Автор: Лебедева Татьяна Григорьевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБУ ДО ЦВР ДМ Калининского района Санкт–Петербурга
Населённый пункт: Санкт–Петербург
Наименование материала: Методическая разработка занятия
Тема: занятие "Новогодний сувенир"
Раздел: дополнительное образование
План конспект
Открытого занятия
По курсу: «ТРИЗ»
Педагог ДО Лебедева Т.Г.
Дата проведения 27.12. 2019 года
Тема: «Новогодний сувенир»
Цель занятия: 1. Закрепление приемов – Системный оператор (СО)
и Приема Фантазирования (ПФ)
.
2. Изготовление поделки «Часики»
Задачи
Обучающие
Научить отгадывать загадки, используя прием «СО»
Научить приемам работы по инструкционной карте
Развивающие
Развитие образного и логического мышления, памяти и внимания
Развитие речи, пополнение словарного запаса
Воспитательные
Воспитывать аккуратность в выполнении работы
Воспитывать доброжелательность, чувство товарищества, умение работать в паре
Наглядные пособия
Выставка работ, выполненных учащимися данной группы
Графическая карта изготовления поделки «Щенок», готовые образцы
Оборудование и материалы
Компьютер
Компьютерная презентация по теме «Зарядка с Дедом Морозом»
Организационный момент
У каждого учащегося на столе карточки с ребусами, цветные карандаши и ручки, клей,
ножницы, цветная бумага.
План открытого занятия «Новогодний сувенир»
1.
Вступление: станция «Угадай-ка»
2.
Инсценировка сказки «Елочка»
3.
Поделка «Часики»
4.
Мультфильм «Зарядка с Дедом Морозом»
5.
Отгадывание Новогодних ребусов
6.
Вручение детям призов Гномиком и Снегурочкой.
7.
Вручение родителям Новогодних сувениров, сделанных детьми на занятиях.
1.
Сегодня мы отправляемся в Страну ТРИЗ отмечать Новый год!
Чтобы получить пропуск, вы должны использовать прием Системный оператор (СО)
и отгадать загадки Мудрой Совы:
Новогодние загадки:
- Я модница такая, что всем на удивленье,
Люблю я бусы, блестки, любые украшения!
Но на мою беду, наряд мне надевают
Всего лишь раз в году! (Елка)
- Начинает календарь месяц с именем …январь.
- В шубе длинной, бородатый. Подарками богатый. Всем на Новый год он их принесет.
(дед Мороз)
- Под Новый год пришел он в дом таким румяным толстяком.Но с каждым днем терял он
вес- и, наконец, совсем исчез. (календарь)
- Какой это мастер на окна нанес и листья, и травы, и заросли роз ? (Мороз)
-Есть, ребята, у меня два серебряных коня. Езжу сразу на обоих. Что за кони у меня?
(коньки)
-На море не тонет и в огне не горит,
Прозрачен, как стекло, да не вставишь его в окно! (лед)
-Бел, да не сахар,
Ног нет, а идет. (Снег)
-Растет она вниз головою- не летом растет, а зимою. (сосулька)
-Есть у белки.Есть у мышки. Есть у серого зайчишки.
И в холодный день зимы в ней гулять выходим мы ! (шуба)
-Жил я посреди двора, где играет детвора,
Но от солнечных лучей превратился я в ручей.( снеговик)
-В горку с вами заберутся, с горки- сами понесутся.(санки)
-С неба звезды падают, прозрачны, как стекло.
Звездочки холодные, а земле- тепло! (снежинки)
- Верно! Получили все пропуск. Отправляемся…
Считалка (на доске плакат с изображением ракеты)
1,2,3,4,5 – мы решили поиграть.
Появляется ракета, улетели на планету,
Полетели, полетели, и на ТРИЗ планету сели.
2. Вы все знаете ПФ -Главный прием –фантазирование. Ребята старшей группы
придумали для вас сказку. А вы сейчас сами угадаете ее название-
-Из леса принцесса пришла, бусы надела, огнем расцвела. (елка)
Да. Наша сказка называется «Елочка» . Смотрите.
(Инсценировка сказки, текст ее смотрите ниже)
IV.
3. Самостоятельная работа: Город Мастеров.
Ну, загадки вы отгадывать научились. Молодцы! А теперь проверим, как вы умеете
трудиться. Мы приблизились к городу Мастеров.
- Надо разделиться на 2 команды и сделать нашей Елочке подарок- игрушку.
- В конверте лежат шаблоны и бумага для поделки.
Вы должны работать дружно, помогать друг другу.
Чтобы узнать, что внутри - отгадайте загадку:
Мы ходим ночью,
Ходим днем,
Но никуда мы не уйдем.
Верно! Это - часы.
Рассмотрите образец.
Порядок работы: Каждый вырезает по шаблону свою деталь, а затем все вместе их
собираем по образцу. Если будут вопросы -спрашивайте. Я помогу.
