Напоминание

Социализация ребенка из неблагополучной семьи


Автор: Мухамадиева Эльвира Махмутовна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МБОУДО ЦППМСП "Семья" г. Уфы
Населённый пункт: Республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: Социализация ребенка из неблагополучной семьи
Раздел: дополнительное образование





Назад




Социализация ребенка из неблагополучной семьи.

Человек становится личностью в процессе социализации, т.е. в результате включения

индивида

в

социальные

отношения.

Социализация

осуществляется

путем

усвоения

индивидом социального опыта и воспроизведения его в своей деятельности.

Социализация - это процесс становления социального «Я». Она охватывает все формы

приобщения индивида к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых индивид

приобретает социальную природу.

С самого рождения человек попадает в общество. На развитие человека оказывает

влияние множество различных факторов как биологических, так и социальных. Главным

социальным

фактором,

влияющим

на

становление

личности,

является

семья.

Семьи

бывают совершенно разными. В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к

членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или

отрицательно,

формирует

свои

взгляды,

строит

свои

отношения

с

окружающими.

Отношения в семье влияют также на то, как человек в дальнейшем будет строить свою

карьеру, по какому пути он пойдет. Именно в семье индивид получает первый жизненный

опыт, поэтому очень важно в какой семье воспитывается ребенок: благополучной или

неблагополучной. Социализация осуществляется под воздействием факторов, которые

условно делятся на три группы.

Первая - мегафакторы (мега - очень большой, всеобщий) - космос, планета, мир,

которые в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех

жителей Земли.

Вторая - макрофакторы (макро - большой) - страна, этнос, общество, государство,

которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах (это влияние

опосредствованно двумя другими группами факторов).

Третья - мезофакторы (мезо - средний, промежуточный), условия социализации

больших групп людей, выделяемых: по местности и типу поселения, в которых они живут

(регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей

массовой коммуникации (радио, телевидения и др.); по принадлежности к тем или иным

субкультурам.

К ведущим механизмам социализации следует отнести усвоение стереотипов

поведения, действующих социальных норм, обычаев, интересов, ценностных ориентации

и т.п. Стереотипы поведения формируются путем сигнальной наследственности, т.е. через

подражание взрослым в раннем детстве. Они очень устойчивы и могут быть основой

психической несовместимости (например, в семье, этносе).

Ученые выделяют четыре психологических механизма социализации, такие, как:

Имитация - осознанная попытка ребенка копировать определенную модель поведения.

Образцами для подражания могут выступать родители, родственники, друзья и т.д.

Идентификация - способ осознания принадлежности к той или иной общности. Через

идентификацию дети принимают поведение родителей, родственников, друзей, соседей и

т.д., их ценности, нормы, образцы поведения как свои собственные.

Стыд - это переживание разоблачения и позора, связанное с реакцией других людей.

Чувство вины - переживание разоблачения и позора, связанное с наказанием самого себя,

вне зависимости от других людей.

Основные направления социализации соответствуют ключевым сферам

жизнедеятельности человека: поведенческой,эмоционально-чувственной, познавательной,

бытийной,

морально-нравственной,

межличностной.

Другими

словами,

в

процессе

социализации

люди

обучаются

тому,

как

себя

вести,

эмоционально

реагировать

на

различные ситуации, как организовывать свой быт; каких морально-этических ориентиров

придерживаться; как эффективно участвовать в межличностном общении и совместной

деятельности.

Среди рассмотренных механизмов социализации наиболее сильно влияют те,

которые принадлежат к микрофакторам социализации. Среди них основную роль играет

семья, так как именно в семье ребенок усваивает основные нормы и правила поведения в

социуме.

У человека довольно продолжительное детство: проходит немало времени, прежде

чем маленький ребенок превратится во взрослого, самостоятельного члена общества. И

все это время он остро нуждается в родительской семье, которая является самым важным

и влиятельным фактором социализации. Длительный период беспомощности ребенка,

растягивающийся на годы, заставляет родителей уделять значительное внимание как уходу

за детьми (традиционно женская роль), так и их защите (традиционно мужская).

