Напоминание

Формирование трудовых умений в ходе поручений у детей младшего дошкольного возраста


Автор: Голубцова Ирина Павловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ Десткий Сад №107
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: Статья
Тема: Формирование трудовых умений в ходе поручений у детей младшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад





Формирование трудовых умений в ходе поручений у детей

младшего дошкольного возраста

Введение
С младшего дошкольного возраста ребенок начинает знакомиться с миром взрослых, и главная задача воспитателя – помочь ему в этом. Но это не значит, что нужно сделать что-то вместо малыша. Он должен сам научится простым действиям (умываться, стирать, подметать) под руководством опытного педагога. Как выработать навыки и умения у дошколят и какую роль в этом играет трудовое воспитание? Трудовое воспитание в детском саду – обязательный процесс, благодаря которому у ребенка сформируется положительное отношение к трудовой деятельности, появится желание и умение трудится, а так же будут развиваться нравственные качества. Труд должен войти в жизнь ребенка радостно и помочь в успешном всестороннем развитии. Включая детей в трудовую деятельность, воспитатель формирует трудовые навыки, воспитывает привычку к трудовому усилию, ответственность, заботливость, бережливость, трудолюбие, готовность участвовать в труде, не избегая неприятной работы, формирует положительные взаимоотношения между детьми. Все это способствует формированию трудолюбия, готовит ребенка к жизни в нашем обществе, где труд – первейшая и почетная обязанность каждого гражданина нашей страны.
Поручения как форма организации детского труда.
Трудовые поручения — наиболее простая форма организации труда детей. Особое воспитательное значение они имеют в работе с детьми младшего дошкольного возраста, когда труд не может стать планомерной и систематической деятельностью малышей. Они часто не различают игровые и трудовые задачи, не умеют трудиться по собственной инициативе, взрослые привлекают их к труду через разного рода поручения. Воспитатель, няня обращаются к детям с просьбой или требованием сделать что-либо: принести какую-то вещь, предмет, полить цветы (на окнах, балконе, клумбе), покормить рыб, спросить, можно ли приходить на музыкальное занятие, и др. В.Г. Нечаева, А.Д. Шатова в своих исследованиях определяли поручение, как обращение к ребенку с просьбой выполнить какие-либо трудовые действия. Поручение является первой формой трудовой деятельности.
Трудовые поручения по форме организации могут быть: - индивидуальными; - подгрупповыми; - общими. Трудовые поручения по продолжительности бывают: - кратковременными; - длительными; - постоянными; - кратковременными. По содержанию трудовые поручения должны соответствовать видам труда. Поручения как форма организации трудовой деятельности детей имеет ряд особенностей: - оно всегда исходит от взрослого, в них заключена четкая направленность на получение результата, конкретно определена задача; - оно представляет широкие возможности для индивидуальной работы с детьми; - в процессе выполнения ребенком поручения удобно осуществлять контроль за правильностью работы, наличием трудовых навыков и умений, отношением ребенка к порученному делу, умением доводить работу до конца. Поручения особенно важны в период от З до 5 лет. В 6 лет дети уже могут участвовать в трех видах дежурств. Это серьезный труд, требующий также предварительной подготовки. И если ребенок, посещавший детский сад с младшей группы, в старшей группе не умеет правильно дежурить, это сигнал к тому, что воспитатель недостаточно и нецеленаправленно привлекал детей к выполнению поручений на младших ступенях дошкольного детства.
Содержание поручений в младшей группе.
Хозяйственно-бытовой труд в помещении: - расставить игрушки; - разложить книжки; - расставить на столах розетки, краски, материал (раздаточный) перед занятием; - разложить по просьбе музыкального руководителя в зале султанчики, флажки и прочие пособия на определенные места для удобства пользования (или убрать в коробки по окончанию занятия); 2
- убрать мусор в корзину; - расставить стулья (в групповой комнате, в зале); - разложить в коробки заточенные карандаши; - протереть влажной тряпкой клеенки после занятий, игрушки, столы, подоконники, полки; - собрать со столов и пола кисточки, обрезки бумаги после занятия; - убрать строительный материал, помочь товарищам убрать игрушки, строительный материал; - переодеть кукол; - отобрать определенные игрушки, предметы для игр, труда по просьбе воспитателя. Труд на участке: - помыть моющиеся игрушки; - собрать игрушки перед уходом с прогулки; - полить песок из леек; - подмести пол в домиках и прочих постройках; - протереть на веранде скамейки, полки; - собрать мусор; - сгрести листву, отнести ее в ведрах в кучу, отвести на тележках; - смести снег со скамеек, построек; - расчистить дорожку от снега (небольшой отрезок). Труд в природе в помещении: - под руководством воспитателя полить растения, протереть крупные лисья; - посадить лук, крупные семена овощей и декоративных растений. Труд на участке: - под руководством воспитателя посадить луковицы тюльпанов, нарциссов, гладиолусов; - полить клумбу, грядки; - собрать срезанную траву; - убрать с клумбы или грядки высохшие растения, сложить в ведерки и унести в определенное место; - подкормить птиц; - собрать природный материал. Совместный труд детей и взрослых: - помочь убрать посуду после еды (собрать чайные ложки, принести хлебницы, салфетницы); - помочь младшему воспитателю накрыть на столы (расставить салфетницы, хлебницы, ложки); - развесить полотенца в умывальной комнате; 3
- отнести или принести какие-либо предметы по просьбе взрослых в процессе совместного труда; - помочь воспитателю в стирке кукольного белья (мытье игрушек); - оказать помощь в процессе ремонта атрибутов, коробок, книг; - оказать помощь в процессе изготовления пособий (намазывать по просьбе воспитателя отдельные детали клеем, прижимать склеенные детали); - помочь воспитателю распаковать и расположить новые игрушки в игровом уголке; - опрыскать комнатные растения, полить цветник из лейки; - оказать помощь воспитателю в подготовке корма на зиму птицам и животным; - помочь посыпать дорожки песком.
Методика организации трудовых поручений в младшем дошкольном

