Автор: Зекова Наталья Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДЕТСКИЙ САД №49
Населённый пункт: г. Канск, Красноярский край
Наименование материала: Статья
Тема: Театр - как средство формирования речи дошкольников
Раздел: дошкольное образование
«Театр - как средство формирования речи дошкольников»
Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых
важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в
современном
дошкольном
воспитании,
как
общая
основа
воспитания
и
обучения
детей.
Л.
С.
Выготский
писал:
«Есть
все
фактические
и
теоретические
основания
утверждать,
что
не
только
интеллектуальное
развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в
целом находится в непосредственной зависимости от речи».
Работая
с
детьми,
я
столкнулась
с
тем,
что
у
них
плохо
развита
монологическая речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не
могут пересказать литературные произведения. Поэтому, за основу своего
опыта я выбрала театрализованную деятельность способствующую развитию
речи детей.
Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью.
Дошкольники с удовольствием обыгрывают знакомые произведения,
перевоплощаясь в полюбившийся образ. Ребенок добровольно принимает
черты
характера
персонажа,
мимику
и
жесты.
Дети
радуются,
когда
торжествует
добро,
облегченно
вздыхают,
когда
герои
преодолевают
трудности и наступает счастливая развязка.
Особый интерес дети проявляют к сказкам. Язык сказок отличается
большой живописностью, в нем много метких сравнений, эпитетов, образных
выражений, диалогов, монологов, ритмичных повторов, которые помогают
ребенку запомнить сказку и обогатить его словарный запас. Театральное
искусство близко и понятно, как детям, так и взрослым, прежде всего потому,
что
в
основе
его
лежит
игра.
Театрализованная
игра
–
одно
из
ярких
эмоциональных средств, формирующих личность ребенка, самостоятельное
творчество,
его
раскрепощение.
В
процессе
театрализованной
игры
активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй
речи,
звукопроизношение,
темп,
выразительность
речи.
Участие
в
театрализованных
играх
доставляет
детям
радость,
вызывает
активный
интерес, увлекает их.
Театрализованная деятельность - это один из эффективных способов
воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип
обучения: учить играя.
В театрализованной игре формируется эмоционально насыщенная речь.
Дети
лучше
усваивают
содержание
произведения,
логику
и
последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность.
Основатель Московского кукольного театра С. В. Образцов однажды
высказал
мысль
о
том,
что
каждому
ребенку
свойственно
стремление
к
актерству. А мы знаем, что знакомство с театром происходит в атмосфере
волшебства,
праздничности,
приподнятого
настроения,
поэтому
заинтересовать детей театром не сложно.
Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать.
Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детства игры,
мы
многому
можем
научиться
сами
и
научить
наших
детей.
Все
выше
изложенное определило окончательный выбор мною темы для опыта работы
«Театр - как средство формирования речи дошкольников».
Период дошкольного детства считается фундаментом для дальнейшего
развития всех сторон речи. Успешность обучения детей к школе во многом
зависит
от
уровня
овладениями
речью.
Целенаправленное
формирование
речи имеет важнейшее значение в общей системе работы с детьми. Развитие
речи детей в детском саду осуществляется как в процессе разнообразной
практической
деятельности
при
проведении
игр,
режимных
моментов,
наблюдений
за
окружающим
и
др.,
так
и
в
процессе
организованной
педагогом деятельности детей.
Дошкольное
детство
–
это
особый
период
развития
ребёнка,
становления общих способностей, необходимых в любом виде деятельности.
Умение
общаться
с
другими
людьми,
действовать
совместно
с
ними,
познавать новое, по - своему видеть и понимать жизнь – это и ещё многое
другое несёт в себе дошкольное детство.
Речь – одна из важнейших линий развития ребенка. Благодаря родному
языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с
другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и
убеждения, а также играет огромную роль в познании окружающего мира.
Речь
–
чудесный
дар
природы,
она
дается
человеку
от
рождения.
Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны
приложить немало усилий, чтобы речь у ребенка развивалась правильно и
своевременно.
Развитие
речи
является
центральной
задачей
формирования
коммуникативных навыков дошкольников. Это обусловлено, прежде всего, ее
социальной значимостью и ролью в формировании личности. Пятый год
жизни - период высокой речевой активности детей, интенсивного развития
всех
сторон
их
речи.
Для
этого
возраста
не
рекомендуется
пересказ
небольших литературных произведений, так как пока детям это трудно.
Лучше включать в деятельность с детьми игры – драматизации, разные
виды театрализации. Вместе с тем, создание мотивации общения, связанной с
творческой
деятельностью,
наглядной
ситуацией,
ставят
ребёнка
в
такие
условия,
когда
у
него
возникает
самостоятельное
желание
высказаться,
поделиться своими впечатлениями.