Автор: Коноркина Виктория Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: СМБУСОССЗН "Краснояружский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних"
Населённый пункт: п.Красная Яруга, Краснояружский район, Белгородская область
Наименование материала: программа дополнительного образования
Тема: программа "Расти здоровым"
Раздел: дополнительное образование
Специализированное муниципальное бюджетное учреждение социального обслуживания системы
социальной защиты населения «Краснояружский социально-реабилитационный центр для
несовершеннолетних»
Программа рассмотрена и
утверждена на заседании
педагогического совета
СМБУСОССЗН
«Краснояружский
социально-реабилитационный
центр для несовершеннолетних»
Протокол № ___
от «___» ______________20__ г.
Утверждаю:
Директор
СМБУСОССЗН
«Краснояружский
социально-реабилитационный
центр для несовершеннолетних»
_______________ С. В. Попинанченко
Приказ № ____ от «___» _________20__ г.
Дополнительная общеобразовательная
(общеразвивающая) программа
«Расти здоровым»
Автор: Коноркина В.Ю. воспитатель
Возраст воспитанников: 7 -17 лет
Срок реализации: 1 год
Год создания:2019 г.
п. Красная Яруга
2019 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1.Пояснительная записка…………………………………………..………..……3
1.1. Цель и задачи программы……………………………………………………4
1.2 Организация образовательного процесса…………………………………...6
1.3 Формы и методы обучения………………………………………………..….7
1.4. Ожидаемые результаты реализации программы………………….………8
2. Учебно-тематический план программы……………………………………..13
3. Содержание программы………………………………………………….......15
4. Материально-техническое и методическое обеспечение программы …….19
5. Работа с родителями…………………………………………………………..19
6. Список использованной литературы ………………………………………21
Приложения……………………………………………………………………...22
1.Пояснительная записка
2
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа
«Расти
здоровым»
имеет социально-педагогическую
направленность.
Программа
адресована детям социально-реабилитационного центра для
несовершеннолетних,
попавшим
в
трудную
жизненную
ситуацию
в
возрасте
от
7
до
17
лет. Программа
является
модифицированной,
составлена на основе авторских программ:
«Формирование здорового образа
жизни у воспитанников детских домов» (Малютина О. В., Плошкина Н. В.),
«Дорога к здоровью» (Гаркуша Н.С.)
Модификация программы произведена за счет уменьшения количества
часов, отводимых на изучение программы, а также расширения возрастного
диапазона обучающихся за счет индивидуализированного подхода к каждому
ребенку. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп
развития
специальных
умений
и
навыков,
степень
продвинутости
по
образовательному маршруту, уровень самостоятельности, умение работать в
коллективе, возраст.
Проблема сохранения здоровья и привития навыков здорового образа
жизни среди воспитанников социально-реабилитационного центра особенно
актуальна и обусловлена особенностью детей, поступающих в учреждение.
Неблагополучные социальные условия наряду с плохой наследственностью
вызывают
задержку
физического
развития,
депривационные
состояния,
психоэмоциональную неустойчивость, хронические заболевания. Дети имеют
весьма поверхностные представления о здоровом образе жизни. Жизненный
опыт, который дети получали ранее в семье, на улице, способствовал раннему
пристрастию
к
курению,
алкоголю
и
пробе
наркотиков.
В
связи,
с
чем
возникает необходимость создания условий, направленных на укрепление
здоровья и привития навыков здорового образа жизни, сохранение здоровья
физического,
психического
и
духовного.
Следует
обеспечить
ребенку
возможность сохранения здоровья за период реабилитации, сформировать у
него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни,
научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Педагогическая
целесообразность
объясняется
использованием
разнообразных
форм
проведения
занятий,
которые
обеспечивают
возможность
индивидуального
подхода
к
каждому
ребенку,
а
также
её
практическая направленность, которая реализуется посредством различных
форм работы: тренинговые занятия, метод «мозгового штурма», дискуссия и
т. д .
Используемые
в
рамках
данной
программы
методы
и
приёмы
закладывают
основу
для
дальнейшего
конструктивного
направленного
становления личности ребенка, его способности выстраивать собственную
социально одобряемую жизненную позицию.
В рамках данной программы
3
акцент делается на использовании материалов мультимедийной презентации
с целью облегчения процесса усвояемости обучающимися нового материала
и как форма подведения итогов занятия.
Новизна
предлагаемой
программы обусловлена
увеличением
количества
детей,
поступающих
в
социально-реабилитационный
центр,
имеющих
низкий
уровень
культуры
здоровья,
хронические
заболевания
различных органов и систем организма, не позволяющие им выдерживать
соответствующие возрасту физические и умственные нагрузки, проявление
зависимостей, связанные с курением, алкоголизмом и наркоманией. Данные
проявления в основном характеризуют детей из неблагополучных семей, в
связи с отсутствием должного внимания к здоровью ребенка со стороны
родителей.
1.1. Цель и задачи программы
Цель
программы:
формирования
знаний,
установок,
личностных
ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление
физического
и
психического
здоровья
как
одного
из
ценностных
составляющих,
способствующих
познавательному
и
эмоциональному
развитию обучающихся.
Задачи программы:
научить осознанно выбирать поступки, поведение, позволяющие
сохранять и укреплять здоровье;
сформировать представление об основных компонентах культуры
здоровья и здорового образа жизни;
развивать устойчивую мотивацию к ведению здорового образа
жизни;
обучать правилам личной гигиены, готовности самостоятельно
поддерживать свое здоровье
;
сформировать представление о правильном (здоровом) питании,
его режиме, структуре, полезных продуктах, витаминах;
обучать
позитивному
общению
с
окружающими
их
людьми:
уметь управлять своими переживаниями и разрешать возникшие конфликты
без ущерба для себя и окружающих;
обучать правилам личной гигиены, готовности самостоятельно
поддерживать свое здоровье
;
дать
представление
с
учётом
принципа
информационной
безопасности
о
негативных
факторах
риска
здоровью
детей
(сниженная
4
двигательная активность, переутомления и т. п.), об их пагубном влиянии на
здоровье.
