Напоминание

Методы и приемы обучения основным формам мышления.


Автор: Наталья Александровна Вавилина
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Центр развития ребёнка детский сад№113"
Населённый пункт: г Саратов, Заводской р-н
Наименование материала: статья
Тема: Методы и приемы обучения основным формам мышления.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Методы и приемы обучения основным формам мышления. Использования их в практике ДОУ

Специфика обучения детей дошкольного возраста определяет выбор методов и приемов для этих

целей. Их классификация предусматривает разделение всех дидактических методов на три группы в

зависимости от преобладающей формы мышления, которая задействуется и развивается в ходе их

применения. Рассмотрим методические приемы в ДОУ.

В соответствии с основными формами мышления дошкольника, определяющими характер способов

его деятельности в процессе обучения, выделяются три группы методов:

- наглядные;

- практические;

-словесные.

Все три группы методов используются в обучении на протяжении всего дошкольного возраста, так

же, как сосуществуют основные формы мышления. Каждая из выделенных групп методов

предполагает включение приемов различного характера (наглядный показ образца, способа действия,

вопрос, объяснение, игровые приемы — имитация голоса, движения и т. д.), в результате чего в

каждом методе в различных сочетаниях используются все три формы мышления при ведущей,

определяющей роли одной из них.

Наглядные методы и приемы использование их отвечает дидактическому принципу наглядности и

связано с особенностями детского мышления.

Основным принципом детского мышления является принцип наглядности. Поэтому на занятиях в

детском саду необходимо использовать наглядные методы и приемы, которые обеспечат высокую

эффективность образовательного процесса.

Наблюдение — это планомерное и целенаправленное восприятие детьми объектов или явлений

окружающей среды. Чтобы этот процесс был результативным, воспитатель обязательно должен

поставить перед детьми цель для созерцания. В обучении детей используются наблюдение разного

вида:

1.

Р

аспознающего характера, с помощью которых формируются знания о свойствах и

качествах предметов и явлений

.

Например:

на занятиях по окружающему миру во время изучения темы «Цветы» можно предложить

рассмотреть различные растения и назвать только цветочки;

на математических занятиях при рассмотрении тем сравнения предметов и установления

взаимоотношений между ними ставится задача определить каких предметов больше, каких

меньше; какое дерево выше, какое ниже, какой фрукт по форме похож на круг и т.д.;

на занятиях по развитию речи при изучении темы «Звук» воспитатель может предложить

понаблюдать за его произношением (как располагаются губы, мешает ли что-то произносить

звук протяжно).

2. За изменением и преобразованием объектов (рост и развитие растений и животных и т. д.) —

дает знания о процессах, объектах окружающего мира;

Например:

на занятиях по ручному труду во время игр с песком — определить, как изменяется песок,

если его намочить;

на

занятиях

по

окружающему

миру

при

изучении

сезонных

изменений

растений

понаблюдать, что случилось с деревьями осенью;

на занятиях по математике при изучении числа 3 — установить, что измениться, если к двум

предметам добавить еще один.

3. Репродуктивного характера, когда по отдельным признакам, устанавливается состояние объекта,

по части — картина всего явления;

Например:

на занятиях по окружающему миру при изучении темы «Части суток» — по состоянию неба и

положению солнца определить, какая часть суток наступила;

на занятиях по окружающему миру при изучении темы «Животные» — по виду лап (хвоста

или ушей) определить кто это.

В зависимости от количества затраченного времени наблюдения могут быть длительные или

кратковременные. Эффективность метода наблюдения обеспечивается при выполнении воспитателем

следующих требований:

-

ясность и конкретность постановки перед детьми цели, задач наблюдения;

-

планомерное, последовательное развертывание процесса наблюдения;

-

учет возрастных возможностей детей при отборе объема представлений, формируемых в ходе

наблюдения;

-

высокая умственная активность и самостоятельность детей.

