Автор: Кучкарова Рузалия Зиннатовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОБУ СОШ им. М. Х. Губайдуллина с. Уршакбашкарамалы
Населённый пункт: с. Уршакбашкарамалы, Миякинский район, Республика Башкортостан
Наименование материала: Рабочая программа по русскому языку УМК "Начальная школа 21 века"
Тема: Рабочая программа по русскому языку
Раздел: начальное образование
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ
Кучкаровой Рузалии Зиннатовны, первой категории
по русскому языку, 3 класс
4 года
(сроки реализации)
Рабочая программа по русскому языку на уровень - начального общего образования составлена на основе:
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
начального
общего
образования,
утвержденного
приказом
Министерства
образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года № 373 (в ред. Приказа Министерства образования и науки РФ от 29 декабря
2014 г. № 1643; Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 1576)
Закона Республики Башкортостан «О языках народов Республики Башкортостан» № 216-З от 15 февраля 1999 года; п. 4. ч. 2 ст. 14
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
п
реподавание и изучение родного языка из числа
языков народов Российской Федерации;
В соответствии с федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию
в образовательном процессе в общеобразовательных школах (Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 года № 253).
УМК
«Начальная
школа XXI века» Авторской программы: Русский язык: 1-4 классы: программа, планирование, контроль./ С.В.Иванов,
М.И.Кузнецова, А.О.Евдокимова – М.: Вентана-Граф, 2013 г (Составленной на основе Примерной программы начального общего образования)
Основной образовательной программы начального общего образования (с изменениями и дополнениями),
Устава, Учебного плана МОБУ СОШ
им. М.Х. Губайдуллина с. Уршакбашкарамалы;
Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по учебным предметам, курсам, курсам внеурочной деятельности
Муниципального
общеобразовательного
бюджетного
учреждения
«Средняя
общеобразовательная
школа
им.
М.Х.
Губайдуллина
с.
Уршакбашкарамалы муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан» по реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО.
Планируемые результаты обучения курса «Русский язык»
Личностные результаты изучения
осознавать язык как основное средство человеческого общения;
воспринимать русский язык как явление национальной культуры;
проявлять любознательность, активность и заинтересованность в познании мира; -понимать, что правильная устная и письменная речь есть
показатель индивидуальной культуры человека;
демонстрировать способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
уважительно относиться к иному мнению;
принимать и осваивать социальную роль обучающегося, мотивировать учебную деятельность и понимать личностный смысл учения;
испытывать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других
людей;
проявлять доброжелательность, умение слушать и слышать собеседника;
сотрудничать со взрослыми и сверстниками, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение;
организовывать собственную деятельность.
Метапредметные результаты изучения курса
использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические
высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;
понимать необходимость ориентироваться на позицию партнера, учитывать различ ные мнения и координировать различные позиции в
сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; стремиться к более точному выражению собственного мнения и позиции;
уметь задавать вопросы;
излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления;
решать проблемы творческого и поискового характера;
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
определять
наиболее
эффективные
способы
достижения
результата;
-понимать
причины
успеха/неуспеха
учебной
деятельности
и
быть
способным конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии;
использовать
знаково-символические
средства
представления
информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов;
использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;
владеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных
связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь сбою.
Предметные результаты
1 класс
К концу изучения курса «Русский язык. Обучение грамоте» ученик научится:
Различать, сравнивать:
звуки и буквы, гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие согласные звуки;
звук, слог, слово;
слово и предложение.
Кратко характеризовать:
звуки русского языка (гласные ударные/безударные, согласные твёрдые/мягкие)
условия выбора и написания буквы гласного звука после мягких и твёрдых согласных;
Решать учебные и практические задачи:
выделять предложение и слово из речевого потока;
проводить звуковой анализ и строить модели звукового состава слов, состоящих из четырёх-пяти звуков;
осознавать смысл прочитанного;
правильно писать сочетания ча - ща, чу - щу, жи - ши под ударением;
писать прописную букву в начале предложения и в именах собственных;
ставить точку в конце предложения;
грамотно записывать под диктовку учителя и самостоятельно отдельные слова и простые предложения (в случаях, где орфоэпия и орфография
совпадают) объёмом 10-20 слов.
Ученик получит возможность научиться:
различать и сравнивать звонкие и глухие согласные звуки;
выделять в словах слоги в устной работе;
правильно называть буквы русского алфавита, знать их последовательность;
переносить слова (в случаях однозначного деления слова на слоги);
участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
соблюдать орфоэпические нормы.
выявлять слова, значение которых требует уточнения, и уточнять их
значение по тексту или с помощью толкового словаря;
использовать алфавит при работе со словарями и справочниками;
различать слова, называющие предметы, действия и признаки; задавать вопросы к словам;
выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями
общения для эффективного решения коммуникативной задачи;
участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
соблюдать орфоэпические нормы и правильную интонацию.
