Напоминание

"Преемственность между детским садом и школой при подготовке детей к обучению в рамках реализации ФГОС"


Автор: Бучаева Вазипат Закарьяевна
Должность: учительница начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "Нижнеказанищенская сош №2 им.Наби Ханмурзаева"
Населённый пункт: с.Нижнее Казанище Буйнакского района
Наименование материала: Доклад
Тема: "Преемственность между детским садом и школой при подготовке детей к обучению в рамках реализации ФГОС"
Раздел: начальное образование





Назад




Доклад на тему «Преемственность между детским садом и школой при

подготовке детей к обучению в рамках реализации ФГОС»

Школьное обучение никогда не начинается с пустого места,

а всегда опирается на определенную стадию развития,

проделанную ребенком ранее"

В.А. Сухомлинский

Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка.

Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его

образ жизни, предъявляя ребенку новые правила и требования, к

которым нужно адаптироваться и привыкнуть. Проблема непрерывности

и преемственности всегда была одной из самых насущных и важных в

образовании.

Введение и принятие новых Федеральных Государственных

Образовательных Стандартов (ФГОС) дошкольного образования

является важным этапом преемственности деятельности детского сада и

школы. Введение утвержденных на государственном уровне стандартов

образования существенно способствует обеспечению преемственности и

перспективности повышения качества образования в целостной системе.

Под преемственностью понимают последовательный переход от одной

ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и

постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий

обучения и воспитании. Цель преемственности – обеспечить

полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое

благополучие ребенка в переходный период от дошкольного воспитания

к школе, направленное на перспективное формирование личности

ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания.

Необходимо стремиться к организации единого развивающего мира –

дошкольного и начального образования. Следует заметить, что в

образовательном процессе используются единые формы работы: -

совместная деятельность детей;

-совместная деятельность взрослого и детей:

-самостоятельная деятельность.

Детский сад является фундаментом образования, а школа - само здание,

где идет развитие образовательного потенциала, базовая культура

личности.

Каждый ребенок идет в первый класс с надеждой на позитив. Все

зависит от того, насколько ребенок был психологически подготовлен к

школе.

Психологическая готовность - это такое состояние ребенка, которое

позволяет ему овладевать новыми знаниями, принимать новые

требования и чувствовать себя успешным в общении с учителями и

одноклассниками.

Недостаточная психологическая готовность чаще всего возникает по

следующим причинам:

В дошкольном детстве ребенок мало играл и общался со сверстниками;

Имел маленький запас знаний об окружающем мире, не был

заинтересованным и любопытным;

Был тревожным и имел низкую самооценку;

Присутствовали логопедические проблемы, которые не удалось решить к

началу школьного обучения;

Не любил игры и занятия, требующие сосредоточения и умения доводить

дело до конца.

Задача ФГОС – учить детей самостоятельно учиться. Осуществление

преемственности в работе детского сада и школы заключается в том,

чтобы развить у дошкольника готовность к восприятию нового образа

жизни, нового режима, развить эмоционально-волевые и

интеллектуальные способности ребенка, которые дадут ему возможность

овладеть широкой познавательной программой, то есть развить три

сферы: личностную, интеллектуальную и физическую.

Важную роль в обеспечении эффективной преемственности дошкольного

и начального образования играет координация взаимодействия между

педагогическими коллективами дошкольного учреждения, школы и

родителями воспитанников.

Начальная школа призвана помочь учащимся в полной мере проявлять

свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий

потенциал. Успешность реализации этой задачи во многом зависит от

сформированности у детей познавательных интересов в детском саду.

Интерес ребёнка дошкольного возраста – это его память, внимание,

мышление. Развитие познавательного интереса ребенка в детском саду

решается средствами занимательности, игры, создания нестандартных

ситуаций на занятиях. Ребенка в детском саду необходимо научить

размышлять, объяснять получаемые результаты, сравнивать,

высказывать предположения, проверять, правильны ли они, наблюдать,

обобщать и делать выводы. Размышление одного ребенка способствует

развитию этого умения у других.

Подготовка детей к школе - задача комплексная, многогранная и

охватывает все сферы жизни ребенка.

Наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения,

гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и

применять.

В этом заключается деятельностный подход (сознание формируется в

деятельности), который лежит в основе государственных

образовательных стандартов. Через действие начинается понимание.

В связи с переходом начальной школы на новые стандарты образования,

особое значение приобретает вопрос формирования универсальных

учебных действий. В результате изучения всех предметов в начальной

школе у выпускников должны быть сформированы универсальные

учебные действия как основа умения учиться. В дошкольном возрасте

формируются лишь предпосылки универсальных учебных действий.

Предпосылки универсальных учебных действий дошкольника находят

своё развитие на начальной ступени образования.

Это означает, что сегодня школа должна выстраивать работу не с нуля,

а основываться на достижениях дошкольника. Организовывать учебную

деятельность с учётом его накопленного опыта, т. к. содержание

программы дошкольного образования и применение предметно -

развивающей среды на занятиях дошкольников направлено на развитие

тех качеств личности, которые определяют становление устойчивого

познавательного интереса и успешного обучения в школе.

Точки соприкосновения деятельности детского сада и школы должны

опираться на три направления:

1. Согласование целей и задач осуществления преемственности на

дошкольном и начальном школьном уровне.

2. Отбор содержания образования для детей дошкольного и младшего

школьного возраста с учётом принципов непрерывности образования и

психолого - педагогических условий реализации непрерывного

образования в соответствии с ФГОС.

3. Обогащение организационных форм и методов обучения, как в

дошкольном учреждении, так и в начальной школе.

Портрет выпускника

Выпускник ДОУ Выпускник начальной школы

Физически развитый, овладевший основными культурно –

гигиеническими навыками.

Любознательный, активный

Эмоционально отзывчивый

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со

взрослыми и сверстниками

Способный управлять своим поведением, планировать свои действия

соблюдать нормы и правила поведения

Имеющий первичные представления о семье, себе, обществе и

государстве, мире, природе

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности –

умение работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять

его инструкции

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы),

адекватно возрасту

Овладевший необходимыми умениями и навыками Выполняющий

правила поведения здорового и безопасного образа жизни

Любознательный, активно познающий мир

Доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника,

обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение

Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки

Уважающий и принимающий ценности семьи и общества

Любящий свой народ, свой край, свою Родину

Владеющий основами умения учиться, способный к организации

собственной деятельности

Новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей требует

нового подхода к осуществлению преемственности детского сада и

школы, построении новой модели выпускника, что позволит обеспечить

непрерывность образовательного процесса.

По определению Д.Б. Эльконина, дошкольный и младший школьный

возраст - это одна эпоха человеческого развития, именуемая "детством".

Воспитатель и учитель начальных классов так же имеют много общего,

поэтому у них общее родовое имя – педагог. Проблема преемственности

может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и

школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти

время, силы и средства для решения задач преемственности.

Закончить свой доклад хочу словами В.А. Сухомлинского«…Школа не

должна вносить резкой перемены в жизнь детей. Пусть, став учеником,

ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера… Пусть новое

проявляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной

впечатлений…" В.А. Сухомлинский



В раздел образования