Напоминание

программа "Расти здоровым"


Автор: Коноркина Виктория Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: СМБУСОССЗН "Краснояружский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних"
Населённый пункт: п.Красная Яруга, Краснояружский район, Белгородская область
Наименование материала: программа дополнительного образования
Тема: программа "Расти здоровым"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Специализированное муниципальное бюджетное учреждение социального обслуживания системы

социальной защиты населения «Краснояружский социально-реабилитационный центр для

несовершеннолетних»

Программа рассмотрена и

утверждена на заседании

педагогического совета

СМБУСОССЗН

«Краснояружский

социально-реабилитационный

центр для несовершеннолетних»

Протокол № ___

от «___» ______________20__ г.

Утверждаю:

Директор

СМБУСОССЗН

«Краснояружский

социально-реабилитационный

центр для несовершеннолетних»

_______________ С. В. Попинанченко

Приказ № ____ от «___» _________20__ г.

Дополнительная общеобразовательная

(общеразвивающая) программа

«Расти здоровым»

Автор: Коноркина В.Ю. воспитатель

Возраст воспитанников: 7 -17 лет

Срок реализации: 1 год

Год создания:2019 г.

п. Красная Яруга

2019 г.

СОДЕРЖАНИЕ

1.Пояснительная записка…………………………………………..………..……3

1.1. Цель и задачи программы……………………………………………………4

1.2 Организация образовательного процесса…………………………………...6

1.3 Формы и методы обучения………………………………………………..….7

1.4. Ожидаемые результаты реализации программы………………….………8

2. Учебно-тематический план программы……………………………………..13

3. Содержание программы………………………………………………….......15

4. Материально-техническое и методическое обеспечение программы …….19

5. Работа с родителями…………………………………………………………..19

6. Список использованной литературы ………………………………………21

Приложения……………………………………………………………………...22

1.Пояснительная записка

2

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа

«Расти

здоровым»

имеет социально-педагогическую

направленность.

Программа

адресована детям социально-реабилитационного центра для

несовершеннолетних,

попавшим

в

трудную

жизненную

ситуацию

в

возрасте

от

7

до

17

лет. Программа

является

модифицированной,

составлена на основе авторских программ:

«Формирование здорового образа

жизни у воспитанников детских домов» (Малютина О. В., Плошкина Н. В.),

«Дорога к здоровью» (Гаркуша Н.С.)

Модификация программы произведена за счет уменьшения количества

часов, отводимых на изучение программы, а также расширения возрастного

диапазона обучающихся за счет индивидуализированного подхода к каждому

ребенку. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп

развития

специальных

умений

и

навыков,

степень

продвинутости

по

образовательному маршруту, уровень самостоятельности, умение работать в

коллективе, возраст.

Проблема сохранения здоровья и привития навыков здорового образа

жизни среди воспитанников социально-реабилитационного центра особенно

актуальна и обусловлена особенностью детей, поступающих в учреждение.

Неблагополучные социальные условия наряду с плохой наследственностью

вызывают

задержку

физического

развития,

депривационные

состояния,

психоэмоциональную неустойчивость, хронические заболевания. Дети имеют

весьма поверхностные представления о здоровом образе жизни. Жизненный

опыт, который дети получали ранее в семье, на улице, способствовал раннему

пристрастию

к

курению,

алкоголю

и

пробе

наркотиков.

В

связи,

с

чем

возникает необходимость создания условий, направленных на укрепление

здоровья и привития навыков здорового образа жизни, сохранение здоровья

физического,

психического

и

духовного.

Следует

обеспечить

ребенку

возможность сохранения здоровья за период реабилитации, сформировать у

него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни,

научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Педагогическая

целесообразность

объясняется

использованием

разнообразных

форм

проведения

занятий,

которые

обеспечивают

возможность

индивидуального

подхода

к

каждому

ребенку,

а

также

её

практическая направленность, которая реализуется посредством различных

форм работы: тренинговые занятия, метод «мозгового штурма», дискуссия и

т. д .

Используемые

в

рамках

данной

программы

методы

и

приёмы

закладывают

основу

для

дальнейшего

конструктивного

направленного

становления личности ребенка, его способности выстраивать собственную

социально одобряемую жизненную позицию.

В рамках данной программы

3

акцент делается на использовании материалов мультимедийной презентации

с целью облегчения процесса усвояемости обучающимися нового материала

и как форма подведения итогов занятия.

Новизна

предлагаемой

программы обусловлена

увеличением

количества

детей,

поступающих

в

социально-реабилитационный

центр,

имеющих

низкий

уровень

культуры

здоровья,

хронические

заболевания

различных органов и систем организма, не позволяющие им выдерживать

соответствующие возрасту физические и умственные нагрузки, проявление

зависимостей, связанные с курением, алкоголизмом и наркоманией. Данные

проявления в основном характеризуют детей из неблагополучных семей, в

связи с отсутствием должного внимания к здоровью ребенка со стороны

родителей.

1.1. Цель и задачи программы

Цель

программы:

формирования

знаний,

установок,

личностных

ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление

физического

и

психического

здоровья

как

одного

из

ценностных

составляющих,

способствующих

познавательному

и

эмоциональному

развитию обучающихся.

Задачи программы:

научить осознанно выбирать поступки, поведение, позволяющие

сохранять и укреплять здоровье;

сформировать представление об основных компонентах культуры

здоровья и здорового образа жизни;

развивать устойчивую мотивацию к ведению здорового образа

жизни;

обучать правилам личной гигиены, готовности самостоятельно

поддерживать свое здоровье

;

сформировать представление о правильном (здоровом) питании,

его режиме, структуре, полезных продуктах, витаминах;

обучать

позитивному

общению

с

окружающими

их

людьми:

уметь управлять своими переживаниями и разрешать возникшие конфликты

без ущерба для себя и окружающих;

обучать правилам личной гигиены, готовности самостоятельно

поддерживать свое здоровье

;

дать

представление

с

учётом

принципа

информационной

безопасности

о

негативных

факторах

риска

здоровью

детей

(сниженная

4

двигательная активность, переутомления и т. п.), об их пагубном влиянии на

здоровье.