2 класс
Ученик научится:
различать, сравнивать, кратко характеризовать:
парные и непарные по твердости – мягкости согласные звуки, парные и непарные по звонкости – глухости согласные звуки;
изменяемые и неизменяемые слова;
формы слова и однокоренные слова;
однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями;
предложения по цели высказывания;
предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией; выделять, находить:
в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, суффикс, приставку;
лексическое значение слова в толковом словаре;
основную мысль текста; решать учебные и практические задачи:
делить слова на слоги;
использовать алфавит при работе со словарями и справочниками;
отбирать однокоренные слова;
определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом 45 - 60 слов;
проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
подбирать заголовок к предложенному тексту, озаглавливать собственный текст;
исправлять деформированный текст (с нарушенным порядком следования частей);
применять правила правописания:
перенос слов;
проверяемые безударные гласные в корнях слов;
парные звонкие и глухие согласные в корнях слов;
непроизносимые согласные;
непроверяемые гласные и согласные в корнях слов (словарные слова, определенные программой);
разделительные твердый и мягкий знаки;
правописание приставок: об-, от-, до-, по-, под-, про-; за-, на-, над-
раздельное написание предлогов с другими словами (кроме личных местоимений);
Ученик получит возможность научиться:
устанавливать значение суффиксов и приставок (в словах с однозначно выделяемыми морфемами);
определять способы образования слов (суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный);
различать однозначные и многозначные слова;
наблюдать за использованием в тексте слов в переносном значении и омонимов;
подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
наблюдать за использованием в текстах устаревших слов и фразеологизмов;
применять правило правописания суффиксов имен существительных: - онок, -енок; -ок; -ек; -ик; -ость;
применять правило правописания суффиксов имен прилагательных: -ов, -ев, -ив, -чив, -лив;
подбирать примеры слов с определенной орфограммой;
при
работе
над
ошибками
осознавать
причины
появления
ошибки
и
определять
способы
действий,
помогающих
предотвратить
ее
в
последующих письменных работах;
определять по предложенным заголовкам содержание текста;
составлять план текста;
определять тип текста: повествование, описание, рассуждение;
соблюдать нормы современного русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в
объеме представленного в учебнике материала).
3 класс
Ученик научится:
различать, сравнивать, кратко характеризовать:
имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение;
виды предложений по цели высказывания и интонации;
главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения;
предложения с однородными членами;
выделять, находить:
собственные имена существительные;
личные местоимения 1, 2, 3-го лица;
грамматическую основу простого двусоставного предложения;
в простом предложении однородные члены(как главные, так и второстепенные);
решать учебные и практические задачи:
определять род изменяемых имен существительных;
устанавливать форму числа (единственное или множественное) имени существительного;
задавать падежные вопросы и определять падеж имени существительного;
определять принадлежность имен существительных к 1, 2, 3-ему склонению;
устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении;
использовать разные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове;
проводить фонетический анализ слова и разбор слова по составу;
характеризовать имя существительное и имя прилагательное как части речи (значение и морфологические признаки)
составлять план текста (при помощи учителя);
безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом 65-80 слов';
проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
составлять план собственного и предложенного текста;
определять тип текста: повествование, описание, рассуждение;
корректировать тексты c нарушенным порядком предложений и абзацев;
составлять собственные тексты в жанре письма;
применять правила правописания:
приставки, оканчивающиеся на з, c;
непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные слова, определенные программой);
буквы о, ё после шипящих в корнях слов;
буквы и, ы после ц в различных частях слов;
мягкий знак после шипящих на конце имён существительных;
безударные гласные в падежных окончаниях имен существительных;
буквы o, e в окончаниях имен существительных после шипящих и ц;
безударные гласные в падежных окончаниях имен прилагательных;
раздельное написание предлогов c личными местоимениями;
знаки препинания при однородных членах предложения c союзами и, a, но и без
союзов.
Ученик получит возможность научиться:
проводить по предложенному в учебнике алгоритму фонетический разбор слова и разбор слова по составу (в словах c однозначно выделяемыми
морфемами);
устанавливать род неизменяемых имен существительных (наиболее употребительные слова);
склонять личные местоимения;
различать падежные и смысловые (синтаксические) вопросы;
находить второстепенные члены предложения: определение, обстоятельство, дополнение;
самостоятельно составлять предложения c однородными членами без союзов и c союзами u, a, но;
разбирать по членам простое двусоставное предложение;
применять правило правописания соединительных гласных o, e в сложных словах;
применять правило правописания суффиксов имен существительных -ок, -ец, -иц, сочетаний ичк, ечк, инк, енк;
применять правило правописания безударных гласных в падежных окончаниях
имен существительных на -ий, -ия, -ие;
при
работе
над
ошибками
осознавать
причины
появления
ошибки
и
определять
способы
действий,
помогающих
предотвратить
ее
в
последующих письменных работах;
писать подробные изложения;
создавать собственные тексты (писать сочинения) c учетом правильности, богатства и выразительности письменной речи;
соблюдать нормы современного русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в
объеме представленного в учебнике материала).
