Автор: Дакаева Анастасия Руслановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ОГБОУ "Центр образования и развития особый ребенок г. Смоленска"
Населённый пункт: г. Смоленск
Наименование материала: учебная программа
Тема: Рабочая программа по предмету: "Окружающий природный мир"
Раздел: начальное образование
ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребёнок» г.Смоленска».
УТВЕРЖДАЮ:
Приказ №_____
от «___» августа 2019 г.
директор:____________
С.А. Дюг
СОГЛАСОВАНО:
Зам. директора по
учебной работе:
_________________
И.В. Вдовенкова
ПРИНЯТО:
на педагогическом
совете
Протокол №__
от «__» ______ 2019 г.
РАССМОТРЕНО:
на МО учителей начальных
классов и воспитателей
Протокол № 1
от «__» __________ 2019 г.
руководитель МО:__________
Л.В. Мартыненкова
Рабочая программа учебного предмета
«Окружающий природный мир»
для обучающихся
4 класса
на 2019/2020 учебный год
Программу составила:
Дакаева Анастасия Руслановна
учитель начальных классов
г. Смоленск
2019
1. Пояснительная записка
Рабочая
программа
по
предмету
«Окружающий
природный
мир»
разработана на основе:
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
о б р а з о в а н и я
о бу ч а ю щ и хс я
с
у м с т в е н н о й
о т с т а л о с т ь ю
(интеллектуальными нарушениями);
Примерной
адаптированной
основной
общеобразовательной
программы
образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями);
Учебного
плана
специальных
(коррекционных)
образовательных
учреждений
VIII
вида
на
основании
приказа
Минобразования
РФ
№29/2065-п от 10 апреля 2002 г. «Об утверждении учебных планов
специальных
(коррекционных)
учреждений
для
обучающихся,
воспитанников с отклонениями в развитии»;
Учебного
плана
ОГБОУ
«Центр
образования
и
развития
«Особый
ребенок» г. Смоленска»;
Кудрина С.В. Окружающий мир. М.: ВЛАДОС. 2014. 104с.
Важным
аспектом
обучения
детей
с
умеренной,
тяжелой,
глубокой
умственной отсталостью и с ТМНР является расширение представлений об
окружающем
природном
мире.
Подобранный
программный
материал
по
предмету
«Окружающий
природный
мир»
рассчитан
на
формирование
у
обучающегося представлений о природе, её многообразии, о взаимосвязи
живой, неживой природы и человека.
Цель
обучения –
формирование
представлений
о
живой
и
неживой
природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к
природе.
Основными задачами при обучении являются:
1. Формировать представление об объектах и явлениях неживой природы:
а) интерес к объектам и явлениям неживой природы;
б) представления о конкретных объектах неживой природы: вода, воздух,
земля, огонь, лес, водоем, и т.д.
2. Формировать представление о растительном и животном мире:
а) интерес к объектам живой природы;
б)
представлениях
о
конкретных
группах
и
субъектах
растительного
и
животного мира;
в) опыт заботливого и бережного отношения к растениям и животным, ухода
за ними;
г) умение соблюдать правила безопасного поведения в природе.
3. Формировать временные представления:
а) представления о временах года, характерные изменения, и их влияние на
жизнь человека;
б) умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения правил
жизнедеятельности, охраны здоровья;
в) умение различать части суток, дни недели, месяцы, их соотнесение с
временем года;
г) представления о течении времени: смена событий дня, смена частей суток,
дней недели, месяцев в году и др.
Рабочая программа состоит из 4 разделов: растительный мир, животный
мир, временные представления, объекты неживой природы.
В процессе формирования представлений о неживой природе ребенок
получает
знания
о
явлениях
природы
(снег,
дождь,
туман
и
д.р.),
о
цикличности в природе – сезонных изменениях (лето, осень, зима, весна),
суточных изменениях (утро, день, вечер, ночь), учится устанавливать общие
закономерности природных явлений. Учащийся знакомится с разнообразием
растительного и животного мира, получает представления о среде обитания
животных и растений, учится выделять характерные признаки, объединять в
группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Внимание
ребенка обращается на связь живой и неживой природы. Наблюдая за трудом
взрослых по уходу за домашними животными и растениями, ребенок учится
выполнять доступные действия. Особое внимание при обучении уделяется
воспитанию
любви
и
уважению
к
природе,
бережному
и
гуманному
отношению к ней.
