Автор: Русских Любовь Григорьевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: БПОУ УР "Ижевский Индустриальный техникум им. Е. Ф. Драгунова"
Населённый пункт: город Ижевск Удмуртская Республика
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Карты критерий для оценивания чертежей"
Раздел: среднее профессиональное
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Удмуртской Республики
«ИЖЕВСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ
ИМЕНИ ЕВГЕНИЯ ФЁДОРОВИЧА ДРАГУНОВА»
_______________________________________________________________________
КАРТЫ КРИТЕРИЙ ДЛЯ ОЦЕНИВАНИЯ ЧЕРТЕЖЕЙ
Методическая разработка
Преподаватель
Русских Л. Г.
2019
Содержание
Введение
Основная часть
1.Технология применения карты критерий при оценивании
конструкторской документации
2.Основные требования к системе оценивания
3.Формы представления образовательных результатов
Заключение
Приложение
Введение
«Инженерная
графика»
дисциплина
с
большим
количеством
практических заданий, к которым требуется при оценивании:
-структурированность требований,
-оперативность, наглядность в реализации обратной связи.
Основная цель разработки и применения в педагогическом процессе
набора критерий (карты) для контроля определённого вида конструкторской
документации мотивировать студентов на самоанализ выполненной работы.
Задачи,
решаемые
применением
карты
критерий
при
создании
конструкторской документации:
-достижение объективности оценки работы,
-прозрачность методики оценки знаний,
-возможность
индивидуализировать
процесс
обучения,
контроля
и
оценивания результатов, перевести их в самоконтроль и самооценку.
В
системе
самооценки
студентами
знаний
положительно
то,
что
позволяет выявить проблемы в уже изученном материале, и в то же время
даёт стимул к получению большего объёма знаний и умений повышенной
сложности по изучаемому блоку информации.
Роль преподавателя сводится к консультированию при затруднении и
объективной оценке знаний студентов.
Объективность
самостоятельной
оценки
студентами
способствует
дальнейшему
развитию
уверенности
в
своих
силах.
Это
повышает
возможности
уровня
обучаемости,
решение
более
сложных
творческих
задач, развивает и вырабатывает потребность к получению самостоятельных
знаний,
дальнейшему
самообразованию
с
использованием
электронных
ресурсов и совершенствованию навыков работы.
Карта критерий используется при мотивировании преподавателем на
выполнение
правильных
конструкторских
документов,
в
процессе
выполнения работ.
Выполнение правильности конструкторских документов проверяется и в
дипломном
проектировании
при
нормоконтроле
конструкторской
документации. Об этом студентам объявляется при изучении дисциплины
«Инженерная графика».
Карта критерий применятся совместно преподавателем и студентом при
оценивании работ.
Методическая
разработка
может
применяться
преподавателями
при
изучении
выполнения
конструкторской
документации
в
соответствии
со
стандартами ЕСКД. Карты критерий могут применяться как дидактический
материал.
Основная часть
1.Технология
применения
карты
критерий
при
оценивании
конструкторской документации
Для успешного изучения дисциплины «Инженерная графика» студенты
должны владеть самодисциплиной для достижения поставленных перед ними
целей,
выполнять
большой
объём
самостоятельной
работы
и
нести
ответственность за качество своего обучения.
Преподаватель
выполняет
творческую
работу,
которая
заключается
в
стимулировании мышления студентов, активизации их внимания, мышления
и памяти, оказывает необходимую дозированную и целесообразную помощь.
Изменяется и статус преподавателя из передатчика информации в менеджера
учебного процесса.
Карта
критерий
выдаётся
на
занятиях
при
выполнении
работ
как
ориентир, перечень необходимого содержания готовой работы. Оценивание
впервые
выполненного
конструкторского
документа
студентом
может
проходить совместно с преподавателем и при необходимости проводиться
консультирование. Проблемы, возникающие при определении правильности
выполненных
действий
студентом,
решаются,
направляя
путь
познания
студентов наводящими вопросами, рекомендациями по решению проблемных
ситуаций.
