Автор: Горюшина Ирина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №29"
Населённый пункт: город Михайловск Шпаковского района
Наименование материала: статья
Тема: Теоретические основы экологического образования детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Выделяются
три
основные
тенденции
в
определении
содержания
экологиче ского
образования.
«Представленче ская»
связана
с
акцентированием внимания на формировании в первую очередь системы
экологических представлений.
«Отношенческая» — с акцентированием внимания на формировании, в
первую очередь, отношения к природе. Именно в рамках данной ориентации
осуществляется
экологическое
образование,
например,
в
так
называемых
вальдорфских
школах,
философской
основой
которых
является
антропософское
учение
Р.
Штейнера.
Учеников
в
этих
школах
учат
наблюдению за всем, что их окружает во внешней среде, и сопереживанию
каждому растению, животному, любому человеку.
«Технологическая» тенденция в экологическом образовании основана
на формировании стратегий и технологий взаимодействия с природой. Такая
тенденция характерна, например, для США.
В зависимости от того какая тенденция преобладает во взглядах ученых
на
проблему
экологического
образования,
выделяются
цели,
задачи
и
содержание экологического образования. Ведущими понятиями в теории и
методике
экологического
образования
детей
являются:
экологическое
образование,
экологический
педагогический
процесс,
экологическое
воспитание, экологическое обучение, экологическое развитие личности и др.
Остановимся на них подробнее.
В широком смысле экологическое образование рассматривается как
процесс
или
результат
освоения
определенного
уровня
экологической
культуры
и
связанный
с
ней
уровень
индивидуального
развития
(экологическая
образованность).
По
определению
И.Д.
Зверева,
это
«непрерывный
процесс
обучения,
воспитания
и
развития
личности,
направленный
на
формирование
системы
знаний
и
умений,
ценностных
ориентаций, нравственно-этических отношений, поведения и деятельности,
обеспечивающих
экологическую
ответственность
личности
за
состояние
социо-природной среды».
Специально организованное взаимодействие педагога и ребенка в целях
освоения опыта экологических взаимоотношений с окружающим миром —
экологический педагогический процесс, который условно делится на два
взаимосвязанных процесса: экологическое воспитание и обучение.
Экологиче ско е
во спит ание
предст авляет
собой
п р о ц е с с
целенаправленного
влияния
на
личность
ребенка
в
целях
накопления
позитивного
опыта
взаимодействия
с
окружающим
миром,
освоения
принятой
обществом
системы
экологических
ценностей,
овладения
правилами осознанного поведения в природе (нормами экологической этики).
Экологическое обучение — целенаправленный процесс управляемого
познания
объектов
и
явлений
окружающего
мира,
экологических
закономерностей
в
природе
и
социуме,
направленный
на
формирование
экологических
знаний,
освоение
способов
экологически
ориентированной
деятельности,
развитие
познавательных
процессов
у
детей.
Обучение
отличается от воспитания степенью организованности, оно определено более
жесткими
рамками:
реализация
государственного
образовательного
стандарта,
программное
содержание,
использование
регламентированных
форм обучения и т.д. Экологическое воспитание и обучение направлены на
эко-логическое развитие ребенка.
Экологическое развитие можно определить как созревание внутренних
сущностных сил экологически ориентированной личности через освоение
опыта
ценностных
ориентаций,
поведенческих
норм,
знаний
и
умений,
которые
реализуются
в
экологическом
отношении
к
окружающему
миру
через поведение и деятельность. Экологическое развитие характеризуется
направленностью общего развития на психологическую включенность в мир
природы:
экологически
ориентированным
мировоззрением,
потребностно
волевыми переживаниями и формами деятельности.
Экологическое
развитие
личности
тесно
связано
с
процессом
становления у ребенка экологической культуры. Б.Т. Лихачев рассматривал
экологическую культуру личности в качестве системообразующего фактора,
способствующего формированию в человеке подлинной интеллигентности и
цивилизованности.
Экологическая
культура
органично
связана
с
личностью
в
целом,
выступает одним из целостных свойств личности, которое обусловливает
направленность
ее
жизнедеятельности,
накладывает
свой
отпечаток
на
мировоззрение, она возникает как новое психическое образование.
Экологическая культура обеспечивает научно-технический прогресс и
экологическое образование, утверждение в сознании и деятельности людей
принципов природопользования, формирование навыков и умений решать те
или иные хозяйственно-экологические задачи без ущерба для окружающей
среды и здоровья человека.
Экологическая
культура
проявляется
в
ответственном
отношении
к
природе
как
к
всеобщему
условию
и
предпосылке
материального
производства,
к
объекту
и
предмету
труда,
естественной
среде
жизнедеятельности человека.
Так, Л.П. Печко считает, что экологическая культура включает:
—
культуру
познавательной
деятельности
по
освоению
опыта
человечества
в
отношении
к
природе
как
к
источнику
материальных
ценностей, основе экологических условий жизни, объекту эмоциональных, в
том
числе
и
эстетических,
переживаний.
