Напоминание

Условия для успешной адаптации к детскому саду.


Автор: Думская Любовь Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад №41
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Условия для успешной адаптации к детскому саду.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Условия для успешной адаптации к

детскому саду.

Условия для успешной адаптации к детскому саду

Детский сад - новый период в жизни ребенка. Для малыша это,

прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку,

незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем.

Большинство из них реагирует на детский сад плачем. Одни легко

входят в группу, но плачут вечером дома, капризничают и плачут перед

входом в группу.

Адаптационные процессы охватывают три стороны: ребенка, его

родителей и педагогов. От того, насколько каждый готов

пережить адаптацию, зависит конечный результат - спокойный ребенок,

с удовольствием посещающий дошкольное образовательное

учреждение.

Вопросы адаптации ребенка к детскому саду поднимаются и

решаются уже не один десяток лет. Но актуальность их не ослабевает.

Это связано со многими аспектами нашей жизни: изменился детский сад,

меняются дети и их родители. Проблемы адаптации к детскому

саду вращаются вокруг ребенка. Именно на него устремлены

обеспокоенность родителей и профессиональный взгляд педагогов.

Ребенок.

Детям любого возраста очень непросто начинать посещать сад. В их

жизни все меняется кардинальным образом. В привычный, сложившийся

жизненный уклад ребенка в буквальном смысле этого слова врываются

следующие изменения:

• четкий режим дня;

• отсутствие родных рядом;

• длительный контакт со сверстниками;

• необходимость слушаться и подчиняться незнакомому взрослому;

• резкое уменьшение персонального внимания именно к нему;

• особенности нового пространственно-предметного окружения.

Адаптация ребенка к ДОУ сопровождается различными негативными

физиологическими и психологическими изменениями.

Адаптирующегося ребенка отличает:

• преобладание отрицательных эмоций, в том числе страха;

• нежелание вступать в контакт ни со сверстниками, ни со взрослыми;

• утрата навыков самообслуживания;

• нарушение сна;

• снижение аппетита;

• регрессия речи;

• изменения в двигательной активности, которая либо падает до

заторможенного состояния, либо возрастает до уровня гиперактивности;

• снижение иммунитета и многочисленные заболевания (последствия

стрессовой ситуации).

Родители.

Родители отдают своего ребенка в детский сад по разным причинам.

Но даже если это решение не связано с серьезными жизненными

потребностями семьи (например, обязательный выход матери на работу,

оно поселяет чувство тревоги практически в каждом близком ребенку

человеке. Именно тревоги, а не безграничной радости и успокоенности.

И чем ближе день, когда малыш переступит порог детского сада, тем

все чаще дают о себе знать следующие проявления:

• в памяти всплывают эпизоды личного опыта посещения детского

сада (причем в первую очередь, как правило, отрицательные);

• начинается «маркетинг в песочнице» (разговоры с гуляющими

мамами на детской площадке все время крутятся вокруг вопросов: «А

вы ходите в детский сад? И как там?»);

• обостряется внимание к привычкам и навыкам ребенка, причем не

только к культурно-гигиеническим (умение пользоваться туалетом, мыть

руки и лицо, есть и пить, раздеваться и одеваться и пр., но и к

поведенческим (как общается с другими детьми, как слушает и

выполняет просьбы взрослых и пр.);

• в общении с ребенком и друг с другом появляются слова «детский

сад» и «воспитательница» (Вот пойдешь в детский сад. Что скажет

воспитательница, если увидит такое.).

И вот малыш в детском саду. Начинается непростой

период адаптации к новым условиям жизни.

Адаптирующегося родителя отличает:

• повышенная тревожность;

• обостренное чувство жалости к ребенку и к себе;

• преобладание интереса ко всему, что связано с обеспечением

жизнедеятельности ребенка (еда, сон, туалет);

• повышенное внимание к педагогам (от усиленного контроля до

заискивания);

• многословность (задает много вопросов, интересуется

подробностями и деталями из прожитого ребенком дня).

