Напоминание

"Проектная деятельность как одно из условий формирования УУД у младших школьников"


Автор: Харечкина Наталья Валерьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ ООШ №33
Населённый пункт: г. Л-Кузнецкий Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Проектная деятельность как одно из условий формирования УУД у младших школьников"
Раздел: начальное образование





Назад




«Проектная деятельность как одно из условий формирования УУД у младших

школьников»

В наши дни актуальна фраза: «Кто владеет информацией, тот владеет миром». Дети

сегодня – это люди нового информационного общества. Современный ребенок может

получить информацию разными способами и из разных источников. Но как он сумеет

осмыслить, переработать и освоить данную информацию? Поэтому и возникает

необходимость научить детей компетентному подходу к решению возникшей

проблемы.

Актуальность метода проектов обусловливается необходимостью самостоятельно

ставить цели и задачи, продумывать способы их осуществления. Теорией и практикой

обучения доказано, что учебное проектирование, связывает две стороны процесса

познания. С одной стороны, оно является методом обучения, с другой - средством

практического применения обучаемыми усвоенных знаний и умений.

Процесс обучения будет успешным, а качество знаний достаточно высоким, если

обучающиеся будут вооружены системой общих и специальных умений и навыков

учебного труда, т.е. универсальными способами учебной познавательной

деятельности.

Универсальными способами учебной деятельности являются универсальные

учебные действия, которые представляют собой совокупный компонент ключевой

образовательной компетенции. Школьник выступает субъектом деятельности.

Результатом развития УУД обучающихся является личность школьника, компетентного

в сфере образования. Стоит отметить, что организация работы школьников над

проектами позволит существенно дополнить усилия учителей по формированию

универсальных учебных действий на уроках по базовым дисциплинам и в результате

продемонстрирует хорошие показатели в итоговой диагностике. Кроме того, работа

над проектами позволяет:

- обрести ученикам ощущение успешности, независящее от успеваемости;

- учиться применять полученные знания;

- организовывать сотрудничество с родителями на регулярной основе.

Главное в работе над проектами – научить школьников создавать и реализовывать

свои замыслы. Это очень важное умение.

Метод проектов – это система учебно-познавательных приёмов, которые позволяют

решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий

учащихся и обязательной презентации результатов их работы. В основе метода

проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно

конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном

пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Познавательная ценность метода проектов в наши дни обусловливается, во первых,

тем, что метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность

учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в

течение определенного отрезка времени и этот метод органично сочетается и с

групповыми методами. Во-вторых, что метод проектов всегда предполагает решение

какой-то проблемы. Решение же проблемы предусматривает, с одной стороны,

использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой,

предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из

различных областей науки и техники. В-третьих, результаты выполненных проектов

должны быть «осязаемыми», т.е. готовыми к использованию в реальной жизни (на

уроке, в школе, дома).

Таким образом, метод проектов возник как метод организации познавательно и

творческой деятельности детей, стимулирующий собственную активность ребенка,

связанную с его интересом, потребностью в самореализации. Одной из приоритетных

задач современной школы является создание необходимых полноценных условий для

личностного развития каждого ребёнка, формирования активной позиции,

субъективности учащегося в образовательном процессе. Её решение особенно

актуально для начального звена школьного обучения, поскольку с позиции

отечественных психологов (Л.С.Выгодского, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова,

А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина и др.) учебная деятельность в данный период является

ведущей в психическом развитии детей 7 – 10 лет. В связи с этим большое значение

приобретает не только разработка и совершенствование нового учебного содержания,

но и исключение из практики непродуктивных стилей и форм педагогического

общения, методов обучения.

Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проектов. В

качестве основных достоинств проектного метода по сравнению с традиционными,

носящими репродуктивный характер, можно выделить следующие его особенности:

высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся и их

познавательной мотивированности;

развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий;

приобретение детьми опыта познавательной деятельности;

межпредметная интеграция знаний, умений и навыков.

Учитывая безусловные достоинства проектного метода и возрастные возможности

младших школьников, реально и целесообразно его применение уже в начальном звене

школьного образования. Новые специальные запросы определяют следующие цели

образования: общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся,

решение ключевой педагогической задачи «научить учиться».

При работе над проектами формируются УУД во всех сферах:

-личностные (формирование интереса, учебно-познавательной мотивации)

- регулятивные (планирование своих действий в соответствии с постановленной

задачей, нахождение пути их решения, самооценка)

- познавательные (осуществлять поиск необходимой информации, осуществлять

запись выбранной информации с помощью инструментов ИКТ, строить сообщения…)

- коммуникативные (договариваться и приходить к общему решению в совместной

деятельности, задавать вопросы).

Конечно, чем младше дети, тем более “облегчённый” вариант проектной деятельности

им предлагается. Несложность проектов Обеспечивает успех их выполнения. Силы

ребёнка невелики - пусть невелики будут и его дела, но пусть это будут всё-таки

полезные дела.

Формирование УУД через проектную деятельность позволит:

-Обеспечить учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность

учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы

их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее

результаты;

-Создать условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться»

и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни

обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую

социальную и профессиональную мобильность;

-Обеспечить успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины

мира, компетентностей в любой предметной области познания.

Формирование УУД через проектную деятельность позволит:

-Обеспечить учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность

учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы

их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее

результаты;

-Создать условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться»

и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни

обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую

социальную и профессиональную мобильность;

-Обеспечить успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины

мира, компетентностей в любой предметной области познания.

Работа по методу проектов позволяет школьникам приобретать знания, которые не

могут быть достигнуты только традиционными методами. Это становится возможным

потому, что дети сами делают свой выбор и проявляют инициативу. Задача учителя

научить каждого ребёнка планировать и успешно реализовывать свои жизненные

проекты. Только систематическая и целенаправленная работа над проектной

деятельностью помогут обеспечить формирование УУД у младших школьников и

создадут условия для повышения качества образования. Как показывает опыт работы,

метод творческих проектов может применяться в начальных классах и являться

эффективным способом формирования универсальных учебных действий у младших

школьников.



В раздел образования