Автор: Алпысова Тахмина Саитовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ деский сад "Ромашка"
Населённый пункт: Город Лянтор, Сургутский район
Наименование материала: Экологический проект
Тема: "Деревья осенью"
Раздел: дошкольное образование
Экологический проект в подготовительной группе «Деревья осенью»
Алпысова Тахмина Саитовна
Экологический проект в подготовительной группе «Деревья осенью»
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
детский сад «Ромашка»
Экологический проект
В подготовительной группе
На тему: «Деревья осенью»
ОО «Познавательное развитие»
Руководитель проекта:
Алпысова Тахмина Саитовна
Участники проекта:
Дети,родители
г.Лянтор, октябрь 2018.
Паспорт проекта
Тип проекта:
по методу – познавательно – исследовательский, творческий;
по содержанию – ребенок и природа;
по характеру контактов – открытый, в ДОУ и за его приделами;
по количеству участников – групповой, дети 6-7лет, их родители,
воспитатели;
по продолжительности – краткосрочный, с 1октября по 20 октября.
Образовательные области:
Социально-коммуникативное развитие;
Речевое развитие;
Художественно-эстетическое развитие;
Познавательное развитие;
Физическое развитие.
Проблема:
Дети в детском саду получают поверхностные знания
о осенних изменениях в природе. Поэтому не могут иногда объяснить ту или
иную закономерность в природе.
Цель проекта: Обобщить и расширить знания детей об изменениях,
которые происходят с деревьями осенью.познакомить детей с красотой
осенней природы.
Задачи проекта:
- развивать у детей познавательных способностей к осенним изменениям в
жизни деревьев,
- развивать интерес у детей к наблюдениям, умение замечать изменения,
происходящие в природе;
- изучить взаимодействие деревьев с окружающем миром;
- формировать элементарные представления о жизни деревьев;
- отражать знания, полученные опытным путём, в различных видах
деятельности.
- воспитывать у детей эмоциональное, положительное отношение к
природе, умение видеть прекрасное в
разное время года;
Актуальность проекта:
Осень – это золотая крона деревьев, багряная и шуршащая листва под
ногами, бабье лето. А сколько всего можно интересного узнать, благодаря
этой удивительной поре. Наверное, мы взрослые уже не так воспринимаем
окружающий мир, как наши малыши – мы потеряли веру в волшебство и
сказку. Огромную роль в экологическом образовании дошкольников играет
практическая, исследовательская деятельность в природных условиях, что в
свою очередь способствует развитию любознательности.Часто взрослые
забывают понаблюдать с ребенком, полюбоваться красотой мира природы, не
поддерживают детскую любознательность. Именно ранний возраст – самое
благоприятное время для накопления представлений об окружающем мире.
Необходимо не только показать детям, какой прекрасный мир их окружает, но
и объяснить, почему нужно беречь и любить природу.
Планируемые результаты:
По окончанию проекта у детей появляются более расширенные знания об
сезонных изменениях деревьев.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап:
-подбор литературы, наглядных и дидактических материалов: настольно-
дидактические игры, иллюстрации, презентации и видеоматериалы по
теме проекта;
-подготовка материалов для организации творческой и познавательно-
исследовательской деятельности: материалы и оборудование для
изготовления проведения исследовательской деятельности.
-сбор иллюстраций и фотографий для изготовления альбома «Деревья
осенью».
-подготовка справочно – информационного материала для педагогов и
родителей.
Первый этап: мотивационный. «Проблемная ситуация
Один из детей группы принес утром в детский сад букет из веток рябины.
Детям очень понравился этот букет, они в течение дня подходили и смотрели
на него. Одна девочка спросила, а почему листья рябины осенью такие
красивые, почему они покраснели? Я спросила у детей, хотели бы они узнать
об этом подробнее? Дети проявили свой интерес, поэтому мы взяли эту тему
для изучения, чтобы подробнее узнать об изменениях деревьев осенью.
На этом этапе был проведен опрос детей с использованием «Модели трёх
вопросов».
Что мы знаем? Что хотим узнать? Откуда можем узнать?
Деревья осенью меняют цвет листьев.
Осенью листья с деревьев опадают.
Цвет листвы бывает разный.
