Автор: Думская Любовь Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад №41
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Условия для успешной адаптации к детскому саду.
Раздел: дошкольное образование
Условия для успешной адаптации к
детскому саду.
Условия для успешной адаптации к детскому саду
Детский сад - новый период в жизни ребенка. Для малыша это,
прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку,
незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем.
Большинство из них реагирует на детский сад плачем. Одни легко
входят в группу, но плачут вечером дома, капризничают и плачут перед
входом в группу.
Адаптационные процессы охватывают три стороны: ребенка, его
родителей и педагогов. От того, насколько каждый готов
пережить адаптацию, зависит конечный результат - спокойный ребенок,
с удовольствием посещающий дошкольное образовательное
учреждение.
Вопросы адаптации ребенка к детскому саду поднимаются и
решаются уже не один десяток лет. Но актуальность их не ослабевает.
Это связано со многими аспектами нашей жизни: изменился детский сад,
меняются дети и их родители. Проблемы адаптации к детскому
саду вращаются вокруг ребенка. Именно на него устремлены
обеспокоенность родителей и профессиональный взгляд педагогов.
Ребенок.
Детям любого возраста очень непросто начинать посещать сад. В их
жизни все меняется кардинальным образом. В привычный, сложившийся
жизненный уклад ребенка в буквальном смысле этого слова врываются
следующие изменения:
• четкий режим дня;
• отсутствие родных рядом;
• длительный контакт со сверстниками;
• необходимость слушаться и подчиняться незнакомому взрослому;
• резкое уменьшение персонального внимания именно к нему;
• особенности нового пространственно-предметного окружения.
Адаптация ребенка к ДОУ сопровождается различными негативными
физиологическими и психологическими изменениями.
Адаптирующегося ребенка отличает:
• преобладание отрицательных эмоций, в том числе страха;
• нежелание вступать в контакт ни со сверстниками, ни со взрослыми;
• утрата навыков самообслуживания;
• нарушение сна;
• снижение аппетита;
• регрессия речи;
• изменения в двигательной активности, которая либо падает до
заторможенного состояния, либо возрастает до уровня гиперактивности;
• снижение иммунитета и многочисленные заболевания (последствия
стрессовой ситуации).
Родители.
Родители отдают своего ребенка в детский сад по разным причинам.
Но даже если это решение не связано с серьезными жизненными
потребностями семьи (например, обязательный выход матери на работу,
оно поселяет чувство тревоги практически в каждом близком ребенку
человеке. Именно тревоги, а не безграничной радости и успокоенности.
И чем ближе день, когда малыш переступит порог детского сада, тем
все чаще дают о себе знать следующие проявления:
• в памяти всплывают эпизоды личного опыта посещения детского
сада (причем в первую очередь, как правило, отрицательные);
• начинается «маркетинг в песочнице» (разговоры с гуляющими
мамами на детской площадке все время крутятся вокруг вопросов: «А
вы ходите в детский сад? И как там?»);
• обостряется внимание к привычкам и навыкам ребенка, причем не
только к культурно-гигиеническим (умение пользоваться туалетом, мыть
руки и лицо, есть и пить, раздеваться и одеваться и пр., но и к
поведенческим (как общается с другими детьми, как слушает и
выполняет просьбы взрослых и пр.);
• в общении с ребенком и друг с другом появляются слова «детский
сад» и «воспитательница» (Вот пойдешь в детский сад. Что скажет
воспитательница, если увидит такое.).
И вот малыш в детском саду. Начинается непростой
период адаптации к новым условиям жизни.
Адаптирующегося родителя отличает:
• повышенная тревожность;
• обостренное чувство жалости к ребенку и к себе;
• преобладание интереса ко всему, что связано с обеспечением
жизнедеятельности ребенка (еда, сон, туалет);
• повышенное внимание к педагогам (от усиленного контроля до
заискивания);
• многословность (задает много вопросов, интересуется
подробностями и деталями из прожитого ребенком дня).