Дальнейшее
выполнение
чертежей
и
другой
документации,
процесс
самоанализа, самоконтроля своих работ и оценивание переходит в большую
степень самостоятельности.
Изучение
стандартов
для
выполнения
основных
конструкторских
документов построено в соответствии с критериями соответствующих карт
критерий.
Выполнение
чертежей
деталей,
сборочных
единиц
это
творчество,
заключающееся
в
определении
необходимого
и
достаточного
количества
изображений.
Необходимо задать размеры для изготовления конкретных
деталей, ведя мыслительный процесс от заготовки детали до получаемой
конструкции.
Карты
критерий
выполняют
обучающую
функцию
-
студент
имеет
конкретизированный объём к выполняемой работе по заданиям выполнения
чертежей в виде перечня необходимых действий к работе.
Оценивание работ по дисциплине «Инженерная графика» на основе
карты критерий соответствует основным требованиям системы оценивания в
учебном процессе.
Критерии
соответствуют
требованиям
стандартов
к
конструкторским
документам. Студентам необходимо проверять соответствие своей работы
этим
требованиям,
находить
в
дидактических
материалах
примеры
выполненных правильно требований к чертежам.
2.Основные требования к системе оценивания
Система оценивания устроена так, чтобы с ее помощью можно было:
- устанавливать, что знают и понимают обучающиеся по изучаемой
дисциплине,
- давать общую и дифференцированную информацию о процессе
преподавания и процессе учения,
- отслеживать индивидуальный прогресс обучающихся в изучении
требований
стандарта,
в
достижении
планируемых
результатов
освоения
образовательных программ,
- обеспечивать обратную связь преподавателю,
- отслеживать эффективность реализуемой учебной программы.
В соответствии с этими целями система оценивания направлена на
получение информации, позволяющей:
- обучающимся – обрести уверенность в возможности успешного
включения в систему непрерывного образования,
-
преподавателям –
выносить
суждения
об
эффективности
программы
обучения,
об
индивидуальном
прогрессе
и
достижениях
обучающихся.
Система
оценивания
строится
на
основе
следующих
общих
принципов.
1.
Оценивание
является постоянным
процессом,
естественным
образом интегрированным в образовательную практику. В зависимости от
этапа
обучения
используется диагностическое
(стартовое,
текущее) и
срезовое (тематическое, промежуточное, рубежное, итоговое) оценивание.
2.
Оценивание
может
быть
только критериальным. Основными
критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие
учебным целям.
3.
Оцениваться
с
помощью
отметки
могут только
результаты
деятельности обучающихся, но не его личные качества.
4. Оценивать можно только то, чему учат.
5.
Критерии
оценивания
и
алгоритм
выставления
отметки заранее
известны
и
педагогам,
и
обучающимся.
Они
могут
вырабатываться
ими
совместно.
6.
Система
оценивания
выстраивается
таким
образом,
чтобы
обучающиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая
навыки и привычку к самооценке.
В системе оценивания используются:
-наблюдения, самооценка и самоанализ и др.
-
оценивание достигаемых
образовательных
результатов,
оценивание
процесса
их
формирования
и
о ц е н и в а н и е осознанности
каждым
обучающимся
особенностей развития его собственного процесса обучения;
-дифференцированная оценка отдельных аспектов обучения.
Результатом
оценивания
чертежей
по
дисциплине
«Инженерная
графика» являются две оценки:
-первая оценка - за работу, выполняемую на занятиях, заключающуюся в
выполнении и оформлении изображений на чертеже в ручной или машинной
графике, (зависит от наличия компъютеров у студентов или в кабинете).
-вторая оценка – все остальные работы по выполнению правильного и
достаточного объёма требуемой информации на чертеже -
это задание и
простановка размеров, задание и простановка шероховатости, заполнение
основной надписи, обводка (правильность) линий -
выполняются дома в
ручной или машинной графике.