Демонстрация — это наглядный показ какого-либо объекта. Ни одно словесное объяснения на

занятиях в детском саду не будет эффективным, если оно не будет сопровождаться демонстрацией

различных наглядных пособий. К ним относятся:

предметы, натуральные объекты;

предметные или дидактические картинки;

книжные иллюстрации;

репродукции;

макеты.

Метод демонстрации включает различные приемы:

Показ предметов — один из самых распространенных приемов обучения. Дети

рассматривают кукольную мебель и одежду, посуду, домашние вещи, орудия труда,

оборудование для рисования, лепки, аппликации и др.

Например: перед тем, как предложить нарисовать яблоко, его сразу покажу детям, предложу

хорошо рассмотреть и описать его форму, размер, цвет.

Показ образца — один из приемов, которым пользуются при обучении изобразительной

деятельности,

конструированию.

Образцом

может

быть

рисунок,

аппликация,

поделка;

Например, детям показывают образец аппликации, которую они будут выполнять или образец

написания элементов букв и т.д.

Показ

способа

действий

используется н а занятиях п о развитию движений,

музыкальных, изобразительной деятельности и др., он должен быть точным, выразительным,

разделенным на части; может быть полным или частичным; Наиболее часто применяется на

занятиях по ручному труду (как раскатать «колбаску» или сделать шар из пластилина,

вырезать полоску, приклеить кружочек и т.д.) и на занятиях по физкультуре (как наклоняться,

прыгать и т.д.).

Демонстрация

иллюстраций

и

репродукций.

Этот

прием

используется,

когда

нет

возможности,

непосредственного

восприятия

объекта

и

помогает

детям

представить

те

стороны и свойства изучаемых предметов и явлений, которые они не могут непосредственно

воспринять. Например, изучая цветы радуги, если ее в это время нет на небе, детям можно

показать картинку в книге. Наиболее полно методы наблюдения и демонстрации используются

во время экскурсий и ежедневных прогулок на свежем воздухе. Они обеспечивают развитие

такого

познавательного

процесса,

как

восприятие,

формирование

наглядно-образного

и

наглядно-действенного мышления.

Демонстрация диафильмов, кинофильмов, видеофильмов, спектаклей в образовательной

работе помогает решению двух больших задач:

1) расширение представлений детей и развитие их речи;

2) воспитание культурного зрителя, способного к глубокому восприятию.

Умение воспринимать и понимать изображенное на экране формируется под воздействием взрослого.

При этом имеет значение и высокая эмоциональность детей — их увлекают яркость и динамичность

явлений, внешняя сторона действий и поступков героев. В связи с этим возникает необходимость

научить детей глубоко воспринимать содержание.

Например,

на

занятиях

по

основам

безопасности

можно

показать

видеофильм

о

правилах

пересечения дороги. Также сейчас существует большое количество обучающих видеоигр и программ,

различных мультфильмов с познавательным содержанием, которые используются на занятиях в

детском саду.

Общая методика демонстрации учебных фильмов складывается из следующих этапов:

- предварительная беседа с детьми, в ходе которой оживают опыт, знания детей о том явлении,

которому посвящен учебный фильм. В итоге обсуждения перед детьми ставится новая

познавательная задача, затем им показывают фильм;

- после просмотра фильма в короткой беседе дети обмениваются впечатлениями со сверстниками

и воспитателем. В этой беседе не следует требовать воспроизведения содержания фильма.

Воспитатель лишь задает вопросы, позволяющие выяснить, как дети усвоили содержание, помогает

им понять идеи, установить связи;

- через несколько дней проводится повторный показ фильма, при этом обращается внимание на те

стороны, которые в предыдущий раз оказались недостаточно восприняты или поняты;

- после повторного просмотра проводится беседа. Она включает пересказ содержания, его анализ —

выделение существенных фактов и связей между ними. В ходе беседы важно сохранить и углубить

эмоциональное впечатление от просмотренного фильма, сопереживание детьми воспринятых

событий и отношения к героям.

