблема довольно широко изучена в нашей

стране и за рубежом. Однако дает еще очень много фактов для научной

мысли, еще много предстоит открыть ученым в этой области.

Игра как проблема воспитания требует каждодневных раздумий

родителей, требует творчества и фантазии от педагогов. Воспитание ребенка -

это большая ответственность, большой труд и огромная творческая радость,

дающая сознание полезности нашего существования на земле.

Активность среди детей сильна лишь тогда, когда они хорошо знают

игру. Полезно повторять одну и ту же игру несколько раз. В этом случае дети,

особенно младшего школьного возраста, во время игры чувствуют себя

уверенней, все более и более совершенствуются их двигательные навыки.

Неслучайно говорится: «В здоровом теле – здоровый дух!», ибо игры

для детей не просто движение, а источник вдохновенной жизни и

всестороннего развития, средство воспитания и школа обучения, дающая

31

возможность познать мир, жизнь, и школа труда, развивающая силу, мощь и

сноровку.

Педагогически грамотно организованная игра мобилизует умственные

возможности детей, развивает организаторские способности, прививает

навыки самодисциплины, доставляет радость от совместных действий.

32

Список литературы:

1.

Макаренко А.С. Педагогические сочинения. М., 1984.Т.4. с. 72.

2.

Й.Хейзинг. Человек играющий. – 1994г.

3.

Д.В. Григорьев, П.В.Степанов. Книга из серии «Стандарты второго

поколения». Внеурочная деятельность школьников. М. «Просвещение»

2011.

4.

Эльконин Д.Б. Детская психология. М., 1960. – с. 156.

5.

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии – М.: Нродное

образование, 1998.

6.

Андреев О. П., Комольцева Н.А. Полеты во сне и наяву или Алгоритм

ролевой игры. Воспитательная работа в школе. – 2009. - №10.

7.

Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания. – М.,1996.- с.81.

8.

Сулейманов А.М. Башкирский детский фольклор. Уфа-2004.

9.

И.Г. Галяутдинов. Башкирские народные детские игры. Уфа «Китап»

2002г.

10. Педагогическое наследие. И. Г. Песталоцци, Я. А. Каменский, Д. Локк,

Ж. Ж. Руссо. - М., 1987. - 496 с.

11. Е.М. Минскин. От игры к знаниям. Пособие для учителя. М.,1987.

12. Нурмухаметова А. Б. Играя, развиваем. Развивая, обучаем.

Набережные Челны 1997.

13. Б.П. Никитин. Ступеньки творчества или развивающие игры. М.,

«Просвещение» 1990.

14. Я иду на урок в начальную школу. Книга для учителя. М., «Первое

сентября» 2009г.

15. М.С.Коган. Игровая кладовая. Сценарии игр и праздников.

Новосибирск - 2008.

16. А.А. Данилков, Е.М. Литвиченко. Играем с пользой. Сценарии игр и

праздников. Новосибирс – 2008.

33

17. Рахимжанова М.К., Мукашева А.Д. Игра в педагогическом процессе.

12-летнее образование. - 2008. - №2 - с.75-77.

18. Тарасова И.А. Дидактические игры в начальной школе. Начальная

школа. - 2002.- №10.- С.40-43.

34



В раздел образования