Автор: Соколова Елена Владимировна
Должность: учитель - дефектолог
Учебное заведение: ГКОУ ЛО "Подпорожская школа-интернат, реализующая адаптированные программы"
Населённый пункт: город Подпорожье, Ленинградская область
Наименование материала: статья
Тема: "Использование ИКТ в работе с обучающимися с ТМНР"
Раздел: среднее профессиональное
Использование ИКТ в работе с обучающимися с ТМНР.
Применение
информационно-коммуникативных
технологий
(далее
ИКТ)
в
образовательном процессе не является новшеством. ИКТ используют, в том числе и в
коррекционных
школах.
С
введением
новых
образовательных
стандартов
мы
начали
обучать детей, к которым требуется совершенно иной подход, отличный от обучения детей
с легкой умственной отсталостью. В заключениях Территориальных психолого-медико-
педагогических комиссий появились слова ТМНР.
Тяжелые множественные нарушения развития (далее ТМНР) – врожденные или
приобретенные в раннем возрасте сочетания нарушений различных функций.
ТМНР – это не сумма нарушений, а своеобразная особым образом организованная
структура,
элементы
которой
являются
сложной
системой,
определяющей
специфику
нарушения и специфически влияющей на картину отклоняющегося развития в целом.
К
ТМНР
относят
различные
комбинации
сенсорных,
двигательных,
интеллектуальных
нарушений,
расстройства
эмоционально-волевой
сферы.
Именно
поэтому
объем
помощи
детям
с
ТМНР
должен
быть
значительно
выше,
чем
при
единичных нарушениях.
У
обучающихся
с
умеренной
и
тяжелой
умственной
отсталостью,
ТМНР
выраженное
недоразвитие
мыслительной
деятельности
препятствует
освоению
предметных учебных знаний. Уровень представлений об окружающем значительно ниже
возрастной
нормы.
При
формировании
представлений
об
окружающем
на
помощь
приходят ИКТ. С помощью интернет ресурсов можно подбирать предметные изображения
разных форм, размеров и цветов. Только так у обучающихся данной категории будут
формироваться представления, что яблоки бывают красные, желтые, зеленые, большие и
маленькие
–
но
в
любом
случае
это
все
равно
яблоки.
Точно
также
и
с
другими
предметами.
Можно
сделать
подборки
с
помощью
тематических
сайтов
–
мебели
(например, разных диванов), посуды (например, чайников), животных (кошек и собак) и
др.
В
дальнейшем,
при
обучении
детей
глобальному
чтению
(в
связи
с
тем,
что
формирование устной и письменной речи затруднено или невозможно, а из-за плохого
понимания обращенной к ним речи с трудом формируется соотнесение слова и предмета)
необходимо напечатать под предметами их названия. Карточки с напечатанными словами я
использую
для
узнавания
(различения)
изученных
слов.
Сочетаю
эту
работу
с
прикладыванием карточек не только к натуральным предметам, изображениям на бумаге,
но и привлекаю внимание к слайдам. На начальном этапе данной работы необходимо
строго соблюдать требование к шрифтам. Слова на карточках и слайдах должны быть
напечатаны
одним
шрифтом,
крупными
буквами
(желательно
заглавными,
так
как
прописные
буквы а, е отличаются от букв в алфавите, что вызывает дополнительное
затруднение в узнавании, различении), красным цветом.
Внимание обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, ТМНР
крайне
неустойчивое,
отличается
низким
уровнем
продуктивности
из-за
быстрой
истощаемости,
отвлекаемости.
Слабость
активного
внимания
препятствует
решению
сложных
задач
познавательного
содержания,
формированию
устойчивых
учебных
действий.
Детям
трудно
понять
ситуацию,
вычленить
в
ней
главное
и
установить
причинно-следственные связи, перенести знакомое
сформированное действие в новые
условия.
Для
активизации
внимания
обучающихся
на
занятиях
по
формированию
представлений, я сочетаю использование изображений предметов на бумаге и с помощью
демонстрации этих же предметов на интерактивной доске. Важным моментом в данной
работе считаю хорошие, правильные изображения предметов. У детей рассматриваемой
категории
конкретное
мышление,
поэтому
животные
должны
легко
узнаваться,
быть
правдоподобными.
Белка
должна
быть
белкой,
лиса
–
лисой,
свинья
–
свиньей.
Изображения зданий должны быть четкими, легко узнаваемыми. В данном случае лучше
использовать фотографии, а не рисованные картинки, на которых дома выглядят, как
избушка на курьих ножках.
При использовании ИКТ в процессе обучения детей с ТМНР необходимо соблюдать
ряд требований, а именно:
подготовить детей к просмотру – выполнение гимнастики для глаз до и
после использования интерактивной доски;
время использования интерактивной доски не должно быть более 10-15
минут от общего времени урока;
использовать предвосхищающее расписание - использование интерактивной
доски не должно быть сюрпризом для детей; важно предупреждать детей об
изменениях в ходе урока – сейчас мы будем смотреть….; отмечать начало и
конец действия.
Последний
пункт
имеет
важное
значение,
если
у
обучающихся
имеются
нарушения
эмоционально-волевой сферы, расстройства аутистического спектра.
Приложение.
Презентация
к
уроку
(учебный
предмет
Речь
и
альтернативная
коммуникация) по теме: «Называние (употребление) обобщающих слов».