Напоминание

Эпоха. Возрождения. Лютня-королева музыкальных инструментов Ренессанса


Автор: Тугай Маргарита Станиславовна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: ГБОУ лицей №226
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Эпоха. Возрождения. Лютня-королева музыкальных инструментов Ренессанса
Раздел: начальное образование





Назад




«Лютня-королева

Ренессанса»

.

Урок

по

музыки

2-3

классах.

Статья

об

открытом уроке с игровыми элементами. Учитель музыки ГБОУ лицея 226 г.

Санкт-Петербург. Тугай Маргарита Станиславовна.

Жизнь – это музыка. В музыке есть и смысл, и красота, и чувство. В музыке со

словами, в песне, например, смысл понятен, потому что там есть слова. Когда есть слова,

ясно, про что рассказывает музыка. Но ведь бывает музыка без слов. Играет, например,

что-то задумчиво скрипка; как тут поймёшь, про что музыка, какой в ней смысл. А если

взять картины, мы же понимаем о чём они. А ведь художник не говорит нам ни слова. Он

разговаривает с нами при помощи линий и красок. И мы понимаем, о чём говорит

художник. Не только слова, но и линии, краски, человеческие жесты и многие другие

знаки могут разговаривать. На своём языке говорят и музыкальные звуки. Чтобы их

понять, нужно знать их язык. Уметь слушать и слышать звуки вокруг себя. Звуки природы:

шум ветра, раскаты грома, барабанную дробь дождя, журчание ручья, шелест листьев –

эти звуки от человека не зависят. А вот музыкальные, поющие звуки человек создал сам.

Звуков, из которых получается настоящая музыка, не было на свете. Их придумал человек.

Именно такой смысл я вкладываю в свои уроки.

На каком уроке, как не на уроке музыки можно сквозь призму огромного

музыкального

мира

маленькими,

но

верными

шагами

воспитывать

культурных

и

образованных

детей.

Именно

на

уроках

музыки

есть

возможность

накапливать

впечатления от общения с искусством, содействовать возникновению и первоначальному

проявлению музыкального вкуса на основе полученных впечатлений и представлений о

музыке.

Музыка является результатом человеческой деятельности. Она образует целый

мир человеческой жизни. Который рождается вместе с человеком, растет, становится

богаче,

содержательнее,

оказывает

влияние

на

его

характер,

поступки

и

облик.

Музыкальные интересы являются одним из составляющих общей духовной культуры

человека. Поэтому велика роль уроков музыки, которые воздействуют на эмоциональный

мир школьника и облагораживают его душу. Будучи проводником музыкальной культуры,

я,

как

учитель

музыки,

чувствую

себя

ответственной

за

музыкальное

воспитание

учащихся. Для воспитания и развития личности человека необходимо восприятие музыки

различных жанров и

эпох. Да, именно эпох, ведь например: рассказывая на уроках о

происхождении того или иного музыкального инструмента дети часто спрашивают почему

именно такой формы инструмент или кто его придумал и т.д. Поэтому, когда появилась

возможность,

погрузится

в

определённую,

конкретную

эпоху,

а

именно

эпоху

Возрождения,

я очень обрадовалась, ведь это как раз то, что нужно. Сами дети будут

героями

смоделированной

ситуацией,

весь

лицей

будет

пропитан

духом

эпохи

Возрождения.

Музыка Ренессанса для меня – это начало профессиональной классической

музыки.

Именно

в

этот

период

появляется

понятие

«композитор»,

понятия

лада

(настроения) мажор и минор, развивается нотопечатание, выходит на свет первая опера.

Вообще,

возрастает

роль

искусства

в

культурной

жизни

общества. Художественная

образованность признаётся важной стороной развития знатного человека, условием

хорошего воспитания. Вот ключевые слова, которые натолкнули меня на ход урока и его

составляющие.

Прослушав музыку эпохи Возрождения, услышав тончайшие переливы отдельных

инструментов и струнных, и клавишных, и духовых, с их аутентичным звучанием, которые

по звуку лишь отдаленно напоминают музыкальные инструменты нашего времени, я

непременно

решила

ребятам

рассказать

об

истории

происхождения

тех

самых

инструментов, с которыми мы встречаемся на уроках нашего времени. Тем более, что

такой вопрос мне дети задавали неоднократно. Вот на примере самого известного, самого

популярного, самого доступного музыкального инструмента того времени, а это «лютня»,

я и построила свой урок. Урок необходимо составить так, чтобы дети смогли ухватить

главные черты музыкальной культуры, воспитания, образования

эпохи Ренессанса и в

тоже время не засиживаться на местах, а проявить себя в конкурсных заданиях.

