Напоминание

Адаптационные траектории в вопросе преемственности обучения между начальной и основной ступенями обучения


Автор: Подвигина Зоя Федоровна
Должность: учитель химии и биологии
Учебное заведение: МБОУ ООШ№96
Населённый пункт: Воронеж
Наименование материала: статья
Тема: Адаптационные траектории в вопросе преемственности обучения между начальной и основной ступенями обучения
Раздел: среднее образование





Назад




Адаптационные траектории в вопросе преемственности обучения между начальной и

средней ступенями обучения

Проблема

адаптации

учеников

пятого

класса

в

среднем

звене

далеко

не

считается новой. Перед каждой школой стоит вопрос о решении этой проблемы в

зависимости

от

определенных

особенностей

формирования

собственного

воспитательно-образовательного

пространства.

Тем

не

менее,

существует

ряд

проблем, объединяющий младших учеников каждой школы.

Существует две основные проблемы:

1.

Организация учебного процесса.

2.

Организация жизнедеятельности школы.

Причин, которые вызывают трудности адаптации у пятиклассников также две:

объективные и субъективные. О происхождении таких проблема и трудностей есть

большое

количество

психолого-педагогической

информации,

что

гораздо

чаще

наиболее интересным является опыт в решении данных вопросов.

Конкретно в нашей школе каждый год проводится малый педагогический совет

на тему адаптации выпускников начальных классов. В начале осуществления данной

деятельность

проблема

стояла

довольно

остро.

Случались

и

взаимные

упреки

учителей на предмет того, что учителя младших классов не смогли правильно научить

учеников, а учителя старших классов слишком строги и не оказывают достаточно

помощи.

В Письме Департамента общего и дошкольного образования Министерства

образования в Российской Федерации от 21 мая 2004 года говорится о необходимости

осуществления следующих факторов:

– учитывать психологические особенности 10 – 12-летних детей, вступающих в

подростковый период развития; уровень познавательной деятельности, с которым

ребенок перешел в 5-й класс;

– анализировать причины неуспешного адаптационного периода и возможности

(пути) коррекции трудностей адаптации школьника;

– иметь четкие представления о целях и результатах образования на начальной и

основной ступенях;

– наметить преемственные связи в содержании и методах обучения последнего

этапа обучения в начальной школе (4-й класс) и первого этапа обучения в основной

школе (5 – 6-е классы);

– знать специфику форм организации обучения, возможности развития учебного

диалога,

особенности

стиля

взаимодействия

учителя

и

учащихся,

учитывающего

психологию общения младшего школьника.

Таким образом, для того, чтобы помочь пятиклассникам адаптироваться в нашей

школе, были разработаны виды адаптационных траекторий как для педагогов, так и

для учеников. При этом учитывается этап «вхождения» в период адаптации, то есть 4

класс.

Рис. 1. Адаптационная траектория для педагогов.

Пройдемся по основным моментам представленной на рис. 1 адаптационной

траектории.

Этот период также играет большую роль среди учителей: учитель начальных

классов ожидает оценки за свой труд, переживает с каждым учеником, несмотря на

то,

что

адаптационный

период

связывают

и

с

психологическими

возрастными

особенностями, которые выпадают на это время. В то же время, учитель основной

школы,

привыкший

работать

со

старшими

классами,

вынужден

перестраиваться.

Мероприятия рассматриваемой траектории дают возможность как учителям, так и

ученикам

познакомиться

друг

с

другом,

выделить

плюсы

и

минусы,

провести

корректировку программ, разработать общие требования дисциплинарных правил,

организовать учебный процесс в вопросах этики и взаимоотношений ученик-ученик,

ученик-учитель, учитель-учитель.

При помощи разработки сквозного тематического планирования педагогами

начальной

школы

появляется

возможность

как

самому

учителю

посмотреть

на

систему

знаний,

предоставляемую

ученикам,

так

и

упростить

работу

учителям

средних

классов

выяснить

уровень

усвоенного

материала

и

разработать

план

дальнейшего обучения.

Кроме того, учителя учитывают требования по предметам, представленные в

сборнике Министерства образования РФ «Оценка качества знаний обучающихся,

оканчивающих начальную школу».

Русский язык и литературное чтение

1)

Воспроизведение знаний

Называть: существующие части речи; значимые части слова.