4 класс
Ученик научится:
различать, сравнивать, кратко характеризовать
имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение, глагол;
слово, словосочетание и предложение;
выделять, находить
начальную форму глагола;
глаголы в формах настоящего, прошедшего и будущего времени;
глаголы в формах 1, 2, 3-его лица;
решать учебные и практические задачи
определять спряжение глагола;
устанавливать при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
разбирать по членам простое двусоставное предложение;
использовать разные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове;
подбирать примеры слов с определенной орфограммой;
определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
безошибочно списывать 80–90 слов и писать под диктовку тексты объемом
75—80 слов
;
проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
применять правила правописания
непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные слова, определенные программой);
не с глаголами;
мягкий знак после шипящих на конце глаголов;
мягкий знак в глаголах в сочетании –ться;
безударные личные окончания глаголов.
Ученик получит возможность научиться:
проводить по предложенному в учебнике алгоритму морфологический анализ имени существительного, имени прилагательного, глагола и
наречия;
проводить по предложенному в учебнике алгоритму синтаксический анализ простого двусоставного предложения;
определять вид глагола;
находить наречие и имя числительное в тексте;
применять правило правописания суффиксов глаголов –ива/-ыва, -ова/-ева;
применять правило правописания гласных в окончаниях глаголов прошедшего времени;
применять правило правописания букв а, о на конце наречий
применять правило правописания мягкого знака на конце наречий
применять правило правописания слитного и раздельного написание числительных;
применять правило правописания мягкого знака в именах числительных при работе над ошибками
осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах;
применять правило постановки запятой между частями сложного предложения (простейшие случаи);
письменно пересказывать текст (писать изложения) подробно, выборочно, от другого лица;
соблюдать нормы современного русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в
объеме представленного в учебнике материала).
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
1 класс 132 ч
I. Обучение грамоте - 68 ч
II. Как устроен наш язык – 34 ч
Фонетика и орфоэпия – 8 ч. Звуки речи. Гласные и согласные звуки. Различение ударных и безударных гласных звуков. Различение твердых
и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков. Звуковой анализ слова, работа со звуковыми моделями: построение модели
звукового состава слова, подбор слов, соответствующих заданной модели. Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на
слоги (без стечения согласных). Ударение.
Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка.
Графика и орфография – 6 ч. Различение звуков и букв. Обозначение на письме мягкости согласных звуков. Функции ь:
1) показатель мягкости предшествующего согласного;
2) разделительный.
Русский алфавит: правильное называние букв, знание их последовательности. спользование алфавита для упорядочения списка слов .
Письмо слов и предложений с соблюдением гигиенических норм.
Усвоение приемов и последовательности правильного списывания текста.
Ознакомление с правилами правописания и их применение:
раздельное написание слов;
прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
обозначения гласных после шипящих (ча – ща, чу – щу, жи –ши);
сочетания чк,чн;
перенос слов;
непроверяемые гласные и согласные в корнях слов (словарные слова, определенные программой);
знаки препинания в конце предложения.
Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением.
Слово и предложение – 20 ч. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения.
Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Слова, называющие предметы, действия и
признаки. Словообразовательные связи между словами. Родственные слова. Наблюдение за использованием в тексте многозначных слов,
синонимов, омонимов (ознакомление без введения терминологии). Работа с предложением: замена слов, восстановление деформированных
предложения. Знаки препинания в конце предложения.
III. Правописание - 19 ч
IV. Развитие речи – 7 ч. Осознание цели и ситуации устного общения. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями
общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями
начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание, задать вопрос и т.п. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и
бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).
Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Сочинение небольших рассказов (по материалам собственных игр, занятий, наблюдений). Восстановление деформированного текста
повествовательного характера.
2 класс - 175 ч
I. Как устроен наш язык (основы лингвистических знаний) - 61 ч
1. Фонетика и графика - 10 ч
Повторение изученного в 1-ом классе: различение звуков и букв; различение ударных и безударных гласных звуков, твердых и мягких
согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков. Обозначение на письме мягкости согласных звуков. Определение парных и непарных по
твердости-мягкости согласных звуков. Определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Установление соотношения
звукового и буквенного состава в словах типа двор, день; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я, в словах с непроизносимыми
согласными. Деление слов на слоги. Использование алфавита при работе со словарями и справочниками.
2. Орфоэпия. Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного
языка.
