Напоминание

Повышение качества дополнительного образования в ДОУ


Автор: Кузнецова Ирина Вячеславовна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад №42 "Чебурашка"
Населённый пункт: Московская область. Г.о. Подольск
Наименование материала: Статья
Тема: Повышение качества дополнительного образования в ДОУ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Повышение качества дополнительного образования в ДОУ

«Потребность в объективной оценке результатов деятельности человека

всегда

была

и

остается

одной

из

самых

значимых

в

любой

сфере

человеческой деятельности. И чем разносторонней эта деятельность, тем

с л о ж н е е

о ц е н и т ь

е е

р е з у л ь т а т

» .

Показателем результативности и качества дополнительного образования в

Д О У

я в л я е т с я :

-

успешное

освоение

учащимися

общеразвивающей

программы;

-

увлеченно е

отношение

к

делу,

которым

они

з а н и м а ю т с я ;

- их участие и достижения в различных конкурсах, фестивалях, выставках и

соревнованиях;

-

интерес

и

участие

в

воспитательных

мероприятиях

образовательного

учреждения;

- хорошие результаты тестирования и анкетирования;

- стабильная высокая посещаемость занятий.

Каковы же наши способы и методы достижения результативности и

повышения уровня дополнительного образования?

1. Виды занятий

Прежде всего, это разнообразие подачи материала. Наряду со

стандартными типами занятий, отдельными блоками в каждое занятие входят

небольшие лекции и диспуты, беседы, виртуальные экскурсии,

самостоятельные работы, занятия-вариации, практические или виртуальные

мастер-классы.

К нестандартным видам занятий относятся:

- познавательные игры, дебаты и диспуты;

- поэтические часы;

- викторины;

- групповые обсуждения разнообразных предметов и проблем;

- игры-путешествия и игры-сказки;

- час вопросов и ответов;

- творческие импровизации.

Эти

виды

занятий

не

являются

основными;

они

чередуются

с

традиционными видами (беседа, объяснение нового материала, практическая

работа). Но такое совмещение различных видов занятий позволяет учащимся

лучше усваивать новые знания в теории и на практике, не уставать в процессе

работы, а коллективу - сплотиться.

2. Методы обучения.

В

той

или

иной

степени

на

занятиях

дополнительного

образования

практикуются такие методы:

- репродуктивный;

- словесные методы обучения;

- методы практической работы;

- исследовательские методы (творческие эксперименты с использованием

навыков

в

других

областях

ДПИ,

эклектичный

подход

и

совмещение

различных направлений в одной работе);

- метод наблюдения (фотосъемка, зарисовки);

- метод проблемного обучения (самостоятельный поиск ответов учащимися

на

поставленную

проблему;

создание

проблемных

ситуаций:

постановка

проблемного вопроса; проблемное изложение материала);

- метод игры (игры на развитие внимания, памяти, глазомера, воображения,

игра-путешествие, ролевые игры);

- наглядный метод обучения (использование наглядных пособий на занятии и

вне его);

- использование на занятиях средств искусства (иллюстрации, репродукции,

фотографии

и

т.д.),

активных

форм

познавательной

деятельности,

психологических

и

социологических

методов

и

приемов

(тестирование,

анкетирование, создание и решение различных ситуаций).

3. Участие родителей

Привлечение родителей в работу студии или кружка во всех аспектах

социальной и учебной деятельности. Родители активно помогают детям в

заготовке природного материала и подготовительной работе; многие

задействованы в поиске необходимой учебной и конкурсной информации по

направлению кружка, участвуют в плановых воспитательных мероприятиях

4. Мотивация детей.

Мы знаем, что многие дети приходят в систему дополнительного

образования за компанию, ради общения и ради общих друзей. И остаются в

кружках и студиях только благодаря определенным качествам выбранного

педагога и его особому подходу в области преподавания. Хотя эти же

факторы влияют и на отток «чужих» детей из объединений.

