Автор: Кузнецова Ирина Вячеславовна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад №42 "Чебурашка"
Населённый пункт: Московская область. Г.о. Подольск
Наименование материала: Статья
Тема: Повышение качества дополнительного образования в ДОУ
Раздел: дошкольное образование
Повышение качества дополнительного образования в ДОУ
«Потребность в объективной оценке результатов деятельности человека
всегда
была
и
остается
одной
из
самых
значимых
в
любой
сфере
человеческой деятельности. И чем разносторонней эта деятельность, тем
с л о ж н е е
о ц е н и т ь
е е
р е з у л ь т а т
» .
Показателем результативности и качества дополнительного образования в
Д О У
я в л я е т с я :
-
успешное
освоение
учащимися
общеразвивающей
программы;
-
увлеченно е
отношение
к
делу,
которым
они
з а н и м а ю т с я ;
- их участие и достижения в различных конкурсах, фестивалях, выставках и
соревнованиях;
-
интерес
и
участие
в
воспитательных
мероприятиях
образовательного
учреждения;
- хорошие результаты тестирования и анкетирования;
- стабильная высокая посещаемость занятий.
Каковы же наши способы и методы достижения результативности и
повышения уровня дополнительного образования?
1. Виды занятий
Прежде всего, это разнообразие подачи материала. Наряду со
стандартными типами занятий, отдельными блоками в каждое занятие входят
небольшие лекции и диспуты, беседы, виртуальные экскурсии,
самостоятельные работы, занятия-вариации, практические или виртуальные
мастер-классы.
К нестандартным видам занятий относятся:
- познавательные игры, дебаты и диспуты;
- поэтические часы;
- викторины;
- групповые обсуждения разнообразных предметов и проблем;
- игры-путешествия и игры-сказки;
- час вопросов и ответов;
- творческие импровизации.
Эти
виды
занятий
не
являются
основными;
они
чередуются
с
традиционными видами (беседа, объяснение нового материала, практическая
работа). Но такое совмещение различных видов занятий позволяет учащимся
лучше усваивать новые знания в теории и на практике, не уставать в процессе
работы, а коллективу - сплотиться.
2. Методы обучения.
В
той
или
иной
степени
на
занятиях
дополнительного
образования
практикуются такие методы:
- репродуктивный;
- словесные методы обучения;
- методы практической работы;
- исследовательские методы (творческие эксперименты с использованием
навыков
в
других
областях
ДПИ,
эклектичный
подход
и
совмещение
различных направлений в одной работе);
- метод наблюдения (фотосъемка, зарисовки);
- метод проблемного обучения (самостоятельный поиск ответов учащимися
на
поставленную
проблему;
создание
проблемных
ситуаций:
постановка
проблемного вопроса; проблемное изложение материала);
- метод игры (игры на развитие внимания, памяти, глазомера, воображения,
игра-путешествие, ролевые игры);
- наглядный метод обучения (использование наглядных пособий на занятии и
вне его);
- использование на занятиях средств искусства (иллюстрации, репродукции,
фотографии
и
т.д.),
активных
форм
познавательной
деятельности,
психологических
и
социологических
методов
и
приемов
(тестирование,
анкетирование, создание и решение различных ситуаций).
3. Участие родителей
Привлечение родителей в работу студии или кружка во всех аспектах
социальной и учебной деятельности. Родители активно помогают детям в
заготовке природного материала и подготовительной работе; многие
задействованы в поиске необходимой учебной и конкурсной информации по
направлению кружка, участвуют в плановых воспитательных мероприятиях
4. Мотивация детей.
Мы знаем, что многие дети приходят в систему дополнительного
образования за компанию, ради общения и ради общих друзей. И остаются в
кружках и студиях только благодаря определенным качествам выбранного
педагога и его особому подходу в области преподавания. Хотя эти же
факторы влияют и на отток «чужих» детей из объединений.
