Напоминание

Рабочая программа по предмету: "Окружающий природный мир"


Автор: Дакаева Анастасия Руслановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ОГБОУ "Центр образования и развития особый ребенок г. Смоленска"
Населённый пункт: г. Смоленск
Наименование материала: учебная программа
Тема: Рабочая программа по предмету: "Окружающий природный мир"
Раздел: начальное образование





Назад




ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребёнок» г.Смоленска».

УТВЕРЖДАЮ:

Приказ №_____

от «___» августа 2019 г.

директор:____________

С.А. Дюг

СОГЛАСОВАНО:

Зам. директора по

учебной работе:

_________________

И.В. Вдовенкова

ПРИНЯТО:

на педагогическом

совете

Протокол №__

от «__» ______ 2019 г.

РАССМОТРЕНО:

на МО учителей начальных

классов и воспитателей

Протокол № 1

от «__» __________ 2019 г.

руководитель МО:__________

Л.В. Мартыненкова

Рабочая программа учебного предмета

«Окружающий природный мир»

для обучающихся

4 класса

на 2019/2020 учебный год

Программу составила:

Дакаева Анастасия Руслановна

учитель начальных классов

г. Смоленск

2019

1. Пояснительная записка

Рабочая

программа

по

предмету

«Окружающий

природный

мир»

разработана на основе:

Федерального

государственного

образовательного

стандарта

о б р а з о в а н и я

о бу ч а ю щ и хс я

с

у м с т в е н н о й

о т с т а л о с т ь ю

(интеллектуальными нарушениями);

Примерной

адаптированной

основной

общеобразовательной

программы

образования

обучающихся

с

умственной

отсталостью

(интеллектуальными нарушениями);

Учебного

плана

специальных

(коррекционных)

образовательных

учреждений

VIII

вида

на

основании

приказа

Минобразования

РФ

№29/2065-п от 10 апреля 2002 г. «Об утверждении учебных планов

специальных

(коррекционных)

учреждений

для

обучающихся,

воспитанников с отклонениями в развитии»;

Учебного

плана

ОГБОУ

«Центр

образования

и

развития

«Особый

ребенок» г. Смоленска»;

Кудрина С.В. Окружающий мир. М.: ВЛАДОС. 2014. 104с.

Важным

аспектом

обучения

детей

с

умеренной,

тяжелой,

глубокой

умственной отсталостью и с ТМНР является расширение представлений об

окружающем

природном

мире.

Подобранный

программный

материал

по

предмету

«Окружающий

природный

мир»

рассчитан

на

формирование

у

обучающегося представлений о природе, её многообразии, о взаимосвязи

живой, неживой природы и человека.

Цель

обучения –

формирование

представлений

о

живой

и

неживой

природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к

природе.

Основными задачами при обучении являются:

1. Формировать представление об объектах и явлениях неживой природы:

а) интерес к объектам и явлениям неживой природы;

б) представления о конкретных объектах неживой природы: вода, воздух,

земля, огонь, лес, водоем, и т.д.

2. Формировать представление о растительном и животном мире:

а) интерес к объектам живой природы;

б)

представлениях

о

конкретных

группах

и

субъектах

растительного

и

животного мира;

в) опыт заботливого и бережного отношения к растениям и животным, ухода

за ними;

г) умение соблюдать правила безопасного поведения в природе.

3. Формировать временные представления:

а) представления о временах года, характерные изменения, и их влияние на

жизнь человека;

б) умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения правил

жизнедеятельности, охраны здоровья;

в) умение различать части суток, дни недели, месяцы, их соотнесение с

временем года;

г) представления о течении времени: смена событий дня, смена частей суток,

дней недели, месяцев в году и др.

Рабочая программа состоит из 4 разделов: растительный мир, животный

мир, временные представления, объекты неживой природы.

В процессе формирования представлений о неживой природе ребенок

получает

знания

о

явлениях

природы

(снег,

дождь,

туман

и

д.р.),

о

цикличности в природе – сезонных изменениях (лето, осень, зима, весна),

суточных изменениях (утро, день, вечер, ночь), учится устанавливать общие

закономерности природных явлений. Учащийся знакомится с разнообразием

растительного и животного мира, получает представления о среде обитания

животных и растений, учится выделять характерные признаки, объединять в

группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Внимание

ребенка обращается на связь живой и неживой природы. Наблюдая за трудом

взрослых по уходу за домашними животными и растениями, ребенок учится

выполнять доступные действия. Особое внимание при обучении уделяется

воспитанию

любви

и

уважению

к

природе,

бережному

и

гуманному

отношению к ней.