Психолого-педагогические
условия,
обеспечивающие
успешную
реализацию программы:
учет психолого-физиологических и индивидуально-личностных
особенностей
обучающихся,
их
поведенческого,
эмоционального
и
коммуникативного опыта;
свободное доверительное общение педага с обучающимися;
создание условий для повышения самооценки обучающихся и
повышения
у
них
уверенности
в
собственных
силах
и
возможностях:
словесные поощрения, создание положительных форм общения, ситуации
успеха;
создание
культурной
среды,
единого
образовательного
пространства:
мультимедийные
презентации,
смена
видов
деятельности,
интересные и познавательные упражнения и задания.
Принципы обучения и воспитания
В основы данной программы положены следующие методологические
принципы:
принцип
системности
и
последовательности:
программа
представляет
собой
систематизированное,
структурированное
изложение
методического
материала
по
работе
с
обучающимися
7-17
лет
в
форме
групповых занятий;
принцип
лично стного
подхода:
р а з в и т и е
л и ч н о с т и
рассматривается
в
единстве
и
взаимосвязи
с
физическим
и
общим
психическим развитием обучающихся, что отражено в задачах и содержании
программы. Взаимодействие с обучающимися опирается на естественные
процессы и походит в зоне ближайшего развития, в атмосфере признания
ценности его творческого потенциала, уникальности их личности;
принцип сознательности и активности обучающихся: успешное
формирование
навыков,
развитие
способностей
обучающихся
напрямую
зависит
от
их
сознательного
отношения
к
процессу
обучения
и
заинтересованности в нём;
принцип
доступности
при
необходимой
степени
трудности:
обучение происходит с учетом возрастных особенностей и индивидуальных
различий;
5
принцип
наглядности:
эффективность
обучения
зависит
от
целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и переработке
информации;
принцип комплексности: программа построена таким образом,
что позволяет решать педагогические и коррекционно-развивающие задачи с
учетом взаимодействия всех факторов: состояния здоровья обучающихся,
оказывающего
влияние
на
их
работоспособность,
сложности
задания,
времени проведения занятия, интенсивности работы;
принцип
единства
образовательной,
развивающей
и
воспитательной функции обучения: программа направлена на всестороннее
развитие личности обучающихся, на формирование у них знаний, умений и
навыков, на развитие нравственных качеств и формирование оптимальной
социальной модели поведения.
принцип
творческой
активности: обеспечение
обучающимся
возможности
понять
и
попробовать
новые
способы
поведения
и
экспериментировать с ними.
принцип исследовательской позиции: обеспечение обучающимся
возможности самостоятельного поиска решения проблем методом «проб и
ошибок» и методом коллективного решения проблем («мозговой штурм»);
принцип
партнерского
общения:
обучение
обучающихся
принятию решений с учетом мнения и состояния окружающих.
принцип
объективизации
поведения:
создание
условий
для
эффективной обратной связи.
1.2 Организация образовательного процесса
Программа
«Расти
здоровым»
состоит
из
двух
взаимодополняемых
разделов:
1 раздел – «Основы здоровья и ЗОЖ»;
2 раздел – «Сделай свой выбор».
Педагог
может
варьировать
последовательность
изучения
тем
по
программе,
что
отражается
в
календарно-тематическом
плане
(на
начало
учебного года), при этом объем изучаемого материала сохраняется.
Программа рассчитана на детей 7-17 лет (разновозрастная группа).
Набор
обучающихся
в
группу
основывается
на
желании
детей
и
их
родителей. Количество детей в группе - не более 12 человек.
В состав группы
могут входить как представители одного пола, так и представители разных
полов.
6
Ввиду
непродолжительного
времени
пребывания
воспитанников
в
учреждении, учебный материал программы рассчитан на один учебный год.
Общее количество часов по программе – 36. Занятия проходят 1 раз в неделю,
по 1 занятию (продолжительность 1 занятия- 45 минут). Занятия проводятся
во вторую половину дня.
Воспитательные мероприятия в объединении проводятся согласно
ежемесячных планов воспитательно-реабилитационной работы и включают в
себя: тематические праздничные мероприятия, социальные акции, беседы,
экскурсии
и
т.п.
Кроме
этого
обучающиеся
воспитанники
активно
привлекаются к участию в конкурсах всех уровней (в том числе интернет-
конкурсах).
Программа
реализуется
в
тесном
сотрудничестве
с ОГБУЗ
«Краснояружская ЦРБ», в рамках которого будут организованы встречи и
экскурсии.
Кроме
этого
педагог
взаимодействует
с
медицинской
сестрой
и
педагогом-психологом учреждения на предмет контроля за физическим и
психологическим здоровьем обучающихся.
1.3. Формы и методы обучения
Реализация
содержания
данной
программы
осуществляется
через
регламентируемые
(занятия)
и
нерегламентируемые
виды
деятельности
(режимные
моменты,
самостоятельная
и
совместная
деятельность
обучающихся и т.п.).
Формы организации деятельности обучающихся воспитанников на
занятии – индивидуальные, подгрупповые, групповые.
Для успешного решения вышеназванных целей и задач программы в
условиях
реабилитационного
центра
используются
следующие формы
проведения занятий:
-беседа;
-дискуссия;
-викторина;
-тренинг;
-игра (деловая игра, ролевая игра);
-тематические конкурсы и выставки;
-защита проектов;
-эксперимент;
-акция;
-экскурсия.
7
Теоретическая
часть
занятия
дается
в
форме
бесед,
с
просмотром
иллюстративного
материала,
презентации,
видео-роликов
и
закрепляется
практическим освоением темы.
