Автор: Маляренко Марина Евгеньевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ " Гимназия №1" г.Салавата РБ
Населённый пункт: РБ г,Салават
Наименование материала: Презентация
Тема: Подготовка к написанию сочинения по проблеме
Раздел: среднее образование
Подготовка к написанию
сочинения по проблеме
Сталинградская битва
Сталинградская битва
Сталинградская битва
Сталинградская битва
Сталинградская битва
Сталинградская битва
Сталинградская битва
Сталинградская битва
Фань Чи спросил о том, что составляет человечность.
Учитель ответил:
— Держать себя с почтительностью дома,
благоговейно относиться к делу и честно поступать с
другими. От этого нельзя отказываться, даже когда
едешь к варварам.
Человечность
(Конфуцианская притча)
Однажды один профессор физико-математического факультета с
намерением преподать студентам запоминающийся на всю жизнь
урок написал на доске большую цифру 1 и, посмотрев на студентов,
объяснил: "Это ваша человечность,- самое необходимое в жизни
качество." Затем, рядом с цифрой 1 написал 0 и сказал: "А это ваши
достижения, которые с человечностью увеличили вас в 10 раз". Еще
один 0 - опыт, с которым человек стал "100". И так добавлял 0 за 0 -
осторожность, любовь, успех... "Каждый добавленный 0 в 10 раз
облагораживает человека", - сказал профессор.
Вдруг он стёр цифру 1, стоящую в начале ряда цифр. На доске
остались некчёмные, ничего не значащие нули...
Профессор продолжил: "Если у вас не будет человечности,
остальное ничего не стоит".
Притча о человечности
(1)То была первая тихая ночь в разбитом Сталинграде. (2)Поднялась тихая луна над
руинами, над заснеженными пепелищами. (3)И никак не верилось, что уже нет нужды
пугаться тишины, затопившей до краев многострадальный город. (4)Это не затишье, здесь
наступил мир — глубокий, глубокий тыл, пушки гремят где-то за сотни километров отсюда.
(5)И в эту-то ночь неподалеку от подвала, где размещался их штаб полка, занялся пожар.
(6)Вчера никто бы не обратил на него внимания — бои идут, земля горит, — но сейчас пожар
нарушал мир, все кинулись к нему.
(7)Горел немецкий госпиталь, четырехэтажное деревянное здание. (8)Горел вместе с
ранеными. (9)Ослепительно золотые, трепещущие стены обжигали на расстоянии, теснили
толпу. (10)Она, обмершая, завороженная, подавленно наблюдала, как внутри, за окнами, в
раскаленных недрах, время от времени что-то обваливается — темные куски. (11)И каждый
раз, как это случалось, по толпе из конца в конец проносился вздох горестный и сдавленный
— то падали вместе с койками немецкие раненые из лежачих, что не могли подняться и
выбраться.
(12)А многие успели выбраться. (13)Сейчас они затерялись среди русских солдат, вместе с
ними, обмерев, наблюдали, вместе испускали единый вздох.
(14)Вплотную, плечо в плечо с Аркадием Кирилловичем стоял немец, голова и половина
лица скрыты бинтом, торчит лишь острый нос и тихо тлеет обреченным ужасом
единственный глаз. (15)Он в болотного цвета тесном хлопчатобумажном мундирчике с
узкими погончиками, мелко дрожит от страха и холода. (16)Его дрожь невольно передается
Аркадию Кирилловичу, упрятанному в теплый полушубок.
(17)Он оторвался от сияющего пожарища, стал оглядываться — кирпично раскаленные лица, русские и
немецкие вперемешку. (18)У всех одинаково тлеющие глаза, как глаз соседа, одинаковое выражение боли и
покорной беспомощности. (19)Свершающаяся на виду трагедия ни для кого не была чужой.
(20)В эти секунды Аркадий Кириллович понял простое: ни вывихи истории, ни ожесточенные идеи
сбесившихся маньяков, ни эпидемические безумия — ничто не вытравит в людях человеческое. (21)Его можно
подавить, но не уничтожить. (22)Под спудом в каждом нерастраченные запасы доброты — открыть их, дать им
вырваться наружу! (23)И тогда... (24)Вывихи истории — народы, убивающие друг друга, реки крови, сметенные
с лица земли города, растоптанные поля... (25)Но историю-то творит не господь бог — ее делают люди!
(26)Выпустить на свободу из человека человеческое — не значит ли обуздать беспощадную историю?
(27)Жарко золотились стены дома, багровый дым нес искры к холодной луне, окутывал ее. (28)Толпа в бессилье
наблюдала. (29)И дрожал возле плеча немец с обмотанной головой, с тлеющим из-под бинтов единственным
глазом. (ЗО)Аркадий Кириллович стянул в тесноте с себя полушубок, накинул на плечи дрожащего немца.
