Напоминание

Развитие речи дошкольников при ознакомлении с природой


Автор: Свечихина Ольга Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №11 "Семицветик"
Населённый пункт: Нижний Новгород
Наименование материала: статья
Тема: Развитие речи дошкольников при ознакомлении с природой
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья на тему:

«Развитие речи воспитанников при ознакомлении с природой»

Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Язык и

речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как

узел, в котором сходятся различные линии психологического развития, мышления,

память, эмоции. Родная природа – это могущественный источник, из которого

человек черпает свои первые знания и впечатления. Маленький ребенок смотрит в

мир широко распахнутыми глазами и замечает все: крохотного паучка в густой

траве,

подвижного

жучка

на

зеркальной

поверхности

воды,

трудолюбивого

муравьишку

на

лесной

тропинке.

Природа

привлекает

детей

сезонными

изменениями,

яркостью

красок,

запахами,

звуками,

знакомясь

с

ней

дети

открывают

для

себя

новый

мир.

Развивая

речь

детей

при

ознакомлении

с

природой, мы можем добиться единства речевого и познавательного развития

детей.

Ведущей идеей нашей работы стало создание системы работы по развитию речи

воспитанников старшего дошкольного возраста при ознакомлении с природой.

Определили направления работы:

1. Создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды,

способствующей развитию речи детей.

2. Разработка и организация системы работы по развитию речи воспитанников

средней группы при ознакомлении с природой.

3. Привлечение к сотрудничеству специалистов МБДОУ.

4. Привлечение родителей к сотрудничеству в создании в детском саду уютной

домашней

обстановки

и

богатой

развивающей

предметно-

пространственной

образовательной среды.

Исходя из результатов начального обследования развития детей, отмечаются

проблемы

в

развитии

большинства

детей

по

областям,

особенно

по

«Познавательное развитие» и «Социально-коммуникативное развитие». А природа

свое силой и красотой позволит обогатить словарь и развить речь детей.

На основании результатов обследования особенностей развития речи детей

мы поставили перед собой следующую цель работы: Способствовать развитию

речи

детей

при

ознакомлении

с

природой,

учитывая

индивидуальные

особенности воспитанников.

Основные задачи, которые мы решали при организации работы по развитию речи:

1.

Пополнять и активизировать словарь на основе углубления знаний

детей о природе.

2.

Активизировать

употребление

в

речи

названий

объектов

живой

природы и явлений природы. Закреплять правильное произношение гласных

и согласных звуков.

1

3.

Формировать умение согласовывать слова в предложении, правильно

использовать предлоги в речи; образовывать форму множественного числа

существительных, обозначающих детенышей животных.

4.

Развивать умение детей описывать объекты природы, упражнять в

составлении рассказов по картине.

5.

Воспитывать культуру общения.

Мы

определили

следующие

этапы

работы

по

развитию

речи

детей

старшей

группы при ознакомлении с природой:

1.

Накопление представлений об окружающем природном мире, введение

слов в словарь детей. Знакомство с играми по развитию речи детей.

2.

Закрепление

умений

детей

играть

в

дидактические

игры

прородоведческого содержания.

3.

Обобщение умений, навыков и перенос в другие виды деятельности.

Особую роль для всестороннего развития, а также для реализации потенциальных

возможностей и стимулирования познавательной, и речевой активности играет

построение среды.

В группе

мы создали естественную, доступную,

комфортабельную, уютную,

рациональную

организованную,

безопасную

обстановку,

насыщенную

разнообразными многофункциональными дидактическими средствами и игровым

материалом.

Развивающая предметно – пространственная образовательная среда имеет

домашний вид, домашний уют при необходимом наполнении содержания среды по

образовательным областям.

Многие вещи изготовлены руками педагогов. Среда очень мобильна, много

функциональна, отвечает возрастным и индивидуальным особенностям детей.

Результаты наблюдения за детьми показали, что важное значение в развитии

речи

детей

имеет

организация

интересной,

содержательной

деятельности,

в

которой дети приобретают опыт общения с взрослыми и другими детьми.

Наблюдения за детьми показали, что дети любят играть в игры «Дикие и

домашние

животные»,

«Что

сначала,

что

потом».

Так

же

большой

интерес

вызывают игры типа «Пазлы», в которых заложены элемент самоконтроля.

Можно

сделать

вывод,

что

предметно

развивающая

среда

мобильна,

многофункциональна,

насыщена

и

отвечает

возрастным

и

индивидуальным

особенностям детей. Она становится основой для развития речи и ознакомления с

природой.

На

первом

этапе

мы

знакомили

детей

с

окружающей

природой.

Использовали

наблюдение,

рассматривание

объектов

природы.

Особенно

интересны

были

детям

наблюдения

за

деревьями

на

участке

детского

сада.

Использовались

различные

методы:

наглядные

(наблюдения,

экскурсии,

2

рассматривание

картин

и

иллюстраций,

просмотр

диафильмов

о

природе),

словесные

(беседы,

чтение

художественной

литературы,

использование

фольклорных материалов), практические (экологические игры, опыты, труд).

