Автор: Мухамадиева Эльвира Махмутовна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МБОУДО ЦППМСП "Семья" г. Уфы
Населённый пункт: Республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: Социализация ребенка из неблагополучной семьи
Раздел: дополнительное образование
Социализация ребенка из неблагополучной семьи.
Человек становится личностью в процессе социализации, т.е. в результате включения
индивида
в
социальные
отношения.
Социализация
осуществляется
путем
усвоения
индивидом социального опыта и воспроизведения его в своей деятельности.
Социализация - это процесс становления социального «Я». Она охватывает все формы
приобщения индивида к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых индивид
приобретает социальную природу.
С самого рождения человек попадает в общество. На развитие человека оказывает
влияние множество различных факторов как биологических, так и социальных. Главным
социальным
фактором,
влияющим
на
становление
личности,
является
семья.
Семьи
бывают совершенно разными. В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к
членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или
отрицательно,
формирует
свои
взгляды,
строит
свои
отношения
с
окружающими.
Отношения в семье влияют также на то, как человек в дальнейшем будет строить свою
карьеру, по какому пути он пойдет. Именно в семье индивид получает первый жизненный
опыт, поэтому очень важно в какой семье воспитывается ребенок: благополучной или
неблагополучной. Социализация осуществляется под воздействием факторов, которые
условно делятся на три группы.
Первая - мегафакторы (мега - очень большой, всеобщий) - космос, планета, мир,
которые в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех
жителей Земли.
Вторая - макрофакторы (макро - большой) - страна, этнос, общество, государство,
которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах (это влияние
опосредствованно двумя другими группами факторов).
Третья - мезофакторы (мезо - средний, промежуточный), условия социализации
больших групп людей, выделяемых: по местности и типу поселения, в которых они живут
(регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей
массовой коммуникации (радио, телевидения и др.); по принадлежности к тем или иным
субкультурам.
К ведущим механизмам социализации следует отнести усвоение стереотипов
поведения, действующих социальных норм, обычаев, интересов, ценностных ориентации
и т.п. Стереотипы поведения формируются путем сигнальной наследственности, т.е. через
подражание взрослым в раннем детстве. Они очень устойчивы и могут быть основой
психической несовместимости (например, в семье, этносе).
Ученые выделяют четыре психологических механизма социализации, такие, как:
Имитация - осознанная попытка ребенка копировать определенную модель поведения.
Образцами для подражания могут выступать родители, родственники, друзья и т.д.
Идентификация - способ осознания принадлежности к той или иной общности. Через
идентификацию дети принимают поведение родителей, родственников, друзей, соседей и
т.д., их ценности, нормы, образцы поведения как свои собственные.
Стыд - это переживание разоблачения и позора, связанное с реакцией других людей.
Чувство вины - переживание разоблачения и позора, связанное с наказанием самого себя,
вне зависимости от других людей.
Основные направления социализации соответствуют ключевым сферам
жизнедеятельности человека: поведенческой,эмоционально-чувственной, познавательной,
бытийной,
морально-нравственной,
межличностной.
Другими
словами,
в
процессе
социализации
люди
обучаются
тому,
как
себя
вести,
эмоционально
реагировать
на
различные ситуации, как организовывать свой быт; каких морально-этических ориентиров
придерживаться; как эффективно участвовать в межличностном общении и совместной
деятельности.
Среди рассмотренных механизмов социализации наиболее сильно влияют те,
которые принадлежат к микрофакторам социализации. Среди них основную роль играет
семья, так как именно в семье ребенок усваивает основные нормы и правила поведения в
социуме.
У человека довольно продолжительное детство: проходит немало времени, прежде
чем маленький ребенок превратится во взрослого, самостоятельного члена общества. И
все это время он остро нуждается в родительской семье, которая является самым важным
и влиятельным фактором социализации. Длительный период беспомощности ребенка,
растягивающийся на годы, заставляет родителей уделять значительное внимание как уходу
за детьми (традиционно женская роль), так и их защите (традиционно мужская).
Семейные условия, включая социальное положение, род занятий, материальное
обеспечение
и
уровень
образования
родителей,
в
большой
мере
предопределяют
жизненный
путь
ребенка.