3. Слово и предложение - 6 ч
Понимание слова как единства звучания (написания) и значения. Слова с предметным значением — имена существительные. Слова,
называющие признаки — имена прилагательные. Слова, обозначающие действия — глаголы. Предложение. Отличие предложения от слова.
Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные предложения; по эмоциональной окраске:
восклицательные и невосклицательные предложения.
4. Состав слова (морфемика) - 22 ч
Окончание как часть слова. Изменение формы слова с помощью окончания. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Корень как часть
слова. Чередование согласных в корнях. Родственные (однокоренные) слова. Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же
слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Суффикс как часть слова; значения
суффиксов. Приставка как часть слова; значения приставок. Суффиксальный, приставочный и приставочно-суффиксальный способы образования
слов. Основа слова. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса.
5. Лексика - 23 ч
Слово и его лексическое значение. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или
уточнение значения с помощью толкового словаря. Различение однозначных и многозначных слов. Представление о прямом и переносном
значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов и омонимов. Слова исконные и заимствованные. Устаревшие
слова. Фразеологизмы. Наблюдение за использованием в речи фразеологизмов.
II. Правописание – 60 ч
Повторение правил правописания, изученных в 1-ом классе. Формирование орфографической зоркости: осознание места возможного
возникновения орфографической ошибки, использование разных способов решения орфографической задачи в зависимости от места
орфограммы в слове.
Ознакомление с правилами правописания и их применение:
перенос слов;
проверяемые безударные гласные в корнях слов;
парные звонкие и глухие согласные в корнях слов;
непроизносимые согласные;
непроверяемые гласные и согласные в корнях слов (словарные слова, определенные программой);
разделительные твердый и мягкий знаки;
правописание приставок: об-, от-, до-, по-, под-, про-; за-, на-, над-
правописание суффиксов имен существительных: - онок, -енок; -ок; -ек; -ик; -ость
правописание суффиксов имен прилагательных: -ов, -ев, -ив, -чив, лив;
раздельное написание предлогов с другими словами (кроме личных местоимений).
использование орфографического словаря учебника для определения (уточнения) написания слова.
формирование действия контроля при проверке собственных и предложенных текстов.
III. Развитие речи - 34 ч
1. Устная речь
Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Соблюдение
норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Умение договариваться и приходить к общему решению
в совместной деятельности при проведении парной и групповой работы.
2. Письменная речь
Текст. Смысловое единство предложений в тексте (основная мысль) Заглавие текста. Подбор заголовков к предложенным текстам.
Определение по заголовкам содержания текста. Выражение в тексте законченной мысли. Подбор вариантов окончания текстов. Начало текс та
(зачин), подбор зачинов к предложенным текстам. Последовательность предложений в тексте. Корректирование текстов с нарушенным порядком
предложений; включение недостающего по смыслу предложения и изъятие избыточного в смысловом отношении предложения. Абзац.
Последовательность абзацев в тексте. Корректирование текстов с нарушенной последовательностью абзацев. Комплексная работа над структурой
текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и абзацев. План текста. Составление планов предложенных текстов. Создание
собственных текстов по предложенным планам. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности
3 класс - 175 ч
I. Как устроен наш язык (основы лингвистических знаний) - 68
1. Фонетика и графика - 4 ч Повторение изученного в 1 и 2 классах на основе фонетического разбора слова.
2. Состав слова (морфемика) - 5 ч Повторение изученного во 2 классе на основе разбора слова по составу.
3. Синтаксис - 18 ч
Предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Установление с помощью смысловых
(синтаксических) вопросов связи между словами в предложении. Различение главных и второстепенных членов предложения (дополнение,
определение, обстоятельство).
Наблюдение за однородными членами предложения. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.
Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но.
4. Морфология - 41 ч
Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное: общее значение и употребление в речи. Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Род
неизменяемых имён существительных (на примере наиболее употребительных слов). Изменение имён существительных по числам. Изменение
имён существительных по падежам. Падеж и предлог: образование предложно-падежной формы. Различение падежных и смысловых
(синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2, 3-му склонению. Различение собственных и
нарицательных имён существительных. Наблюдение за одушевлёнными и неодушевлёнными именами существительными. Словообразование
имён существительных.
Имя прилагательное: общее значение и употребление в речи. Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам. Основные
признаки качественных, относительных и притяжательных имён прилагательных. Словообразование имён прилагательных.
Местоимение: общее значение и употребление в речи. Личные местоимения. Употребление личных местоимений в речи. Склонение личных
местоимений.
II. Правописание (формирование навыков грамотного письма) - 58 ч
Повторение правил правописания, изученных в 1, 2 классах.
Формирование орфографической зоркости: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование разных
способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове.