Важное значение, имеет просмотр дошкольником спектаклей, показ которых организуется

воспитателями в детском саду. Для этого приглашаются актеры театров или театральных студий. В

ходе спектакля осуществляется живое общение актеров (действующих лиц) с детьми. Дети

эмоционально оценивают происходящее, внимательно следя за ходом представления. Кроме

приглашения театральных актеров в ДОУ, сами дети показывают театральные постановки. Театр

становится для детей источником радости, воспитывает в них талант, учит быть, как актёрами, так и

зрителями, понимать сценическое искусство. Просмотр спектаклей развивает эстетическую,

нравственную и эмоциональную чуткость, помогает детям постичь законы театрального искусства.

Привычка быть зрителем помогает дошкольнику познать особый, образный мир театрального

искусства. Игра воображения развивает творческое мышление. Сразу после спектакля дети отвечают

на вопросы о сюжете, о смысле показанного представления. Воспитатели при этом оценивают

интеллектуальный уровень подготовки детей благодаря полноте и правильности их ответов, дать

детям необходимые разъяснения о новых понятиях, которые они узнали в ходе спектакля.

Рассматривание картин в учебном процессе детского сада используется для решения различных

дидактических задач. В первую очередь это помогает понять ребенку, что живопись отражает

окружающую нас реальность, а также позволяет художнику изобразить плод его фантазии,

воображения. Кроме того, это очень важно для развития эстетических вкусов ребенка, нравственных

и эмоциональных оценок и представлений об окружающем. Рассматривание картин помогает лучше

понять и даже почувствовать яркие эмоциональные переживания, учит сопереживать, формировать

собственное отношение к увиденному. Помимо формирования художественных вкусов

дошкольников, здесь присутствует важный познавательный момент — знакомство с произведениями

знаменитых художников прошлого и современности, умение различать жанры живописи (портрет,

пейзаж, натюрморт). Большую роль здесь играют экскурсии в музеи изобразительного искусства.

Экскурсии должны быть организованы с участием специалиста, который мог бы наиболее полно

раскрыть детям художественный материал. При этом необходимо учитывать возрастные,

психологические и интеллектуальные возможности группы дошкольников.

Использование наглядных методов обеспечивает развитие восприятия как ведущего познавательного

процесса, а также развитие наглядно-действенной, наглядно-образной форм мышления и речи,

основных видов деятельности дошкольника — игры, изобразительной и трудовой деятельности.

ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

К группе практических методов обучения в детском саду относятся:

- упражнения;

- игровой метод;

- элементарные опыты;

- моделирование.

Познавательная деятельность детей при этом основывается на наглядно-действенных и наглядно-

образных формах мышления во взаимодействии со словесно-логическим мышлением. Практические

методические приемы на занятиях в детском саду помогают дошкольникам более глубоко познавать

окружающую действительность. Их применение дает возможность ребенку самостоятельно путем

осуществления практических действий с предметами определить их основные свойства и

характеристики, установить взаимосвязь между ними, понять принцип их действий. Практические

методы обеспечивают более высокую степень усвоения знаний, чем любые другие дидактические

приемы. Ребенок гораздо лучше запомнит, что лимон кислый, если сам попробует его на вкус и т.п.

Выделяют четыре основных метода.

Упражнение — это многократное повторение ребенком умственных и практических действий

заданного содержания. Основные виды упражнений:

- подражательного характера;

- конструктивного характера;

- творческого характера;

- игровые.

Подражательные упражнения обозначают действия по заданному образцу. Они используются при

отработке правильной артикуляции, для формирования культурно-гигиенических навыков и т.д.

Конструктивные

упражнения

это

реализация

задач,

аналогичных

тем,

которые

ребенок

выполнял

под

руководством

учителя.

Их

еще

называют

тренировочными.

Например,

они

необходимы для освоения двигательных навыков.

Творческие упражнения предполагают самостоятельную деятельность дошкольника на основе

интерпретации или нового сочетания уже имеющихся у него умений. Например, имея навыки

обращения с пластилином, ребенок может слепить сложный по своей конструкции объект.

