Напоминание

Теоретические основы экологического образования детей дошкольного возраста


Автор: Горюшина Ирина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №29"
Населённый пункт: город Михайловск Шпаковского района
Наименование материала: статья
Тема: Теоретические основы экологического образования детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО

ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Выделяются

три

основные

тенденции

в

определении

содержания

экологиче ского

образования.

«Представленче ская»

связана

с

акцентированием внимания на формировании в первую очередь системы

экологических представлений.

«Отношенческая» — с акцентированием внимания на формировании, в

первую очередь, отношения к природе. Именно в рамках данной ориентации

осуществляется

экологическое

образование,

например,

в

так

называемых

вальдорфских

школах,

философской

основой

которых

является

антропософское

учение

Р.

Штейнера.

Учеников

в

этих

школах

учат

наблюдению за всем, что их окружает во внешней среде, и сопереживанию

каждому растению, животному, любому человеку.

«Технологическая» тенденция в экологическом образовании основана

на формировании стратегий и технологий взаимодействия с природой. Такая

тенденция характерна, например, для США.

В зависимости от того какая тенденция преобладает во взглядах ученых

на

проблему

экологического

образования,

выделяются

цели,

задачи

и

содержание экологического образования. Ведущими понятиями в теории и

методике

экологического

образования

детей

являются:

экологическое

образование,

экологический

педагогический

процесс,

экологическое

воспитание, экологическое обучение, экологическое развитие личности и др.

Остановимся на них подробнее.

В широком смысле экологическое образование рассматривается как

процесс

или

результат

освоения

определенного

уровня

экологической

культуры

и

связанный

с

ней

уровень

индивидуального

развития

(экологическая

образованность).

По

определению

И.Д.

Зверева,

это

«непрерывный

процесс

обучения,

воспитания

и

развития

личности,

направленный

на

формирование

системы

знаний

и

умений,

ценностных

ориентаций, нравственно-этических отношений, поведения и деятельности,

обеспечивающих

экологическую

ответственность

личности

за

состояние

социо-природной среды».

Специально организованное взаимодействие педагога и ребенка в целях

освоения опыта экологических взаимоотношений с окружающим миром —

экологический педагогический процесс, который условно делится на два

взаимосвязанных процесса: экологическое воспитание и обучение.

Экологиче ско е

во спит ание

предст авляет

собой

п р о ц е с с

целенаправленного

влияния

на

личность

ребенка

в

целях

накопления

позитивного

опыта

взаимодействия

с

окружающим

миром,

освоения

принятой

обществом

системы

экологических

ценностей,

овладения

правилами осознанного поведения в природе (нормами экологической этики).

Экологическое обучение — целенаправленный процесс управляемого

познания

объектов

и

явлений

окружающего

мира,

экологических

закономерностей

в

природе

и

социуме,

направленный

на

формирование

экологических

знаний,

освоение

способов

экологически

ориентированной

деятельности,

развитие

познавательных

процессов

у

детей.

Обучение

отличается от воспитания степенью организованности, оно определено более

жесткими

рамками:

реализация

государственного

образовательного

стандарта,

программное

содержание,

использование

регламентированных

форм обучения и т.д. Экологическое воспитание и обучение направлены на

эко-логическое развитие ребенка.

Экологическое развитие можно определить как созревание внутренних

сущностных сил экологически ориентированной личности через освоение

опыта

ценностных

ориентаций,

поведенческих

норм,

знаний

и

умений,

которые

реализуются

в

экологическом

отношении

к

окружающему

миру

через поведение и деятельность. Экологическое развитие характеризуется

направленностью общего развития на психологическую включенность в мир

природы:

экологически

ориентированным

мировоззрением,

потребностно

волевыми переживаниями и формами деятельности.

Экологическое

развитие

личности

тесно

связано

с

процессом

становления у ребенка экологической культуры. Б.Т. Лихачев рассматривал

экологическую культуру личности в качестве системообразующего фактора,

способствующего формированию в человеке подлинной интеллигентности и

цивилизованности.

Экологическая

культура

органично

связана

с

личностью

в

целом,

выступает одним из целостных свойств личности, которое обусловливает

направленность

ее

жизнедеятельности,

накладывает

свой

отпечаток

на

мировоззрение, она возникает как новое психическое образование.

Экологическая культура обеспечивает научно-технический прогресс и

экологическое образование, утверждение в сознании и деятельности людей

принципов природопользования, формирование навыков и умений решать те

или иные хозяйственно-экологические задачи без ущерба для окружающей

среды и здоровья человека.

Экологическая

культура

проявляется

в

ответственном

отношении

к

природе

как

к

всеобщему

условию

и

предпосылке

материального

производства,

к

объекту

и

предмету

труда,

естественной

среде

жизнедеятельности человека.

