Автор: Чернышев Александр Александрович
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ "Светлоградский региональный сельскохозяйственный колледж"
Населённый пункт: г. Светлоград Петровского городского округа
Наименование материала: Обмен опытом
Тема: Повышение профессиональной компетентности педагогов – необходимое условие развития современной профессиональной образовательной организации
Раздел: среднее профессиональное
Повышение профессиональной компетентности педагогов – необходимое
условие развития современной профессиональной образовательной организации
В
стремительно
меняющемся
мире
профессий,
профессия
Учителя
остаётся
неизменной, хотя её содержание, условия труда, количественный и качественный состав
постоянно меняются. Сегодня, говоря о степени владения педагогом своей профессией,
употребляют
множество
терминов:
профессионализм,
педагогическое
мастерство,
педагогическое
искусство,
квалификация,
профессиональная
компетентность,
причём
з ач а с т у ю
п р о и с ход и т
с м е ш е н и е
д а н н ы х
п о н я т и й .
О с о б ы й
и н т е р е с
представляет профессиональная
компетентность,
которая
являет ся
вед у щ и м
компонентом профессионального потенциала личности.
Профессиональная
компетентность
–
совокупность
знаний
и
умений,
обеспечивающих
эффективное
решение
профессионально-педагогических
проблем
и
типичных профессиональных задач, возникающих в реальных ситуациях педагогической
деятельности,
с
использованием
жизненного
опыта,
имеющейся
квалификации,
общепризнанных ценностей.
Иначе говоря, под профессиональной компетентностью понимается совокупность
профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической
деятельности.
Содержание
профессиональной
компетен
тности
педагога
о п р ед е л я е т с я
квалификационной характеристикой
и профессиональным стандартом, в которых отражены
обобщенные требования
к педагогу на уровне его теоретического и практического опыта.
Профессиональная компетентность зависит от многих составляющих.
К основным составляющим профессиональной компетентности относятся:
интеллектуально-педагогическая компетентность – умение применять знания,
опыт
в
профессиональной
деятельности
для
эффективного
обучения
и
воспитания,
способность педагога к инновационной деятельности;
коммуникативная
компетентность –
значимое
профессиональное
качество,
включающее
речевые
навыки,
навыки
взаимодействия
с
окружающими
людьми,
экстраверсию, эмпатию;
информационная
компетентность –
объем
информации
педагога
о
себе,
воспитанниках, родителях, коллегах;
рефлексивная компетентность – умение педагога управлять своим поведением,
контролировать свои эмоции, способность к рефлексии, стрессоустойчивость.
Развитие
профессиональной
компетентности –
это
развитие
творче ской
индивидуальности,
восприимчивости
к
педагогическим
инновациям,
способностей
адаптироваться
в
меняющейся
педагогической
среде,
накопление
профессионального
опыта, предполагающего непрерывное развитие и самосовершенствование
Профессиональная
компетентность
оценивается
уровнем
сформированности
профессионально-педагогических умений. С позиции основных операционных функций
педагога профессионального учебного заведения можно выделить следующие группы
профессионально-педагогических умений:
1.
гностические умения – познавательные умения в области приобретения
общепрофессиональных,
производственных
и
психолого-педагогических
знаний,
предусматривающих
получение
новой
информации,
выделение
в
ней
главного,
существенного, обобщение и систематизация собственного педагогического опыта, опыта
новаторов и рационализаторов производства;
2.
идеологические
умения
–
социально-значимые
умения
проведения
политико-воспитательной
работы
среди
обучающихся,
привитие
основополагающих
ценностей, идей и убеждений, пропаганды педагогических знаний;
3.
дидактические
умения
–
общепедагогические
умения
определения
конкретных
целей
обучения,
выбора
адекватных
форм,
методов
и
средств
обучения,
конструирования
педагогических
ситуаций,
объяснения
учебно-производственного
материала, демонстрации технических объектов и приемов работы;
4.