Важным условием в работе является использование игровых приемов. Мы

использовали разные виды игр: дидактические игры и упражнения экологического

характера,

лексико-грамматические

игры,

игры

на

формирование

звуковой

культуры

речи,

которые

способствуют

развитию

речи

детей,

усвоению

грамматических

основ,

речевой

активности

и

одновременно

знакомят

их

с

животными. Игровые упражнения: “Накормим зверей”, “Чьи детеныши?”. Ребенок

воспроизводит голосом звучание звуков природы, голосов животных в нужном

темпе,

ритме,

контролирует

силу

голоса,

ритм,

темп,

развивает

координацию

голоса с движением. Упражнения “Животные в зеркале”, “Отзовись”, формируют

представление о связи звука с артикуляцией, вырабатывают длительный речевой

выдох.

Развивать

слуховое

восприятие

и

понимание

речи,

формировать

связь

между словом и образом помогают игры “Доскажи слово”:

Когда дети накопили представления о природе, возник интерес к речевым

играм, мы перешли ко второму этапу. Цель которого: закрепление умений

играть в дидактические игры природоведческого содержания.

Детям нравиться планировать в начале дня мероприятия, это позволяет

им

задавать

вопросы

воспитателям

о

названии

мероприятия,

его

сущности.

Важное место в развитии речи занимают беседы. Содержанием бесед является

материал

по

ознакомлению

детей

с

природой

родного

края.

Для

повышения

познавательной

активности

детям

служат эмоциональные средства, такие как

картины, стихотворения, вопросы о впечатлениях, фактах или событиях из жизни

природы, связанных с темой занятий.

Когда дети освоили игры, мы перешли к третьему этапу: На данном этапе мы

использовали те же игры, элементарные проблемные ситуации. Главная цель

данного этапа - обобщение умений, навыков общения и

перенос в другие

виды деятельности. Игры на разные стоны речи детей на природном материале

стали неотъемлемой частью деятельности. Дети используют в играх чистоговорки,

потешки. В роли, в кукольном спектакле говорят интонационно выразительно, с

использованием неречевых форм (ударения, жестов, тембра голоса, его высоты)

Дети не стеснительны, при приходе в группу незнакомых взрослых предлагают

войти,

знакомятся,

задают

вопросы. Особое внимание

уделяем молчаливым,

скромным детям. Например, предлагаем упражнения на звукопроизношения. А

дети, которые плохо говорят, постоянные участники наших совместных игр.

Ребята стали более разговорчивыми. Они говорят друг с другом на разные

темы:

о

погоде,

о

проведённом

дне,

о

посещении

зоопарка

и

тд.

Дети

с

удовольствием

слушают

сказки,

составляют

рассказы-впечатления,

заучивают

стихотворения

Параллельно с работой с детьми по развитию речи при ознакомлении с

природой, мы осуществляли тесное сотрудничество с родителями.

3

Ежедневная

работа

направлена

на

обеспечение

систематической

информированности родителей о жизни ребёнка в детском саду и поддержании

контакта

с

семьёй. Прежде

всего,

этой

цели

служит родительский

уголок,

в

котором отражена информация деятельности работы с детьми.

Родители

также

участвуют

в

оформлении

родительского

уголка,

делают

фотографии, совместные рисунки с детьми, составляют рассказы о природе. На

основе

данного

материала

мы

начали

собирать

материал

для

издания

книги

удивительных

открытий.

В

работе

с

родителями

мы

используем

следующие

формы:

Родительские собрания, показательные мероприятия, анкетирование,

беседы, участие родителей в оснащении группы игровым материалом;

Совместные

мероприятия:

праздники,

развлечения,

фотовыставки,

обобщение семейного опыта и представление его на педсовете;

Информирование: консультации, памятки, семинары-практикумы.

Для более эффективного и успешного решения поставленных задач свою работу

мы строили в тесном взаимодействии со специалистами ДОУ:

музыкальным

руководителем, педагогом - психологом.

Совместно со специалистами

проводилось наблюдение за детьми, педагоги

помогали

в

организации

диагностического

этапа,

оформления

стендовой

информации для родителей в рубриках « Это интересно», « Обсудите с детьми»

и т.п.

Таким образом, совместная работа педагогов ДОУ способствует более

глубокому закреплению у детей имеющихся знаний и умений, развитию речи

детей.

Исходя из результатов обследования и наблюдений за деятельностью детей,

результатами нашей работы стали:

* повышение уровня речевого развития каждого ребёнка

* повышение самостоятельной речевой активности детей

* увеличение числа задаваемых детьми вопросов

* повышение культуры общения.

Результаты проведенной работы показали, что работа по развитию речи при

ознакомлении с природой обогащает связную речь детей, способствует развитию

не

только

речи

детей,

но

и

общения,

и

любознательности,

развитию

интегративных качеств личности в соответствии с ФГОС.

4



В раздел образования