Автор: Зыкина Снежана Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Город детства"
Населённый пункт: город Лянтор, Тюменская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Сценарий мероприятия с родителями "Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через применение здоровьесберегающих технологий"
Раздел: дошкольное образование
Сценарий мероприятия с родителями
Выполнила: Зыкина Снежана Анатольевна,
воспитатель МБДОУ д/с
«Город детства»
г.Лянтор, Сургутского района
Пояснительная записка
В
качестве
авторского
практического
материала
мною
представлен
конспект
родительского
собрания.
Работая
по
теме
самообразования
«Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через
применение здоровьесберегающих технологий», большое значение придаю
совместной работе с родителями воспитанников в данном направлении. В
дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит
его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка,
а
так
же
необходимые
навыки
и
привычки,
приобретаются
базовые
физические
качества,
вырабатываются
черты
характера,
без
которых
невозможен
здоровый
образ
жизни. Решающая
роль
по
формированию
личностного
потенциала
и
пропаганде
здорового
образа
жизни,
а
также
одним
из
условий,
от
которых
зависит
направленность
формирования
личности ребенка, а также его здоровье, является семья. То, что прививают
ребенку
с
детства,
в
сфере
нравственных,
этических
и
других
начал,
определяет все его дальнейшее поведение в жизни, отношение к себе, своему
здоровью
и
здоровью
окружающих.
«Родители
являются
первыми
педагогами. Они обязаны заложить основы физического и интеллектуального
развития
личности
ребёнка
в
младенческом
возрасте»,
отмечено
в
Федеральном законе от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
Т е м а : «Формирование
основ
здорового
образа
жизни
у
детей
дошкольного возраста через применение здоровьесберегающих технологий».
Цель: Приобщение родителей к воспитанию у детей основ здорового
образа жизни через применение здоровьесберегающих технологий.
Задачи: Расширить
знания
родителей
о
формировании
основ
здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через применение
здоровьесберегающих технологий. Актуализировать данную проблему через
участие в родителей в семинаре-практикуме. Развивать социально-практико-
ориентированное сотрудничество, партнерство и сотворчество в совместной
деятельности воспитателей и родителей обучающихся.
Форма проведения: семинар-практикум.
Участники: воспитатели группы, родители (законные представители)
обучающихся.
А п п а р а т н о е
о б е с п е ч е н и е : Мультимедийное
оборудование,
магнитофон.
Программное
обеспечение: Microsoft
Office
Power
Point2007,
аудиозапись музыкального сопровождения.
Использование
технологий: Использование
презентации
(Microsoft
Office Power Point 2007).
Предварительная работа.
1.
Оформление
стенда
«Мы
хотим
быть
здоровыми»
(фотографии
детей
занимающихся физической культурой, играющих в подвижные игры и т. д.).
2.
Оформление
спортивного
уголка
(подобраны
спортивные
игрушки,
атрибуты), который можно организовать и дома.
3 . Оформление выставки для родителей (литература по теме родительского
собрания, консультации, памятки, буклеты).
I часть - теоретическая
1. Вступительное слово.
В начале нашего разговора хотелось бы немного порассуждать. Давайте
ответим на один очень простой вопрос: «Кто такой здоровый человек?»
(Ответы родителей) .
Современное
состояние
общества,
высочайшие
темпы
его
развития
предъявляют
всё
новые,
более
высокие
требования
к
человеку
и
его
здоровью. Как выглядит здоровый ребенок? Активный, веселый, с хорошим
настроением. У него прекрасный аппетит и крепкий сон. Он не хлюпает
носом, не дышит открытым ртом, не жалуется на недомогания, головную
боль, или боли в животе, у него нет хронических заболеваний, постоянных
простуд. Много ли таких здоровых детей? Нет. Актуальность темы здорового
образа
жизни
подтверждают
и
статистические
данные:
физиологически
зрелыми рождаются не более 14% детей.
Древняя
восточная
мудрость
гласит:
«Человек
в
молодости
тратит
здоровье на то, чтобы заработать деньги, а в старости тратит деньги на то,
чтобы выкупить здоровье. Но никому это пока не удавалось».