Ознакомление с правилами правописания и их применение:
приставки, оканчивающиеся на з, с;
соединительные гласные о, е в сложных словах;
непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные слова, определённые программой);
буквы о, ё после шипящих в корнях слов;
буквы и, ы после ц в различных частях слов;
суффиксы имён существительных –ок-, -ец-, -иц-, сочетания ичк, ечк, инк, енк;
мягкий знак после шипящих на конце имён существительных;
безударные гласные в падежных окончаниях имён существительных;
безударные гласные в падежных окончаниях имён существительных на –ий, -ия, -ие;
буквы о, е в окончаниях имён существительных после шипящих и ц;
безударные гласные в падежных окончаниях имён прилагательных;
раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
знаки препинания при однородных членах предложения с союзами и, а, но и без союзов.
Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова. Формирование действия контроля при проверке
собственных и предложенных текстов.
III. Развитие речи - 30 ч
Устная речь.
Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Соблюдение
норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Формулировка и аргументирование собственного
мнения и позиции в диалоге и дискуссии. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Умение
контролировать (устно координировать) действия партнёра при проведении парной и групповой работы. Соблюдение нормречевого
взаимодействия при интерактивном общении (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи)
Письменная речь.
Продолжение работы над структурой текста, начатой во 2 классе: озаглавливание текстов, написание собственных текстов по заданным
заглавиям; корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев; составление плана текста, написание текста по заданному
плану. Определение типов текста (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа.
Знакомство с изложением (подробный и выборочный пересказ текста) и сочинением как видами письменной работы.
Знакомство с жанром письма.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом правильности, богатства и выразительности письменной речи (с
опорой на материал раздела «Лексика», изученного во 2 классе): использование в текстах многозначных слов, синонимов, антонимов,
заимствованных слов, устаревших слов и фразеологизмов.
4 класс - 175 ч
I. Как устроен наш язык (основы лингвистических знаний) - 69 ч
1. Фонетика и графика -2 ч. Повторение изученного на основе фонетического разбора слова.
Орфоэпия. Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного
языка.
2. Состав слова – 2 ч. Повторение изученного на основе разбора слова по составу и словообразовательного анализа.
3. Синтаксис – 18 ч
Синтаксический анализ простого предложения.
Словосочетание: различение слова, словосочетания и предложения.
Установление при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связи между словами в словосочетании. Связи слов в словосочетании.
Различение простых и сложных предложений.
4. Морфология – 47 ч Повторение основных признаков имени существительного и имени прилагательного на основе морфологического
разбора.
Глагол: общее значение, глагольные вопросы. Начальная форма глагола. Глаголы совершенного и несовершенного видов. Изменение глаголов по
временам: настоящее, прошедшее и будущее время глаголов.
Наклонение глаголов. Личные формы глагола. Изменение глаголов по лицам
и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов. Изменение глаголов по родам в
прошедшем времени. Словообразование глаголов. Глагол в предложении.
Наречие: значение и употребление в речи. Морфологический разбор наречий.
Имя числительное: общее значение.
II. Правописание (формирование навыков грамотного письма) - 64 ч
Повторение правил правописания, изученных во 1, 2, 3-ем классах.
Формирование орфографической зоркости, речевого слуха, навыков письма: осознание места возможного возникновения орфографической
ошибки, использование разных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове.
Ознакомление с правилами правописания и их применение:
непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные слова, определенные программой);
не с глаголами;
мягкий знак после шипящих на конце глаголов;
мягкий знак в глаголах в сочетании –ться;
безударные личные окончания глаголов;
суффиксы глаголов –ива/-ыва, -ова/-ева;
гласные в окончаниях глаголов прошедшего времени;
буквы а, о на конце наречий;
мягкий знак на конце наречий;
слитное и раздельное написание числительных;
мягкий знак в именах числительных;
запятая между частями сложного предложения (простейшие случаи).
Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова. Формирование действия контроля при проверке
собственных и предложенных текстов.
III. Развитие речи - 29 ч
3.1. Устная речь
Адекватное использование речевых средств для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Соблюдение норм речевого
этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Формулировка и аргументирование собственного мнения и позиции в
диалоге и дискуссии. Умение договариваться, приходить к общему решению, осуществлять взаимный контроль, оказывать необходимую
взаимопомощь в сотрудничестве при проведении парной и групповой работы. Соблюдение норм речевого взаимодействия при интерактивном
общении (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).
3.2. Письменная речь
Знакомство с основными видами сочинений и изложений: изложения подробные, сжатые, выборочные, изложения с элементами сочинения;
сочинения-повествования, сочинения-рассуждения, сочинения-описания (без заучивания учащимися определений). Пересказ текста (изложение)
от другого лица.