Набирая новую группу, каждый педагог (особенно если у него есть

опыт работы) знает, что этот процесс никогда не бывает одинаковым.

Важно не только узнать и понять каждого ребенка, но и научить его жить

в коллективе. А за каждым ребенком стоят его близкие, с которыми тоже

необходимо наладить контакт, выстроить взаимоотношения на основе

понимания, уважения и сотрудничества. В общем, педагоги, так же как и

другие участники жизни группы детского сада, встают перед

неизбежностью адаптационного процесса.

Воспитатель знает, что теоретические знания, накопленные методы и

приемы успешной адаптации детей к условиям детского сада не

всегда срабатывают по отношению к новому ребенку и его родителям. А

значит, впереди напряженный, всегда связанный с поиском этап работы,

название которому - адаптация.

Адаптирующегося педагога отличает:

• чувство внутреннего напряжения, которое приводит к быстрой

физической и психологической утомляемости;

• повышенная эмоциональность.

Сколько это будет длиться! Или когда наступит конец адаптации?

Выделяют три степени адаптации:

• легкую (15-30 дней);

• среднюю (30-60 дней);

• тяжелую (от 2 до 6 месяцев).

По статистике, большинство детей, поступивших в ДОУ, переживают

среднюю или тяжелую адаптацию.

Концом периода адаптации принято считать момент, когда на смену

отрицательным эмоциям приходят положительные и восстанавливаются

регрессирующие функции. Это означает, что:

• при утреннем расставании ребенок не плачет и с желанием идет в

группу;

• ребенок все охотнее взаимодействует с воспитателем в группе,

откликается на его просьбы, следует режимным моментам;

• малыш ориентируется в пространстве группы, у него появляются

любимые игрушки;

• ребенок вспоминает забытые навыки самообслуживания; более того,

у него появляются новые достижения, которым он научился в саду;

• восстановилась речь и нормальная (характерная для конкретного

ребенка) двигательная активность дома, а затем и в детском саду;

• нормализуется сон как в детском саду, так и дома;

• восстанавливается аппетит.

Адаптация - это приспособление организма к

изменившимся условиям жизни, к новой обстановке. А для

ребенка детский сад, несомненно, является новым, неизведанным

пространством, где он встречает много незнакомых людей и ему

приходится приспосабливаться.

Как протекает адаптационный период? Для начала нужно отметить,

что каждый ребенок индивидуально проживает этот нелегкий период.

Одни привыкают быстро – за 2 недели, другие дети дольше – 2 месяца,

некоторые не могут привыкнуть в течение года.

На то, как будет протекать процесс адаптации, влияют

следующие факторы:

1. Возраст;

2. Состояние здоровья;

3. Уровень развития навыков самообслуживания;

4. Умение общаться со взрослыми и сверстниками;

5. Сформированность предметной и игровой деятельности;

6. Приближенность домашнего режима к режиму детского сада;

С какими трудностями приходится сталкиваться малышу?

Во-первых, надо помнить, что до 2-3 лет ребенок не испытывает

потребности общения со сверстниками, она пока не сформировалась. В

этом возрасте взрослый выступает для ребенка как партнер по игре,

образец для подражания и удовлетворяет потребность ребенка в

доброжелательном внимании и сотрудничестве. Сверстники этого дать

не могут, поскольку сами нуждаются в том же.

Во-вторых, дети 2-3 лет испытывают страхи перед незнакомыми

людьми и новыми ситуациями общения, что как раз и проявляется в

полной мере в яслях. Эти страхи - одна из причин

затрудненной адаптации ребенка к яслям. Нередко боязнь новых

людей и ситуаций в яслях приводит тому, что ребенок становится более

возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, т. к.

стресс истощает защитные силы организма.

В-третьих, дети раннего возраста эмоционально привязаны к матерям.

Мама для них – безопасный проводник на пути познания мира. Поэтому

нормальный ребенок не может быстро адаптироваться к яслям,

поскольку сильно привязан к матери, и ее исчезновение вызывает

бурный протест ребенка, особенно если он впечатлительный и

эмоционально чувствительный.

