Авторы: Трясцына Светлана Алексеевна, Мухаметова Ксения Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Центр развития ребенка - детский сад "Лира"
Населённый пункт: Пермский край, г. Оса
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Семинар-практикум "Школа заботливых родителей"
Раздел: дошкольное образование
МАДОУ Центр развития ребенка – детский сад «Лира»/корпус «Одаренный ребенок»
Семинар - практикум «Школа заботливых родителей!»
Дата: 15.11.2019г.
Время: 17.30.
Группа: первая младшая группа №13 общеразвивающей направленности
Место проведения: актовый зал
Цель: ознакомление родителей с особенностями речи детей раннего возраста.
Задачи:
1.
Дать представления о способах активизации речи;
2.
Снять тревожность, связанную с речевым развитием малышей.
3.
Расширить представление родителей о роли игрушек в развитии детей.
Участники: родители, воспитатели: Трясцына С.А., Мухаметова К.В..
Формы работы: диалог, партнерское общение, трансляция опыта
Оснащение: презентация, видеопроектор, детские игрушки, прищепки для рефлексии, игры на дыхание регистрационный лист, тетрадь
отзывов и предложений, «чудесный мешочек», детская книга со сказками, буклеты.
Предварительная работа:
1.
Приглашение родителей на семинар-практикум через группу ВК «Лучики»;
2.
Создание буклета;
3.
Изготовление игр на формирование речевого дыхания.
План проведения:
1.
Приветствие
2.
Введение в тему
3.
Обмен мнениями на тему «Как говорит мой ребенок»
4.
Упражнение «Чтение сказки»
5.
Наглядно-
практическая
демонстрация
упражнений
на
развитие речевого дыхания
6.
Рекомендации по накоплению и расширению словаря
7.
Разминка
8.
Практические упражнения на развитие мелкой моторики
9.
Проблемная игра- ситуация «Волшебный мешочек
10. Заключительный этап – рефлексия «Солнышко и тучка»
Этапы
Ход мероприятия
Слайд №
1. Вводная часть
(организационный
момент)
Слайд№1 Приветствие родителей в зале, регистрация родителей
Играет фоном музыка
Введение в
тему
Слайд
2 Ранний
возраст
–
это
период
активного
исследования
ребенком
окружающего
мира.
Малыш
уже
ходит
вполне
уверенно,
изучает
пространство,
ему
трудно
оставаться
на
месте
-
каждый
предмет словно притягивает его.
Общение
со
взрослым
становится
очень
насыщенным.
Помимо
4.
Основная часть
Обмен мнениями:
«Как говорит
мой ребенок»
Слайд 3 Мы с вами рассмотрим и особенности развития речи детей
раннего
возраста,
и
развивающие
игры
для
детей.
Для
начала
я
попрошу вас высказаться, обменяться мнениями о том, как говорят
ваши дети, какие при этом возникают трудности и как вы с ними
справляетесь.
Обмен мнениями: «Как говорит мой ребенок»
Упражнение
«Чтение сказки»
Слайд 4 А сейчас мы с вами увидим, насколько важен эмоциональный
контакт с ребенком для развития его речи.
Инструкция. Трем участникам предлагаются книжки со знакомыми
сказками. Первый участник читает отрывок, сидя к остальным членам
группы спиной. Второй читает, повернувшись лицом, но не отрывая
взгляда от текста. Третий эмоционально рассказывает, лишь изредка
п о с м а т р и в а я
н а
т е к с т .
П о с л е
т р е х
р а з н ы х
прочтений родителям предлагается ответить на вопрос: «Какое чтение
лучше воспринималось и почему?»
Слайд 5
На
этапе
становления
речи
для
ребенка
очень
важен
хороший
эмоциональный
контакт
с
окружающими
его
взрослыми.
Для
полноценного развития малышам необходимо живое общение, когда
задействуются не только органы слуха, но и чувства и мысли малыша.
Развитие речи ребенка в этот период существенно зависит от внимания
и
усилий родителей.
