Автор: Харина Алла Владимировна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ СОШ №1
Населённый пункт: г.Ипатово Ипатовского района Ставропольского края
Наименование материала: Методическая разработка урока .
Тема: Вулканы. Горячие источники, гейзеры.
Раздел: среднее образование
Урок географии в 6 классе. Учитель Харина А.В.
Тема урока: Вулканы. Горячие источники, гейзеры.
Форма урока: эвристическая беседа с применением ИКТ.
Цель урока:
сформировать представление о происхождении вулканов, гейзеров и горячих источников,
понимать виды движения земной коры; ознакомить с отличиями действующих и потухших
вулканов; определять по карте географическое положение вулканов.
Задачи:
Образовательные:
Способствовать формированию понятия «Вулкан», раскрыть его по содержанию и объёму.
Вместе с учащимися составить схему, отражающую классификацию типов вулканов.
Развивающие:
Развивать умение слушать, анализировать и делать выводы.
Развивать умение работать с географической картой и другими источниками
географической информации.
Воспитательные:
Способствовать воспитанию культуры поведения на уроке.
Воспитывать уважение к мнению других учащихся.
Методы:
1. Беседа.
2. Обсуждение.
Методические приёмы:
1. Работа с географической картой, с учебником.
2. Работа в тетради.
3. Работа с географическими картинками.
Тип урока: комбинированный, с элементами применения новых ИТ и получения
практических навыков.
Оборудование: физическая карта мира, фрагменты мультимедийного урока, компьютер,
видеофрагмент извержения вулкана Килауза, видеофрагмент «Модель извержения
вулкана», видеофрагмент расположения вулканов на Земном шаре, медиаиллюстрации:
типы вулканов, гейзеры, видеофрагмент «модель извергающегося гейзера», атласы,
контурные карты, словари.
Литература:
1. Т. П. Герасимова, Н. П. Неклюкова. Начальный курс географии. 6 класс. М..
«Дрофа». 2013.
2. Н. А. Никитина. Поурочные разработки по географии. 6 класс. М.. «Вако». 2004.
3. Начальный курс географии. 6 класс. Мультимедиа учебник для 6 класса.
4. Мультимедиа иллюстрации для 6—10 классов по географии.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Опрос.
Проверка домашнего задания: Работа с компьютером.
Тест по теме «Земная кора. Горные породы», оценки выставляет компьютер
(итоговое тестирование )
III. Изучение нового материала.
Включить видеофрагмент с записью извержения вулкана Килауза (слайд).
— О каком явлении природы мы будем говорить сегодня? (О вулканах).
— Вы уже знаете, что такое вулкан, а вот почему он образуется,
откуда пошло название, почему вулканов больше бывает на дне океанов, почему гейзеры
фонтанируют через равные промежутки времени, и многое другое вы узнаете на этом
уроке. Но сначала поговорим о том, что вы уже знаете.
— Какие ассоциации вызывает у вас слово «вулкан»? (Дети отвечают чаще:
«огнедышащая гора».)
Просмотреть репродукцию картины «Последний день Помпеи» (слайд)
— Давайте послушает сообщение, и узнаем, откуда к нам пришло название этого явления.
Откуда пошло название «вулкан» (сообщение учащегося) (слайды):
Древние народы считали, что извержение вулкана — это великий гнев богов. В одном
из древнегреческих мифов описан страшный поединок Зевса с Тифоном — чудовищем,
олицетворявшем огнедышащие горы и землетрясения. Поднялся Тифон из недр Земли,
диким воем сотряс воздух. Бурное пламя клубилось вокруг него, и земля дрожала под его
ногами. Но смело кинулся бог — громовержец Зевс, и разогрелся бой. Земля и небо
сотрясались до основания. Сотнями сыпались огненные стрелы — молнии Зевса, казалось,
что от огня горит воздух и даже темные грозовые тучи. Рухнул Тифон на Землю. Зевс
поднял поверженного врага и кинул в мрачный Тартар. Но и в Тартаре грозит грозный
Тифон богам и всему живому, вызывает бури и извержение вулканов.
Известен и знаменит был у греков Гефест — искусный мастер, покровитель кузнечного
дела. Древние греки считали, что живет он на острове Гиеру в Средиземном море
и в глубине горы, над которой всегда клубится дым, кует оружие. Самая главная кузница
бога Гефеста была расположёна в недрах горы Этна, на острове Сицилия. Этна (высота
3263 м) бушевала 130 раз.
