Напоминание

Повышение профессиональной компетентности педагогов – необходимое условие развития современной профессиональной образовательной организации


Автор: Чернышев Александр Александрович
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ "Светлоградский региональный сельскохозяйственный колледж"
Населённый пункт: г. Светлоград Петровского городского округа
Наименование материала: Обмен опытом
Тема: Повышение профессиональной компетентности педагогов – необходимое условие развития современной профессиональной образовательной организации
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Повышение профессиональной компетентности педагогов – необходимое

условие развития современной профессиональной образовательной организации

В

стремительно

меняющемся

мире

профессий,

профессия

Учителя

остаётся

неизменной, хотя её содержание, условия труда, количественный и качественный состав

постоянно меняются. Сегодня, говоря о степени владения педагогом своей профессией,

употребляют

множество

терминов:

профессионализм,

педагогическое

мастерство,

педагогическое

искусство,

квалификация,

профессиональная

компетентность,

причём

з ач а с т у ю

п р о и с ход и т

с м е ш е н и е

д а н н ы х

п о н я т и й .

О с о б ы й

и н т е р е с

представляет профессиональная

компетентность,

которая

являет ся

вед у щ и м

компонентом профессионального потенциала личности.

Профессиональная

компетентность

совокупность

знаний

и

умений,

обеспечивающих

эффективное

решение

профессионально-педагогических

проблем

и

типичных профессиональных задач, возникающих в реальных ситуациях педагогической

деятельности,

с

использованием

жизненного

опыта,

имеющейся

квалификации,

общепризнанных ценностей.

Иначе говоря, под профессиональной компетентностью понимается совокупность

профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической

деятельности.

Содержание

профессиональной

компетен

тности

педагога

о п р ед е л я е т с я

квалификационной характеристикой

и профессиональным стандартом, в которых отражены

обобщенные требования

к педагогу на уровне его теоретического и практического опыта.

Профессиональная компетентность зависит от многих составляющих.

К основным составляющим профессиональной компетентности относятся:

интеллектуально-педагогическая компетентность – умение применять знания,

опыт

в

профессиональной

деятельности

для

эффективного

обучения

и

воспитания,

способность педагога к инновационной деятельности;

коммуникативная

компетентность

значимое

профессиональное

качество,

включающее

речевые

навыки,

навыки

взаимодействия

с

окружающими

людьми,

экстраверсию, эмпатию;

информационная

компетентность

объем

информации

педагога

о

себе,

воспитанниках, родителях, коллегах;

рефлексивная компетентность – умение педагога управлять своим поведением,

контролировать свои эмоции, способность к рефлексии, стрессоустойчивость.

Развитие

профессиональной

компетентности –

это

развитие

творче ской

индивидуальности,

восприимчивости

к

педагогическим

инновациям,

способностей

адаптироваться

в

меняющейся

педагогической

среде,

накопление

профессионального

опыта, предполагающего непрерывное развитие и самосовершенствование

Профессиональная

компетентность

оценивается

уровнем

сформированности

профессионально-педагогических умений. С позиции основных операционных функций

педагога профессионального учебного заведения можно выделить следующие группы

профессионально-педагогических умений:

1.

гностические умения – познавательные умения в области приобретения

общепрофессиональных,

производственных

и

психолого-педагогических

знаний,

предусматривающих

получение

новой

информации,

выделение

в

ней

главного,

существенного, обобщение и систематизация собственного педагогического опыта, опыта

новаторов и рационализаторов производства;

2.

идеологические

умения

социально-значимые

умения

проведения

политико-воспитательной

работы

среди

обучающихся,

привитие

основополагающих

ценностей, идей и убеждений, пропаганды педагогических знаний;

3.

дидактические

умения

общепедагогические

умения

определения

конкретных

целей

обучения,

выбора

адекватных

форм,

методов

и

средств

обучения,

конструирования

педагогических

ситуаций,

объяснения

учебно-производственного

материала, демонстрации технических объектов и приемов работы;

4.