Успешность
этой
деятельности
обусловлена
развитием
нравственных
черт
личности
по
отношению
к
природной среде на основе формирования умений принимать альтернативные
решения;
— культуру труда, формирующуюся в процессе трудовой деятельности.
При этом учитываются экологические, эстетические и социальные критерии
при выполнении конкретных дел в различных областях природопользования;
—
культуру духовного общения с природой. Здесь важно развивать
эстетические
эмоции,
умение
оценивать
эстетические
достоинства
как
естественной, так и преобразованной природной сферы.
Следующие
компоненты
экологической
культуры
выделяет
ЯД-
Бобылева:
—
интерес к природе;
—
знания о ней и ее охране;
—
эстетические и нравственные чувства ко всему живому;
—
позитивная деятельность в природе;
—
мотивы,
определяющие
поступки
детей
отно сительно
окружающего мира.
Если сущность культуры, в широком смысле слова, всегда составляло
отличие социального от природного, то сущностью экологической культуры
является, наоборот, совмещение социального с природным, их единство.
Экологическим образованием дошкольников называется непрерывный
процесс
обучения,
воспитания
и
развития
ребенка,
направленный
на
формирование
его
экологической
культуры,
которая
проявляется
в
эмоционально положительном отношении к природе, окружающему миру, в
ответственном
отношении
к
своему
здоровью
и
состоянию
окружающей
среды, в соблюдении определенных моральных норм, системе ценностных
ориентаций.
Для достижения этой цели нужно решить ряд взаимосвязанных задач в
области обучения, воспитания и развития ребенка:
—
формирование
системы
элементарных
научных
экологических
знаний,
доступных
пониманию
ребенка-дошкольника
(прежде
всего
как
средства становления осознанно правильного отношения к природе);
—
развитие познавательного интереса к миру природы;
—
формирование первоначальных умений и навыков экологически
грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;
—
воспитание
гуманного,
эмоционально
положительного,
бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в
целом; развитие чувства эмпатии к объектам природы;
—
формирование умений и навыков наблюдений за природными
объектами и явлениями;
—
формирование первоначальной системы ценностных ориентаций
(восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, само
ценность и многообразие значений природы, ценность общения с природой);
—
освоение
элементарных
норм
поведения
по
отношению
к
природе,
формирование
навыков
рационального
природопользования
в
повседневной жизни;
—
формирование
умения
и
желания
сохранять
природу
и
при
необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а также
навыков
элементарной
природоохранной
деятельности
в
ближайшем
окружении;
—
формирование
элементарных
умений
предвидеть
последствия
некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.
В связи с появлением экологической психа-педагогики, возникшей на
стыке
трех
научных
дисциплин:
экологии,
экологической
психологии,
педагогики, изменились и взгляды на цели, задачи, содержание и результат
экологического образования.
С
позиций
экологической
психа-педагогики
целью
экологического
образования является формирование эко логичной личности.
Эко
логичной
личностью
считается
личность,
обладающая
экоцентрическим
типом
экологического
сознания.
Ей
свойственны
психологическая
включенность
в
мир
природы,
базирующаяся
на
представлении
о
взаимосвязанности
мира
людей
и
мира
природы,
субъектный
характер
восприятия
природных
объектов,
стремление
к
непрагматическому взаимодействию с миром природы.
Общей задачей экологического образования с позиций экологической
психа-педагогики является формирование экологического сознания личности.
В соответствии с тремя подструктурами экологического сознания, эта общая
задача
конкретизируется
на
уровне
трех
основных
задач
экологического
образования:
—
формирование адекватных экологических представлений. Такая
система позволяет личности знать, что и как происходит в мире природы и
между
человеком
и
природой,
и
как
следует
поступать
с
точки
зрения
экологической целесообразности. Главным ориентиром при решении данной
задачи
экологического
образования
является
формирование
у
личности
понимания
единства
человека
и
природы,
которое
способствует
возникновению у нее психологической включенности в мир природы;
—
формирование
отношения
к
природе.
Само
по
себе
наличие
экологических
знаний
не
гарантирует
экологически
целесообразного
поведения
личности,
для
этого
необходимо
еще
и
соответствующее
отношение к природе. Оно определяет характер целей взаимодействия с
природой,
его
мотивов,
готовность
выбирать
те
или
иные
стратегии
поведения,
иными
словами,
стимулирует
поступать
с
точки
зрения
экологической целесообразности. С позиций экологической психа-педагогики
именно через подструктуру отношений в наибольшей степени формируется
субъектный характер восприятия природных объектов, который свойствен эко
логичной личности;
—
формирование
системы
умений
и
навыков
(технологий)
взаимодействия с природой. Чтобы поступать экологически целесообразно,
личности необходимо уметь это делать: и понимания и стремления окажется
недостаточно, если она не сможет их реализовать в системе своих действий.
