Автор: Бучаева Вазипат Закарьяевна
Должность: учительница начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "Нижнеказанищенская сош №2 им.Наби Ханмурзаева"
Населённый пункт: с.Нижнее Казанище Буйнакского района
Наименование материала: Доклад
Тема: "Преемственность между детским садом и школой при подготовке детей к обучению в рамках реализации ФГОС"
Раздел: начальное образование
Доклад на тему «Преемственность между детским садом и школой при
подготовке детей к обучению в рамках реализации ФГОС»
Школьное обучение никогда не начинается с пустого места,
а всегда опирается на определенную стадию развития,
проделанную ребенком ранее"
В.А. Сухомлинский
Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка.
Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его
образ жизни, предъявляя ребенку новые правила и требования, к
которым нужно адаптироваться и привыкнуть. Проблема непрерывности
и преемственности всегда была одной из самых насущных и важных в
образовании.
Введение и принятие новых Федеральных Государственных
Образовательных Стандартов (ФГОС) дошкольного образования
является важным этапом преемственности деятельности детского сада и
школы. Введение утвержденных на государственном уровне стандартов
образования существенно способствует обеспечению преемственности и
перспективности повышения качества образования в целостной системе.
Под преемственностью понимают последовательный переход от одной
ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и
постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий
обучения и воспитании. Цель преемственности – обеспечить
полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое
благополучие ребенка в переходный период от дошкольного воспитания
к школе, направленное на перспективное формирование личности
ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания.
Необходимо стремиться к организации единого развивающего мира –
дошкольного и начального образования. Следует заметить, что в
образовательном процессе используются единые формы работы: -
совместная деятельность детей;
-совместная деятельность взрослого и детей:
-самостоятельная деятельность.
Детский сад является фундаментом образования, а школа - само здание,
где идет развитие образовательного потенциала, базовая культура
личности.
Каждый ребенок идет в первый класс с надеждой на позитив. Все
зависит от того, насколько ребенок был психологически подготовлен к
школе.
Психологическая готовность - это такое состояние ребенка, которое
позволяет ему овладевать новыми знаниями, принимать новые
требования и чувствовать себя успешным в общении с учителями и
одноклассниками.
Недостаточная психологическая готовность чаще всего возникает по
следующим причинам:
В дошкольном детстве ребенок мало играл и общался со сверстниками;
Имел маленький запас знаний об окружающем мире, не был
заинтересованным и любопытным;
Был тревожным и имел низкую самооценку;
Присутствовали логопедические проблемы, которые не удалось решить к
началу школьного обучения;
Не любил игры и занятия, требующие сосредоточения и умения доводить
дело до конца.
Задача ФГОС – учить детей самостоятельно учиться. Осуществление
преемственности в работе детского сада и школы заключается в том,
чтобы развить у дошкольника готовность к восприятию нового образа
жизни, нового режима, развить эмоционально-волевые и
интеллектуальные способности ребенка, которые дадут ему возможность
овладеть широкой познавательной программой, то есть развить три
сферы: личностную, интеллектуальную и физическую.
Важную роль в обеспечении эффективной преемственности дошкольного
и начального образования играет координация взаимодействия между
педагогическими коллективами дошкольного учреждения, школы и
родителями воспитанников.
Начальная школа призвана помочь учащимся в полной мере проявлять
свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий
потенциал. Успешность реализации этой задачи во многом зависит от
сформированности у детей познавательных интересов в детском саду.
Интерес ребёнка дошкольного возраста – это его память, внимание,
мышление. Развитие познавательного интереса ребенка в детском саду
решается средствами занимательности, игры, создания нестандартных
ситуаций на занятиях. Ребенка в детском саду необходимо научить
размышлять, объяснять получаемые результаты, сравнивать,
высказывать предположения, проверять, правильны ли они, наблюдать,
обобщать и делать выводы. Размышление одного ребенка способствует
развитию этого умения у других.
Подготовка детей к школе - задача комплексная, многогранная и
охватывает все сферы жизни ребенка.
Наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения,
гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и
применять.
В этом заключается деятельностный подход (сознание формируется в
деятельности), который лежит в основе государственных
образовательных стандартов. Через действие начинается понимание.
В связи с переходом начальной школы на новые стандарты образования,
особое значение приобретает вопрос формирования универсальных
учебных действий. В результате изучения всех предметов в начальной
школе у выпускников должны быть сформированы универсальные
учебные действия как основа умения учиться. В дошкольном возрасте
формируются лишь предпосылки универсальных учебных действий.
Предпосылки универсальных учебных действий дошкольника находят
своё развитие на начальной ступени образования.
Это означает, что сегодня школа должна выстраивать работу не с нуля,
а основываться на достижениях дошкольника. Организовывать учебную
деятельность с учётом его накопленного опыта, т. к. содержание
программы дошкольного образования и применение предметно -
развивающей среды на занятиях дошкольников направлено на развитие
тех качеств личности, которые определяют становление устойчивого
познавательного интереса и успешного обучения в школе.
Точки соприкосновения деятельности детского сада и школы должны
опираться на три направления:
1. Согласование целей и задач осуществления преемственности на
дошкольном и начальном школьном уровне.
2. Отбор содержания образования для детей дошкольного и младшего
школьного возраста с учётом принципов непрерывности образования и
психолого - педагогических условий реализации непрерывного
образования в соответствии с ФГОС.
3. Обогащение организационных форм и методов обучения, как в
дошкольном учреждении, так и в начальной школе.
Портрет выпускника
Выпускник ДОУ Выпускник начальной школы
Физически развитый, овладевший основными культурно –
гигиеническими навыками.
Любознательный, активный
Эмоционально отзывчивый
Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со
взрослыми и сверстниками
Способный управлять своим поведением, планировать свои действия
соблюдать нормы и правила поведения
Имеющий первичные представления о семье, себе, обществе и
государстве, мире, природе
Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности –
умение работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять
его инструкции
Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы),
адекватно возрасту
Овладевший необходимыми умениями и навыками Выполняющий
правила поведения здорового и безопасного образа жизни
Любознательный, активно познающий мир
Доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника,
обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение
Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки
Уважающий и принимающий ценности семьи и общества
Любящий свой народ, свой край, свою Родину
Владеющий основами умения учиться, способный к организации
собственной деятельности
Новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей требует
нового подхода к осуществлению преемственности детского сада и
школы, построении новой модели выпускника, что позволит обеспечить
непрерывность образовательного процесса.
По определению Д.Б. Эльконина, дошкольный и младший школьный
возраст - это одна эпоха человеческого развития, именуемая "детством".
Воспитатель и учитель начальных классов так же имеют много общего,
поэтому у них общее родовое имя – педагог. Проблема преемственности
может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и
школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти
время, силы и средства для решения задач преемственности.
Закончить свой доклад хочу словами В.А. Сухомлинского«…Школа не
должна вносить резкой перемены в жизнь детей. Пусть, став учеником,
ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера… Пусть новое
проявляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной
впечатлений…" В.А. Сухомлинский