Формирование трудовых умений в ходе поручений у детей младшего дошкольного возраста
Автор: Голубцова Ирина Павловна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБ ДОУ Десткий Сад №107 Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область Наименование материала: Статья Тема: Формирование трудовых умений в ходе поручений у детей младшего дошкольного возраста Раздел: дошкольное образование
Формирование трудовых умений в ходе поручений у детей
младшего дошкольного возраста
Введение
С младшего дошкольного возраста ребенок начинает знакомиться с миром
взрослых, и главная задача воспитателя – помочь ему в этом. Но это не
значит, что нужно сделать что-то вместо малыша. Он должен сам научится
простым
действиям
(умываться,
стирать,
подметать)
под
руководством
опытного педагога. Как выработать навыки и умения у дошколят и какую
роль в этом играет трудовое воспитание?
Трудовое воспитание в детском саду – обязательный процесс, благодаря
которому у ребенка сформируется положительное отношение к трудовой
деятельности,
появится
желание
и
умение
трудится,
а
так
же
будут
развиваться нравственные качества.
Труд
должен
войти
в
жизнь
ребенка
радостно
и
помочь
в
успешном
всестороннем
развитии.
Включая
детей
в
трудовую
деятельность,
воспитатель
формирует
трудовые
навыки,
воспитывает
привычку
к
трудовому
усилию,
ответственность,
заботливость,
бережливость,
трудолюбие, готовность участвовать в труде, не избегая неприятной работы,
формирует положительные взаимоотношения между детьми.
Все это способствует формированию трудолюбия, готовит ребенка к жизни в
нашем обществе, где труд – первейшая и почетная обязанность каждого
гражданина нашей страны.
Поручения как форма организации детского труда.
Трудовые поручения — наиболее простая форма организации труда детей.
Особое воспитательное значение они имеют в работе с детьми младшего
дошкольного
возраста,
когда
труд
не
может
стать
планомерной
и
систематической деятельностью малышей. Они часто не различают игровые
и трудовые задачи, не умеют трудиться по собственной инициативе, взрослые
привлекают их к труду через разного рода поручения. Воспитатель, няня
обращаются к детям с просьбой или требованием сделать что-либо: принести
какую-то
вещь,
предмет,
полить
цветы
(на
окнах,
балконе,
клумбе),
покормить рыб, спросить, можно ли приходить на музыкальное занятие, и др.
В.Г.
Нечаева,
А.Д.
Шатова
в
своих
исследованиях
определяли
поручение,
как
обращение
к
ребенку
с
просьбой
выполнить
какие-либо
трудовые
действия.
Поручение
является
первой
формой
трудовой
деятельности.
Трудовые поручения по форме организации могут быть:
- индивидуальными;
- подгрупповыми;
- общими.
Трудовые поручения по продолжительности бывают:
- кратковременными;
- длительными;
- постоянными;
- кратковременными.
По содержанию трудовые поручения должны соответствовать видам
труда.
Поручения как форма организации трудовой деятельности детей имеет
ряд особенностей:
- оно всегда исходит от взрослого, в них заключена четкая направленность на
получение результата, конкретно определена задача;
- оно представляет широкие возможности для индивидуальной работы с
детьми;
- в процессе выполнения ребенком поручения удобно осуществлять контроль
за
правильностью
работы,
наличием
трудовых
навыков
и
умений,
отношением ребенка к порученному делу, умением доводить работу до конца.
Поручения особенно важны в период от З до 5 лет. В 6 лет дети
уже
могут
участвовать
в
трех
видах
дежурств.
Это
серьезный
труд,
требующий также предварительной подготовки. И если ребенок, посещавший
детский
сад
с
младшей
группы,
в
старшей
группе
не
умеет
правильно
дежурить,
это
сигнал
к
тому,
что
воспитатель
недостаточно
и
нецеленаправленно привлекал детей к выполнению поручений на младших
ступенях дошкольного детства.
Содержание поручений в младшей группе.