Помимо
сознательного, полноценного
и
целенаправленного
воспитания, которое дают ему родители, на ребенка воздействует вся внутрисемейная
атмосфера, причем эффект этого воздействия с возрастом накапливается, преломляясь в
структуре личности. Исторически сложилось, что отцы и матери выполняли в семье
разные
функции,
соответственно
отцовское
воспитание
отличалось
от
материнского.
Традиционно отец являлся главой семьи, что не могло не наложить свой отпечаток на его
взаимоотношения с детьми. Именно непререкаемый авторитет отца в семье был главной
силой,
самым
действенным
средством
мужского
воспитания.
Мать
являлась
хранительницей домашнего очага и эмоциональным ядром семьи. Дети, находясь в отчем
доме и под материнским кровом в одинаковой степени вбирали в себя то доброе и светлое,
что старались им дать отец и мать. Своеобразный синтез материнского и отцовского
воспитания был и остается важнейшим условием нормального развития в семье. Как не
существует полноценного дома без отца или матери, так не может быть сформирована
полноценная
личность
ребенка
без
гармоничного
сочетания
мужского
и
женского
воспитания в семье.
Таким образом, окружающая социальная микросреда, психологический климат в
семье, условия воспитания, взаимоотношения с родителями и личность самих родителей в
обязательном порядке отражаются на ребенке и, в первую очередь, на особенностях его
характера. Если семейная атмосфера неблагоприятна для психического развития ребенка,
то вполне вероятно, что и сформированные черты его личности тоже будут патологичны.
Постоянные ссоры между родителями, ложь, конфликты, драки, деспотизм способствуют
срывам в нервной деятельности ребенка и невротическим состоянием. Именно в таких
семьях люди чаще всего получают серьезные психологические травмы, которые далеко не
лучшим образом сказываются на их дальнейшей судьбе.
Неблагополучные семьи - это семьи с низким социальным статусом, в какой - либо из
сфер
жизнедеятельности
или
нескольких
одновременно,
не
справляющиеся
с
возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены,
процесс семейного воспитания ребенка протекает с большим трудностями, медленно,
малорезультативно. С учетом доминирующих факторов, оказывающих негативное влияние
на развитие личности ребенка, неблагополучные семьи условно делят на две большие
группы,
каждая
из
которых
включает
несколько
разновидностей. Первую
группу
составляют
семьи
с
явной
(открытой)
формой
неблагополучия
-
так
называемые
конфликтные, проблемные семьи, асоциальные, аморально - криминальные и семьи с
недостатком воспитательных ресурсов (в частности - неполные).
Вторую группу представляют внешне респектабельные семьи, образ жизни которых
не
вызывает
беспокойства
и
нареканий
со
стороны
общественности.
Отличительной
особенностью этих семей является то, что взаимоотношения их членов на внешнем,
социальном уровне производят благоприятное впечатление, а последствия неправильного
воспитания на первый взгляд незаметны, что иногда вводит окружающих в заблуждение,
тем не менее, они оказывают деструктивное влияние на личностное формирование детей.
Эти
семьи
отнесены
к
категории
внутренне
неблагополучных
(со
скрытой
формой
неблагополучия) и разновидности таких семей довольно многообразны.
Отличительной особенностью семей с явной (внешней) формой неблагополучия
является
то,
что
формы
этого
типа
семей
имеют
ярко
выраженный
характер,
проявляющийся одновременно в нескольких сферах жизнедеятельности семьи (например,
на социальном и материальном уровне), или же исключительно на уровне межличностных
отношений, что приводит к неблагоприятному психологическому климату в семейной
группе. Обычно в семье с явной формой неблагополучия ребенок испытывает физическую
и эмоциональную отверженность со стороны родителей (недостаточная забота о нем,
неправильный уход и питание, различные формы семейного насилия, игнорирование его
душевного
мира
переживаний).
Вследствие
этих
неблагоприятных
внутрисемейных
факторов у ребенка появляются чувство неадекватности, стыд за себя и родителей перед
окружающими, страх и боль за свое настоящее и будущее.