Психолого-педагогические

условия,

обеспечивающие

успешную

реализацию программы:

учет психолого-физиологических и индивидуально-личностных

особенностей

обучающихся,

их

поведенческого,

эмоционального

и

коммуникативного опыта;

свободное доверительное общение педага с обучающимися;

создание условий для повышения самооценки обучающихся и

повышения

у

них

уверенности

в

собственных

силах

и

возможностях:

словесные поощрения, создание положительных форм общения, ситуации

успеха;

создание

культурной

среды,

единого

образовательного

пространства:

мультимедийные

презентации,

смена

видов

деятельности,

интересные и познавательные упражнения и задания.

Принципы обучения и воспитания

В основы данной программы положены следующие методологические

принципы:

принцип

системности

и

последовательности:

программа

представляет

собой

систематизированное,

структурированное

изложение

методического

материала

по

работе

с

обучающимися

7-17

лет

в

форме

групповых занятий;

принцип

лично стного

подхода:

р а з в и т и е

л и ч н о с т и

рассматривается

в

единстве

и

взаимосвязи

с

физическим

и

общим

психическим развитием обучающихся, что отражено в задачах и содержании

программы. Взаимодействие с обучающимися опирается на естественные

процессы и походит в зоне ближайшего развития, в атмосфере признания

ценности его творческого потенциала, уникальности их личности;

принцип сознательности и активности обучающихся: успешное

формирование

навыков,

развитие

способностей

обучающихся

напрямую

зависит

от

их

сознательного

отношения

к

процессу

обучения

и

заинтересованности в нём;

принцип

доступности

при

необходимой

степени

трудности:

обучение происходит с учетом возрастных особенностей и индивидуальных

различий;

5

принцип

наглядности:

эффективность

обучения

зависит

от

целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и переработке

информации;

принцип комплексности: программа построена таким образом,

что позволяет решать педагогические и коррекционно-развивающие задачи с

учетом взаимодействия всех факторов: состояния здоровья обучающихся,

оказывающего

влияние

на

их

работоспособность,

сложности

задания,

времени проведения занятия, интенсивности работы;

принцип

единства

образовательной,

развивающей

и

воспитательной функции обучения: программа направлена на всестороннее

развитие личности обучающихся, на формирование у них знаний, умений и

навыков, на развитие нравственных качеств и формирование оптимальной

социальной модели поведения.

принцип

творческой

активности: обеспечение

обучающимся

возможности

понять

и

попробовать

новые

способы

поведения

и

экспериментировать с ними.

принцип исследовательской позиции: обеспечение обучающимся

возможности самостоятельного поиска решения проблем методом «проб и

ошибок» и методом коллективного решения проблем («мозговой штурм»);

принцип

партнерского

общения:

обучение

обучающихся

принятию решений с учетом мнения и состояния окружающих.

принцип

объективизации

поведения:

создание

условий

для

эффективной обратной связи.

1.2 Организация образовательного процесса

Программа

«Расти

здоровым»

состоит

из

двух

взаимодополняемых

разделов:

1 раздел – «Основы здоровья и ЗОЖ»;

2 раздел – «Сделай свой выбор».

Педагог

может

варьировать

последовательность

изучения

тем

по

программе,

что

отражается

в

календарно-тематическом

плане

(на

начало

учебного года), при этом объем изучаемого материала сохраняется.

Программа рассчитана на детей 7-17 лет (разновозрастная группа).

Набор

обучающихся

в

группу

основывается

на

желании

детей

и

их

родителей. Количество детей в группе - не более 12 человек.

В состав группы

могут входить как представители одного пола, так и представители разных

полов.

6

Ввиду

непродолжительного

времени

пребывания

воспитанников

в

учреждении, учебный материал программы рассчитан на один учебный год.

Общее количество часов по программе – 36. Занятия проходят 1 раз в неделю,

по 1 занятию (продолжительность 1 занятия- 45 минут). Занятия проводятся

во вторую половину дня.

Воспитательные мероприятия в объединении проводятся согласно

ежемесячных планов воспитательно-реабилитационной работы и включают в

себя: тематические праздничные мероприятия, социальные акции, беседы,

экскурсии

и

т.п.

Кроме

этого

обучающиеся

воспитанники

активно

привлекаются к участию в конкурсах всех уровней (в том числе интернет-

конкурсах).

Программа

реализуется

в

тесном

сотрудничестве

с ОГБУЗ

«Краснояружская ЦРБ», в рамках которого будут организованы встречи и

экскурсии.

Кроме

этого

педагог

взаимодействует

с

медицинской

сестрой

и

педагогом-психологом учреждения на предмет контроля за физическим и

психологическим здоровьем обучающихся.

1.3. Формы и методы обучения

Реализация

содержания

данной

программы

осуществляется

через

регламентируемые

(занятия)

и

нерегламентируемые

виды

деятельности

(режимные

моменты,

самостоятельная

и

совместная

деятельность

обучающихся и т.п.).

Формы организации деятельности обучающихся воспитанников на

занятии – индивидуальные, подгрупповые, групповые.

Для успешного решения вышеназванных целей и задач программы в

условиях

реабилитационного

центра

используются

следующие формы

проведения занятий:

-беседа;

-дискуссия;

-викторина;

-тренинг;

-игра (деловая игра, ролевая игра);

-тематические конкурсы и выставки;

-защита проектов;

-эксперимент;

-акция;

-экскурсия.

