Автор: Шарутина Ольга Мидхатовна Должность: учитель - логопед Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №4" Населённый пункт: Пермский край, пос. Куеда Наименование материала: дидактическая игра Тема: "Речевые планшеты" Раздел: дошкольное образование
Шарутина Ольга Мидхатовна, учитель – логопед
МБДОУ «Детский сад №4»
Дидактическая игра «Речевой планшет 1»
Цель: развитие связной, грамматически – лексической правильной диалогической и
монологической речи,
общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
Дидактическая игра предназначена для детей старшего дошкольного возраста, как для
совместной со взрослыми, так и для самостоятельной деятельности детей.
Оборудование: планшет с магнитами, схемы, предметные картинки;
Правила игры: В игру могут играть от 2 до 4 человек. Выбирается ведущий (по считалке),
который располагает на планшет картинку с изображение, но цветной стороной вставляет в
карман. Затем ведущий знакомит со схемами – символами и предлагает отгадать спрятанный
предмет на планшете (в карман). Дети, используя правило «Поднятой руки»
при
помощи символов отгадывают предмет, задавая вопросы ведущему, а тот в зависимости от
ситуации отвечает.
природный или рукотворный мир,
величина предмета,
цвет предмета,
действия с предметом.
После отгадывания предмета, ведущий проверяет правильность ответа и предлагает
выполнить задания, которые указаны символами внизу:
Назвать этот предмет уменьшительно – ласкательно;
Рассказать из каких частей он состоит;
Назвать классификацию данного
предмета;
Рассказать, как можно использовать предмет по – другому, т.е. изменить назначение
предмета;
Соотнести с числителями;
Подобрать антонимы;
Подобрать синонимы;
Назвать признаки предмета;
Образовать формы ед. и мн. числа предмета;
Придумать предложения с этим
предметом;
Карточки – символы ведущий может варьировать. Игра заканчивается, когда один из
участников, который отгадывает предмет или больше всех выполняет заданий, выигрывает, он
объявляется победителем и в дальнейшем становится ведущим.
Дидактическая игра «Речевой планшет 2»
Цель: развитие фонематического слуха, звуковой аналитико-синтетической активности,
связной, грамматически – лексической правильной диалогической и монологической речи,
общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками
;
Дидактическая игра предназначена для детей старшего дошкольного возраста, как для
совместной со взрослыми, так и для самостоятельной деятельности детей.
Оборудование: планшет с магнитами, стрелки со схемами, предметные картинки, карточки с
именами детей;
Правила игры: В игру могут играть 2 человека. В нижней части игры расположены два
кармашка: в первый (со знаком вопроса) помещается карточка с именем ребенка, который будет
задавать вопросы, во второй (с буквой О) - карточка с именем ребенка, который будет отвечать
на вопросы.
Дети договариваются по желанию (по считалке), кто будет задавать вопросы, кто отвечать. Тот
ребенок, который задаёт вопросы – выбирает стрелки с заданием:
- «один – много» (образование единственного и множественного числа существительных);
- «большой – маленький» (образование уменьшительно – ласкательной формы);
- «действие – признак» (назвать признак предмета – действие с предметом);
- «
» (определить первый звук в названии предмета - в середине - в конце);
- «
» (разделить название предмета на слоги - придумать предложения с этим
предметом);
Другой ребенок, который отвечает, выбирает и располагает предметные картинки по часовой
стрелке.
Например: По часовой стрелке расположены предметные картинки. На стрелках обозначены
слова – задания «один» и «много». Первый ребенок поворачивает стрелку на любую картинку и
спрашивает: «Сколько самолетов, Сколько мячей. Следующий ребенок - отвечает («один
самолет», «много мячей» и т.д.).
Затем дети могут поменяться местами, тот, кто задавал вопросы, будет отвечать и наоборот,
соответственно карточки с именами в кармашках то же будут, меняются.
Предметные картинки и стрелки можно менять по желанию детей.