Напоминание

"Основные черты поэтики прозы И.А. Бунина"


Автор: Чекунова Людмила Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ РО"Красносулинская школа-интернат спортивного профиля"
Населённый пункт: р.п. Горный
Наименование материала: статья
Тема: "Основные черты поэтики прозы И.А. Бунина"
Раздел: среднее образование





Назад




Основные черты поэтики прозы И.А. Бунина

В

русской

литературе

до

И.А. Бунина,

наверно,

не

было

писателя,

творчество которого было бы наполнено мотивами любви, страсти, а чувства

играли бы такую важную роль.

Тема

любви

в

отечественной

литературе

имеет

важное

место

у

писателей. В то время о любви писали именно с духовной стороны. Бунин

хотел рассказать о любви в различных проявлениях и состояниях, особое

внимание данной теме уделял писатель, когда был в эмиграции. В те годы

одиночества

и

раздумий,

писатель

в

необыкновенной

поэтизации

сумел

написать о самых нежных и лучших человеческих чувствах. Бунин проявлял

себя с позиции человека творческого, ему удалось проникнуть в неизвестные

глубины человеческого сердца.

Настоящая любовь для писателя похожа на вечную красоту природы. В

действительности, прекрасным может быть то, что реально, естественно и

идет от души человека. При прочтении произведений писателя, удивляешься,

какую силу художественного изображения писатель применяет, когда пишет о

великой

Любви.

Любовь,

как

стихия,

которая

может

изменить

жизнь

человека,

придавая

его

судьбе

особые

качества

и

уникальность

среди

обыденных житейских историй. Такая любовь, может сполна привнести в

обыкновенную

жизнь

простого

человека

тепло

и

незабываемый

смысл

Данная тема представляет собой одну из постоянных тем всего искусства и

одну из главных в творчестве Ивана Алексеевича Бунина. Бунин писал о

любви так, что всякая любовь является великим счастьем, даже если она не

разделена.

Такой

позицией

отличается

автор

от

своих

современников.

Бунин,

благодаря поэтике, может описать в собственных трудах настоящее счастье и

грустное и трогательное завершение любовных чувств, переживаний. Это

может быть достигнуто с помощью применения различных изобразительных

средств.

Бунин

стремится

передать

окружающую

атмосферу

благодаря

пейзажным и портретным зарисовкам, с помощью звуков природы и голоса

героев, с помощью пространственно-временных соотношений, и при помощи

сюжета и композиции.

И.А. Бунина

рассматривает

пейзаж

в

качестве

одного

из

главных

предметов раскрытия внутреннего мира героев. Благодаря пейзажу писатель

вдыхает

жизнь

в

природу,

и

любовь.

Пейзаж

способствует

лучшему

пониманию

проблемы,

стоящей

перед

героями,

и

помогает

передавать

чувства

героя

и

автора. Пейзаж

представляет

собой

важную

часть

художественного произведения. Описание природы является элементом вне

сюжета, то не оказывает влияние на развитие действия.

Пейзаж имеет множество функций в рассказах: он может создавать

место действия, его фон, служить для описания героев, помогает передать их

психологическое состояние, выражать глубокие философские идеи. Кроме

того, пейзаж помогает создать портрет времени, передать колорит места,

эпохи.

Большое значение в творчестве Бунина имеет портрет, с помощью

которого художник рассказывает о всех действующих лицах: как главных, так

и второстепенных, раскрывает их внутренний мир благодаря портрету на

протяжении повествования. Предметы, манера поведения, стиль общения

также могут быть символичными.

Поэтика звука уделяет особое внимание душевному состоянию героев,

описывает

отношения

между

персонажами.

Через

звуки,

читатель

представляет,

что

в

данный

момент

происходит

в

жизни

героя.

Бунин

применяет

в

своих

произведениях

звуки

природы

и

голоса

персонажей.

Резкие звуки - предвестники любви и приближающегося несчастья. Голос в

рассказах является способом постижения загадочной женской души, ключом

к познанию тайны любви.

Однако именно голос заставляет остановиться перед тайной, оставив

право

восхищения

и

поклонения.

Таким

образом,

благодаря

различным

звукам писатель может передать возникновение любви, развитие и угасание.

Мужской

голос,

часто

имеет

связь

с

психологическими

особенностями

поведения героя. Молчание мужчин означает угрозу, скрытую опасность,

которая проявится в дальнейшем в сюжете.

В отличие от звуков, тишина – явление для мира довольно редкое.

Восприятие

тишины

имеет

субъективный

характер.

Если

звуки

должны

разделять

время

на

отрезки,

подчеркивать

его

длительность,

то

тишина

создана с целью продлить время, существование во вневременном мире.

Тишина

особым

образом

формирует

время-пространство

произведения.

