Напоминание

Вулканы. Горячие источники, гейзеры.


Автор: Харина Алла Владимировна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ СОШ №1
Населённый пункт: г.Ипатово Ипатовского района Ставропольского края
Наименование материала: Методическая разработка урока .
Тема: Вулканы. Горячие источники, гейзеры.
Раздел: среднее образование





Назад




Урок географии в 6 классе. Учитель Харина А.В.

Тема урока: Вулканы. Горячие источники, гейзеры.

Форма урока: эвристическая беседа с применением ИКТ.

Цель урока:

сформировать представление о происхождении вулканов, гейзеров и горячих источников,

понимать виды движения земной коры; ознакомить с отличиями действующих и потухших

вулканов; определять по карте географическое положение вулканов.

Задачи:

Образовательные:

Способствовать формированию понятия «Вулкан», раскрыть его по содержанию и объёму.

Вместе с учащимися составить схему, отражающую классификацию типов вулканов.

Развивающие:

Развивать умение слушать, анализировать и делать выводы.

Развивать умение работать с географической картой и другими источниками

географической информации.

Воспитательные:

Способствовать воспитанию культуры поведения на уроке.

Воспитывать уважение к мнению других учащихся.

Методы:

1. Беседа.

2. Обсуждение.

Методические приёмы:

1. Работа с географической картой, с учебником.

2. Работа в тетради.

3. Работа с географическими картинками.

Тип урока: комбинированный, с элементами применения новых ИТ и получения

практических навыков.

Оборудование: физическая карта мира, фрагменты мультимедийного урока, компьютер,

видеофрагмент извержения вулкана Килауза, видеофрагмент «Модель извержения

вулкана», видеофрагмент расположения вулканов на Земном шаре, медиаиллюстрации:

типы вулканов, гейзеры, видеофрагмент «модель извергающегося гейзера», атласы,

контурные карты, словари.

Литература:

1. Т. П. Герасимова, Н. П. Неклюкова. Начальный курс географии. 6 класс. М..

«Дрофа». 2013.

2. Н. А. Никитина. Поурочные разработки по географии. 6 класс. М.. «Вако». 2004.

3. Начальный курс географии. 6 класс. Мультимедиа учебник для 6 класса.

4. Мультимедиа иллюстрации для 6—10 классов по географии.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Опрос.

Проверка домашнего задания: Работа с компьютером.

Тест по теме «Земная кора. Горные породы», оценки выставляет компьютер

(итоговое тестирование )

III. Изучение нового материала.

Включить видеофрагмент с записью извержения вулкана Килауза (слайд).

— О каком явлении природы мы будем говорить сегодня? (О вулканах).

— Вы уже знаете, что такое вулкан, а вот почему он образуется,

откуда пошло название, почему вулканов больше бывает на дне океанов, почему гейзеры

фонтанируют через равные промежутки времени, и многое другое вы узнаете на этом

уроке. Но сначала поговорим о том, что вы уже знаете.

— Какие ассоциации вызывает у вас слово «вулкан»? (Дети отвечают чаще:

«огнедышащая гора».)

Просмотреть репродукцию картины «Последний день Помпеи» (слайд)

— Давайте послушает сообщение, и узнаем, откуда к нам пришло название этого явления.

Откуда пошло название «вулкан» (сообщение учащегося) (слайды):

Древние народы считали, что извержение вулкана — это великий гнев богов. В одном

из древнегреческих мифов описан страшный поединок Зевса с Тифоном — чудовищем,

олицетворявшем огнедышащие горы и землетрясения. Поднялся Тифон из недр Земли,

диким воем сотряс воздух. Бурное пламя клубилось вокруг него, и земля дрожала под его

ногами. Но смело кинулся бог — громовержец Зевс, и разогрелся бой. Земля и небо

сотрясались до основания. Сотнями сыпались огненные стрелы — молнии Зевса, казалось,

что от огня горит воздух и даже темные грозовые тучи. Рухнул Тифон на Землю. Зевс

поднял поверженного врага и кинул в мрачный Тартар. Но и в Тартаре грозит грозный

Тифон богам и всему живому, вызывает бури и извержение вулканов.

Известен и знаменит был у греков Гефест — искусный мастер, покровитель кузнечного

дела. Древние греки считали, что живет он на острове Гиеру в Средиземном море

и в глубине горы, над которой всегда клубится дым, кует оружие. Самая главная кузница

бога Гефеста была расположёна в недрах горы Этна, на острове Сицилия. Этна (высота

3263 м) бушевала 130 раз.

