Напоминание

Формирование исследовательских умений и навыков у старшеклассников в ходе работы над инновационным проектом "СМИ в образовании"


Автор: Шнайдер Людмила Петровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №120
Населённый пункт: город Барнаул, Алтайский край
Наименование материала: статья
Тема: Формирование исследовательских умений и навыков у старшеклассников в ходе работы над инновационным проектом "СМИ в образовании"
Раздел: полное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №120» г. Барнаула

Статья

Формирование исследовательских умений и

навыков у старшеклассников в ходе работы над

инновационным проектом «СМИ в образовании»

Выполнила:

Шнайдер Людмила Петровна,

учитель

русского

языка

и

литературы

Барнаул, 2019г.

Введение.

Инновации, существенный элемент развития образования, выражаются в

тенденциях

накопления

и

видоизменения

разнообразных

инициатив

и

нововведений

в

образовательном

пространстве,

которые

в

совокупности

приводят к более или менее глобальным изменениям в сфере образования и

трансформации его содержания и качества. Инициативы возникают в ходе

естественной эволюции сферы образования – в поиске более перспективных

форм и средств педагогической деятельности, опробовании новых методик и

приемов обучения. Инициативы закрепляются при обмене и распространении

опыта.

Инновации для педагогов – это прежде всего внедрение в практику

новых педагогических и образовательных технологий.

Инновационный потенциал педагога включает желание и возможность

развивать

свои

интересы

и

представления,

искать

собственные

нетрадиционные решения возникающих проблем, воспринимать и творчески

воплощать уже существующие нестандартные подходы в образовании.

Я Шнайдер Л.П. работаю по реализации проекта «СМИ в образовании».

Это происходит с помощью исследовательских методов обучения.

Исследовательский метод – это организация поисковой, познавательной

деятельности

учащихся

путем

постановки

учителем

познавательных

и

практических

задач,

требующих

самостоятельного

творческого

решения.

Сущность

исследовательского

метода

обусловлено

его

функциями.

Он

организует творческий поиск и применение знаний, обеспечивает овладение

методами научного познания в процессе деятельности по их поиску, является

условием формирования интереса, потребности в творческой деятельности, в

самообразовании.

Цель

данной

статьи:

обобщить

опыт

работы

по

реализации

инновационного проекта «СМИ в образовании».

Цели и задачи проекта:

Содействие в приобретении знаний и аналитических навыков за счет

использования СМИ в качестве учебных пособий.

Содействие

пониманию

роли

СМИ

в

демократическом

обществе

и

основополагающих

демократических

ценностей

свободы

слова

и

дебатов, терпимости и открытости.

Развитие гражданственности и ответственности.

Стимулирование чтения вообще и чтения газет и журналов в частности не

только в целях развития отросли, но и потому, что широко читаема пресса

является важнейшим элементом демократического процесса.

Формы и методы работы с СМИ:

Учителя используют СМИ как во время урока, так и на классных часах,

дают

домашние

задания

с

материалами

газет,

журналов,

публикаций

из

Интернета.

Возможности

современного

урока

позволяют

учителю

включать

в

образовательную

практику

достаточно

разнообразные

формы

и

методы

исследовательской работы: исследования – анкета; анализ публицистического

текста

сравнение;

работа

со

словами;

сбор

материала

для

сочинения;

диспуты;

доклады;

подготовка

к

научно-практическим

конференциям

и

другое.

Рассмотрим несколько форм работы:

I.

Исследования – анкета «чтение газет, журналов, публикаций из Интернета

в семье».

Учащиеся получают задания на дом:

1.

изучите читательские привычки членов Вашей семьи;

2.

в какой последовательности и в какое время обычно читают газеты,

журналы, публикации из Интернета у Вас дома;

3.

сколько

человек

обычно

читают

газету,

журнал,

публикацию

из

Интернета – один или несколько;

4.

кто в Вашей семье читает газеты, журналы, публикации из Интернета

меньше всего;

5.

подсчитайте,

сколько

времени

отводится

чтению

газет,

журналов,

публикаций из Интернета;

6.

какая

информация

в

газетах,

журналах,

публикациях

из

Интернета

больше всего интересна Вам и членам Вашей семьи;

7.

печатаются

ли

в

газетах,

журналах,

публикации

из

Интернета

материалы по Вашему хобби или хобби членов Вашей семьи.

II.

