Напоминание

Краеведческий подход в обучении географии


Автор: Агафонова Светлана Федоровна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ "Шумячская СШ им.В.Ф.Алешина"
Населённый пункт: п.Шумячи, Смоленская область
Наименование материала: Статья
Тема: Краеведческий подход в обучении географии
Раздел: полное образование





Назад




Краеведческий подход в обучении географии

Важная задача школы - воспитать человека пытливой, творческой, ищущей

мысли. Одним из направлений при воспитании личности ученика является

краеведение,

которое

содействует

осуществлению

общего

образования,

нравственному, эстетическому и физическому воспитанию учащихся.

Краеведению способствует чувство любви к своим родным местам, уважения

к людям труда, ветеранам Великой Отечественной войны, которые живут

рядом. Любовь к Родине связана с любовью к родным местам - селу, городу,

где человек родился и вырос, живёт.

Краеведческий подход в преподавании географии имеет большое значение,

он учит учащихся видеть, ощущать, наблюдать, создавать; ведь близкое в

природе, в человеческой жизни, в хозяйстве понятнее, проще и яснее, чем

далёкое. Примеры из местной природы, хозяйства более понятны и доступны,

помогают перейти от книги к реальности. География – это предмет, который с

первого урока способствует наблюдению, исследованию учащихся природы и

хозяйственной деятельности человека. В новых условиях развития нашего

государства и общества, федеральный компонент стандарта по географии

включает

содержание

национально-регионального

компонента

изучение

географии

своей

области,

района.

Изучение

«малой»

Родины

позволяет

раскрыть любовь к своему району, своей местности, своей стране; развивает

экологическую

культуру,

позитивное

отношение

к

окружающей

среде,

конструктивный географический подход.

Основной проблемой географического образования является разрыв между

теоретическими

знаниями

и

их

практическим

воплощением.

Школьники,

начиная с 5 класса и заканчивая 9 классом, изучают огромную массу понятий,

но

на

практике

сталкиваются

лишь

с

20-30%

изучаемого

материала.

Географическое краеведение «мостик» между теорией и практикой.

В

процессе

краеведческой

работы

учащиеся

самостоятельно

усваивают

учебный материал и приобретают навыки, необходимые в жизни, готовятся к

практической деятельности и расширяют образовательные знания.

Главным

фактором

краеведения

является

активизация

познавательного

интереса учащихся, что способствует пониманию причинно-следственных

связей в природных и экономических явлениях и процессах. Проблемные

ситуации, связанные с решением учебно-практических задач краеведческого

содержания

являются

источником

мыслительной

деятельности

человека.

Краеведческие исследования могут быть индивидуальные и групповые, в

виде докладов, отчетов, рефератов, альбомов, презентаций.

При изучении начального курса (5-6 класс) знакомясь с целью и задачами,

вспоминают

методику

организации

метеорологических

и

фенологических

наблюдений

и

выполняют

её.

При

изучении

формы

и

строения

рельефа

окружающей местности, знакомятся со слагающими её горными породами, с

вопросами исследования и описания ближайшей реки, затона, источника. По

теме

«План

и

карта»

привлекается

план

родного

поселка.

Учащиеся

ориентируются на местности, учатся выполнять съемку местности. Также

краеведческий материал используется по теме «Гидросфера» при описании

реки. По теме «Погода и климат» учащиеся умеют составлять отчеты по

месяцам,

сезонам

года,

диаграммы

и

графики

температур,

влажности.

Устанавливают связь между направлением ветра и характером погоды.

При

изучении

курса

физической

географии

России

(8

класс)

также

используется краеведческий подход. Учебный материал по теме «Климат

России»

является

относительно

сложным

для

учащихся.

Основными

элементами

здесь

являются:

преобладающие

сезонные

ветры,

характер

влияния океанов на климат данной местности, преобладающая погода по

временам

года,

количество

осадков

своей

местности

и

коэффициент

увлажнения.

По

теме

«Внутренние

воды»

выясняется

связь

между

характером строения рельефа и климатом, которые являются определяющими

в

формировании

внутренних

вод.

Широко

используется

краеведческий

материал при изучении почв, растительности и животного мира, населения и

хозяйства.

В курсе географии (9 класс) учащиеся уже владеют многими знаниями о

своем

крае,

а

учебный

материал

позволяет

проводить

всесторонние

и

содержательные связи в отношении природной среды и отношении хозяйства

своего региона.

Воспитывая и обучая подрастающее поколение, школа оказывает влияние на

повышение

как

образовательного,

так

и

культурного

уровня

населения.

Выпускник школы должен обладать не только теоретическими знаниями о

системе

понятий

географии,

объяснять

структур,

законы

развития,

функционирования

и

размещения

на

Земле

природных

и

хозяйственных

объектов,

но

и

уметь

применять

их

на

практике:

вести

наблюдения

за

природными

и

хозяйственными

явлениями

и

процессами,

фиксировать,

обрабатывать их результаты, анализировать.

Чем больше учащиеся будут знать о своем крае, тем богаче будет история

края, и будущее поколение всегда будет чтить память о прошлом во имя

будущего нашего края, района.



В раздел образования