Напоминание

Воспитание жизнеспособной личности на основе толерантности


Автор: Марина Суликоевна Гурциева
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ГБПОУ "ВТЭТ"
Населённый пункт: Владикавказ
Наименование материала: статья
Тема: Воспитание жизнеспособной личности на основе толерантности
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Толерантность у нас не мода, а цель.

Самый высокий результат образования — толерантность.

Обучаясь в техникуме, студенты получают знания необходимые для работы

по выбранной профессии. По мимо профессиональных навыков им пригодятся и

навыки, усиливающие их человеческие качества. Одно из направлений

воспитательной работы в техникуме является воспитание толерантной личности.

Уметь правильно использовать толерантность поможет наладить дружеские связи

во взрослой жизни. Уважение к традициям других народов и проявление интереса

к ним это то, чему мы учим своих студентов. Проявление умения сопереживать

друг другу , прийти на помощь – это то, чем должны выделяться студенты.

Толерантность у нас не мода, а цель.

В работе педагога-психолога

образовательной организации обязательным

аспектом является психологическое сопровождение учебного процесса. Так ли это

важно, и обязательным ли является создание благоприятной психологической

среды в учебном заведении? Для проявления своих способностей и мотивации к

учебе,

обучающиеся

должны

чувствовать

поддержку

преподавателей

и

свою

значимость в кругу студентов при всей своей индивидуальности.

Работа

психолога

в

техникуме

предполагает

устранение

возможных

негативных влияний на личность студента, как со стороны педагогов, так и со

стороны студентов. Создание этих условий и является задачей педагога психолога

образовательной

организации.

Внешние

благоприятные

условия

помогают

лучшему усвоению предлагаемых учебных и профессиональных навыков, делают

пребывание

студенты

в

техникуме

комфортным.

Воспитательная

работа

направлена на улучшение и закрепления тех качеств личности , которые помогут в

социализации , проявлении себя в будущей профессии.

Важной

и

первоначальной

работой

психолога

является

устранение

внутреннего дискомфорта у студентов в техникуме. Для создания благоприятной

среды

он

взаимодействует

с

другими

участниками

педагогического

процесса.

Педагогический процесс ,его деятельность направлена не только на обучение, но

воспитание студентов. Главные участники это- зав. ВЧ, кураторы групп и конечно

же родители наших студентов. Объектом выступают сами студенты.

Первые два, три месяца это период адаптации- время для принятия норм

поведения и режима образовательной организации. В это время

проявляются

личностные качества студента.

Для

оценки

уровня

адаптации

необходимо

некоторое

время

дать

«прижиться» студенту. Первый месяц обучения достаточное время, чтобы, понять,

легко ли студенту находиться в техникуме. Стремление юношей и девушек узнать

новое, интересное о будущей профессии это то, зачем они пришли учиться в наш

техникум. Интерес к будущей профессии может снизиться или исчезнуть вовсе, и

происходит это по разным причинам. Возможно это- ошибочный выбор будущей

профессии, а возможно недоброжелательное отношение со стороны студентов и

преподавателей к нему. Во многом их отношение напрямую зависит от уровня

воспитанности

и

компетентности.

От

умения

проявлять

положительные

человеческие качества, а именно толерантности. То, как мы ведем себя с теми,

которые не похоже на нас. Сложнее бывает студентам которые выделяются по

разным категориям. Дружеское отношение к однокурсникам с особенностями

внешности или физическими особенностями делает комфортным их пребывание

в техникуме. Проявление интереса и уважения к чужим традициям и обычаям

делает студенческую жизнь веселой и разнообразной..

Умение общаться с товарищами, правильное реагирование на критику со

стороны других, прислушиваться к мнению однокурсника- это

те качества ,

которые необходимы для адаптации «новеньких»

Умение приспосабливаться к сложившимся условиям вырабатывается с

ранних лет. Разный уровень социализации, соответственно показывает и разное

принятие норм нового окружения. Адаптация эта предшествующий период перед

осознанием того, кто я и на что я способен, в выбранной профессии.

В

начале

каждого

учебного

года

проводится

большая

работа

для

благоприятной

адаптированности

студентов.

Каждый

педагог

понимает,

что

студенту

необходимо

время,

чтобы

приспособиться

к

новым

незнакомым

условиям.

