Автор: Сергиевская Лариса Павловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: СОШ №3
Населённый пункт: г. Белоярский ХМАО-Югра
Наименование материала: методические рекомендации
Тема: "Технология деятельностного метода обучения как средство формирования универсальных учебных действий младшего школьника"
Раздел: начальное образование
«Технология деятельностного метода обучения как средство формирования
универсальных учебных действий младшего школьника»
Этапы урока:
1.
Мотивация к учебной деятельности.
2.
Актуализация знаний и пробное учебное действие.
3.
Выявление места и причины затруднения.
4.
Построение проекта выхода из затруднения.
5.
Реализация построенного проекта.
6.
Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
7.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
8.
Включение в систему знаний и повторение.
9.
Рефлексия учебной деятельности на уроке.
1.
Мотивация к учебной деятельности. (1 – 2 мин)
Цель этапа: включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.
- Что значит уметь учиться?
- Хочу учиться.
- Могу учиться.
- Зачем надо учиться?
Требования к этапу
УУД
1.Организовать актуализацию требований к ученику
со стороны учебной деятельности ( «надо»).
2.Организовать деятельность учащихся по установке
тематических рамок («могу»).
3.Создать условия для возникновения у ученика
внутренней потребности включения в учебную
деятельность («хочу»)
- самоопределение (Л);
- смыслообразование (Л);
- целеполагание (П)
- планирование учебного
сотрудничества с учителем и
сверстниками (К)
2.
Актуализация знаний и пробное учебное действие. (4мин)
Цель этапа: готовность мышления и осознание потребности к построению нового
способа действия.
-Актуализация необходимых ЗУН.
- Обощение ЗУН.
- Пробное учебное действие.
- Фиксация затруднения
Требования у этапу
УУД
1.Организовать актуализацию изученных
способов действий, достаточных для
построения нового знания.
2.Зафиксировать актуализированные
способы действия в речи.
3. Зафиксировать актуализированные
способы действия в знаках (эталоны)
4.Организовать обобщение
актуализированных способов действий.
5. Организовать актуализацию
мыслительных операций, достаточных для
построения нового знания.
6.Мотивировать к пробному действию
(«надо» - «могу» - «хочу»).
7. Организовать самостоятельное
выполнение пробного действия.
- анализ, синтез, сравнение, обобщение,
аналогия., классификация (П);
- извлечение необходимой информации из
текстов (П);
- использование знаково – символических
средств (П);
- осознание и произвольное построение
речевого высказывания (П);
- выполение пробного учебного действия
(Р);
- фиксирование индивидуального
затруднения в пробном действии (Р);
- волевая саморегуляция в ситуации
затруднения (Р);
- выражение своих мыслей с достаточной
полнотой и точностью (К);
8.Организовать фиксацию
индивидуальных затруднений в
выполнении учащимися пробного
действия или в его обосновании.
- аргументация своего мнения и позиция в
коммуникации (К);
- учёт разных мнений (К);
- использование критериев для
обоснования своего суждения (К).
3.
Выявление места и причины затруднения. (2 мин)
Цель этапа: выявление и фиксация места и причины затруднения.
- Перестаю действовать – начинаю думать.
- Что я делал, какие знания применял.
- Где возникло затруднение? (место)
- Почему оно возникло? (причина)
Требовании к этапу
УУД
1.Организовать восстановление
выполненных операций.
2. Организовать фиксацию места
(шаги, операции), где возникло
затруднение.
3.организовать соотнесение своих
действий с используемыми
эталонами (алгоритмом, понятием
и т. д ).
4. На этой основе организовать
выявление и фиксацию во внешней
речи причины затруднения – тех
конкретных знаний, умений или
способностей, которых недостаёт
для решения исходной задачи и
задач такого класса или типа
вообще.
- анализ, синтез, сравнение, обобщение,
аналогия., классификация (П);
- подведение под понятие (П);
- определение основной и второстепенной
информации(П);
- постановка и формулирование проблемы (П);
- структурирование знаний(П);
- осознание и произвольное построение речевого
высказывания (П);
- волевая саморегуляция в ситуации затруднения(Р);
- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и
точностью (К);
- аргументация своего мнения и позиции в
коммуникации (К);
- учёт разных мнений, координирование разных
позиций (К);
- разрешение конфликтов (К).
4.
Построение проекта выхода из затруднения. (2 мин)
Цель этапа: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств её
реализации.