Одним из самых мощных неблагополучных факторов, разрушающих не только
семью, но и душевное равновесие ребенка, является алкоголизм родителей. Оно может
отрицательно влиять не только в момент зачатья и во время беременности, но и на
протяжении всей жизни ребенка. Как отмечают психологи, взрослые в такой семье, забыв
о
родительских
обязанностях,
целиком
и
полностью
погружаются
в
«алкогольную
субкультуру», что сопровождается потерей общественных и нравственных ценностей и
ведет
к
социальной
и
духовной
деградации.
В
конечном
итоге
семьи
с
химической
зависимостью становятся социально и психологически неблагополучными. Жизнь детей в
подобной семейной атмосфере становится невыносимой, превращает их в социальных
сирот при живых родителях. Совместная жизнь с больным алкоголизмом приводит к
серьезным
психическим
нарушениям
у
других
членов
семьи,
комплекс
которых
обозначается специалистами таким термином, как созависимость.
Созависимость возникает в ответ на затянувшуюся стрессовую ситуацию в семье и
приводит к страданиям всех членов семейной группы. Особенно в этом плане уязвимыми
являются дети. Отсутствие необходимого жизненного опыта, неокрепшая психика - все
это
приводит
к
тому,
что
царящая
в
доме
дисгармония,
ссоры
и
скандалы,
непредсказуемость и отсутствие безопасности, а так же отчужденное поведение родителей
глубоко травмирует детскую душу, и последствия этого морально - психологического
травмирования
зачастую
накладывают
глубокий
отпечаток
на
всю
дальнейшую
жизнь. Дети переносят свои душевные раны и опыт во взрослую жизнь, часто становясь
химически зависимыми. И вновь появляются те же проблемы, что были в доме их пьющих
родителей.
Семья с алкоголезависимыми родителями опасна своим десоциализирующим
влиянием
не
только
на
собственных
детей,
но
и
распространением
разрушительное
воздействия на личностное становление детей из других семей. Как правило, вокруг таких
домов возникают целые компании соседских ребят, благодаря взрослым они приобщаются
к алкоголю и криминально - аморальной субкультуре, которая царит в среде пьющих
людей.
Среди явно неблагополучных семей большую группу составляют семьи с нарушением
детско - родительских отношений. В них влияние на детей проявляется не прямо через
образцы аморального поведения родителей, как это бывает в «алкогольных» семьях, а
косвенно,
вследствие
хронических
осложненных,
фактически
нездоровых
отношений
между
супругами,
которые
характеризуются
отсутствием
взаимопонимания
и
взаимоуважения,
нарастанием
эмоционального
отчуждения
и
преобладанием
конфликтного взаимодействия.
Естественно, конфликтной семья становится не сразу, а спустя некоторое время
после образования брачного союза. И в каждом отдельном случае есть свои причины,
породившие
семейную
атмосферу.
Конфликтные
семьи
более
«молчаливы»,
чем
бесконфликтные, в них супруги реже обмениваются информацией, избегают лишних
разговоров. В таких семьях практически никогда не говорят «мы», предпочитая говорить
только «я», что свидетельствует о психологической изолированности брачных партнеров,
их эмоциональной разобщенности. И, наконец, в проблемных, вечно ссорящихся семьях
общение друг с другом строится в режиме монолога, напоминая разговор глухих: каждый
говорит свое, самое важное, наболевшее, но никто его не слышит; в ответ звучит такой же
монолог.
Негативные
образы
детства
очень
вредны,
они
обуславливают
мышление,
чувства
и
поступки
уже
в
зрелом
возрасте.
Поэтому,
родители,
не
умеющие
найти
взаимопонимания друг с другом, обязаны всегда помнить о том, что даже при неудачном
браке в семейные конфликты не должны втягиваться дети. О проблемах ребенка следует
думать,
по
крайне
мере,
столько
же,
сколько
о
своих
собственных.
Своеобразным
индикатором
семейного
благополучия
или
неблагополучия
оказывается
поведение
ребенка. Корни неблагополучия в поведении детей разглядеть легко, если дети вырастают
в
семьях
явно
неблагополучных.
Гораздо
труднее
сделать
это
применительно
к
тем
«трудным» детям и подросткам, которые воспитывались в семьях вполне благополучных.