Набирая новую группу, каждый педагог (особенно если у него есть
опыт работы) знает, что этот процесс никогда не бывает одинаковым.
Важно не только узнать и понять каждого ребенка, но и научить его жить
в коллективе. А за каждым ребенком стоят его близкие, с которыми тоже
необходимо наладить контакт, выстроить взаимоотношения на основе
понимания, уважения и сотрудничества. В общем, педагоги, так же как и
другие участники жизни группы детского сада, встают перед
неизбежностью адаптационного процесса.
Воспитатель знает, что теоретические знания, накопленные методы и
приемы успешной адаптации детей к условиям детского сада не
всегда срабатывают по отношению к новому ребенку и его родителям. А
значит, впереди напряженный, всегда связанный с поиском этап работы,
название которому - адаптация.
Адаптирующегося педагога отличает:
• чувство внутреннего напряжения, которое приводит к быстрой
физической и психологической утомляемости;
• повышенная эмоциональность.
Сколько это будет длиться! Или когда наступит конец адаптации?
Выделяют три степени адаптации:
• легкую (15-30 дней);
• среднюю (30-60 дней);
• тяжелую (от 2 до 6 месяцев).
По статистике, большинство детей, поступивших в ДОУ, переживают
среднюю или тяжелую адаптацию.
Концом периода адаптации принято считать момент, когда на смену
отрицательным эмоциям приходят положительные и восстанавливаются
регрессирующие функции. Это означает, что:
• при утреннем расставании ребенок не плачет и с желанием идет в
группу;
• ребенок все охотнее взаимодействует с воспитателем в группе,
откликается на его просьбы, следует режимным моментам;
• малыш ориентируется в пространстве группы, у него появляются
любимые игрушки;
• ребенок вспоминает забытые навыки самообслуживания; более того,
у него появляются новые достижения, которым он научился в саду;
• восстановилась речь и нормальная (характерная для конкретного
ребенка) двигательная активность дома, а затем и в детском саду;
• нормализуется сон как в детском саду, так и дома;
• восстанавливается аппетит.
Адаптация - это приспособление организма к
изменившимся условиям жизни, к новой обстановке. А для
ребенка детский сад, несомненно, является новым, неизведанным
пространством, где он встречает много незнакомых людей и ему
приходится приспосабливаться.
Как протекает адаптационный период? Для начала нужно отметить,
что каждый ребенок индивидуально проживает этот нелегкий период.
Одни привыкают быстро – за 2 недели, другие дети дольше – 2 месяца,
некоторые не могут привыкнуть в течение года.
На то, как будет протекать процесс адаптации, влияют
следующие факторы:
1. Возраст;
2. Состояние здоровья;
3. Уровень развития навыков самообслуживания;
4. Умение общаться со взрослыми и сверстниками;
5. Сформированность предметной и игровой деятельности;
6. Приближенность домашнего режима к режиму детского сада;
С какими трудностями приходится сталкиваться малышу?
Во-первых, надо помнить, что до 2-3 лет ребенок не испытывает
потребности общения со сверстниками, она пока не сформировалась. В
этом возрасте взрослый выступает для ребенка как партнер по игре,
образец для подражания и удовлетворяет потребность ребенка в
доброжелательном внимании и сотрудничестве. Сверстники этого дать
не могут, поскольку сами нуждаются в том же.
Во-вторых, дети 2-3 лет испытывают страхи перед незнакомыми
людьми и новыми ситуациями общения, что как раз и проявляется в
полной мере в яслях. Эти страхи - одна из причин
затрудненной адаптации ребенка к яслям. Нередко боязнь новых
людей и ситуаций в яслях приводит тому, что ребенок становится более
возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, т. к.
стресс истощает защитные силы организма.
В-третьих, дети раннего возраста эмоционально привязаны к матерям.
Мама для них – безопасный проводник на пути познания мира. Поэтому
нормальный ребенок не может быстро адаптироваться к яслям,
поскольку сильно привязан к матери, и ее исчезновение вызывает
бурный протест ребенка, особенно если он впечатлительный и
эмоционально чувствительный.