2)

Применение знаний

Различать, сравнивать:

a)

буквы и звуки, гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные,

согласные твердые и мягкие, согласные звонкие и глухие, согласные парные и не

парные;

b)

имя существительное, имя прилагательное, глагол, личное местоимение;

c)

предлог и приставку; корень, приставку, суффикс окончание; главные

(подлежащее и сказуемое) и второстепенные (без разделения) члены предложения,

словосочетания (выделять главное и зависимое слово), предложения с однородными

членами;

словари

и

справочники;

произведения

фольклора

(загадки,

пословицы,

песенки, скороговорки);

d)

жанры

детской

художественной

литературы

(сказкы,

расскази,

стихотворения, басни);

e)

сказки народные и литературные; элементы книги (обложки, титульные

листы, иллюстрации, оглавление).

Приводить примеры: простых двусоставных предложений; произведений

из круга детского чтения.

Кратко характеризовать: виды предложений по цели высказывания и

интонации.

Решать практические и учебные задачи: разбирать по составу имена

существительные

и

прилагательные,

выделять

в

глаголах

личные

окончания;

выделять

подлежащее

и

сказуемое,

словосочетания,

однородные

члены

простом

предложении);

писать

под

диктовку

разборчиво и аккуратно текст из 75-80 слов с изученными орфограммами

и пунктограммами (на ограниченном орфографическом поле): прописные

буквы в начале предложения, в именах собственных; звонкие и глухие

согласные в корнях слов; непроизносимые согласные; сочетания жи —

ши, ча — ща, чу — щу, чк, чн; удвоенные согласные; безударные гласные,

проверяемые

ударением

корне

слова);

безударные

гласные,

не

проверяемые ударением; ъ и ъ разделительные, ь после шипящих на конце

имен существительных, ь после шипящих в окончаниях глаголов 2-го

лица

единственного

числа;

не

с

глаголами;

безударные

падежные

окончания имен существительных, безударные падежные окончания имен

прилагательных; правописание безударных личных окончаний глагола;

знаки

препинания

в

конце

предложения

(точка,

вопросительный

и

восклицательный

знаки),

запятые

между

однородными

членами

(при

перечислении

при

употреблении

союзов

а,

но);

читать

осознанно,

правильно, целыми словами про себя с ориентировочным темпом чтения

100

слов

в

минуту;

отвечать

на

вопросы

к

тексту;

делить

текст

на

смысловые части и составлять простой план; пересказывать произведения

по

плану;

высказывать

оценочные

суждения

о

прочитанном

произведении; пользоваться словарями.

Математика

1)

Воспроизведение знаний

Называть:

компоненты

арифметических

действий

(сумма,

слагаемое;

разность, уменьшаемое, вычитаемое; произведение, множитель; частное,

делимое, делитель)

Воспроизводить по памяти: результаты табличных случаев сложения и

вычитания в пределах 20, умножения и деления; единицы длины: 1 км =

1000 м, 1 м = 100 см, 1м = 10 дм, 1 дм = 10 см, 1 см = 10 мм; времени: 1 ч

= 60 мин, 1 мин = 60 с, 1 сут = 24 ч, 1 год = 12 мес; массы: 1 кг = 1000 г, 1

т = 1000 кг.

Применение знаний

Различать и сравнивать:

математические

выражения:

сумма,

разность,

произведение,

частное;

отношения “меньше на”, “меньше в”, “больше на”,“больше в”; периметр и площадь

прямоугольника;

геометрические

фигуры

(отрезок

и

луч,

круг

и

окружность,

многоугольники).

Устанавливать связи и зависимости: между величинами: скоростью, временем

и длиной пути при равномерном прямолинейном движении; между ценой,

количеством и стоимостью товара.

Решать

учебные

и

практические

задачи: читать и записывать натуральные

числа в десятичной системе счисления и называть их в порядке возрастания и

убывания;

сравнивать

натуральные

числа;

выполнять

устные

несложные

вычисления

с

натуральными

числами

и

нулем

в

пределах

100;

выполнять

сложение, вычитание, умножение и деление многозначных чисел (сложение и

вычитание в пределах миллиона, умножение и деление многозначных чисел на

двузначное

число

в

пределах

миллиона);

вычислять

значение

числового

выражения в 2-3 действия, записанного со скобками или без скобок, используя

правила

порядка

выполнения

арифметических

действий;

решать

текстовые

задачи в 1-2 действия; измерять длину отрезка и строить отрезок заданной

длины с помощью линейки; вычислять периметр и площадь прямоугольника

(квадрата).