Внимание к вопросам здоровья в последние годы заметно возросло.
Педагогическая общественность осознает, что и воспитатель может сделать
для здоровья дошкольника много полезного, но не без участия родителей.
Усилия работников дошкольных учреждений сегодня как никогда направлены
на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа
жизни.
Не
случайно
именно
эти
задачи
являются
приоритетными
в
программе
модернизации
российского
образования.
Одним
из
средств
решения обозначенных задач становятся применение здоровьесберегающих
технологий, без которых немыслим педагогический процесс современного
детского сада.
Так что же взрослые могут сделать, для того чтобы приобщить детей к
здоровому образу жизни? Это мы с вами постараемся выяснить во время
нашей встречи.
Сейчас
Вашему
вниманию
будет
представлена
презентация
«Здоровьесберегающие технологии, применяемые в нашей группе».
2. Презентация «Здоровьесберегающие технологии, применяемые в
нашей группе».
Существуют
разнообразные
формы
и
виды
деятельно сти,
направленные
на
сохранение
и
укрепление
здоровья
воспитанников.
Их
комплекс получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие
технологии».
Главное
назначение
таких
новых
технологий
-
объединить
педагогов, психологов, медиков, родителей и самое главное - самих детей на
сохранение,
укрепление
и
развитие
здоровья.
Так
что
же
такое
«здоровьесберегающая технология»?
Здоровьесберегающая
технология
-
это
целостная
система
воспитательно-оздоровительных,
коррекционных
и
профилактических
мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и
педагога, ребёнка и родителей, ребёнка и доктора.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий- обеспечить
дошкольнику
возможность
сохранения
здоровья,
сформировать
у
него
необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить
и с п о л ь з о в а т ь
п о л у ч е н н ы е
з н а н и я
в
п о в с е д н е в н о й
ж и з н и .
Здоровьесберегающие педагогические технологии применяются в различных
видах деятельности и представлены как:
технологии сохранения и стимулирования здоровья;
технологии обучения здоровому образу жизни;
коррекционные технологии.
В
н а ш е й
г р у п п е
с о з д а н ы
п е д а г о г и ч е с к и е
у с л о в и я
здоровьесберегающего процесса воспитания и развития детей, основными из
которых являются: организация разных видов деятельности детей в игровой
форме;
построение
образовательного
процесса
в
виде
модели
культуры;
организация культурного творчества дошкольников; оснащение деятельности
детей
оборудованием,
игрушками,
играми,
игровыми
упражнениями
и
пособиями. Вся эта работа осуществляется комплексно, в течение всего дня и
с
участием
медицинских
и
педагогических
работников:
воспитателя,
музыкального
руководителя,
педагога-психолога,
учителя-дефектолога.
Являясь участником этого общего процесса, мы уделяем особое внимание
обучению
дошкольников
навыкам
здорового
образа
жизни,
применяя
на
практике
внедрение
различных
методов
и
приемов
для
создания
среды
здоровьесберегающего процесса в своей возрастной группе.
1.Технологии сохранения и стимулирования здоровья:
Ритмопластика: проводится 1 раз в неделю. Во время занятий у детей
развивается музыкальный слух, чувство ритма, гибкость и пластичность,
формируется правильная осанка. Обращается внимание на художественную
ценность, величину физической нагрузки и её соразмерность возрастным
показателям ребёнка.
Динамические
паузы:
проводятся
во
время
занятий,
2-5
мин.,
по
мере
утомляемости
детей.
Во
время
их
проведения
включаются
элементы
гимнастики
для
глаз,
дыхательной,
пальчиковой
гимнастики
и
других
в
зависимости от вида занятия.
Подвижные
и
спортивные
игры:
проводятся
ежедневно
как
часть
физкультурного
занятия,
на
прогулке,
в
групповой
комнате
-
малой,
со
средней
степенью
подвижности.
Игры
подбираются
в
соответствии
с
возрастом ребёнка, местом и временем её проведения.