Игровой метод предусматривает использование разнообразных компонентов игровой

деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями,

пояснениями показом.

В ходе дидактических игр детям предлагается воссоздать конкретную ситуацию, «прожить» ее и

получить некоторый опыт действий в определенных условиях. Применение данного метода

предполагает наличие игрового оборудования, распределение ролей и выполнение игровых

действий.

Использование дидактических игр в детском саду включает такие методические приемы:

драматизация;

загадывание загадок;

введение соревновательных элементов;

организация игровой ситуации;

выполнение педагогом игровых действий;

чудесное появление объектов.

Игровой

метод

формирует

творческое

мышление,

развивает

воображение,

помогает

ребенку

научиться вести себя непринужденно, снять психологическое напряжение. Система использования

метода упражнений строится на основе принципа постепенного усложнения условий их выполнения.

Эксперимент

В детском саду практикуют только самые простые опыты и эксперименты, которые помогают детям

получить новые знания об окружающей среде. В ходе эксперимента дошкольники воздействуют на

объекты, чтобы узнать его свойства, взаимосвязь с другими предметами.

Наиболее

эффективным

приемом

является

организация

поисковых

действий

ребенка.

Можно

предлагать такие задания:

определить, какой предмет тонет, какой нет;

превратить снег в воду;

провести опыты с глиной;

установить свойства воска таять и т.д.

Благодаря такому методу воспитатель формирует у детей наглядно-действенное мышление.

Моделирование

Метод моделирования основан на принципе замещения реального объекта символом, изображением,

знаком. В детском саду используются предметные модели (игрушки или предметы-заместители) или

предметно-схематические (например, при работе с календарем природы).

Применение

данного

метода

способствует

развитию

умений

сопоставлять,

абстрагироваться,

обобщать существенные признаки.

СЛОВЕСНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Живое общение взрослого и детей, которое характерно для речевых методов, оказывает большое

воспитательное

воздействие

оно

возбуждает

чувства,

вызывает

определенное

отношение

к

содержанию

формируемых

знаний.

Основные

словесные

методы,

используемые

в

дошкольном

обучении.

Рассказы

воспитателя

эффективный

словесный

метод,

который

позволяет

изложить

информацию доступно для детей. С помощью рассказа можно облечь учебный материал в образную

форму.

Основная задача этого метода — создать у детей яркие и точные представления о событиях

или явлениях. Педагог использует литературные произведения или сочиняет рассказы из личного

жизненного опыта. Рассказ воздействует на ум, чувства и воображение детей, побуждает их к обмену

впечатлениями.

Воспитатель

следит

, чтобы интерес детей не ослабевал в ходе повествования. Для

этого обучающая сторона (новая для детей информация, расширение кругозора) должна сочетаться с

эмоциональной окраской, динамичностью. По окончании рассказа детям предлагает

ся ответить на

вопросы. Это даёт

педагогу возможность полнее представить,

насколько хорошо дети усваивоили

новые

знания со слов взрослого, а также могут ли они и до какой степени сосредоточить свое внимание на

ходе повествования. Это имеет большое значение для последующего обучения в начальной школе.

Более сложным вариантом данного метода является пересказ ребенком услышанного текста или

составление собственного высказывания по образцу или на заданную тему.

Рассказы детей - этот метод направлен на совершенствование знаний и умственно-речевых умений

детей.

Чтение художественных произведений детям позволяет решить ряд задач: расширять, обогащать

знания детей об окружающем, формировать способности детей к восприятию и пониманию

художественной литературы, воссозданию словесного образа, формировать понимание основных

связей в произведении, характера героя, его действий и поступков.

Бе с еда — диалогический

метод

осуществления

познавательной

деятельности.

Обязательным

условием проведения беседы является наличие у детей некоторого объема знаний по обсуждаемой

теме.

Беседы

применяются

для

уточнения,

коррекции

представлений,

их

обобщения

и

систематизации. По дидактическим задачам беседы делятся на предварительные и обобщающие.