Очень важно, что учащиеся с первых занятий, выполняя практические
задания по образцу, были бы способны применять полученные теоретические
знания на практике творчески, не терялись в нестандартных ситуациях. С
первых месяцев обучения детей необходимо включають в процесс
выставочно-конкурсной деятельности. Желание учащихся проявить себя,
продемонстрировать свои возможности и побороться за определенную
награду стимулирует их работоспособность и творческое развитие, а первые
маленькие победы и номинации вызывают эмоциональный подъем и ускоряет
профессиональный рост. Однако не стоит устраивать соревнования внутри
студии, скорее это ведет к негативным последствиям и вместо позитивного
интереса и ажиотажа развивается дух соперничества. Педагог для детей
должен оставаться критиком и наставником, а не судьёй.
Именно такой подход держит детей в положительном тонусе, влияет
на неизменно стойкий интерес к занятиям и высокую посещаемость.
5. Результативность.
В решении этой проблемы играют роль два основных фактора:
личностные достижения детей в той или иной учебной области и
профессиональная компетентность педагога. «Застой» у мастера и учителя
сразу же сказывается на результатах подопечных, дети теряют интерес к
учителю и его предмету. Для учеников преподаватель должен быть вершиной
высокой горы, которую хочется покорить.
Прежде всего, педагогу необходимо постоянное повышение
собственного мастерства и профессионального уровня. Существует
множество сайтов и групп профессиональной и педагогической
направленности, масса литературы, мастер-классов и обучающих программ
выложена в сети. Происходит ежедневный обмен опытом и демонстрация
результатов профессиональной работы коллег и наставников.
Преподавателю, как и его ученикам необходима демонстрация собственных
достижений, публичное поощрение, признание и подтверждение его заслуг.
Таким образом, для создания необходимых максимально комфортных
для развития личности и непрерывного обновления содержания
дополнительного образования, достижения современного его качества
предусматривается:
разработка модели организации дополнительных образовательных услуг;
· использование активно-деятельностных форм в организации
дополнительного образования, проектных методов;
· обеспечение комплексного подхода к программированию
дополнительного образования с учетом его специфики – многообразия
направлений, видов деятельности;
· отбора методических пособий, отвечающих современным требованиям,
ожидаемым результатам и специфике дошкольного образования;
· создание индивидуально-ориентированных систем дополнительного
образования.
· создание условий для личностного развития ребенка через систему
дополнительного образования, формирования таких ключевых для
сегодняшнего общества качеств, как креативность, способность к поиску
знаний;
· апробация и внедрение игровых образовательных программ по
дополнительному образованию детей на основе компьютерных технологий;
· активизация долгосрочных дополнительных образовательных
программ;
· развитие инновационных процессов в ДОУ через участие в районных
конкурсах, авторских образовательных программ дополнительного
образования, развитие их вариативности;
Профессионализм педагога – это результат индивидуальной,
целенаправленной работы над собой, постоянное повышение своего научно-
методического потенциала. Современный педагог в сфере дополнительного
образования должен быть, прежде всего, направленным на детей, обладать
коммуникативными качествами, стремиться к партнёрским отношениям со
своими воспитанниками. Владеть знаниями, достаточными для разработки
авторской образовательной программы; умением использовать в своей
деятельности разнообразные педагогические средства и приёмы,
инновационные технологии; владеть техникой исследовательской работы, её
организации и анализа. Вместе с тем, он должен вести активную работу с
родителями, общественностью по поддержке детских талантов и детей,
находящихся в зоне «риска». Меры, направленные на повышение
профессионального уровня педагогов, занятых в системе дополнительного
образования ДОУ, призваны способствовать дальнейшему развитию системы
дополнительного образования детей.
Приоритетными из них являются:
· рост числа педагогических работников с высшим образованием,
имеющих высшую и первую квалификационные категории;
· развитие направлений методической службы ДОУ - «Педагогический
поиск» по повышению квалификации педагогов дополнительного
образования детей;
· обобщение и распространение результативного педагогического опыта
через педагогические конференции, мастер-классы, обучающие семинары,
проблемные курсы;
· организация и апробирование сетевого взаимодействия по изучению
опыта лучших педагогов ДОУ;
· создание виртуальной и электронной библиотеки учебно-методической
литературы для педагогов, занятых в системе дополнительного образования
детей, включающей научную, учебно-методическую и справочную
литературу, периодические издания;
· конкурсное выявление и поддержка педагогов, успешно реализующих
новые подходы и технологии дополнительного образования на практике;
· адресность ресурсной поддержки и стимулирование их инновационной
деятельности