В-четвертых, дома к ребенку не предъявляют требований
к самостоятельности: мама может и с ложечки покормить, оденет и
игрушки уберет на место. Придя в детский сад, ребенок сталкивается с
необходимостью делать некоторые вещи самостоятельно: одеваться,
есть ложкой, проситься и ходить на горшок и т. д. Если у ребенка не
развиты культурно-гигиенические навыки, то привыкание идет
болезненно, поскольку его потребность в постоянной опеке взрослого не
будет удовлетворена полностью.
И последнее, дольше привыкают дети, у которых сохранились
вредные привычки: сосать соску, ходить с подгузниками, пить из бутылки.
Если избавиться от таких привычек до начала посещения детского сада,
то адаптация ребенка пройдет более гладко.
Существуют определенные причины, которые вызывают слезы
у ребенка:
• Тревога, связанная со сменой обстановки. Из привычной, спокойной
домашней атмосферы, где мама рядом и в любой момент может прийти
на помощь, он перемещается в незнакомое пространство, встречает
пусть и доброжелательных, но чужих людей
• Режим. Ребенку бывает сложно принять нормы и правила жизни
группы. В детском саду приучают к определенной дисциплине, а в
домашних условиях она не была так важна.
• Психологическая неготовность ребенка к детскому саду. Эта
проблема наиболее трудная и может быть связана с индивидуальными
особенностями развития. Чаще всего это происходит, когда ребенку не
хватает эмоционального общения с мамой.
• Отсутствие навыков самообслуживания. Это сильно осложняет
пребывание ребенка в детском саду.
К моменту поступления в детский сад ребенок должен уметь:
- самостоятельно садиться на стул;
- самостоятельно пить из чашки;
- пользоваться ложкой;
- активно участвовать в одевании, умывании.
• Избыток впечатлений. В ДОУ малыш испытывает много новых
позитивных и негативных переживаний, он может переутомляться и
вследствие этого - нервничать, плакать, капризничать.
• Неумение занять себя игрушкой.
• Наличие у ребенка своеобразных привычек.
К сожалению, иногда родители совершают серьезные ошибки,
которые затрудняют адаптацию ребенка.
Чего нельзя делать ни в коем случае:
• Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет
при расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад!
Помните, он имеет право на такую реакцию. Строгое напоминание о том,
что «он обещал не плакать», тоже абсолютно неэффективно. Дети этого
возраста пока не умеют держать слово. Лучше еще раз напомните, что
вы обязательно придете.
• Нельзя пугать детским садом («Вот будешь себя плохо вести, опять
в детский сад пойдешь!»). Место, которым пугают, никогда не станет ни
любимым, ни безопасным.
• Нельзя плохо отзываться о воспитателях и саде при ребенке. Это
может навести малыша на мысль, что сад - нехорошее место и там его
окружают плохие люди. Тогда тревога не пройдет вообще.
• Нельзя обманывать ребенка, говоря, что вы придете очень скоро,
если малышу, например, предстоит оставаться в садике полдня или даже
полный день. Пусть лучше он знает, что мама придет не скоро, чем будет
ждать ее целый день и может потерять доверие к самому близкому
человеку.
Способы уменьшить стресс ребенка.
• необходимо заранее создавать дома для ребенка режим дня (сон,
игры, прием пищи, соответствующий режиму ДОУ.
• в первые дни не следует оставлять малыша в детском саду больше
2-х часов. Время пребывания нужно увеличивать постепенно. По
прошествии 2-3 недель, учитывая желание малыша, можно оставлять на
целый день.
• каждый день необходимо спрашивать у ребенка о том, как прошел
день, какие он получил впечатления. обязательно нужно акцентировать
внимание на положительных моментах, так как именно родители такими
короткими замечаниями способны сформировать позитивное отношение
к ДОУ.
• Желательно укладывать ребенка спать пораньше, побыть с ним
подольше перед сном, поговорить о садике. Можно с вечера условиться,
какие игрушки он возьмет с собой в садик, вместе решить, какую одежду
он наденет утром.