Учебный

предмет

«Окружающий

природный

мир»

является

частью

предметной области «Окружающий мир». Программа реализуется в 4 классе

для детей с умственной отсталостью (2 вариант).

2. Планируемы результаты

В

соответствии

с

требованиями

ФГОС

результативность

обучения

каждого

обучающегося

оценивается

с

учетом

особенностей

его

психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи

с

этим

требования

к

результатам

освоения

образовательных

программ

представляют собой описание возможных результатов образования данной

категории обучающихся.

Личностные результаты:

основы персональной идентичности, осознание себя как «Я»;

работа в коллективе (ученик – ученик);

слушание и понимание инструкции педагога;

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

обращение за помощью и принятие помощи педагога;

осознает, что может, а что ему пока не удается.

Предметные результаты:

умение

различать

времена

года

и

соответствующие

сезонные

изменения в природе;

интерес к объектам и явлениям неживой природы;

представления о животном и растительном мире, их значении в жизни

человека;

интерес к объектам живой природы;

расширение

представлений

о

конкретных

объектах

животного

и

растительного мира

опыт заботливого и бережного отношения к растениям и животным,

ухода за ними;

узнавать изученные объекты и явления неживой и живой природы;

сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних

признаков

или

известных

характерных

свойств

и

проводить

простейшую классификацию изученных объектов природы;

использовать

различные

источники

для

получения

разного

рода

информации, опираясь на сохранные анализаторы;

понимать необходимость

соблюдения правил безопасного поведения

на улице, в лесу;

контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания

окружающего

мира

в

соответствии

с

поставленной

задачей

и

условиями её реализации;

осознавать свою неразрывную связь с природой;

проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные

договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми

и

сверстниками

участвовать

в

коллективной

коммуникативной

деятельности.

Программа формирования БУД

Личностные:

Приветствовать одноклассников при встрече, прощаться;

входить и выходить из учебного помещения со звонком;

ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения),

пользоваться учебной мебелью;

адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать

руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые

помещения;

радоваться вместе с детьми;

подражать действиям, выполняемыми педагогом;

последовательно выполнять отдельные операции действия по образцу

педагога.

Регулятивные:

умение высказывать своё предположение (версию) на основе работы с

иллюстрацией;

умение совместно с учителем и другими учениками давать

эмоциональную оценку деятельности класса;

умение выполнять инструкции педагога;

умение направлять взгляд на говорящего взрослого, задание;

использование по назначению учебных материалов;

формирование учебного поведения выполнение задания: в течение

определенного периода, от начала до конца;

переход от одного задания (операции, действия) к другому в

соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.

последовательное выполнение нескольких заданий;

умение выполнять инструкции педагога;

использование по назначению учебных материалов;

умение выполнять действия по образцу и по подражанию.

Познавательные:

делать выводы вместе с учителем в результате совместной работы всего

класса.

преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять

рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков,

схематических рисунков, схем);

находить и формулировать решение задачи с помощью простейших

моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

умение самостоятельно переходить от одного задания к другому в

соответствие с расписанием занятий, алгоритмом действий;

умение различать и классифицировать изученные объекты животного и

растительного мира.

выполнять инструкции о переходе с одного задания к другому.

Коммуникативные:

учить оформлять свою мысль в устной речи (на уровне простого

предложения или жестов);

развивать умение слушать и понимать речь других;

учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя,

критика).

готовность к нахождению и обучению среди сверстников, к

коммуникативному взаимодействию в группе обучающихся;

сообщение учителю об окончании задания;

направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);

следить за объяснением учителя;

поднимать руку при ответе. Вставать и выходить из-за парты;

умение выполнять инструкции педагога;

использование по назначению учебных материалов;

умение выполнять действия по образцу и по подражанию.

3. Содержание учебного предмета

В I полугодии – 32 часов,

во в II полугодии – 34 час,

всего – 66 часов.

Раздел

Количество часов

Растительный мир

18

Животный мир

18

Объекты неживой природы

14

Временные представления

18

4. Календарно-тематическое планирование предмета

«Окружающий природный мир» в 4 «А» классе

п/п

Содержание

Кол-во

часов

по

плану

Дата

проведения

по факту

I четверть

18

18

Растительный мир

1.