- Какое знание строю, чему учусь.
- Как строю и с помощью чего. (выбор способа и средств)
- План построения нового знания
Требования к этапу
УУД
Организовать
построение проекта
выхода из затруднения:
1.Учащиеся ставят
цель проекта ( целью
является устранение
причины
возникновения
затруднения).
2.Учащиеся уточняют
и согласовывают тему
урока.
- самоопределение (Л);
- смыслообразование (Л);
- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия.,
классификация (П);
- самостоятельное выявление и формулирование
познавательной цели (П);
- поиск и выделение необходимой информации из текстов (П);
- выбор наиболее эффективных способов решения задач (П);
- планирование (Р);
- прогнозирование (Р);
- структурирование знаний (П);
- осознание и произвольное построение речевого высказывания
3. Учащиеся
определяют средства
( алгоритмы, модели,
справочники и т. д.)
4. Учащиеся
формулируют шаги,
которые необходимо
сделать для
реализации
поставленной цели).
(П);
- волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);
- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью
(К);
- аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);
- учёт разных мнений (К);
- использование критериев для своего суждения (К);
- планирование учебного сотрудничества с учителем и
сверстниками (К);
- разрешение конфликтов (К).
5.
Реализация построенного проекта.(7мин., работа в группах)
Цель этапа: построение и фиксация нового знания.
- Реализация построенного проекта.
- Фиксация нового знания в речи и знаково (эталон).
- Решение задач, вызвавших затруднение.
Требование к
этапу
УУД
1.Организовать
реализацию
построенного
проекта в
соответствии с
планом.
2. Организовать
фиксацию
нового способа
действия в речи.
3. Организовать
фиксацию
нового способа
действия в
знаках ( с
помощью
эталона).
4. Организовать
фиксацию
преодоления
затруднения.
5. Организовать
уточнение
общего
характера
нового знания
( возможность
применения
нового способа
действия для
решения всех
заданий
- смыслообразование (Л);
- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия., классификация (П);
- волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);
- познавательная инициатива (Р);
- выражение гипотиз и их обоснование (П);
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели
(П);
- поиск необходимой информации из текстов (П);
- использование знаково – символических средств (П);
- моделирование и преобразование моделей разных типов
( предметы, схемы, знаки и т. д. ) (П);
- устанавливание причинно – следственных связей (П);
- самостоятельное создание способов решения проблем твореского и
поискового характера на основе метода рефлексивной
самоорганизации (П);
- осознание и произвольное построение речевого высказывания (П);
- построение логической цепи рассуждений, доказательств (П);
- нравственно – этическое оцениваниеусваиваемого содержания (Л);
- осознание ответственности за общее дело (Л);
- следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям
(Л);
- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью
(К);
- адекватное использование речевых средств для решения
коммуникационных задач (К);
- формулирование и аргументация своего мнения и позиции в
коммуникации (К);
- учёт разных мнений, координирование разных позиций (К);
- использование критериев для обоснования своего суждения (К);
- достижение договорённостей и согласование общего решения (К);
- разрешение конфликтов (К).
данного типа).
6.
Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.(5 мин)
Цель этапа: применение нового знания в типовых заданиях.
- Решение типовых заданий на новое знание.
- Проговаривание во внешней речи. ( всеми учащимися)
Требование к
этапу
УУД
1.Организовать
усвоение детьми
нового способа
действий при
решении данного
класса задач с их
проговариванием
во внешней речи:
- фронтально;
- в парах или
группах
- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия., классификация
(П);
- извлечение из текста необходимой информации (П);
- моделирование и преобразование моделей разных типов (П);
- использование знаково – символических средств (П);
- подведение под понятие (П);
- установление причинно – следственных связей (П);
- выполнение действий по алгоритму (П);
- осознание и произвольное построение речевого высказывания
(П);
- построение логической цепи рассуждений. Доказательство (П);
- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью
(К);
- адекватное использование речевых средств для решения
коммуникационных задач (К);
- формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К);
- учёт разных мнений, коордирование разных позиций (К);
- использование критериев для обоснование своего суждения (К);
- достижение договорённостей и согласование общего решения (К);
- управление поведением партнёра (К);
- осознание ответственности за общее дело (Л);
- следование в поведении моральным нормам и этическим
требованиям (Л).
7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. (3 мин)
Цель этапа: самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях.