Методы обучения (по способу организации занятий):
Словесные:
устное изложение;
беседа, объяснение;
анализ текста;
мозговой штурм;
диалог, дискуссия.
Наглядные:
показ мультимедийных презентаций;
наблюдение;
работа по образцу;
иллюстрация и демонстрация.
Практические:
тренинговые упражнения;
дидактические упражнения;
действия по образцу;
проективные техники;
психотехнические приемы (техники медитации и самовнушения).
Методы
обучения
(по
уровню
организации
деятельности
обучающихся):
объяснительно-иллюстративные;
репродуктивные;
частично-поисковые;
исследовательские.
1.4. Ожидаемые результаты реализации программы
К концу обучения по программе «Наследие» каждый обучающийся
воспитанник
Должен знать:
-составляющие здоровья;
-правила личной гигиены и здорового образа жизни;
-основные группы питания;
-защитные силы организма;
-о здоровьесберегающих технологиях;
8
-о вреде табака, алкоголя, ПАВ;
-правила соблюдения режима дня;
-правила поведения в условиях ЧС.
Должен уметь:
-ответственно относиться к своему здоровью;
-управлять своим эмоциональным состоянием;
-соблюдать правила личной гигиены;
-ухаживать за кожей, глазами, зубами;
-правильно распределять свой рацион питания;
-преодолевать психологические установки, препятствующие развитию
личности;
-совершать самостоятельный выбор в пользу ЗОЖ;
-ставить цель, достигать ее и оценивать результат.
-соблюдать правила техники безопасности.
Аттестация обучающихся по программе «Расти здоровым».
Анализ освоения программного материала осуществляется три раза в
год:
1.Входная (начальная) аттестация проводится в начале реализации
программы (в течение первых 10 дней).
Цель
входной
аттестации:
определение
уровня
осведомленности
обучающихся
на
начальном
этапе
реализации
программы:
об
основных
составляющих
здорового
образа
жизни,
об
основах
здоровья
и
его
зависимости от вредных привычек.
2.Промежуточная аттестация проводится в конце декабря.
Цель
промежуточной
атте стации:
о п р е д е л е н и е
у р о в н я
осведомленности
обучающихся
на
промежуточном
этапе
реализации
программы: об основных составляющих здорового образа жизни, об основах
здоровья и его зависимости от вредных привычек.
3
.
Итоговая
аттестация
проводится
при
завершении
работы
программы «Расти здоровым».
Цель
итоговой
аттестации:
проверка
степени
и
уровня
усвоения
программы.
Входная,
промежуточная
и
итоговая
аттестация
имеют
одинаковые
содержание и критерии оценки, т.к. это позволяет провести сравнительный
анализ результатов обучения.
Педагогический контроль полученных знаний, умений и навыков по
программе проводится по результатам педагогического наблюдения, бесед и
9
анкетирования (Методика «Гармоничность образа жизни школьников» (Н.С.
Гаркуша), Методика «Уровень владения школьниками культурными нормами
в
с фере
здоровья»
(Н.С.
Гаркуша),
Участие
школьников
в
здоровьесберегающих
и
пропагандирующих
здоровый
образ
жизни
мероприятиях
(Н.С.
Гаркуша))
(Приложение
№1,
Приложение
№2,
Приложение №3).
Оценка
уровня
усвоения
обучающимися
программного
материала
исследуется в следующих направлениях:
1.Понимание
ценности
и
значимости
здоровья,
ведения
здорового
образа жизни.
2. Наличие навыков гигиены и самообслуживания.
3. Вредные привычки.
4. Ответственность за употребление ПАВ.
5 . Вхождение
в
возрастной
режим
(подъем,
отбой,
дневной
сон,
питание).
6. Отношение к наркотикам, алкоголю и курению.
7. Наличие знаний о правильном питании.
8. Физическая активность.
9. Наличие знаний о закаливании.
10. Компьютерное влияние.
11. Психологическое здоровье.
12. Наличие знаний о правилах поведения в условиях ЧС.
13. Наличие знаний и навыков оказания первой помощи.
Форма оценки: низкий, средний, высокий уровень.
Критерии оценки: низкому уровню знаний обучающихся соответствует
1 балл, среднему уровню знаний – 2 балла, высокому уровню знаний – 3
балла. В конце подсчитывается общая сумма баллов.
Параметры
Уровень сформированности
Низкий
(1 балл)
Средний
(2 балла)
Высокий (3 балла)
Понимание
ц е н н о с т и
и
значимости
здоровья,
ведения
здорового
образа жизни.
Безответственно
о т н о с и т ь с я
к
своему здоровью.
Недостаточно
ответственно
о т н о с и т ь с я
к
своему здоровью.
Ответственно
о т н о с и т ь с я
к
своему здоровью.
10
Наличие
навыков
г и г и е н ы
и
самообслуживан
ия.
Отсутствуют
навыки гигиены и
самообслуживани
я.
Навыками
г и г и е н ы
и
самообслуживани
я
в л а д е е т
частично.
Соблюдает
правила
личной
гигиены,
у х а ж и в а е т
з а
кожей,
глазами,
зубами.
Вредные
привычки.
Имеет
вредные
привычки.
Подвержен
пагубному
влиянию вредных
привычек.
Не имеет вредных
привычек.
Ответственност
ь за
употребление
ПАВ.
Н е
з н а е т
м е р
ответственности
за
употребление
ПАВ.
Недостаточно
о сведомлен
о б
ответственности
за
употребления
ПАВ.
З н а е т
п о л н у ю
степень
ответственности за
употребление
ПАВ.
В хож д е н и е
в
возрастной
режим
(подъем,
отбой,
дневной
сон, питание).
Н е
с о б л ю д а е т
р е ж и м
д н я ,
игнорирует
правила
проживания,
регулярно
нарушает
дисциплину.