Естествознание

1)

Воспроизведение знаний

Называть: основные свойства воды; основные свойства воздуха; условия,

необходимые для жизни растений и животных.

2)

Применение знаний

Различать и сравнивать: живые и неживые природные тела, вещества;

хвойные и лиственные деревья, кустарники и травы, дикорастущие и

культурные растения; диких и домашних животных; растения и животных

луга, леса, водоема; тундры, лесной зоны, степей, пустынь.

Приводить

примеры:

живых

и

неживых

природных

тел,

веществ,

природных явлений; полезных ископаемых, их свойств и использования;

насекомых, рыб, птиц, зверей.

Устанавливать

связи

и

зависимости:

между

объектами,

явлениями

природы; между поведением человека в природе и ее состоянием.

Кратко

характеризовать:

значение

Солнца

для

жизни

на

Земле;

сезонные изменения в природе; основные системы органов человека, их

значение;

воздействие

человека

на

природу

(положительное

и

отрицательное),

меры

по

ее

охране;

правила

охраны

и

укрепления

здоровья.

Заполнение

сопроводительных

пакетов

документов

учащихся

учителями

начальных классов давно вошло в обиход школьной деятельности, к тому же, перевод

учеников

происходит

уже

сформированным

коллективом

с

установленными

межличностными отношениями. Пакет документов включает в себя индивидуальные

карты каждого ребенка с характеристикой детского коллектива, при помощи которых

классный руководитель получает некоторое представление как о классе в целом, так и

о возможностях учащихся. Такие действия помогают сэкономить время учителя и

положить начало к установке по формированию качеств личности и способности

существовать в коллективе и обществе.

Индивидуальная карта

«Оценка особенностей развития ребенка школьного возраста»

Фамилия, имя ребенка ________________________________

Дата рождения___________________________класс_______

Учитель начальных классов (ФИО)_____________________

№ п/п

Оцениваемая характеристика

Отсутствует

Слабо

выражено

Значительно

выражено

Внешний вид. Отношение родителей

1

Ученик

неопрятен.

Родители

не

уделяют должного внимания внешнему

виду и одежде ученика.

2

Родители мало общаются с учителем,

не уделяют достаточного внимания

ученику.

3

Родители не заинтересованы в жизни

класса и потребностях школы.

Поведение в классе

4

Не сразу воспринимает, что требует

учитель.

5

Не следует правилам жизни класса.

6

Неуверен в своих способностях,

боязлив, плаксив без видимых причин.

7

Двигательная и речевая

расторможенность. Нуждается в

контроле и многократном повторении

предъявляемых требований

Общение с детьми и взрослыми

8

Предпочитает одиночество.

9

Конфликтует с другими учениками,

часто дерется, кричит.

10

Не умеет поддерживать общение.

11

Мало контактирует со взрослыми.

12

Обладает организаторскими

способностями.

13

Обладает творческими способностями.

Речевое развитие

14

Речь невнятна. Имеет трудности со

звукопроизношением.

15

Бедный словарный запас.

16

Неправильная грамматика речи.

17

Мало разговаривает. Обладает

выраженными трудностями при

пересказе. Старается говорить

односложно.

18

Обладает литературными

способностями.

19

Обладает актерскими способностями.

Физическое развитие

20

Недостаточно развит физически.

21

Ребенок часто болеет.

О т н о ш е н и е

к

з а н я т и я м

и

и х

успешность

22

Не способен держать деятельность под

контролем. Нуждается в постоянном

контроле учителя.

23

Имеет трудности в овладении

необходимым объемом знаний.

24

Неусидчив, не может довести дело до

конца.

25

Мешает учителю или ученикам на

занятиях.

Темповые характеристики

деятельности

26

Работает медленно и невнимательно.

27

Темп работы на занятиях неравномерен.

28

Темп работы быстрый, но работает

хаотично и “бестолково”.

29

Высокая работоспособность.

Какие дополнительные особенности развития ученика (его положительные или

отрицательные качества) Вы хотели бы отметить?

_________________________________________________________________________

Общая характеристика семьи (подчеркнуть)

Полная

Неполная

Многодетная

Малообеспеченная

Опекуны

Переселенцы

Неблагополучная (в чем?)___________________________________________________



В раздел образования