Напоминание

Проектная деятельность, как форма взаимодействия с семьями воспитанников


Автор: Тюкель Лариса Анатольевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: СП МАОУ "Гимназия №93 г. Челябинска"
Населённый пункт: г.Челябинск
Наименование материала: статья
Тема: Проектная деятельность, как форма взаимодействия с семьями воспитанников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Проектная деятельность, как форма взаимодействия с

семьями воспитанников

Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается

актуальным вопросом. Одна из сторон этого вопроса — поиск рациональных

путей взаимодействия. И семья, и дошкольное учреждение по-своему

передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом

они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в

большой мир.

Важно найти пути сотрудничества, которые в равной степени будут

необходимы как педагогам, так и родителям. Если это сотрудничество

полезно, направлено на лучшее узнавание ребенка, в результате усилия и

семьи и детского сада будут эффективно способствовать развитию ребенка.

Необходимое условие успешности организации воспитательно-

образовательной работы в детском саду — вовлечение родителей в

совместную с детьми и педагогами деятельность.

Формы включения родителей в жизнь детского сада достаточно

разнообразны:

участие в экскурсиях, лыжных прогулках, выставках, праздниках;

благоустройство детского сада, ремонт, обогащение предметно-

развивающей среды;

приглашение родителей на занятия, беседы с рассказами о своей

профессии, увлечении;

участие в работе родительского комитета и др.

В последнее время педагоги заинтересовались методом проектов как новой

высокоэффективной формой развития детей. На самом деле данный метод не

нов, он был разработан в начале XX в. американским философом, психологом

и педагогом Дж. Дьюи. По его мнению, обучение должно строиться на

«активной основе через целесообразную деятельность детей в соответствии с

их личными интересами и личными целями».

Проектный метод, разработанный У. Килпатриком на основе теоретических

идей Д. Дьюи, имел широкое распространение в России уже в 20-х гг. XX в.

Метод проектов нашел свое отражение в идеях отечественных педагогов и

общественных деятелей того времени: Б.В. Игнатьева, Е.Г. Кагарова,

М.В. Крупениной, Н.К. Крупской, В.И. Шульгиной.

Данный метод, по мнению педагогов, позволяет воспитывать

самостоятельность и ответственность, развивает творческие и умственные

способности. Он также учит преодолевать возникающие трудности, развивает

целеустремленность, настойчивость в достижении поставленной цели, учит

общению со сверстниками и взрослыми.

В основе каждого проекта лежит какая-либо проблема. Чтобы ребенок

воспринимал действительно нужные ему знания, изучаемая проблема должна

быть взята из реальной жизни и значима прежде всего для ребенка, а ее

решение должно требовать от него познавательной активности и умения

использовать имеющиеся знания для получения новых. Педагог лишь

направляет деятельность детей на самостоятельный поиск, подсказывает

источник получения информации.

Для метода проектов характерна групповая деятельность. Поэтому именно с

помощью него можно эффективно вовлечь родителей в совместную с детьми

и педагогами работу.

Выделяют три основных вида деятельности: творческую,

исследовательскую и нормативную - каждый из которых обладает своими

особенностями, структурой и характерными этапами реализации.

1.

Проектная деятельность разворачивается в проблемной ситуации,

которая не может быть решена прямым действием.

2.

Участники проектной деятельности должны быть мотивированы.

3.

Проектная деятельность имеет адресный характер.

Исследовательская проектная деятельность.

Исследовательские проекты носят индивидуальный характер и

способствуют вовлечению ближайшего окружения ребёнка (родителей,

братьев и сестёр и т. д.) в сферу его интересов.

В исследовательской проектной деятельности можно выделить следующие

этапы .

Предполагает создание ситуации, в ходе которой ребёнок

самостоятельно приходит к формулировке исследовательской задачи.

Оформление проекта. Родители помогают ребёнку, но организатором

является ребёнок.

Защита проекта. Совместно с родителями или один ребёнок

рассказывает, как проводилась работа.

Организуется выставка, по окончании выставки проекты находятся

свободном доступе.

Проектная деятельность может вестись по нескольким направлениям.

В форме непосредственной образовательной деятельности.

В форме игры.

В форме педагогических ситуаций.

Положительное влияние проектной деятельности:

Родители:

Созданию

положительной

эмоциональной

среды

общения

между

детьми, родителями.

Активизация

и

обогащение

педагогических

знаний

и

умений

родителей.

Развитию

креативных

способностей

детей

и

родителей

в

совместной деятельности.

Создание не только внутрисемейной, но и межсемейной дружеской

атмосферы.

Повысился рост посещаемости родителями мероприятий проводимых в

ДОУ.

Сформировалось

положительное

общественное

мнение

родителей

о

работе ДОУ.

Дети:

Расширение знаний детей об окружающем мире;

Развитие

общих

способностей

детей

п о з н а ват е л ь н ы е ,

коммуникативные, творческие, регуляторные;

Приобретение необходимых социальных навыков;

Игровая деятельность детей становится более разнообразной, сложно

структурированной;

Повышение личностного роста дошкольников, который выразился в

стремлении к выполнению оригинальных творческих работ.

Педагог:

Находится

в

пространстве

возможностей,

что

изменяет

его

мировоззрение;

Ежедневный творческий и личностный рост.

Эффективное использование данной образовательной технологии привело к

отчетливым позитивным изменениям в мировоззрении родителей, они стали

проявлять искренний интерес к жизни детского сада, научились выражать

восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально

поддерживать своего ребенка.

В заключении хочется сказать, что деятельность взрослых – и педагогов, и

родителей - в интересах дошкольника будет успешной только в том случае,

если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть

его в разных ситуациях, чему в немалой степени способствует проектный

метод.

ЛИТЕРАТУРА.

1.

Белая К. Ю., Теселкина Н. В., Мурзина М. Р., Щеткина Т. Т.,

Прокопович

О.

И.,

Рымаренко

Л.

В.

Организация проектной

деятельности в

д о ш к о л ь н о м

о б р а з о в а н и и .

М . :

УЦ «Перспектива», 2013.

2.

.Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие

для педагогов дошкольных учреждений / Н.Е.Веракса,

А.Н.Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. - 112 с.

3.

Деркунская

В.

А. Проектная

деятельность

дошкольников.

Учебно-методическое

пособие.

М.:

Центр

педагогического

образования, 201

4.

Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьей/ авт.

сост. Н. М. Сертакова. – Волгоград: Учитель, 2014.

5.

Современные технологии обучения дошкольников/ авт. сост. Е.

В. Михеева. – Волгоград: Учитель, 2014.

6.

О т

р о ж д е н и я

д о

ш к о л ы .

П р и м е р н а я

о с н о в н а я

общеобразовательная программа дошкольного образования, под

ред. Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А

.

– 2-е изд.,

испр. и доп. – М.; Мозаика-Синтез, 2011.



В раздел образования