И только пристальное внимание к анализу семейной атмосферы, в которой проходила
жизнь ребенка, попавшего в «группу риска», позволяет выяснить, что благополучие было
относительным. Дети нередко испытывают острый дефицит родительской любви, ласки и
внимания из - за служебной или личной занятости супругов. Следствием такого семейного
воспитания детей довольно часто становится ярко выраженный эгоизм, заносчивость,
нетерпимость, трудности общения со сверстниками и взрослыми.
В
этом
плане
небезынтересна классификация
семейных союзов, предложенная
В.
В.
Юстицкисом, который выделяет семью «недоверчивую», «легкомысленную», «хитрую» -
этими
метафоричными
названиями
он
обозначает
определенные
формы
скрытого
семейного неблагополучия.
Недоверчивая» семья. Характерная черта - повышенная недоверчивость к
окружающим
(соседям,
знакомым,
товарищам
по
работе,
работникам
учреждений,
с
которыми представителям семьи приходится общаться). Члены семьи заведомо считают
всех недоброжелательными или просто равнодушными, а их намерения по отношению к
семье
враждебными.
Такая
позиция
родителей
формирует
и
у
самого
ребенка
недоверчиво-враждебное отношение к другим. У него развиваются подозрительность,
агрессивность, ему все труднее вступать в дружеские контакты со сверстниками. Поэтому
с ними нелегко установить душевный контакт и завоевать их доверие, так как они заранее
не верят в искренность и ждут подвоха.
«Легкомысленная» семья. Отличается беззаботным отношением к будущему,
стремлением
жить
одним
днем,
не
заботясь
о
том,
какие
последствия
сегодняшние
поступки
будут
иметь
завтра.
Члены
такой
семьи
тяготеют
к
сиюминутным
удовольствиям, планы на будущее, как правило, неопределенны. Если кто-то и выражает
неудовлетворенность настоящим и желание жить иначе, он не задумывается об этом
всерьез. Дети в таких семьях вырастают слабовольными, неорганизованными, их тянет к
примитивным
развлечениям.
Проступки
они
совершают
чаще
всего
по
причине
бездумного отношения к жизни, отсутствия твердых принципов и несформированности
волевых качеств.
В «хитрой» семье, прежде всего, ценят предприимчивость, удачливость и ловкость в
достижении жизненных целей. Главным считается умение добиваться успеха кратчайшим
путем, при минимальной затрате труда и времени. При этом члены такой семьи порой
легко переходят границы дозволенного. К таким качествам, как трудолюбие, терпение,
настойчивость, отношение в подобной семье скептическое, даже пренебрежительное. В
результате такого «воспитания» формируется установка: главное - не попадаться.
Рассмотрим дальше некоторые виды семей, относящихся к скрытым формам семейного
неблагополучия:
Семьи, ориентированные на успех ребенка. Возможная разновидность внутренне
неблагополучной семьи - кажущиеся совершенно нормальными типичные семьи, где
родители вроде бы уделяют детям достаточно внимания и придают им значение. Родители
внушают
детям
стремление
к
достижениям,
что
часто
сопровождается
чрезмерной
боязнью неудачи. Ребенок чувствует, что все его положительные связи с родителями
зависят от его успехов, боится, что его будут любить, лишь пока он все делает хорошо. Эта
установка даже не требует специальных формулировок: она так ясно выражается через
повседневные действия, что ребенок постоянно находится в состоянии повышенного
эмоционального напряжения только по причине ожидания вопроса о том, как обстоят его
школьные (спортивные, музыкальные и т.п.) дела. Он заранее уверен, что его ждут
«справедливые» упреки, назидания, а то и более серьезные наказания, если ему не удалось
добиться ожидаемых успехов.
Псевдовзаимные и псевдовраждебные семьи. В обоих случаях речь идет о семьях,
члены
которых
связаны
между
собой
бесконечно
повторяющимися
стереотипами
эмоциональных взаимореагирований и находятся в фиксированных позициях в отношении
друг к другу. Псевдовзаимные семьи поощряют выражение только теплых, любящих,
поддерживающих чувств, а враждебность, гнев, раздражение и другие негативные чувства
всячески
скрывают
и
подавляют.
