Напоминание

"Технология деятельностного метода обучения как средство формирования универсальных учебных действий младшего школьника"


Автор: Сергиевская Лариса Павловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: СОШ №3
Населённый пункт: г. Белоярский ХМАО-Югра
Наименование материала: методические рекомендации
Тема: "Технология деятельностного метода обучения как средство формирования универсальных учебных действий младшего школьника"
Раздел: начальное образование





Назад




«Технология деятельностного метода обучения как средство формирования

универсальных учебных действий младшего школьника»

Этапы урока:

1.

Мотивация к учебной деятельности.

2.

Актуализация знаний и пробное учебное действие.

3.

Выявление места и причины затруднения.

4.

Построение проекта выхода из затруднения.

5.

Реализация построенного проекта.

6.

Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

7.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

8.

Включение в систему знаний и повторение.

9.

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

1.

Мотивация к учебной деятельности. (1 – 2 мин)

Цель этапа: включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

- Что значит уметь учиться?

- Хочу учиться.

- Могу учиться.

- Зачем надо учиться?

Требования к этапу

УУД

1.Организовать актуализацию требований к ученику

со стороны учебной деятельности ( «надо»).

2.Организовать деятельность учащихся по установке

тематических рамок («могу»).

3.Создать условия для возникновения у ученика

внутренней потребности включения в учебную

деятельность («хочу»)

- самоопределение (Л);

- смыслообразование (Л);

- целеполагание (П)

- планирование учебного

сотрудничества с учителем и

сверстниками (К)

2.

Актуализация знаний и пробное учебное действие. (4мин)

Цель этапа: готовность мышления и осознание потребности к построению нового

способа действия.

-Актуализация необходимых ЗУН.

- Обощение ЗУН.

- Пробное учебное действие.

- Фиксация затруднения

Требования у этапу

УУД

1.Организовать актуализацию изученных

способов действий, достаточных для

построения нового знания.

2.Зафиксировать актуализированные

способы действия в речи.

3. Зафиксировать актуализированные

способы действия в знаках (эталоны)

4.Организовать обобщение

актуализированных способов действий.

5. Организовать актуализацию

мыслительных операций, достаточных для

построения нового знания.

6.Мотивировать к пробному действию

(«надо» - «могу» - «хочу»).

7. Организовать самостоятельное

выполнение пробного действия.

- анализ, синтез, сравнение, обобщение,

аналогия., классификация (П);

- извлечение необходимой информации из

текстов (П);

- использование знаково – символических

средств (П);

- осознание и произвольное построение

речевого высказывания (П);

- выполение пробного учебного действия

(Р);

- фиксирование индивидуального

затруднения в пробном действии (Р);

- волевая саморегуляция в ситуации

затруднения (Р);

- выражение своих мыслей с достаточной

полнотой и точностью (К);

8.Организовать фиксацию

индивидуальных затруднений в

выполнении учащимися пробного

действия или в его обосновании.

- аргументация своего мнения и позиция в

коммуникации (К);

- учёт разных мнений (К);

- использование критериев для

обоснования своего суждения (К).

3.

Выявление места и причины затруднения. (2 мин)

Цель этапа: выявление и фиксация места и причины затруднения.

- Перестаю действовать – начинаю думать.

- Что я делал, какие знания применял.

- Где возникло затруднение? (место)

- Почему оно возникло? (причина)

Требовании к этапу

УУД

1.Организовать восстановление

выполненных операций.

2. Организовать фиксацию места

(шаги, операции), где возникло

затруднение.

3.организовать соотнесение своих

действий с используемыми

эталонами (алгоритмом, понятием

и т. д ).

4. На этой основе организовать

выявление и фиксацию во внешней

речи причины затруднения – тех

конкретных знаний, умений или

способностей, которых недостаёт

для решения исходной задачи и

задач такого класса или типа

вообще.

- анализ, синтез, сравнение, обобщение,

аналогия., классификация (П);

- подведение под понятие (П);

- определение основной и второстепенной

информации(П);

- постановка и формулирование проблемы (П);

- структурирование знаний(П);

- осознание и произвольное построение речевого

высказывания (П);

- волевая саморегуляция в ситуации затруднения(Р);

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и

точностью (К);

- аргументация своего мнения и позиции в

коммуникации (К);

- учёт разных мнений, координирование разных

позиций (К);

- разрешение конфликтов (К).