Семейные условия, включая социальное положение, род занятий, материальное

обеспечение

и

уровень

образования

родителей,

в

большой

мере

предопределяют

жизненный

путь

ребенка.

Помимо

сознательного, полноценного

и

целенаправленного

воспитания, которое дают ему родители, на ребенка воздействует вся внутрисемейная

атмосфера, причем эффект этого воздействия с возрастом накапливается, преломляясь в

структуре личности. Исторически сложилось, что отцы и матери выполняли в семье

разные

функции,

соответственно

отцовское

воспитание

отличалось

от

материнского.

Традиционно отец являлся главой семьи, что не могло не наложить свой отпечаток на его

взаимоотношения с детьми. Именно непререкаемый авторитет отца в семье был главной

силой,

самым

действенным

средством

мужского

воспитания.

Мать

являлась

хранительницей домашнего очага и эмоциональным ядром семьи. Дети, находясь в отчем

доме и под материнским кровом в одинаковой степени вбирали в себя то доброе и светлое,

что старались им дать отец и мать. Своеобразный синтез материнского и отцовского

воспитания был и остается важнейшим условием нормального развития в семье. Как не

существует полноценного дома без отца или матери, так не может быть сформирована

полноценная

личность

ребенка

без

гармоничного

сочетания

мужского

и

женского

воспитания в семье.

Таким образом, окружающая социальная микросреда, психологический климат в

семье, условия воспитания, взаимоотношения с родителями и личность самих родителей в

обязательном порядке отражаются на ребенке и, в первую очередь, на особенностях его

характера. Если семейная атмосфера неблагоприятна для психического развития ребенка,

то вполне вероятно, что и сформированные черты его личности тоже будут патологичны.

Постоянные ссоры между родителями, ложь, конфликты, драки, деспотизм способствуют

срывам в нервной деятельности ребенка и невротическим состоянием. Именно в таких

семьях люди чаще всего получают серьезные психологические травмы, которые далеко не

лучшим образом сказываются на их дальнейшей судьбе.

Неблагополучные семьи - это семьи с низким социальным статусом, в какой - либо из

сфер

жизнедеятельности

или

нескольких

одновременно,

не

справляющиеся

с

возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены,

процесс семейного воспитания ребенка протекает с большим трудностями, медленно,

малорезультативно. С учетом доминирующих факторов, оказывающих негативное влияние

на развитие личности ребенка, неблагополучные семьи условно делят на две большие

группы,

каждая

из

которых

включает

несколько

разновидностей. Первую

группу

составляют

семьи

с

явной

(открытой)

формой

неблагополучия

-

так

называемые

конфликтные, проблемные семьи, асоциальные, аморально - криминальные и семьи с

недостатком воспитательных ресурсов (в частности - неполные).

Вторую группу представляют внешне респектабельные семьи, образ жизни которых

не

вызывает

беспокойства

и

нареканий

со

стороны

общественности.

Отличительной

особенностью этих семей является то, что взаимоотношения их членов на внешнем,

социальном уровне производят благоприятное впечатление, а последствия неправильного

воспитания на первый взгляд незаметны, что иногда вводит окружающих в заблуждение,

тем не менее, они оказывают деструктивное влияние на личностное формирование детей.

Эти

семьи

отнесены

к

категории

внутренне

неблагополучных

(со

скрытой

формой

неблагополучия) и разновидности таких семей довольно многообразны.

Отличительной особенностью семей с явной (внешней) формой неблагополучия

является

то,

что

формы

этого

типа

семей

имеют

ярко

выраженный

характер,

проявляющийся одновременно в нескольких сферах жизнедеятельности семьи (например,

на социальном и материальном уровне), или же исключительно на уровне межличностных

отношений, что приводит к неблагоприятному психологическому климату в семейной

группе. Обычно в семье с явной формой неблагополучия ребенок испытывает физическую

и эмоциональную отверженность со стороны родителей (недостаточная забота о нем,

неправильный уход и питание, различные формы семейного насилия, игнорирование его

душевного

мира

переживаний).

Вследствие

этих

неблагоприятных

внутрисемейных

факторов у ребенка появляются чувство неадекватности, стыд за себя и родителей перед

окружающими, страх и боль за свое настоящее и будущее.