Режим соблюдает
выборочно,
дисциплина
неудовлетворител
ьная.
Режим
соблюдает,
д ис циплину
н е
нарушает.
Отношение
к
наркотикам,
а л к о г о л ю
и
курению.
Проявляет
и н т е р е с
к
наркотикам,
а л к о г о л ю
и
курению.
Нейтральное
о т н о ш е н и я
к
наркотикам,
а л к о г о л ю
и
курению.
Отрицательное
о т н о ш е н и я
к
наркотикам,
а л к о г о л ю
и
курению.
Наличие знаний
о
правильном
питании.
Н е
в л а д е е т
з н а н и я м и
о
правильном
питании. Не знает
основные группы
питания.
Не
д о с т аточ н о
владеет знаниями
о
п р а в и л ь н о м
питании.
Знает
основные группы
питания.
Достаточно
владеет
знаниями
о
п р а в и л ь н о м
питании.
З н а е т
основные
группы
питания.
Физическая
активность.
Практически
не
занимается
физической
активностью.
Занимается
физической
активностью
от
случая к случаю,
в
о с н о в н о м
ограничивается
занятиями
физической
к у л ь т у р о й
в
Достаточное время
уделяет
физической
активности.
11
школе.
Наличие знаний
о закаливании.
Н е
в л а д е е т
з н а н и я м и
о
закаливании.
Не
знает
основные
виды
закаливания.
Не
д о с т аточ н о
владеет знаниями
о
зака ливании.
Знает
основные
виды
закаливания.
Периодически
проводит
процедуры
закаливания.
Достаточно
владеет
знаниями
о
п р а в и л ь н о м
питании.
З н а е т
о сновные
виды
закаливания.
Проводит
процедуры
закаливания
регулярно.
Компьютерное
влияние.
Н е
в л а д е е т
з н а н и я м и
о
влиянии
компьютера
на
здоровье
ч е л о в е к а .
Н е
о с в е д о м л е н
о
способах
профилактики
заболеваний,
с в я з а н н ы х
с
р а б о т о й
н а
компьютере.
П р о в о д и т
у
компьютера
всё
своё
свободное
время.
Не
д о с т аточ н о
владеет знаниями
о
в л и я н и и
компьютера
на
здоровье
человека.
Не
в
п о л н о й
м е р е
о с в е д о м л е н
о
способах
профилактики
заболеваний,
с в я з а н н ы х
с
р а б о т о й
н а
компьютере.
П р о в о д и т
у
компьютера
большое
количество
свободного
времени.
Достаточно
владеет
знаниями
о
в л и я н и и
ком п ь ют е р а
н а
здоровье человека.
Достаточно
о с в е д о м л е н
о
способах
профилактики
заболеваний,
с в я з а н н ы х
с
р а б о т о й
н а
компьютере.
П р о в о д и т
у
компьютера
нормативное
количество
свободного
времени.
Психологическо
е здоровье.
Безответственно
о т н о с и т ь с я
к
своему
психологическом
у
здоровью.
Не
владеет знаниями
и
навыками
по
преодолению
стрессовых
ситуаций.
Выражает
Недостаточно
ответственно
о т н о с и т ь с я
к
своему
психологическом
у
з д о р о в ь ю .
Частично владеет
з н а н и я м и
и
н а в ы к а м и
п о
преодолению
стрессовых
Ответственно
о т н о с и т ь с я
к
своему
психологическому
здоровью. Владеет
з н а н и я м и
и
н а в ы к а м и
п о
преодолению
стрессовых
ситуаций.
Выражает
12
негативные
э м о ц и й
в
социально
неприемлемых
формах.
с и т у а ц и й .
Н е
всегда
способен
выражать
негативные
э м о ц и и
в
социально
приемлемых
формах.
негативные
э м о ц и й
в
социально
приемлемых
формах.
Наличие знаний
о
п р а в и л а х
п о в е д е н и я
в
условиях ЧС.
Н е
в л а д е е т
з н а н и я м и
о
правилах
п о в е д е н и я
в
условиях ЧС.
Не
д о с т аточ н о
владеет знаниями
о
п р а в и л а х
п о в е д е н и я
в
условиях ЧС.
Достаточно
владеет
знаниями
правилах
п о в е д е н и я
в
условиях ЧС.
Наличие знаний
и
н а в ы к о в
оказания первой
помощи.
Н е
в л а д е е т
з н а н и я м и
и
навыками
оказания
первой
помощи.
Не
д о с т аточ н о
владеет знаниями
и
н а в ы к а м и
оказания
первой
помощи.
Достаточно
владеет
знаниями
и
н а в ы к а м и
оказания
первой
помощи.
Подсчитывается общая сумма баллов
0-13 баллов
14-26 баллов
27-39 балов
Результаты анкетирования оцениваются в соответствии с ключами. По
результатам анкетирования проводится обобщение полученных результатов с
ц е л ь ю определения
общего
уровня
культуры
здоровья
обучающихся
(Приложение № 4)
Полученные результаты оформляются протоколами (Приложение №5,
Приложение№6).
Кроме этого педагогом в течение учебного года проводится текущий
контроль
с
целью выявления уровня овладения обучающимися знаниями,
умениями и навыками.
2. Учебно-тематический план программы
№
п/п
Название раздела, темы
Количество часов
Всего
Теория
Практик
а
1
Вводное занятие «Что мы знаем и
умеем». Входная аттестация.
1
0.5
0.5
2
Раздел 1. «Основы здоровья и
19
8
11
13
ЗОЖ»
2.1
«Ты дорожишь своим здоровьем?»
2
1
1
2.2
«Полезные и вредные привычки».
1
1
2.3
«Чистота – залог здоровья!»
2
1
1
2.4
«Сон – лучшее лекарство».