организационно-методические
умения
–
умения
реализации
учебно-
воспитательного
процесса,
формирования
мотивации
учения,
организации
учебно-
профессиональной
деятельности
учащихся,
установления
педагогически
оправданных
взаимоотношений, формирования коллектива, организации самоуправления;
5.
коммуникативно-режиссерские
умения
–
общепедагогические
умения,
включающие перцептивные, экспрессивные, сугистивные, ораторские и умения в сфере
педагогической режиссуры;
6.
прогностические умения – общепедагогические умения прогнозирования
успешности
учебно-воспитательного
процесса,
включающие
диагностику
коллектива
учащихся
и
личности,
анализ
педагогических
ситуаций,
построение
альтернативных
моделей педагогической деятельности, проектирование развития личности и коллектива,
контроль за процессом и результатом;
7.
рефлексивные умения – самооценка профессиональной деятельности и
профессионального
поведения,
эмоциональных
реакций,
когнитивных
особенностей,
способность к самопознанию, самоактуализация;
8.
организационно-педагогические
умения
–
общепедагогические
умения
планирования воспитательного процесса, выбора оптимальных средств педагогического
воздействия
и
взаимодействия,
организации
самовоспитания
и
самоуправления,
формирования профессиональной направленности личности обучающихся;
9.
общепрофессиональные умения – умения чтения и составления чертежей,
схем,
технических
диаграмм,
выполнения
расчетно-графических
работ,
определения
экономических показателей производства;
10.
конструктивные
умения
–
интегративные
умения
р а з р а б от к и
технологических
процессов
и
конструирования
технических
устройств,
включают
разработку
учебной
и
технико-технологической
документации,
выполнение
конструкторских работ, составление технологических карт, направляющих тестов;
11.
технологические
умения
–
кол и ч е с т в е н н ы е
ум е н и я
а н а л и з а
производственных ситуаций, планирования, рациональной организации технологического
процесса, эксплуатации технологических устройств;
12.
производственно-операционные
умения
–
общетрудовые
умения
по
смежным профессиям;
13.
специальные умения – узкопрофессиональные умения в рамках какой-либо
одной отрасли производства.
Для формирования профессиональной компетентности у педагогов должна
быть
разработана
единая
методическая
цель:
«Внедрение
информационных
технологий в учебно-воспитательный процесс в условиях перехода к стандартам
нового поколения». «Формирование профессиональной компетентности студентов».
Основными направлениями (задачами) для реализации этой цели являются:
1.
Создание
банка
данных
программно-методической,
нормативно-правовой
информации. Разработка научно-методических основ информатизации учебного процесса
на основе ИКТ (информационно-коммуникативных технологий);
2.
Повышение уровня профессиональной компетентности преподавательского
состава
и
организации
его
деятельности
с
включением
в
образовательный
процесс
информационных технологий;
3.
Совершенствование качества учебно-воспитательного процесса, с учетом
требований, предъявляемых к современным специалистам, с применением ИКТ;
4.
Совершенствование методологии и стратегии отбора содержания, методов и
организационных
форм
обучения,
воспитания,
соответствующих
задачам
развития
профессионально
компетентной
личности
студентов
в
современных
условиях
информационного общества;
5.
Применение
исследовательского
мониторинга
и
диагностики
в
использовании прогрессивных методов организации учебно-воспитательного процесса на
основе средств информационных технологий;
6.
Организация
экспертной
деятельности
по
внедрению
информационных
технологий в учебный процесс;
Все
эти
направления
(задачи)
реализовываются
посредством
коллективных,
групповых и индивидуальных средств внедрения в учебно-воспитательный процесс, таких
как: педагогические советы, методические советы, заседания кафедры, открытые уроки,
стажировка преподавателей, курсы повышения квалификации и др. формы работы.
Для
достижения
поставленных
целей,
перед
педагогами
ставятся
следующие
задачи:
1.
