Автор: Тюкель Лариса Анатольевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: СП МАОУ "Гимназия №93 г. Челябинска"
Населённый пункт: г.Челябинск
Наименование материала: статья
Тема: Проектная деятельность, как форма взаимодействия с семьями воспитанников
Раздел: дошкольное образование
Проектная деятельность, как форма взаимодействия с
семьями воспитанников
Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается
актуальным вопросом. Одна из сторон этого вопроса — поиск рациональных
путей взаимодействия. И семья, и дошкольное учреждение по-своему
передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом
они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в
большой мир.
Важно найти пути сотрудничества, которые в равной степени будут
необходимы как педагогам, так и родителям. Если это сотрудничество
полезно, направлено на лучшее узнавание ребенка, в результате усилия и
семьи и детского сада будут эффективно способствовать развитию ребенка.
Необходимое условие успешности организации воспитательно-
образовательной работы в детском саду — вовлечение родителей в
совместную с детьми и педагогами деятельность.
Формы включения родителей в жизнь детского сада достаточно
разнообразны:
участие в экскурсиях, лыжных прогулках, выставках, праздниках;
благоустройство детского сада, ремонт, обогащение предметно-
развивающей среды;
приглашение родителей на занятия, беседы с рассказами о своей
профессии, увлечении;
участие в работе родительского комитета и др.
В последнее время педагоги заинтересовались методом проектов как новой
высокоэффективной формой развития детей. На самом деле данный метод не
нов, он был разработан в начале XX в. американским философом, психологом
и педагогом Дж. Дьюи. По его мнению, обучение должно строиться на
«активной основе через целесообразную деятельность детей в соответствии с
их личными интересами и личными целями».
Проектный метод, разработанный У. Килпатриком на основе теоретических
идей Д. Дьюи, имел широкое распространение в России уже в 20-х гг. XX в.
Метод проектов нашел свое отражение в идеях отечественных педагогов и
общественных деятелей того времени: Б.В. Игнатьева, Е.Г. Кагарова,
М.В. Крупениной, Н.К. Крупской, В.И. Шульгиной.
Данный метод, по мнению педагогов, позволяет воспитывать
самостоятельность и ответственность, развивает творческие и умственные
способности. Он также учит преодолевать возникающие трудности, развивает
целеустремленность, настойчивость в достижении поставленной цели, учит
общению со сверстниками и взрослыми.
В основе каждого проекта лежит какая-либо проблема. Чтобы ребенок
воспринимал действительно нужные ему знания, изучаемая проблема должна
быть взята из реальной жизни и значима прежде всего для ребенка, а ее
решение должно требовать от него познавательной активности и умения
использовать имеющиеся знания для получения новых. Педагог лишь
направляет деятельность детей на самостоятельный поиск, подсказывает
источник получения информации.
Для метода проектов характерна групповая деятельность. Поэтому именно с
помощью него можно эффективно вовлечь родителей в совместную с детьми
и педагогами работу.
Выделяют три основных вида деятельности: творческую,
исследовательскую и нормативную - каждый из которых обладает своими
особенностями, структурой и характерными этапами реализации.
1.
Проектная деятельность разворачивается в проблемной ситуации,
которая не может быть решена прямым действием.
2.
Участники проектной деятельности должны быть мотивированы.
3.
Проектная деятельность имеет адресный характер.
Исследовательская проектная деятельность.
Исследовательские проекты носят индивидуальный характер и
способствуют вовлечению ближайшего окружения ребёнка (родителей,
братьев и сестёр и т. д.) в сферу его интересов.
В исследовательской проектной деятельности можно выделить следующие
этапы .
Предполагает создание ситуации, в ходе которой ребёнок
самостоятельно приходит к формулировке исследовательской задачи.
Оформление проекта. Родители помогают ребёнку, но организатором
является ребёнок.
Защита проекта. Совместно с родителями или один ребёнок
рассказывает, как проводилась работа.
Организуется выставка, по окончании выставки проекты находятся
свободном доступе.
Проектная деятельность может вестись по нескольким направлениям.
В форме непосредственной образовательной деятельности.
В форме игры.
В форме педагогических ситуаций.
Положительное влияние проектной деятельности:
Родители:
Созданию
положительной
эмоциональной
среды
общения
между
детьми, родителями.
Активизация
и
обогащение
педагогических
знаний
и
умений
родителей.
Развитию
креативных
способностей
детей
и
родителей
в
совместной деятельности.
Создание не только внутрисемейной, но и межсемейной дружеской
атмосферы.
Повысился рост посещаемости родителями мероприятий проводимых в
ДОУ.
Сформировалось
положительное
общественное
мнение
родителей
о
работе ДОУ.
Дети:
Расширение знаний детей об окружающем мире;
Развитие
общих
способностей
детей
—
п о з н а ват е л ь н ы е ,
коммуникативные, творческие, регуляторные;
Приобретение необходимых социальных навыков;
Игровая деятельность детей становится более разнообразной, сложно
структурированной;
Повышение личностного роста дошкольников, который выразился в
стремлении к выполнению оригинальных творческих работ.
Педагог:
Находится
в
пространстве
возможностей,
что
изменяет
его
мировоззрение;
Ежедневный творческий и личностный рост.
Эффективное использование данной образовательной технологии привело к
отчетливым позитивным изменениям в мировоззрении родителей, они стали
проявлять искренний интерес к жизни детского сада, научились выражать
восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально
поддерживать своего ребенка.
В заключении хочется сказать, что деятельность взрослых – и педагогов, и
родителей - в интересах дошкольника будет успешной только в том случае,
если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть
его в разных ситуациях, чему в немалой степени способствует проектный
метод.
ЛИТЕРАТУРА.
1.
Белая К. Ю., Теселкина Н. В., Мурзина М. Р., Щеткина Т. Т.,
Прокопович
О.
И.,
Рымаренко
Л.
В.
Организация проектной
деятельности в
д о ш к о л ь н о м
о б р а з о в а н и и .
–
М . :
УЦ «Перспектива», 2013.
2.
.Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие
для педагогов дошкольных учреждений / Н.Е.Веракса,
А.Н.Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. - 112 с.
3.
Деркунская
В.
А. Проектная
деятельность
дошкольников.
Учебно-методическое
пособие.
–
М.:
Центр
педагогического
образования, 201
4.
Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьей/ авт.
сост. Н. М. Сертакова. – Волгоград: Учитель, 2014.
5.
Современные технологии обучения дошкольников/ авт. сост. Е.
В. Михеева. – Волгоград: Учитель, 2014.
6.
О т
р о ж д е н и я
д о
ш к о л ы .
П р и м е р н а я
о с н о в н а я
общеобразовательная программа дошкольного образования, под
ред. Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А
.
– 2-е изд.,
испр. и доп. – М.; Мозаика-Синтез, 2011.