Одним из самых мощных неблагополучных факторов, разрушающих не только

семью, но и душевное равновесие ребенка, является алкоголизм родителей. Оно может

отрицательно влиять не только в момент зачатья и во время беременности, но и на

протяжении всей жизни ребенка. Как отмечают психологи, взрослые в такой семье, забыв

о

родительских

обязанностях,

целиком

и

полностью

погружаются

в

«алкогольную

субкультуру», что сопровождается потерей общественных и нравственных ценностей и

ведет

к

социальной

и

духовной

деградации.

В

конечном

итоге

семьи

с

химической

зависимостью становятся социально и психологически неблагополучными. Жизнь детей в

подобной семейной атмосфере становится невыносимой, превращает их в социальных

сирот при живых родителях. Совместная жизнь с больным алкоголизмом приводит к

серьезным

психическим

нарушениям

у

других

членов

семьи,

комплекс

которых

обозначается специалистами таким термином, как созависимость.

Созависимость возникает в ответ на затянувшуюся стрессовую ситуацию в семье и

приводит к страданиям всех членов семейной группы. Особенно в этом плане уязвимыми

являются дети. Отсутствие необходимого жизненного опыта, неокрепшая психика - все

это

приводит

к

тому,

что

царящая

в

доме

дисгармония,

ссоры

и

скандалы,

непредсказуемость и отсутствие безопасности, а так же отчужденное поведение родителей

глубоко травмирует детскую душу, и последствия этого морально - психологического

травмирования

зачастую

накладывают

глубокий

отпечаток

на

всю

дальнейшую

жизнь. Дети переносят свои душевные раны и опыт во взрослую жизнь, часто становясь

химически зависимыми. И вновь появляются те же проблемы, что были в доме их пьющих

родителей.

Семья с алкоголезависимыми родителями опасна своим десоциализирующим

влиянием

не

только

на

собственных

детей,

но

и

распространением

разрушительное

воздействия на личностное становление детей из других семей. Как правило, вокруг таких

домов возникают целые компании соседских ребят, благодаря взрослым они приобщаются

к алкоголю и криминально - аморальной субкультуре, которая царит в среде пьющих

людей.

Среди явно неблагополучных семей большую группу составляют семьи с нарушением

детско - родительских отношений. В них влияние на детей проявляется не прямо через

образцы аморального поведения родителей, как это бывает в «алкогольных» семьях, а

косвенно,

вследствие

хронических

осложненных,

фактически

нездоровых

отношений

между

супругами,

которые

характеризуются

отсутствием

взаимопонимания

и

взаимоуважения,

нарастанием

эмоционального

отчуждения

и

преобладанием

конфликтного взаимодействия.

Естественно, конфликтной семья становится не сразу, а спустя некоторое время

после образования брачного союза. И в каждом отдельном случае есть свои причины,

породившие

семейную

атмосферу.

Конфликтные

семьи

более

«молчаливы»,

чем

бесконфликтные, в них супруги реже обмениваются информацией, избегают лишних

разговоров. В таких семьях практически никогда не говорят «мы», предпочитая говорить

только «я», что свидетельствует о психологической изолированности брачных партнеров,

их эмоциональной разобщенности. И, наконец, в проблемных, вечно ссорящихся семьях

общение друг с другом строится в режиме монолога, напоминая разговор глухих: каждый

говорит свое, самое важное, наболевшее, но никто его не слышит; в ответ звучит такой же

монолог.

Негативные

образы

детства

очень

вредны,

они

обуславливают

мышление,

чувства

и

поступки

уже

в

зрелом

возрасте.

Поэтому,

родители,

не

умеющие

найти

взаимопонимания друг с другом, обязаны всегда помнить о том, что даже при неудачном

браке в семейные конфликты не должны втягиваться дети. О проблемах ребенка следует

думать,

по

крайне

мере,

столько

же,

сколько

о

своих

собственных.

Своеобразным

индикатором

семейного

благополучия

или

неблагополучия

оказывается

поведение

ребенка. Корни неблагополучия в поведении детей разглядеть легко, если дети вырастают

в

семьях

явно

неблагополучных.

Гораздо

труднее

сделать

это

применительно

к

тем

«трудным» детям и подросткам, которые воспитывались в семьях вполне благополучных.