Освоенность соответствующих технологий и выбор правильных стратегий и
позволяют поступать с точки зрения экологической целесообразности.
Результатом экологического образования должна стать экологически
развитая
личность,
которой
присущ
эксцентрический
тип
экологического
сознания, характеризующийся психологической включенностью человека в
мир
природы,
восприятием
природных
объектов
как
полноправных
субъектов,
стремлением
к
непрагматическому
взаимодействию
с
миром
природы. Такая личность демонстрирует единство соответственно развитых
сознания и эмоционально-психических состояний (Б.Т. Лихачев, 1993).
В качестве системообразующего компонента эко логичной личности
ученый
определяет
экологическую
культуру,
в
состав
которой
входят:
культура познавательной деятельности по освоению опыта человечества в
отношении к природе, культура труда, формирующаяся в процессе трудовой
Деятельности
и
культура
духовного
общения
с
природой.
Становлению
экологического
сознания
способствует
деятельность,
в
процессе
которой
происходит
освоение
непрагматических
стратегий
и
соответствующих
технологий взаимодействия с природой.
Век XXI прогнозировали как информационно-экологический. Однако,
как
считает
Генеральный
директор
ЮНЕС
-
КО
Ф.
Майор,
решить
эту
проблему
можно
только
«посредством
Глобального
воспитания»,
т.е.
постановкой
экологических
вопросов
в
центр
всех
учебных
программ,
начиная с дошкольных учреждений. Постановка вопроса в такой плоскости
неслучайна. Экологическое образование действительно не достигло высокой
результативности. «Почти сто лет пропаганды этой охраны (экологическое
образование) идет черепашьим шагом и ограничивается главным образом
формулированием на бумаге и красноречием на съездах и конференциях» (О.
Леопольд).
В
этой
связи
возникает
вопрос,
каким
же
образом
экологическое
образование
должно
«затронуть»
подрастающую
личность?
Многие
исследователи
тесно
увязывают
экологическое
развитие
дошкольников
с
нравственным.
Об
этом
можно
прочесть
в
трудах
Л.
И.
Божович,
А.В.
Запорожца, А.Н. Захлебного, Л.П. Печко, Б.Т. Лихачева, Д.Б. Эльконина.
Ученые считают: большое внимание должно отводиться тем видам учебной
деятельности,
которые
в
качестве
системообразующего
компонента
прививают детям экологическую культуру.
Что под этим следует понимать? Речь идет о культуре познавательной
деятельности по освоению опыта человечества в отношении к природе, успех
которой
связан
с
развитием
нравственных
черт;
о
культуре
труда,
формирующейся
при
выполнении
конкретных
дел
в
различных
областях
природопользования;
о
культуре
духовного
общения
с
природой,
т.е.
культуре, развивающей эстетические эмоции, умение оценивать эстетические
достоинства как естественной, так и преобразованной природной сферы. Л.Д.
Бобылева понятие «экологическая культура» связывает с развитием природы
самого
ребенка,
его
способностей,
физических
и
интеллектуальных
сил,
воспитанием трудолюбия, бережного отношения к природе.
И
действительно,
дошкольный
период
детства
—
важнейший
в
развитии
ребенка:
в
этом
возрасте
закладываются
основы
интеграции
целостной
личности;
приобретенные
знания
в
дальнейшем
могут
преобразоваться в прочные убеждения. Однако экологическое просвещение
только в том случае окажет заметное влияние на образ действий ребенка,
если охватит как рациональную, так и эмоциональную сферу. Естественной
основой
процесса
такого
воспитания
должны
стать
объективно
складывающиеся в различные возрастные периоды отношения с окружающей
средой. У дошкольников отношения эти реализуются на бессознательной
основе. Дети, не отдавая себе отчета, не отделяются от внешней среды,
ощущают себя естественной частью природы — они открыто воспринимают
и присваивают экологические правила, превращают их в свои привычки.
Исследования психологов показывают: любому действию человека должны
предшествовать готовность и способность действовать. «Опыт убеждает, —
пишет Д.Н. Кавтарадзе, — что лозунги и самые хорошие книги и фильмы
недостаточны
для
формирования
активного
экологического
сознания.
Сознание формируется в процессе деятельности. Если мальчик или девочка
огораживают муравейники, спасают мальков, они как бы участвуют в работе
самой природы. Здесь воспитывается не просто милосердие (что само по себе
очень важно), а происходит нечто большее, что в слабой степени отражает
термин «формирование сознания». Вспомним: что актуально для детей? Это
эмоциональное переживание, связанное с процессом общения, разнообразная
деятельность, экологическая активность.
Следовательно, педагогическая стратегия должна быть направлена на
развитие
чувства
сопричастности,
общности
с
природой,
и
мы
должны
внушить каждому ребенку простую и убедительную мысль: «Люди — часть
природы, мы должны любить наши деревья и реки, пашни и леса, как мы
любим саму жизнь».