В
псевдовраждебных
семьях,
наоборот,
принято
выражать лишь враждебные чувства, а нежные - отвергать. Подобная форма супружеского
взаимодействия может быть перенесена и в сферу детско-родительских отношений, что не
может
не
отразиться
на
формировании
личности
ребенка.
Он
не
столько
учится
чувствовать,
сколько
«играть
в
чувства»,
причем
ориентируясь
исключительно
на
положительную сторону их проявления, оставаясь при этом эмоционально холодным и
отчужденным.
Перечисленными формами не исчерпываются разновидности семейного
неблагополучия. При этом каждый из взрослых сознательно или неосознанно стремится
использовать детей в выгодной для себя функции. Дети, по мере взросления и осознания
семейной ситуации, начинают играть со взрослыми в игры, правила которых им были
навязаны. Какая бы ни была роль - положительная или отрицательная - она в равной
степени
негативно
сказывается
на
формировании
личности
ребенка,
что
не
замедлит
отразиться на его самоощущении и на взаимоотношениях с окружающими не только в
детском
возрасте,
но
и
во
взрослом
состоянии.
Кроме
того,
семейное
благополучие
явление относительное и может носить временный характер. Часто вполне благополучная
семья переходит в категорию либо явно, либо скрыто неблагополучных семей. Поэтому
необходимо постоянно проводить работу по профилактике семейного неблагополучии.
Семейное воспитание - это управляемая система взаимоотношений родителей с
детьми, и ведущая роль в ней принадлежит родителям. Именно им необходимо знать,
какие
формы
взаимоотношений
с
собственными
детьми
способствуют
гармоничному
развитию
детской
психики
и
личностных
качеств,
а
какие,
наоборот,
препятствуют
формированию
у
них нормального
поведения
и
в
большинстве
своем
ведут
к
трудновоспитуемости и деформации личности.
Неправильный выбор форм, методов и средств педагогического воздействия, как
правило,
ведет
к
возникновению
у
детей
нездоровых
представлений,
привычек
и
потребностей, которые ставят их в ненормальные отношения с обществом. Довольно
часто родители видят свою воспитательную задачу в том, чтобы добиться послушания.
Поэтому нередко даже не пытаются понять ребенка, а стремятся как можно больше
поучать, ругать, читать длинные нотации, забывая о том, что нотация - это не живая
беседа,
не
разговор
по
душам,
а
навязывание
«истин»,
которые
взрослым
кажутся
бесспорными, а ребенком зачастую не воспринимаются и не принимаются, потому что
просто не понимаются.
Исходя из результатов криминологических, психолого-педагогических и медико-
социальных
исследований,
выделяют
следующие
факторы
социального
риска,
отрицательно сказывающиеся на воспитательной функции семьи:
· социально-экономические факторы (низкий материальный уровень жизни семьи, плохие
жилищные условия);
·
медико-санитарные
факторы
(экологически
неблагоприятные
условия,
хронические
заболевания
родителей
и
отягощенная
наследственность,
вредные
производственные
условия
родителей
и
особенно
матери"
антисанитария
и
пренебрежение
санитарно-
гигиеническими нормами, неправильное репродуктивное поведение семьи и особенно
матери);
·
социально-демографические
факторы
(неполная
либо
многодетная
семья,
семьи
с
престарелыми родителями, семьи с повторными браками и сводными детьми);
·
социально-психологические
факторы
(семьи
с
деструктивными
эмоционально-
конфликтными
отношениями
супругов,
родителей
и
детей,
педагогической
несостоятельностью
родителей
и
их
низким
общеобразовательным
уровнем,
деформированными ценностными ориентациями);
· криминальные факторы (алкоголизм, наркомания, аморальный и паразитический образ
жизни родителей, семейные дебоши, проявления жестокости и садизма, наличие судимых
членов семьи, приверженных к субкультуре преступного мира).
Наличие того или иного фактора социального риска не означает обязательного
возникновения
социальных
отклонений
в
поведении
детей,
оно
лишь
указывает
на
большую степень вероятности этих отклонений. При этом одни факторы социального
риска проявляют свое негативное влияние довольно стабильно и постоянно, другие с
течением времени либо усиливают, либо ослабляют свое влияние.