И только пристальное внимание к анализу семейной атмосферы, в которой проходила

жизнь ребенка, попавшего в «группу риска», позволяет выяснить, что благополучие было

относительным. Дети нередко испытывают острый дефицит родительской любви, ласки и

внимания из - за служебной или личной занятости супругов. Следствием такого семейного

воспитания детей довольно часто становится ярко выраженный эгоизм, заносчивость,

нетерпимость, трудности общения со сверстниками и взрослыми.

В

этом

плане

небезынтересна классификация

семейных союзов, предложенная

В.

В.

Юстицкисом, который выделяет семью «недоверчивую», «легкомысленную», «хитрую» -

этими

метафоричными

названиями

он

обозначает

определенные

формы

скрытого

семейного неблагополучия.

Недоверчивая» семья. Характерная черта - повышенная недоверчивость к

окружающим

(соседям,

знакомым,

товарищам

по

работе,

работникам

учреждений,

с

которыми представителям семьи приходится общаться). Члены семьи заведомо считают

всех недоброжелательными или просто равнодушными, а их намерения по отношению к

семье

враждебными.

Такая

позиция

родителей

формирует

и

у

самого

ребенка

недоверчиво-враждебное отношение к другим. У него развиваются подозрительность,

агрессивность, ему все труднее вступать в дружеские контакты со сверстниками. Поэтому

с ними нелегко установить душевный контакт и завоевать их доверие, так как они заранее

не верят в искренность и ждут подвоха.

«Легкомысленная» семья. Отличается беззаботным отношением к будущему,

стремлением

жить

одним

днем,

не

заботясь

о

том,

какие

последствия

сегодняшние

поступки

будут

иметь

завтра.

Члены

такой

семьи

тяготеют

к

сиюминутным

удовольствиям, планы на будущее, как правило, неопределенны. Если кто-то и выражает

неудовлетворенность настоящим и желание жить иначе, он не задумывается об этом

всерьез. Дети в таких семьях вырастают слабовольными, неорганизованными, их тянет к

примитивным

развлечениям.

Проступки

они

совершают

чаще

всего

по

причине

бездумного отношения к жизни, отсутствия твердых принципов и несформированности

волевых качеств.

В «хитрой» семье, прежде всего, ценят предприимчивость, удачливость и ловкость в

достижении жизненных целей. Главным считается умение добиваться успеха кратчайшим

путем, при минимальной затрате труда и времени. При этом члены такой семьи порой

легко переходят границы дозволенного. К таким качествам, как трудолюбие, терпение,

настойчивость, отношение в подобной семье скептическое, даже пренебрежительное. В

результате такого «воспитания» формируется установка: главное - не попадаться.

Рассмотрим дальше некоторые виды семей, относящихся к скрытым формам семейного

неблагополучия:

Семьи, ориентированные на успех ребенка. Возможная разновидность внутренне

неблагополучной семьи - кажущиеся совершенно нормальными типичные семьи, где

родители вроде бы уделяют детям достаточно внимания и придают им значение. Родители

внушают

детям

стремление

к

достижениям,

что

часто

сопровождается

чрезмерной

боязнью неудачи. Ребенок чувствует, что все его положительные связи с родителями

зависят от его успехов, боится, что его будут любить, лишь пока он все делает хорошо. Эта

установка даже не требует специальных формулировок: она так ясно выражается через

повседневные действия, что ребенок постоянно находится в состоянии повышенного

эмоционального напряжения только по причине ожидания вопроса о том, как обстоят его

школьные (спортивные, музыкальные и т.п.) дела. Он заранее уверен, что его ждут

«справедливые» упреки, назидания, а то и более серьезные наказания, если ему не удалось

добиться ожидаемых успехов.

Псевдовзаимные и псевдовраждебные семьи. В обоих случаях речь идет о семьях,

члены

которых

связаны

между

собой

бесконечно

повторяющимися

стереотипами

эмоциональных взаимореагирований и находятся в фиксированных позициях в отношении

друг к другу. Псевдовзаимные семьи поощряют выражение только теплых, любящих,

поддерживающих чувств, а враждебность, гнев, раздражение и другие негативные чувства

всячески

скрывают

и

подавляют.

