Автор: Свечихина Ольга Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №11 "Семицветик"
Населённый пункт: Нижний Новгород
Наименование материала: статья
Тема: Развитие речи дошкольников при ознакомлении с природой
Раздел: дошкольное образование
Статья на тему:
«Развитие речи воспитанников при ознакомлении с природой»
Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Язык и
речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как
узел, в котором сходятся различные линии психологического развития, мышления,
память, эмоции. Родная природа – это могущественный источник, из которого
человек черпает свои первые знания и впечатления. Маленький ребенок смотрит в
мир широко распахнутыми глазами и замечает все: крохотного паучка в густой
траве,
подвижного
жучка
на
зеркальной
поверхности
воды,
трудолюбивого
муравьишку
на
лесной
тропинке.
Природа
привлекает
детей
сезонными
изменениями,
яркостью
красок,
запахами,
звуками,
знакомясь
с
ней
дети
открывают
для
себя
новый
мир.
Развивая
речь
детей
при
ознакомлении
с
природой, мы можем добиться единства речевого и познавательного развития
детей.
Ведущей идеей нашей работы стало создание системы работы по развитию речи
воспитанников старшего дошкольного возраста при ознакомлении с природой.
Определили направления работы:
1. Создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды,
способствующей развитию речи детей.
2. Разработка и организация системы работы по развитию речи воспитанников
средней группы при ознакомлении с природой.
3. Привлечение к сотрудничеству специалистов МБДОУ.
4. Привлечение родителей к сотрудничеству в создании в детском саду уютной
домашней
обстановки
и
богатой
развивающей
предметно-
пространственной
образовательной среды.
Исходя из результатов начального обследования развития детей, отмечаются
проблемы
в
развитии
большинства
детей
по
областям,
особенно
по
«Познавательное развитие» и «Социально-коммуникативное развитие». А природа
свое силой и красотой позволит обогатить словарь и развить речь детей.
На основании результатов обследования особенностей развития речи детей
мы поставили перед собой следующую цель работы: Способствовать развитию
речи
детей
при
ознакомлении
с
природой,
учитывая
индивидуальные
особенности воспитанников.
Основные задачи, которые мы решали при организации работы по развитию речи:
1.
Пополнять и активизировать словарь на основе углубления знаний
детей о природе.
2.
Активизировать
употребление
в
речи
названий
объектов
живой
природы и явлений природы. Закреплять правильное произношение гласных
и согласных звуков.
1
3.
Формировать умение согласовывать слова в предложении, правильно
использовать предлоги в речи; образовывать форму множественного числа
существительных, обозначающих детенышей животных.
4.
Развивать умение детей описывать объекты природы, упражнять в
составлении рассказов по картине.
5.
Воспитывать культуру общения.
Мы
определили
следующие
этапы
работы
по
развитию
речи
детей
старшей
группы при ознакомлении с природой:
1.
Накопление представлений об окружающем природном мире, введение
слов в словарь детей. Знакомство с играми по развитию речи детей.
2.
Закрепление
умений
детей
играть
в
дидактические
игры
прородоведческого содержания.
3.
Обобщение умений, навыков и перенос в другие виды деятельности.
Особую роль для всестороннего развития, а также для реализации потенциальных
возможностей и стимулирования познавательной, и речевой активности играет
построение среды.
В группе
мы создали естественную, доступную,
комфортабельную, уютную,
рациональную
организованную,
безопасную
обстановку,
насыщенную
разнообразными многофункциональными дидактическими средствами и игровым
материалом.
Развивающая предметно – пространственная образовательная среда имеет
домашний вид, домашний уют при необходимом наполнении содержания среды по
образовательным областям.
Многие вещи изготовлены руками педагогов. Среда очень мобильна, много
функциональна, отвечает возрастным и индивидуальным особенностям детей.
Результаты наблюдения за детьми показали, что важное значение в развитии
речи
детей
имеет
организация
интересной,
содержательной
деятельности,
в
которой дети приобретают опыт общения с взрослыми и другими детьми.
Наблюдения за детьми показали, что дети любят играть в игры «Дикие и
домашние
животные»,
«Что
сначала,
что
потом».
Так
же
большой
интерес
вызывают игры типа «Пазлы», в которых заложены элемент самоконтроля.
Можно
сделать
вывод,
что
предметно
–
развивающая
среда
мобильна,
многофункциональна,
насыщена
и
отвечает
возрастным
и
индивидуальным
особенностям детей. Она становится основой для развития речи и ознакомления с
природой.
На
первом
этапе
мы
знакомили
детей
с
окружающей
природой.
Использовали
наблюдение,
рассматривание
объектов
природы.
Особенно
интересны
были
детям
наблюдения
за
деревьями
на
участке
детского
сада.
Использовались
различные
методы:
наглядные
(наблюдения,
экскурсии,
2
рассматривание
картин
и
иллюстраций,
просмотр
диафильмов
о
природе),
словесные
(беседы,
чтение
художественной
литературы,
использование
фольклорных материалов), практические (экологические игры, опыты, труд).