Источниками
информации
д л я
о ц е н и в а н и я
д о с т и г а е м ы х
образовательных результатов, процесса их формирования служат:
- работы обучающихся, выполняемые в ходе обучения,
-
индивидуальная
и
совместная деятельность обучающихся
в
ходе
выполнения работ;
В предлагаемой технологии оценивание строится на принципах:
– открытости и реалистичности критериев;
– признания права обучающегося на ошибку,
– возможности обучающегося на до сдачу имеющихся пробелов и на
доработку чертежа с целью подтверждения более высоких уровней учебных
достижений.
Для проведения текущего оценивания могут применяться следующие
методы оценивания.
НАБЛЮДЕНИЯ
–
метод
сбора
первичной
информации
путем
непосредственной регистрации преподавателем наличия заранее выделенных
им показателей какого-либо аспекта деятельности всей группы или одного
обучающегося.
Еще
одним
рекомендуемым
методом
оценивания,
близким
к
наблюдению,
является
ОЦЕНИВАНИЕ ПРОЦЕССА ВЫПОЛНЕНИЯ,
которое
представляет
собой
целенаправленное
оценивание
на
основе
критериев,
отражающих особенности целеполагания и реальных условий выполнения
деятельности.
Это
достаточно
трудоемкий
метод,
который
ведется
с
помощью письменной фиксации фактов на полях чертёжного формата. Этот
метод
целесообразно
использовать
при
оценивании
сформированности
важнейших
навыков
индивидуальной
или
совместной
работы,
исследовательских навыков и т.п.
Для оценивания осознанности каждым обучающимся особенностей
развития
его
собственного
процесса
обучения
наиболее
целесообразно
использовать
метод,
основанный
на
ВОПРОСАХ
ДЛЯ
САМОАНАЛИЗА
. Этот
метод рекомендуется использовать в ситуациях, требующих от учащихся
строгого самоконтроля и саморегуляции.
Для
использования
перечисленных
выше
методов
оценивания
рекомендуются следующие инструменты.
К
РИТЕРИАЛЬНЫЕ
ОПИСАНИЯ
или наборы критериев. Они указывают на
определенные черты или ключевые знаки, которые следует отметить в работе,
а также устанавливают правила количественной оценки работы по заранее
установленной шкале.
Э
ТАЛОНЫ
. Они представляют собой образцы работ, с которыми
сравниваются
оцениваемые
работы,
используются
в
связи
с
критериями
оценивания.
О
ПОРНЫЕ
КОНСПЕКТЫ
,
содержащие
перечни
информации,
данных
элементов,
которые должны быть отражены в работе или в процессе ее
выполнения.
Л
ИНЕЙКИ
ДОСТИЖЕНИЙ
– наглядные свидетельства достижения какого-
либо
этапа
обучения.
Используются,
чтобы
продемонстрировать
индивидуальный
прогресс
или
определить
этап,
на
котором
находится
выполняемая работа в данный момент времени.
3.Формы представления образовательных результатов
Обучающиеся представляют свои работы поэтапно:
-на первом этапе работа сдаётся в тонких линиях, выполненная на
занятии,
за
которую
ставится
первая
оценка
в
случае
без
ошибочного
выполнения.
Неправильно
выполненные
требования
к
чертежу,
критерии
отмечаются преподавателем и возвращаются студенту на доработку,
-на втором этапе работа представляется на проверку, выполненная в
полном объёме в соответствии с заданием и критериями оценивания, за
которую
ставится
вторая
оценка.
Работа
может
быть
возвращена
на
доработку,
если
недостаточно
информации
на
чертеже
как
для
конструкторского документа.
Количественная
оценка
за
результат
выполнения
чертежей
определяется в соответствии с критериями оценки к чертежу.
Оценивание
—
это
контроль
качества
образования;
инструмент,
позволяющий
определять
развитие,
прогресс
преподавательской
деятельности;
способ
коррекции
деятельности
обучаемых,
с
помощью
которого
преподаватель
определяет
уровень
подготовленности,
обратная
связь, благодаря которой можно корректировать процесс образования, для
получения желаемых результатов.