Учебный
предмет
«Окружающий
природный
мир»
является
частью
предметной области «Окружающий мир». Программа реализуется в 4 классе
для детей с умственной отсталостью (2 вариант).
2. Планируемы результаты
В
соответствии
с
требованиями
ФГОС
результативность
обучения
каждого
обучающегося
оценивается
с
учетом
особенностей
его
психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи
с
этим
требования
к
результатам
освоения
образовательных
программ
представляют собой описание возможных результатов образования данной
категории обучающихся.
Личностные результаты:
основы персональной идентичности, осознание себя как «Я»;
работа в коллективе (ученик – ученик);
слушание и понимание инструкции педагога;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
обращение за помощью и принятие помощи педагога;
осознает, что может, а что ему пока не удается.
Предметные результаты:
умение
различать
времена
года
и
соответствующие
сезонные
изменения в природе;
интерес к объектам и явлениям неживой природы;
представления о животном и растительном мире, их значении в жизни
человека;
интерес к объектам живой природы;
расширение
представлений
о
конкретных
объектах
животного
и
растительного мира
опыт заботливого и бережного отношения к растениям и животным,
ухода за ними;
узнавать изученные объекты и явления неживой и живой природы;
сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних
признаков
или
известных
характерных
свойств
и
проводить
простейшую классификацию изученных объектов природы;
использовать
различные
источники
для
получения
разного
рода
информации, опираясь на сохранные анализаторы;
понимать необходимость
соблюдения правил безопасного поведения
на улице, в лесу;
контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания
окружающего
мира
в
соответствии
с
поставленной
задачей
и
условиями её реализации;
осознавать свою неразрывную связь с природой;
проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные
договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми
и
сверстниками
участвовать
в
коллективной
коммуникативной
деятельности.
Программа формирования БУД
Личностные:
Приветствовать одноклассников при встрече, прощаться;
входить и выходить из учебного помещения со звонком;
ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения),
пользоваться учебной мебелью;
адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать
руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые
помещения;
радоваться вместе с детьми;
подражать действиям, выполняемыми педагогом;
последовательно выполнять отдельные операции действия по образцу
педагога.
Регулятивные:
умение высказывать своё предположение (версию) на основе работы с
иллюстрацией;
умение совместно с учителем и другими учениками давать
эмоциональную оценку деятельности класса;
умение выполнять инструкции педагога;
умение направлять взгляд на говорящего взрослого, задание;
использование по назначению учебных материалов;
формирование учебного поведения выполнение задания: в течение
определенного периода, от начала до конца;
переход от одного задания (операции, действия) к другому в
соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.
последовательное выполнение нескольких заданий;
умение выполнять инструкции педагога;
использование по назначению учебных материалов;
умение выполнять действия по образцу и по подражанию.
Познавательные:
делать выводы вместе с учителем в результате совместной работы всего
класса.
преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять
рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков,
схематических рисунков, схем);
находить и формулировать решение задачи с помощью простейших
моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
умение самостоятельно переходить от одного задания к другому в
соответствие с расписанием занятий, алгоритмом действий;
умение различать и классифицировать изученные объекты животного и
растительного мира.
выполнять инструкции о переходе с одного задания к другому.
Коммуникативные:
учить оформлять свою мысль в устной речи (на уровне простого
предложения или жестов);
развивать умение слушать и понимать речь других;
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя,
критика).
готовность к нахождению и обучению среди сверстников, к
коммуникативному взаимодействию в группе обучающихся;
сообщение учителю об окончании задания;
направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
следить за объяснением учителя;
поднимать руку при ответе. Вставать и выходить из-за парты;
умение выполнять инструкции педагога;
использование по назначению учебных материалов;
умение выполнять действия по образцу и по подражанию.
3. Содержание учебного предмета
В I полугодии – 32 часов,
во в II полугодии – 34 час,
всего – 66 часов.
Раздел
Количество часов
Растительный мир
18
Животный мир
18
Объекты неживой природы
14
Временные представления
18
4. Календарно-тематическое планирование предмета
«Окружающий природный мир» в 4 «А» классе
№
п/п
Содержание
Кол-во
часов
по
плану
Дата
проведения
по факту
I четверть
18
18
Растительный мир
1.