Особые смыслы приобретут такие монотонные звуки природы, как дождь, гул

метели,

шум

сада,

пение

птиц.

Эти

звуки

имеют

временные

границы,

соотносятся со временем жизни воспринимающего их человека.

Анализ звукообразов позволяет обнаружить то, что звук в бунинских

рассказах

начинает

играть

метафизическую

роль,

становится

одним

из

способов

приобщиться

к

божественности

мироздания.

Любовь

и

смерть,

счастье и трагедия нерасторжимы.

Итак, любовь является одним из самых сильных потрясений в жизни

человека. Это чувство будет приносить всегда счастье человеку. Однако оно

может иметь трагические и роковые тона, что в результате сделает людей

несчастными,

одинокими.

Но

в

такой

момент

этой

«роковой

вспышки»

человеческая

жизнь

приобретет

высший

смысл,

раскрасится

разными

красками.

Для определения этого чувства сам Бунин подобрал яркие метафоры,

ставшие названиями его рассказов. Для изображения любви, ее проявления

писатель

использует

различные

поэтические

приемы.

Чувство

любви

передается

через

сюжет

и

композицию,

время

и

пространство,

пейзаж,

портреты и речь персонажей. Благодаря тому, что Иван Алексеевич Бунин –

это мастер слова, то мы с легкостью вникаем вглубь его рассказов о любви,

видим, как происходит развитие или угасание этого великого чувства. Можно

сделать вывод о том, что для русской литературы первой половины XX века

характерен

кризис

старых

представлений

об

искусстве,

ощущение,

переоценка ценностей, вследствие чего появляются новшества в литературе,

происходит ее усовершенствование, создаются различные новые течения и

школы.

В

двадцатые

годы

XX

века

происходит

идеологическая

борьба

в

литературе,

это

время

активной

деятельности

литературных

групп,

в

тридцатые происходило активное вмешательство партии в сферу культуры.

Ключевое положение в трудах писателей различных идейных и эстетических

направлений занимает тема судьбы России, ее духовно-нравственной сути и

исторических

аспектов.

Возникает

особый

интерес

к

проблеме

национального

характера,

специфике

национальной

жизни,

природы

человека.

В

науке,

литературе,

искусстве

появлялось

все

больше

новых

талантов, рождалось смелых новаций, происходило состязание различных

направлений, группировок и стилей.

Таким

образом,

поэтика

представляет

собой

изучение

не

только

речевых,

но

и

иных

структурных

аспектов

художественного

текста.

Для

поэтики

важно

отметить

постоянное

взаимодействие

с

историческим

прошлым литературы и литературной критикой, на информацию которых она

ссылается и которым, дает теоретические критерии и ориентиры. Каждый

человек в этой жизни ищет собственные ответы, размышляя над тайнами

любви, восприятие этого чувства очень личностно. Поэтому кто-то отнесется

к изображенному Буниным в рассказах о любви, как к «пошлым историям», а

кто-то будет потрясен великим даром любви, который, как и талант поэта,

художника или музыканта, дается отнюдь не каждому. Но одно несомненно:

бунинские рассказы, повествующие о самом сокровенном, бурные любовные

истории самого автора, его отношения с женщинами, дарившими ему и

восторг, и беды, и разочарования, и безмерную любовь, не оставили нас

равнодушными.

Список использованных источников:

1. Бунин И. А. Жизнь Арсеньева. Повести и рассказы: [Текст]: учебник.

/ И. А. Бунин. – М.: Правда, 2015. – 608 с.

2. Виноградов В. В. Стилистика. Теория художественной речи. Поэтика:

[Текст]: учебник. – М., 2016. – 248 с.

3.

Зайцева

И.

И.

Технологическая

карта

урока.

Методические

рекомендации: [Текст]: учебник.– М.: Пилотный выпуск, 2015. – 272с

4.

Казаркин А. П. Русская литературная классика ХХ века: [Текст]:

учебник. – Кемерово: 2015. – С. 196-199.

5. Кожина М. Н. Стилистика высокого языка: [Текст]: учебник для вузов.

– М., 2014. – 270 с.

6. Крутикова Л.В. Иван Бунин // История русской литературы: в 4 т. –

Л.:

Наука. – Т. 4.: Литература конца XIX-начала XX века: [Текст]:

учебник для вузов. 2015. – С. 603-666.

7.

Михайлов

А.

И.

Бунин

И.

А:

[Текст]:

учебник.

М.:

Молодая

гвардия, 2016. – 315 с.

8. Мукаржовский Я. И. Поэтика. Структурная поэтика: [Текст]: учебник

для вузов. – М., 2017. – 133 с.

9.

Эльконин

Д.Б.,

Давыдов

В.В.

Система

развивающего

обучения:

[Текст]: учебник для вузов. – М.: 2016. – 278 с.



В раздел образования