Напоминание

"Использование ИКТ в работе с обучающимися с ТМНР"


Автор: Соколова Елена Владимировна
Должность: учитель - дефектолог
Учебное заведение: ГКОУ ЛО "Подпорожская школа-интернат, реализующая адаптированные программы"
Населённый пункт: город Подпорожье, Ленинградская область
Наименование материала: статья
Тема: "Использование ИКТ в работе с обучающимися с ТМНР"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Использование ИКТ в работе с обучающимися с ТМНР.

Применение

информационно-коммуникативных

технологий

(далее

ИКТ)

в

образовательном процессе не является новшеством. ИКТ используют, в том числе и в

коррекционных

школах.

С

введением

новых

образовательных

стандартов

мы

начали

обучать детей, к которым требуется совершенно иной подход, отличный от обучения детей

с легкой умственной отсталостью. В заключениях Территориальных психолого-медико-

педагогических комиссий появились слова ТМНР.

Тяжелые множественные нарушения развития (далее ТМНР) – врожденные или

приобретенные в раннем возрасте сочетания нарушений различных функций.

ТМНР – это не сумма нарушений, а своеобразная особым образом организованная

структура,

элементы

которой

являются

сложной

системой,

определяющей

специфику

нарушения и специфически влияющей на картину отклоняющегося развития в целом.

К

ТМНР

относят

различные

комбинации

сенсорных,

двигательных,

интеллектуальных

нарушений,

расстройства

эмоционально-волевой

сферы.

Именно

поэтому

объем

помощи

детям

с

ТМНР

должен

быть

значительно

выше,

чем

при

единичных нарушениях.

У

обучающихся

с

умеренной

и

тяжелой

умственной

отсталостью,

ТМНР

выраженное

недоразвитие

мыслительной

деятельности

препятствует

освоению

предметных учебных знаний. Уровень представлений об окружающем значительно ниже

возрастной

нормы.

При

формировании

представлений

об

окружающем

на

помощь

приходят ИКТ. С помощью интернет ресурсов можно подбирать предметные изображения

разных форм, размеров и цветов. Только так у обучающихся данной категории будут

формироваться представления, что яблоки бывают красные, желтые, зеленые, большие и

маленькие

но

в

любом

случае

это

все

равно

яблоки.

Точно

также

и

с

другими

предметами.

Можно

сделать

подборки

с

помощью

тематических

сайтов

мебели

(например, разных диванов), посуды (например, чайников), животных (кошек и собак) и

др.

В

дальнейшем,

при

обучении

детей

глобальному

чтению

связи

с

тем,

что

формирование устной и письменной речи затруднено или невозможно, а из-за плохого

понимания обращенной к ним речи с трудом формируется соотнесение слова и предмета)

необходимо напечатать под предметами их названия. Карточки с напечатанными словами я

использую

для

узнавания

(различения)

изученных

слов.

Сочетаю

эту

работу

с

прикладыванием карточек не только к натуральным предметам, изображениям на бумаге,

но и привлекаю внимание к слайдам. На начальном этапе данной работы необходимо

строго соблюдать требование к шрифтам. Слова на карточках и слайдах должны быть

напечатаны

одним

шрифтом,

крупными

буквами

(желательно

заглавными,

так

как

прописные

буквы а, е отличаются от букв в алфавите, что вызывает дополнительное

затруднение в узнавании, различении), красным цветом.

Внимание обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, ТМНР

крайне

неустойчивое,

отличается

низким

уровнем

продуктивности

из-за

быстрой

истощаемости,

отвлекаемости.

Слабость

активного

внимания

препятствует

решению

сложных

задач

познавательного

содержания,

формированию

устойчивых

учебных

действий.

Детям

трудно

понять

ситуацию,

вычленить

в

ней

главное

и

установить

причинно-следственные связи, перенести знакомое

сформированное действие в новые

условия.

Для

активизации

внимания

обучающихся

на

занятиях

по

формированию

представлений, я сочетаю использование изображений предметов на бумаге и с помощью

демонстрации этих же предметов на интерактивной доске. Важным моментом в данной

работе считаю хорошие, правильные изображения предметов. У детей рассматриваемой

категории

конкретное

мышление,

поэтому

животные

должны

легко

узнаваться,

быть

правдоподобными.

Белка

должна

быть

белкой,

лиса

лисой,

свинья

свиньей.

Изображения зданий должны быть четкими, легко узнаваемыми. В данном случае лучше

использовать фотографии, а не рисованные картинки, на которых дома выглядят, как

избушка на курьих ножках.

При использовании ИКТ в процессе обучения детей с ТМНР необходимо соблюдать

ряд требований, а именно:

подготовить детей к просмотру – выполнение гимнастики для глаз до и

после использования интерактивной доски;

время использования интерактивной доски не должно быть более 10-15

минут от общего времени урока;

использовать предвосхищающее расписание - использование интерактивной

доски не должно быть сюрпризом для детей; важно предупреждать детей об

изменениях в ходе урока – сейчас мы будем смотреть….; отмечать начало и

конец действия.

Последний

пункт

имеет

важное

значение,

если

у

обучающихся

имеются

нарушения

эмоционально-волевой сферы, расстройства аутистического спектра.

Приложение.

Презентация

к

уроку

(учебный

предмет

Речь

и

альтернативная

коммуникация) по теме: «Называние (употребление) обобщающих слов».



В раздел образования