возрасте.
В повседневной работе, привлекая детей к выполнению простых заданий, воспитатель наблюдает за каждым ребенком, выявляя уровень умений, желание, с каким ребенок принимается за дело, способностью довести его до конца самостоятельно. Систематический контроль за деятельностью малышей позволяет правильно осуществлять индивидуальный подход к каждому из них, учитывая возможности ребенка для активного включения в труд. На самых начальных этапах привлечения детей к выполнению трудовых поручений очень важно вызвать у них положительное отношение к требованиям педагога, разумное послушание и исполнительность. Опыт показывает, что решение этой задачи в работе с детьми 3—4 лет будет успешным, если воспитатель становится непосредственным участником деятельности ребенка. Это дает возможность лучше увидеть, чем он занят, как умеет организовать свою деятельность, как прислушивается и следует требованиям, советам педагога. В совместной деятельности взрослый имеет возможность осуществлять контроль за ребенком незаметно. В свою очередь и ребенок имеет возможность видеть, как воспитатель организует свою деятельность, как готовит рабочее место, как пользуется необходимыми предметами труда, какие действия выполняет. В процессе овладения навыком выполнения трудовых поручений ребенок должен осознать их цели и задачи, способы действий. Это достигается посредством подробного объяснения, мотивации того, что малыш делает или будет делать. Воспитатель поясняет: «Ты положи носик 4
лейки на край цветочного горшка и поливай, тебе не будет так тяжело держать лейку, и не будут брызги разлетаться». Важным педагогическим условием воспитания у детей положительного отношения к поручениям взрослых является формирование у них социальных мотивов деятельности — мотив долга и ответственности перед взрослыми за выполнение задания. Добиться этого можно, повышая требования к детям, к их индивидуальной трудовой деятельности, усложняя поручения. Важна также оценка содержания этой деятельности. В младшей и средней группе особенно важно замечать детскую инициативу, так как здесь выполнение детьми заданий организуется взрослым. Отсюда необходимо, чтобы поручения не заглушали детское желание участвовать в труде. Воспитатель иногда называет дела, которые дети могли бы выполнить, не ожидая указаний взрослых: увидел, что валяется вещь, игрушка,— подними, положи на место; вошел в группу взрослый — предложи стул; увидел, что кому-то трудно нести, поднять, подвинуть,— помоги и т.д. Напоминания воспитателя о делах, нужных для всей группы, позволяют детям увидеть, что они могут делать по собственной инициативе. Если дела не делаются по собственному почину ребят, воспитатель может вновь напомнить о предстоящей работе, точно указать, где и когда они могли бы что-то сделать. («Если хочешь покормить животных, сменить воду им, полить клумбу, огород, напомни мне об этом на прогулке».) Детям 3—5 лет сложно определить предстоящую работу, когда воспитатель предлагает внимательно посмотреть и самим найти, что надо сделать. В подобных ситуациях особенно важно поощрение стремления ребенка трудиться, его инициативу следует подчеркивать и оценивать особо: «Олег очень внимательный, аккуратный мальчик. Он увидел возле кормушки разлитую воду и вытер. Он поступил правильно». В оценке труда, достигнутых результатов на младших ступенях дошкольного возраста следует широко использовать игровые приемы. Здесь воспитатель не может обойтись без персонажей кукольного театра «Петрушка». С его помощью воспитателю легко удается не только оценить сделанную работу, но и легко закрепить полезные и нужные в трудовой деятельности правила: не отвлекаться во время работы, помогать товарищам, доводить начатое дело до конца, проявлять старание. В занимательной игровой форме воспитатель анализирует деятельность ребенка, рассказывает, что он хорошо выполнял, в чем ошибался. Активное равномерное участие детей от 3 до 5 лет в выполнении повседневных поручений явится важной и 5
своевременной подготовкой к участию в дежурствах — первых обязанностей дошкольников. Приемы и методы индивидуального подхода не являются специфическими, они общепедагогические. Творческая задача воспитателя – отобрать из общего арсенала средств те, которые наиболее действенны в конкретной ситуации, отвечают индивидуальным особенностям ребенка. При проведении индивидуальной работы в процессе различной детской деятельности педагог постоянно должен опираться на коллектив, на коллективные связи детей внутри группы. Коллектив является той силой, которая укрепляет в ребенке общественные начала. Невозможно воспитать вне общения с коллективом такие качества, как доброжелательность, чувство взаимопомощи, ответственности за общее дело.
Заключение
Трудовые поручения — наиболее простая форма организации труда детей. И как мы выяснили выше, они имеют особое воспитательное значение в работе с детьми младшего дошкольного возраста при формировании трудовых умений. Так как овладение трудовыми умениями способствует самоутверждению ребёнка, рождает уверенность в своих силах, удовлетворение своей умелостью, возможность оказать помощь взрослому. Видеть плоды своих трудов – уложенные рядами кубики, в полном порядке игрушки, красиво накрытый стол – доставляет ребёнку большое удовлетворение. Ведь для ребёнка всё ново, всё интересно, и он с удовольствием трудится, проверяя свои возможности и убеждаясь в своей силе, ловкости, умении. Он горд тем, что взрослые всерьез принимают его помощь. Он может помочь накрыть на стол, унести посуду после еды, с помощью взрослых покормить домашних животных, полить комнатные цветы и многое другое. У ребёнка формируется главное умение - умение трудиться. Великий педагог " В.А. Сухомлинский" писал, что труд становиться великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоления трудностей, открывает все новую и новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство – чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека. 6

