"Использование психогимнастики в дошкольном учреждении "
Автор: Прокопенко Татьяна Сергеевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МКДОУ детский сад № 13 общеразвивающего вида Населённый пункт: г.Россошь, Воронежская область Наименование материала: презентация Тема: "Использование психогимнастики в дошкольном учреждении " Раздел: дошкольное образование
Использование психогимнастики
в дошкольном учреждении
МКДОУ детский сад № 13
Воспитатель : Прокопенко Т.С.
МКДОУ детский сад № 13
Воспитатель : Прокопенко Т.С.
Психогимнастика
•
Психогимнастика - это курс специальных
занятий (этюдов, упражнений и игр),
направленных на развитие и коррекцию
различных сторон психики ребенка (как ее
познавательной, так и эмоционально-
личностной сферы).
(СНОСКА: Из книги: Чистякова М.И.
Психогимнастика. М., 1990).
В её основе лежит игра, являющаяся основным
видом деятельности дошкольника.
Прежде всего такие занятия показаны детям с
чрезмерной утомляемостью, истощаемостью,
непоседливостью, вспыльчивым, замкнутым, с
неврозами, нарушениями характера, легкими
задержками психического развития и другими
нервно-психическими расстройствами,
находящимися на границе здоровья и болезни.
Не менее важно использовать психогимнастику в
психопрофилактической работе с практически
здоровыми детьми с целью психофизической
разрядки.
КОГДА ИСПОЛЬЗОВАТЬ
ПСИХОГИМНАСТИКУ?
Также нужно включать
психогимнастический
комплекс в дни, когда
запланированы занятия с
высокими
интеллектуальными или
психоэмоциональными
нагрузками
.
Основная цель занятий по
психогимнастике — овладение
навыками управления своей
эмоциональной сферой: развитие у
детей способности понимать,
осознавать свои и чужие эмоции,
правильно их выражать и
полноценно переживать.
ЦЕЛЬ
ПСИХОГИМНАСТИКИ
Психогимнастика по методике М.И. Чистяковой
прежде всего направлена на обучение элементам
техники выразительных движений, на
использование выразительных движений в
воспитании эмоций и высших чувств и на
приобретение навыков в саморасслаблении.
Дети изучают различные эмоции и учатся управлять
ими, овладевают азбукой выражения эмоций.
Психогимнастика помогает детям преодолевать
барьеры в общении, лучше понять себя и других,
снимать психическое напряжение, дает
возможность самовыражения.
Для этого педагогу необходимо решать
следующие методические задачи:
фиксировать внимание ребенка на чужих
проявлениях эмоций; учить
подражательно воспроизводить чужие
эмоции; фиксировать внимание на своих
мышечных ощущениях как проявлениях
этих эмоций; анализировать и словесно
описывать мышечные проявления
эмоций; повторно воспроизводить
эмоции в заданных упражнениях;
контролировать ощущения.
Структура занятий по психогимнастике
Начальный этап — беседа с детьми,
художественное слово, загадка,
яркая, красочная игрушка,
сюрпризный момент и другое.
Цель: мотивация детей на тематику
занятия или другую форму работы.
Структура занятий по психогимнастике
Этап проживания действий —
отработка основных движений,
гимнастических упражнений и
другое. Цель: достижение
результата обучающих,
воспитательных и развивающих
задач.
Структура занятий по психогимнастике
Этап организации эмоционального общения.
Цель: тренировка общих способностей
словесного и несловесного воздействия детей
друг на друга. В содержание общения
ребенка со взрослым или сверстником
включаются такие упражнения, как обмен
ролями партнеров по общению, оценка своих
эмоций и эмоций партнера. Ребенок
тренируется точно выражать и переживать
свои чувства, а также понимать чувства,
эмоции, действия, отношения других детей,
учится сопереживать.
Структура занятий по психогимнастике
Этап организации контролируемого поведения.
Цель: тренировка умения детей регулировать
свои поведенческие реакции. Методические
задачи: показ и проигрывание типичных
ситуаций с психологическими трудностями;
выделение и узнавание типичных форм
адаптивного и неадаптивного поведения;
приобретение и закрепление приемлемых для
ребенка стереотипов поведения и способов
разрешения конфликтов;
Заключительный этап.
Цель: закрепление содержания
предлагаемого материала, а также
положительного эффекта, стимулирующего и
упорядочивающего психическую и
физическую активность детей, приведение в
равновесие их эмоционального состояния,
улучшение самочувствия и настроения.
Структура занятий по психогимнастике
Пластические этюды
Изобразить ласковую кошечку, игривого жеребенка; довольную,
Один ребенок показывает действия строителей, а другие —
угадывают.
Образные перевоплощения и оживление предметов
Изобразить подъемный кран, груженый самосвал,
брошенный на дороге кирпич, бетономешалку,
электродрель и другие инструменты.
Изобразить дом, покинутый хозяевами; разрушенную
избушку; дом, в который въезжают новоселы.