Ошибки
семейной
педагогики
особенно
ярко
проявляются
в
системе
наказаний
и
поощрений, практикуемой в семье. В этих вопросах нужна особенная осторожность,
осмотрительность, чувство меры, подсказываемые родительской интуицией и любовью.
Как
чрезмерное
попустительство,
так
и
чрезмерная
жестокость
родителей
одинаково
опасны в воспитании ребенка.
Согласно Р.В. Овчаровой главной сферой деятельности социального педагога
является социум - сфера ближайшего окружения личности, человеческих отношений. При
этом
приоритетной
является
сфера
отношений
ребенка
в
семье
и
его
ближайшем
окружении.
Цель работы социального педагога - создание благоприятных условий для личностного
развития ребёнка (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального),
оказание ему комплексной социально-психологической помощи, а также защита ребёнка в
его
жизненном
пространстве.
Социальный
педагог
выступает
посредником
между
ребёнком и взрослым, ребёнком и его окружением, а также в роли наставника при
непосредственном общении с ребёнком или его окружением.
Деятельность социального педагога с семьей включает три основных составляющих
социально
-
педагогической помощи:
образовательную,
психологическую
и
посредническую.
Образовательная составляющая включает в себя два направления деятельности
социального педагога: помощь в обучении и воспитании.
Помощь в обучении направлена на предотвращение возникающих семейных проблем и
формирование педагогической культуры родителей.
Помощь в воспитании проводится социальным педагогом, в первую очередь, с родителями
- путем их консультирования, а так же с ребенком посредством создания специальных
воспитательных ситуаций для решения задачи своевременной помощи семье в целях ее
укрепления и наиболее полного использования ее воспитательного потенциала.
Психологическая составляющая социально - педагогической помощи включает в себя 2
компонента: социально - психологическую поддержку и коррекцию.
Поддержка направлена
на
создание
благоприятного
микроклимата
в
семье
в
период
кратковременного кризиса.
Коррекция межличностных отношений происходит, в основном, когда в семье
существует психическое насилие над ребенком, приводящее к нарушению его нервно -
психического
и
физического
состояния.
До
недавнего
времени
этому
явлению
не
уделялось
должного
внимания.
К
такому
виду
насилия
относится
запугивание,
оскорбление ребенка, унижение его чести и достоинства, нарушение доверия.
Посреднический компонент социально - педагогической помощи включает в себя три
составляющие: помощь в организации, координации и информирование.
Помощь в организации направлена на организацию семейного досуга, включающую
в
себя:
организацию
выставок
-
продаж
поношенных
вещей,
благотворительных
аукционов; клубов по интересам, организацию семейных праздников, конкурсов, курсов
по ведению домашнего хозяйства, «клубов знакомств», летнего отдыха и др.
Помощь в координации направлена на активизацию различных ведомств и служб по
совместному разрешению проблемы конкретной семьи и положения конкретного ребенка.
Помощь в информировании направлена на обеспечение семьи информацией по вопросам
социальной защиты. Она проводится в форме консультирования. Вопросы могут касаться
как
жилищного,
семейно-брачного,
трудового,
гражданского,
пенсионного
законодательства, прав детей, женщин, инвалидов, так и проблем, которые существуют
внутри семьи.
Одна из форм работы социального педагога с семьей - социальный
патронаж, представляющая
собой
посещение
семьи
на
дому
с
диагностическими,
контрольными, адаптационно - реабилитационными целями, позволяющая установить и
поддерживать длительные связи с семьей, своевременно выявляя ее проблемные ситуации,
оказывая незамедлительную помощь. Патронаж дает возможность наблюдать семью в ее
естественных
условиях.
Проведение
патронажа
требует
соблюдения ряда
этических
принципов:
принципа
самоопределения
семьи,
добровольности
принятия
помощи,
конфиденциальности, поэтому следует находить возможности информировать семью о
предстоящем визите и его целях.
Наряду с патронажем, занимающим важное место в деятельности социального
педагога, следует выделить консультационные беседы как одну из форм работы с семьей.