Хозяйственно-бытовой труд в помещении:
- расставить игрушки;
- разложить книжки;
- расставить на столах розетки, краски, материал (раздаточный) перед
занятием;
- разложить по просьбе музыкального руководителя в зале султанчики,
флажки и прочие пособия на определенные места для удобства пользования
(или убрать в коробки по окончанию занятия);
2
- убрать мусор в корзину;
- расставить стулья (в групповой комнате, в зале);
- разложить в коробки заточенные карандаши;
- протереть влажной тряпкой клеенки после занятий, игрушки, столы,
подоконники, полки;
- собрать со столов и пола кисточки, обрезки бумаги после занятия;
- убрать строительный материал, помочь товарищам убрать игрушки,
строительный материал;
- переодеть кукол;
- отобрать определенные игрушки, предметы для игр, труда по просьбе
воспитателя.
Труд на участке:
- помыть моющиеся игрушки;
- собрать игрушки перед уходом с прогулки;
- полить песок из леек;
- подмести пол в домиках и прочих постройках;
- протереть на веранде скамейки, полки;
- собрать мусор;
- сгрести листву, отнести ее в ведрах в кучу, отвести на тележках;
- смести снег со скамеек, построек;
- расчистить дорожку от снега (небольшой отрезок).
Труд в природе в помещении:
- под руководством воспитателя полить растения, протереть крупные лисья;
- посадить лук, крупные семена овощей и декоративных растений.
Труд на участке:
- под руководством воспитателя посадить луковицы тюльпанов, нарциссов,
гладиолусов;
- полить клумбу, грядки;
- собрать срезанную траву;
- убрать с клумбы или грядки высохшие растения, сложить в ведерки и
унести в определенное место;
- подкормить птиц;
- собрать природный материал.
Совместный труд детей и взрослых:
- помочь убрать посуду после еды (собрать чайные ложки, принести
хлебницы, салфетницы);
- помочь младшему воспитателю накрыть на столы (расставить салфетницы,
хлебницы, ложки);
- развесить полотенца в умывальной комнате;
3
- отнести или принести какие-либо предметы по просьбе взрослых в
процессе совместного труда;
- помочь воспитателю в стирке кукольного белья (мытье игрушек);
- оказать помощь в процессе ремонта атрибутов, коробок, книг;
- оказать помощь в процессе изготовления пособий (намазывать по просьбе
воспитателя отдельные детали клеем, прижимать склеенные детали);
- помочь воспитателю распаковать и расположить новые игрушки в игровом
уголке;
- опрыскать комнатные растения, полить цветник из лейки;
- оказать помощь воспитателю в подготовке корма на зиму птицам и
животным;
- помочь посыпать дорожки песком.
Методика организации трудовых поручений в младшем дошкольном
возрасте.
В
повседневной
работе,
привлекая
детей
к
выполнению
простых
заданий,
воспитатель
наблюдает
за
каждым
ребенком,
выявляя
уровень
умений,
желание,
с
каким
ребенок
принимается
за
дело,
способностью
довести его до конца самостоятельно.
Систематический
контроль
за
деятельностью
малышей
позволяет
правильно
осуществлять
индивидуальный
подход
к
каждому
из
них,
учитывая возможности ребенка для активного включения в труд.
На самых начальных этапах привлечения детей к выполнению
трудовых
поручений очень важно вызвать у них положительное отношение к
требованиям
педагога,
разумное
послушание
и
исполнительность.
Опыт
показывает, что решение этой задачи в работе с детьми 3—4 лет будет
успешным,
если
воспитатель
становится
непосредственным
участником
деятельности ребенка. Это дает возможность лучше увидеть, чем он занят,
как умеет организовать свою деятельность, как прислушивается и следует
требованиям, советам педагога. В совместной деятельности взрослый имеет
возможность осуществлять контроль за ребенком незаметно. В свою очередь
и
ребенок
имеет
возможность
видеть,
как
воспитатель
организует
свою
деятельность,
как
готовит
рабочее
место,
как
пользуется
необходимыми
предметами труда, какие действия выполняет.
В
процессе
овладения
навыком
выполнения
трудовых
поручений
ребенок
должен
осознать
их
цели
и
задачи,
способы
действий.
Это
достигается
посредством
подробного
объяснения,
мотивации
того,
что
малыш делает или будет делать. Воспитатель поясняет: «Ты положи носик
4
лейки
на
край
цветочного
горшка
и
поливай,
тебе
не
будет
так
тяжело
держать лейку, и не будут брызги разлетаться».