Анализ

анкет

для

первокурсников

«Уровень

адаптированности»

определяет необходимость дополнительных исследований, помогающих понять

насколько

комфортно

студентам

в

техникуме.

Причины

неадаптированности

студента разнообразны. И здесь важную роль играет то, как его приняли другие

студенты.

Во время взросления самым значимым является принятие себя другими.

Сколько у меня друзей, чем я могу выделиться, что я умею делать того, чего не

умеют другие. Желание если не выделиться, то заявить о себе доминирует .

Первоначальной оценочным пунктом окружающих сверстников является внешний

вид.

Как

ты

выглядишь,

одежда,

манера

разговаривать,

мимика.

Оценочную

планку убрать невозможно. Люди всегда в чем -то соревнуются и всегда кого то, с

кем

-то

сравнивают.

В

сравнении

нет

ничего

плохого.

Все

мы

разные

и

соответственно индивидуальны. Жизнеспособная, а значит сильная личность, не

пытается

подогнать

себя

под

«образцы»,

но

студент

со

слабыми

чертами

характера, с сомнениями в понимании себя- «я не такой как все»- сильно страдает

. Происходят трудности в принятии его со стороны других. Главной причиной

непринятия

может служит- неяркая,

неординарная,

с изъянами внешность;

неумение

девушки

или

юноши

модно,

или

стильно

одеваться,

физические

особенности здоровья. Индивидуальная работа с такими подростками приносит

свои результаты. Мы прорабатываем и усиливаем те качества личности, которые

помогут студенту стать жизнеспособной личностью. Работа состоит в поднятии

самооценки, расстановке правильных жизненных ценностей, усиление тех качеств

личности которые помогут в

общение, занятие любимым делом и конечно же

мотивируют на учебную деятельность.

В обществе подростков должно вырабатываться понимание- мы все разные

внешне, делимся по

способностям, по

талантам, но мы никак не делимся на

«лучше ты или хуже» Не принять или хуже кого то оттолкнуть, из за его внешней

особенности-

неправильно.

Практичным

и

действующим

шагом

для

этого

выступает принятие положения о единой форме одежды в техникуме. Возникает

вопрос - не приводит ли это к торможению проявления индивидуальности. Нет,

индивидуальность начинает проявляться в другом. Для развития, каких либо

качеств личности необходимы особенные условия. В привычных условиях они

перестают

развиваться,

постановка

в

рамки

или

какие-либо

ограничения

помогают искать новые пути проявления индивидуальности, ее выходу.

Одно

из

направлений

воспитательной

работы

в

техникуме,

является

нравственное воспитание. Оно подразумевает несколько пунктов и один важный

это

воспитание

толерантности.

Толерантность

необходимо

воспитывать,

а

не

прививать. Приведем пример: привычка рано вставать по утрам - полезна для

здоровья. Нет необходимости воспитывать в себе, сам процесс поднятия в 6.00.

Мы

свои

действия

доводим

до

автоматизма,

со

временем

это

становится

привычкой. Толерантность нельзя привить без умения направленно проявлять ее.

Воспитание

этого

качества

и

придаст

умение

маневрировать

своей

толерантностью. Нельзя к проявлению зверства относиться

с пониманием,

нельзя понимать действия насильников. Толерантное отношение в этом случае

будет неправильным. Оно может закрепить антигуманные черты в личности,

разрушающие

истинные

черты

жизнеспособности.

Со

временем

это

может

привести к полному равнодушию.

Работа по воспитанию толерантного отношения помогает студентам в

укреплении

своих

личностных

черт,

помогающих

во

взрослой

жизни

стать

сильным. Мы должны помочь стать не просто толерантными, но и умеющими

направлять свою толерантность в различных жизненных ситуациях.

Инклюзивное

образование

дало

возможность

обучению

особенных

студентов

в

смешанных

группах.

В

силу

своей

незрелости

ни

все

студенты

правильно реагируют на такое совместное обучение. Некоторые студенты решают

самоутвердиться за счет более слабых. Многие просто не понимают того, что

«особенным»

студентам

необходимо

чувствовать

поддержку

и

понимание.

Хорошие результаты дает возможность на себе попробовать ,как себя чувствует

непохожий на остальных студент. Работая со студентами в приоритете должно

быть развитие и закрепление общечеловеческих качеств. В группе где

есть

студенты с ОВЗ мы всегда проводим беседы с целью научить уважать друг друга и

с пониманием относится к тем, кто нуждается в нашей помощи и понимании. Мы

обращаем

их

внимание

на

различия

в

способностях,

умение

петь,

рисовать.