– Вы хорошо потрудились! Часики получились красивые. На следующем занятии
каждый сделает такие же для своей елочки.
4. А теперь – веселая зарядка с Дедом Морозом!
Внимание на экран компьютера.
5. После отдыха еще поработаем- разгадаем ребусы Деда Мороза, раскрасим картинки.
Дети делятся на команды по 4 человека и выполняют задания.
- Проверка ответов.
Молодцы! Заслужили сюрприз от Деда Мороза.
6. Он сам очень занят на Елках, но прислал вам письмо и своих помощников.
(Читаю открытку-поздравление от Д.М.)
Заходят Гном и Снегурочка.
- А вот и помощники Д.М. пришли!
Гном: Я веселый славный Гном,
Захожу я в каждый дом,
Где живут детишки-
Девчонки и мальчишки!
Со Снегурочкой вдвоем мы подарки раздаем!
7. Дети приготовили и взрослым подарки, сделанные своими руками.
(ребята раздают родителям новогодние открытки – аппликации).
8. Рефлексия.
А теперь нам пора возвращаться домой из страны ТРИЗ.
Как называется прием, с помощью которого вы отгадывали загадки?
(системный оператор)
-Попробуйте дома сочинить свои зимние загадки, используя этот прием.
-Что нового вы узнали на занятии?
- Раскрасьте свои печатки:
Если все было понятно и интересно – в зеленый цвет,
если не очень занятие понравилось – в желтый,
а если было неинтересно и непонятно - в красный.
- Покажите мне ваш светофорчик!
На этом наше занятие окончено. Всем спасибо за работу!
Сценарий зимней сказки «Ёлочка».
Действующие лица: ведущий, Алёнушка, Иванушка, Метелица, Ежик,
Снегурочка, Зайчата, Медведь, Белочка.
I.
Картина.
Ведущий
- Жили-были братец Иванушка и сестрица Алёнушка.
Жили они в маленьком домике на краю деревни. Однажды, когда родители ушли на
работу, Иванушка позвал сестру.
- А не сходить ли нам в лес, Алёнушка?
- Зачем?
- Срубим ёлочку, нарядим к приходу родителей, то-то они обрадуются!
- Правильно! А то Новый год скоро, а в доме ёлки нет. Пошли.
Дети одеваются и убегают.
II.
Картина.
На доске появляется изображение леса.
- Гляди, какая ёлочка! Срубим её?
-Нет, она кривая.
- А эта?
- Нет, эта не пушистая.
- Всё тебе не так! Уж сколько бродим по лесу!
-Вот, вот красавица! Эту руби!
Выскакивают зайчата и хором говорят:
- Не рубите ёлку, не рубите!
Красоту лесную сохраните.
Если каждый по ёлке срубит, одни пеньки в лесу останутся! Где я от волка буду
прятаться?
Белка:
- А я где буду жить? Ведь там моё дупло!
Медведь
- Лес- не только наш дом, но и пища. Где я малину буду собирать?
Ёжик
- А я где грибочки буду искать?
Ваня
- Так ведь здесь её, красавицу, никто не видит. А дома мы гостей позовём, все
будут вокруг неё плясать, веселиться.
Медведь
- А когда Новый год кончится, ёлочка умрёт?
Белке
- И тебе не жаль её?
Зайчата
- Лучше вы к нам в гости приходите!
Медведь
- И в подарок мёду принесите.
Вместе встретим Новый Год!
Зайцы хором
- Только ёлку не рубите, не рубите!
Дети
- Ладно, ладно! Мы дома искусственную поставим.
Алёнушка
- Гляди, Ваня, какая вьюга разыгралась!
Звучит музыка Чайковского П.И. «Февраль». Девочки в белых платьицах, кружась,
проносятся по сцене.
Ваня
- Все дорожки метель замела.
Алёнушка
- Как мы теперь домой попадём? (Плачет)
Появляется Снегурочка
- Кто тут на помощь зовёт?
Дети хором
- Мы заблудились.
Снегурочка
- Этому горю легко помочь! Вот вам волшебные варежки. Три раза хлопнете в них
и очутитесь, где пожелаете.
- Спасибо.
Гаснет свет, дети хлопают три раза и прячутся за ёлку.
Звери
- Пока ребят нет, давайте ёлочку наряжать. (Суетятся. Украшают ёлочку).
Появляются дети.
- Вот мы и вернулись. Как красиво вы украсили ёлочку. А мы вам подарки привезли
Достают из мешка белке – орешки, зайкам по морковке, медведю – баночку мёда,
ежу – яблочко.
Все берутся за руки у ёлки и хором говорят
- Сохраним у ёлки зелёные иголки. (Дети поднимают над головой плакат)
Ведущий
-Тут и сказочки конец, а кто слушал – молодец!