4.

Построение проекта выхода из затруднения. (2 мин)

Цель этапа: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств её

реализации.

- Какое знание строю, чему учусь.

- Как строю и с помощью чего. (выбор способа и средств)

- План построения нового знания

Требования к этапу

УУД

Организовать

построение проекта

выхода из затруднения:

1.Учащиеся ставят

цель проекта ( целью

является устранение

причины

возникновения

затруднения).

2.Учащиеся уточняют

и согласовывают тему

урока.

- самоопределение (Л);

- смыслообразование (Л);

- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия.,

классификация (П);

- самостоятельное выявление и формулирование

познавательной цели (П);

- поиск и выделение необходимой информации из текстов (П);

- выбор наиболее эффективных способов решения задач (П);

- планирование (Р);

- прогнозирование (Р);

- структурирование знаний (П);

- осознание и произвольное построение речевого высказывания

3. Учащиеся

определяют средства

( алгоритмы, модели,

справочники и т. д.)

4. Учащиеся

формулируют шаги,

которые необходимо

сделать для

реализации

поставленной цели).

(П);

- волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

(К);

- аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

- учёт разных мнений (К);

- использование критериев для своего суждения (К);

- планирование учебного сотрудничества с учителем и

сверстниками (К);

- разрешение конфликтов (К).

5.

Реализация построенного проекта.(7мин., работа в группах)

Цель этапа: построение и фиксация нового знания.

- Реализация построенного проекта.

- Фиксация нового знания в речи и знаково (эталон).

- Решение задач, вызвавших затруднение.

Требование к

этапу

УУД

1.Организовать

реализацию

построенного

проекта в

соответствии с

планом.

2. Организовать

фиксацию

нового способа

действия в речи.

3. Организовать

фиксацию

нового способа

действия в

знаках ( с

помощью

эталона).

4. Организовать

фиксацию

преодоления

затруднения.

5. Организовать

уточнение

общего

характера

нового знания

( возможность

применения

нового способа

действия для

решения всех

заданий

- смыслообразование (Л);

- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия., классификация (П);

- волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

- познавательная инициатива (Р);

- выражение гипотиз и их обоснование (П);

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

(П);

- поиск необходимой информации из текстов (П);

- использование знаково – символических средств (П);

- моделирование и преобразование моделей разных типов

( предметы, схемы, знаки и т. д. ) (П);

- устанавливание причинно – следственных связей (П);

- самостоятельное создание способов решения проблем твореского и

поискового характера на основе метода рефлексивной

самоорганизации (П);

- осознание и произвольное построение речевого высказывания (П);

- построение логической цепи рассуждений, доказательств (П);

- нравственно – этическое оцениваниеусваиваемого содержания (Л);

- осознание ответственности за общее дело (Л);

- следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям

(Л);

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

(К);

- адекватное использование речевых средств для решения

коммуникационных задач (К);

- формулирование и аргументация своего мнения и позиции в

коммуникации (К);

- учёт разных мнений, координирование разных позиций (К);

- использование критериев для обоснования своего суждения (К);

- достижение договорённостей и согласование общего решения (К);

- разрешение конфликтов (К).

данного типа).

6.

Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.(5 мин)

Цель этапа: применение нового знания в типовых заданиях.

- Решение типовых заданий на новое знание.

- Проговаривание во внешней речи. ( всеми учащимися)

Требование к

этапу

УУД

1.Организовать

усвоение детьми

нового способа

действий при

решении данного

класса задач с их

проговариванием

во внешней речи:

- фронтально;

- в парах или

группах

- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия., классификация

(П);

- извлечение из текста необходимой информации (П);

- моделирование и преобразование моделей разных типов (П);

- использование знаково – символических средств (П);

- подведение под понятие (П);

- установление причинно – следственных связей (П);

- выполнение действий по алгоритму (П);

- осознание и произвольное построение речевого высказывания

(П);

- построение логической цепи рассуждений. Доказательство (П);

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

(К);

- адекватное использование речевых средств для решения

коммуникационных задач (К);

- формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К);

- учёт разных мнений, коордирование разных позиций (К);

- использование критериев для обоснование своего суждения (К);

- достижение договорённостей и согласование общего решения (К);

- управление поведением партнёра (К);

- осознание ответственности за общее дело (Л);

- следование в поведении моральным нормам и этическим

требованиям (Л).

