Напоминание

Проект "Репка" .


Автор: Вторникова Анна Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад №138
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: Проект для детей раннего возраста
Тема: Проект "Репка" .
Раздел: дошкольное образование





Назад




Проект «Репка»

для детей раннего возраста.

Автор проекта: воспитатель группы №2 с 2 до 3 лет (второй группы

раннего возраста) Вторникова Анна Николаевна.

Тип проекта: информационно-игровой, творческий, краткосрочный.

Сроки реализации: 11 –15 ноября 2019 г.

Участники:

1.Воспитатели группы №2 с 2 до 3 лет (второй группы раннего возраста)

2.Дети группы №2 с 2 до 3 лет (второй группы раннего возраста).

3.Родители обучающихся.

Актуальность для родителей: общаясь с маленькими детьми и занимаясь

их воспитанием, мы получаем уникальную возможность вернуться в свое

собственное детство, окунуться в радостные воспоминания. Сказка является

наиболее доступным материалом для развития психической деятельности

детей (речи, мышления, памяти, внимания, восприятия).

Актуальность для детей: познакомив детей с волшебным миром сказок, мы,

несомненно, прививаем им любовь к слову и интерес к сказкам. Сказки для

детей несут в себе кроме чисто развлекательного характера, еще и

познавательный, исследовательский и творческие элементы, ведь они

развивают слух и произношение, формируют понятия «добро» и «зло»,

способствуют развитию памяти и обогащают словарный запас.

Мир сказки чудесен: он увлекателен и неповторим. Восприятие текста

произведения становится более действенным, если его и прочитали, и

рассмотрели иллюстрации, а также, если в сказку поиграли.

Цель проекта: Приобщение детей к богатствам русской художественной

литературы через знакомство со сказкой «Репка».

Цель для детей: создание условий для развития устойчивого интереса к

сказке, развитие познавательной активности.

Задачи:

Создавать необходимые условия для знакомства с миром сказок.

Расширять кругозор, словарный запас, знания о нормах и правилах

поведения и безопасности.

Формировать умение понимать содержание сказки, уметь

эмоционально реагировать на сказочные ситуации, правильно

оценивать действия и поступки героев.

Развивать образное мышление, творческие способности.

Способствовать развитию умения воспроизводить и эмоционально

передавать знакомые сюжеты.

Воспитывать умение внимательно слушать сказку, отвечать на вопросы

по содержанию; создавать условия для бережного отношения к книгам.

1

Воспитывать любовь к чтению книг и желанию неоднократно

воспроизводить их содержание в разных видах деятельности.

Закладывать основы нравственности, учить оценивать свои поступки и

поступки окружающих.

Цель для родителей: создание условий для положительного взаимодействия

взрослых и детей, развитие взаимопонимания, творческого сотрудничества.

Задачи:

Приобщать современных родителей к чтению сказок детям.

Расширять понимания нравственного смысла сказки «Репка».

Обогащать знания родителей о способах взаимодействия с детьми и

ГБДОУ.

Предполагаемый результат проекта:

Родители творчески подходят к вопросам воспитания детей.

У детей формируется интерес к сказкам, они бережно относятся к

книгам.

Проблемная ситуация:

Получение письма с просьбой о помощи от Дедушки.

Этапы проекта:

Подготовительный этап:

Подобрать

разнообразные

книги,

иллюстрации

по

темам

«Русские

народные сказки»;

Познакомить

детей

с

уголком

театрализованной

деятельности

и

книжным уголком;

Ввести игровую (сюжетную) ситуацию: дети группы получают письмо

от Дедушки с просьбой о помощи;

Заинтересовать

родителей

созданием

благоприятных

условий

для

реализации проекта, активизировать их творческую инициативу.

Основной этап:

«Социально – коммуникативное развитие»

1. Сюжетно-ролевая игра «Приходите в гости к нам».

Задачи.

Развитие

эмоциональной

отзывчивости,

доброжелательное

отношение к окружающим, воспитание гостеприимства.