7

Теоретическая

часть

занятия

дается

в

форме

бесед,

с

просмотром

иллюстративного

материала,

презентации,

видео-роликов

и

закрепляется

практическим освоением темы.

Методы обучения (по способу организации занятий):

Словесные:

устное изложение;

беседа, объяснение;

анализ текста;

мозговой штурм;

диалог, дискуссия.

Наглядные:

показ мультимедийных презентаций;

наблюдение;

работа по образцу;

иллюстрация и демонстрация.

Практические:

тренинговые упражнения;

дидактические упражнения;

действия по образцу;

проективные техники;

психотехнические приемы (техники медитации и самовнушения).

Методы

обучения

(по

уровню

организации

деятельности

обучающихся):

объяснительно-иллюстративные;

репродуктивные;

частично-поисковые;

исследовательские.

1.4. Ожидаемые результаты реализации программы

К концу обучения по программе «Наследие» каждый обучающийся

воспитанник

Должен знать:

-составляющие здоровья;

-правила личной гигиены и здорового образа жизни;

-основные группы питания;

-защитные силы организма;

-о здоровьесберегающих технологиях;

8

-о вреде табака, алкоголя, ПАВ;

-правила соблюдения режима дня;

-правила поведения в условиях ЧС.

Должен уметь:

-ответственно относиться к своему здоровью;

-управлять своим эмоциональным состоянием;

-соблюдать правила личной гигиены;

-ухаживать за кожей, глазами, зубами;

-правильно распределять свой рацион питания;

-преодолевать психологические установки, препятствующие развитию

личности;

-совершать самостоятельный выбор в пользу ЗОЖ;

-ставить цель, достигать ее и оценивать результат.

-соблюдать правила техники безопасности.

Аттестация обучающихся по программе «Расти здоровым».

Анализ освоения программного материала осуществляется три раза в

год:

1.Входная (начальная) аттестация проводится в начале реализации

программы (в течение первых 10 дней).

Цель

входной

аттестации:

определение

уровня

осведомленности

обучающихся

на

начальном

этапе

реализации

программы:

об

основных

составляющих

здорового

образа

жизни,

об

основах

здоровья

и

его

зависимости от вредных привычек.

2.Промежуточная аттестация проводится в конце декабря.

Цель

промежуточной

атте стации:

о п р е д е л е н и е

у р о в н я

осведомленности

обучающихся

на

промежуточном

этапе

реализации

программы: об основных составляющих здорового образа жизни, об основах

здоровья и его зависимости от вредных привычек.

3

.

Итоговая

аттестация

проводится

при

завершении

работы

программы «Расти здоровым».

Цель

итоговой

аттестации:

проверка

степени

и

уровня

усвоения

программы.

Входная,

промежуточная

и

итоговая

аттестация

имеют

одинаковые

содержание и критерии оценки, т.к. это позволяет провести сравнительный

анализ результатов обучения.

Педагогический контроль полученных знаний, умений и навыков по

программе проводится по результатам педагогического наблюдения, бесед и

9

анкетирования (Методика «Гармоничность образа жизни школьников» (Н.С.

Гаркуша), Методика «Уровень владения школьниками культурными нормами

в

с фере

здоровья»

(Н.С.

Гаркуша),

Участие

школьников

в

здоровьесберегающих

и

пропагандирующих

здоровый

образ

жизни

мероприятиях

(Н.С.

Гаркуша))

(Приложение

№1,

Приложение

№2,

Приложение №3).

Оценка

уровня

усвоения

обучающимися

программного

материала

исследуется в следующих направлениях:

1.Понимание

ценности

и

значимости

здоровья,

ведения

здорового

образа жизни.

2. Наличие навыков гигиены и самообслуживания.

3. Вредные привычки.

4. Ответственность за употребление ПАВ.

5 . Вхождение

в

возрастной

режим

(подъем,

отбой,

дневной

сон,

питание).

6. Отношение к наркотикам, алкоголю и курению.

7. Наличие знаний о правильном питании.

8. Физическая активность.

9. Наличие знаний о закаливании.

10. Компьютерное влияние.

11. Психологическое здоровье.

12. Наличие знаний о правилах поведения в условиях ЧС.

13. Наличие знаний и навыков оказания первой помощи.

Форма оценки: низкий, средний, высокий уровень.

Критерии оценки: низкому уровню знаний обучающихся соответствует

1 балл, среднему уровню знаний – 2 балла, высокому уровню знаний – 3

балла. В конце подсчитывается общая сумма баллов.

Параметры

Уровень сформированности

Низкий

(1 балл)

Средний

(2 балла)

Высокий (3 балла)

Понимание

ц е н н о с т и

и

значимости

здоровья,

ведения

здорового

образа жизни.

Безответственно

о т н о с и т ь с я

к

своему здоровью.

Недостаточно

ответственно

о т н о с и т ь с я

к

своему здоровью.

Ответственно

о т н о с и т ь с я

к

своему здоровью.

10

Наличие

навыков

г и г и е н ы

и

самообслуживан

ия.

Отсутствуют

навыки гигиены и

самообслуживани

я.

Навыками

г и г и е н ы

и

самообслуживани

я

в л а д е е т

частично.

Соблюдает

правила

личной

гигиены,

у х а ж и в а е т

з а

кожей,

глазами,

зубами.

Вредные

привычки.

Имеет

вредные

привычки.

Подвержен

пагубному

влиянию вредных

привычек.

Не имеет вредных

привычек.

Ответственност

ь за

употребление

ПАВ.

Н е

з н а е т

м е р

ответственности

за

употребление

ПАВ.

Недостаточно

о сведомлен

о б

ответственности

за

употребления

ПАВ.

З н а е т

п о л н у ю

степень

ответственности за

употребление

ПАВ.

В хож д е н и е

в

возрастной

режим

(подъем,

отбой,

дневной

сон, питание).