(31)Аркадий Кириллович не доглядел трагедию до конца, позже узнал — какой-то немец на костылях с криком
кинулся из толпы в огонь, его бросился спасать солдат- татарин. (32)Горящие стены обрушились, похоронили
обоих.
(33)В каждом нерастраченные запасы человечности.
(34) Бывший гвардии капитан стал учителем. (35)Аркадий Кириллович ни на минуту не забывал
перемешанную толпу бывших врагов перед горящим госпиталем, толпу, охваченную общим страданием. (36)И
безызвестного солдата, кинувшегося спасать недавнего врага, тоже помнил. (37)Он верил — каждый из его
учеников станет запалом, взрывающим вокруг себя лед недоброжелательства и равнодушия, освобождающим
нравственные силы. (38)Историю делают люди.
(По В. Тендрякову)
Сформулировать проблему
Что делает человека человеком? Как сохранить
человечность в самых страшных условиях жизни? Над
этими вопросами размышляет писатель Владимир
Тендряков.
Сформулированная проблема
Первый комментарий-иллюстрация
Автор, размышляя над проблемой человечности, рассказывает о
герое произведения Аркадии Кирилловиче, который вспоминает
эпизод из своего военного прошлого. После сражения под
Сталинградом горел немецкий госпиталь, «горел вместе с
ранеными». Эту страшную картину видели и советские солдаты, и
пленные немцы. Все они как один переживали трагедию, она ни
для кого не была чужой: «У всех одинаково тлеющие глаза,
одинаковое выражение боли и покорной беспомощности». Герой
рассказа, жалея стоящего рядом немца, дрожавшего от холода,
накинул свой полушубок на его плечи. Советский солдат, несмотря
на то что это был идейный враг, видит в нём прежде всего человека.
Первый комментарий-иллюстрация
Продолжая размышления, автор повествует о том, как
один из пленных немцев бросился к пылающему
зданию, а за ним, пытаясь его остановить, побежал
советский солдат. Горящие стены обрушились на обоих,
и они погибли. И тот и другой, несомненно, проявили
человечность.
Второй комментарий-иллюстрация
Связка двух примеров
Автор, описывая эти страшные эпизоды войны,
подчеркивает то общее чувство боли за погибающих
людей, которое объединяло всех в тот момент. Именно
это чувство называется «человечностью».
Связка двух примеров
Авторская позиция
Автор формулирует свою позицию так: «ни вывихи
истории, ни ожесточенные идеи сбесившихся
маньяков, ни эпидемические безумия — ничто не
вытравит в людях человеческое».
Авторская позиция
Собственное мнение+обоснование
Я полностью согласна с автором, тем более что в нашем современном мире
эта проблема становится едва ли не главной. Революции, войны, голод,
всевозможные бедствия, разруха — что только не пришлось выдержать
нашему народу! Но большинство не сломилось под невыносимой ношей,
люди выдержали все, сохранили свои лучшие душевные качества: доброту,
сострадание, милосердие — все то, что включает в себя понятие
«человечность». Литература о Великой Отечественной войне показывает
много примеров, когда в самых страшных условиях люди сохраняли в себе
человечность. Рассказ М. Шолохова «Судьба человека» потрясает
драматизмом жизни простого русского мужика, на которого свалилось все: и
война, и ранение, и плен, и гибель семьи. После войны он остается
совершенно одиноким, работает шофером, но чувствует бесцельность и
пустоту, потому что нет рядом близкого человека. Но столько в нем
нерастраченной любви, доброты, сострадания, что он усыновляет
беспризорника, потерявшего родителей в этой страшной мясорубке, не
пощадившей никого. Он живет ради этого мальчика, Ванюшки, отдает ему
все самое хорошее, что есть в душе.
Собственное мнение+обоснование
Размышляя над судьбами людей, попавших в
страшные, нечеловеческие условия, поражаешься их
духовной силе, помогающей остаться людьми несмотря
ни на что. И я могу повторить за Владимиром
Тендряковым: «Историю делают люди». Люди с
большой буквы.
Заключение
Первая строка – 1 имя существительное (тема).
Вторая строка – 2 имени прилагательных (эпитеты).
Третья строка – 3 глагола – сказуемых.
Четвёртая строка – 4 слова, выражающих авторское
отношение к теме.
Пятая строка – 1 имя существительное – обощающий
синоним к слову в первой строке.
Синквейн
Человечность,
Спасительная, одухотворяющая,
Исцеляет, воскрешает, облагораживает.
Позволяет человеку оставаться человеком.
Жизнь.
Синквейн