Консультирование, по определению, предназначено в основном для оказания помощи
практически
здоровым
людям,
испытывающим
затруднения
при
решении
жизненных
задач.
Социальный
педагог,
работая
с
семьей,
может
использовать
наиболее
распространенные приемы
консультирования:
эмоциональное
заражение,
внушение,
убеждение, художественные аналогии, мини - тренинги и пр.
Наряду
с
индивидуальными
консультативными
беседами,
могут
применяться групповые методы работы с семьей (семьями) - тренинги.
Еще одна форма работы социального педагога с семьей - социально - педагогический
мониторинг семьи - это научно обоснованная система периодического сбора, обобщения и
анализа социально - педагогической информации о процессах, протекающих в семье, и
принятие на этой основе стратегических и тактических решений. Основные принципы
мониторинга:
полнота,
достоверность,
системность
информации;
оперативность
получения
сведений.
Важную
роль
в
осуществлении
социально
-
педагогического
мониторинга играет умение социального педагога систематизировать сбор информации и
полученные результаты.
Для оказания своевременной помощи социализации ребенка используется следующий
алгоритм:
1 этап: изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений
семей за помощью
2 этап: первичное обследование жилищных условий неблагополучной семьи
3 этап: знакомство с членами семьи и ее окружением, беседа с детьми, оценка их условий
жизни
4 этап: знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь семье, изучение их
действий, вывод
5 этап: изучение причин неблагополучия в семье, ее особенностей, ее целей, ценностных
ориентаций
6 этап: изучение личностных особенностей членов семьи
7 этап: составление карты семьи
8
этап:
координационная
деятельность
со
всеми
заинтересованными
организациями
(образовательные, дошкольные учреждения, Центр социальной реабилитации детей и
подростков,
Центр
защиты
семьи,
приюты,
детские
дома,
инспекция
по
делам
несовершеннолетних, комиссия и т.д.)
9 этап: составление программы работы с неблагополучной семьей
10 этап: текущие и контрольные посещения семьи
11 этап: выводы о результатах работы с неблагополучной семьей
Проанализировав современное состояние проблемы неблагополучия, можно
констатировать, что данная проблема очень актуальна, число таких семей стремительно
увеличивается, появляются новые виды неблагополучных семей в современном обществе.
Проводя анализ современного состояния проблемы неблагополучия в семье, обобщая
научную
литературу
по
проблеме
влияния
неблагополучной
семьи
на
процесс
социализации
ребенка,
изучая
особенности
социализации
детей
из
неблагополучных
семей,
можно
прийти
к
выводу,
что
решение
проблемы
социализации
ребенка
из
неблагополучной семьи возможно при условии осуществления комплекса мероприятий,
нацеленных на:
Раннее выявление и постановки на учет ребенка из неблагополучной семьи;
Определение причин неблагополучия семьи;
Осуществление информационной помощи семье;
Организацию профилактики нарушений воспитания в семье «группы риска»;
Использование различных методов и методик
Для
решения
проблемы
успешной
социализации
ребенка
из
неблагополучной
семьи,
нужно планировать разработку программы «Социально-педагогической помощи детям из
неблагополучных
семей»
с
учетом
того,
что
в
основе
возникновения
социального
неблагополучия лежит нарушение взаимодействия в системе «семья - ребенок».
Целью программы должно стать создание условий для успешной социализации
ребенка из неблагополучной семьи, реализация через систему задач, таких как раннее
выявление неблагополучных семей, осуществление информационной и посреднической
помощи
семье
«группы
риска»,
оказание
помощи
направленной
на
успешную
социализацию ребенка из неблагополучной семьи, снижение количества неблагополучных
семей.
Работая по данной программе, можно надеяться, что в ходе ее реализации
улучшится успеваемость и снизится число прогулов у детей «группы риска», состоящих
на
внутришкольном
учете,
а
также
в
ходе
работы
с
родителями
часть
их
проявит
заинтересованность
в
школьной
и
общественной
жизни
своих
детей.
Итоговым
результатом явится снижение показателей социального неблагополучия в части семей, а
также повышение родительского интереса к взаимодействию с педагогами и совместной
работе над устранением внутрисемейных проблем.