Автор: Науменко Елена Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад №41
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Подвижные игры в физическом развитии детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Подвижные игры
в физическом развитии
детей дошкольного возраста
Подвижные игры – это сознательная активно-двигательная деятельность,
направленная
на
движение
двигательных
задач
и
выполнение
игровых
правил.
Специфика
подвижных
игр
–
умение
мгновенно
изменить
свою
деятельность по сигналу, действовать согласно правилам игры. Правило –
закон в игре.
Все подвижные игры можно разделить на две группы:
- игры с правилами;
- спортивные игры.
В
группу игры
с
правилами вошли
игры
разные
по
содержанию,
по
организации
детей,
по
сложности
правил
и
своеобразию
двигательных
заданий. Здесь есть сюжетные игры, бессюжетные и игры-забавы.
Сюжетные игры строятся на основе опыта детей, знаний об окружающей
жизни,
наблюдений.
Это
такие
игры,
как
«Шоферы»,
«Летчики»,
«Разведчики», «Поезд» и др. В игры можно вводить некоторые особенности
поведения животных: хитрость лисы, повадки хищников – волка, коршуна,
щуки, быстроту зайчиков, птиц, заботливость наседки.
Сюжетные
игры
и
правила
обуславливаются
характером
движений
играющих.
В
одном
случае
дети,
подражая
лошадкам,
бегают,
высоко
поднимая колени, в другом – прыгают, как зайчики, в третьем – им надо
суметь влезть на лесенку, как пожарным.
В сюжетных играх обычно все дети изображают, например, птичек, зайчиков,
а один ребенок (или воспитатель) выполняет роль волка, лисы, коршуна, кота.
Действия всех детей тесно взаимосвязаны, а, исполняющий роль волка, лисы,
коршуна и т.д., побуждает всех играющих двигаться быстрее, энергичнее.
С
помощью
игр
мы
приучаем
детей
к
согласованным
коллективным
действиям
в
определенных
условиях,
учит
изменять
способ
и
характер
движений по сигналам и в соответствии с правилами. Например: в игре
«Поезд», передвигаясь друг за другом, не наталкиваться на идущего впереди;
в игре «Шоферы» - тормозить на красный свет светофора; «Самолеты» -
приземляться по словесному сигналу; «птички» улетают в гнездышки, если
появляется кошка или пойдет дождь и т.п.
В группу «бессюжетные игры» входят – «Ловушки», «Перебежки», игры с
предметами («Серсо», «Кольцеброс», «Кегли», и т. д…), несложные игры-
эстафеты.
В
этих
играх
воспитатель
требует
от
детей
большой
самостоятельности,
быстроты
и
ловкости
движений,
ориентировки
в
пространстве.
Это
связано
с
выполнением
конкретного
двигательного
задания.
С
маленькими
детьми
можно
проводить
несложные
игры-эстафеты:
«Перенеси
игрушки»,
«Кто
скорее
до
флажка?»
и
т.д.
Здесь
элементы
соревнования
побуждают
детей
к
большой
активности,
проявляются
различные двигательные и волевые качества (быстрота, ловкость, выдержка).
А такие игры, как «Серсо», «Кольцеброс», «Школа мяча» и др., значительно
отличаются
от
предыдущих
игр.
Здесь
мы
учим
детей
выполнять
более
сложные движения: метание, бросание и ловля или прокатывание мячей,
шаров, колец. Педагог объясняет задание детям: надо обязательно попасть в
цель, поймать мяч, кольцо. В этих играх уже появляются некоторые элементы
индивидуального соревнования (сбить кегли, поймать как можно больше
колец, выполнить больше заданий «Школы мяча»).
В
своей
работе
с
детьми
дошкольного
возраста
также
обязательно
используем
игры-забавы,
аттракционы.
Педагог
предлагает
выполнять
двигательные упражнения в необычных условиях (пробежать, держа в руке
ложку с шариком, и не уронить его; выполнять движения с завязанными
глазами – ударить по мячу, «напоить лошадку» и т.д.).
Большое
место
в
проведении
подвижных
игр
отводится
игровым
упражнениям, суть которых заключается в выполнении конкретных заданий
(«Доползи до погремушки», «Попади в ворота» и др.). Игровые упражнения
представляют собой методически правильно организованные двигательные
действия, специально подобранные с целью физического воспитания.
В
игровых
упражнениях
ребенок
действует
по
указанию
воспитателя,
и
выполнение двигательных заданий зависит от личных возможностей ребенка.
Почти во все упражнения можно вносить элементы игры (например, «По
мостику», «Через ручеек»). Это помогает делать их более интересными,
способствует правильному и точному их выполнению. И у воспитателя есть
возможность проследить за каждым ребенком, если не получилось у кого-
нибудь, воспитатель предлагает повторить еще раз.
Подвижные
игры
помогают
ребенку
преодолеть
робость,
застенчивость.
Часто бывает трудно заставить ребенка выполнить какое-либо движение на
физкультурном занятии, а в игре, подражая действиям своих товарищей, он
естественно
и
непринужденно
выполняет
самые
различные
движения.
Подчинение
правилам
игры
воспитывает
у
детей
организованность,
внимание, умение управлять своими движениями, способствует проявлению
волевых усилий.
Сюжетные
подвижные
игры
помогают
детям
закреплять
свои
знания
и
представления о предметах и явлениях окружающего их мира: о повадках и
особенностях движений различных животных и птиц, их криках; о звуках,
издаваемых
машинами;
о
средствах
передвижения
и
правилах
движения
поезда, автомобиля, самолета.
Очень важна роль подвижных игр в увеличении двигательной активности
детей в течении дня. Чем дольше и активнее действует ребенок в игре, тем
больше он упражняется в том или ином виде движений, чаще вступает в
различные взаимоотношения с другими участниками, т.е. тем больше ему
приходится проявлять ловкость, выдержку, умение подчиняться правилам
игры.
Активность
детей
в
играх
зависит
от
содержания
игры,
характера
и
интенсивности движений в ней, от организации и методики ее проведения, а
также от подготовленности детей.