Н е

с о б л ю д а е т

р е ж и м

д н я ,

игнорирует

правила

проживания,

регулярно

нарушает

дисциплину.

Режим соблюдает

выборочно,

дисциплина

неудовлетворител

ьная.

Режим

соблюдает,

д ис циплину

н е

нарушает.

Отношение

к

наркотикам,

а л к о г о л ю

и

курению.

Проявляет

и н т е р е с

к

наркотикам,

а л к о г о л ю

и

курению.

Нейтральное

о т н о ш е н и я

к

наркотикам,

а л к о г о л ю

и

курению.

Отрицательное

о т н о ш е н и я

к

наркотикам,

а л к о г о л ю

и

курению.

Наличие знаний

о

правильном

питании.

Н е

в л а д е е т

з н а н и я м и

о

правильном

питании. Не знает

основные группы

питания.

Не

д о с т аточ н о

владеет знаниями

о

п р а в и л ь н о м

питании.

Знает

основные группы

питания.

Достаточно

владеет

знаниями

о

п р а в и л ь н о м

питании.

З н а е т

основные

группы

питания.

Физическая

активность.

Практически

не

занимается

физической

активностью.

Занимается

физической

активностью

от

случая к случаю,

в

о с н о в н о м

ограничивается

занятиями

физической

к у л ь т у р о й

в

Достаточное время

уделяет

физической

активности.

11

школе.

Наличие знаний

о закаливании.

Н е

в л а д е е т

з н а н и я м и

о

закаливании.

Не

знает

основные

виды

закаливания.

Не

д о с т аточ н о

владеет знаниями

о

зака ливании.

Знает

основные

виды

закаливания.

Периодически

проводит

процедуры

закаливания.

Достаточно

владеет

знаниями

о

п р а в и л ь н о м

питании.

З н а е т

о сновные

виды

закаливания.

Проводит

процедуры

закаливания

регулярно.

Компьютерное

влияние.

Н е

в л а д е е т

з н а н и я м и

о

влиянии

компьютера

на

здоровье

ч е л о в е к а .

Н е

о с в е д о м л е н

о

способах

профилактики

заболеваний,

с в я з а н н ы х

с

р а б о т о й

н а

компьютере.

П р о в о д и т

у

компьютера

всё

своё

свободное

время.

Не

д о с т аточ н о

владеет знаниями

о

в л и я н и и

компьютера

на

здоровье

человека.

Не

в

п о л н о й

м е р е

о с в е д о м л е н

о

способах

профилактики

заболеваний,

с в я з а н н ы х

с

р а б о т о й

н а

компьютере.

П р о в о д и т

у

компьютера

большое

количество

свободного

времени.

Достаточно

владеет

знаниями

о

в л и я н и и

ком п ь ют е р а

н а

здоровье человека.

Достаточно

о с в е д о м л е н

о

способах

профилактики

заболеваний,

с в я з а н н ы х

с

р а б о т о й

н а

компьютере.

П р о в о д и т

у

компьютера

нормативное

количество

свободного

времени.

Психологическо

е здоровье.

Безответственно

о т н о с и т ь с я

к

своему

психологическом

у

здоровью.

Не

владеет знаниями

и

навыками

по

преодолению

стрессовых

ситуаций.

Выражает

Недостаточно

ответственно

о т н о с и т ь с я

к

своему

психологическом

у

з д о р о в ь ю .

Частично владеет

з н а н и я м и

и

н а в ы к а м и

п о

преодолению

стрессовых

Ответственно

о т н о с и т ь с я

к

своему

психологическому

здоровью. Владеет

з н а н и я м и

и

н а в ы к а м и

п о

преодолению

стрессовых

ситуаций.

Выражает

12

негативные

э м о ц и й

в

социально

неприемлемых

формах.

с и т у а ц и й .

Н е

всегда

способен

выражать

негативные

э м о ц и и

в

социально

приемлемых

формах.

негативные

э м о ц и й

в

социально

приемлемых

формах.

Наличие знаний

о

п р а в и л а х

п о в е д е н и я

в

условиях ЧС.

Н е

в л а д е е т

з н а н и я м и

о

правилах

п о в е д е н и я

в

условиях ЧС.

Не

д о с т аточ н о

владеет знаниями

о

п р а в и л а х

п о в е д е н и я

в

условиях ЧС.

Достаточно

владеет

знаниями

правилах

п о в е д е н и я

в

условиях ЧС.

Наличие знаний

и

н а в ы к о в

оказания первой

помощи.

Н е

в л а д е е т

з н а н и я м и

и

навыками

оказания

первой

помощи.

Не

д о с т аточ н о

владеет знаниями

и

н а в ы к а м и

оказания

первой

помощи.

Достаточно

владеет

знаниями

и

н а в ы к а м и

оказания

первой

помощи.

Подсчитывается общая сумма баллов

0-13 баллов

14-26 баллов

27-39 балов

Результаты анкетирования оцениваются в соответствии с ключами. По

результатам анкетирования проводится обобщение полученных результатов с

ц е л ь ю определения

общего

уровня

культуры

здоровья

обучающихся

(Приложение № 4)

Полученные результаты оформляются протоколами (Приложение №5,

Приложение№6).

Кроме этого педагогом в течение учебного года проводится текущий

контроль

с

целью выявления уровня овладения обучающимися знаниями,

умениями и навыками.

2. Учебно-тематический план программы

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Всего

Теория

Практик

а

1

Вводное занятие «Что мы знаем и

умеем». Входная аттестация.

1

0.5

0.5

2

Раздел 1. «Основы здоровья и

19

8

11

13

ЗОЖ»

2.1

«Ты дорожишь своим здоровьем?»

2

1

1

2.2

«Полезные и вредные привычки».

1

1

2.3

«Чистота – залог здоровья!»