1
1
2.5
«Режим дня и здоровый организм».
2
1
1
2.6
«Правила правильного питания».
2
1
1
2.7
«Движение это жизнь».
2
1
1
2.8
«Закаливание».
1
1
2.9
«Влияние стресса на здоровье
человека».
1
1
2.10
«Зависимость здоровья человека от
окружающей среды».
1
1
2.11
«Сохранение здоровья в ЧС».
1
1
2.12
«Правила оказания первой
медицинской помощи».
3
3
3
Промежуточная аттестация.
1
0,5
0,5
4
Раздел 2. «Сделай свой выбор».
14
6
8
4.1
«Так ли безобидно пиво».
1
1
4.2
Курить, здоровью вредить.
2
1
1
4.3
«Говорим здоровью – ДА!».
1
1
4.4
«Я – ребенок, я – человек, или
тропинка, ведущая к бездне».
2
1
1
4.5
«Реклама табака и алкоголя. За и
1
1
14
против».
4.6
«Компьютер – враг или друг».
2
1
1
4.7
«Мы выбираем ЗОЖ».
1
1
4.8
«Всемирный день борьбы со
СПИДом».
1
1
4.9
«Международный день отказа от
курения».
1
1
4.10
«Умей сказать нет».
2
1
1
6
Итоговое занятие « Чему мы
научились». Итоговая аттестация
1
0,5
0,5
Всего:
36
15,5
20,5
3. Содержание программы
Тема
1.Вводное
занятие
«Что
мы
знаем
и
умеем».
Входная
(начальная) аттестация.
Теория: познакомить с содержанием программы, правилами техники
безопасности на занятиях.
Практика: анкетирование, беседа.
Раздел 1.«Основы здоровья и ЗОЖ»
Тема 1. «Ты дорожишь своим здоровьем?».
Теория: расширить знания обучающихся о здоровье и здоровом образе
жизни. Показать значимость здоровья для каждого учащегося и для общества
в
целом.
Способствовать
формированию
ценностного
отношения
к
собственному здоровью. Дискуссия «Что такое здоровый образ жизни ?».
Практика: тренинг «Время быть здоровым».
Тема 2. «Полезные и вредные привычки».
Практика: способствовать формированию ценностного отношения к
собственному здоровью. Тренинг «Здоровье или вредная привычка. Что
выбираешь ты?».
Тема 3. «Чистота – залог здоровья!»
15
Теория: дать понятие термину «гигиена».
Познакомить с основными
санитарно-гигиеническими нормами и правилами, позволяющими сохранить
и укрепить своё здоровье. Рассказать об основных болезнях кожи, связанных
с нарушением правил гигиены. Дать практические рекомендации по подбору
косметических средств для ухода за волосами, зубами, кожей лица и тела.
Практика: изготовление стен-газеты «Правила гигиены»».
Тема 4. «Сон – лучшее лекарство».
Теория: сформировать у обучающихся представление о значение сна
для жизни и здоровья человека, познакомить обучающихся с гигиеной сна.
Тема 5. «Режим дня и здоровый организм».
Теория: сформировать у обучающихся понятие о режиме дня, показать
важность его соблюдения. Познакомить с понятиями «биологические ритмы»
человека и рассказать об их влиянии на здоровье.
Практика: дать практические рекомендации по составлению режима
дня. Проект «Мой режим дня».
Тема 6. «Правила правильного питания».
Теория: сформировать у обучающихся представление о правильном и
полноценном
питании.
Значение
белков,
жиров,
углеводов,
минеральных
веществ
в
питании.
Витамины,
их
значение
для
организма
человека.
Авитаминоз и его последствия. Токсические вещества в продуктах питания.
Научить обучающихся самостоятельно выбирать полезные
продукты для
здорового, рационального питания.
Практика: эксперименты - «Вредная еда».
Тема 7. «Движение это жизнь».
Теория: расширить представление обучающихся о влиянии физической
активности на здоровье человека. Физкультминутки, зарядка, тренировка, их
роль в жизни человека. Влияние неправильной осанки на здоровье.
Практика: конкурс рисунков «Движение это жизнь».
Тема 8. «Закаливание».
Теория: сформировать у обучающихся представление о закаливании,
его пользе для здоровья. Познакомить с правилами и видами закаливания.
Беседы «Закаливание-путь к здоровью».
Тема 9. «Влияние стресса на здоровье человека».
16
Практика:
сформировать
представления
о
влиянии
стресса
на
физиологическое
и
душевное
здоровье
человека.
Сформировать
навыки
преодоления стрессовых ситуаций с помощью различных методов и приемов.
Изучение на практике форм и методов медитации для снятия умственного и
мышечного напряжения, а также упражнений на преодоление стрессовых
ситуаций и выражение негативных эмоций в социально приемлемых формах.
Тема 10. «Зависимость здоровья человека от окружающей среды».
Теория:
познакомить
учащихся
с
понятиями
«качество
жизни»,
«окружающая среда». Сформировать представление о влиянии окружающей
среды на качество жизни, особенно на здоровье человека. Познакомить со
способами улучшения качества жизни.
Тема 11. «Сохранение здоровья в ЧС».
Теория: сформировать знания умения и навыки по правилам поведения
в
экстремальных ситуациях.
Способствовать
формированию
серьезного
отношения к собственной жизни и к безопасности других людей.
Тема 12. «Правила оказания первой медицинской помощи».
Практика: сформировать знания умения и навыки по оказанию первой
медицинской
помощи.
Научить
применять
теоретические
знания
в
практической
деятельности
(умение
накладывать
повязки,
обрабатывать
раны, иммобилизация конечностей). Викторина «Первая помощь».
Тема 14. Промежуточная аттестация.
Теория:
беседа «Чему мы научились».
Практика: письменный опрос, беседа.