Релаксация. Задача
состоит
в
том,
чтобы
научить
детей
ощущать
свои
эмоции, управлять своим поведением, слышать своё тело. С этой целью в
своей
работе
мы
используем
специально
подобранные
упражнения
на
расслабление определенных частей тела и всего организма. Проводятся в
любом
подходящем
помещении.
Используется
для
работы
спокойная
классическая музыка (Чайковский, Рахманинов), звуки природы. Выполнение
таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они
быстро обучаются этому непростому умению расслабляться.
Пальчиковая гимнастика:
проводится индивидуально, либо с подгруппой
детей
ежедневно.
Тренирует
мелкую
моторику,
стимулирует
речь,
пространственное
мышление,
внимание,
кровообращение,
воображение,
быстроту реакции. Полезна всем детям, особенно с речевыми проблемами.
Проводится в любой удобный отрезок времени.
Гимнастика для глаз: проводится ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное
времяв зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, способствует
снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения. Во время её
проведения используется наглядный материал, показ педагога.
Дыхательная гимнастика: проводится в различных формах физкультурно -
оздоровительной работы. У детей активизируется кислородный обмен во всех
тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы
в целом.
Бодрящая гимнастика: проводится ежедневно после дневного сна 5-10 мин.
В её комплекс входят упражнения на кроватках на пробуждение, упражнения
на
коррекцию
плоскостопия,
воспитания
правильной
осанки,
обширное
умывание.
Технологии обучения здоровому образу жизни:
Утренняя
гимнастика:
проводится
ежедневно
6-8
мин.
с
музыкальным
сопровождением. Музыка сопровождает каждое упражнение. У детей при
этом формируются ритмические умения и навыки.
Физкультурные
занятия:
проводятся
3
раза
в
неделю
по
30
мин.
в
соответствии
программой,
по
которой
работает
ДОО
(традиционные,
сюжетно- игровые, интегрированные оздоровительные). Они направлены на
обучение
двигательным
умениям
и
навыкам.
Регулярные
занятия
физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета.
А
присутствие
музыки
на
занятиях
способствует
улучшению
психологического и физиологического состояния организма ребёнка.
Серия
игровых
занятий
«Азбука
здоровья». Занятия
проводятся
1
раз
в
неделю.
Нами
разработана
система
валеологического
воспитания
дошкольников
и
формирования
представлений
детей
о
здоровом
образе
жизни. Внедрение разработанных занятий с применением нетрадиционных
методов
и
приёмов
позволило
повысить
интерес
ребёнка
к
получению
валеологических
знаний,
увлечь
игровым
сюжетом
и
необычным
содержанием. У детей легко формируется понятие о том, что каждый человек
должен сам заботиться о себе и своём здоровье. Расширяется представление о
том, как нужно заботиться о сохранении здоровья.
Самомассаж. Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребёнком. Он
улучшает
кровообращение,
помогает
нормализовать
работу
внутренних
органов,
улучшить
осанку.
Он
способствует
не
только
физическому
укреплению
человека,
но
и
оздоровлению
его
психики.
Самомассаж
проводится в игровой форме ежедневно в виде пятиминутного занятия или в
виде динамической паузы на занятиях.
Активный
отдых
(физкультурный
досуг,
физкультурный
праздник,
музыкальный досуг, «День здоровья»). При проведении досугов, праздников
все
дети
приобщаются
к
непосредственному
участию
в
различных
состязаниях, соревнованиях, с увлечением выполняют двигательные задания,
при этом дети ведут себя более раскованно, чем на физкультурном занятии, и
это позволяет им двигаться без особого напряжения. При этом используются
те двигательные навыки и умения, которыми они уже прочно овладели,
поэтому
у
детей
проявляется
своеобразный
артистизм,
эстетичность
в
движениях. Физкультурные праздники и досуги обязательно сопровождаются
музыкой.
Коррекционные технологии:
Артикуляционная
гимнастика
- э т о упражнения
для
тренировки
органов
артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного
звукопроизношения,
помогают
быстрее
«поставить»
правильное
звукопроизношение,
преодолеть
уже
сложившие ся
нарушения
звукопроизношения.
Занятия
по
профилактике
и
коррекции
речевых
нарушений с детьми проводит логопед.