- Выполнение самостоятельной работы. (решение типовых заданий)
- Самопроверка. (по эталону для самопроверки)
- Коррекция ошибок.
- Ситуация успеха.
Требование к этапу
УУД
1.Организовать самостоятельное
выполнение учащимися типовых заданий на
новый способ действия.
2. Организовать соотнесение работы с
эталоном для самопроверки (в случае, когда
учащиеся начинают осваивать процедуру
грамотного самоконтроля возможно
соотнесение работы с подробным
образцом).
3. Организовать вербальное сопоставление
работы с эталоном для самопроверки (в
случае, когда учащиеся начинают осваивать
- анализ, синтез, сравнение, обобщение,
аналогия., классификация (П);
- извлечение из текста необходимой
информации (П);
- использование знаково – символических
средств (П);
- подведение под понятие (П);
- выполнение действий по алгоритму (П);
- доказательство(П);
- контроль(Р);
- коррекция (Р);
- оценка (Р);
процедуру грамотного самоконтроля
возможно вербальное соотнесение работы с
подробным образцом). ( в случае, когда
способ действия состоит из нескольких
шагов – организация пошаговой проверки)
4. По результатам выполнения
самостоятельной работы организовать
рефлексию деятельности по применению
нового способа действий.
- волевая саморегуляция в ситуации
затруднения(Р);
- осознание и произвольное построение
речевого высказывания (П);
- выражение своих мыслей с достаточной
полнотой и точностью (К);
- использование критериев для обоснования
своего суждения (К).
8. Включение в систему знаний и повторение.
Цель этапа: включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление
ранее изученного.
- Границы применения нового знания.
- Задания, в которых новое знание связывается с ранее изученным.
- Задание на повторение.
- Задания на пропедевтику изучения последующих тем.
Требование к этапу
УУД
1.Организовать
выявление типов
заданий, где
используется новый
способ действия.
2.Организовать
повторение учебного
содержания,
необходимого для
обеспечения
содержательной
непрерывности
- нравственно – этическое оценивание усваиваемого
содержания (Л);
- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия.,
классификация (П);
- понимание текстов, извлечение необходимой информации (П);
- подведение под понятие (П);
- моделирование, преобразование модели (П);
- использование знаково – символических средств (П);
- установление причинно – следственных связей (П);
- выведение следствий (П);
- самостоятельное создание алгоритмов действий;
- выполнение действий по алгоритму (П);
- построение логической цепи рассуждений, доказательство (П);
- осознание и произвольное построение речевого высказывания
(П);
- контроль, коррекция, оценка (Р);
- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью
(К);
- формулирование и аргументация своего мнения и позиции в
коммуникации (К);
- учёт разных мнений, координирование разных позиций (К);
- использование критериев для обоснования своего суждения (К);
- достижение договорённостей и согласование общего решения
(К);
- постановка вопросов (К);
- адекватное использование речевых средств для решения
коммуникационных задач (К);
- управление поведением партнёра (К);
- осознание ответственности за общее дело (Л);
- следование в поведении моральным нормам и этическим
требованиям (Л).
9.
Рефлексия учебной деятельности на уроке. (3 мин)
Цель этапа: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на
уроке, осознание метода нового знания.
- Рефлексия нового содержания.
- Рефлексия учебной деятельности.
- Самооценка деятельности.
- Домашнее задание.
Требование к этапу
УУД
1. Организовать фиксацию нового
содержания, изученного на уроке.
2.Организовать рефлексивный
анализ учебной деятельности с точки
зрения выполнения требований,
известных учащимся.
3. Организовать оценивание
учащимися собственной
деятельности на уроке.
4. Организовать фиксацию
неразрешённых затруднений на
уроке как направлений будущей
учебной деятельности.
5. Организовать обсуждение и запись
домашнего задания.
- рефлексия способов и условий действия (П);
- контроль и оценка процесса и результатов
деятельности (П);
- самооценка на основе критерия успешности
(Л);
- адекватное понимание причин успеха
(неуспеха) в учебной деятельности (Л);
- выражение своих мыслей с достаточной полнотой
и точностью (К);
- формулирование и аргументация своего мнения и
позиции в коммуникации (К);
- использование критериев для обоснования своего
суждения (К);
- планирование учебного сотрудничества (К);
- следование в поведении моральным нормам и
этическим требованиям (Л).