Раздел 2. «Сделай свой выбор»
Тема 1. «Так ли безобидно пиво».
Практика: сформировать у обучающихся представление об опасности
воздействия алкоголя на организм и поведение человека. Дискуссия «Пенный
вред».
Тема 2. Курить, здоровью вредить.
Теория: сформировать у обучающихся представление о необходимости
ведения
здорового
образа
жизни
и
его
пропаганде
среди
окружающего
населения. Дискуссия «Курить уже не модно!».
17
Практика: показ видеороликов о вреде курения. Составление плаката
«Мы против курения».
Тема 3. «Говорим здоровью – ДА!».
Теория:
показать
роль
спорта
в
личностном
развитии
человека
на
примере спортивных достижения земляков.
Тема 4. «Я – ребенок, я – человек, или тропинка, ведущая к бездне».
Т е о р и я : понятия
«наркотики»,
«зависимость
от
наркотиков».
Познакомить
обучающихся
с
негативными
последствиями
употребления
наркотических
веществ
и
с
мерами
наказания
за
употребление
и
распространение наркотиков. Беседа «Последствия наркозависимости».
Практика: ролевая игра «Ребенок и взрослый».
Тема 5.
«
Реклама табака и алкоголя. За и против».
Теория:
обсудить
цель
рекламы,
описать
рекламные
приёмы.
Сформировать умения различать скрытый смысл рекламы. Беседа «Правда или
ложь в рекламе».
Тема 6. «Компьютер – враг или друг».
Теория: обогатить жизненный опыт учащихся знаниями о влиянии
компьютера на здоровье человека и способах профилактики заболеваний.
Практика: проект «Компьютер и здоровье».
Тема 7.
«Мы выбираем ЗОЖ».
Практика: конкурс социальной рекламы «Мы выбираем ЗОЖ».
Тема 8. «Всемирный день борьбы со СПИДом».
Практика: изготовление буклетов, проведение акции на территории п.
Красная Яруга.
Тема 9. «Международный день отказа от курения».
Практика: изготовление буклетов, проведение акции на территории п.
Красная Яруга.
Тема 10. «Умей сказать нет».
Теория:
обучить
учащихся
способам
сопротивления
негативному
давлению
со
стороны
окружающих. Развить умение критически мыслить,
формировать, излагать и аргументировать собственную точку зрения.
Практика: ролевая игра «Умей сказать нет!».
18
Тема 11. Итоговое занятие «Чему мы научились». Итоговая
аттестация.
Теория: беседа «Чему мы научились».
Практика: подведение итогов работы за год. Итоговая диагностика.
Письменный опрос, беседа.
4. Материально-техническое и методическое
обеспечение программы
Методическое обеспечение программы:
методические разработки и планы-конспекты занятий;
методическая литература;
материалы для проведения входной, промежуточной и итоговой
аттестации;
мультимедийные презентации.
Материально-техническое обеспечение программы:
Помещение (учебный кабинет):
парта двухместная 4 шт.;
стул детский 8 шт.;
стул для педагога 1 шт.;
тумба для аппаратуры 1 шт.;
компьютер 1 шт.,
принтер 1 шт.;
телевизор «LG» 1 шт.,
DVD «Samsung» 1 шт.;
доска магнитно-маркерная 1 шт.
5.Работа с родителями
Работа с родителями включает в себя:
индивидуальные
консультации
с
обсуждением
результатов
продвижения ребенка;
тематические консультации;
анкетирование по удовлетворенности результатами деятельности
объединения;
совместные спортивно-массовые мероприятия;
19
размещение информации на официальном сайте учреждения о
проводимых мероприятиях
6. Список использованной литературы
20
1.Амосов
Н.М.
Энциклопедия
Амосова.
Алгоритм
здоровья
/
Н.М.
Амосов. — М.: «Издательство ACT»; Донецк: «Сталкер», 2002. — 590 с
2.Белоусов Д. Зобнинская А. Азбука здоровья :Москва 2004 61 с.
3.Гусева Н.А. Тренинг предупреждения вредных превычек у детей.
Программа профилактики злоупотребления
психоактивными веществами/
под научн. Ред. Л.М. Шипицыной. – СПб.: Речь, 2005. – 256 с.
4.ЕникееваД.Д.
Е63
Как
предупредить
алкоголизм
и
наркоманию
у
подростков: Учеб. пособие для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений. - М.:
Издательский центр «Академия», 1999. - 144 с.
5.Марков,
В.
В.
Основы
здорового
образа
жизни
и
профилактика
болезней : учеб. пособие / В. В. Марков. - Москва: Академия, 2001. - 320 с. -
(Высшее образование).
6.Чуменко,
Е.В.
Здоровый
образ
жизни.
Интерактивные
методы
обучения / Е.В. Чуменко. — Минск : А.Н. Вараксин, 2009. — 96 с.
21
Приложение №1
Методика «Гармоничность образа жизни школьников»
(Н.С. Гаркуша)
Инструкция. Отметьте знаком «+» пункты, характерные для Вашего
образа жизни.
Вопросы
1.
Как Вы оцениваете состояние своего здоровья?
а) хорошее; б) удовлетворительное;
в) плохое; г) затрудняюсь ответить.
2.
Занимаетесь ли Вы физической культурой или спортом?
а) да, занимаюсь;
б) нет, не занимаюсь.
3.
Как долго днём бываете на улице, на свежем воздухе?
а) чаще всего больше 2 часов;
б) около часа;
в) не более получаса или вообще не выхожу на улицу.
4.
Делаете ли утром следующее:
а) физическую зарядку; б) обливание;
в) плотно завтракаю; г) курите по дороге в
школу.
5.
Обедаете ли в школьной столовой?
а) да, регулярно;
б) иногда;
в) нет.
6.
В котором часу ложитесь спать?