Продолжение работы над правильностью, точностью, богатством и выразительностью письменной речи в процессе написания изложений и
сочинений. Озаглавливание текстов, написание собственных текстов по заданным заглавиям; корректирование текстов с нарушенным порядком
предложений и абзацев; составление плана текста, написание текста по заданному плану. Определение типов текстов (повествование, описание,
рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа.
Корректирование текстов, в которых допущены нарушения норм письменной речи.
Тематическое планирование по русскому языку
Класс 3
Учитель Кучкарова Рузалия Зиннатовна
Количество часов
Всего 175 часов; в неделю 5часов
Плановых контрольных уроков, тестов уроков по развитию речи
Учебник Русский язык 3 класс, в 2 частях, -Москва.
Издательский центр «Вентана-Граф» 2013г.
Рекомендовано
Министерством образования и науки Российской Федерации.
№
п/п
Раздел
Количество часов, отводимых на изучение
темы
I
Как устроен наш язык
68
1.
Фонетика и графика
4
3.
Состав слова
5
4.
Синтаксис
18
II
Морфология
41
III
Правописание
58
IV Развитие речи
30
Контрольные работы тесты р\р
19
Всего
175
Календарно-тематическое планирование
№
урока
№
разде
Тема урока
Дата
проведения
Примечание
ла
Плани
руемая
Факт
1
I.1.1
Повторяем фонетику
03.09
2
II.1.
Правила написания прописной буквы
04.09
3
I.1.2
Фонетический разбор слова
05.09
4
II. 2
Правила переноса слов
07.09
5
III.1
Повторяем текст, его признаки и типы
08.09
6
I.1.3
Фонетический анализ слова
10.09
7
II.3
Правила обозначения гласных после шипящих
11.09
8
I.2.1
Состав слова
12.09
IV.1
Входная контрольная работа.
Диктант «Одинокий» с грамматическими заданиями
14.09
9
II.4
Работа над ошибками. Правописание безударных гласных и
непроизносимых согласных в корне слова
15.09
10
II.5
Правописание безударных гласных в корне слова
17.09
11
III.2
Признаки и типы текста
18.09
12
I.2.2
Разбор слова по составу
19.09
13
II.6
Повторяем изученные орфограммы
21.09
14
II.7
Правописание согласных в корне
22.09
15
I.2.3.
Словообразование
24.09
16
IV.2
Текущая контрольная работа Тема: фонетический анализ слова и
разбор слова по составу
25.09
17
II.8
Работа над ошибками.
Правописание непроизносимых согласных в корне слова
26.09
18
III.3
Р/р. Текст и его заглавие
28.09
19
I.2.4
Разбор слова по составу и словообразование
29.09
20
II.9
Вспоминаем правописание суффиксов
01.10
21
II.10 Повторяем правописание приставок
02.10
22
IV.3
Тест «Как устроен наш язык». Повторяем фонетику
03.10
23
IV.4
Работа над ошибками. Контрольное списывание «Береза»
05.10
24
III.4
Р/р. Заглавие и начало текста.
Работа над текстом «Подарки»
06.10
25
I.3.1
Предложение и его смысл. Слова в предложении
08.10
26
I.3.2
Виды предложения по цели высказывания и интонации
09.10
27
I.3.3
Последовательность предложений в тексте
10.10
28
III.5
Р/р. Деление текста на абзацы
12.10
29
I.3.4
Главные члены предложения
12.10
30
II.11
Повторяем правописание разделительного твёрдого и разделительного
15.10
мягкого знаков
31
I.3.4
Главные члены предложения
16.10
32
II.12 Учимся писать приставки
17.10
33
II.13 Учимся писать приставки, оканчивающиеся на з- и с-
19.10
34
I.3.5
Подлежащее
20.10
35
I.3.6
Сказуемое
22.10
36
I.6
Учимся писать письма
23.10
37
IV.6
Итоговая контрольная работа.
1.Контрольный диктант «Чижи»
2.Грамматические задания
24.10
38
II.14 Работа над ошибками. Правило правописания согласных в корне
26.10
39
I.3.7
Сказуемое
27.10
40
III.7
Р/р. Учимся писать письма
05.11
41
I.3.8
Второстепенные члены предложения
06.11
42
I.3.9
Главные и второстепенные члены предложения.
07.11
43
I.3.10 Обстоятельство
09.11
44
I.3.11 Закрепление по теме «Обстоятельство»
10.11
45
II.15 Учимся писать приставку с-
12.11
46
III.8
Р/р. Учимся писать письма
13.11
47
I.3.12 Определение
14.11
48
I.3.13 Закрепление по теме «Определение»
16.11
49
II.16 Учимся писать слова с двумя корнями.
17.11
50
I.3.14
Определение.
19.11
51
II.17
Запоминаем соединительные гласные О, Е
20.11
52
IV.5
II.18
Контрольное списывание «Соловьи»
Закрепление по теме «Запоминаем соединительные гласные О, Е»
21.11
53
III.9
Р/р Учимся писать письма.