Список литературы
1. Веракса, Н. Е. Развитие ребенка в дошкольном детстве [Текст] : учебное пособие / Н. Е. Веракса, А. Н. – М. : Мозаика – Синтез, 2006. – 72 с. 2. Зацепина, М. Б. Воспитание и обучение детей во второй младшей группе детского сада [Текст] : учебное пособие / М. Б. Зацепина. – М. : Мозаика-Синтез, 2006. – 300 с. 3. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика [Текст] : учебное пособие. – 3-е издание / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – М. : Издательский центр «Академия», 2001. – 416 с. 4. Козлова, С. А. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников [Текст] : учебное пособие / С. А. Козлова, Н. К. Ледовских, В. Д. Калишенко / под ред. С. А. Козлова. – М. : Издательский центр «Академия», 2002. – 192 с. 5. Куцакова, Л. В. Нравственно – трудовое воспитание ребенка – дошкольника [Текст] : учебное пособие для педагогов дошкольных учреждений / Л. В. Куцакова. – М. : ВЛАДОС, 2003. – 143 с. 6. Маркова, Т. А. Воспитание трудолюбия у дошкольников [Текст] : учебной пособие / Т. А. Маркова. – М. : Просвещение, 1991. – 112 с. 7. Сергеева, Д. В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности. – М. : Просвещение, 1987. – 96 с. 7

Приложение

Приложение 1

Вопросы и задания для беседы по выявлению трудовых умений,

навыков и знаний детей (3 – 4 года)

Ознакомление с трудом взрослых
- Кто моет пол, вытирает пыль? - Кто моет посуду и ставит ее в шкаф? - Кто убирает снег на участке? - Зачем дворник убирает снег, подметает участок? - Кто сшил красивую одежду для кукол? - Почему нельзя ничего бросать на пол? - Покажи, куда нужно складывать (убирать) мусор? -
Самообслуживание
- Покажи, как ты умеешь мыть руки (есть вилкой, вытирать рот - салфеткой). - Расскажи и покажи, как нужно надевать колготки (рубашку, застегивать пуговицы, причесываться). - Почему нельзя разбрасывать свои вещи? - Что нужно сказать, когда тебе помогают? -Кто из вас часто помогает друг другу? Как помогает?
Хозяйственно-бытовой труд
- Покажи, как ты умеешь раскладывать ложки (вытирать столы 8
тряпочкой). - Для чего ты сейчас протираешь стол? -Как ты помогаешь няне?
Труд в природе
- Покажи, как нужно поливать растение (протирать листья у фикуса). Для чего это нужно делать? - Как называется это растение? - Как называется рыбка в вашем аквариуме? - Почему рыбку надо кормить?
Приложение 2

