Напоминание

Подготовка к части "Говорение в ОГЭ и ЕГЭ: возможности УМК и дополнительных пособий"


Автор: Тулпарова Лариса Умаровна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МКОУ "СОШ № 2 г.Усть_Джегуты"
Населённый пункт: г. Усть-Джегута Карачаево-Черкесская Республика
Наименование материала: статья
Тема: Подготовка к части "Говорение в ОГЭ и ЕГЭ: возможности УМК и дополнительных пособий"
Раздел: полное образование





Назад




1

Подготовка к части «Говорение в ОГЭ и ЕГЭ: возможности УМК и

дополнительных пособий»

В современных отечественных УМК заложена система объективного контроля,

соотносящаяся с ОГЭ, ЕГЭ и целенаправленно готовящая, но не натаскивающая на него.

Одним из хороших примеров таких УМК может быть “Spotlight”Ваулиной, О.В.

Афанасьевой , Д. Дули. Тем не менее, при всех очевидных плюсах использования

традиционных УМК для подготовки к сдаче ЕГЭ, налицо один очевидный недостаток: все

эти задания невозможно в полном объеме обхватить, используя их во время урока. На один

тип задания один учитель уделит больше внимания, на другой – меньше. Это зависит от

ряда причин, например, от общего уровня способностей учеников, не всегда задания

пообобраны идеально, учителю зачастую приходится использовать дополнительный

материал на уроке, чтобы закрепить определенный материал.

Чаще всего это пособие «ОГЭ и ЕГЭ. Английский язык. Устная часть.» «Тренировочные

тесты» (автор Р.П.Мильруд) с аудиоприложением.

Так же компьютерные программы при обучении иностранному языку находят все большее

применение в организации учебного процесса в средних учебных заведениях.

Одной из самых заметных новинок, которая часто используется в преподавательской

практике при подготовке к ЕГЭ – это курс иноязычного компьютерного обучения

«Professor Higgins» (Профессор Хиггинс).

При работе с данной программой можно добиться успеха в решении и освоении тех видов

работ, которые вызывают наибольшую сложность при изучении английского языка,

например, употребление грамматического материала.

Вернемся к учебнику “Spotlight” и к устной части ОГЭ.

Устная часть ОГЭ состоит из трех заданий:

чтение вслух небольшого текста научно-популярного характера;

участие в условном диалоге-расспросе (ответы на заданные вопросы);

тематическое монологическое высказывание с вербальной опорой в тексте задания.

Общее время ответа одного участника ОГЭ (включая время на подготовку) - 15 минут.

Каждое последующее задание выдаётся после окончания выполнения предыдущего задания.

Всё время ответа ведётся аудио- и видеозапись. Максимальное количество баллов - 15.

Успех на устной части экзамена обеспечивают:

владение техникой чтения

умение

вести

диалог-расспрос

(задавать

вопросы)

в

типичных

ситуациях

общения

в

социально-бытовой и социально-культурной сфере

умения монологической речи (описание картинки)

навыки

оперирования

грамматическими

формами

и

лексическими

единицами

в

коммуникативно-значимом контексте

знакомство с форматом заданий

Задание 1 предусматривает чтение вслух небольшого текста научно-популярного характера.

Время

на

подготовку-

1,5

минуты.

Время

прочтения

-

не

более

2

минут.

Максимальное

количество баллов -2.

Цель задания: проверка уровня сформированности умений чтения. При проверке данного

умения обращают внимание как на саму технику чтения (понимание правил чтения отдельных

букв и их сочетаний), так и на фонетическую сторону речи: произношение звуков, ритм

английского предложения и интонация.

2

Стратегии выполнения Задания 1 (Что делать?)

1)

Внимательно изучите предложенный отрывок;

2)

Прочитайте текст про себя, разделив каждое предложение на смысловые отрезки,

чтобы при чтении вслух использовать правильную интонацию;

3)

Прочитайте текст сначала шепотом, а потом вслух;

4)

Обращайте внимание на слова, трудные для произношения;

5)

Не торопитесь при чтении текста, выдерживайте средний темп;

Как добиться выразительного чтения

На уроках следует напомнить учащимся о некоторых принципах чтения:

Чтение вслух воспринимается как непрерывный поток.

В

предложении

слова

группируются

в

смысловые

группы,

состоящие

из

ударных

и

безударных слов.

Ударные слова произносятся через одинаковый промежуток времени.

Краткие паузы ставятся между смысловыми группами, а не внутри них.

Стандартная интонация в повествовательном предложении понижается постепенно с каждым

ударным словом.

I.

