Напоминание

"Валяние из шерсти. Формирование двигательных навыков и умений."


Автор: Нестеренко Тамара Михайловна
Должность: преподаватель высшей категории по классу изобразительное искусство
Учебное заведение: МБОУ ДОД "Детская художественная школа"
Населённый пункт: г. Апатиты, Мурманская обл.
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Валяние из шерсти. Формирование двигательных навыков и умений."
Раздел: дополнительное образование





Назад




«Валяние из шерсти. Формирование двигательных навыков и умений».

Нестеренко Тамара Михайловна

Преподаватель высшей категории

по классу изобразительное искусство

МБОУ ДОД «ДЕТСКАЯ ХУДОЖЕСТ-

ВЕННАЯ ШКОЛА», г.Апатиты.

Многолетний опыт работы с детьми показывает, что в изобразительном творчестве: рисо-

вании, лепке, выполнении аппликации, важная роль отводится приобретению технических

навыков и умений.

Развитие творческого потенциала начинается с раннего детства, когда ребёнок начинает

овладевать различными видами деятельности, в том числе и художественными. В развитии

моторики человека большое значение имеет созревание нервно-мышечного аппарата. В этот

период важным для развития психики ребёнка является овладение движениями рук. От заня-

тия к занятию на протяжении пребывания в детском саду у ребёнка формируются необходи-

мые технические навыки и умения. Особенность изобразительной деятельности заключаются

в том, что для её осуществления важно не только развитие руки, а совместное развитие руки

и глаза. Глаз оценивает получающееся изображение, и на этой основе строятся исполнитель-

ные действия. В соответствии с образовавшимися у ребёнка зрительными и кинестезически-

ми представлениями производится нужное движение и по ходу выполнения корректируется.

Изобразительное движение руки при рисовании, лепке, аппликации связано с мышечно-

двигательными ощущениями.

Поэтому полученный первый опыт формообразующего движения, технического приёма

очень важен, так как он закладывает восприятия движения, формирует представление, на

основе которого и осуществляется изображение того или иного объекта.

Таким образом, постепенно происходит необходимое соединение зрительной и моторной

координации.

О важности развития данных процессов следует помнить при выполнении заданий. Они

должны быть разнообразными и интересными. Поможет в этом использование в работе соче-

тания различных материалов, вызывая у детей интерес, способствуя развитию творческих

способностей.

Использование

различных

материалов

обогащает

детей

знаниями.

Поддерживая детский интерес ко всему новому можно смело использовать знакомство с

новыми материалами, способами работы с ними, способствуя одному, формированию навы-

ков и умений. В итоге это делает работы интересными, разнообразными, выразительными.

Занятия лепкой дают возможность хорошо изучить форму предмета не только зрительно.

А с помощью кончиков пальцев исследовать объём, такой подход даёт эмоционально устой-

чивый эффект запоминания.

Во время занятий с детьми, вместо лепки предлагаю использовать такой материал как вой-

лок. Дети продолжают знакомство с формой, но уже через новый материал и конечно через

новые эмоции, что конечно очень важно в процессе обучения, получения устойчивых навы-

ков и умений. Сегодня материал, войлок, доступен для использования, экологически чист.

И

самое главное, вызывает особый интерес у детей. Выполненные изделия напоминают люби-

мые мягкие игрушки.

Основная цель - расширить знания детей о видах и средствах изобразительного искусства.

Дать детям понятие об объёмном изображении. Учить лепить предметы круглой формы.

Формировать навыки вырезания, что будет способствовать развитию творческих способ-

ностей ребёнка.

Валяние - самая древняя на земле техника изготовления шерстяных изделий.

- Согласно легенде, первый валенный ковёр появился на Ноевом ковчеге. Овцы, плывшие

на нём, содержались в очень тесных стойлах. Шерсть с их боков, падая на пол, намокала,

утаптывалась и сбивалась под копытами. Когда овцы покинули ковчег - на полу остался

лежать красивый шерстяной ковёр.

- Валяние или валка - процесс изготовления изделий из натуральной шерсти путём сцеп-

ления и переплетения волокон (шерстинок), получается особого рода материал - ВОЙЛОК

(от тюркского - «ПОКРОВ»).

- Первые изделия из войлока были найдены Ноин-Улинском кургане Iвек. Монголия.