В воде можно купаться.
Почему листья на деревьях меняют осенью свою окраску?
Почему листья опадают, а не остаются на деревьях.
Почему с одних деревьев листья опадают раньше, а с других позже?
Спросить у взрослых?
Прочитать в книгах?
Посмотреть в интернете.
Второй этап: разработка (планирование) проекта
- обсуждение вариантов получения информации на поставленные
вопросы (Что? Где, Когда)
- определение участников проекта (дети, воспитатели, родители).
-обсуждение продуктов деятельности, которые должны получиться после
окончания проекта (создание выставки работ по нетрадиционному
рисованию по теме проекта, создание альбома «Красота осенних деревьев»).
Третий этап: исследовательский
(на основе интеграции образовательных областей).
Образовательная область «Познавательное развитие»
формирование целостной картины мира, расширение кругозора в
изобразительном искусстве, творчества.
Экскурсия в школьный парк для наблюдения за разными деревьями, сбор
листьев для гербария.
Экскурсия по точкам экологической тропы детского сада (точка «Береза»,
точка «Рябина», точка «Черемуха», точка «Сирень».)
Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»:
Дидактические игры: «Узнай по описанию», «Четвёртый
лишний», «Собери дерево», « Что растет на грядке»
Образовательная область «Речевое развитие»
Речевые игры: «Какое дерево», «Продолжи предложение», «Какая
бывает осень – подбор слов – определений».
Образовательные область «Художественно – эстетическое развитие»:
Рассматривание картин «Прогулка в лесу» «Уборка урожая»
Составление рассказа по картинке «Осень в лесу»
Рисование «Ветки рябины в вазе»,
Аппликация «Осеннее дерево»,
Лепка «Рябиновый листочек» - пластилинография.
Конструирование из бумаги «Кленовый лист» - оригами.
Чтение рассказов и заучивание стихотворений об осени:
Токмаковой «Ели», «Сосны», «Ива», «Рябина», «Пихты», «Береза», «Осинка»
, А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…», «Рябина покраснела», «Осинке
холодно» М. Пришвин. «Осень».
Прослушивание аудиозаписи: Слушание: П. И. Чайковский "Времена года".
Разучивание песен об осени «Зонтик», «Осень»
Образовательная область «Физическое развитие»
Подвижные игры: «Осенний букет», «К дереву беги», «Найди листок как
на дереве», «Найди пару», « Поймай листок».
Физкультурные минутки: «Листопад», «Осенние листочки», « Мы листики
осенние», « Осенью».
Взаимодействие с родителями:
-подбор информационного и наглядного материалов о осенних деревьях.
- помощь в сборе рисунков для составления альбома в нетрадиционной
технике рисования «Красота осенних деревьев»
-привлечение родителей к итоговому мероприятию выставка
рисунков «Мое осеннее дерево»
Четвертый этап: продукты деятельности и презентация проекта.
Выставка детских работ по теме проекта.
Презентация альбома «Красота осенних деревьев»
Выставка рисунков «Золотые деревья».
Используемая литература:
1. «Времена года» комплексные занятия для детей 4-7 лет Л. Б. Фесюкова
Харьков 2008
2.«Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями» В.
А. Дрязгунова Москва Просвещение 1981
3.«Экологическое воспитание в детском саду» О. А. Соломенникова
Мозаика-Синтез Москва 2005
4.«Добро пожаловать в экологию» О. А. Воронкевич Санкт –
Петербург «Детство-Пресс»
5.«Словесные игры в детском саду» А. К. Бондаренко
Москва «Просвещение»1998
6.«Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» Т. С.
Комарова Москва «Просвещение» 1991
7. «Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники,
планирование, конспекты занятий».- М. : ТЦ Сфера,
8.«Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста» Р. И.
Жуковская Москва «Просвещение» 1981
8. И. А. Лыковой. Авторская программа «Цветные ладошки»
9.«Изобразительная деятельность в средней группе» Т. Ц СФЕРА, Москва,
2010
10. . Региональная культура: художники, писатели, композиторы. Сборник
2. Ставрополь 2010.
11. Р. Г. Казакова «Нетрадиционные художественно – графические
техники»Рисование с детьми дошкольного возраста. Москва, 2004