У древних римлян бог огня и кузнечного дела тоже сначала назывался Гефестом, но затем

был переименован в Вулкана. По преданию, он ковал доспехи в своей кузнице внутри

горы на острове Вулкано в Тирренском море, у берегов Италии. Из горы непрерывно вы-

рывались клубы дыма и языки пламени.

Со временем любую огнедышащую гору стали называть вулканом, как и бога огня.

Просмотреть видеофрагмент «Модель извержения вулкана» (слайд) и сделать

рисунок в тетради, подписать, где находится жерло, кратер, конус, очаг магмы, лава.

Через трещину в земной коре изливается лава. Выливается первый слой лавы и застывает,

по нему — выливается второй слой и т. д. И получается слоистый конус.

Как вы думаете, по каким признакам можно определить, что перед вами вулкан,

а не просто гора? (У вулкана есть жерло, кратер, слоистый конус.)

Вернемся к нашему первому рисунку. Как называется второе жерло и кратер?(Боковые

или паразитические.)

Но оказывается, что есть вулканы, у которых конуса нет или конус имеет другое строение.

Попробуйте ответить на вопрос, в чем причина появления

вулканов на материковой земной коре?

Следует подвести учеников к мысли, что вулканы на суше встречаются в зоне

расхождения литосферных плит, т. е. в зоне разломов. В этих местах лава поднимается

по трещинам.

Начертите схему в тетради:

на суш

е

=

>

Материковая

земная кора

=

>

в зоне

разломов

=>

вулканы

на дне

океано

в

=

>

тонкая

океаниче-

ская кора

=

>

лава прожигает

земную кору

=>

Физкультминутка.

Мы вулканы изучали,

И немножечко устали.

И поэтому вот тут

Просто надо отдохнуть.

Встали из-за парт все дружно.

Нам вулкан представить нужно.

Мы на кратер посмотрели,

Всю подошву рассмотрели.

Левый склон и правый склон,

До чего вулкан силен.

Покружили головой,

Не пора ли нам домой.

Потянулись вверх, друзья,

Пробежались, но слегка.

Развернулись все кругом,

И работать мы начнем.

Итак, скажите, что же такое вулкан?

Вулкан — это геологическое образование, возникшее над трещиной в земной коре,

по которой извергается на земную поверхность лава.

У детей может быть другой вариант определения: вулкан — это геологическое

образование, имеющее жерло и кратер, иногда имеющий вид конуса.

Посмотрите на рисунок, как вы думаете, где будет больше вулканов — на дне океанов

или на материке? (На дне океанов, т. к. там тонкая земная кора, которую легче прожечь.)

Вулканы бывают действующие, потухшие и заснувшие. (слайд)

Ответьте на вопрос, чем они отличаются.

(Уснувшие — об их извержениях в историческое время нет данных, но уверенности в том,

что их деятельность прекратилась, нет.)

Вулканы и следующее явление природы, которое мы изучим,

встречаются почти всегда вместе.

Просмотреть видеофрагменты «Модель извергающегося гейзера» (слайд).

Скажите, как называется это явление: (источник, периодически выбрасывающий

фонтаны горячей воды и пара-гейзер.)

Почему гейзеры встречаются там, где есть вулканы? (Магма близко подходит

к поверхности, нагревает подземные воды, которые начинают фонтанировать.)

Прочитать стихотворение:

Везувий зев открыл —

Дым хлынул клубом — пламя

Широко развилось,

Как боевое знамя.

Земля волнуется —

С шатнувшихся колонн

Кумиры падают!

Народ, гонимый страхом,

Под каменным дождем,

Под воспаленным прахом.

Толпами, стар и млад,

Бежит из града вон.

(А. С. Пушкин.)

Какие продукты извержения описываются в стихотворении

А. С. Пушкина? (Лава, вулканические бомбы, пепел.)

Работа с картой. Обозначить на контурных картах потухшие и действующие вул-

каны: Котопахи, Килиманджаро, Везувий, Этна, Ключевская Сопка, Кракатау, Фудзияма,

Гекла, Эльбрус.

Определить географические координаты вулканов: Килиманджаро, Везувий,

Ключевская Сопка, Кракатау.

IV. Итак, мы с вами изучили новую тему. Подведем итог.

Что вы узнали нового на уроке?

V. Рефлексия.

- Удалось ли выполнить задачи урока?

- Что было сложно?

- Что не вызвало затруднений?

- Что понравилось на уроке?

VI. Итог урока. Оценки. Домашнее задание: § 19; Выучить расположение вулканов

по карте.



В раздел образования