Напоминание

Совершенствование речевых компетенций дошкольников средствами мотивирующей предметно – пространственной развивающей среды.


Автор: Глазова Инесса Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №41 комбинированного вида"
Населённый пункт: город Электроугли Московская область
Наименование материала: статья
Тема: Совершенствование речевых компетенций дошкольников средствами мотивирующей предметно – пространственной развивающей среды.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Учитель – логопед Глазова И.А.

Совершенствование речевых компетенций дошкольников средствами

мотивирующей предметно – пространственной развивающей среды.

Содержательная линия речевого развития дошкольника определяется

речевой компетенцией, которая формируется на этапе дошкольного детства.

Под речевой компетенцией понимается умение ребенка практически

пользоваться родным языком в конкретных ситуациях общения, используя

речевые, неречевые (мимика, жесты, движения) и интонационные средства

выразительности речи в их совокупности. Речевая компетенция ребенка

предусматривает

лексическую,

грамматическую,

фонетическую,

диалогическую и монологическую составляющие.

Лексическая

компетенция

предполагает

наличие

определенного

запаса

слов

в

пределах

возрастного

периода,

способность

адекватно

использовать

лексемы,

уместно

употреблять

образные

выражения,

пословицы,

поговорки,

фразеологические

обороты.

Ее

содержательную

линию

составляют

пассивный

и

активный

словарь

в

пределах

возраста

(синонимы,

омонимы,

антонимы,

родственные

и

многозначные

слова,

основное

и

переносное

значение

слова,

однокоренные

слова).

По

количественной и качественной характеристике словарь ребенка таков, что

позволяет

ему

легко

и

непринужденно

общаться

со

взрослыми

и

сверстниками, поддерживать разговор на любую тему в пределах своего

понимания.

Развивать

и

совершенствовать

лексическую

компетенцию

ребенка

помогает обогащение МППРРС иллюстративным, картинным материалами,

образными

игрушками,

книгами

в

качестве

наглядного

материала

для

общения детей друг с другом и педагогом. Формирование, обогащение и

активизация словаря происходит на основе расширения знаний

детей о

ближайшем окружении; представлений о предметах, явлениях, событиях,

имевших

место

в

личном

опыте

ребенка

(перечисли,

имеющийся

дидактический материал). Эти средства и оборудование удобно располагать

в книжном уголке, в центре творческой активности, в природном уголке,

создавая зону коллекций и картотек.

Цель:

предложить

вспомнить

пословицы

с

противоположным

значением с целью употребления антонимов

«Маша и медведь» - «Глупый киснет, а умный— мыслит»;

«Две козы»— «Глупые ссорятся, а умные договариваются»;

«Иван-царевич

и

серый

волк»

«Сам

пропадай,

а

товарища

выручай»;

«Заяц-хваста» - «Знай больше, а говори меньше»;

«Бычок — смоляной бочок» — «Чужого не надо, а своего не отдам»;

«Заюшкина избушка» — «Кошке — смех, а мышке — слезы»;

«Репка» — «Мала капля, а большое дело делает»;

«Лиса и журавль» — «Нет друга — ищи, а нашел береги».

Грамматическая

компетенция предполагает

приобретение

навыков

образования и правильного употребления различных грамматических форм.

Ее

содержательную

линию

составляет

морфологический

строй

речи,

включающий

почти

все

грамматиче ские

формы,

синтаксис

и

словообразование. При формировании грамматического строя речи у детей

закладывается

умение

оперировать

синтаксическими

единицами,

осуществлять сознательный выбор языковых средств в конкретных условиях

общения.

Размещение дидактических игр, пособий и упражнений с лексико –

грамматическим содержанием в познавательно – исследовательском центре,

дидактическом

и

книжном

уголках

позволяет

обогатить

речевую

развивающую среду группы («Один-много», «Мы волшебники немного – был

один, а стало много», «Лови и называй», «Слово – слова – много слов»,

«Назови ласково», «Большой - маленький», «Подумай и назови», «Что для

чего?», «Кто у кого?», «Назови детёныша (детёнышей)», «Папа, мама, я»,

«Назови семейку»,

«Чей хвост? », «Чей след? », «Чьи лапы? », «Чья

голова?», «Найди свою одежду», «Невиданный зверь», «Какой сок? », «Какой

суп?