а) до 21 часа;
б) между 21 и 22 часами;
в) после 22 часов.
7.
Употребляете ли Вы спиртные напитки, наркотические
вещества или курите?
а) да, активно;
б) изредка;
в) никогда.
8.
Как Вы чаще всего проводите свободное время?
а) занимаюсь в спортивной секции, кружке; б) провожу время с
друзьями;
в) читаю книги; г) помогаю по дому;
22
д) преимущественно смотрю телевизор (видео);
е) играю в компьютерные игры; ж) другое.
Бланк ответов
№
вопроса
Вариант ответа
а
б
в
г
д
е
ж
1
2
3
4
5
6
7
8
Су
мма
баллов:
Обработка результатов
Ответы оцениваются по десятибалльной шкале
№
вопроса
Вариант ответа
а
б
в
г
д
е
ж
1
10
5
0
0
2
10
0
3
10
5
0
4
10
10
0
0
5
10
5
0
6
10
5
0
7
0
5
10
8
10
5
5
5
0
0
0
Подсчитайте общее количество баллов.
Интерпретация
Высокий
уровень
–
110
–
80
баллов
–
осознанное
отношение
школьников
к
собственному
здоровью;
ведение
здорового
образа
жизни;
самостоятельное
целенаправленное
овладение
практическими
навыками
сохранения и преумножения здоровья.
Средний
уровень
–
75
–
50
баллов
–
частичное
понимание
школьниками
важности
сохранения,
укрепления
здоровья
и
ведения
23
здорового образа жизни, эпизодическое овладение практическими навыками
сохранения и преумножения здоровья.
Низкий уровень – 45 баллов и меньше – отсутствие у школьников
понимания
ценности
и
значимости
здоровья,
ведение
образа
жизни,
способствующего развитию болезней.
Приложение №2
24
Методика «Уровень владения школьниками
культурными нормами в сфере здоровья»
(Н.С. Гаркуша)
Цель: изучение уровня владения школьниками культурными нормами в
сфере здоровья.
Инструкция. Отметьте
знаком
«+»
характерные
для
Вас
пункты
утверждений в вопросах 1, 4, 5, 6, в вопросах 2 и 3 отметьте знаком «+» один
из предложенных ответов.
1. Занимаетесь ли Вы:
а) в школьной спортивной секции;
б) в спортивной секции других учреждений;
в) чтением научной литературы о сохранении своего здоровья;
г) просмотром передач на тему здоровья;
д) употреблением витаминов;
е) чтением энциклопедий для юношей и девушек.
2.Как часто участвуете в спортивных мероприятиях, организуемых
после уроков:
а) вообще никогда не участвую;
б) очень нерегулярно;
в) раз или два в неделю;
г) три и более раз в неделю.
3.На уроках физической культуры вы занимаетесь:
а) с полной отдачей;
б) без желания;
в) лишь бы не ругали.
4.Какие у Вас отношения с окружающими людьми (родителями,
друзьями, учителями):
а) полное взаимопонимание;
б) доверительные;
в) уважительные;
г) отсутствие взаимопонимания.
5.Для ведения здорового образа жизни Вы:
а) соблюдаете режим дня;
б) соблюдаете режим питания и употребляете витаминизированную
пищу;
в) занимаетесь спортом;
г) делаете регулярно утреннюю зарядку;
25
д) не имеете вредных привычек.
6.Как Вы считаете, какие качества Вас характеризуют:
а) физическая сила и выносливость;
б) умственная работоспособность;
в) ум, сообразительность;
г) сила воли, выдержка, терпение и упорство;
д) объём знаний о здоровом образе жизни;
е)
умение
видеть
и
ценить
прекрасное
в
природе,
в
человеке,
в
искусстве;
ж) внимание и наблюдательность;
з) умение всегда видеть цель и стремиться к ней (целеустремлённость);
и) умение организовать свой труд (организованность);
к)
умение
при
необходимости
работать
самостоятельно,
без
посторонней помощи;
л) чуткость и отзывчивость к людям;
м) умение работать вместе с товарищем, видеть, кому нужна твоя
помощь, помогать и принимать помощь от других;
н) умение подчинять свои желания интересам дела и коллектива;
о) умение вести себя в обществе, красиво одеваться, причёсываться и
т.д;
п) умение беречь время;
р)
умение
контролировать
и
анализировать
свою
работу
и
свои
поступки.
Обработка результатов
За все выбранные утверждения в вопросах 1,5,6 – по 5 баллов, во 2 – 5
баллов за 4-е утверждение, в 3 – 5 баллов за 1-е утверждение, в 4 – по 5
баллов за 1-е, 2-е, 3-е утверждения.
Интерпретация
Высокий
уровень
–
160-130
баллов –
идеальный
образ
здорового
человека,
физически
активного,
укрепляющего
здоровье
самостоятельно,
умеющего
сотрудничать
с
окружающими
в
вопросах
сохранения
и
укрепления здоровья, в совершенстве владеющего культурными нормами в
сфере здоровья.
Средний уровень – 125 – 90 баллов – знания школьников о здоровом
образе
жизни
не
являются
убеждениями,
характерно
эпизодическое
овладение
школьниками
практическими
навыками
сохранения
и
преумножения
здоровья,
готовность
к
сотрудничеству,
со
взрослыми
в
вопросах здоровьесберегания.
26
Низкий
уровень
–
ниже
85
баллов –
отсутствие
у
школьников
системы
элементарных
знаний
о
здоровье
и
здоровом
образе
жизни
и
мотивации
к
заботе
о
собственном
здоровье;
зачастую
не
выполняются
элементарные правила гигиены, не проводятся оздоровительные процедуры.