организационно-методические

умения

умения

реализации

учебно-

воспитательного

процесса,

формирования

мотивации

учения,

организации

учебно-

профессиональной

деятельности

учащихся,

установления

педагогически

оправданных

взаимоотношений, формирования коллектива, организации самоуправления;

5.

коммуникативно-режиссерские

умения

общепедагогические

умения,

включающие перцептивные, экспрессивные, сугистивные, ораторские и умения в сфере

педагогической режиссуры;

6.

прогностические умения – общепедагогические умения прогнозирования

успешности

учебно-воспитательного

процесса,

включающие

диагностику

коллектива

учащихся

и

личности,

анализ

педагогических

ситуаций,

построение

альтернативных

моделей педагогической деятельности, проектирование развития личности и коллектива,

контроль за процессом и результатом;

7.

рефлексивные умения – самооценка профессиональной деятельности и

профессионального

поведения,

эмоциональных

реакций,

когнитивных

особенностей,

способность к самопознанию, самоактуализация;

8.

организационно-педагогические

умения

общепедагогические

умения

планирования воспитательного процесса, выбора оптимальных средств педагогического

воздействия

и

взаимодействия,

организации

самовоспитания

и

самоуправления,

формирования профессиональной направленности личности обучающихся;

9.

общепрофессиональные умения – умения чтения и составления чертежей,

схем,

технических

диаграмм,

выполнения

расчетно-графических

работ,

определения

экономических показателей производства;

10.

конструктивные

умения

интегративные

умения

р а з р а б от к и

технологических

процессов

и

конструирования

технических

устройств,

включают

разработку

учебной

и

технико-технологической

документации,

выполнение

конструкторских работ, составление технологических карт, направляющих тестов;

11.

технологические

умения

кол и ч е с т в е н н ы е

ум е н и я

а н а л и з а

производственных ситуаций, планирования, рациональной организации технологического

процесса, эксплуатации технологических устройств;

12.

производственно-операционные

умения

общетрудовые

умения

по

смежным профессиям;

13.

специальные умения – узкопрофессиональные умения в рамках какой-либо

одной отрасли производства.

Для формирования профессиональной компетентности у педагогов должна

быть

разработана

единая

методическая

цель:

«Внедрение

информационных

технологий в учебно-воспитательный процесс в условиях перехода к стандартам

нового поколения». «Формирование профессиональной компетентности студентов».

Основными направлениями (задачами) для реализации этой цели являются:

1.

Создание

банка

данных

программно-методической,

нормативно-правовой

информации. Разработка научно-методических основ информатизации учебного процесса

на основе ИКТ (информационно-коммуникативных технологий);

2.

Повышение уровня профессиональной компетентности преподавательского

состава

и

организации

его

деятельности

с

включением

в

образовательный

процесс

информационных технологий;

3.

Совершенствование качества учебно-воспитательного процесса, с учетом

требований, предъявляемых к современным специалистам, с применением ИКТ;

4.

Совершенствование методологии и стратегии отбора содержания, методов и

организационных

форм

обучения,

воспитания,

соответствующих

задачам

развития

профессионально

компетентной

личности

студентов

в

современных

условиях

информационного общества;

5.

Применение

исследовательского

мониторинга

и

диагностики

в

использовании прогрессивных методов организации учебно-воспитательного процесса на

основе средств информационных технологий;

6.

Организация

экспертной

деятельности

по

внедрению

информационных

технологий в учебный процесс;

Все

эти

направления

(задачи)

реализовываются

посредством

коллективных,

групповых и индивидуальных средств внедрения в учебно-воспитательный процесс, таких

как: педагогические советы, методические советы, заседания кафедры, открытые уроки,

стажировка преподавателей, курсы повышения квалификации и др. формы работы.

