Автор: Жаровских Наталья Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №24
Населённый пункт: г.Кстово
Наименование материала: Статья
Тема: "Игра, как средство культуры речевого общения у старших дошкольников
Раздел: дошкольное образование
Жаровских Н.И. Воспитатель МБДОУ д/с №24 г.Кстово
Тема:" Игра, как средство формирования навыков общения и
взаимодействия у старших дошкольников".
Лев Семёнович Выготский говорил: "Есть все фактические и теоретические
основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребёнка, но
и формирование его характера, эмоции и личности в целом находится в
непосредственной зависимости от речи".
Игра - наиболее доступный ребёнку и интересный для него способ
переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций ( А.В.Запорожец,
А.н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин и др.)
"В игре ребёнок развивается, познаёт мир, общается".
Развитию культуры речевого общения детей старшего дошкольного
возраста способствуют следующие педагогические условия:
развивающая речевая среда, грамотное общение взрослых с детьми,
взрослых друг с другом, правильная организация режимных моментов,
применение игровой формы обучения: подбор игр, особенности их
организации, включение содержания программы по развитию культуры
речевого общения старших дошкольников в игру. Так же речевому общению
способствует театрализованная игра.
Театрализованная игра, как один из её видов, является эффективным
средством социализации дошкольника в процессе осмысления им
нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения и
участие в игре, которая имеет коллективный характер, что и создаёт
благоприятные условия для развития чувства партнёрства, культуры
поведения и освоения способов позитивного взаимодействия. В
театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети
знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают причины того или
иного настроя. Таким образом театрализованная игра является средством
самовыражения и самореализации ребёнка. Она способствует
формированию творческого воображения, коммуникативных навыков,
позволяет решать много проблемные ситуации опосредованно от лица
какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность
в себе, застенчивость. Театрализованные игры помогают всесторонне
развивать ребёнка, выполняют одновременно познавательную,
воспитательную и развивающую функции. Содержание, формы и методы
способствуют достижению трёх основных целей:
- развитию речи и навыков театрально-исполнительской деятельности;
- созданию атмосферы творчества;
- социально-эмоциональному развитию ребёнка.
Поэтому я поставила себе цель: создать условия для творческой
активности детей в театрализованной деятельности, познакомить детей с
театральными жанрами, с разными видами кукольного театра, обеспечить
взаимосвязь театрализованной с другими видами деятельности в едином
педагогическом процессе и в частности в речи. Велико значение
театрализованной игры для речевого развития (совершенствование диалогов
и монологов, освоении выразительности речи).
В этом помогает предметно-развивающая среда, которая является
одним из основных средств развития личности ребёнка, источником его
индивидуальных знаний и социального опыта, но предметно-развивающая
среда не только должна обеспечивать совместную театрализованную
деятельность детей, но и является основой самостоятельного творчества
каждого ребёнка. Поэтому создавая развивающую среду, я старалась:
- обеспечить комфортность и безопасность каждого ребёнка;
- создавать домашнюю обстановку (столы, кресла, диван, коврики), которая
будет нацеливать ребёнка на активность, особенно речевую, на желание
общаться;
- обеспечить богатство и разнообразие театрализованного материала,
создала различные виды театра (теневого, ложечного, перчаточного,
пальчикового, шарикового и др.), изготовила различные ширмы.
.
Список литературы:
Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Кн. Для воспитателей
детского сада, М., 2009.
Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. М., 1989.
Акулова О. "Театрализованные игры" дошкольное воспитание 2005г.
Артёмова Л.В. "Театрализованные игры дошкольников" М.1991г.
Сорокина Н.Ф. "Играем в кукольный театр" М.2000г.
Маханёва М.Д. "Театрализованные занятия в детском саду" М.2001г