Проводить

работу

над

словами: регулярно

повторять

правила

чтения;

приучить

пользоваться словарями для проверки произношения слов и ударения;

Обращать внимание учащихся:

на произношение английских звуков;

на слова, которые часто путают (country-county, though-thought, since-science);

II. Работать над фразами:

научить размечать текст;

научить выделять ударные слова;

Напомнить, что:

ударение не ставится на предлоги и артикли;

паузы не делаются

между предлогом и относящимся к нему слову, между артиклем и

последующим словом;

Особое внимание нужно обращать на слитное чтение слов. Слова произносятся слитно в потоке

речи, и их разделяют смысловые паузы.

III. Работать над английской интонацией.

научить размечать текст и интонацию предложений;

Для

отработки

интонации

хорошо

использовать

“chunks”,т.е. деление на интонационно-

смысловые группы.

В каждом модуле учебника содержатся достаточно текстов научно-популярного характера,

которые позволяют добиться нужного уровня сформированности умений чтения. Они так же

являются базой для развития умений выполнить задания 2 и 3.

В задании 2 предлагается принять участие в условном диалоге-расспросе: ответить на 6

услышанных в аудиозаписи вопросов телефонного опроса. Время на подготовку- 1,5

минуты. Дается 60 секунд для ответа на каждый вопрос. Ставится 1 балл за каждый

правильный ответ. Максимальное количество баллов – 6.

Образец задания №2:

Task 2. Take part in a telephone survey. You have to answer six questions. Give full answers to

the questions.

Remember that you have 60 seconds to answer each question.

3

Electronic assistant: Hello! It’s the electronic assistant of the Dolphin Sports Club. We kindly ask you

to take part in our survey. We need to find out how people feel about doing sports in our region. Please

answer six questions. The survey is anonymous - you don’t have to give your name. So, let’s get

started.

1. Electronic assistant: How old are you?

Student: ___________________________________

2. Electronic assistant: How many times a week do you do sports?

Student:____________________________________________

3. Electronic assistant: What sport is the most popular with teenagers in your region?

Student:______________________________________________________

4. Electronic assistant: What sports facilities are available in the place where you live?

Student:_________________________________________________________

5. Electronic assistant: Why do you think it is important to keep fit?

Student:__________________________________________

6. Electronic assistant: What would you advise a person who wants to keep fit?

Student:_________________________________________________

Electronic assistant: This is the end of the survey. Thank you very much for your cooperation.

При подготовке ко 2 заданию необходимо совершенствовать следующие умения:

Отвечать на вопросы разных типов;

Логично, последовательно и четко отвечать на поставленные вопросы;

Использовать разнообразные реплики в процессе общения;

Употреблять клише и разнообразные вводные структуры;

Пользоваться выражениями согласия, несогласия, сомнения, просьбы, вежливого

отказа;

Пользоваться этикетными фразами страны изучаемого языка.

В модуле 1в, 2в даются задания на развитие навыков говорения: это диалог ( образец для

составления

своих

диалогов),

“Everyday

English”

,

Say

it right”,

даются

ситуации

для

обсуждения ( модуль “Across the curriculum” и ,конечно же, раздел “ Spotlight on exams”, где

задание Speaking дает темы для обсуждения с партнером. Тексты по теме, изученная лексика,

грамматика и разговорные клише делают возможным выполнение этого задания.

В задании

3 необходимо построить законченное связное монологическое высказывание на

определенную тему с опорой на план, представленный в виде косвенных вопросов. Время на

подготовку -1,5 минуты. Время ответа не более 2 минут. Максимальное количество баллов -7.

Цель

задания:

проверить

способность

учащегося

создать

логичное,

связное

законченное

высказывание определенного объема на предложенную тему с опорой на план и зрительную

опору.

Образец задания №3:

Task 3. You are going to give a talk about photography. You will have to start in 1.5 minutes and

speak for not more than 2 minutes.

Remember to say:

1.

why people like taking pictures

2.

why taking photos is more popular today than it was in the past

3.

what the best photo you have ever taken is

You have to talk continuously.

Требования программы в области владения монологической формой речи:

Совершенствование владением разными видами монолога, включая высказывания в связи с

увиденным/прочитанным, сообщения.

4

Развитие

умений:

делать

сообщения,

содержащие

наиболее

важную

информацию

по

теме/проблеме; кратко передавать содержание полученной информации; рассказывать о себе,

своем

окружении,

своих

планах,

обосновывая

свои

намерения/поступки;

рассуждать

о

фактах/событиях,

приводя

примеры,

аргументы,

делая

выводы;

описывать

особенности

жизни и культуры своей страны и страны/стран изучаемого языка.

по заданной теме, включая в него мнение и оценку.