2

1

1

2.4

«Сон – лучшее лекарство».

1

1

2.5

«Режим дня и здоровый организм».

2

1

1

2.6

«Правила правильного питания».

2

1

1

2.7

«Движение это жизнь».

2

1

1

2.8

«Закаливание».

1

1

2.9

«Влияние стресса на здоровье

человека».

1

1

2.10

«Зависимость здоровья человека от

окружающей среды».

1

1

2.11

«Сохранение здоровья в ЧС».

1

1

2.12

«Правила оказания первой

медицинской помощи».

3

3

3

Промежуточная аттестация.

1

0,5

0,5

4

Раздел 2. «Сделай свой выбор».

14

6

8

4.1

«Так ли безобидно пиво».

1

1

4.2

Курить, здоровью вредить.

2

1

1

4.3

«Говорим здоровью – ДА!».

1

1

4.4

«Я – ребенок, я – человек, или

тропинка, ведущая к бездне».

2

1

1

4.5

«Реклама табака и алкоголя. За и

1

1

14

против».

4.6

«Компьютер – враг или друг».

2

1

1

4.7

«Мы выбираем ЗОЖ».

1

1

4.8

«Всемирный день борьбы со

СПИДом».

1

1

4.9

«Международный день отказа от

курения».

1

1

4.10

«Умей сказать нет».

2

1

1

6

Итоговое занятие « Чему мы

научились». Итоговая аттестация

1

0,5

0,5

Всего:

36

15,5

20,5

3. Содержание программы

Тема

1.Вводное

занятие

«Что

мы

знаем

и

умеем».

Входная

(начальная) аттестация.

Теория: познакомить с содержанием программы, правилами техники

безопасности на занятиях.

Практика: анкетирование, беседа.

Раздел 1.«Основы здоровья и ЗОЖ»

Тема 1. «Ты дорожишь своим здоровьем?».

Теория: расширить знания обучающихся о здоровье и здоровом образе

жизни. Показать значимость здоровья для каждого учащегося и для общества

в

целом.

Способствовать

формированию

ценностного

отношения

к

собственному здоровью. Дискуссия «Что такое здоровый образ жизни ?».

Практика: тренинг «Время быть здоровым».

Тема 2. «Полезные и вредные привычки».

Практика: способствовать формированию ценностного отношения к

собственному здоровью. Тренинг «Здоровье или вредная привычка. Что

выбираешь ты?».

Тема 3. «Чистота – залог здоровья!»

15

Теория: дать понятие термину «гигиена».

Познакомить с основными

санитарно-гигиеническими нормами и правилами, позволяющими сохранить

и укрепить своё здоровье. Рассказать об основных болезнях кожи, связанных

с нарушением правил гигиены. Дать практические рекомендации по подбору

косметических средств для ухода за волосами, зубами, кожей лица и тела.

Практика: изготовление стен-газеты «Правила гигиены»».

Тема 4. «Сон – лучшее лекарство».

Теория: сформировать у обучающихся представление о значение сна

для жизни и здоровья человека, познакомить обучающихся с гигиеной сна.

Тема 5. «Режим дня и здоровый организм».

Теория: сформировать у обучающихся понятие о режиме дня, показать

важность его соблюдения. Познакомить с понятиями «биологические ритмы»

человека и рассказать об их влиянии на здоровье.

Практика: дать практические рекомендации по составлению режима

дня. Проект «Мой режим дня».

Тема 6. «Правила правильного питания».

Теория: сформировать у обучающихся представление о правильном и

полноценном

питании.

Значение

белков,

жиров,

углеводов,

минеральных

веществ

в

питании.

Витамины,

их

значение

для

организма

человека.

Авитаминоз и его последствия. Токсические вещества в продуктах питания.

Научить обучающихся самостоятельно выбирать полезные

продукты для

здорового, рационального питания.

Практика: эксперименты - «Вредная еда».

Тема 7. «Движение это жизнь».

Теория: расширить представление обучающихся о влиянии физической

активности на здоровье человека. Физкультминутки, зарядка, тренировка, их

роль в жизни человека. Влияние неправильной осанки на здоровье.

Практика: конкурс рисунков «Движение это жизнь».

Тема 8. «Закаливание».

Теория: сформировать у обучающихся представление о закаливании,

его пользе для здоровья. Познакомить с правилами и видами закаливания.

Беседы «Закаливание-путь к здоровью».

Тема 9. «Влияние стресса на здоровье человека».

16

Практика:

сформировать

представления

о

влиянии

стресса

на

физиологическое

и

душевное

здоровье

человека.

Сформировать

навыки

преодоления стрессовых ситуаций с помощью различных методов и приемов.

Изучение на практике форм и методов медитации для снятия умственного и

мышечного напряжения, а также упражнений на преодоление стрессовых

ситуаций и выражение негативных эмоций в социально приемлемых формах.

Тема 10. «Зависимость здоровья человека от окружающей среды».

Теория:

познакомить

учащихся

с

понятиями

«качество

жизни»,

«окружающая среда». Сформировать представление о влиянии окружающей

среды на качество жизни, особенно на здоровье человека. Познакомить со

способами улучшения качества жизни.

Тема 11. «Сохранение здоровья в ЧС».

Теория: сформировать знания умения и навыки по правилам поведения

в

экстремальных ситуациях.

Способствовать

формированию

серьезного

отношения к собственной жизни и к безопасности других людей.

Тема 12. «Правила оказания первой медицинской помощи».

Практика: сформировать знания умения и навыки по оказанию первой

медицинской

помощи.

Научить

применять

теоретические

знания

в

практической

деятельности

(умение

накладывать

повязки,

обрабатывать

раны, иммобилизация конечностей). Викторина «Первая помощь».

Тема 14. Промежуточная аттестация.

Теория:

беседа «Чему мы научились».

