Автор: Нестеренко Тамара Михайловна
Должность: преподаватель высшей категории по классу изобразительное искусство
Учебное заведение: МБОУ ДОД "Детская художественная школа"
Населённый пункт: г. Апатиты, Мурманская обл.
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Валяние из шерсти. Формирование двигательных навыков и умений."
Раздел: дополнительное образование
«Валяние из шерсти. Формирование двигательных навыков и умений».
Нестеренко Тамара Михайловна
Преподаватель высшей категории
по классу изобразительное искусство
МБОУ ДОД «ДЕТСКАЯ ХУДОЖЕСТ-
ВЕННАЯ ШКОЛА», г.Апатиты.
Многолетний опыт работы с детьми показывает, что в изобразительном творчестве: рисо-
вании, лепке, выполнении аппликации, важная роль отводится приобретению технических
навыков и умений.
Развитие творческого потенциала начинается с раннего детства, когда ребёнок начинает
овладевать различными видами деятельности, в том числе и художественными. В развитии
моторики человека большое значение имеет созревание нервно-мышечного аппарата. В этот
период важным для развития психики ребёнка является овладение движениями рук. От заня-
тия к занятию на протяжении пребывания в детском саду у ребёнка формируются необходи-
мые технические навыки и умения. Особенность изобразительной деятельности заключаются
в том, что для её осуществления важно не только развитие руки, а совместное развитие руки
и глаза. Глаз оценивает получающееся изображение, и на этой основе строятся исполнитель-
ные действия. В соответствии с образовавшимися у ребёнка зрительными и кинестезически-
ми представлениями производится нужное движение и по ходу выполнения корректируется.
Изобразительное движение руки при рисовании, лепке, аппликации связано с мышечно-
двигательными ощущениями.
Поэтому полученный первый опыт формообразующего движения, технического приёма
очень важен, так как он закладывает восприятия движения, формирует представление, на
основе которого и осуществляется изображение того или иного объекта.
Таким образом, постепенно происходит необходимое соединение зрительной и моторной
координации.
О важности развития данных процессов следует помнить при выполнении заданий. Они
должны быть разнообразными и интересными. Поможет в этом использование в работе соче-
тания различных материалов, вызывая у детей интерес, способствуя развитию творческих
способностей.
Использование
различных
материалов
обогащает
детей
знаниями.
Поддерживая детский интерес ко всему новому можно смело использовать знакомство с
новыми материалами, способами работы с ними, способствуя одному, формированию навы-
ков и умений. В итоге это делает работы интересными, разнообразными, выразительными.
Занятия лепкой дают возможность хорошо изучить форму предмета не только зрительно.
А с помощью кончиков пальцев исследовать объём, такой подход даёт эмоционально устой-
чивый эффект запоминания.
Во время занятий с детьми, вместо лепки предлагаю использовать такой материал как вой-
лок. Дети продолжают знакомство с формой, но уже через новый материал и конечно через
новые эмоции, что конечно очень важно в процессе обучения, получения устойчивых навы-
ков и умений. Сегодня материал, войлок, доступен для использования, экологически чист.
И
самое главное, вызывает особый интерес у детей. Выполненные изделия напоминают люби-
мые мягкие игрушки.
Основная цель - расширить знания детей о видах и средствах изобразительного искусства.
Дать детям понятие об объёмном изображении. Учить лепить предметы круглой формы.
Формировать навыки вырезания, что будет способствовать развитию творческих способ-
ностей ребёнка.
Валяние - самая древняя на земле техника изготовления шерстяных изделий.
- Согласно легенде, первый валенный ковёр появился на Ноевом ковчеге. Овцы, плывшие
на нём, содержались в очень тесных стойлах. Шерсть с их боков, падая на пол, намокала,
утаптывалась и сбивалась под копытами. Когда овцы покинули ковчег - на полу остался
лежать красивый шерстяной ковёр.
- Валяние или валка - процесс изготовления изделий из натуральной шерсти путём сцеп-
ления и переплетения волокон (шерстинок), получается особого рода материал - ВОЙЛОК
(от тюркского - «ПОКРОВ»).
- Первые изделия из войлока были найдены Ноин-Улинском кургане Iвек. Монголия.