Первые проводятся тогда, когда воспитатель знакомит детей с новыми для них навыками. Итоговая,

или

обобщающая,

беседа

проводится

с

целью

систематизации

представлений,

их

дальнейшего

углубления и осознания.

Можно использовать такие виды бесед:

познавательная;

этическая;

вступительная;

обобщающая.

В ходе беседы каждый ребенок имеет возможность поделиться своим мнением и опытом со всем

коллективом.

Беседы

можно

проводить

после

прослушивания

литературного

произведения

или

просмотра

видеофильма.

Беседы

являются

обязательным

структурным

элементом экскурсий и

прогулок.

Словесные методические приемы широко применяются в детском саду на занятиях по развитию

речи. К ним относятся:

речевой

образец

воспитатель

дает

образец

правильного

произношения,

построения

предложений, использования интонации и т.д.;

повторное проговаривание — многократно повторяется звук, слово или фраза для усвоения

или

запоминания

(например,

заучить

скороговорку,

запомнить

правильное

употребление

ударения в слове);

постановка

вопросов

воспитатель

обращается

к

детям

с

целью

получить

ответы

на

интересующую тему.

Также к словесным приемам относятся:

объяснение — воспитатель раскрывает значение слова или дает инструкцию к проведению

наблюдения;

указание — воспитатель разъясняет способ действия или нормы поведения.

При изолированном применении словесных методов в работе с дошкольниками они имеют низкую

эффективность, поэтому, необходимо дополнять их наглядными или практическими методами. Это

будет способствовать развитию речи детей, творческого воображения, познавательной активности.

Методы повышения познавательной активности

- Элементарный анализ (установление причинно-следственных связей)

- Сравнение

- Метод моделирования и конструирования

- Метод вопросов

- Метод повторения

- Решение логических задач

- Экспериментирование и опыты

Методы повышения эмоциональной активности

- Игровые и воображаемые ситуации

- Придумывание сказок, рассказов, стихотворений, загадок и т. д.

- Игры-драматизации

- Сюрпризные моменты

- Элементы творчества и новизны

- Юмор и шутка (учебные комиксы)

Методы обучения и развития творчества

- Эмоциональная насыщенность окружения

- Мотивирование детской деятельности

- Исследование предметов и явлений живой и неживой природы (обследование)

-Прогнозирование (умение рассматривать предметы и явления в движении - прошлое, настоящее

и будущее)

- Игровые приемы

- Юмор и шутка

- Экспериментирование

- Проблемные ситуации и задачи

- Неясные знания (догадки)

- Предположения (гипотезы)

ЗАНЯТИЕ Занятия являются основной формой обучения. Остальные формы используются для

обогащения опыта и подготовки детей к усвоению изложенного на занятии. Основные различия

между уроком и занятием - в степени нагрузки, структуре, а также методах, используемых в ходе

обучения. Занятиям отводится строго фиксированное время в режиме жизни детей. Как правило, это

утренние часы, когда умственная и физическая работоспособность детей наиболее высокая.

Количество занятий возрастает постепенно, при переходе детей от группы к группе. При сочетании

занятий учитывается степень трудности и характер деятельности детей на каждом из них.

Для занятия как формы обучения характерен целый ряд признаков:

- на занятии идет освоение детьми определенного объема представлений, навыков и умений по тому

или другому разделу обучения, предусмотренному учебной программой дошкольного образования;

- они проводятся со всеми детьми данной возрастной группы, с постоянным составом детей;

- они организуются и проводятся под руководством взрослого, который определяет задачи и

содержание занятия, подбирает методы и приемы, организует и направляет познавательную

деятельность детей по освоению представлений, умений, навыков.

На занятиях с детьми дошкольного возраста используются разнообразные методы и приемы,

чередуясь и сочетаясь между собой. При этом педагогами всегда ведётся «живой» диалог с

малышами, который, побуждает их, к непосредственным действиям, заставляет опираться на

детский жизненный опыт. Именно такие условия для образовательного процесса в детском саду

обеспечат его высокую эффективность.



В раздел образования