Приложение №3
27
Участие школьников в здоровьесберегающих и пропагандирующих
здоровый образ жизни мероприятиях (Н.С. Гаркуша)
Инструкция. Отметьте
знаком
«+»
мероприятия,
в
которых
вы
активно
принимаете участие:
в спортивных соревнованиях;
в спортивных праздниках;
в туристических походах;
в проведении дней, недель здоровья;
в подготовке лекций и бесед о здоровом образе жизни;
в подготовке открытых уроков и внеклассных мероприятий;
в различных подвижных , спортивных играх, эстафетах;
в проведении физкультминуток, физкультпауз;
в разработке проектов, программ, сценариев праздников здоровья;
в создании творческих работ и исследовательских проектов о здоровье;
в конкурсах рисунков и плакатов о здоровом образе жизни;
в
конкурсах
сочинений,
изложений,
диктантов
о
здоровом
образе
жизни;
в
молодёжных
акциях,
направленных
на
профилактику
вредных
привычек.
Обработка результатов
Каждый плюс оценивается 10 баллами.
Интерпретация
Высокий
уровень
–
130
–
100
баллов –
наличие
физической
и
творческой
активности
детей
как
элемента
стиля
жизни,
то
есть
целеустремленная
деятельность
школьника
для
укрепления
здоровья,
развития физического потенциала и достижения физического совершенства,
для эффективной реализации своих задатков с учётом личностной мотивации
и социальных потребностей.
Средний уровень – 90 – 50 баллов – недостаточная активность в
мероприятиях здоровьесберегающей направленности вследствие отсутствия
в должной степени мотивации на ведение здорового образа жизни.
Низкий
уровень
–
меньше
40
баллов –
отсутствует
потребность
ведения
здорового
образа
жизни,
проявляется
пассивность
в
самосовершенствовании и самореализации в процессе приобретения знаний
о здоровье человека.
28
Приложение №4
Определение общего уровня сформированности
культуры здоровья школьников (Н.С. Гаркуша)
Для обобщения полученного материала и определения уровня культуры
здоровья школьников необходимо суммировать результаты последних трёх
анкет
и
для
вычисления
итогового
среднего
балла
сумму
необходимо
разделить на три.
Получаются следующие уровни здоровья:
Высокий уровень воспитанности культуры здоровья школьников –
135
–
100
баллов. Осознание
школьниками
ценности
здоровья,
ведение
здорового
образа
жизни,
наличие
представлений
о
сущности
здоровья;
самостоятельное
целенаправленное
овладение
практическими
навыками
сохранения
и
преумножения
здоровья;
высокая
творческая
активность;
умение сотрудничать со взрослыми в вопросах сохранения и укрепления
здоровья; активное участие школьников в мероприятиях, пропагандирующих
здоровый образ жизни.
Средний уровень воспитанности культуры здоровья школьников –
100 – 60 баллов. Частичное понимание школьниками важности сохранения,
укрепления
здоровья
и
ведения
здорового
образа
жизни;
наличие
элементарных знаний о здоровье; эпизодическое овладение практическими
навыками
сохранения
и
преумножения
здоровья,
стремление
к
самосовершенствованию
и
творческому
выражению;
готовность
к
сотрудничеству со взрослыми в вопросах сохранения и укрепления здоровья;
нерегулярное
участие
школьников
в
мероприятиях,
пропагандирующих
здоровый образ жизни.
Низкий уровень воспитанности культуры здоровья школьников –
меньше 60 баллов. Отсутствие у школьников системы элементарных знаний
о
здоровье
и
здоровом
образе
жизни;
наличие
вредных
привычек,
хронических заболеваний, ведение образа жизни, способствующего развитию
болезней;
сотрудничество
со
взрослыми
и
участие
школьников
в
мероприятиях, пропагандирующих здоровый образ жизни минимальное или
отсутствует.
29
Приложение №5
Протокол результатов диагностики уровня сформированности культуры здоровья у обучающихся по дополнительной
общеобразовательной (общеразвивающей) программе социально-педагогической направленности «Расти здоровым»
№
п/п
Ф. И. обучающихся
воспитанников
Результаты первичной диагностики
Результаты промежуточной диагностики
Результаты итоговой диагностики
Гармоничность образа жизни
обучающихся
Уровень владения
обучающимися
культурными нормами в
сфере здоровья
Участие школьников в
здоровьесберегающих и
пропагандирующих здоровый
образ жизни мероприятиях
Общий уровень
сформированности
культуры здоровья
обучающихся
Гармоничность образа жизни
обучающихся
Уровень владения
обучающимися
культурными нормами в
сфере здоровья
Участие школьников в
здоровьесберегающих и
пропагандирующих здоровый
образ жизни мероприятиях
Общий уровень
сформированности
культуры здоровья
обучающихся
Гармоничность образа жизни
обучающихся
Уровень владения
обучающимися
культурными нормами в
сфере здоровья
Участие школьников в
здоровьесберегающих и
пропагандирующих здоровый
образ жизни мероприятиях
Общий уровень
сформированности
культуры здоровья
обучающихся
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
Всего человек:
-высокий уровень (чел.)
-средний уровень (чел.)
-низкий уровень (чел.)
Всего человек:
--высокий уровень (%)
-средний уровень (%)
-низкий уровень (%)
Приложение №6
Протокол результатов аттестации обучающихся по дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе
социально-педагогической направленности
«Расти здоровым»
№
п/п
Ф.И.О. обучающихся
Входная (начальная)
Промежуточная
Итоговая
Уровень освоения программного
материала (педагогическое
наблюдение,
беседы)
Уровень освоения программного
материала (педагогическое наблюдение,
беседы)
Уровень освоения программного
материала (педагогическое наблюдение,
беседы)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Всего человек, из них:
-высокий уровень (чел.)
-средний уровень (чел.)
-низкий уровень (чел.)
-высокий уровень (%)
-средний уровень (%)
-низкий уровень (%)
В- высокий уровень, С – средний уровень, Н – низкий уровень;
2