Автор: Муртазина Анжела Радифовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №8
Населённый пункт: город Бирск, Республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: Использование информационно – коммуникационных технологий в начальной школе как средство повышения качества образования
Раздел: начальное образование
Использование информационно – коммуникационных технологий в начальной
школе как средство повышения качества образования
В мире, который становится всё более зависимым от информационных технологий,
школьники и учителя должны быть знакомы с ними. И учитель, если он заботится о своих
учениках, их будущем, должен помочь им освоить новые жизненно необходимые навыки.
Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость,
диктуемая сегодняшним уровнем развития образования.
Основная цель применения информационно-коммуникационных технологий
состоит в повышении качества обучения. Качество обучения – это, то для чего мы
работаем.
С помощью компьютерных технологий можно решить следующие задачи:
· усиление интенсивности урока;
· повышение мотивации учащихся;
· мониторинг их достижений.
Достоинства использования ИКТ можно свести к двум группам: техническим и
дидактическим.
Техническими достоинствами являются быстрота, маневренность, оперативность,
возможность просмотра и прослушивания фрагментов и другие мультимедийные
функции. Дидактические достоинства интерактивных уроков – создание эффекта
присутствия ("Я это видел!"), у учащихся появляется ощущение подлинности, реальности
событий, интерес, желание узнать и увидеть больше.
К ресурсам ИКТ, используемых в начальной школе относятся:
1.
Диски;
2.
Обучающие программы;
3.
Мультимедийные презентации;
4.
Цифровые энциклопедии и словари;
5.
Web – сайты;
6. Интерактивная доска.
Внедрение ИКТ (информационных и коммуникационных технологий) в практику
работы учителя начальных классов осуществляется по следующим направлениям:
1. Создание презентаций к урокам.
2. Работа с ресурсами Интернет.
3. Использование готовых обучающих программ.
Информационно-коммуникационные технологии расширяют возможности
учителя:
· создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий, таблицы,
памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы );
· создание мониторингов по отслеживанию результатов обучения и воспитания;
· создание текстовых работ;
· обобщение методического опыта в электронном виде.
Применение ИКТ в процессе обучения и воспитания младших школьников
повышают общий уровень учебного процесса, усиливающие познавательную
активность учащихся. Но, чтобы так учить младших школьников, одного желания
мало. Учителю необходимо овладеть рядом умений.
Основными являются:
· технические, т.е. умения, необходимые для работы на компьютере в качестве
пользования стандартного программного обеспечения;
· методические, т.е. умения, необходимые для грамотного обучения младших
школьников;
· технологические, т.е. умения, необходимые для грамотного использования
информационных средств обучения на разных уроках, проводимых в начальной школе.
Трудно представить себе современный урок без использования ИКТ.
ИКТ технологии могут быть использованы на любом этапе урока:
1. Для обозначения темы урока.
2. В начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную
ситуацию.
3. Как сопровождение объяснения учителя (презентации, формулы, схемы, рисунки,
видеофрагменты и другие)
4. Для контроля учащихся.
Подготовка подобных уроков требует еще более тщательной подготовки, чем в
обычном режиме. Составляя урок с использованием ИКТ, необходимо продумать
последовательность технологических операций, формы и способы подачи информации на
большой экран.
Как писал великий педагог К.Д.Ушинский: «Если вы входите в класс, от которого
трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное,
заговорит свободно…».Со времён Ушинского картинки явно изменились, но смысл этого
выражения не стареет.
Да и мы с Вами можем сказать, что урок, включающий слайды, презентации,
данные электронной энциклопедии вызывают у детей эмоциональный отклик, в том числе
и самых инфантильных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем
добиться при фронтальной работе с классом.
Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к
урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций.
"Презентация" - переводится с английского как "представление".
По данным учёных человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и
более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, облегчение
процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа
любой современной презентации.
Учитель начальных классов может использовать в своей работе личные презентации.
Очень эффективными могут быть кроссворды, ребусы, материалы для устного счёта.
Спектр использования возможности ИКТ в образовательном процессе достаточно
широк:
- работа в интерактивном режиме;
- демонстрация презентаций;
- применение ИКТ в исследовательской и проектной деятельности.
Одно из направлений применения ИКТ в реализации воспитательной системы класса
- проведение классных мероприятий, родительских собраний. Использование средств ИКТ
позволяет сделать данные мероприятия более наглядными, мобильными и интересными, а
самое главное позволяет привлечь к их организации большее количество учеников, их
родителей.
Однако, работая с детьми младшего школьного возраста, мы должны помнить
заповедь «НЕ НАВРЕДИ!». Степень и время мультимедийной поддержки урока могут
быть различными: от нескольких минут до полного цикла.
Продолжительность работы с интерактивной доской должна соответствовать
требованиям СанПина.
Непрерывная продолжительность работы учащихся непосредственно с
интерактивной доской на уроках:
в 1-4 классах не должна превышать 5 минут.
Суммарная продолжительность использования интерактивной доски на уроках:
в 1-2 классах составляет не более 25 минут;
в 3-4 классах и старше — не более 30 минут при соблюдении гигиенически
рациональной организации урока (оптимальная смена видов деятельности,
плотность уроков 60-80%, физкультминутки)
Психолого-педагогические исследования в классе показали, что использование
возможностей ИКТ в начальной школе способствует:
-повышению мотивации к учению,
-повышению эффективности образовательного процесса за счёт высокой степени
наглядности,
-активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости
школьников,
-развитие наглядно-образного, информационного мышления,
-повышению активности и инициативности младших школьников на уроке,
-повышению уровня комфортности обучения.
Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно
представить себе современную школу. Уроки с использованием ИКТ становятся
привычными для учащихся начальной школы, а для учителей становятся нормой работы.
Все это приведёт каждого учителя к реализации главной цели – повышения качества
образования ученика, и соответственно, будет способствовать реализации задач
стандартов нового поколения.