Важным педагогическим условием воспитания у детей положительного
отношения
к
поручениям
взрослых
является
формирование
у
них
социальных мотивов деятельности — мотив долга и ответственности перед
взрослыми
за
выполнение
задания.
Добиться
этого
можно,
повышая
требования к детям, к их индивидуальной трудовой деятельности, усложняя
поручения. Важна также оценка содержания этой деятельности.
В
младшей
и
средней
группе
особенно
важно
замечать
детскую
инициативу,
так
как
здесь
выполнение
детьми
заданий
организуется
взрослым.
Отсюда
необходимо,
чтобы
поручения
не
заглушали
детское
желание участвовать в труде. Воспитатель иногда называет дела, которые
дети
могли
бы
выполнить,
не
ожидая
указаний
взрослых:
увидел,
что
валяется
вещь,
игрушка,—
подними,
положи
на
место;
вошел
в
группу
взрослый — предложи стул; увидел, что кому-то трудно нести, поднять,
подвинуть,— помоги и т.д. Напоминания воспитателя о делах, нужных для
всей группы, позволяют детям увидеть, что они могут делать по собственной
инициативе.
Если
дела
не
делаются
по
собственному
почину
ребят,
воспитатель может вновь напомнить о предстоящей работе, точно указать, где
и когда они могли бы что-то сделать. («Если хочешь покормить животных,
сменить воду им, полить клумбу, огород, напомни мне об этом на прогулке».)
Детям
3—5
лет
сложно
определить
предстоящую
работу,
когда
воспитатель предлагает внимательно посмотреть и самим найти, что надо
сделать.
В
подобных
ситуациях
особенно
важно
поощрение
стремления
ребенка трудиться, его инициативу следует подчеркивать и оценивать особо:
«Олег очень внимательный, аккуратный мальчик. Он увидел возле кормушки
разлитую воду и вытер. Он поступил правильно».
В
оценке
труда,
достигнутых
результатов
на
младших
ступенях
дошкольного возраста следует широко использовать игровые приемы. Здесь
воспитатель
не
может
обойтись
без
персонажей
кукольного
театра
«Петрушка». С его помощью воспитателю легко удается не только оценить
сделанную работу, но и легко закрепить полезные и нужные в трудовой
деятельности правила: не отвлекаться во время работы, помогать товарищам,
доводить
начатое
дело
до
конца,
проявлять
старание.
В
занимательной
игровой форме воспитатель анализирует деятельность ребенка, рассказывает,
что он хорошо выполнял, в чем ошибался. Активное равномерное участие
детей от 3 до 5 лет в выполнении повседневных поручений явится важной и
5
своевременной подготовкой к участию в дежурствах — первых обязанностей
дошкольников.
Приемы
и
методы
индивидуального
подхода
не
являются
специфическими, они общепедагогические. Творческая задача воспитателя –
отобрать из общего арсенала средств те, которые наиболее действенны в
конкретной ситуации, отвечают индивидуальным особенностям ребенка. При
проведении
индивидуальной
работы
в
процессе
различной
детской
деятельности
педагог
постоянно
должен
опираться
на
коллектив,
на
коллективные связи детей внутри группы.
Коллектив
является
той
силой,
которая
укрепляет
в
ребенке
общественные начала. Невозможно воспитать вне общения с коллективом
такие
качества,
как
доброжелательность,
чувство
взаимопомощи,
ответственности за общее дело.
Заключение
Трудовые поручения — наиболее простая форма организации труда
детей. И как мы выяснили выше, они имеют особое воспитательное значение
в
работе
с
детьми
младшего
дошкольного
возраста
при
формировании
трудовых
умений.
Так
как
овладение
трудовыми
умениями
способствует
самоутверждению
ребёнка,
рождает
уверенность
в
своих
силах,
удовлетворение своей умелостью, возможность оказать помощь взрослому.
Видеть плоды своих трудов – уложенные рядами кубики, в полном порядке
игрушки,
красиво
накрытый
стол
–
доставляет
ребёнку
большое
удовлетворение.
Ведь
для
ребёнка
всё
ново,
всё
интересно,
и
он
с
удовольствием трудится, проверяя свои возможности и убеждаясь в своей
силе, ловкости, умении. Он горд тем, что взрослые всерьез принимают его
помощь. Он может помочь накрыть на стол, унести посуду после еды, с
помощью
взрослых
покормить
домашних
животных,
полить
комнатные
цветы и многое другое.