Вводная беседа. Лето.
1
2.09
2.
Различение растений: дерево, куст, трава.
1
4.09
3.
Различение частей растения и их значение.
1
9.09
4.
Значение растений в природе и жизни человека.
1
11.09
5.
Строение дерева.
1
16.09
6.
Лиственные и хвойные деревья.
1
18.09
7.
Плодовые деревья.
1
23.09
8.
Строение кустарника.
1
25.09
9.
Лесные
и
садовые
кустарники.
Значение
кустарников в природе и жизни человека.
1
30.09
10.
Фрукты. Овощи.
1
2.10
11.
Ягоды.
1
7.10
12.
Грибы.
1
9.10
13.
Цветочно-декоративные
растения:
строение
и
виды.
1
14.10
14.
Травянистые растения. Значение в жизни человека.
1
16.10
15.
Лекарственные растения.
1
21.10
16.
Комнатные растения. Зерновые культуры.
1
24.10
17.
Растения различных природных зон.
1
28.10
18.
Повторение.
1
30.10
II четверть
14
14
Временные представления
19.
20.
Осень. Явления природы и жизнь человека.
2
11.11
13.11
21.
22.
Зима. Явления природы и жизнь человека.
2
18.11
20.11
23.
24.
Весна. Явления природы и жизнь человека.
2
25.11
27.11
25.
26.
Лето. Явления природы и жизнь человека.
2
2.12
4.12
27.
Соотнесение месяцев с временем года.
1
9.12
28.
Различение частей суток.
1
11.12
29.
Виды деятельности в разное время суток.
1
16.12
30.
Дни недели. Различение выходных и рабочих дней.
1
18.12
31.
32.
Повторение.
2
23.12
25.12
III четверть
18
17
Животный мир
33.
Строение животного.
1
13.01
34.
Основные признаки животного.
1
15.01
35.
Домашние животные.
1
20.01
36.
Дикие животные.
1
22.01
37.
Животные зон холодного пояса.
1
27.01
38.
Животные зон жаркого пояса.
1
29.01
39.
Строение птицы.
1
3.02
40.
Летающие и нелетающие птицы.
1
5.02
41.
Домашние птицы. Их особенности и значение в
жизни человека.
1
10.02
42.
Зимующие и перелетные птицы.
1
12.02
43.
Водоплавающие птицы.
1
17.02
44.
Строение
рыбы.
Виды.
Значение
в
природе
и
жизни человека.
1
19.02
45.
Строение насекомого.
1
2.03
46.
Питание, виды, передвижение насекомых.
1
4.03
47.
Морские обитатели.
1
11.03
48.
Животные в квартире.
1
16.03
49.
Повторение.
2
18.03
IV четверть
16
16
Объекты неживой природы
50.
Солнце. Значение в природе и жизни человека.
1
30.03
51.
Луна. Значение в природе и жизни человека.
1
1.04
52.
53.
Солнечная система. Планеты.
2
6.04
8.04
54.
Глобус.
1
13.04
55.
Воздух. Значение в природе и жизни человека.
1
15.04
56.
Земля и небо.
1
20.04
57.
Земля. Различение разных поверхностей.
1
22.04
58.
Лес в природе и жизни человека.
1
27.04
59.
Луг. Луговые цветы.
1
29.04
60.
Вода. Свойства воды.
1
6.05
61.
Виды водоемов. Значение в жизни человека и
природе.
1
13.05
62.
Правила поведения в лесу и на водоемах.
1
18.05
63.
Огонь. Свойства огня.
1
20.05
64.
65.
Повторение.
2
25.05
27.05
Пояснение к выполнению рабочей программы
В связи с тем, что в этом учебном году уроки по предмету «Окружающий
природный мир» в 4 «А» классе, согласно учебному расписанию, выпадают
на
мартовские
праздничные
дни,
уроки
раздела III
четверти
по
теме:
«Повторение» вместо 2-часового объема будут проводится в рамках 1 часа,
соответственно происходит уплотнение материала в объеме 1 часа.
III четверть: по плану – 18 часов, по факту – 17 часов.
Год: по плану – 66 часов, по факту – 65 часа.
Тематическое планирование составила _____________ /Дакаева А.Р./
(подпись) (расшифровка подписи)