Очень важно, что учащиеся с первых занятий, выполняя практические

задания по образцу, были бы способны применять полученные теоретические

знания на практике творчески, не терялись в нестандартных ситуациях. С

первых месяцев обучения детей необходимо включають в процесс

выставочно-конкурсной деятельности. Желание учащихся проявить себя,

продемонстрировать свои возможности и побороться за определенную

награду стимулирует их работоспособность и творческое развитие, а первые

маленькие победы и номинации вызывают эмоциональный подъем и ускоряет

профессиональный рост. Однако не стоит устраивать соревнования внутри

студии, скорее это ведет к негативным последствиям и вместо позитивного

интереса и ажиотажа развивается дух соперничества. Педагог для детей

должен оставаться критиком и наставником, а не судьёй.

Именно такой подход держит детей в положительном тонусе, влияет

на неизменно стойкий интерес к занятиям и высокую посещаемость.

5. Результативность.

В решении этой проблемы играют роль два основных фактора:

личностные достижения детей в той или иной учебной области и

профессиональная компетентность педагога. «Застой» у мастера и учителя

сразу же сказывается на результатах подопечных, дети теряют интерес к

учителю и его предмету. Для учеников преподаватель должен быть вершиной

высокой горы, которую хочется покорить.

Прежде всего, педагогу необходимо постоянное повышение

собственного мастерства и профессионального уровня. Существует

множество сайтов и групп профессиональной и педагогической

направленности, масса литературы, мастер-классов и обучающих программ

выложена в сети. Происходит ежедневный обмен опытом и демонстрация

результатов профессиональной работы коллег и наставников.

Преподавателю, как и его ученикам необходима демонстрация собственных

достижений, публичное поощрение, признание и подтверждение его заслуг.

Таким образом, для создания необходимых максимально комфортных

для развития личности и непрерывного обновления содержания

дополнительного образования, достижения современного его качества

предусматривается:

разработка модели организации дополнительных образовательных услуг;

· использование активно-деятельностных форм в организации

дополнительного образования, проектных методов;

· обеспечение комплексного подхода к программированию

дополнительного образования с учетом его специфики – многообразия

направлений, видов деятельности;

· отбора методических пособий, отвечающих современным требованиям,

ожидаемым результатам и специфике дошкольного образования;

· создание индивидуально-ориентированных систем дополнительного

образования.

· создание условий для личностного развития ребенка через систему

дополнительного образования, формирования таких ключевых для

сегодняшнего общества качеств, как креативность, способность к поиску

знаний;

· апробация и внедрение игровых образовательных программ по

дополнительному образованию детей на основе компьютерных технологий;

· активизация долгосрочных дополнительных образовательных

программ;

· развитие инновационных процессов в ДОУ через участие в районных

конкурсах, авторских образовательных программ дополнительного

образования, развитие их вариативности;

Профессионализм педагога – это результат индивидуальной,

целенаправленной работы над собой, постоянное повышение своего научно-

методического потенциала. Современный педагог в сфере дополнительного

образования должен быть, прежде всего, направленным на детей, обладать

коммуникативными качествами, стремиться к партнёрским отношениям со

своими воспитанниками. Владеть знаниями, достаточными для разработки

авторской образовательной программы; умением использовать в своей

деятельности разнообразные педагогические средства и приёмы,

инновационные технологии; владеть техникой исследовательской работы, её

организации и анализа. Вместе с тем, он должен вести активную работу с

родителями, общественностью по поддержке детских талантов и детей,

находящихся в зоне «риска». Меры, направленные на повышение

профессионального уровня педагогов, занятых в системе дополнительного

образования ДОУ, призваны способствовать дальнейшему развитию системы

дополнительного образования детей.

Приоритетными из них являются:

· рост числа педагогических работников с высшим образованием,

имеющих высшую и первую квалификационные категории;

· развитие направлений методической службы ДОУ - «Педагогический

поиск» по повышению квалификации педагогов дополнительного

образования детей;

· обобщение и распространение результативного педагогического опыта

через педагогические конференции, мастер-классы, обучающие семинары,

проблемные курсы;

· организация и апробирование сетевого взаимодействия по изучению

опыта лучших педагогов ДОУ;

· создание виртуальной и электронной библиотеки учебно-методической

литературы для педагогов, занятых в системе дополнительного образования

детей, включающей научную, учебно-методическую и справочную

литературу, периодические издания;

· конкурсное выявление и поддержка педагогов, успешно реализующих

новые подходы и технологии дополнительного образования на практике;

· адресность ресурсной поддержки и стимулирование их инновационной

деятельности



В раздел образования