У ребёнка формируется главное умение - умение трудиться. Великий
педагог
"
В.А.
Сухомлинский"
писал,
что
труд
становиться
великим
воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает
радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность,
рождает волнующую радость преодоления трудностей, открывает все новую
и
новую
красоту
в
окружающем
мире,
пробуждает
первое
гражданское
чувство – чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна
жизнь человека.
6
Список литературы
1.
Веракса,
Н.
Е.
Развитие
ребенка
в
дошкольном
детстве
[Текст]
:
учебное пособие / Н. Е. Веракса, А. Н. – М. : Мозаика – Синтез, 2006. –
72 с.
2.
Зацепина, М. Б. Воспитание и обучение детей во второй младшей
группе детского сада [Текст] : учебное пособие / М. Б. Зацепина. – М. :
Мозаика-Синтез, 2006. – 300 с.
3.
Козлова, С. А. Дошкольная педагогика [Текст] : учебное пособие. – 3-е
издание / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – М. : Издательский центр
«Академия», 2001. – 416 с.
4.
Козлова, С. А. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников
[Текст] : учебное пособие / С. А. Козлова, Н. К. Ледовских, В. Д.
Калишенко
/
под
ред.
С.
А.
Козлова.
–
М.
:
Издательский
центр
«Академия», 2002. – 192 с.
5.
Куцакова,
Л.
В.
Нравственно
–
трудовое
воспитание
ребенка
–
дошкольника [Текст] : учебное пособие для педагогов дошкольных
учреждений / Л. В. Куцакова. – М. : ВЛАДОС, 2003. – 143 с.
6.
Маркова, Т. А. Воспитание трудолюбия у дошкольников
[Текст] :
учебной пособие / Т. А. Маркова. – М. : Просвещение, 1991. – 112 с.
7.
Сергеева, Д. В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе
трудовой деятельности. – М. : Просвещение, 1987. – 96 с.
7
Приложение
Приложение 1
Вопросы и задания для беседы по выявлению трудовых умений,
навыков и знаний детей (3 – 4 года)
Ознакомление с трудом взрослых
-
Кто моет пол, вытирает пыль?
-
Кто моет посуду и ставит ее в шкаф?
-
Кто убирает снег на участке?
-
Зачем дворник убирает снег, подметает участок?
-
Кто сшил красивую одежду для кукол?
-
Почему нельзя ничего бросать на пол?
-
Покажи, куда нужно складывать (убирать) мусор?
-
Самообслуживание
-
Покажи, как ты умеешь мыть руки (есть вилкой, вытирать рот
-
салфеткой).
-
Расскажи
и
покажи,
как
нужно
надевать
колготки
(рубашку,
застегивать пуговицы, причесываться).
-
Почему нельзя разбрасывать свои вещи?
-
Что нужно сказать, когда тебе помогают?
-Кто из вас часто помогает друг другу? Как помогает?
Хозяйственно-бытовой труд
-
Покажи, как ты умеешь раскладывать ложки (вытирать столы
8
тряпочкой).
-
Для чего ты сейчас протираешь стол?
-Как ты помогаешь няне?
Труд в природе
-
Покажи,
как
нужно
поливать
растение
(протирать
листья
у
фикуса). Для чего это нужно делать?
-
Как называется это растение?
-
Как называется рыбка в вашем аквариуме?
-
Почему рыбку надо кормить?
Приложение 2
Вопросы
для
диагностики
формирования
трудовых
навыков
и
умений дошкольников
Навыки личной гигиены
-
Умеют ли дети поддерживать установленный в группе порядок и
чистоту (убирают на место игрушки, книги, аккуратно содержат свои личные
вещи в шкафах для одежды)?
-
Умеют
ли
дети
пользоваться
столовыми
приборами,
есть
аккуратно, соблюдать правильную осанку за столом?
-
Моют
ли
дети
руки
без
напоминания
взрослых,
по
мере
надобности? Сформирована ли у них привычка полоскать рот после еды,
ежедневно чистить зубы? Умеют ли дети пользоваться носовым платком?
Умеют ли самостоятельно приводить в порядок волосы?