Евразия IV тыс. до н.э. бронзовый век. Более 8 тыс. лет назад появляются изделия из шерс-

ти, когда были приручены овцы.

Войлок вошел как изобретение кочевников с евразийских степей. Горные скотоводы Тибета,

Памира, Алтая, Кавказа, Карпат, Балкан и Передней Азии (Иран, Афганистан). Свои юрты

кочевники обшивали войлоком. Древнейшие изделия из войлока - ковры и чепраки из курга-

нов Горного Алтая - были изготовлены 2600 лет назад.

- В Россию техника валяния пришла вместе с Монголо-Татарским игом и прижилась бла-

годаря суровым зимам. Основные изделия: валенки, сукно, шапки, кисеты, войлок.

- Пластичный материал позволяет с собой грубое обращение, а в ответ дарит всё, необхо-

димо для жизни человека. Стенные покрытия, ковры, занавески, подстилки, матрасы, одеяла,

бурки, простыни, плащи (попоны), сумки.

-

Художники

подняли

войлочный

ковёр

до

монументального

искусства.

Используют

овечью шерсть, верблюжью, конский волос, для оформления дерево, кованое железо.

- Спустя века люди научились прясть, вязать и ткать.

Задачи:

- способствовать формированию двигательных навыков и умений;

- обучить технологическому процессу изготовления изделий;

- способствовать развитию самостоятельной творческой деятельности детей;

- привить интерес к народному творчеству;

- использовать природный материал и выполнить изделия, из шерсти используя метод

валяния по - сырому.

Предлагаю возможные варианты выполнения изделий из шерсти.

Для работы необходимо иметь следующие материалы: шерсть, синтепон, нитки, ножни-

цы, кусок тонкой ткани, клеёнку, хозяйственное мыло, теплая вода.

Для первого знакомства детей с новым материалом, можно предложить выполнить плоские

изделия: цветы, прихватки, закладки, кошельки, панно.

Дети в произвольной форме или по заранее приготовленному силуэту образца выполняют

раскладку. Порядок работы следующий: внизу клеёнка, сверху образец изделия, тонкая ткань

или сетка, произвести раскладку шерсти (можно сверху ввести шерстяные нити) создавая

узор. Сверху следует укрыть тканью, смочить тёплой водой и нанести мыльный раствор и

начинать валять. После завершения валяния изделие хорошо промыть в чистой воде, отжать,

разровнять и высушить. Из полученных обрезок можно выполнить аппликацию.

Приступая к выполнению объёмных изделий (в целях экономии материала, шерсти) можно

использовать

в

качестве

наполнителя

синтепон.

С

помощью

наматывания

нити

вокруг

синтепона формируется нужная форма будущего изделия. Следующий этап, произвести

раскладку шерсти по форме, всё завернуть в тряпочку, смочить тёплой водой добавляя

мыльный раствор. Производятся поглаживающие движения формирующие форму до полной

увалки изделия. После изделие промыть в проточной тёплой воде, отжать и высушить.

Таким способом можно изготовить: бусы, фрукты, новогодние игрушки (украсив тесьмой,

бисером), снеговиков, животных и птиц. Овладение обобщёнными способами изображения

позволяет детям самостоятельно решать широкий круг изобразительных задач.

Расширяются знания детей о видах и средствах изобразительного искусства. Происходит

знакомство со старинным народным промыслом. Осуществляются воспитательные задачи,

развитие активности, самостоятельности, уважение к труду взрослых.

Путём целенаправленного обучения в процессе работы над формой в технике валяния,

повышается успех в получении навыков и умений в рисовании, лепке, аппликации.

Литература: «Художественный войлок» - А. К. Шинковская. М. : «АСТ-ПРЕСС», 2010г.

«Фильцевание» -

Журнал ДЕКО: 4/2010, 4/2007, 4/ 2009, 3/2009. 3/2008, 1/2008.

«Войлок» 25 оригинальных идей. Выполненных во всех техниках! - Джиллиан Харрис.

Москва. АСТ Кладезь.

Раскладывание топса и сливера:

Раскладывание первого ряда.

Прихватка «Кленовый лист»

Фрукты

Ёлочный шар

Шерстяные чудеса: цветы, вазы, бусы.

Тюлень

Домашний питомец



В раздел образования