Важным условием в работе является использование игровых приемов. Мы
использовали разные виды игр: дидактические игры и упражнения экологического
характера,
лексико-грамматические
игры,
игры
на
формирование
звуковой
культуры
речи,
которые
способствуют
развитию
речи
детей,
усвоению
грамматических
основ,
речевой
активности
и
одновременно
знакомят
их
с
животными. Игровые упражнения: “Накормим зверей”, “Чьи детеныши?”. Ребенок
воспроизводит голосом звучание звуков природы, голосов животных в нужном
темпе,
ритме,
контролирует
силу
голоса,
ритм,
темп,
развивает
координацию
голоса с движением. Упражнения “Животные в зеркале”, “Отзовись”, формируют
представление о связи звука с артикуляцией, вырабатывают длительный речевой
выдох.
Развивать
слуховое
восприятие
и
понимание
речи,
формировать
связь
между словом и образом помогают игры “Доскажи слово”:
Когда дети накопили представления о природе, возник интерес к речевым
играм, мы перешли ко второму этапу. Цель которого: закрепление умений
играть в дидактические игры природоведческого содержания.
Детям нравиться планировать в начале дня мероприятия, это позволяет
им
задавать
вопросы
воспитателям
о
названии
мероприятия,
его
сущности.
Важное место в развитии речи занимают беседы. Содержанием бесед является
материал
по
ознакомлению
детей
с
природой
родного
края.
Для
повышения
познавательной
активности
детям
служат эмоциональные средства, такие как
картины, стихотворения, вопросы о впечатлениях, фактах или событиях из жизни
природы, связанных с темой занятий.
Когда дети освоили игры, мы перешли к третьему этапу: На данном этапе мы
использовали те же игры, элементарные проблемные ситуации. Главная цель
данного этапа - обобщение умений, навыков общения и
перенос в другие
виды деятельности. Игры на разные стоны речи детей на природном материале
стали неотъемлемой частью деятельности. Дети используют в играх чистоговорки,
потешки. В роли, в кукольном спектакле говорят интонационно выразительно, с
использованием неречевых форм (ударения, жестов, тембра голоса, его высоты)
Дети не стеснительны, при приходе в группу незнакомых взрослых предлагают
войти,
знакомятся,
задают
вопросы. Особое внимание
уделяем молчаливым,
скромным детям. Например, предлагаем упражнения на звукопроизношения. А
дети, которые плохо говорят, постоянные участники наших совместных игр.
Ребята стали более разговорчивыми. Они говорят друг с другом на разные
темы:
о
погоде,
о
проведённом
дне,
о
посещении
зоопарка
и
тд.
Дети
с
удовольствием
слушают
сказки,
составляют
рассказы-впечатления,
заучивают
стихотворения
Параллельно с работой с детьми по развитию речи при ознакомлении с
природой, мы осуществляли тесное сотрудничество с родителями.
3
Ежедневная
работа
направлена
на
обеспечение
систематической
информированности родителей о жизни ребёнка в детском саду и поддержании
контакта
с
семьёй. Прежде
всего,
этой
цели
служит родительский
уголок,
в
котором отражена информация деятельности работы с детьми.
Родители
также
участвуют
в
оформлении
родительского
уголка,
делают
фотографии, совместные рисунки с детьми, составляют рассказы о природе. На
основе
данного
материала
мы
начали
собирать
материал
для
издания
книги
удивительных
открытий.
В
работе
с
родителями
мы
используем
следующие
формы:
Родительские собрания, показательные мероприятия, анкетирование,
беседы, участие родителей в оснащении группы игровым материалом;
Совместные
мероприятия:
праздники,
развлечения,
фотовыставки,
обобщение семейного опыта и представление его на педсовете;
Информирование: консультации, памятки, семинары-практикумы.
Для более эффективного и успешного решения поставленных задач свою работу
мы строили в тесном взаимодействии со специалистами ДОУ:
музыкальным
руководителем, педагогом - психологом.
Совместно со специалистами
проводилось наблюдение за детьми, педагоги
помогали
в
организации
диагностического
этапа,
оформления
стендовой
информации для родителей в рубриках « Это интересно», « Обсудите с детьми»
и т.п.
Таким образом, совместная работа педагогов ДОУ способствует более
глубокому закреплению у детей имеющихся знаний и умений, развитию речи
детей.
Исходя из результатов обследования и наблюдений за деятельностью детей,
результатами нашей работы стали:
* повышение уровня речевого развития каждого ребёнка
* повышение самостоятельной речевой активности детей
* увеличение числа задаваемых детьми вопросов
* повышение культуры общения.
Результаты проведенной работы показали, что работа по развитию речи при
ознакомлении с природой обогащает связную речь детей, способствует развитию
не
только
речи
детей,
но
и
общения,
и
любознательности,
развитию
интегративных качеств личности в соответствии с ФГОС.
4