Как видно из таксономии Блума, мы должны научить наших
обучающихся знанию, пониманию, использованию, но наивысшая
педагогическая цель — это научить учащихся анализировать, синтезировать и
оценивать. Для того чтобы они были востребованы в современном мире и
смогли ориентироваться в быстро меняющемся мире.
Возникает вопрос «Что же мы как преподаватели должны оценивать?».
Если
с
точки
зрения
традиционного
подхода
в
педагогике,
то
преподаватель
оценивает
эффективность
учебно-познавательной
деятельности обучающихся по количеству правильных ответов, результаты
тестов и контрольных работ.
Единственный
источник
информации
об
уровне
знаний
и
умений
обучающихся.
Контроль
и
оценка
учебных
достижений осуществляются в отрыве от процесса обучения, обучающиеся
преимущественно работают в условиях фронтального обучения в классе и
индивидуально дома.
К сожалению, такой подход остается доминирующим в нашей системе
образования,
который
нам
достался
от
советской
системы
образования.
Нужно отметить, что она соответствовала требованиям того периода развития
общества. Сейчас же в связи с мировыми глобализационными процессами,
изменениями
спроса
к
требованиям
на
навыки
на
рынке
труда,
нужно
изменить систему образования, подходы в педагогике.
Какова же альтернатива?
Одним из главных навыков в современном мире является: разрешать
вопросы
и
проблемы,
которые
не
имеют
простого
и
четкого
решения;
высказывать и обосновывать научные идеи, разрабатывать новые подходы,
аргументировать. Как же можно добиться таких результатов? Альтернатива
т р а д и ц и о н н ом у
п од ход у,
ко н с т р у к т и в и с т с к и й
п од ход .
П р и
конструктивистском подходе преподаватель ценит самостоятельные, пусть не
всегда
правильные,
рассуждения
обучающихся,
«умные»
вопросы,
сознательно исправленные ими ошибки. Оцениваются все продукты учебно-
познавательной
деятельности
обучающихся,
показывающие
не
только
результаты
обучения,
но
и
усилия,
приложенные
обучающимися
к
конструированию
нового
знания,
и
его
прогресс.
Контроль
и
оценка
осуществляются
в
тесной
связи
с
тем,
как
реально
протекал
процесс
обучения. Обучающиеся большую часть времени как на уроке, так и при
выполнении домашних заданий работают в малых группах, командах или
парах. Конструктивистский подход требует использования активных методик
обучения.
Они
подтверждают
древнюю
мудрость,
сформулированную
в
китайской пословице: «Скажи мне — и я забуду. Покажи мне — и я запомню.
Позволь мне сделать — и это станет моим навсегда».
Современное понимание оценивания связано с переходом от оценки
успеваемости к оцениванию реальных достижений обучающихся, результатов
его личностного развития, это способ создания ситуаций успеха.
Оценивание
в
учебной
деятельности
—
это
вид
деятельности
по
установлению
ценности
достигнутого
обучающимся.
Само
установление
ценности
проводится
сравнением
начального
уровня
с
достигнутым,
достигнутого
уровня
-
с
эталоном.
Но
чтобы
сравнить
один
уровень
достигнутого с другим уровнем, и чтобы это сравнение имело объективный
характер, прежде всего само достигнутое должно быть измерено, измерено с
использованием
средств,
содержащих
заранее
установленные
единицы
измерения. Следовательно, необходима деятельность, в которой проводится
измерение
достигнутого.
Таким
образом,
объективной
оценивающей
деятельности
предшествует
деятельность
по
объективному
измерению
достигнутого. А в оценивающей деятельности сравниваются уже объективно
измеренные достижения.
При выполнении чертежей достигнутое должно
соответствовать требованиям стандартов.