Так, Л.П. Печко считает, что экологическая культура включает:

культуру

познавательной

деятельности

по

освоению

опыта

человечества

в

отношении

к

природе

как

к

источнику

материальных

ценностей, основе экологических условий жизни, объекту эмоциональных, в

том

числе

и

эстетических,

переживаний.

Успешность

этой

деятельности

обусловлена

развитием

нравственных

черт

личности

по

отношению

к

природной среде на основе формирования умений принимать альтернативные

решения;

— культуру труда, формирующуюся в процессе трудовой деятельности.

При этом учитываются экологические, эстетические и социальные критерии

при выполнении конкретных дел в различных областях природопользования;

культуру духовного общения с природой. Здесь важно развивать

эстетические

эмоции,

умение

оценивать

эстетические

достоинства

как

естественной, так и преобразованной природной сферы.

Следующие

компоненты

экологической

культуры

выделяет

ЯД-

Бобылева:

интерес к природе;

знания о ней и ее охране;

эстетические и нравственные чувства ко всему живому;

позитивная деятельность в природе;

мотивы,

определяющие

поступки

детей

отно сительно

окружающего мира.

Если сущность культуры, в широком смысле слова, всегда составляло

отличие социального от природного, то сущностью экологической культуры

является, наоборот, совмещение социального с природным, их единство.

Экологическим образованием дошкольников называется непрерывный

процесс

обучения,

воспитания

и

развития

ребенка,

направленный

на

формирование

его

экологической

культуры,

которая

проявляется

в

эмоционально положительном отношении к природе, окружающему миру, в

ответственном

отношении

к

своему

здоровью

и

состоянию

окружающей

среды, в соблюдении определенных моральных норм, системе ценностных

ориентаций.

Для достижения этой цели нужно решить ряд взаимосвязанных задач в

области обучения, воспитания и развития ребенка:

формирование

системы

элементарных

научных

экологических

знаний,

доступных

пониманию

ребенка-дошкольника

(прежде

всего

как

средства становления осознанно правильного отношения к природе);

развитие познавательного интереса к миру природы;

формирование первоначальных умений и навыков экологически

грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;

воспитание

гуманного,

эмоционально

положительного,

бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в

целом; развитие чувства эмпатии к объектам природы;

формирование умений и навыков наблюдений за природными

объектами и явлениями;

формирование первоначальной системы ценностных ориентаций

(восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, само

ценность и многообразие значений природы, ценность общения с природой);

освоение

элементарных

норм

поведения

по

отношению

к

природе,

формирование

навыков

рационального

природопользования

в

повседневной жизни;

формирование

умения

и

желания

сохранять

природу

и

при

необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а также

навыков

элементарной

природоохранной

деятельности

в

ближайшем

окружении;

формирование

элементарных

умений

предвидеть

последствия

некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.

В связи с появлением экологической психа-педагогики, возникшей на

стыке

трех

научных

дисциплин:

экологии,

экологической

психологии,

педагогики, изменились и взгляды на цели, задачи, содержание и результат

экологического образования.

С

позиций

экологической

психа-педагогики

целью

экологического

образования является формирование эко логичной личности.

Эко

логичной

личностью

считается

личность,

обладающая

экоцентрическим

типом

экологического

сознания.

Ей

свойственны

психологическая

включенность

в

мир

природы,

базирующаяся

на

представлении

о

взаимосвязанности

мира

людей

и

мира

природы,

субъектный

характер

восприятия

природных

объектов,

стремление

к

непрагматическому взаимодействию с миром природы.

Общей задачей экологического образования с позиций экологической

психа-педагогики является формирование экологического сознания личности.

В соответствии с тремя подструктурами экологического сознания, эта общая

задача

конкретизируется

на

уровне

трех

основных

задач

экологического

образования:

формирование адекватных экологических представлений. Такая

система позволяет личности знать, что и как происходит в мире природы и

между

человеком

и

природой,

и

как

следует

поступать

с

точки

зрения

экологической целесообразности. Главным ориентиром при решении данной

задачи

экологического

образования

является

формирование

у

личности

понимания

единства

человека

и

природы,

которое

способствует

возникновению у нее психологической включенности в мир природы;

формирование

отношения

к

природе.

Само

по

себе

наличие

экологических

знаний

не

гарантирует

экологически

целесообразного

поведения

личности,

для

этого

необходимо

еще

и

соответствующее

отношение к природе. Оно определяет характер целей взаимодействия с

природой,

его

мотивов,

готовность

выбирать

те

или

иные

стратегии

поведения,

иными

словами,

стимулирует

поступать

с

точки

зрения

экологической целесообразности. С позиций экологической психа-педагогики

именно через подструктуру отношений в наибольшей степени формируется

субъектный характер восприятия природных объектов, который свойствен эко

логичной личности;

формирование

системы

умений

и

навыков

(технологий)

взаимодействия с природой. Чтобы поступать экологически целесообразно,

личности необходимо уметь это делать: и понимания и стремления окажется

недостаточно, если она не сможет их реализовать в системе своих действий.