При

обучении

монологической

речи

на

уроках

учителю

следует

выполнять

речевые

упражнения разного типа:

Речевые упражнения на формирование умений как подготовленной, так и неподготовленной

речи предполагают видоизменение и дополнение высказывания:

с опорой на формальные признаки (ключевые слова, план, заголовок);

с опорой на источники информации (картинка, фильм, текст);

с опорой на изученную тему.

Например, воспроизвести высказывание с изменением начала или конца; составить рассказ (по

ключевым

словам,

плану);

определить

и

кратко

обосновать

тему

прочитанного

или

прослушанного

рассказа;

выделить

основные

смысловые

части

рассказа

и

озаглавить;

пересказать либо близко к тексту, либо кратко; изменить диалог в монологическую речь.

Речевые упражнения на развитие неподготовленной речи:

придумать заголовок к тексту и обосновать;

составить ситуацию с опорой на ранее прочитанное, услышанное;

определить суть высказывания;

охарактеризовать действующих лиц, место действия;

составить краткое объявление, тексты открыток.

Учителю также рекомендуется проводить тренировочные упражнения такого типа:

Продолжи предложение;

Подберите как можно больше прилагательных к словам;

Подберите синонимы – антонимы;

Составьте несколько предложений с фразовыми глаголами и устойчивыми выражениями;

Составьте список клише для высказывания со зрительной опорой.

В модулях D «Literature” есть задания на развитие навыков монологической речи, где

заключительным заданием является монологическое высказывание от лица персонажа,

свое видение истории или же закончить историю.

В целом, УМК имеет возможность подготовить учащихся к сдаче устной части ОГЭ и

ЕГЭ.

Подготовка к ЕГЭ в 11 классе. Устная часть экзамена.

Инструкция по выполнению работы

Устная часть КИМ ЕГЭ по английскому языку включает в себя 4 задания.

Задание 1 – чтение вслух небольшого текста научно-популярного характера.

Время на подготовку- 1,5 минуты.

В задании 2 предлагается ознакомиться с рекламным объявлением и задать пять вопросов на

основе ключевых слов.

Время на подготовку- 1,5 минуты.

В задании 3 предлагается выбрать одну из трёх фотографий и описать её на основе плана.

Время на подготовку- 1,5 минуты.

В задании 4 ставится задача сравнить две фотографии на основе предложенного плана.

Время на подготовку- 1,5 минуты.

5

Общее время ответа одного экзаменуемого (включая время на подготовку) – 15 минут.

Каждое последующее задание выдаётся после окончания выполнения предыдущего задания.

Всё время ответа ведётся аудио- и видеозапись.

Постарайтесь полностью выполнить поставленные задачи, старайтесь говорить ясно и чётко, не

отходить

от

темы

и

следовать

предложенному

плану

ответа.

Так

Вы

сможете

набрать

наибольшее количество баллов.

Образец подготовки к заданию №1: как добиться выразительного чтения

I. Работа над словами: повторение правил чтения

1)Прочитайте текст 2)Подчеркните слова, представляющие трудности в чтении

3)Выпишите эти слова в транскрипции и удостоверьтесь, что вы произносите их правильно

Mind your pronunciation! – Следите за произношением!

[iː] – tree, teens, keep, seeds, reach, leaves, breathe [briːð]

[ɜː] – birds, circulation, certain

[θ] – growth, forth, thousand, through [θruː]

[ð] their, others, themselves, breathe [briːð], gather, within

В задании

2

(Study

the

advertisement)

предлагается

ознакомиться

с

рекламным

объявлением и задать пять вопросов на основе ключевых слов.

Время на подготовку – 1,5 минуты.

Время на ответ – 20 секунд

Максимальное количество баллов – 5.

Цель задания: проверка умения задавать вопросы. Успешность выполнения задания 2 зависит

от уровня сформированности умения задавать вопросы, понимания вопросительного порядка

слов и требуемых вспомогательных глаголов в конкретном вопросе.

Task 2. Study the advertisement.

Welcome to our school of break dance!

You are considering starting break dance lessons and now you’d like to get more information. In

1.5 minutes you are to ask five direct questions to find out about the following:

1) tuition fee

2) course location

3) duration of the course

4) special clothes

5) evening classes

You have 20 seconds to ask each question.

Стратегии выполнения задания 2 (С чего начать?)

Рассмотрите предложенную иллюстрацию и определите, что она рекламирует

Как сформулировать вопрос

Определите тип вопроса (общий, специальный)

Помните,

что

общий Yes/No вопрос задается с восходящей (rising)

интонацией,

а

специальный (Wh-) c нисходящей (falling) интонацией.

При отсутствии вопросительных слов помните, что

Time предполагает when

Place предполагает where

Duration предполагает how long

Availability предполагает is/are there

Определите

время,

которое

необходимо

использовать

и

выберите

соответствующий

вспомогательный глагол

6

Образец подготовки к заданию №2: как задавать прямые вопросы?