В

псевдовраждебных

семьях,

наоборот,

принято

выражать лишь враждебные чувства, а нежные - отвергать. Подобная форма супружеского

взаимодействия может быть перенесена и в сферу детско-родительских отношений, что не

может

не

отразиться

на

формировании

личности

ребенка.

Он

не

столько

учится

чувствовать,

сколько

«играть

в

чувства»,

причем

ориентируясь

исключительно

на

положительную сторону их проявления, оставаясь при этом эмоционально холодным и

отчужденным.

Перечисленными формами не исчерпываются разновидности семейного

неблагополучия. При этом каждый из взрослых сознательно или неосознанно стремится

использовать детей в выгодной для себя функции. Дети, по мере взросления и осознания

семейной ситуации, начинают играть со взрослыми в игры, правила которых им были

навязаны. Какая бы ни была роль - положительная или отрицательная - она в равной

степени

негативно

сказывается

на

формировании

личности

ребенка,

что

не

замедлит

отразиться на его самоощущении и на взаимоотношениях с окружающими не только в

детском

возрасте,

но

и

во

взрослом

состоянии.

Кроме

того,

семейное

благополучие

явление относительное и может носить временный характер. Часто вполне благополучная

семья переходит в категорию либо явно, либо скрыто неблагополучных семей. Поэтому

необходимо постоянно проводить работу по профилактике семейного неблагополучии.

Семейное воспитание - это управляемая система взаимоотношений родителей с

детьми, и ведущая роль в ней принадлежит родителям. Именно им необходимо знать,

какие

формы

взаимоотношений

с

собственными

детьми

способствуют

гармоничному

развитию

детской

психики

и

личностных

качеств,

а

какие,

наоборот,

препятствуют

формированию

у

них нормального

поведения

и

в

большинстве

своем

ведут

к

трудновоспитуемости и деформации личности.

Неправильный выбор форм, методов и средств педагогического воздействия, как

правило,

ведет

к

возникновению

у

детей

нездоровых

представлений,

привычек

и

потребностей, которые ставят их в ненормальные отношения с обществом. Довольно

часто родители видят свою воспитательную задачу в том, чтобы добиться послушания.

Поэтому нередко даже не пытаются понять ребенка, а стремятся как можно больше

поучать, ругать, читать длинные нотации, забывая о том, что нотация - это не живая

беседа,

не

разговор

по

душам,

а

навязывание

«истин»,

которые

взрослым

кажутся

бесспорными, а ребенком зачастую не воспринимаются и не принимаются, потому что

просто не понимаются.

Исходя из результатов криминологических, психолого-педагогических и медико-

социальных

исследований,

выделяют

следующие

факторы

социального

риска,

отрицательно сказывающиеся на воспитательной функции семьи:

· социально-экономические факторы (низкий материальный уровень жизни семьи, плохие

жилищные условия);

·

медико-санитарные

факторы

(экологически

неблагоприятные

условия,

хронические

заболевания

родителей

и

отягощенная

наследственность,

вредные

производственные

условия

родителей

и

особенно

матери"

антисанитария

и

пренебрежение

санитарно-

гигиеническими нормами, неправильное репродуктивное поведение семьи и особенно

матери);

·

социально-демографические

факторы

(неполная

либо

многодетная

семья,

семьи

с

престарелыми родителями, семьи с повторными браками и сводными детьми);

·

социально-психологические

факторы

(семьи

с

деструктивными

эмоционально-

конфликтными

отношениями

супругов,

родителей

и

детей,

педагогической

несостоятельностью

родителей

и

их

низким

общеобразовательным

уровнем,

деформированными ценностными ориентациями);

· криминальные факторы (алкоголизм, наркомания, аморальный и паразитический образ

жизни родителей, семейные дебоши, проявления жестокости и садизма, наличие судимых

членов семьи, приверженных к субкультуре преступного мира).

Наличие того или иного фактора социального риска не означает обязательного

возникновения

социальных

отклонений

в

поведении

детей,

оно

лишь

указывает

на

большую степень вероятности этих отклонений. При этом одни факторы социального

риска проявляют свое негативное влияние довольно стабильно и постоянно, другие с

течением времени либо усиливают, либо ослабляют свое влияние.