• В выходные дни придерживаться режима дня, принятого в ДОУ,
повторять все виды деятельности.
• Желательно дать ребенку пару дней отдыха, если он категорически
отказывается идти в детский сад. Все это время надо рассказывать о
садике, о том, как много интересного его ждет там.
Отдавая ребенка в ДОУ, родители могут столкнуться с трудностями:
• в первую очередь, это неготовность родителей к негативной реакции
ребенка на ДОУ. Родители бывают напуганы плаксивостью ребенка,
растеряны, ведь дома он охотно соглашается идти в детский сад.
Плаксивость – нормальное состояние дошкольника в период адаптации.
При терпеливом отношении взрослых она может пройти сама собой.
• частой ошибкой родителей является обвинение и наказание ребенка
за слезы. Это не выход из ситуации.
• ребенок может привыкать к садику 2-3 месяца.
• сами родители должны психологически быть готовы к посещению
ребенком ДОУ. Спокойно относиться к шишкам и синякам.
Рекомендуется:
• как можно больше времени проводить с ребенком в этот период его
жизни. Этим мама показывает, что нечего бояться, потому что она все так
же рядом.
• когда ребенок начинает весело говорить о садике, пересказывать
события случившиеся за день - верный знак того, что он освоился.
Сколько по времени будет продолжаться адаптационный период,
сказать трудно, потому что все дети проходят его по-разному. Но
привыкание к ДОУ – это также и тест для родителей, показатель того,
насколько они готовы поддержать ребенка, помогать ему преодолевать
трудности.
Как помочь ребенку снять эмоциональное и мышечное напряжение?
В период адаптации к детскому саду ребенок испытывает сильный
стресс. И чем интенсивнее напряжение переживает ребенок, тем дольше
длится период адаптации. Организм ребенка еще не способен
справляться с сильными потрясениями, поэтому ему необходимо помочь
снять напряжение, накопившееся за время пребывания в детском саду.
Почти всем детям хорошо помогают справиться с дневным
напряжением — игры на воде: наберите в ванну немного теплой воды,
включите теплый высокий душ. Вся накипь дня — усталость,
раздражение, напряжение – уйдет, «стечет» с малыша. Игры в воде
подчиняются одному общему правилу – они должны быть нешумными,
спокойными.
Можно пускать мыльные пузыри, играть с губками (смотреть, как они
впитывают и отдают воду, устроить ребенку «дождик» из губки,
превратить их в кораблики или дельфинов, строить из мягкой мозаики
красочные картины, просто дать две-три баночки, — и пусть переливает
водичку туда-сюда. Вид и звук льющейся воды действует
умиротворяющее, — через15-20 минут ребенок будет спокоен.
Постарайтесь, чтобы малыш как можно больше времени находился на
свежем воздухе (если позволяет время). Гуляя вместе с ним, вы
получите идеальную возможность поговорить с сыном или дочкой,
обсудить события дня. Если произошло что-то неприятное или
тревожащее малыша, надо обсудить с ним это сразу, не допуская, чтобы
это давило на него целый вечер.
Попробуйте исключить телевизор из вечерних развлечений малыша.
Мерцание экрана только усилит раздражение и нагрузку на уставший
мозг. Исключение можно сделать для передачи «Спокойной ночи,
малыши!» или для любимого тихого мультфильма, — эти передачи идут
в одно и то же время и могут стать частью «ритуала» отхода ко сну.
Перед сном можно сделать малышу расслабляющий массаж, прослушать
вместе тихую мелодичную музыку, кассету с записями шума моря или
звуков дождя, почитать сказку.
Каким бы замечательным не был детский сад, какие бы
профессионалы в нем не работали, никто не поможет вашему ребенку
лучше, чем вы. Если малыш будет твердо знать, что в конце шумного дня
его ждет «тихая пристань», восемь часов в садике не покажутся ему
такой оглушающей вечностью, и стресс отступит!