2.Беседы «Почему нельзя употреблять в еду немытые овощи?», «Любое дело

нужно делать вместе».

Задачи.

Формировать

умение

слушать

взрослого;

расширять

кругозор,

словарный запас, знания о нормах и правилах поведения и безопасности;

закреплять представления детей об овощах и правилах по их употребления;

воспитывать в детях отзывчивость и желание помочь.

3.Пальчиковые игры: «Сорока-сорока», «Капуста».

2

Задачи.

Развивать

мелкую

моторику

пальцев

рук;

создать

положительно

-эмоциональный фон; поднять настроение.

4. Рассматривание иллюстраций к сказке «Репка».

Задачи: Внимательно рассматривать иллюстрацию художника, соотносить

события, рассказанные в сказке и изображение художника, замечать детали;

Активизировать в речи слова, обозначающие действия животных, подражать

их голосам.

«Познавательное развитие»

1. Настольно – печатные игры: «Что растет на грядке», «Собери пазлы».

Задачи. Активизировать словарный запас ребёнка; расширять запас имён

существительных

в

активном

словаре

детей;

закреплять

обобщающие

понятия; воспитывать усидчивость.

2.Дидактические

игры:

«Очистим

репку

от

ботвы»,

«Что

можно

приготовить из репы?», «Что в корзине лежит?», «Составь из половинок»,

«Разложи героев по сказкам», « Один - много»

Задачи.

Учить

различать

овощи

по

цвету,

форме,

величине,

развивать

мышление, моторику, зрительное и слуховое сосредоточение; воспитывать

внимательность во время игры.

3.Сюжетно-отобразительная игра: «Сварим куклам кашу из репы».

Задачи. Создавать условия для сюжетно-отобразительной игры, развивать

умение

выполнять

действия

в

соответствии

с

ролью;

воспитывать

доброжелательные отношения друг к другу.

4.Беседы: «Полезные овощи», «Овощи на грядке», «Домашние животные».

Задачи.

Формировать

умение

слушать

взрослого;

расширять

кругозор,

словарный запас; закреплять представления детей об овощах и домашних

животных.

«Речевое развитие»

1. Развитие речи.

Пересказ русской народной сказки «Репка».

Задачи. Продолжать знакомить детей с русской народной сказкой «Репка».

Формировать умение совместно с взрослыми составлять короткий рассказ.

«Расскажи об овощах», «Чудо - овощи» (муляжи)

Задачи.

Побуждать

детей

вместе

с

воспитателем

составлять

рассказ

по

набору предметов из двух – трёх простых предложений; развивать зрительное

восприятие,

наблюдательность,

способность

объединять

с

помощью

воспитателя все ответы в короткий повествовательный рассказ; воспитывать

трудолюбие и творческую активность на занятии.

2. Приобщение к художественной литературе.

Драматизация русской народной сказки «Репка».

Задачи.

Формировать

у

детей

понятие

литературного

жанра

сказка.

Побуждать

детей

выделять

главных

героев

русских

народных

сказок.

Развивать

нравственные

качества,

понимать

смысл

содержания

сказки

в

доступной для детей форме.

Воспитывать любовь к устному народному творчеству.

3

«Художественно – эстетическое развитие»

1. Рисование «Репка с листочками».

Задачи. Учить детей рисовать листья к готовой репке;

закреплять навык

держания кисти; продолжать учить проводить вертикальные линии сверху

вниз; воспитывать аккуратность, самостоятельность.

2. Лепка «Репка».

Задачи. Учить детей лепить репку: создавать основную форму способом

раскатывания шара круговыми движениями ладоней; прикреплять листья из

картона к основной форме.

Формировать способы зрительного и тактильного обследования знакомых

предметов.

Развивать

чувство

формы.

Воспитывать

у

детей

интерес

к

созданию образов по мотивам знакомых сказок.