а)

В

настоящее

время

лексический

состав

современного

русского

литературного языка пополняется очень интенсивно. Новации последних лет

наиболее

широко

представлены

в

современной

газетно-журнальной

публицистике, живущей делами и чувствами сегодняшнего дня, отражающей

состояние нашего общества. В публицистическую речь эти слова входят

гораздо быстрее, чем в художественную. Именно в публицистике возникают

и определяются многие важнейшие тенденции развития языка. Язык быстро

реагирует на потребности социума. Произошел своеобразный номинативный

взрыв. Появилось много неологизмов.

б) В рамках тем «активные процессы в современном русском языке»

(10 класс) после объяснения учителем теоретического материала школьники

получают

ряд

заданий,

выполнить

которые

можно,

используя

газетные

статьи.

В газетных статьях заранее отмеченных учителем найдите неологизмы.

Найдите

такие

существительные,

образованные

суффиксальным

способом, определите какие суффиксы чаще используются.

Найдите

слова,

образованные

префиксальным

способом,

какие

приставки чаще используются.

Каких

слов

в

количественном

отношении

больше,

образованных

суффиксальным или префиксальным способом.

Какие еще способы образования новых слов Вы можете отметить в

данных статьях (сложносокращенные слова).

Обновление

состава

существительных

затронуло

ли

систему

словопроизводства

современного

русского

литературного

языка

(учащиеся делают вывод, отмечают усилившиеся влияния английского

языка).

Учащиеся

получают

задания

на

дом:

работая

с

материалами

газет,

выяснить, как часто и насколько оправданно используются варваризмы в

печатных СМИ, подготовить небольшие сообщения.

III.

К области методики критического мышления относится и критический

анализ текста. Обучение текстовому анализу дает возможность школьникам

распознать стереотипы, пропаганду, отделить факты от мнений, точек зрения,

анализировать различные точки зрения. Учащимся предлагается прочесть

статью из газеты. Проанализировать. Облегчить процесс текстового анализа

может использование обучающих памяток:

1.

Поставьте вопросы к прочитанному тексту.

2.

Выделите основную мысль (тезис) текста.

3.

Определите причину события, явления…

4.

Проанализируйте…

5.

Объясните (аргументируйте) свою точку зрения по проблеме.

Проводится

обсуждение

некоторых

работ.

Но

необходимо

соблюдать

правило: каждый имеет право на собственную позицию, но каждая позиция

должна быть аргументирована.

IV.

«Мир в фотографиях».

Цель

занятия:

привлечь

внимание

подростков

к

фотоматериалу,

представленному СМИ. Во вступительной части урока учитель предлагает

ребятам сформировать небольшие рабочие группы. Получают задания:

Сравнить содержание статьи газеты и фотографий к ней.

На сколько соответствует заголовок статьи к фотографии?

Серьезно ли влияет подпись к фотографии на её восприятие?

Постарайтесь придумать 2-3 подписи к понравившейся Вам фотографии.

Меняют ли они её восприятие.

Работа

проводится

в

группах

25

минут.

Затем

каждая

группа

представляет свои фотографии с комментариями.

Данная форма работы интересна, не вызывает, как правило, у учащихся

затруднения, а также акцентирует внимание на визуальный ряд материалов

прессы и формирует критическое отношение к нему.

V.

У нас в школе традиционно 1 марта проводится День Земли. В данной

ситуации

очень

востребованы

материалы

регионального

значения,

опубликованные

в

газете,

на

основе

которых

возможно

подготовить

и

провести дискуссию. Например, «Экологическое право граждан РФ» или

«Толи

риск,

толи

блеф»

строительстве

экспортного

газопровода

из

Западной Сибири в Китай).

Цель:

1.

создание условий для развития у подростков качеств демократической

гражданственности;

2.

развитие

у

школьников

активной

жизненной

позиции,

чувства

ответственности;

3.

обучение дискуссии.

Задачи:

1.

получить

опыт

коллективного

решения

реальных

социальных

и

правовых проблем;

2.

формировать интерес к общественной жизни через приобщение к

чтению и обсуждение материалов газет.

Подготовка к дискуссии проходит в три этапа.

1.

Распределение тематики выступления, поиск информации (из публикации

в газете), консультации с учителем.

2.

Проведение дискуссии.

3.

Итоги (проведение рефлексии собственного участия в дискуссии).

Что получилось?

У школьников, которые участвовали в проекте

увеличился интерес к социальным проблемам;

чаще читают газету вне школы;

читают больше рубрик и колонок;

повысился уровень информированности;

более открыто выражают свое мнение, дают более веские аргументы.

Так в обществе появляются не просто грамотные и цивилизованные

читатели,

а

социально

активные

граждане,

способные

воспринимать

и

осмыслить происходящие в обществе процессы.



В раздел образования