Автор: Агафонова Светлана Федоровна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ "Шумячская СШ им.В.Ф.Алешина"
Населённый пункт: п.Шумячи, Смоленская область
Наименование материала: Статья
Тема: Краеведческий подход в обучении географии
Раздел: полное образование
Краеведческий подход в обучении географии
Важная задача школы - воспитать человека пытливой, творческой, ищущей
мысли. Одним из направлений при воспитании личности ученика является
краеведение,
которое
содействует
осуществлению
общего
образования,
нравственному, эстетическому и физическому воспитанию учащихся.
Краеведению способствует чувство любви к своим родным местам, уважения
к людям труда, ветеранам Великой Отечественной войны, которые живут
рядом. Любовь к Родине связана с любовью к родным местам - селу, городу,
где человек родился и вырос, живёт.
Краеведческий подход в преподавании географии имеет большое значение,
он учит учащихся видеть, ощущать, наблюдать, создавать; ведь близкое в
природе, в человеческой жизни, в хозяйстве понятнее, проще и яснее, чем
далёкое. Примеры из местной природы, хозяйства более понятны и доступны,
помогают перейти от книги к реальности. География – это предмет, который с
первого урока способствует наблюдению, исследованию учащихся природы и
хозяйственной деятельности человека. В новых условиях развития нашего
государства и общества, федеральный компонент стандарта по географии
включает
содержание
национально-регионального
компонента
–
изучение
географии
своей
области,
района.
Изучение
«малой»
Родины
позволяет
раскрыть любовь к своему району, своей местности, своей стране; развивает
экологическую
культуру,
позитивное
отношение
к
окружающей
среде,
конструктивный географический подход.
Основной проблемой географического образования является разрыв между
теоретическими
знаниями
и
их
практическим
воплощением.
Школьники,
начиная с 5 класса и заканчивая 9 классом, изучают огромную массу понятий,
но
на
практике
сталкиваются
лишь
с
20-30%
изучаемого
материала.
Географическое краеведение «мостик» между теорией и практикой.
В
процессе
краеведческой
работы
учащиеся
самостоятельно
усваивают
учебный материал и приобретают навыки, необходимые в жизни, готовятся к
практической деятельности и расширяют образовательные знания.
Главным
фактором
краеведения
является
активизация
познавательного
интереса учащихся, что способствует пониманию причинно-следственных
связей в природных и экономических явлениях и процессах. Проблемные
ситуации, связанные с решением учебно-практических задач краеведческого
содержания
являются
источником
мыслительной
деятельности
человека.
Краеведческие исследования могут быть индивидуальные и групповые, в
виде докладов, отчетов, рефератов, альбомов, презентаций.
При изучении начального курса (5-6 класс) знакомясь с целью и задачами,
вспоминают
методику
организации
метеорологических
и
фенологических
наблюдений
и
выполняют
её.
При
изучении
формы
и
строения
рельефа
окружающей местности, знакомятся со слагающими её горными породами, с
вопросами исследования и описания ближайшей реки, затона, источника. По
теме
«План
и
карта»
привлекается
план
родного
поселка.
Учащиеся
ориентируются на местности, учатся выполнять съемку местности. Также
краеведческий материал используется по теме «Гидросфера» при описании
реки. По теме «Погода и климат» учащиеся умеют составлять отчеты по
месяцам,
сезонам
года,
диаграммы
и
графики
температур,
влажности.
Устанавливают связь между направлением ветра и характером погоды.
При
изучении
курса
физической
географии
России
(8
класс)
также
используется краеведческий подход. Учебный материал по теме «Климат
России»
является
относительно
сложным
для
учащихся.
Основными
элементами
здесь
являются:
преобладающие
сезонные
ветры,
характер
влияния океанов на климат данной местности, преобладающая погода по
временам
года,
количество
осадков
своей
местности
и
коэффициент
увлажнения.
По
теме
«Внутренние
воды»
выясняется
связь
между
характером строения рельефа и климатом, которые являются определяющими
в
формировании
внутренних
вод.
Широко
используется
краеведческий
материал при изучении почв, растительности и животного мира, населения и
хозяйства.
В курсе географии (9 класс) учащиеся уже владеют многими знаниями о
своем
крае,
а
учебный
материал
позволяет
проводить
всесторонние
и
содержательные связи в отношении природной среды и отношении хозяйства
своего региона.
Воспитывая и обучая подрастающее поколение, школа оказывает влияние на
повышение
как
образовательного,
так
и
культурного
уровня
населения.
Выпускник школы должен обладать не только теоретическими знаниями о
системе
понятий
географии,
объяснять
структур,
законы
развития,
функционирования
и
размещения
на
Земле
природных
и
хозяйственных
объектов,
но
и
уметь
применять
их
на
практике:
вести
наблюдения
за
природными
и
хозяйственными
явлениями
и
процессами,
фиксировать,
обрабатывать их результаты, анализировать.
Чем больше учащиеся будут знать о своем крае, тем богаче будет история
края, и будущее поколение всегда будет чтить память о прошлом во имя
будущего нашего края, района.