Я ставила перед собой задачу расширить диапазон представления детей о музыке,

композиторах,

музыкальных

инструментах,

рассказать

им

о

быте

и

культуре

эпохи

Ренессанса при помощи музыкальных звуков, провести сравнительную характеристику с

нашей современностью.

«Лютня-королева Ренессанса» - такое название у меня получилось в ходе

подготовки к уроку. Именно этот вопрос я задаю в начале урока, а в конце мне ребята

отвечают, действительно ли это так. Почему лютня? Потому что это самый популярный

инструмент того времени. Лютня – это инструмент, на котором играют и бедные и

богатые, и мужчины и женщины, это компактный, лёгкий инструмент, который можно

всегда взять с собой. Образы людей с лютней запечатлели художники той эпохи и в

храмах, и во дворцах и на своих полотнах, дошедших до нашего времени. Свой урок я

начинаю с музыки, где звучат все инструменты эпохи Ренессанса. Затем перехожу к

презентации,

где

раскрывается

истинный

облик

этих

инструментов.

Рассказываю

и

показываю форму этих музыкальных инструментах, их звук, кто на них играл, как их

украшали и какими эти инструменты дошли до нас, как видоизменились, как изменился их

звук и почему, какой сложности музыкальные произведения стали теперь и почему. Как я

уже говорила, на лютне играли люди разных сословий, но были инструменты из семейства

виол, которые мог себе позволить только очень богатый человек. Виолы стоили дорого, их

мастерили из ценных пород дерева, украшали изящными рисунками и драгоценностями.

Так я знакомлю детей с бытом разных сословий, у них складывается картинка жизни той

эпохи. Затем я предлагаю найти прадедушек наших, уже знакомых нам инструментов:

гитара –лютня, виола- виолончель и контрабас, шалмей – гобой, вёрджинал - пианино. А,

чтобы урок получился увлекательным, я предложила поделиться на команды и кто наберет

наибольшее количество баллов «ноток» награждается призом (валюта этого урока золотые

бобы, которые можно обменять на сладости в момент перемены, т.к. этот день в лицеи все

уроки

были

посвящены

эпохи

Возрождения).

Но,

чтобы

получить

бобы

необходимо

набрать большее количество «ноток» (вырезаны из бумаги восьмушки). Получилось 4

стола с командами по 5-6 человек. На каждом столе лежит по 2 конверта, в одном конверте

старинный инструмент, в другом классический. Фото этих инструментов разрезаны как

пазлы, и детям на скорость необходимо их собрать, а затем узнать что это за инструмент.

Следующий конкурс – это загадки, здесь поочереди представители команд подходят и

выбирают карточку с цветом, где на обратной стороне написана загадка про тот или иной

музыкальный инструмент. Кто отгадывает первым, получает «нотку». Затем читали стихи

про лютню, которые подготовили заранее и слушали музыку эпохи Возрождения и уже как

знатоки, могли определять, какие музыкальные инструменты её исполняют.

Конечно, велика роль и родителей в том, что помогли организовать такой

интересный

день,

ведь

только

костюмы

-

это

уже

много

значит.

А

как

на

детей

подействовало то, что и учителя были в костюмах, конечно, всё это способствовало

воспитательно-эмоциональному настрою.

Главной похвалой, конечно, были отзывы и

детей, и родителей. Многие родители говорили, что никогда не думали, что ребёнок может

запомнить такие инструменты, как лютня и даже рассказать о ней.

Я уверена, что такие дни погружения в ту или иную эпоху просто необходимы

для детей в каждой школе, ведь это возможность узнать себя, мир, в будущем расставить

верные приоритеты, хоть на миг побыть принцессами и принцами. Проявить собственную

эрудицию и сообразительность, а так же творческие способности. Всё выше сказанное

способствует

формированию

духовной

культуры

школьников,

воспитанию

коммуникативных качеств личности. Человека, с большой буквы.



В раздел образования