В-четвертых, дома к ребенку не предъявляют требований

к самостоятельности: мама может и с ложечки покормить, оденет и

игрушки уберет на место. Придя в детский сад, ребенок сталкивается с

необходимостью делать некоторые вещи самостоятельно: одеваться,

есть ложкой, проситься и ходить на горшок и т. д. Если у ребенка не

развиты культурно-гигиенические навыки, то привыкание идет

болезненно, поскольку его потребность в постоянной опеке взрослого не

будет удовлетворена полностью.

И последнее, дольше привыкают дети, у которых сохранились

вредные привычки: сосать соску, ходить с подгузниками, пить из бутылки.

Если избавиться от таких привычек до начала посещения детского сада,

то адаптация ребенка пройдет более гладко.

Существуют определенные причины, которые вызывают слезы

у ребенка:

• Тревога, связанная со сменой обстановки. Из привычной, спокойной

домашней атмосферы, где мама рядом и в любой момент может прийти

на помощь, он перемещается в незнакомое пространство, встречает

пусть и доброжелательных, но чужих людей

• Режим. Ребенку бывает сложно принять нормы и правила жизни

группы. В детском саду приучают к определенной дисциплине, а в

домашних условиях она не была так важна.

• Психологическая неготовность ребенка к детскому саду. Эта

проблема наиболее трудная и может быть связана с индивидуальными

особенностями развития. Чаще всего это происходит, когда ребенку не

хватает эмоционального общения с мамой.

• Отсутствие навыков самообслуживания. Это сильно осложняет

пребывание ребенка в детском саду.

К моменту поступления в детский сад ребенок должен уметь:

- самостоятельно садиться на стул;

- самостоятельно пить из чашки;

- пользоваться ложкой;

- активно участвовать в одевании, умывании.

• Избыток впечатлений. В ДОУ малыш испытывает много новых

позитивных и негативных переживаний, он может переутомляться и

вследствие этого - нервничать, плакать, капризничать.

• Неумение занять себя игрушкой.

• Наличие у ребенка своеобразных привычек.

К сожалению, иногда родители совершают серьезные ошибки,

которые затрудняют адаптацию ребенка.

Чего нельзя делать ни в коем случае:

• Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет

при расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад!

Помните, он имеет право на такую реакцию. Строгое напоминание о том,

что «он обещал не плакать», тоже абсолютно неэффективно. Дети этого

возраста пока не умеют держать слово. Лучше еще раз напомните, что

вы обязательно придете.

• Нельзя пугать детским садом («Вот будешь себя плохо вести, опять

в детский сад пойдешь!»). Место, которым пугают, никогда не станет ни

любимым, ни безопасным.

• Нельзя плохо отзываться о воспитателях и саде при ребенке. Это

может навести малыша на мысль, что сад - нехорошее место и там его

окружают плохие люди. Тогда тревога не пройдет вообще.

• Нельзя обманывать ребенка, говоря, что вы придете очень скоро,

если малышу, например, предстоит оставаться в садике полдня или даже

полный день. Пусть лучше он знает, что мама придет не скоро, чем будет

ждать ее целый день и может потерять доверие к самому близкому

человеку.

Способы уменьшить стресс ребенка.

• необходимо заранее создавать дома для ребенка режим дня (сон,

игры, прием пищи, соответствующий режиму ДОУ.

• в первые дни не следует оставлять малыша в детском саду больше

2-х часов. Время пребывания нужно увеличивать постепенно. По

прошествии 2-3 недель, учитывая желание малыша, можно оставлять на

целый день.

• каждый день необходимо спрашивать у ребенка о том, как прошел

день, какие он получил впечатления. обязательно нужно акцентировать

внимание на положительных моментах, так как именно родители такими

короткими замечаниями способны сформировать позитивное отношение

к ДОУ.

• Желательно укладывать ребенка спать пораньше, побыть с ним

подольше перед сном, поговорить о садике. Можно с вечера условиться,

какие игрушки он возьмет с собой в садик, вместе решить, какую одежду

он наденет утром.

