Напоминание

Театр - как средство формирования речи дошкольников


Автор: Зекова Наталья Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДЕТСКИЙ САД №49
Населённый пункт: г. Канск, Красноярский край
Наименование материала: Статья
Тема: Театр - как средство формирования речи дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Театр - как средство формирования речи дошкольников»

Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых

важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в

современном

дошкольном

воспитании,

как

общая

основа

воспитания

и

обучения

детей.

Л.

С.

Выготский

писал:

«Есть

все

фактические

и

теоретические

основания

утверждать,

что

не

только

интеллектуальное

развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в

целом находится в непосредственной зависимости от речи».

Работая

с

детьми,

я

столкнулась

с

тем,

что

у

них

плохо

развита

монологическая речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не

могут пересказать литературные произведения. Поэтому, за основу своего

опыта я выбрала театрализованную деятельность способствующую развитию

речи детей.

Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью.

Дошкольники с удовольствием обыгрывают знакомые произведения,

перевоплощаясь в полюбившийся образ. Ребенок добровольно принимает

черты

характера

персонажа,

мимику

и

жесты.

Дети

радуются,

когда

торжествует

добро,

облегченно

вздыхают,

когда

герои

преодолевают

трудности и наступает счастливая развязка.

Особый интерес дети проявляют к сказкам. Язык сказок отличается

большой живописностью, в нем много метких сравнений, эпитетов, образных

выражений, диалогов, монологов, ритмичных повторов, которые помогают

ребенку запомнить сказку и обогатить его словарный запас. Театральное

искусство близко и понятно, как детям, так и взрослым, прежде всего потому,

что

в

основе

его

лежит

игра.

Театрализованная

игра

одно

из

ярких

эмоциональных средств, формирующих личность ребенка, самостоятельное

творчество,

его

раскрепощение.

В

процессе

театрализованной

игры

активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй

речи,

звукопроизношение,

темп,

выразительность

речи.

Участие

в

театрализованных

играх

доставляет

детям

радость,

вызывает

активный

интерес, увлекает их.

Театрализованная деятельность - это один из эффективных способов

воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип

обучения: учить играя.

В театрализованной игре формируется эмоционально насыщенная речь.

Дети

лучше

усваивают

содержание

произведения,

логику

и

последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность.

Основатель Московского кукольного театра С. В. Образцов однажды

высказал

мысль

о

том,

что

каждому

ребенку

свойственно

стремление

к

актерству. А мы знаем, что знакомство с театром происходит в атмосфере

волшебства,

праздничности,

приподнятого

настроения,

поэтому

заинтересовать детей театром не сложно.

Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать.

Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детства игры,

мы

многому

можем

научиться

сами

и

научить

наших

детей.

Все

выше

изложенное определило окончательный выбор мною темы для опыта работы

«Театр - как средство формирования речи дошкольников».

Период дошкольного детства считается фундаментом для дальнейшего

развития всех сторон речи. Успешность обучения детей к школе во многом

зависит

от

уровня

овладениями

речью.

Целенаправленное

формирование

речи имеет важнейшее значение в общей системе работы с детьми. Развитие

речи детей в детском саду осуществляется как в процессе разнообразной

практической

деятельности

при

проведении

игр,

режимных

моментов,

наблюдений

за

окружающим

и

др.,

так

и

в

процессе

организованной

педагогом деятельности детей.

Дошкольное

детство

это

особый

период

развития

ребёнка,

становления общих способностей, необходимых в любом виде деятельности.

Умение

общаться

с

другими

людьми,

действовать

совместно

с

ними,

познавать новое, по - своему видеть и понимать жизнь – это и ещё многое

другое несёт в себе дошкольное детство.

Речь – одна из важнейших линий развития ребенка. Благодаря родному

языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с

другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и

убеждения, а также играет огромную роль в познании окружающего мира.

Речь

чудесный

дар

природы,

она

дается

человеку

от

рождения.

Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны

приложить немало усилий, чтобы речь у ребенка развивалась правильно и

своевременно.

Развитие

речи

является

центральной

задачей

формирования

коммуникативных навыков дошкольников. Это обусловлено, прежде всего, ее

социальной значимостью и ролью в формировании личности. Пятый год

жизни - период высокой речевой активности детей, интенсивного развития

всех

сторон

их

речи.

Для

этого

возраста

не

рекомендуется

пересказ

небольших литературных произведений, так как пока детям это трудно.

Лучше включать в деятельность с детьми игры – драматизации, разные

виды театрализации. Вместе с тем, создание мотивации общения, связанной с

творческой

деятельностью,

наглядной

ситуацией,

ставят

ребёнка

в

такие

условия,

когда

у

него

возникает

самостоятельное

желание

высказаться,

поделиться своими впечатлениями.



В раздел образования