Вводная беседа. Лето.

1

2.09

2.

Различение растений: дерево, куст, трава.

1

4.09

3.

Различение частей растения и их значение.

1

9.09

4.

Значение растений в природе и жизни человека.

1

11.09

5.

Строение дерева.

1

16.09

6.

Лиственные и хвойные деревья.

1

18.09

7.

Плодовые деревья.

1

23.09

8.

Строение кустарника.

1

25.09

9.

Лесные

и

садовые

кустарники.

Значение

кустарников в природе и жизни человека.

1

30.09

10.

Фрукты. Овощи.

1

2.10

11.

Ягоды.

1

7.10

12.

Грибы.

1

9.10

13.

Цветочно-декоративные

растения:

строение

и

виды.

1

14.10

14.

Травянистые растения. Значение в жизни человека.

1

16.10

15.

Лекарственные растения.

1

21.10

16.

Комнатные растения. Зерновые культуры.

1

24.10

17.

Растения различных природных зон.

1

28.10

18.

Повторение.

1

30.10

II четверть

14

14

Временные представления

19.

20.

Осень. Явления природы и жизнь человека.

2

11.11

13.11

21.

22.

Зима. Явления природы и жизнь человека.

2

18.11

20.11

23.

24.

Весна. Явления природы и жизнь человека.

2

25.11

27.11

25.

26.

Лето. Явления природы и жизнь человека.

2

2.12

4.12

27.

Соотнесение месяцев с временем года.

1

9.12

28.

Различение частей суток.

1

11.12

29.

Виды деятельности в разное время суток.

1

16.12

30.

Дни недели. Различение выходных и рабочих дней.

1

18.12

31.

32.

Повторение.

2

23.12

25.12

III четверть

18

17

Животный мир

33.

Строение животного.

1

13.01

34.

Основные признаки животного.

1

15.01

35.

Домашние животные.

1

20.01

36.

Дикие животные.

1

22.01

37.

Животные зон холодного пояса.

1

27.01

38.

Животные зон жаркого пояса.

1

29.01

39.

Строение птицы.

1

3.02

40.

Летающие и нелетающие птицы.

1

5.02

41.

Домашние птицы. Их особенности и значение в

жизни человека.

1

10.02

42.

Зимующие и перелетные птицы.

1

12.02

43.

Водоплавающие птицы.

1

17.02

44.

Строение

рыбы.

Виды.

Значение

в

природе

и

жизни человека.

1

19.02

45.

Строение насекомого.

1

2.03

46.

Питание, виды, передвижение насекомых.

1

4.03

47.

Морские обитатели.

1

11.03

48.

Животные в квартире.

1

16.03

49.

Повторение.

2

18.03

IV четверть

16

16

Объекты неживой природы

50.

Солнце. Значение в природе и жизни человека.

1

30.03

51.

Луна. Значение в природе и жизни человека.

1

1.04

52.

53.

Солнечная система. Планеты.

2

6.04

8.04

54.

Глобус.

1

13.04

55.

Воздух. Значение в природе и жизни человека.

1

15.04

56.

Земля и небо.

1

20.04

57.

Земля. Различение разных поверхностей.

1

22.04

58.

Лес в природе и жизни человека.

1

27.04

59.

Луг. Луговые цветы.

1

29.04

60.

Вода. Свойства воды.

1

6.05

61.

Виды водоемов. Значение в жизни человека и

природе.

1

13.05

62.

Правила поведения в лесу и на водоемах.

1

18.05

63.

Огонь. Свойства огня.

1

20.05

64.

65.

Повторение.

2

25.05

27.05

Пояснение к выполнению рабочей программы

В связи с тем, что в этом учебном году уроки по предмету «Окружающий

природный мир» в 4 «А» классе, согласно учебному расписанию, выпадают

на

мартовские

праздничные

дни,

уроки

раздела III

четверти

по

теме:

«Повторение» вместо 2-часового объема будут проводится в рамках 1 часа,

соответственно происходит уплотнение материала в объеме 1 часа.

III четверть: по плану – 18 часов, по факту – 17 часов.

Год: по плану – 66 часов, по факту – 65 часа.

Тематическое планирование составила _____________ /Дакаева А.Р./

(подпись) (расшифровка подписи)



В раздел образования