Технология
музыкального
воздействия.
Музыка
используется
в
качестве
вспомогательного
средства
как
часть
других
технологий,
для
снятия
напряжения,
повышения
эмоционального
настроя.
Широко
используется
музыка
для
сопровождения
учебной
деятельности
дошкольников
(на
занятиях
по
изодеятельности,
конструированию,
ознакомлению
с
окружающим миром и т.д.). Также музыку используем перед сном, чтобы
помочь с трудом засыпающим детям успокоиться и расслабиться.
Сказкотерапия:
используется
для
психотерапевтической
и
развивающей
работы.
Сказку
может
рассказывать
взрослый,
либо
это
может
быть
групповое
рассказывание.
Сказки
не
только
читаем,
но
и
обсуждаем
с
детьми.
Дети
очень
любят
«олицетворять»
их,
обыгрывать.
Для
этого
используем
кукольный
театр,
ролевые
игры,
в
которых
дети
перевоплощаются в разных сказочных героев. Дети также сами сочиняют
сказки, ведь придуманная сказка ребёнком, открывающая суть проблемы-
основа сказкотерапии. Через сказку можно узнать о таких переживаниях
детей, которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их
со взрослыми.
Таким
образом,
каждая
из
рассмотренных
технологий
имеет
оздоровительную
направленность,
а
используемая
в
комплексе
здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребёнка привычку к
здоровому образу жизни.
А сейчас, мы с вами немного поиграем. Я проведу с вами несколько
игр, а вы
постарайтесь
определить, что это за здоровьесберегающая
технология.
II часть - практическая.
Педагог
предлагает
встать
родителям
в
круг
и
сделать
следующее
упражнение.
Логоритмическое упражнение «Грибы».
Все зверушки на опушке
Родители идут в хороводе
Ищут грузди и волнушки.
Белочки скакали,
Скачут вприсядку, срывают
Рыжики срывали. воображаемые грибы
Лисичка бежала,
Бегут, собирают
Лисички собирала. воображаемые грибы
Скакали зайчатки,
Скачут стоя, «срывают» грибы.
Искали опятки.
Медведь проходил,
Идут вразвалку, в конце строки
Ногой мухомор раздавил.
правой топают воображаемые грибы
Педагог: К какой технологии можно отнести данное упражнение?
Ответы родителей.
Педагог предлагает родителям сделать следующее упражнение.
Пальчиковая гимнастика «Ботинки».
Всюду, всюду мы вдвоем
Средний и указательный пальчики
Мы гуляем по лугам, «шагают» по столу.
По зеленым берегам, загибаем по одному пальчику,
Вниз по лестнице сбегали, начиная с большого.
Вдоль по улице шагали,
После лезем под кровать,
Будем там тихонько спать. Укладывают ладони на стол.
Педагог: К какой технологии можно отнести это упражнение?
Ответы родителей.
Педагог предлагает родителям сделать следующее упражнение.
Гимнастика для глаз.
Раз -налево, два - направо,
Три -наверх, четыре - вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд направим ближе, дальше,
Тренируя мышцу глаз.
Видеть скоро будем лучше,
Убедитесь вы сейчас!
А теперь нажмем немного
Точки возле своих глаз.
Сил дадим им много-много,
Чтоб усилить в тыщу раз!
Педагог: К какой технологии можно отнести данное упражнение?
Ответы родителей.
Педагог предлагает родителям сделать следующее упражнение.
Дыхательное упражнение «Подуем на плечо».
Взрослые стоят, руки опущены, ноги слегка расставлены. Повернуть голову
налево, сделать губы трубочкой – подуть на плечо. Голова прямо – вдох.
Голову
вправо
–
выдох
(губы
трубочкой).
Голова
прямо
–
вдох
носом.
Опустить голову, подбородком касаясь груди, - вновь сделать спокойный,
слегка углублённый выдох. Голова прямо – вдох носом. Поднять лицо кверху
и снова подуть через губы, сложенные трубочкой. Повторить 2-3 раза:
Подуем на плечо
Подуем на другое.