7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. (3 мин)

Цель этапа: самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях.

- Выполнение самостоятельной работы. (решение типовых заданий)

- Самопроверка. (по эталону для самопроверки)

- Коррекция ошибок.

- Ситуация успеха.

Требование к этапу

УУД

1.Организовать самостоятельное

выполнение учащимися типовых заданий на

новый способ действия.

2. Организовать соотнесение работы с

эталоном для самопроверки (в случае, когда

учащиеся начинают осваивать процедуру

грамотного самоконтроля возможно

соотнесение работы с подробным

образцом).

3. Организовать вербальное сопоставление

работы с эталоном для самопроверки (в

случае, когда учащиеся начинают осваивать

- анализ, синтез, сравнение, обобщение,

аналогия., классификация (П);

- извлечение из текста необходимой

информации (П);

- использование знаково – символических

средств (П);

- подведение под понятие (П);

- выполнение действий по алгоритму (П);

- доказательство(П);

- контроль(Р);

- коррекция (Р);

- оценка (Р);

процедуру грамотного самоконтроля

возможно вербальное соотнесение работы с

подробным образцом). ( в случае, когда

способ действия состоит из нескольких

шагов – организация пошаговой проверки)

4. По результатам выполнения

самостоятельной работы организовать

рефлексию деятельности по применению

нового способа действий.

- волевая саморегуляция в ситуации

затруднения(Р);

- осознание и произвольное построение

речевого высказывания (П);

- выражение своих мыслей с достаточной

полнотой и точностью (К);

- использование критериев для обоснования

своего суждения (К).

8. Включение в систему знаний и повторение.

Цель этапа: включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление

ранее изученного.

- Границы применения нового знания.

- Задания, в которых новое знание связывается с ранее изученным.

- Задание на повторение.

- Задания на пропедевтику изучения последующих тем.

Требование к этапу

УУД

1.Организовать

выявление типов

заданий, где

используется новый

способ действия.

2.Организовать

повторение учебного

содержания,

необходимого для

обеспечения

содержательной

непрерывности

- нравственно – этическое оценивание усваиваемого

содержания (Л);

- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия.,

классификация (П);

- понимание текстов, извлечение необходимой информации (П);

- подведение под понятие (П);

- моделирование, преобразование модели (П);

- использование знаково – символических средств (П);

- установление причинно – следственных связей (П);

- выведение следствий (П);

- самостоятельное создание алгоритмов действий;

- выполнение действий по алгоритму (П);

- построение логической цепи рассуждений, доказательство (П);

- осознание и произвольное построение речевого высказывания

(П);

- контроль, коррекция, оценка (Р);

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

(К);

- формулирование и аргументация своего мнения и позиции в

коммуникации (К);

- учёт разных мнений, координирование разных позиций (К);

- использование критериев для обоснования своего суждения (К);

- достижение договорённостей и согласование общего решения

(К);

- постановка вопросов (К);

- адекватное использование речевых средств для решения

коммуникационных задач (К);

- управление поведением партнёра (К);

- осознание ответственности за общее дело (Л);

- следование в поведении моральным нормам и этическим

требованиям (Л).

9.

Рефлексия учебной деятельности на уроке. (3 мин)

Цель этапа: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на

уроке, осознание метода нового знания.

- Рефлексия нового содержания.

- Рефлексия учебной деятельности.

- Самооценка деятельности.

- Домашнее задание.

Требование к этапу

УУД

1. Организовать фиксацию нового

содержания, изученного на уроке.

2.Организовать рефлексивный

анализ учебной деятельности с точки

зрения выполнения требований,

известных учащимся.

3. Организовать оценивание

учащимися собственной

деятельности на уроке.

4. Организовать фиксацию

неразрешённых затруднений на

уроке как направлений будущей

учебной деятельности.

5. Организовать обсуждение и запись

домашнего задания.

- рефлексия способов и условий действия (П);

- контроль и оценка процесса и результатов

деятельности (П);

- самооценка на основе критерия успешности

(Л);

- адекватное понимание причин успеха

(неуспеха) в учебной деятельности (Л);

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой

и точностью (К);

- формулирование и аргументация своего мнения и

позиции в коммуникации (К);

- использование критериев для обоснования своего

суждения (К);

- планирование учебного сотрудничества (К);

- следование в поведении моральным нормам и

этическим требованиям (Л).



В раздел образования