Ошибки

семейной

педагогики

особенно

ярко

проявляются

в

системе

наказаний

и

поощрений, практикуемой в семье. В этих вопросах нужна особенная осторожность,

осмотрительность, чувство меры, подсказываемые родительской интуицией и любовью.

Как

чрезмерное

попустительство,

так

и

чрезмерная

жестокость

родителей

одинаково

опасны в воспитании ребенка.

Согласно Р.В. Овчаровой главной сферой деятельности социального педагога

является социум - сфера ближайшего окружения личности, человеческих отношений. При

этом

приоритетной

является

сфера

отношений

ребенка

в

семье

и

его

ближайшем

окружении.

Цель работы социального педагога - создание благоприятных условий для личностного

развития ребёнка (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального),

оказание ему комплексной социально-психологической помощи, а также защита ребёнка в

его

жизненном

пространстве.

Социальный

педагог

выступает

посредником

между

ребёнком и взрослым, ребёнком и его окружением, а также в роли наставника при

непосредственном общении с ребёнком или его окружением.

Деятельность социального педагога с семьей включает три основных составляющих

социально

-

педагогической помощи:

образовательную,

психологическую

и

посредническую.

Образовательная составляющая включает в себя два направления деятельности

социального педагога: помощь в обучении и воспитании.

Помощь в обучении направлена на предотвращение возникающих семейных проблем и

формирование педагогической культуры родителей.

Помощь в воспитании проводится социальным педагогом, в первую очередь, с родителями

- путем их консультирования, а так же с ребенком посредством создания специальных

воспитательных ситуаций для решения задачи своевременной помощи семье в целях ее

укрепления и наиболее полного использования ее воспитательного потенциала.

Психологическая составляющая социально - педагогической помощи включает в себя 2

компонента: социально - психологическую поддержку и коррекцию.

Поддержка направлена

на

создание

благоприятного

микроклимата

в

семье

в

период

кратковременного кризиса.

Коррекция межличностных отношений происходит, в основном, когда в семье

существует психическое насилие над ребенком, приводящее к нарушению его нервно -

психического

и

физического

состояния.

До

недавнего

времени

этому

явлению

не

уделялось

должного

внимания.

К

такому

виду

насилия

относится

запугивание,

оскорбление ребенка, унижение его чести и достоинства, нарушение доверия.

Посреднический компонент социально - педагогической помощи включает в себя три

составляющие: помощь в организации, координации и информирование.

Помощь в организации направлена на организацию семейного досуга, включающую

в

себя:

организацию

выставок

-

продаж

поношенных

вещей,

благотворительных

аукционов; клубов по интересам, организацию семейных праздников, конкурсов, курсов

по ведению домашнего хозяйства, «клубов знакомств», летнего отдыха и др.

Помощь в координации направлена на активизацию различных ведомств и служб по

совместному разрешению проблемы конкретной семьи и положения конкретного ребенка.

Помощь в информировании направлена на обеспечение семьи информацией по вопросам

социальной защиты. Она проводится в форме консультирования. Вопросы могут касаться

как

жилищного,

семейно-брачного,

трудового,

гражданского,

пенсионного

законодательства, прав детей, женщин, инвалидов, так и проблем, которые существуют

внутри семьи.

Одна из форм работы социального педагога с семьей - социальный

патронаж, представляющая

собой

посещение

семьи

на

дому

с

диагностическими,

контрольными, адаптационно - реабилитационными целями, позволяющая установить и

поддерживать длительные связи с семьей, своевременно выявляя ее проблемные ситуации,

оказывая незамедлительную помощь. Патронаж дает возможность наблюдать семью в ее

естественных

условиях.

Проведение

патронажа

требует

соблюдения ряда

этических

принципов:

принципа

самоопределения

семьи,

добровольности

принятия

помощи,

конфиденциальности, поэтому следует находить возможности информировать семью о

предстоящем визите и его целях.

Наряду с патронажем, занимающим важное место в деятельности социального

педагога, следует выделить консультационные беседы как одну из форм работы с семьей.