Евразия IV тыс. до н.э. бронзовый век. Более 8 тыс. лет назад появляются изделия из шерс-
ти, когда были приручены овцы.
Войлок вошел как изобретение кочевников с евразийских степей. Горные скотоводы Тибета,
Памира, Алтая, Кавказа, Карпат, Балкан и Передней Азии (Иран, Афганистан). Свои юрты
кочевники обшивали войлоком. Древнейшие изделия из войлока - ковры и чепраки из курга-
нов Горного Алтая - были изготовлены 2600 лет назад.
- В Россию техника валяния пришла вместе с Монголо-Татарским игом и прижилась бла-
годаря суровым зимам. Основные изделия: валенки, сукно, шапки, кисеты, войлок.
- Пластичный материал позволяет с собой грубое обращение, а в ответ дарит всё, необхо-
димо для жизни человека. Стенные покрытия, ковры, занавески, подстилки, матрасы, одеяла,
бурки, простыни, плащи (попоны), сумки.
-
Художники
подняли
войлочный
ковёр
до
монументального
искусства.
Используют
овечью шерсть, верблюжью, конский волос, для оформления дерево, кованое железо.
- Спустя века люди научились прясть, вязать и ткать.
Задачи:
- способствовать формированию двигательных навыков и умений;
- обучить технологическому процессу изготовления изделий;
- способствовать развитию самостоятельной творческой деятельности детей;
- привить интерес к народному творчеству;
- использовать природный материал и выполнить изделия, из шерсти используя метод
валяния по - сырому.
Предлагаю возможные варианты выполнения изделий из шерсти.
Для работы необходимо иметь следующие материалы: шерсть, синтепон, нитки, ножни-
цы, кусок тонкой ткани, клеёнку, хозяйственное мыло, теплая вода.
Для первого знакомства детей с новым материалом, можно предложить выполнить плоские
изделия: цветы, прихватки, закладки, кошельки, панно.
Дети в произвольной форме или по заранее приготовленному силуэту образца выполняют
раскладку. Порядок работы следующий: внизу клеёнка, сверху образец изделия, тонкая ткань
или сетка, произвести раскладку шерсти (можно сверху ввести шерстяные нити) создавая
узор. Сверху следует укрыть тканью, смочить тёплой водой и нанести мыльный раствор и
начинать валять. После завершения валяния изделие хорошо промыть в чистой воде, отжать,
разровнять и высушить. Из полученных обрезок можно выполнить аппликацию.
Приступая к выполнению объёмных изделий (в целях экономии материала, шерсти) можно
использовать
в
качестве
наполнителя
синтепон.
С
помощью
наматывания
нити
вокруг
синтепона формируется нужная форма будущего изделия. Следующий этап, произвести
раскладку шерсти по форме, всё завернуть в тряпочку, смочить тёплой водой добавляя
мыльный раствор. Производятся поглаживающие движения формирующие форму до полной
увалки изделия. После изделие промыть в проточной тёплой воде, отжать и высушить.
Таким способом можно изготовить: бусы, фрукты, новогодние игрушки (украсив тесьмой,
бисером), снеговиков, животных и птиц. Овладение обобщёнными способами изображения
позволяет детям самостоятельно решать широкий круг изобразительных задач.
Расширяются знания детей о видах и средствах изобразительного искусства. Происходит
знакомство со старинным народным промыслом. Осуществляются воспитательные задачи,
развитие активности, самостоятельности, уважение к труду взрослых.
Путём целенаправленного обучения в процессе работы над формой в технике валяния,
повышается успех в получении навыков и умений в рисовании, лепке, аппликации.
Литература: «Художественный войлок» - А. К. Шинковская. М. : «АСТ-ПРЕСС», 2010г.
«Фильцевание» -
Журнал ДЕКО: 4/2010, 4/2007, 4/ 2009, 3/2009. 3/2008, 1/2008.
«Войлок» 25 оригинальных идей. Выполненных во всех техниках! - Джиллиан Харрис.
Москва. АСТ Кладезь.
Раскладывание топса и сливера:
Раскладывание первого ряда.
Прихватка «Кленовый лист»
Фрукты
Ёлочный шар
Шерстяные чудеса: цветы, вазы, бусы.
Тюлень
Домашний питомец