Напоминание

Использование информационно – коммуникационных технологий в начальной школе как средство повышения качества образования


Автор: Муртазина Анжела Радифовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №8
Населённый пункт: город Бирск, Республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: Использование информационно – коммуникационных технологий в начальной школе как средство повышения качества образования
Дата публикации: 01.12.2019
Раздел: начальное образование





Назад




Использование информационно – коммуникационных технологий в начальной

школе как средство повышения качества образования

В мире, который становится всё более зависимым от информационных технологий,

школьники и учителя должны быть знакомы с ними. И учитель, если он заботится о своих

учениках, их будущем, должен помочь им освоить новые жизненно необходимые навыки.

Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость,

диктуемая сегодняшним уровнем развития образования.

Основная цель применения информационно-коммуникационных технологий

состоит в повышении качества обучения. Качество обучения – это, то для чего мы

работаем.

С помощью компьютерных технологий можно решить следующие задачи:

· усиление интенсивности урока;

· повышение мотивации учащихся;

· мониторинг их достижений.

Достоинства использования ИКТ можно свести к двум группам: техническим и

дидактическим.

Техническими достоинствами являются быстрота, маневренность, оперативность,

возможность просмотра и прослушивания фрагментов и другие мультимедийные

функции. Дидактические достоинства интерактивных уроков – создание эффекта

присутствия ("Я это видел!"), у учащихся появляется ощущение подлинности, реальности

событий, интерес, желание узнать и увидеть больше.

К ресурсам ИКТ, используемых в начальной школе относятся:

1.

Диски;

2.

Обучающие программы;

3.

Мультимедийные презентации;

4.

Цифровые энциклопедии и словари;

5.

Web – сайты;

6. Интерактивная доска.

Внедрение ИКТ (информационных и коммуникационных технологий) в практику

работы учителя начальных классов осуществляется по следующим направлениям:

1. Создание презентаций к урокам.

2. Работа с ресурсами Интернет.

3. Использование готовых обучающих программ.

Информационно-коммуникационные технологии расширяют возможности

учителя:

· создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий, таблицы,

памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы );

· создание мониторингов по отслеживанию результатов обучения и воспитания;

· создание текстовых работ;

· обобщение методического опыта в электронном виде.

Применение ИКТ в процессе обучения и воспитания младших школьников

повышают общий уровень учебного процесса, усиливающие познавательную

активность учащихся. Но, чтобы так учить младших школьников, одного желания

мало. Учителю необходимо овладеть рядом умений.

Основными являются:

· технические, т.е. умения, необходимые для работы на компьютере в качестве

пользования стандартного программного обеспечения;

· методические, т.е. умения, необходимые для грамотного обучения младших

школьников;

· технологические, т.е. умения, необходимые для грамотного использования

информационных средств обучения на разных уроках, проводимых в начальной школе.

Трудно представить себе современный урок без использования ИКТ.

ИКТ технологии могут быть использованы на любом этапе урока:

1. Для обозначения темы урока.

2. В начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную

ситуацию.

3. Как сопровождение объяснения учителя (презентации, формулы, схемы, рисунки,

видеофрагменты и другие)

4. Для контроля учащихся.

Подготовка подобных уроков требует еще более тщательной подготовки, чем в

обычном режиме. Составляя урок с использованием ИКТ, необходимо продумать

последовательность технологических операций, формы и способы подачи информации на

большой экран.

Как писал великий педагог К.Д.Ушинский: «Если вы входите в класс, от которого

трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное,

заговорит свободно…».Со времён Ушинского картинки явно изменились, но смысл этого

выражения не стареет.

Да и мы с Вами можем сказать, что урок, включающий слайды, презентации,

данные электронной энциклопедии вызывают у детей эмоциональный отклик, в том числе

и самых инфантильных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем

добиться при фронтальной работе с классом.

Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к

урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций.

"Презентация" - переводится с английского как "представление".

По данным учёных человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и

более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, облегчение

процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа

любой современной презентации.

Учитель начальных классов может использовать в своей работе личные презентации.

Очень эффективными могут быть кроссворды, ребусы, материалы для устного счёта.

Спектр использования возможности ИКТ в образовательном процессе достаточно

широк:

- работа в интерактивном режиме;

- демонстрация презентаций;

- применение ИКТ в исследовательской и проектной деятельности.

Одно из направлений применения ИКТ в реализации воспитательной системы класса

- проведение классных мероприятий, родительских собраний. Использование средств ИКТ

позволяет сделать данные мероприятия более наглядными, мобильными и интересными, а

самое главное позволяет привлечь к их организации большее количество учеников, их

родителей.

Однако, работая с детьми младшего школьного возраста, мы должны помнить

заповедь «НЕ НАВРЕДИ!». Степень и время мультимедийной поддержки урока могут

быть различными: от нескольких минут до полного цикла.

Продолжительность работы с интерактивной доской должна соответствовать

требованиям СанПина.

Непрерывная продолжительность работы учащихся непосредственно с

интерактивной доской на уроках:

в 1-4 классах не должна превышать 5 минут.

Суммарная продолжительность использования интерактивной доски на уроках:

в 1-2 классах составляет не более 25 минут;

в 3-4 классах и старше — не более 30 минут при соблюдении гигиенически

рациональной организации урока (оптимальная смена видов деятельности,

плотность уроков 60-80%, физкультминутки)

Психолого-педагогические исследования в классе показали, что использование

возможностей ИКТ в начальной школе способствует:

-повышению мотивации к учению,

-повышению эффективности образовательного процесса за счёт высокой степени

наглядности,

-активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости

школьников,

-развитие наглядно-образного, информационного мышления,

-повышению активности и инициативности младших школьников на уроке,

-повышению уровня комфортности обучения.

Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно

представить себе современную школу. Уроки с использованием ИКТ становятся

привычными для учащихся начальной школы, а для учителей становятся нормой работы.

Все это приведёт каждого учителя к реализации главной цели – повышения качества

образования ученика, и соответственно, будет способствовать реализации задач

стандартов нового поколения.



В раздел образования