Заключение
«Оценивание в образовании: от оценивания для контроля к
оцениванию для развития»
Учить не мыслям, а мыслить (Э. Кант)
Учителю важно ученическое умение учиться, и тут ученика можно
сравнивать
только
с
самим
собой,
и
поэтому
его
оценка
должна
быть
открытой,
пока
у
него
есть
желание
свой
результат
исправлять.
Говоря
примитивно, главное для учителя - оценить усилие ученика, а для ученика -
получить удовлетворение от процесса, понять, что он может, осознать, как он
к этому пришел, и обрести уверенность, что получится и дальше.
Выполняя
постоянный
самоанализ
своих
работ,
применяя
карты
критерий студенты повышают:
-уровень знаний требований стандартов ЕСКД,
-компетентность в выполнении конструкторской документации.
Приобретённые
компетенции
позволят
более
успешно
осваивать
специальные
дисциплины,
которые
содержат
графическую
информацию,
выполнять курсовой и дипломный проект.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Карта критерий оценки чертежей деталей типа «Вал», «Винт», «Ось»
1.Расположение детали для главного вида
2. Правильность изображения на виде:
-резьбы,
-шпоночного паза,
-канавки, проточки
-фаски,
-лыски,
-отверстия
3.Правильность разрезов
4.Правильность сечений
5.Правильность выносных элементов
6.Обозначение изображений
7.Достаточность изображений
8.Правильность простановки размеров:
-резьбы,
-шпоночных пазов,
-канавки, проточки,
-фаски,
-лыски,
-отверстие,
-длины ступеней,
-диаметры ступеней,
-габаритных,
-правильность стандартных размеров,
-размеры по расположению элементов.
9.Правильность задания и простановки шероховатости.
10.Технические требования
11.Основная надпись:
-обозначение чертежа,
-название детали,
-материал детали,
-масштаб
Карта критерий оценивания чертежей деталей типа «Корпус»,
«Плита», «Основание» и другие призматического характера
1.Расположение детали для главного вида
2. Неправильно выбран главный вид,
3. Правильность изображения на виде:
-элементов детали,
- проекционная связь,
- перепутаны виды,
- пропущены оси, ошибки в линиях.
4.Рациональность и достаточность изображений.
5.Ошибки в разрезе, местный разрез.
6.Обозначение изображений.
7.Простановка размеров:
-габаритных,
-размеры элементов (отверстий, пазов, радиусов, резьбы и др.),
-правильность стандартных размеров.
8.Размеры по расположению элементов.
9.Правильность задания и простановки шероховатости.
10.Основная надпись:
-обозначение чертежа,
-название детали,
-материал детали,
-масштаб.
Карта критерий оценивания сборочного чертежа (СБ) изделия «Опора»
1.Правильность простановки позиций
2.Выполнены упрощения на изображениях резьбовых соединений, не чертят :
- зазоры,
- шайбы на виде сверху,
- фаски,
- конические отверстия от инструмента,
- длина резьбы на всю длину деталей.
3.Проекционная связь изображений
4.Правильность разреза
5.Размеры на СБ
6.Технические требования
7.Основная надпись
-обозначение изделия,
-название изделия, название конструкторского документа,
-масштаб.
Карта критерий оценивания Спецификации
1.Правильность записи разделов спецификации :
-графы обозначение и наименование как на чертежах
2.Последовательность записи раздела «Стандартные изделия»
3.Правильность записи условных обозначений крепежных деталей:
-в соответствии с примерами в их стандарте,
-один номинальный размер соединяемых деталей,
- длина болта, винта, шпильки в соответствии со стандартами.
4.Основная надпись:
-обозначение документа как у изделия на СБ,
-название изделия как на СБ
Карта критерий оценивания чертежа детали по СБ (деталирование)
Деталирование позиции (№ по СБ)_______
1.Расположение видов
2.Правильность выполнения изображений (видов, разрезов, сечений,
выносных элементов)
3.Правильность обозначения изображений
4.Изображение и размеры резьбового отверстия:
- глубина сверления
- глубина резьбы
- обозначение резьбового размера
- количество отверстий.