Нас солнце горячо
Пекло дневной порой.
Подуем на живот,
Как трубка станет рот.
Ну а теперь на облака
И остановимся пока.
Потом повторим всё опять:
Раз, два и три, четыре, пять
( Е. Антоновой-Чалой ).
Педагог: К какой технологии можно отнести данное упражнение?
Ответы родителей.
Педагог
раздает
родителям
массажные
мячики,
предлагает
сделать
следующее упражнение.
Самомассаж.
Я мячом круги катаю,
Назад -вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч
прижму,
И другой рукой начну.
Педагог: К какой технологии можно отнести данное упражнение?
Ответы родителей.
Педагог предлагает родителям в сделать следующие упражнения.
Артикуляционная гимнастика.
1. «Заборчик»- широко улыбнуться, показать сжатые зубы (верхние зубы
стоят ровно на нижних). Удерживать такое положение 5-7 с. Повторить 4-5 р.
2. «Слоник» - вытянуть губы вперед трубочкой (зубы сжаты). Удерживать так
5-7 с.
3.
«Непослушный
язычок»
-
широкий
плоский
кончик
языка
пошлепать
губами, произнося «пя-пя-пя…».
4. «Блинчик на тарелочке» -широкий плоский кончик языка положить на
нижнюю губу, сказав один раз «пя» («испекли блинчик и положили его
остывать
на
тарелочку»).
Язык
не
должен
двигаться.
Рот
чуть-чуть
приоткрыт. Удерживать такое положение 3-10 с.
Педагог: К какой технологии можно отнести данное упражнение?
Ответы родителей.
Педагог:
Ну,
и
наконец,
последнее
упражнение.
Я
думаю,
вы
без
труда
определите,
к
какой
технологии
оно
относится.
Поудобней
сядьте
на
стульчики или же можно прилечь на коврик.
Включение аудиозаписи шума морской волны.
Релаксация. Упражнение «Море вечернее».
Мы с вами на море. Морская волна
Нам на ноги плещет. В небе – луна.
Сомкнули мы глазки-
Лежим, отдыхаем,
Как в море купались мы днём
вспоминаем.
Как брызги летели,
Как все мы ныряли,
Ракушки красивые в море искали.
И пенились волны.
Как нам хорошо!
Мы не заметили – солнце зашло.
А мы не спешили домой всё равно.
И нам интересно с тобою по-
прежнему.
Мы любим тебя, море вечернее!
Педагог: К какой технологии можно отнести данное упражнение?
Ответы родителей.
Педагог:
Молодцы!
Вы
правильно
определили
к
каким
технологиям
относятся
все
упражнения,
которые
мы
с
вами
проделали.
Все
эти
упражнения вы можете делать совместно с детьми и дома. Комплексы всех
упражнений вы найдете в наших буклетах.
III часть. Подведение итогов мероприятия. Рефлексия. Форма обратной
связи.
Педагог. Сегодня мы с Вами затронули очень важную и актуальную
тему. Вы узнали, что такое здоровьесберегающие технологии, как мы их
применяем
в
детском
саду,
и
какие
технологии
можно
применить
дома
совместно
с
детьми.
Мы
с
вами
попробовали
выполнить
некоторые
упражнения, которые направлены на сбережение и укрепление здоровья.
Поэтому, предлагаю и дальше сотрудничать по формированию у наших детей
основ
здорового
образа
жизни
через
применение
здоровьесберегающих
технологий. А теперь, просим Вас оценить продуктивность нашей встречи,
согласно предлагаемым условным обозначениям, размещенным на обратной
стороне
карточки
«экспресс-опроса». Если
Вы
полностью
удовлетворены
содержанием
собрания
и
узнали
что-то
полезное
для
себя,
то
вставьте
зеленый
круг в кармашек карточки «экспресс-опроса», если частично –
желтый, а если не удовлетворены – красный.
Благодарим Вас за активное
участие и проявленную объективность.
Родители оценивают мероприятие.
Воспитатель: Мы еще раз благодарим Вас за сотрудничество и надеемся, что
вместе у нас все получится. До новых встреч! Спасибо за совместную работу.