»,

«Какой

компот?»;

«Назови

ветку

(лист)»,

«Вкусное

варенье»,

«Весёлый повар», «Скажи какой?» и другие).

Размещение мнемотаблиц в групповом пространстве («работающие

стенды»)

помогает

формированию

у

детей

практических

навыков

словоизменения и словообразование, а так же способствует закреплению

грамматических категорий.

Различные

игры

с

мячом,

султанчиками,

скакалками

и

другим

оборудованием

физкультурного

уголка

способствует

совершенствованию

лексико-грамматических категорий у дошкольников, одновременно развивая

ловкость, координацию движений, происходит активизация мыслительной

деятельности.

Пример использования современных педтехнологий и ТСО на д\игре

«ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

Цель:

формирование

умения

подбирать

родственные

слова,

образованные от слова гриб, в соответствии со смыслом стихотворения.

Как-то раннею порой вдруг полился дождь…грибной.

И из дома в тот же миг в лес отправился … грибник.

Чтобы принести улов, взял корзину для… грибов.

Долго шёл он в глушь лесную - поляну там искал… грибную.

Вдруг под ёлочкой на кочке видит маленький… грибочек.

И обрадовался вмиг наш удачливый… грибник.

Как ему не веселиться, если здесь в земле… грибница!

Стал заглядывать под ёлки, под берёзы и дубы,

Собирать в свою корзину все съедобные…грибы.

А когда собрал их много, то отправился домой,

И мечтал он всю дорогу, как он сварит суп… грибной.

Много он собрал грибов, и грибочков, и грибков,

А тому, кто долго ищет, попадётся и… грибище!

Фонетическая компетенция предполагает развитие речевого слуха,

на основе которого происходит восприятие и различение фонологических

средств

языка;

воспитание

фонетической

и

орфоэпической

правильности

речи; овладение средствами звуковой выразительности речи.

Центр творческой активности: музыкальный и театральный уголки,

наполненные традиционным и не традиционным оборудованием, помогают

сформировать

и

совершенствовать

фонетическую

компетентность

и

выразительность речи (темп, тембр, сила голоса, ударение) дошкольников.

Обогащение

центра

речевой

активности

д\играми

и

пособиями,

развивающими фонематический слух (омонимы, паронимы).

Слова – паронимы (отличаются друг от друга одним звуком):

коза – коса,

зуб – суп,

трава – дрова,

уточка – удочка, гора – кора,

катушка – кадушка,

каска – маска, кошка – ложка,

танки – банки,

чайка – гайка, палка – полка, печка – речка, банан – баран, карта – парта,

точка – дочка – бочка - почка,

ком – сом – дом – том – туш – душ,

миска - мишка – мышка; мак – рак - бак

уголь – угол, игра – икр, круг – крюк, кит – кот, жук – лук, мяч – меч,

бинт – бант, усы – осы, сор – сыр, пень – тень, шапка – шубка,

кашка – чашка, будка – дудка, кости - гости, река – рука, корона – ворона,

картина – корзина, белка - булка, крыса – крыша, колено – полено,

капля – цапля, котел – козел, ложки – рожки.

Диалогическая

компетенция

предусматривает

сформированность

диалогических

умений,

обеспечивающих

конструктивное

общение

с

окружающими людьми. Ее содержательная сторона - диалог между взрослым

и ребенком, между двумя детьми, разговорная речь.

Дидактическая игра «Шапочки»

совершенствует умения детей задавать вопросы.

Монологическая

компетенция

предполагает

сформированность

умения слушать и понимать тексты, пересказывать, строить самостоятельные

связные высказывания разных типов. Это умение формируется на основе

элементарных

знаний

о

структуре

текста

и

типах

связи

внутри

него

(различные вида театров для развертывания драматизаций, инсценировок,

яркий

литературный

материал:

чтение

литературных

произведений,

пересказ,

рассказывание

по

иллюстрациям

литературного

произведения,

заучивание

и

чтение

стихов,

дидактические

игры,

направленные

на

формирование и совершенствование монологической речи).



В раздел образования