Освоенность соответствующих технологий и выбор правильных стратегий и

позволяют поступать с точки зрения экологической целесообразности.

Результатом экологического образования должна стать экологически

развитая

личность,

которой

присущ

эксцентрический

тип

экологического

сознания, характеризующийся психологической включенностью человека в

мир

природы,

восприятием

природных

объектов

как

полноправных

субъектов,

стремлением

к

непрагматическому

взаимодействию

с

миром

природы. Такая личность демонстрирует единство соответственно развитых

сознания и эмоционально-психических состояний (Б.Т. Лихачев, 1993).

В качестве системообразующего компонента эко логичной личности

ученый

определяет

экологическую

культуру,

в

состав

которой

входят:

культура познавательной деятельности по освоению опыта человечества в

отношении к природе, культура труда, формирующаяся в процессе трудовой

Деятельности

и

культура

духовного

общения

с

природой.

Становлению

экологического

сознания

способствует

деятельность,

в

процессе

которой

происходит

освоение

непрагматических

стратегий

и

соответствующих

технологий взаимодействия с природой.

Век XXI прогнозировали как информационно-экологический. Однако,

как

считает

Генеральный

директор

ЮНЕС

-

КО

Ф.

Майор,

решить

эту

проблему

можно

только

«посредством

Глобального

воспитания»,

т.е.

постановкой

экологических

вопросов

в

центр

всех

учебных

программ,

начиная с дошкольных учреждений. Постановка вопроса в такой плоскости

неслучайна. Экологическое образование действительно не достигло высокой

результативности. «Почти сто лет пропаганды этой охраны (экологическое

образование) идет черепашьим шагом и ограничивается главным образом

формулированием на бумаге и красноречием на съездах и конференциях» (О.

Леопольд).

В

этой

связи

возникает

вопрос,

каким

же

образом

экологическое

образование

должно

«затронуть»

подрастающую

личность?

Многие

исследователи

тесно

увязывают

экологическое

развитие

дошкольников

с

нравственным.

Об

этом

можно

прочесть

в

трудах

Л.

И.

Божович,

А.В.

Запорожца, А.Н. Захлебного, Л.П. Печко, Б.Т. Лихачева, Д.Б. Эльконина.

Ученые считают: большое внимание должно отводиться тем видам учебной

деятельности,

которые

в

качестве

системообразующего

компонента

прививают детям экологическую культуру.

Что под этим следует понимать? Речь идет о культуре познавательной

деятельности по освоению опыта человечества в отношении к природе, успех

которой

связан

с

развитием

нравственных

черт;

о

культуре

труда,

формирующейся

при

выполнении

конкретных

дел

в

различных

областях

природопользования;

о

культуре

духовного

общения

с

природой,

т.е.

культуре, развивающей эстетические эмоции, умение оценивать эстетические

достоинства как естественной, так и преобразованной природной сферы. Л.Д.

Бобылева понятие «экологическая культура» связывает с развитием природы

самого

ребенка,

его

способностей,

физических

и

интеллектуальных

сил,

воспитанием трудолюбия, бережного отношения к природе.

И

действительно,

дошкольный

период

детства

важнейший

в

развитии

ребенка:

в

этом

возрасте

закладываются

основы

интеграции

целостной

личности;

приобретенные

знания

в

дальнейшем

могут

преобразоваться в прочные убеждения. Однако экологическое просвещение

только в том случае окажет заметное влияние на образ действий ребенка,

если охватит как рациональную, так и эмоциональную сферу. Естественной

основой

процесса

такого

воспитания

должны

стать

объективно

складывающиеся в различные возрастные периоды отношения с окружающей

средой. У дошкольников отношения эти реализуются на бессознательной

основе. Дети, не отдавая себе отчета, не отделяются от внешней среды,

ощущают себя естественной частью природы — они открыто воспринимают

и присваивают экологические правила, превращают их в свои привычки.

Исследования психологов показывают: любому действию человека должны

предшествовать готовность и способность действовать. «Опыт убеждает, —

пишет Д.Н. Кавтарадзе, — что лозунги и самые хорошие книги и фильмы

недостаточны

для

формирования

активного

экологического

сознания.

Сознание формируется в процессе деятельности. Если мальчик или девочка

огораживают муравейники, спасают мальков, они как бы участвуют в работе

самой природы. Здесь воспитывается не просто милосердие (что само по себе

очень важно), а происходит нечто большее, что в слабой степени отражает

термин «формирование сознания». Вспомним: что актуально для детей? Это

эмоциональное переживание, связанное с процессом общения, разнообразная

деятельность, экологическая активность.

Следовательно, педагогическая стратегия должна быть направлена на

развитие

чувства

сопричастности,

общности

с

природой,

и

мы

должны

внушить каждому ребенку простую и убедительную мысль: «Люди — часть

природы, мы должны любить наши деревья и реки, пашни и леса, как мы

любим саму жизнь».



В раздел образования