Вопросы

для

диагностики

формирования

трудовых

навыков

и

умений дошкольников

Навыки личной гигиены
- Умеют ли дети поддерживать установленный в группе порядок и чистоту (убирают на место игрушки, книги, аккуратно содержат свои личные вещи в шкафах для одежды)? - Умеют ли дети пользоваться столовыми приборами, есть аккуратно, соблюдать правильную осанку за столом? - Моют ли дети руки без напоминания взрослых, по мере надобности? Сформирована ли у них привычка полоскать рот после еды, ежедневно чистить зубы? Умеют ли дети пользоваться носовым платком? Умеют ли самостоятельно приводить в порядок волосы? - Умеют ли дети самостоятельно и правильно одеваться и раздеваться, сколько времени на это уходит (в целом по группе и у отдельных ребят)? Замечают ли дети непорядок в своем костюме? Умеют ли его устранять (пришить пуговицу, почистить пальто, обувь, постирать - носки, фартук (старший возраст))?
Навыки культурного поведения с взрослыми
-Умеют ли дети обращаться к взрослым, уступают ли место (приносят стул, отворяют дверь, поднимают уроненную вещь, благодарят за оказанную помощь, стремятся помогать)? 9

Уровень самостоятельности в труде
-Замечают ли дети самостоятельно непорядок в окружающей обстановке? -Умеют ли дети распределять обязанности в процессе деятельности, старательно добиваться общего результата? (5—7 лет.) -Каков уровень трудовых умений и навыков детей?
Навыки общения со сверстниками
- Знают ли дети элементарные нормы взаимоотношений друг с другом? - Умеют ли дети договариваться при распределении трудовых действий? (5—7 лет.) Проявляют ли дружелюбие, общительность, стремление к совместной деятельности? - Умеют ли дети уважительно относиться к труду сверстников, не мешать деятельности товарища? - Умеют ли дети самостоятельно разрешать возникшие между детьми споры, и если да, то какими средствами этого добиваются? Из-за чего между детьми возникают конфликты? - Какова форма взаимоотношений детей в процессе совместной деятельности (как обращаются друг к другу с просьбой, благодарят ли друг друга за оказанную услугу, как отзываются на просьбу товарища о помощи и т.д.)? Что объединяет детей в группировки (интерес к деятельности, личные симпатии)? 10

Приложение 3

Планирование воспитательно-образовательной работы (1-я неделя)

Дни недели

Время в режиме

Утро

Прогулка

Вечер

Понедельник
Хозяйственно-бытовой труд (поручения) Труд в природе (поручения)
Вторник
Совместный труд детей и взрослых (поручения) Труд в природе (поручения)
Среда
Хозяйственно-бытовой труд (поручения)
Четверг
Труд в природе (поручения) Хозяйственно-бытовой труд (поручения)
Пятница
Труд в природе (поручения) Хозяйственно-бытовой труд (поручения)
Планирование воспитательно-образовательной работы (2-я неделя)

Дни недели

Время в режиме

Утро

Прогулка

Вечер

Понедельник
Труд в природе (поручения) Совместный труд детей и взрослых (поручения) 11

Вторник
Труд в природе (поручения) Хозяйственно-бытовой труд (поручения)
Среда
Хозяйственно-бытовой труд (поручения)
Четверг
Хозяйственно-бытовой труд (поручения) Труд в природе (поручения)
Пятница
Труд в природе (поручения) Хозяйственно-бытовой труд (поручения)
Планирование воспитательно-образовательной работы (3-я неделя)

Дни недели

Время в режиме

Утро

Прогулка

Вечер

Понедельник
Труд в природе (поручения) Совместный труд детей и взрослых (поручения)
Вторник
Труд в природе (поручения) Хозяйственно-бытовой труд (поручения)
Среда
Хозяйственно-бытовой труд (поручения)
Четверг
Хозяйственно-бытовой труд (поручения) Труд в природе (поручения)
Пятница
Труд в природе (поручения) Хозяйственно-бытовой труд (поручения)
Планирование воспитательно-образовательной работы (4-я неделя)

Дни недели

Время в режиме

Утро

Прогулка

Вечер

Понедельник
Труд в природе (поручения) Хозяйственно-бытовой труд (поручения)
Вторник
Хозяйственно-бытовой труд (поручения) Труд в природе (поручения) 12

Среда
Труд в природе (поручения) Труд в природе (поручения) Хозяйственно- бытовой труд (поручения)
Четверг
Труд в природе (поручения) Хозяйственно-бытовой труд (поручения)
Пятница
Хозяйственно-бытовой труд (поручения) Совместный труд детей и взрослых (поручения) 13


В раздел образования