Практика: письменный опрос, беседа.

Раздел 2. «Сделай свой выбор»

Тема 1. «Так ли безобидно пиво».

Практика: сформировать у обучающихся представление об опасности

воздействия алкоголя на организм и поведение человека. Дискуссия «Пенный

вред».

Тема 2. Курить, здоровью вредить.

Теория: сформировать у обучающихся представление о необходимости

ведения

здорового

образа

жизни

и

его

пропаганде

среди

окружающего

населения. Дискуссия «Курить уже не модно!».

17

Практика: показ видеороликов о вреде курения. Составление плаката

«Мы против курения».

Тема 3. «Говорим здоровью – ДА!».

Теория:

показать

роль

спорта

в

личностном

развитии

человека

на

примере спортивных достижения земляков.

Тема 4. «Я – ребенок, я – человек, или тропинка, ведущая к бездне».

Т е о р и я : понятия

«наркотики»,

«зависимость

от

наркотиков».

Познакомить

обучающихся

с

негативными

последствиями

употребления

наркотических

веществ

и

с

мерами

наказания

за

употребление

и

распространение наркотиков. Беседа «Последствия наркозависимости».

Практика: ролевая игра «Ребенок и взрослый».

Тема 5.

«

Реклама табака и алкоголя. За и против».

Теория:

обсудить

цель

рекламы,

описать

рекламные

приёмы.

Сформировать умения различать скрытый смысл рекламы. Беседа «Правда или

ложь в рекламе».

Тема 6. «Компьютер – враг или друг».

Теория: обогатить жизненный опыт учащихся знаниями о влиянии

компьютера на здоровье человека и способах профилактики заболеваний.

Практика: проект «Компьютер и здоровье».

Тема 7.

«Мы выбираем ЗОЖ».

Практика: конкурс социальной рекламы «Мы выбираем ЗОЖ».

Тема 8. «Всемирный день борьбы со СПИДом».

Практика: изготовление буклетов, проведение акции на территории п.

Красная Яруга.

Тема 9. «Международный день отказа от курения».

Практика: изготовление буклетов, проведение акции на территории п.

Красная Яруга.

Тема 10. «Умей сказать нет».

Теория:

обучить

учащихся

способам

сопротивления

негативному

давлению

со

стороны

окружающих. Развить умение критически мыслить,

формировать, излагать и аргументировать собственную точку зрения.

Практика: ролевая игра «Умей сказать нет!».

18

Тема 11. Итоговое занятие «Чему мы научились». Итоговая

аттестация.

Теория: беседа «Чему мы научились».

Практика: подведение итогов работы за год. Итоговая диагностика.

Письменный опрос, беседа.

4. Материально-техническое и методическое

обеспечение программы

Методическое обеспечение программы:

методические разработки и планы-конспекты занятий;

методическая литература;

материалы для проведения входной, промежуточной и итоговой

аттестации;

мультимедийные презентации.

Материально-техническое обеспечение программы:

Помещение (учебный кабинет):

парта двухместная 4 шт.;

стул детский 8 шт.;

стул для педагога 1 шт.;

тумба для аппаратуры 1 шт.;

компьютер 1 шт.,

принтер 1 шт.;

телевизор «LG» 1 шт.,

DVD «Samsung» 1 шт.;

доска магнитно-маркерная 1 шт.

5.Работа с родителями

Работа с родителями включает в себя:

индивидуальные

консультации

с

обсуждением

результатов

продвижения ребенка;

тематические консультации;

анкетирование по удовлетворенности результатами деятельности

объединения;

совместные спортивно-массовые мероприятия;

19

размещение информации на официальном сайте учреждения о

проводимых мероприятиях

6. Список использованной литературы

20

1.Амосов

Н.М.

Энциклопедия

Амосова.

Алгоритм

здоровья

/

Н.М.

Амосов. — М.: «Издательство ACT»; Донецк: «Сталкер», 2002. — 590 с

2.Белоусов Д. Зобнинская А. Азбука здоровья :Москва 2004 61 с.

3.Гусева Н.А. Тренинг предупреждения вредных превычек у детей.

Программа профилактики злоупотребления

психоактивными веществами/

под научн. Ред. Л.М. Шипицыной. – СПб.: Речь, 2005. – 256 с.

4.ЕникееваД.Д.

Е63

Как

предупредить

алкоголизм

и

наркоманию

у

подростков: Учеб. пособие для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений. - М.:

Издательский центр «Академия», 1999. - 144 с.

5.Марков,

В.

В.

Основы

здорового

образа

жизни

и

профилактика

болезней : учеб. пособие / В. В. Марков. - Москва: Академия, 2001. - 320 с. -

(Высшее образование).

6.Чуменко,

Е.В.

Здоровый

образ

жизни.

Интерактивные

методы

обучения / Е.В. Чуменко. — Минск : А.Н. Вараксин, 2009. — 96 с.

21

Приложение №1

Методика «Гармоничность образа жизни школьников»

(Н.С. Гаркуша)

Инструкция. Отметьте знаком «+» пункты, характерные для Вашего

образа жизни.

Вопросы

1.

Как Вы оцениваете состояние своего здоровья?

а) хорошее; б) удовлетворительное;

в) плохое; г) затрудняюсь ответить.

2.

Занимаетесь ли Вы физической культурой или спортом?

а) да, занимаюсь;

б) нет, не занимаюсь.

3.

Как долго днём бываете на улице, на свежем воздухе?

а) чаще всего больше 2 часов;

б) около часа;

в) не более получаса или вообще не выхожу на улицу.

4.

Делаете ли утром следующее:

а) физическую зарядку; б) обливание;

в) плотно завтракаю; г) курите по дороге в

школу.

5.

Обедаете ли в школьной столовой?

а) да, регулярно;

б) иногда;

в) нет.

6.