3. Конструктивно-модельная деятельность «Грядки для овощей».

Задачи.

Учить

приставлять

кирпичики

друг

другу

широкими

гранями;

закреплять

понятия

«много

один»;

побуждать

обыгрывать

постройку;

воспитывать трудолюбие.

«Физическое развитие»

1. Подвижная игра «Репка – репонька».

Задачи. Учить детей ходить по кругу, развивать двигательную активность,

выполнять движения в соответствии с текстом, воспитывать интерес к игре.

(Дети идут по кругу, взявшись за руки, говорят слова:

Репка-репонька,

Расти, расти крепенька.

Ни мала, ни велика, (опускают руки вниз, поднимают вверх)

До мышиного хвоста. (разводят руки в стороны)

Да! Да! Да! (Дети хлопают в ладоши, а репка – пляшет.)

2. Пальчиковая гимнастика «Как мы репку посадили».

Задачи.

Развивать

мелкую

моторику

пальцев

рук;

создать

положительно

-эмоциональный фон; поднять настроение.

(Выглянуло солнышко.

Солнышко, свети — свети!

Зернышко, расти — расти!

Появляются листочки,

Распускаются цветочки.)

3.Физминутки «Репка», «Посадили репку в огороде».

Задачи.

Восстанавливают

работоспособность

детей;

улучшение

общего

состояния; переключить внимание с одной деятельности на другую; снятие

напряжения с мышц, вызванное неподвижным состоянием; развитие речи,

памяти; развивают координацию.

(«Репка»

Вот мы репку посадили ( наклониться)

И водой её полили ( имитация движения)

4

А теперь её потянем ( имитация движения)

И из репы кашу сварим ( имитация движения)

И будем от репки здоровые и крепкие ( показать силу)

«Посадили репку в огороде»

Мы шагаем друг за другом

Лесом и зеленым лугом. (ходьба)

Перед нами огород. (руки вытянуть вперед)

Дед на помощь нас зовет. (махи руками)

Вот мы репку посадили (наклониться)

И водой её полили. (имитация движения)

Выросла репка хороша и крепка. (развести руки в стороны)

А теперь её потянем (имитация движения)

И из репы кашу сварим. (имитация движения)

И будем от репки здоровые и крепкие. (показать силу)

Быстро справиться сумели,

И на место тихо сели.)

4. Утренняя гимнастика «В огороде репка».

Задачи.

Укреплять

здоровье

детей;

формировать

у

детей

потребность

в

разных

видах

двигательной

активности;

закаливать

организм;

учить

выполнять движения и действия по подражанию действиям взрослого; учить

детей выполнять действия по образцу и речевой инструкции.

(В огород мы пойдем, (дети идут по кругу и изображают,

Овощей наберем. как будут набирать овощи)

В огороде нашем

Нет нашей репки краше! (поглаживают руками лицо)

Круглый бок, (наклоны в стороны)

Желтый бок, (наклоны в стороны)

Сидит на грядке колобок. (дети приседают)

Врос он в землю крепко.

Потянем его, детки! (наклоны вперед)

Тянем – потянем…

Вот и вытащили репку! (руки поднимают вверх)

А она сочна, кругла, большая, (руки в стороны)

Одним словом удалась –

Желтым солнышком зажглась! (дети закрывают глаза, жмурятся ; руки

поднимают вверх)

Взаимодействие с родителями:

Консультация для родителей «Роль сказки в развитии ребенка»

Консультация для родителей «Что и как читать детям?»

Обогащение развивающей среды (настольный театр).

Создание альбома рисунков «Вот какая репка!»

5

Заключительный этап

Настольный театр «Мои любимые герои сказок»

Игра – инсценировка по сказке «Репка».

Подведение итогов реализации проекта.

Выводы:

Для реализации проекта мы создали условия по формированию устойчивого

интереса детей к сказке, по развитию их познавательной активности, а также

условия для положительного взаимодействия взрослых и детей, творческого

сотрудничества

и

взаимопонимания.