Консультирование, по определению, предназначено в основном для оказания помощи

практически

здоровым

людям,

испытывающим

затруднения

при

решении

жизненных

задач.

Социальный

педагог,

работая

с

семьей,

может

использовать

наиболее

распространенные приемы

консультирования:

эмоциональное

заражение,

внушение,

убеждение, художественные аналогии, мини - тренинги и пр.

Наряду

с

индивидуальными

консультативными

беседами,

могут

применяться групповые методы работы с семьей (семьями) - тренинги.

Еще одна форма работы социального педагога с семьей - социально - педагогический

мониторинг семьи - это научно обоснованная система периодического сбора, обобщения и

анализа социально - педагогической информации о процессах, протекающих в семье, и

принятие на этой основе стратегических и тактических решений. Основные принципы

мониторинга:

полнота,

достоверность,

системность

информации;

оперативность

получения

сведений.

Важную

роль

в

осуществлении

социально

-

педагогического

мониторинга играет умение социального педагога систематизировать сбор информации и

полученные результаты.

Для оказания своевременной помощи социализации ребенка используется следующий

алгоритм:

1 этап: изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений

семей за помощью

2 этап: первичное обследование жилищных условий неблагополучной семьи

3 этап: знакомство с членами семьи и ее окружением, беседа с детьми, оценка их условий

жизни

4 этап: знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь семье, изучение их

действий, вывод

5 этап: изучение причин неблагополучия в семье, ее особенностей, ее целей, ценностных

ориентаций

6 этап: изучение личностных особенностей членов семьи

7 этап: составление карты семьи

8

этап:

координационная

деятельность

со

всеми

заинтересованными

организациями

(образовательные, дошкольные учреждения, Центр социальной реабилитации детей и

подростков,

Центр

защиты

семьи,

приюты,

детские

дома,

инспекция

по

делам

несовершеннолетних, комиссия и т.д.)

9 этап: составление программы работы с неблагополучной семьей

10 этап: текущие и контрольные посещения семьи

11 этап: выводы о результатах работы с неблагополучной семьей

Проанализировав современное состояние проблемы неблагополучия, можно

констатировать, что данная проблема очень актуальна, число таких семей стремительно

увеличивается, появляются новые виды неблагополучных семей в современном обществе.

Проводя анализ современного состояния проблемы неблагополучия в семье, обобщая

научную

литературу

по

проблеме

влияния

неблагополучной

семьи

на

процесс

социализации

ребенка,

изучая

особенности

социализации

детей

из

неблагополучных

семей,

можно

прийти

к

выводу,

что

решение

проблемы

социализации

ребенка

из

неблагополучной семьи возможно при условии осуществления комплекса мероприятий,

нацеленных на:

Раннее выявление и постановки на учет ребенка из неблагополучной семьи;

Определение причин неблагополучия семьи;

Осуществление информационной помощи семье;

Организацию профилактики нарушений воспитания в семье «группы риска»;

Использование различных методов и методик

Для

решения

проблемы

успешной

социализации

ребенка

из

неблагополучной

семьи,

нужно планировать разработку программы «Социально-педагогической помощи детям из

неблагополучных

семей»

с

учетом

того,

что

в

основе

возникновения

социального

неблагополучия лежит нарушение взаимодействия в системе «семья - ребенок».

Целью программы должно стать создание условий для успешной социализации

ребенка из неблагополучной семьи, реализация через систему задач, таких как раннее

выявление неблагополучных семей, осуществление информационной и посреднической

помощи

семье

«группы

риска»,

оказание

помощи

направленной

на

успешную

социализацию ребенка из неблагополучной семьи, снижение количества неблагополучных

семей.

Работая по данной программе, можно надеяться, что в ходе ее реализации

улучшится успеваемость и снизится число прогулов у детей «группы риска», состоящих

на

внутришкольном

учете,

а

также

в

ходе

работы

с

родителями

часть

их

проявит

заинтересованность

в

школьной

и

общественной

жизни

своих

детей.

Итоговым

результатом явится снижение показателей социального неблагополучия в части семей, а

также повышение родительского интереса к взаимодействию с педагогами и совместной

работе над устранением внутрисемейных проблем.



В раздел образования