5.Размеры межосевого расстояния
6.Правильность простановки размеров конструктивных элементов
7.Размеры по расположению элементов
8.Достаточность размеров
9.Правильность задания шероховатости
10.Основная надпись
Карта критерий оценивания конструкторских документов сборочного
узла «Приспособление»
Этапы работы
Критерии
Изучение
приспособления
определение оригинальных и стандартных деталей в
приспособлении, записать названия;
определение
видов
соединений
в
приспособлении,
( з а п и с а т ь
в
тетрадь)
записать;
найти на чертежах, используемых для примеров,
примеры
выполнения
тех
соединений,
которые
имеются
в сборочной единице для выполнения
проекта;
п р о а н а л и з и р о в а т ь
н а з н а ч е н и е
и
р а б о т у
приспособления
2. Выполнение
сборочного
чертежа
выбор главного вида
обоснованность
и
необходимое
количество
других
изображений ;
проекционная связь изображений;
правильность
необходимых
разрезов
для
показа
соединений деталей;
показ конструкции деталей с целью их дальнейшего
деталирования;
штриховка деталей;
упрощения и условности на СБ;
простановка размеров;
простановка позиций;
заполнение основной надписи
3. Заполнение
спецификации
оформление заголовков разделов;
заполнение
раздела
«Стандартные
изделия»
-
обозначение стандартных деталей в соответствии с их
стандартами,
заполнение графы «Обозначение»,
заполнение
раздела
«Детали»
с
учётом
порядка
собираемости изделия,
заполнение основной надписи
4. Выполнение
чертежей деталей
(оценивание по
каждому чертежу)
выбор главного вида
необходимое
количество
других
изображений,
их
обозначение;
проекционная связь изображений;
выполнение необходимых разрезов, их обозначение;
простановка
размеров
с
учётом
собираемости
соединяемых деталей;
простановка размеров стандартных элементов;
задание и простановка остальных размеров;
задание и простановка шероховатости;
заполнение основной надписи
5. Предложения по
улучшению
конструкции
изделия, деталей
-изменение соединения деталей,
-изменение конструкции деталей,
-проектирование новых деталей,
-правильность выполнения изменений, дополнений в
конструкции
(этап оценивается
отдельно)
Оценивание пояснительной записки к дипломному проекту
Критерии оценивания в соответствии с ГОСТ 2.105-95
1.Титульный лист:
-название работы прописными буквами,
-слова Пояснительная записка под названием работы
-шифр как на всех листах.
2.Основная надпись:
-название работы как на титульном листе и слова Пояснительная записка,
-шифр на всех листах ПЗ,
-количество листов,
-нумерация листов,
-высота 40 мм .на листе содержания,
3. Правила к написанию текста:
-раздел с нового листа,
-нумерация разделов, пунктов, подпунктов, перечислений,
-заголовки без переноса, с заглавной буквы, без точки в конце,
-пропущена строка после заголовка,
- расположение текста (10 мм. сверху, снизу),
-соблюдение абзацев,
-оформление иллюстраций: подрисуночный текст, нумерация, название,
-оформление таблиц: нумерация, название, единицы измерений.
4. Листок «Содержание»:
-запись слова «Содержание»,
- указание листов,
-запись разделов (заголовки с одной цифрой), запись с абзаца.
5Листок «Литература»:
- запись слова «Литература»,
-запись авторов по алфавиту.
6. Оформление формул:
-нумерация,
-расположение по центру,
- наличие предложения с первой буквой формулы,
-расшифровка букв в формуле,
-единицы измерения.
Литература
1.Бабанский, Ю.К. Оптимизация процесса обучения М.: Педагогика. 1997.
2.Белкин А. С. Ситуация успеха. Как её создать. М.:Просвещение. 1991.
3.Кравцова И. Л., Пинская М. А. Критериальное оценивание входит в
практику отечественной школы // Народное образование. 2012. № 2.
4.Пинская М. А. Формирующее оценивание: оценивание в классе. М.:
Логос, 2010.
Интернетресурсы