В

процессе

реализации

проекта

мы

достигли

следующих

результатов:

вовлекли

детей

и

взрослых

в

увлекательный метод проектирования; приобщили современных родителей к

чтению сказок детям и расширили их представления о нравственном смысле

сказки «Репка»;

обогатили знания родителей о способах взаимодействия с детьми и ГБДОУ,

привлекли к активному участию в совместной деятельности, активизировали

творческий потенциал родителей.

Дети и родители создали альбом совместных рисунков «Вот такая репка».

Участники проекта получили огромное количество положительных эмоций и

впечатлений, создалось ощущение открытия чего-то важного и значимого для

каждого участника: родители взглянули на своих детей с новой творческой

стороны,

дети

восхищались

талантами

и

умениями

своих

родителей,

а

педагог открыл для себя потенциальные возможности детей, родителей в их

совместной деятельности.

Считаем, что реализация проекта прошла успешно и плодотворно.

Рефлексия

В дальнейшей работе по театрализованной деятельности необходимо

создать больше атрибутов (костюмы, другие виды театров).

Продолжать знакомство детей с любимыми сказками.

Продукт проекта:

1.Детские рисунки и поделки из пластилина.

6

2. Альбом рисунков «Вот какая репка!»

.

Итоговое мероприятие:

Просмотр спектакля по сказке «Репка» (дети принимают активное участие –

подговаривают, «помогают тянуть репку»); игра – инсценировка по сказке

«Репка».

7

Приложение №1.

Игра-инсценировка по сказке «Репка»

Задачи: побуждать детей использовать в собственной речи отрывки из

сказки,

продолжать

обогащать

словарь

детей

прилагательными,

характеризующими качества предметов (большая, желтая, вкусная, сладкая),

продолжать

развивать

звукопроизношение

гласных

звуков

через

звукоподражании ( «мяу-мяу», «гав-гав», «пи-пи-пи»).

Воспитывать

умение

слушать

внимательно,

узнавать

знакомое

произведение,

узнавать

героев

сказки.

Ход игры

Воспитатель. Ребята, проходите, садитесь на стульчики. Я принесла

Вам сказку. Она у меня в сундучке, но чтоб его открыть, нужно произнести

волшебные слова: «ТУК – ТУК, ЧОК-ЧОК ты откройся, сундучок.»

Не открывается! Давайте все вместе скажем слова: « ТУК-ТУК ЧОК-

ЧОК! Ты откройся, сундучок!»

-Ой, ребята, тут не только сказка, тут ещё и подсказка, по которой мы

узнаем сказку.

1 задание.

В.- Но для начала давайте вспомним, какие овощи мы знаем.

(В корзинке лежат овощи. Воспитатель показывает, дети называют.)

2 задание.

В.- Ребята в этой корзинке лежит ещё один овощ, название которого мы

сейчас узнаем, отгадав загадку:

«Круглый бок, жёлтый бок, Сидит в грядке колобок.

Врос в землю крепко. Что же это? ….(Репка!)»

8

Ребята, посмотрите, что у меня в руках.(Репка). Значит, какая сказка в

волшебном сундучке?(Сказка «Репка.»)

Ребята, а кто осадил репку? (Дед)

Какая выросла репка? (Большая, Сочная, Сладкая, Жёлтая)

Дед один репку тянул? А кто ему помогал? Молодцы! Правильно.

Когда позвали мышку на помощь, как она отозвалась? (ПИ-ПИ-ПИ)

Когда позвали кошку мурку, как она отозвалась? (МЯУ-МЯУ)

Когда собачку жучку? (ГАВ-ГАВ)

В.- Молодцы, ребята, вы так хорошо справились с заданием. А сейчас

давайте встанем и разомнём наши ручки и ножки.

Физ. минутка.

Ребята, подходите ко мне, давайте покажем, как росла репка.

-В огороде дедка репку посадил (присели).