В
этом возрасте
у
детей велика
склонность
к
подражанию – это благоприятный фактор для развития речи.
К трем годам речь становится не потребностью (дай пить, мама дай
куклу,
а
средством
познания
окружающего
мира,
обогащается
её
смысловое
содержание.
Ребенок
уже
хорошо
понимает
всё,
о
чем
говорит с ним взрослый. Заметно увеличивается словарный запас.
Наглядно-
практическая
демонстрация
упражнений на
развитие
речевого
дыхания
Слайд 6 Очень важно развивать у ребенка речевое дыхание.
Например, можно использовать такое упражнение «Сдуй снежинку»,
«Сдуй бабочку, «Сдуй пчелку»
Ребенок
должен
сделать
длинный
выдох,
чтобы
сдуть
снежинку
(бабочку, пчелку) с варежки.
(показ педагогом, можно предложить родителям)
Рекомендации по накоплению
и расширению словаря
Слайд 7 Очень важно в этом возрасте развивать словарь ребенка. Вот
несколько рекомендаций по накоплению и расширению словаря:
-
когда
гуляете
с
ребенком,
старайтесь
не
только
наблюдать
за
объектами и называть их, но и способствуйте различению предметов
по их внешнему виду (это дуб, а это береза)
-старайтесь не только называть, но и обозначать составные части
разных предметов (у дома есть крыша, дверь, окна)
-малыши
очень
любят
игры,
связанные
с
поисками
спрятанной
игрушки. Задача не только найти, но и сказать, что где было.
-старайтесь как можно чаще употреблять одно и то же слово в
разных контекстах.
Разминка
«Танец тела»
Муз-дид игра «Я пеку- пеку пирог…»
Практические упражнения на развитие мелкой моторики
Слайд Развитию речи также способствует развитие мелкой моторики
кистей и пальцев рук. Подражание движениям рук, игры с пальчиками
стимулируют,
ускоряют
процесс
речевого
и
умственного
развития
ребенка.
Начинать
лучше
с
простого «зайка», «коза» и
т.
д.
Затем
можно
переходить
к
динамическим движениям:
сделать
колечко,
посолить,
порубить и т. п. Так же мелкая моторика развивается, если ребенок
нажимает
на
резиновую
игрушку,
мнет
тесто,
пластилин,
глину,
сортирует мелкие предметы.
Предлагаем
вам
следующее
упражнение
(контейнер
с
фасолью)
Предлагаем вам отыскать любой предмет в фасоли и назвать его.
(проигрываем с несколькими родителями)
Желательно делать ребенку массаж кистей и пальцев рук, который
выполняется
одной
рукой,
другая
рука
придерживает
массируемую
конечность.
Продолжительность
массажа
3-5
мин.,
проводиться
несколько
раз
в
день.
Состоит
из
следующих
типов движений:
поглаживание,
растирание,
вибрация,
сгибание-разгибание
пальцев.
Хорошо здесь использовать знакомое упражнение «Мы капусту рубим,
рубим»
Родителям предлагается поиграть в пальчиковые игры (несколько
пальчиковых игр):
«Замок!»
На двери висит замок.
Кто его открыть бы мог?
Постучали,
Покрутили,
Потянули
И открыли!
Буклеты раздать
Проблемн
ая игра-
ситуация
«Волшебн
ый
мешочек
Слайд
9 Ну
а
теперь,
мы
с
вами
рассмотрим,
как
использовать
игрушки, чтобы они способствовали развитию речи ребенка.
Попробуем разобраться в этом через игру «Волшебный мешочек».
Игра «Волшебный мешочек»
3.
Заключит
Рефлекси
я
«Солны
шко и
тучка»
Слайд 11 А сейчас, мы просим вас отметить ваше настроение после
нашего
сегодняшнего
мероприятия,
если
у
вас
в
конце
ощущение
радости,
вам
было
интересно,
и
вы
получили
для
себя
полезную
информацию, то просим вас прицепить прищепку к солнышку, если вам
было скучно, вы не узнали ничего интересного и настроение у вас