Напоминание

Подвижные игры в физическом развитии детей дошкольного возраста


Автор: Науменко Елена Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад №41
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Подвижные игры в физическом развитии детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Подвижные игры

в физическом развитии

детей дошкольного возраста

Подвижные игры – это сознательная активно-двигательная деятельность,

направленная

на

движение

двигательных

задач

и

выполнение

игровых

правил.

Специфика

подвижных

игр

умение

мгновенно

изменить

свою

деятельность по сигналу, действовать согласно правилам игры. Правило –

закон в игре.

Все подвижные игры можно разделить на две группы:

- игры с правилами;

- спортивные игры.

В

группу игры

с

правилами вошли

игры

разные

по

содержанию,

по

организации

детей,

по

сложности

правил

и

своеобразию

двигательных

заданий. Здесь есть сюжетные игры, бессюжетные и игры-забавы.

Сюжетные игры строятся на основе опыта детей, знаний об окружающей

жизни,

наблюдений.

Это

такие

игры,

как

«Шоферы»,

«Летчики»,

«Разведчики», «Поезд» и др. В игры можно вводить некоторые особенности

поведения животных: хитрость лисы, повадки хищников – волка, коршуна,

щуки, быстроту зайчиков, птиц, заботливость наседки.

Сюжетные

игры

и

правила

обуславливаются

характером

движений

играющих.

В

одном

случае

дети,

подражая

лошадкам,

бегают,

высоко

поднимая колени, в другом – прыгают, как зайчики, в третьем – им надо

суметь влезть на лесенку, как пожарным.

В сюжетных играх обычно все дети изображают, например, птичек, зайчиков,

а один ребенок (или воспитатель) выполняет роль волка, лисы, коршуна, кота.

Действия всех детей тесно взаимосвязаны, а, исполняющий роль волка, лисы,

коршуна и т.д., побуждает всех играющих двигаться быстрее, энергичнее.

С

помощью

игр

мы

приучаем

детей

к

согласованным

коллективным

действиям

в

определенных

условиях,

учит

изменять

способ

и

характер

движений по сигналам и в соответствии с правилами. Например: в игре

«Поезд», передвигаясь друг за другом, не наталкиваться на идущего впереди;

в игре «Шоферы» - тормозить на красный свет светофора; «Самолеты» -

приземляться по словесному сигналу; «птички» улетают в гнездышки, если

появляется кошка или пойдет дождь и т.п.

В группу «бессюжетные игры» входят – «Ловушки», «Перебежки», игры с

предметами («Серсо», «Кольцеброс», «Кегли», и т. д…), несложные игры-

эстафеты.

В

этих

играх

воспитатель

требует

от

детей

большой

самостоятельности,

быстроты

и

ловкости

движений,

ориентировки

в

пространстве.

Это

связано

с

выполнением

конкретного

двигательного

задания.

С

маленькими

детьми

можно

проводить

несложные

игры-эстафеты:

«Перенеси

игрушки»,

«Кто

скорее

до

флажка?»

и

т.д.

Здесь

элементы

соревнования

побуждают

детей

к

большой

активности,

проявляются

различные двигательные и волевые качества (быстрота, ловкость, выдержка).

А такие игры, как «Серсо», «Кольцеброс», «Школа мяча» и др., значительно

отличаются

от

предыдущих

игр.

Здесь

мы

учим

детей

выполнять

более

сложные движения: метание, бросание и ловля или прокатывание мячей,

шаров, колец. Педагог объясняет задание детям: надо обязательно попасть в

цель, поймать мяч, кольцо. В этих играх уже появляются некоторые элементы

индивидуального соревнования (сбить кегли, поймать как можно больше

колец, выполнить больше заданий «Школы мяча»).

В

своей

работе

с

детьми

дошкольного

возраста

также

обязательно

используем

игры-забавы,

аттракционы.

Педагог

предлагает

выполнять

двигательные упражнения в необычных условиях (пробежать, держа в руке

ложку с шариком, и не уронить его; выполнять движения с завязанными

глазами – ударить по мячу, «напоить лошадку» и т.д.).

Большое

место

в

проведении

подвижных

игр

отводится

игровым

упражнениям, суть которых заключается в выполнении конкретных заданий

(«Доползи до погремушки», «Попади в ворота» и др.). Игровые упражнения

представляют собой методически правильно организованные двигательные

действия, специально подобранные с целью физического воспитания.

В

игровых

упражнениях

ребенок

действует

по

указанию

воспитателя,

и

выполнение двигательных заданий зависит от личных возможностей ребенка.

Почти во все упражнения можно вносить элементы игры (например, «По

мостику», «Через ручеек»). Это помогает делать их более интересными,

способствует правильному и точному их выполнению. И у воспитателя есть

возможность проследить за каждым ребенком, если не получилось у кого-

нибудь, воспитатель предлагает повторить еще раз.

Подвижные

игры

помогают

ребенку

преодолеть

робость,

застенчивость.

Часто бывает трудно заставить ребенка выполнить какое-либо движение на

физкультурном занятии, а в игре, подражая действиям своих товарищей, он

естественно

и

непринужденно

выполняет

самые

различные

движения.

Подчинение

правилам

игры

воспитывает

у

детей

организованность,

внимание, умение управлять своими движениями, способствует проявлению

волевых усилий.

Сюжетные

подвижные

игры

помогают

детям

закреплять

свои

знания

и

представления о предметах и явлениях окружающего их мира: о повадках и

особенностях движений различных животных и птиц, их криках; о звуках,

издаваемых

машинами;

о

средствах

передвижения

и

правилах

движения

поезда, автомобиля, самолета.

Очень важна роль подвижных игр в увеличении двигательной активности

детей в течении дня. Чем дольше и активнее действует ребенок в игре, тем

больше он упражняется в том или ином виде движений, чаще вступает в

различные взаимоотношения с другими участниками, т.е. тем больше ему

приходится проявлять ловкость, выдержку, умение подчиняться правилам

игры.

Активность

детей

в

играх

зависит

от

содержания

игры,

характера

и

интенсивности движений в ней, от организации и методики ее проведения, а

также от подготовленности детей.



В раздел образования