В котором часу ложитесь спать?

а) до 21 часа;

б) между 21 и 22 часами;

в) после 22 часов.

7.

Употребляете ли Вы спиртные напитки, наркотические

вещества или курите?

а) да, активно;

б) изредка;

в) никогда.

8.

Как Вы чаще всего проводите свободное время?

а) занимаюсь в спортивной секции, кружке; б) провожу время с

друзьями;

в) читаю книги; г) помогаю по дому;

22

д) преимущественно смотрю телевизор (видео);

е) играю в компьютерные игры; ж) другое.

Бланк ответов

вопроса

Вариант ответа

а

б

в

г

д

е

ж

1

2

3

4

5

6

7

8

Су

мма

баллов:

Обработка результатов

Ответы оцениваются по десятибалльной шкале

вопроса

Вариант ответа

а

б

в

г

д

е

ж

1

10

5

0

0

2

10

0

3

10

5

0

4

10

10

0

0

5

10

5

0

6

10

5

0

7

0

5

10

8

10

5

5

5

0

0

0

Подсчитайте общее количество баллов.

Интерпретация

Высокий

уровень

110

80

баллов

осознанное

отношение

школьников

к

собственному

здоровью;

ведение

здорового

образа

жизни;

самостоятельное

целенаправленное

овладение

практическими

навыками

сохранения и преумножения здоровья.

Средний

уровень

75

50

баллов

частичное

понимание

школьниками

важности

сохранения,

укрепления

здоровья

и

ведения

23

здорового образа жизни, эпизодическое овладение практическими навыками

сохранения и преумножения здоровья.

Низкий уровень – 45 баллов и меньше – отсутствие у школьников

понимания

ценности

и

значимости

здоровья,

ведение

образа

жизни,

способствующего развитию болезней.

Приложение №2

24

Методика «Уровень владения школьниками

культурными нормами в сфере здоровья»

(Н.С. Гаркуша)

Цель: изучение уровня владения школьниками культурными нормами в

сфере здоровья.

Инструкция. Отметьте

знаком

«+»

характерные

для

Вас

пункты

утверждений в вопросах 1, 4, 5, 6, в вопросах 2 и 3 отметьте знаком «+» один

из предложенных ответов.

1. Занимаетесь ли Вы:

а) в школьной спортивной секции;

б) в спортивной секции других учреждений;

в) чтением научной литературы о сохранении своего здоровья;

г) просмотром передач на тему здоровья;

д) употреблением витаминов;

е) чтением энциклопедий для юношей и девушек.

2.Как часто участвуете в спортивных мероприятиях, организуемых

после уроков:

а) вообще никогда не участвую;

б) очень нерегулярно;

в) раз или два в неделю;

г) три и более раз в неделю.

3.На уроках физической культуры вы занимаетесь:

а) с полной отдачей;

б) без желания;

в) лишь бы не ругали.

4.Какие у Вас отношения с окружающими людьми (родителями,

друзьями, учителями):

а) полное взаимопонимание;

б) доверительные;

в) уважительные;

г) отсутствие взаимопонимания.

5.Для ведения здорового образа жизни Вы:

а) соблюдаете режим дня;

б) соблюдаете режим питания и употребляете витаминизированную

пищу;

в) занимаетесь спортом;

г) делаете регулярно утреннюю зарядку;

25

д) не имеете вредных привычек.

6.Как Вы считаете, какие качества Вас характеризуют:

а) физическая сила и выносливость;

б) умственная работоспособность;

в) ум, сообразительность;

г) сила воли, выдержка, терпение и упорство;

д) объём знаний о здоровом образе жизни;

е)

умение

видеть

и

ценить

прекрасное

в

природе,

в

человеке,

в

искусстве;

ж) внимание и наблюдательность;

з) умение всегда видеть цель и стремиться к ней (целеустремлённость);

и) умение организовать свой труд (организованность);

к)

умение

при

необходимости

работать

самостоятельно,

без

посторонней помощи;

л) чуткость и отзывчивость к людям;

м) умение работать вместе с товарищем, видеть, кому нужна твоя

помощь, помогать и принимать помощь от других;

н) умение подчинять свои желания интересам дела и коллектива;

о) умение вести себя в обществе, красиво одеваться, причёсываться и

т.д;

п) умение беречь время;

р)

умение

контролировать

и

анализировать

свою

работу

и

свои

поступки.

Обработка результатов

За все выбранные утверждения в вопросах 1,5,6 – по 5 баллов, во 2 – 5

баллов за 4-е утверждение, в 3 – 5 баллов за 1-е утверждение, в 4 – по 5

баллов за 1-е, 2-е, 3-е утверждения.

Интерпретация

Высокий

уровень

160-130

баллов

идеальный

образ

здорового

человека,

физически

активного,

укрепляющего

здоровье

самостоятельно,

умеющего

сотрудничать

с

окружающими

в

вопросах

сохранения

и

укрепления здоровья, в совершенстве владеющего культурными нормами в

сфере здоровья.

Средний уровень – 125 – 90 баллов – знания школьников о здоровом

образе

жизни

не

являются

убеждениями,

характерно

эпизодическое

овладение

школьниками

практическими

навыками

сохранения

и

преумножения

здоровья,

готовность

к

сотрудничеству,

со

взрослыми

в

вопросах здоровьесберегания.

26

Низкий

уровень

ниже

85

баллов

отсутствие

у

школьников

системы

элементарных

знаний

о

здоровье

и

здоровом

образе

жизни

и

мотивации

к

заботе

о

собственном

здоровье;

зачастую

не

выполняются

элементарные правила гигиены, не проводятся оздоровительные процедуры.