Представить себя пилой, полотком, дрелью. Показать
назначение этих инструментов.
3. Передать мимикой и движением
поведение … Обыгрывание..
Енот-полоскун полощется в воде, барсук прячется в норе,
ежик ищет место для зимней спячки, лось-великан ходит по
болоту, белочка грызет орешки.
Медведь в берлоге.
Осень. Медведь выбирает место для берлоги, ложится и
засыпает. Зима. Медведь находится в зимней спячке. Весна.
Медведь просыпается, вертит головой, вытягивает
поочередно ноги, зевает, потягивается, а затем выходит из
берлоги. Лето. Медведь лакомится малиной и ловит рыбу.
Медвежата и пчелы.
Медвежата мед искали, дружно дерево качали. Показать, как
раскачивается дерево. Изобразить, как медведь залезает на
него, запускает лапу в улей, ест сладкий мед, выражая
удовольствие. Пчелы нападают и жалят медведя, ему больно.
Показать, как медведь отмахивается, бежит, а затем прыгает в
воду. Изобразить: вам жалко медведя.
Изобразить движением, мимикой или другим способом птиц
и зверей (зайца, медведя, лису и других) по содержанию
стихотворений.
Шумный Ба-Бах
В очень громких сапогах
Ходит по лесу Ба-Бах!
И, заслышав этот звук,
В ветках спрятался Тук-тук,
На сосну взбежал Цок-цок,
В чащу кинулся
Прыг-скок;
Чик-чиришка в листья — порх!
Шебуршонок в норку — порх!
Тихо-тихо все сидят
И, хихикая, следят,
Как шумит в лесу Ба-Бах
В очень громких сапогах. Дж. Ривз
Мишка
Бедный мишка заболел —
Мишка много меда ел.
Мишка плачет и кричит:
— У меня живот болит!
Мишка стонет,
Слезы льет —
У него болит живот.
Непослушный
Жадный мишка
Съел лесной малины
Лишка. Ф
. Бобылев
Таким
образом,
детям,
прошедшим
курс
психогимнастики,
становится
п р о ще
общаться со сверстниками, легче выражать
свои
чувства
и
лучше
понимать
чувства
д р у г и х .
У
н и х
в ы р а б а т ы в а ю т с я
п о л о ж и т е л ь н ы е
ч е р т ы
х а р а к т е р а
(уверенность, честность, смелость, доброта и
т. п.), изживаются невротические проявления
(страхи,
различного
рода
о п а с е н и я ,
неуверенность).
КУРС ПСИХОГИМНАСТИКИ
ПРОВОДИТ ПЕДАГОГ -ПСИХОЛОГ
Уточним, где и как использовать
психогимнастику воспитателю ДОУ.
1. В качестве частичного замещения «физкультурных
минуток», предусмотренных в структуре занятия.
2. В качестве ауторелаксации после интенсивной
нагрузки (физической или интеллектуальной)
3. В качестве «оживления» материала в работе
по нравственному воспитанию (Вводить в ткань беседы
по нравственной проблеме, после чтения
литературного фрагмента, или вместо использования
педагогической ситуации.)
4. Как самостоятельный вид подгрупповой работы,
а также для индивидуальной работы с детьми,
имеющими «блеклые» моторные реакции, с детьми,
затрудняющимися выразить свои мысли и чувства.
Единицы психогимнастики — ЭТЮДЫ.
ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ
ПСИХОГИМНАСТИКИ В ДОУ
ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ
ЗАНЯТИЯ
МУЗЫКАЛЬНЫЕ
ЗАНЯТИЯ
РАЗВИТИЕ РЕЧИ И
ОЗНАКОМЛЕНИЕ
С ОКРУЖАЮЩИМ
КОРРЕКЦИОННЫЕ
ЗАНЯТИЯ
С ЛОГОПЕДОМ И
ПСИХОЛОГОМ
ЭТИЧЕСКИЕ
ЗАНЯТИЯ- БЕСЕДЫ
СВОБОДНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ДЕТЕЙ
Нравственно –
экологические
занятия
В пособии представлены конспекты
занятий для детей среднего и старшего
дошкольного возраста. Удачное
соединение нравственных бесед с
разнообразными играми,
психогимнастическими упражнениями и
этюдами поможет развитию
эмоциональной и двигательной сферы,
формированию этических
представлений у детей.
Участие в разыгрывании сюжетов
способствует раскрепощению и
объединению детей в
группы,совершенствованию творческих
способностей дошкольников.
Пособие адресовано психологам и
педагогам дошкольных
учреждений,коррекционно-развивающих
центров,руководителям театральных
студий и кружков.
В пособии изложена
оригинальная методика
развития и комплексной
коррекции различных сторон
психики детей дошкольного и
младшего школьного возраста.
Обобщая свой многолетний
опыт, автор предлагает
читателям курс специальных
игровых занятий, направленных
на совершенствование у детей
внимания, памяти,
воображения, эмоций,
нравственных представлений;
дает методические указания по
проведению этих занятий.