У древних римлян бог огня и кузнечного дела тоже сначала назывался Гефестом, но затем
был переименован в Вулкана. По преданию, он ковал доспехи в своей кузнице внутри
горы на острове Вулкано в Тирренском море, у берегов Италии. Из горы непрерывно вы-
рывались клубы дыма и языки пламени.
Со временем любую огнедышащую гору стали называть вулканом, как и бога огня.
Просмотреть видеофрагмент «Модель извержения вулкана» (слайд) и сделать
рисунок в тетради, подписать, где находится жерло, кратер, конус, очаг магмы, лава.
Через трещину в земной коре изливается лава. Выливается первый слой лавы и застывает,
по нему — выливается второй слой и т. д. И получается слоистый конус.
Как вы думаете, по каким признакам можно определить, что перед вами вулкан,
а не просто гора? (У вулкана есть жерло, кратер, слоистый конус.)
Вернемся к нашему первому рисунку. Как называется второе жерло и кратер?(Боковые
или паразитические.)
Но оказывается, что есть вулканы, у которых конуса нет или конус имеет другое строение.
Попробуйте ответить на вопрос, в чем причина появления
вулканов на материковой земной коре?
Следует подвести учеников к мысли, что вулканы на суше встречаются в зоне
расхождения литосферных плит, т. е. в зоне разломов. В этих местах лава поднимается
по трещинам.
Начертите схему в тетради:
на суш
е
=
>
Материковая
земная кора
=
>
в зоне
разломов
=>
вулканы
на дне
океано
в
=
>
тонкая
океаниче-
ская кора
=
>
лава прожигает
земную кору
=>
Физкультминутка.
Мы вулканы изучали,
И немножечко устали.
И поэтому вот тут
Просто надо отдохнуть.
Встали из-за парт все дружно.
Нам вулкан представить нужно.
Мы на кратер посмотрели,
Всю подошву рассмотрели.
Левый склон и правый склон,
До чего вулкан силен.
Покружили головой,
Не пора ли нам домой.
Потянулись вверх, друзья,
Пробежались, но слегка.
Развернулись все кругом,
И работать мы начнем.
Итак, скажите, что же такое вулкан?
Вулкан — это геологическое образование, возникшее над трещиной в земной коре,
по которой извергается на земную поверхность лава.
У детей может быть другой вариант определения: вулкан — это геологическое
образование, имеющее жерло и кратер, иногда имеющий вид конуса.
Посмотрите на рисунок, как вы думаете, где будет больше вулканов — на дне океанов
или на материке? (На дне океанов, т. к. там тонкая земная кора, которую легче прожечь.)
Вулканы бывают действующие, потухшие и заснувшие. (слайд)
Ответьте на вопрос, чем они отличаются.
(Уснувшие — об их извержениях в историческое время нет данных, но уверенности в том,
что их деятельность прекратилась, нет.)
Вулканы и следующее явление природы, которое мы изучим,
встречаются почти всегда вместе.
Просмотреть видеофрагменты «Модель извергающегося гейзера» (слайд).
Скажите, как называется это явление: (источник, периодически выбрасывающий
фонтаны горячей воды и пара-гейзер.)
Почему гейзеры встречаются там, где есть вулканы? (Магма близко подходит
к поверхности, нагревает подземные воды, которые начинают фонтанировать.)
Прочитать стихотворение:
Везувий зев открыл —
Дым хлынул клубом — пламя
Широко развилось,
Как боевое знамя.
Земля волнуется —
С шатнувшихся колонн
Кумиры падают!
Народ, гонимый страхом,
Под каменным дождем,
Под воспаленным прахом.
Толпами, стар и млад,
Бежит из града вон.
(А. С. Пушкин.)
Какие продукты извержения описываются в стихотворении
А. С. Пушкина? (Лава, вулканические бомбы, пепел.)
Работа с картой. Обозначить на контурных картах потухшие и действующие вул-
каны: Котопахи, Килиманджаро, Везувий, Этна, Ключевская Сопка, Кракатау, Фудзияма,
Гекла, Эльбрус.
Определить географические координаты вулканов: Килиманджаро, Везувий,
Ключевская Сопка, Кракатау.
IV. Итак, мы с вами изучили новую тему. Подведем итог.
Что вы узнали нового на уроке?
V. Рефлексия.
- Удалось ли выполнить задачи урока?
- Что было сложно?
- Что не вызвало затруднений?
- Что понравилось на уроке?
VI. Итог урока. Оценки. Домашнее задание: § 19; Выучить расположение вулканов
по карте.