• В выходные дни придерживаться режима дня, принятого в ДОУ,

повторять все виды деятельности.

• Желательно дать ребенку пару дней отдыха, если он категорически

отказывается идти в детский сад. Все это время надо рассказывать о

садике, о том, как много интересного его ждет там.

Отдавая ребенка в ДОУ, родители могут столкнуться с трудностями:

• в первую очередь, это неготовность родителей к негативной реакции

ребенка на ДОУ. Родители бывают напуганы плаксивостью ребенка,

растеряны, ведь дома он охотно соглашается идти в детский сад.

Плаксивость – нормальное состояние дошкольника в период адаптации.

При терпеливом отношении взрослых она может пройти сама собой.

• частой ошибкой родителей является обвинение и наказание ребенка

за слезы. Это не выход из ситуации.

• ребенок может привыкать к садику 2-3 месяца.

• сами родители должны психологически быть готовы к посещению

ребенком ДОУ. Спокойно относиться к шишкам и синякам.

Рекомендуется:

• как можно больше времени проводить с ребенком в этот период его

жизни. Этим мама показывает, что нечего бояться, потому что она все так

же рядом.

• когда ребенок начинает весело говорить о садике, пересказывать

события случившиеся за день - верный знак того, что он освоился.

Сколько по времени будет продолжаться адаптационный период,

сказать трудно, потому что все дети проходят его по-разному. Но

привыкание к ДОУ – это также и тест для родителей, показатель того,

насколько они готовы поддержать ребенка, помогать ему преодолевать

трудности.

Как помочь ребенку снять эмоциональное и мышечное напряжение?

В период адаптации к детскому саду ребенок испытывает сильный

стресс. И чем интенсивнее напряжение переживает ребенок, тем дольше

длится период адаптации. Организм ребенка еще не способен

справляться с сильными потрясениями, поэтому ему необходимо помочь

снять напряжение, накопившееся за время пребывания в детском саду.

Почти всем детям хорошо помогают справиться с дневным

напряжением — игры на воде: наберите в ванну немного теплой воды,

включите теплый высокий душ. Вся накипь дня — усталость,

раздражение, напряжение – уйдет, «стечет» с малыша. Игры в воде

подчиняются одному общему правилу – они должны быть нешумными,

спокойными.

Можно пускать мыльные пузыри, играть с губками (смотреть, как они

впитывают и отдают воду, устроить ребенку «дождик» из губки,

превратить их в кораблики или дельфинов, строить из мягкой мозаики

красочные картины, просто дать две-три баночки, — и пусть переливает

водичку туда-сюда. Вид и звук льющейся воды действует

умиротворяющее, — через15-20 минут ребенок будет спокоен.

Постарайтесь, чтобы малыш как можно больше времени находился на

свежем воздухе (если позволяет время). Гуляя вместе с ним, вы

получите идеальную возможность поговорить с сыном или дочкой,

обсудить события дня. Если произошло что-то неприятное или

тревожащее малыша, надо обсудить с ним это сразу, не допуская, чтобы

это давило на него целый вечер.

Попробуйте исключить телевизор из вечерних развлечений малыша.

Мерцание экрана только усилит раздражение и нагрузку на уставший

мозг. Исключение можно сделать для передачи «Спокойной ночи,

малыши!» или для любимого тихого мультфильма, — эти передачи идут

в одно и то же время и могут стать частью «ритуала» отхода ко сну.

Перед сном можно сделать малышу расслабляющий массаж, прослушать

вместе тихую мелодичную музыку, кассету с записями шума моря или

звуков дождя, почитать сказку.

Каким бы замечательным не был детский сад, какие бы

профессионалы в нем не работали, никто не поможет вашему ребенку

лучше, чем вы. Если малыш будет твердо знать, что в конце шумного дня

его ждет «тихая пристань», восемь часов в садике не покажутся ему

такой оглушающей вечностью, и стресс отступит!



В раздел образования