Объяснить студентам, как тяжело тем, кто сидит в инвалидной коляске не из

простых задач, ведь они не могут почувствовать те ограничения, которые мешают

инвалидам быть как все. Для полноты ощущений и понимания студентов с ОВЗ

мы просим сесть в инвалидную коляску здоровых и тем самым почувствовать

самим то, каково это быть не таким как все. Не иметь возможности заниматься

тем,

чем

бы

хотелось.

Студент

не

просто

пробует

посидеть,

проехать

в

инвалидной коляске , а сделать это с завязанными плотно ногами. Невозможность

помочь

себе

продвинуться,

помогая

ногами,

покажет

всю

гамму

ощущений

человека,

для

которого

коляска

единственная

возможность

передвигаться.

Отношение к особенному студенту после этого эксперимента меняется. Оно не

проявляется

в

виде

жалости,

нет,

оно

полностью

основано

на

восхищение

мужественностью и стойкостью товарища.

Для особенных студентов мы всеми способами даем возможность проявить

себя,

свои

способности.

В

общественной

работе

хорошо

им

давать

задания

выполняемые

на

одном

месте

или

сидя.

Например,

они

могут

работать

над

выпуском

каких

либо

стенгазет

или

тематических

плакатов.

Но

при

этом

выполнять работу, не требующую точности действий. Студенты нашего техникума

со статусом инвалид, с ОВЗ, активно принимают участие в профессиональных

конкурсах «Абилимпикс» и становятся победителями. Это победа над собой и для

себя.

Толерантность не должна быть модой, она должна являться целью каждого

здорового

общества.

В

образовательных

организациях

вся

работа

должна

основываться на воспитании гармонично развитой личности. Все положительные

проявления хорошо отслеживаются там, где обучаются дети с разных регионов, с

разными традиционными установками. В этом направлении активную позицию

занимает

наш

техникум.

Весь

процесс

становления

толерантного

сообщества

студентов можно отследить здесь.

Воспитание на Кавказе основывается на уважении и почитание старших.

Обижать

слабого-

значит

показать

свою

ничтожность.

Неумение

проявить

понимание к традициям и обычаям других народов- невоспитанностью.

В ГБПОУ «ВТЭТ» обучаются представители разных национальностей и

народностей, разного вероисповедания. В связи с этим вопрос толерантности

становится актуальным, впрочем, как в нашем обществе в целом. Возрастные

особенности обучающихся требуют более тщательному подходу к их обучению и

воспитанию со стороны педагогов техникума.

Вопрос толерантности,

изучение культуры и

национальных ценностей

других народов

не только показывают на различия людей, но и дают больше

возможностей для обогащения личности в познании общества. Студенты познают

мировоззрение других, культуру и обычаи соседних республик и конечно учатся

уважать друг друга.

Наш техникум предлагает обучиться разным актуальным и востребованным

на рынке труда профессиям.

Приобретение навыков и умения в выбранной профессии это главное, это

то,

чего

достигает

студент

в

процессе

обучения.

Знакомство

учащихся

с

искусством, историей, культурой, бытом различных народов позволит на практике

укреплять

принципы

бесконфликтного

взаимопонимания

и

сотрудничества.

Расширение знаний студентов о народах, живущих в нашей Республике, даст

возможность

формировать

взаимную

терпимость,

уважение

и

естественную

готовность

каждого

человека

к

продуктивному

межнациональному

и

межкультурному взаимодействию. Ребята с удовольствием познают кухню других

народов,

прекрасно

разбираются

в

особенностях

кулинарных

потребностей

разных слоев и национальностей нашего общества.

Умение представить себя на рынке труда и быть конкурентоспособным

главная

конечная

цель

обучения

в

нашем

техникуме.

Зависит

это

от

профессионализма наших педагогов. В своей работе они стараются не только

обучить профессиональным навыкам, но и закрепить у обучающихся чувство

товарищества

и

ответственности

за

других.

Сильная

личность

должна

уметь

презентовать себя, и делать это не унижая других.

Главную

и

ведущую

роль,

здесь,

несомненно,

играет

руководитель

образовательной

организации.