Подготовка
и
внедрение
учебно-методического
и
учебно-программного
обеспечения дисциплин по специальностям;
2.
Реализация инновационных педагогических и информационных технологий,
современных форм и методов обучения в соответствии с ФГОС СПО нового поколения;
3.
Повышение профессионального уровня педагогических работников;
4.
Освоение
и
использование
в
педагогической
деятельности
наиболее
рациональных методов, приемов и технологий обучения и воспитания студентов;
5.
Создание условий для творческой, исследовательской и экспериментальной
деятельности преподавателей;
6.
Совершенствование учебно-материальной базы.
Над
совершенствованием
профессиональной
компетентности
нужно
постоянно
работать.
Способы
совершенствования
профе ссиона льной
компетентности
•
Система повышения квалификации
•
Аттестация педагогических работников
•
Проце сс
самообразования
педагогов
(изучение
с о вр е м е н н ых
психологических
и
педагогических
методик,
просмотр
телепередач,
чтение
прессы,
знакомство
с
педагогической
и
методической
литературой,
использование
интернет-
ресурсов, демонстрация собственного педагогического опыта, внимание к собственному
здоровью)
•
Активное
участие
в
работе
методических
объединений,
педсоветов,
семинаров, конференций, мастер-классов
•
Проведение открытых занятий
•
Владение современными образовательными технологиями, методическими
приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование
•
Владение информационно-коммуникационными технологиями
•
Участие в конкурсах, исследовательских работах
•
Обобщение
и
распространение
собственного
педагогического
опыта,
создание публикаций, в т.ч. на сайтах в Интернете
Сегодня преподавателю необходимо организовывать образовательный процесс, не
только
опираясь
на
идеи
личностно-развивающего
образования;
но
и
овладев
современными
методологическими
знаниями
и
новыми
технологиями;
навыками
исследовательской деятельности, внедрить инновации в педагогическое проектирование
на основе анализа и самоанализа профессиональной деятельности.
Одним
из
возможных
путей,
способных
существенно
повлиять
на
развитие
компетентности
педагогов,
повышение
качества
образовательного
процесса,
является
использование
современных
технологий
обучения,
в
том
числе
инновационных.
В
условиях
развития
современного
общества
высокий
уровень
владения
современными
информационными
и
коммуникационными
технологиями
(ИКТ)
становится
общим
универсальным атрибутом профессиональной квалификации педагога.
В настоящее время в СПО реализуется более 250 образовательных технологий.
Современные и наиболее востребованные технологии:
1. Проблемно-развивающее обучение.
2. Информационно-коммуникационные технологии.
3. Портфолио.
4. Личностно-ориентированное обучение.
5. Технология развития критического мышления.
6. Кейс-технология.
7. Технология модульного обучения.
8. КМД (КСО).
9. Здоровьесберегающие технологии.
10. Игровые технологии.
11. Технология знаково-контекстного обучения.
12. Проектные технологии.
13. Программированное.
14. Интегрированное.
15. Технология опережающего обучения с использованием опорных схем.
16. Технология эвристического обучения.
17. Мультимедийные технологии.
18. Радиантное мышление
19. Природно-рефлексивная технология развития саморазвития человека
20. Дебаты и др.
Критерии оценивания уровня профессиональной компетентности
•
Владение современными педагогическими технологиями и их применение в
профессиональной деятельности
•
Готовность решать профессиональные предметные задачи
•
Способность
контролировать
свою
деятельность
в
соответствии
с
принятыми правилами и нормами
Современный педагог среднего специального учебного заведения должен быть не
только компетентным в преподавании своего предмета, но и обладать знаниями новейших
педагогических методик и технологий, умением их применять на своих занятиях.
Повышение профессиональной компетентности педагогов ведет к повышению качества
образования, а это – необходимое условие развития современной профессиональной
образовательной организации.