-И водой из лейки репку он помыл (тихонько поднимаемся). Расти -

расти, репка, и сладка, и крепка (тянемся вверх на носочках).

-Выросла репка всем на удивление (подняли плечики).

-Большая-пребольшая,

всем

хватит

угощения (разводим

руки

в

стороны).

3 задание.

В.- Ребята, сказочные герои перепутались. Помогите им занять своё место.

Кто за кем тянул репку?

(Дети по очереди подходят и прикрепляют фигурки героев сказки на

фланелефон.)

«Замечательная репка.

На грядке уселась крепко!

Тянет репку дед Иван -

Добрый сильный великан.

Помогает бабка Марья,

А за бабкой — внучка Дарья.

Сарафан весёлой внучки

Ухватила крепко Жучка.

А за Жучкой — кошка Мурка,

А за Муркой — мышка Шурка.

Хоть держалась крепко, вытянута репка!»

В.- Ребята, кто последний пришёл на помощь?

Д.- Мышка.

В.- Ребята, давайте позовём мышку?

(Все вместе):

«Мышка, мышка приходи,

Будут рады малыши.»

(кукла би-ба-бо - мышка)

М.- Я мышка Шурка,

Серая шкурка.

9

По полю бежала,

Зёрнышки искала.

А вы меня звали ребята?

Д.- Да!

В.- Конечно, звали! Нам нужна твоя помощь. Дело в том, что дед посадил на

огороде репку. Репка выросла большая пребольшая. Пришло время урожай

собирать. Уже все собрались, одна ты осталась:

В.- Мышка, мышка не ленись!

Со всеми вместе потрудись!

М.- Потрудиться я бы рада,

А какая ждёт награда!?

4 задание.

В.- Ребята, скажите, а что мышка любит кушать?

Д.- Зёрнышки.

В.- Мышка, ты любишь зёрнышки?

М.- Да.

В.- Ребята, давайте сейчас для нашей мышки нарисуем зёрнышки.

( Дети рисуют зёрнышки ватными палочками, звучит музыка.)

Приложение №2.

Консультация для родителей

«Роль сказки в воспитании детей».

Воспитание в детстве имеет большую важность для становления человека,

его характера и личностных качеств, в том числе и описанных выше. Именно

детское воспитание в дальнейшем влияет на выбор человека, который он

делает в жизни, на его мировоззрение. Как он будет смотреть на окружающий

мир – злобно, как завоеватель, или с любовью? Будет ли его интересовать

мнение окружающих или только собственные выгоды? Будет ли он

милосердным и великодушным или никогда не станет ни кому помогать?

Отзовется ли его душа на беды общества или замкнется в себе? Именно

поэтому крайне важно, чтобы ребенок в детстве усвоил нравственные

понятия, общественную мораль и суть человеческих ценностей.

Так каким же образом можно воспитать в ребенке сострадание и

милосердие, да еще и так, чтобы оно сохранилось на всю жизнь, чтобы эти

качества не разбились о суровую реальность нашего времени? Стоит помнить

о том, что важнейшую роль в нравственном воспитании детей играет

семья, школа и, конечно же, средства массовой информации, телевидение,

газеты и журналы, которые смотрит и читает ребенок. В последние время

одним из полноправных средств массовой информации стал и интернет.

Сейчас ребенок, который уже дорос до того, чтобы уметь читать, попадает

под перекрестный «огонь» разнообразных СМИ, несущих в своих посылах

дух материализма, полных негативных эмоций, жестокости, идеалов

преследования собственной выгоды. К сожалению, зачастую то, чему учат

10

ребенка эти СМИ, оказывается полной

противоположностью, рассказываемого дома самыми главными учителями

– его родителями. Таким образом, у ребенка формируется мировоззрение, в

котором большая часть уделяется личным выгодам и их приоритету перед,

соблюдением общественной морали и честностью.