23.11
54
I.3.15
Дополнение.
24.11.
55
II.19 Учимся писать буквы О, Ё после шипящих в корне слова.
26.11
56
I.3.6
Дополнение. Тест по теме «Предложение»
27.11
57
II.20 Учимся писать буквы О, Ё после шипящих в корне слова
28.11
58
III.10 Р/р Учимся писать письма.
30.11
59
IV.7
Контрольная работа «Пробую свои силы » по теме «Главные и
второстепенные члены предложения»
01.12
60
I.3.16 Однородные члены предложения.
03.12
61
II.21
Учимся обозначать звук Ы после звука Ц
04.12.
62
IV.8
I.3.17
Предупредительный диктант по теме «Учимся обозначать звук Ы после
звука Ц»
Однородные члены предложения.
05.12
63
I.3.22 Знаки препинания при однородных членах предложения.
07.12
64
III.11 Р/р Учимся писать письма
08.12
65
I.3.17 Закрепление по теме: Однородные члены предложения.
10.12
66
II.23 Учимся ставить знаки препинания в предложениях с однородными
членами
11.12
67
I.3.18 Закрепление по теме: Однородные члены предложения.
12.12
68
II.24 Учимся ставить знаки препинания в предложениях с однородными
членами
14.12
69
III.12 Р/р Работа над деформированным текстом «Встреча на дороге»
15.12
70
III.13 Р/р Учимся писать письма
17.12
71
I.2.4
Повторяем фонетический разбор слова
18.12
72
IV.9
Закрепление по теме «Однородные члены предложения». Части речи
19.12
73
I.4.1
Итоговая контрольная работа за первое полугодие
1.Контрольный диктант «Кормушка»
2.Грамматические задания
21.12
74
I.4.2
Работа над ошибками. Самостоятельные и служебные части речи.
22.12
75
III.14 Р/р Заглавие и план текста
24.12
76
I.4.3
Закрепление по теме «Самостоятельные и служебные части речи»
25.12
77
I.4.4
Имя существительное
26.12
78
I.4.5
Закрепление по теме «Имя существительное»
28.12
79
III.15 Р/р Учимся писать изложение.
29.12
80
I.4.6
Род имён существительных.
12.01
81
I.4.7
Закрепление по теме «Род имён существительных»
14.01
82
III.16 Р/р Учимся писать изложение.
15.01
83
I.4.8
Число имен существительных
16.01
84
II.25 Правописание мягкого знака после шипящих у имен
существительных.
18.01
85
II.26 Закрепление по теме «Правописание мягкого знака после
шипящих у имен существительных»
19.01
86
II.4.9 Число имен существительных
21.01
87
II.4.10Изменение имен существительных по числам
22.01
88
I.4.11 Закрепление по теме «Изменение имен существительных по
числам»
23.01
89
I.4.12
IV10
Повторение по теме «Род и число имен существительных»
Контрольная работа по теме «Род и число имен существительных»
25.01
90
III.17 Учимся писать изложение «Бирюза»
26.01.
91
I.4.13 Изменение имен существительных по падежам.
28.01
92
I.4.14 Падеж имен существительных
29.01
93
I.4.15
IV.11
Повторение по теме «Падеж имен существительных»
Тесты по теме «Падеж имен существительных»
30.01
94
II.27 Слова с удвоенными согласными в корне слова.
01.02
95
II.18 Р/р Учимся писать письма
02.02
96
I.4.16 Падеж имен существительных
04.02
97
II.28 Учимся писать суффикс –ок- в именах существительных
05.02
98
I.4.17 Падеж имен существительных
06.02
99
II.28 Учимся писать суффиксы -ец- и –иц- и сочетания –ичк- и ечк-.
08.02
100
II.29 Закрепление по теме «Учимся писать суффиксы -ец- и –иц- и
сочетания –ичк- и ечк-«
09.02
101
III.19 Р/р Работа с текстом «Белолобый»
11.02.
102
I.4.18 Склонение имен существительных
12.02
103
II.30 Учимся писать сочетания -инк-, -енк-.
13.02
104
I.4.19 Склонение имен существительных
15.02
105
II.31 Правописание безударных окончаний имен существительных 1
склонения.
16.02
106
III.20 Р/р Работа с текстом «Живая шляпа»
18.02.
107
I.4.20 Склонение имен существительных
19.02
108
II.32 Правописание безударных окончаний имен существительных 1
склонения.
20.02
109
I.4.21 Имена существительные одушевленные и неодушевленные.
22.02
110
II.33 Правописание безударных окончаний имен существительных 2
склонения.
25.02
111
IV.21 Р/р Учимся писать изложение «Новые усы»
26.02
112
I.4.22 Имена существительные одушевленные и неодушевленные.