I.

Повторение грамматики по теме «Разные типы вопросов: общие, специальные,

альтернативные, разделительные, вопросы к подлежащему»

В задании 3 (Describe the photograph) предлагается выбрать одну из трёх фотографий и описать

её на основе плана.

Предполагаемое время на подготовку- 1,5 минуты.

Время говорения - не более 2 минут.

Максимальное количество баллов за третье задание в устной части ЕГЭ по АЯ – 7 баллов.

Цель задания: проверка уровня сформированности умений говорения в режиме монолога.

Task 3. Imagine that these are photos from your photo album.

Choose one photo to present to your friend.

Photo 1 Photo 2 Photo 3

You will have to start speaking in 1.5 minutes and will speak for not more than 2 minutes (12–15

sentences). In your talk remember to speak about:

1.

where and when the photo was taken

2.

what/who is in the photo

3.

what is happening

4.

why you keep the photo in your album

5.

why you decided to show the picture to your friend

В задании 3 оценивается:

1)

Решение коммуникативной задачи - даны ответы на все вопросы- 3 балла max

2)

Организация

высказывания

-

наличие

вступления

и

заключения,

завершенность

высказывания- 2 балла max

3)

Языковое оформление – 2 балла max

Стратегии выполнения задания 3:

C ЧЕГО НАЧАТЬ

Необходимо описать только 1 картинку на выбор

Начинайте свое высказывание с представления темы (вступления).

Тема указана в формулировке задания.

ЧТО ДЕЛАТЬ

Стройте

высказывание

в

соответствии

с

планом,

для

того

чтобы

обеспечить

логичность высказывания

Используйте средства логической связи

Предлагайте развернутую аргументацию, когда это необходимо

Не давайте избыточную информацию, так как Вам может не хватить времени

При

описании

старайтесь

не

использовать

слишком

сложные

грамматические

конструкции

Используйте больше прилагательных

В задании

4

(Compare

and

contrast

the

two

photographs)

ставится

задача

сравнить

две

фотографии на основе предложенного плана.

7

Предполагаемое время на подготовку- 1,5 минуты.

Время говорения - не более 2 минут.

Максимальное количество баллов за четвертое задание в устной части ЕГЭ по АЯ – 7 баллов.

Цель задания: проверка уровня сформированности умений в говорении.

(12–15 sentences). You have to talk continuously.

В задании 4 оценивается:

Решение коммуникативной задачи – 3 балла max

1. Краткое описание фотографий (что происходит на фото и где)

2. Ответ на вопрос о сходстве фотографий

3. Ответ на вопрос о различиях

4. Ответ на вопрос о предпочтениях экзаменуемого

5. Обоснование своих предпочтений

Организация высказывания - наличие вступления и заключения, завершенность

высказывания- 2 балла max.

Языковое оформление- 2 балла max.

Стратегии выполнения Задания 4:

C ЧЕГО НАЧАТЬ

Начинайте свой рассказ с представления темы.

Тема указана в формулировке задания, обратите внимание на 4 подпункт.

Помните, что в ответе должны присутствовать вступительная и заключительные фразы.

ЧТО ДЕЛАТЬ

Уделять основное внимание сравнению фотографий, а не подробному описанию

каждой фотографии в отдельности.

Не забывайте, что Вы должны отметить общие и отличительные черты фотографий,

постарайтесь увидеть 2 сходства и 2 отличия.

Используйте разговорные клише при сравнении фотографий.

Выскажите свое мнение и аргументируйте его.

Не молчите, «думайте вслух» и заполняйте паузы с помощью таких выражений,

как Well…/Let me think…./That’s a not straight forward question to answer…/You know…

8

Задание 3: описание картинки

While travelling I always take lots of photos and today I’m going to tell you about one of them.

I’ve chosen photo number 1. Look at this photo. In the photo you can see … (my friends) …(I

love them very much). It was an amazing trip!

I took the photo last year when we … The atmosphere was … In the background there is a … In

the foreground there are …

I took the photo because it makes me remember every little detail of the time that I spent with

my friends.

I decided to show the picture to you because it carries pleasant memories, which I always like to

share.

I wish you were with us!

That’s all I wanted to say.

Задание 4: сравнение картинок

Well, I’d like to compare and contrast the given photos.

In photo number one we can see … In the second photo there is a…

Both of the photos are related to… (work) In both of them there are some people who are …

However, the photos have certain differences too. First of all, the first picture shows us … , while

in the second one …

Personally, I’d prefer (something) in the first / second picture, because I really like …

In conclusion, I’d like to notice that these photos have some differences, but they have one

common thing — (something).

I’ve come to the end of my talk. Thank you for listening.



В раздел образования