Именно поэтому от родителей, требуется уделить больше

внимания воспитанию детей в раннем возрасте, пока они еще не научились

читать и самостоятельно воспринимать поступающую из СМИ

информацию. Уже с двух лет, когда ребенок начинает понимать речь и более

или менее связно выражать свои чувства словами, нужно начинать в

нем воспитывать духовное начало.

Одним из способов в игровой форме рассказать о человеческих отношениях,

сложности выбора, о добре и зле – чтение ребенку русских народных сказок.

Детские психологи доказали, что ребенок способен не менее пяти раз

слушать одну и ту же сказку и каждый раз открывать для себя в услышанном

что-то новое. Слушая сказку, ребенок учится распознавать добро и зло,

получает первые представления о мироустройстве, справедливости и

несправедливости. Русских народных сказок великое множество, все они

учат добру, милосердию, состраданию, честности, тому, что добро всегда в

конце побеждает зло. И пусть на самом деле это далеко не всегда так, если

все мы будем искренне верить в то, что добро победит зло, именно так оно и

получится.

Сказка может развить и подкорректировать самые разнообразные черты

характера и аспекты личности и поведения ребенка, именно поэтому чтение

подобной литературы детям дошкольного возраста должно носить системный

характер.

Сказка существенным образом влияет на становление речи малыша.

Отмечено, что дети, родители которых выбирали для чтения детям сказки,

быстрее осваивали навыки связной и грамматически правильной речи, их

словарный запас был выше средних показателей, а в плане образности и

логической связности рассказа речь существенно опережала темпы развития

многих сверстников.

Не менее важен и воспитательный аспект сказки. Сказка – это, прежде

всего, максимально типизированная история, взятая из жизни, которая в

наглядной и ненавязчивой форме демонстрирует различные стратегии

поведения. В сказке редко есть пространная, подробно описанная мораль,

это прерогатива басни, однако именно

эта иносказательная немногословность делает сказку одним из наиболее

эффективных инструментов для формирования этических идеалов ребенка.

В основе большинства народных и литературных сказок лежат очень

простые и так необходимые современному обществу идеалы гуманизма,

добра, взаимовыручки. Кроме того они подпитывают в малыше важную для

более уверенного преодоления житейских трудностей веру в превосходство

добра над злом, неизбежность его финальной победы.

11

Чтобы все эти ценные воспитательные моменты сказки не прошли мимо

малыша, старайтесь сделать чтение максимально интересным и

увлекательным. Не отвлекайтесь в процессе чтения и не стремитесь

прочитать с малышом как можно больше историй. В этом вопросе гораздо

более важным является качественный, а не количественный показатель. Даже

если Вы решили прочитать сразу несколько историй, постарайтесь сделать

так, чтобы между концом предыдущей и началом следующей обязательно

присутствовал перерыв, в ходе которого Вы могли бы обсудить с ребенком

его впечатление от услышанного или прочитанного, вспомнить основные

повороты сюжета, оценить поступки различных персонажей.

Сказка может не только воспитывать, но и корректировать поведение, во

многих случаях снимать сложные психологические проблемы и стрессы,

тревожащие неокрепшую психику ребенка. Для этого можно выбирать

подходящие сюжеты уже существующих сказок и разбирать их в ролевых

играх или театральных постановках. Отличным коррекционным моментом

станет игра «Придумай по-другому», в которой ребенку предлагается создать

новый финал любимой сказки. Обратите внимание, какие сюжетные ходы

выбирает малыш, стремится ли он сделать финал истории счастливым, с

какими персонажами ассоциирует себя и своих близких. Особое внимание

следует обратить, если ребенок устойчиво отдает предпочтение

несчастливым концовкам, уделяет повышенное внимание отрицательным

персонажам.

Ну и, конечно же, придумывайте сказки сами или вместе с малышом –

подобное творчество станет отличным маркером и зрелости мышления и

готовности к системному обучению в школе, а кроме того, доставит огромное

удовольствие и сочиняющему и слушающим!

12



В раздел образования