-
Умеют
ли
дети
самостоятельно
и
правильно
одеваться
и
раздеваться, сколько времени на это уходит (в целом по группе и у отдельных
ребят)?
Замечают
ли
дети
непорядок
в
своем
костюме?
Умеют
ли
его
устранять (пришить пуговицу, почистить пальто, обувь, постирать
-
носки, фартук (старший возраст))?
Навыки культурного поведения с взрослыми
-Умеют ли дети обращаться к взрослым, уступают ли место (приносят
стул, отворяют дверь, поднимают уроненную вещь, благодарят за оказанную
помощь, стремятся помогать)?
9
Уровень самостоятельности в труде
-Замечают
ли
дети
самостоятельно
непорядок
в
окружающей
обстановке?
-Умеют ли дети распределять обязанности в процессе деятельности,
старательно добиваться общего результата? (5—7 лет.)
-Каков уровень трудовых умений и навыков детей?
Навыки общения со сверстниками
-
Знают ли дети элементарные нормы взаимоотношений друг с
другом?
-
Умеют
ли
дети
договариваться
при
распределении
трудовых
действий?
(5—7
лет.)
Проявляют
ли
дружелюбие,
общительность,
стремление к совместной деятельности?
-
Умеют ли дети уважительно относиться к труду сверстников, не
мешать деятельности товарища?
-
Умеют
ли
дети
самостоятельно
разрешать
возникшие
между
детьми споры, и если да, то какими средствами этого добиваются? Из-за чего
между детьми возникают конфликты?
-
Какова форма взаимоотношений детей в процессе совместной
деятельности (как обращаются друг к другу с просьбой, благодарят ли
друг друга за оказанную услугу, как отзываются на просьбу товарища
о
помощи
и
т.д.)?
Что
объединяет
детей
в
группировки
(интерес
к
деятельности, личные симпатии)?
10
Приложение 3
Планирование воспитательно-образовательной работы (1-я неделя)
Дни недели
Время в режиме
Утро
Прогулка
Вечер
Понедельник
Хозяйственно-бытовой
труд (поручения)
Труд в природе
(поручения)
Вторник
Совместный труд детей и
взрослых (поручения)
Труд в природе
(поручения)
Среда
Хозяйственно-бытовой
труд (поручения)
Четверг
Труд в природе
(поручения)
Хозяйственно-бытовой
труд (поручения)
Пятница
Труд в природе
(поручения)
Хозяйственно-бытовой
труд (поручения)
Планирование воспитательно-образовательной работы (2-я неделя)
Дни недели
Время в режиме
Утро
Прогулка
Вечер
Понедельник
Труд в природе
(поручения)
Совместный труд детей и
взрослых (поручения)
11
Вторник
Труд в природе
(поручения)
Хозяйственно-бытовой
труд (поручения)
Среда
Хозяйственно-бытовой
труд (поручения)
Четверг
Хозяйственно-бытовой
труд (поручения)
Труд в природе
(поручения)
Пятница
Труд в природе
(поручения)
Хозяйственно-бытовой труд
(поручения)
Планирование воспитательно-образовательной работы (3-я неделя)
Дни недели
Время в режиме
Утро
Прогулка
Вечер
Понедельник
Труд в природе
(поручения)
Совместный труд детей и
взрослых (поручения)
Вторник
Труд в природе
(поручения)
Хозяйственно-бытовой
труд (поручения)
Среда
Хозяйственно-бытовой
труд (поручения)
Четверг
Хозяйственно-бытовой
труд (поручения)
Труд в природе
(поручения)
Пятница
Труд в природе
(поручения)
Хозяйственно-бытовой труд
(поручения)
Планирование воспитательно-образовательной работы (4-я неделя)
Дни недели
Время в режиме
Утро
Прогулка
Вечер
Понедельник
Труд в природе (поручения)
Хозяйственно-бытовой труд
(поручения)
Вторник
Хозяйственно-бытовой труд
(поручения)
Труд в природе (поручения)
12
Среда
Труд в природе (поручения)
Труд в природе (поручения)
Хозяйственно-
бытовой труд
(поручения)
Четверг
Труд в природе (поручения)
Хозяйственно-бытовой труд
(поручения)
Пятница
Хозяйственно-бытовой труд
(поручения)
Совместный труд
детей и взрослых
(поручения)
13