От

его

профессионализма

и

компетентности

зависит,

в

правильном

ли

направлении

движется

педагогический

процесс?

Устанавливать

оптимальные

межличностные

контакты,

основанные

на

толерантности, знание правил поведения в коммуникативных ситуациях, умение

культурно и корректно отстаивать свою точку зрения в спорах, умение понимать

личностные

особенности

и

эмоциональное

состояние

собеседника,

управлять

собственным эмоциональным состоянием - это те качества, которые поднимут

культуру и профессионализм каждого обучающегося

любого образовательного

учреждения. Всеми этими качествами должен обладать каждый преподаватель. Из

техникума

выпускаются

во

взрослую

жизнь

профессионалы

своего

дела

и

сильные личности с высокой социализацией.

Вопросы по воспитанию постоянно обсуждаются педагогами, психологом

совместно с родителями и всеми работниками техникума на педагогических и

методических советах, на родительских собраниях.

Привитие толерантности и умение взаимодействовать с отличными от себя

людьми- задача не только нашего техникума, но и глобальная цель политики

республики, нашего общества в целом.

Педагоги должным образом реагируют на появление новых субкультурных

веяний.

Они

пристально

следит

за

тем,

чтобы

любая

этнокультура

имела

свободную форму проявления. Как показательная и самая толерантная, конечно

же, может выступить любая традиционная культура. Испокон

веков народы

Кавказа показывает себя как дружелюбный и толерантный народ.

Воспитательная

работа

техникума

позволяет

студентам

включиться

в

различные виды деятельности, для проявления своих способностей.

Наши обучающиеся усваивают культуру соседних республик. Участвуют в

проведении национальных праздников. У нас бурно отмечают такие праздники

как: «Джеургоба», « Масленница», «Праздник пива», «Великая Пасха», фестиваль

«Осетинских пирогов». В течении года проводится много учебно- воспитательных

мероприятий: празднование памятных дат, концерты и выставки, посвященные

юбилеям деятелей искусства и культуры не только Кавказа , но всей России.

Участие

в

организации

общественных

мероприятий,

олимпиад

для

детей,

выставок национальной культуры, проведение фольклорных концертов и другие

мероприятия.

Это

помогает

отражению

внешних

проявлений

национальных

культур.

В техникуме проходят различные акции - « День толерантности», где дети

представляют кухню народов мира. При этом они готовят сообщения о народе,

чей кулинарный шедевр они представили.

В техникуме собрали танцевальный коллектив из талантливых ребят разной

национальности- «Фыдалты фарн» В их репертуаре танцы народов всего Кавказа.

Волонтерская

работа,

активно

развивающаяся

в

учреждении,

позволяет

взаимодействовать

с

различными

слоями

населениями.

Социально-

психологическая

работа

тесно

взаимодействует

с

детьми-инвалидами,

малообеспеченными семьями, пенсионерами и ветеранами, с детьми сиротами и

детьми

оставшимися

без

попечения.

Помогают

их

адаптация

в

техникуме

и

дальнейшей социализации.

Для

социализации

подростка

особую,

важную

роль

имеет

та

среда,

в

которую он попал во время своего «переходного возраста». Социум в котором

приветствуется уважение и почитание к старшим, для которого в приоритете

стремление

к

знаниям

и

проявление

человечности-

это

та

среда,

в

которой

прибывают наши студенты в течение нескольких лет. Выпуская своих студентов в

«большую жизнь « мы спокойны за их толерантность, за их профессионализм и

конечно же за то, что они правильно будут выставлять жизненные ценности.

Каждая

образовательная

организация

ставя

своей

целью

воспитать

достойную личность, укрепляет

здоровое состояние нашего обшества, создает

комфорт внутри каждого человека. В здоровом обществе, полном уважительного

отношения

к

друг

другу

закрепляются

личностные

качества

жизнеспособной

личности студента, нашей молодежи в целом. Эта дает твердое и основательное

убеждения,что наша молодежь будет меньше зависеть

от вредных привычек.

Меньше

будет

проявляться

жестокость

и

агрессия,

повысится

желание

сеять

доброту, и конечно же появится жизнелюбие.

Подготовил

педагог-

психолог

ГБПОУ

«ВТЭТ»-

Гурциева

Марина

Суликоевна.



В раздел образования