Для

достижения

поставленных

целей,

перед

педагогами

ставятся

следующие

задачи:

1.

Подготовка

и

внедрение

учебно-методического

и

учебно-программного

обеспечения дисциплин по специальностям;

2.

Реализация инновационных педагогических и информационных технологий,

современных форм и методов обучения в соответствии с ФГОС СПО нового поколения;

3.

Повышение профессионального уровня педагогических работников;

4.

Освоение

и

использование

в

педагогической

деятельности

наиболее

рациональных методов, приемов и технологий обучения и воспитания студентов;

5.

Создание условий для творческой, исследовательской и экспериментальной

деятельности преподавателей;

6.

Совершенствование учебно-материальной базы.

Над

совершенствованием

профессиональной

компетентности

нужно

постоянно

работать.

Способы

совершенствования

профе ссиона льной

компетентности

Система повышения квалификации

Аттестация педагогических работников

Проце сс

самообразования

педагогов

(изучение

с о вр е м е н н ых

психологических

и

педагогических

методик,

просмотр

телепередач,

чтение

прессы,

знакомство

с

педагогической

и

методической

литературой,

использование

интернет-

ресурсов, демонстрация собственного педагогического опыта, внимание к собственному

здоровью)

Активное

участие

в

работе

методических

объединений,

педсоветов,

семинаров, конференций, мастер-классов

Проведение открытых занятий

Владение современными образовательными технологиями, методическими

приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование

Владение информационно-коммуникационными технологиями

Участие в конкурсах, исследовательских работах

Обобщение

и

распространение

собственного

педагогического

опыта,

создание публикаций, в т.ч. на сайтах в Интернете

Сегодня преподавателю необходимо организовывать образовательный процесс, не

только

опираясь

на

идеи

личностно-развивающего

образования;

но

и

овладев

современными

методологическими

знаниями

и

новыми

технологиями;

навыками

исследовательской деятельности, внедрить инновации в педагогическое проектирование

на основе анализа и самоанализа профессиональной деятельности.

Одним

из

возможных

путей,

способных

существенно

повлиять

на

развитие

компетентности

педагогов,

повышение

качества

образовательного

процесса,

является

использование

современных

технологий

обучения,

в

том

числе

инновационных.

В

условиях

развития

современного

общества

высокий

уровень

владения

современными

информационными

и

коммуникационными

технологиями

(ИКТ)

становится

общим

универсальным атрибутом профессиональной квалификации педагога.

В настоящее время в СПО реализуется более 250 образовательных технологий.

Современные и наиболее востребованные технологии:

1. Проблемно-развивающее обучение.

2. Информационно-коммуникационные технологии.

3. Портфолио.

4. Личностно-ориентированное обучение.

5. Технология развития критического мышления.

6. Кейс-технология.

7. Технология модульного обучения.

8. КМД (КСО).

9. Здоровьесберегающие технологии.

10. Игровые технологии.

11. Технология знаково-контекстного обучения.

12. Проектные технологии.

13. Программированное.

14. Интегрированное.

15. Технология опережающего обучения с использованием опорных схем.

16. Технология эвристического обучения.

17. Мультимедийные технологии.

18. Радиантное мышление

19. Природно-рефлексивная технология развития саморазвития человека

20. Дебаты и др.

Критерии оценивания уровня профессиональной компетентности

Владение современными педагогическими технологиями и их применение в

профессиональной деятельности

Готовность решать профессиональные предметные задачи

Способность

контролировать

свою

деятельность

в

соответствии

с

принятыми правилами и нормами

Современный педагог среднего специального учебного заведения должен быть не

только компетентным в преподавании своего предмета, но и обладать знаниями новейших

педагогических методик и технологий, умением их применять на своих занятиях.

Повышение профессиональной компетентности педагогов ведет к повышению качества

образования, а это – необходимое условие развития современной профессиональной

образовательной организации.



В раздел образования