Приложение №3

27

Участие школьников в здоровьесберегающих и пропагандирующих

здоровый образ жизни мероприятиях (Н.С. Гаркуша)

Инструкция. Отметьте

знаком

«+»

мероприятия,

в

которых

вы

активно

принимаете участие:

в спортивных соревнованиях;

в спортивных праздниках;

в туристических походах;

в проведении дней, недель здоровья;

в подготовке лекций и бесед о здоровом образе жизни;

в подготовке открытых уроков и внеклассных мероприятий;

в различных подвижных , спортивных играх, эстафетах;

в проведении физкультминуток, физкультпауз;

в разработке проектов, программ, сценариев праздников здоровья;

в создании творческих работ и исследовательских проектов о здоровье;

в конкурсах рисунков и плакатов о здоровом образе жизни;

в

конкурсах

сочинений,

изложений,

диктантов

о

здоровом

образе

жизни;

в

молодёжных

акциях,

направленных

на

профилактику

вредных

привычек.

Обработка результатов

Каждый плюс оценивается 10 баллами.

Интерпретация

Высокий

уровень

130

100

баллов

наличие

физической

и

творческой

активности

детей

как

элемента

стиля

жизни,

то

есть

целеустремленная

деятельность

школьника

для

укрепления

здоровья,

развития физического потенциала и достижения физического совершенства,

для эффективной реализации своих задатков с учётом личностной мотивации

и социальных потребностей.

Средний уровень – 90 – 50 баллов – недостаточная активность в

мероприятиях здоровьесберегающей направленности вследствие отсутствия

в должной степени мотивации на ведение здорового образа жизни.

Низкий

уровень

меньше

40

баллов

отсутствует

потребность

ведения

здорового

образа

жизни,

проявляется

пассивность

в

самосовершенствовании и самореализации в процессе приобретения знаний

о здоровье человека.

28

Приложение №4

Определение общего уровня сформированности

культуры здоровья школьников (Н.С. Гаркуша)

Для обобщения полученного материала и определения уровня культуры

здоровья школьников необходимо суммировать результаты последних трёх

анкет

и

для

вычисления

итогового

среднего

балла

сумму

необходимо

разделить на три.

Получаются следующие уровни здоровья:

Высокий уровень воспитанности культуры здоровья школьников –

135

100

баллов. Осознание

школьниками

ценности

здоровья,

ведение

здорового

образа

жизни,

наличие

представлений

о

сущности

здоровья;

самостоятельное

целенаправленное

овладение

практическими

навыками

сохранения

и

преумножения

здоровья;

высокая

творческая

активность;

умение сотрудничать со взрослыми в вопросах сохранения и укрепления

здоровья; активное участие школьников в мероприятиях, пропагандирующих

здоровый образ жизни.

Средний уровень воспитанности культуры здоровья школьников –

100 – 60 баллов. Частичное понимание школьниками важности сохранения,

укрепления

здоровья

и

ведения

здорового

образа

жизни;

наличие

элементарных знаний о здоровье; эпизодическое овладение практическими

навыками

сохранения

и

преумножения

здоровья,

стремление

к

самосовершенствованию

и

творческому

выражению;

готовность

к

сотрудничеству со взрослыми в вопросах сохранения и укрепления здоровья;

нерегулярное

участие

школьников

в

мероприятиях,

пропагандирующих

здоровый образ жизни.

Низкий уровень воспитанности культуры здоровья школьников –

меньше 60 баллов. Отсутствие у школьников системы элементарных знаний

о

здоровье

и

здоровом

образе

жизни;

наличие

вредных

привычек,

хронических заболеваний, ведение образа жизни, способствующего развитию

болезней;

сотрудничество

со

взрослыми

и

участие

школьников

в

мероприятиях, пропагандирующих здоровый образ жизни минимальное или

отсутствует.

29

Приложение №5

Протокол результатов диагностики уровня сформированности культуры здоровья у обучающихся по дополнительной

общеобразовательной (общеразвивающей) программе социально-педагогической направленности «Расти здоровым»

п/п

Ф. И. обучающихся

воспитанников

Результаты первичной диагностики

Результаты промежуточной диагностики

Результаты итоговой диагностики

Гармоничность образа жизни

обучающихся

Уровень владения

обучающимися

культурными нормами в

сфере здоровья

Участие школьников в

здоровьесберегающих и

пропагандирующих здоровый

образ жизни мероприятиях

Общий уровень

сформированности

культуры здоровья

обучающихся

Гармоничность образа жизни

обучающихся

Уровень владения

обучающимися

культурными нормами в

сфере здоровья

Участие школьников в

здоровьесберегающих и

пропагандирующих здоровый

образ жизни мероприятиях

Общий уровень

сформированности

культуры здоровья

обучающихся

Гармоничность образа жизни

обучающихся

Уровень владения

обучающимися

культурными нормами в

сфере здоровья

Участие школьников в

здоровьесберегающих и

пропагандирующих здоровый

образ жизни мероприятиях

Общий уровень

сформированности

культуры здоровья

обучающихся

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

Всего человек:

-высокий уровень (чел.)

-средний уровень (чел.)

-низкий уровень (чел.)

Всего человек:

--высокий уровень (%)

-средний уровень (%)

-низкий уровень (%)

Приложение №6

Протокол результатов аттестации обучающихся по дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе

социально-педагогической направленности

«Расти здоровым»

п/п

Ф.И.О. обучающихся

Входная (начальная)

Промежуточная

Итоговая

Уровень освоения программного

материала (педагогическое

наблюдение,

беседы)

Уровень освоения программного

материала (педагогическое наблюдение,

беседы)

Уровень освоения программного

материала (педагогическое наблюдение,

беседы)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Всего человек, из них:

-высокий уровень (чел.)

-средний уровень (чел.)

-низкий уровень (чел.)

-высокий уровень (%)

-средний уровень (%)

-низкий уровень (%)

В- высокий уровень, С – средний уровень, Н – низкий уровень;

2



В раздел образования