27.02
113
II.34 Правописание безударных окончаний имен существительных 2
склонения.
01.03
114
I.4.22 Имена существительные собственные и нарицательные.
02.03
115
II.35 Правописание гласных о и ев окончаниях имен существительных
после шипящих и Ц.
04.03
116
II.36 Правописание гласных в окончаниях имен существительных после
шипящих и Ц.
05.03
117
III.22 Р/р Учимся писать изложение «Лесной дом»
06.03
118
III.22 Написание изложения «Лесной дом»
11.03
119
I.4.23 Способы образования имен существительных.
12.03
120
I.4.24 Способы образования имен существительных
13.03
121
IV.12 Контрольное списывание «Весна»
15.03
122
II.37 Правописание безударных окончаний имен существительных 3
склонения.
16.03
123
II.38 Правописание безударных окончаний имен существительных 3
склонения.
18.03
124
III.23 Р/р Учимся писать изложение по мотивам басни «Хочу бодаться»
19.03
125
III.23 Написание изложения по мотивам басни «Хочу бодаться»
20.03
126
II.39 Повторяем правописание безударных окончаний имен
существительных 1, 2, 3 склонения.
22.03
127
IV.13 Итоговая контрольная работа
1.
Контрольный диктант «Кукушонок»
2.
Грамматические задания
23.03
128
I.4.24 Работа над ошибками Имя прилагательное.
01.04
129
II.40 Правописание окончаний имен существительных множественного
числа.
03.04
130
IV.14
II.41
Объяснительный диктант «Лето»
Закрепление по теме «Правописание окончаний имен
существительных множественного числа»
05.04
131
I.4.25 Имя прилагательное.
06.04
132
II.41 Правописание безударных окончаний имен существительных.
08.04
133
I.4.26 Имя прилагательное.
09.04
134
II.42 Правописание имен существительных на -ий, -ия, -ие.
10.04
135
II.43 Закрепление по теме « Правописание имен существительных на -ий,
-ия, -ие»
12.04
136
I.4.27 Качественные имена прилагательные.
13.04
137
I.4.28 Качественные имена прилагательные.
15.04
138
III.23 Р/р Изложение с элементами сочинения «Незабудка»
16.04
139
II.44 Правописание окончаний имен прилагательных
17.04
140
III.24 Р/р Учимся писать изложение «Подсолнух»
19.04.
141
II.45 Правописание окончаний имен прилагательных
20.04
142
I.4.29 Краткая форма качественных прилагательных.
22.04
143
II.46 Правописание окончаний имен прилагательных.
23.04
144
II.25 Р/р Учимся писать сочинение. Работа над деформированным текстом
24.04
145
I.4.30 Относительные имена прилагательные.
26.04
146
II.47 Правописание относительных имен прилагательных
27.04
147
I.4.31 Образование относительных имен прилагательных
29.04
148
II.48 Правописание относительных имен прилагательных.
30.04
149
III.26 Р/р. Учимся писать сочинение. Начало текста
03.05
150
II.49 Правописание относительных имен прилагательных.
04.05.
151
I.4.32 Притяжательные имена прилагательные.
06.05
152
II.50 Правописание притяжательных имен прилагательных.
07.05
153
II.51
IV.15
Повторение по теме «Прилагательное»
Текущая контрольная работа на тему: «Имя прилагательное и его
грамматические признаки»
08.05
154
I.2.5
Повторяем состав слова.
10.05
155
II.52 Правописание краткой формы имён прилагательных.
11.05
156
IV.16
Контрольный диктант «Летнее утро»
13.05
157
I.4.33 Работа над ошибками Местоимение.
14.05
158
III.27 Р/р Работаем с текстом «Эхо»
15.05
159
I.4.34 Личные местоимения.
17.05
160
I.4.35 Закрепление по теме: Личные местоимения.
18.05
161
IV.17 Контрольное списывание «Мышь-малютка»
20.05
162
II.53 Правописание местоимений с предлогами.
21.05
163
I.4.36 Как изменяются местоимения.
22.05
164
II.54 Правописание местоимений.
24.05
165
IV.18 Комплексная итоговая контрольная работа
25.05
166
I.4.37 Работа над ошибками Как изменяются местоимения.
27.05
167
I.4.38 Закрепление по теме «Как изменяются местоимения»
28.05
168
III.28 Р/р Изложения с элементами сочинения.
29.05.
169
III.28 Написание изложения с элементами сочинения
31.05
170
II.39 Повторение по теме «Имя существительное»
171
I.4.56 Повторение по теме Правописание имён существительных»
172
I.4.40 Повторение по теме «Местоимение»
173
I.4.40 Повторение по теме «Местоимение»
174
III.29 Р/р Учимся писать сочинение
175
III.30 Р/р Творческая работа «Летний дождь»