Напоминание

"Перестройка в СССР 1985-1991 гг."


Автор: Хмара Ольга Васильевна
Должность: преподаватель истории
Учебное заведение: АУ "Сургутский политехнический колледж"
Населённый пункт: г. Сургут, ХМАО - Югра
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Перестройка в СССР 1985-1991 гг."
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Перестройка в СССР (1985 – 1991 гг.)

Автор: Ольга Васильевна Хмара , преподаватель истории,

АУ «Сургутский политехнический колледж», г. Сургут.

Наименование материала: методическая разработка урока.

Урок по теме «Перестройка в СССР (1985 – 1991 гг.)» является уроком

изучения новой темы. Автор представляет свою попытку подачи темы. Активно

используется самостоятельная деятельность учащихся для изучения событий

перестройки.

Тема

изучается

на

2-х

часовом

занятии.

Используемые

педагогические

технологии:

технология

проблемного

обучения,

технология

интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного

материала (В.Ф. Шаталова), ИКТ.

Ключевые

слова:

перестройка,

гласность,

«новое

политическое

мышление», стратегия ускорения, кадровая революция.

Тема: Перестройка в СССР (1985 – 1991 гг.)

Цели:

1)

Выяснить исторические предпосылки и неизбежность радикальной

реформы

советской

политической

и

экономической

системы

и

рассмотреть

альтернативные пути ее развития.

2)

Продолжить

формирование

умений

вести

диалог,

сотрудничать

в

группах, моделировать ситуации.

Тип урока: урок изучения новой темы (тема изучается на 2-х часовом

занятии).

Ход урока

1)

Организационный момент.

2)

Изучение новой темы.

План:

1.

Предпосылки перестройки в СССР, ее задачи.

2.

Реформа политической системы. Гласность.

3.

Социально - экономические реформы. Стратегия ускорения.

4.

Внешняя политика СССР в годы перестройки.

3)

Рефлексия.

Словарь темы:

Перестройка – это комплекс реформ, проводимых во всех сферах жизни

Компартией

и

Советским

правительством

с

1985

г.

с

целью

ликвидации

застойных явлений.

Гласность – доступность информации для общественного ознакомления и

обсуждения.

1

1.

Предпосылки перестройки в СССР, ее задачи.

На мартовском (1985 г.) Пленуме ЦК КПСС

Генеральным секретарем

избран М.С.Горбачев. Он предложил курс на модернизацию советской системы,

который был назван «перестройкой».

Задание: слушая рассказ преподавателя, назвать причины реформ во всех

сферах жизни общества.

К середине 80-х гг. в социально-экономической системе СССР «застой»

постепенно переходил в кризисную ситуацию. Советская экономика утратила

динамизм. Произошло падение темпов роста в промышленности. Кризисные

явления наблюдались в сфере потребительского рынка и финансов (в том числе

в связи с падением мировых цен на нефть).

В 1965-1985 гг. завершилось складывание основных институтов советской

бюрократической

системы.

Происходила

деградация

правящей

верхушки

номенклатуры, которая погрязла в коррупции и протекционизме. Общество

столкнулось с явлением геронтократии, когда у власти оказались стареющие

больные лидеры.

Обозначился кризис и в социальной сфере. В нач. 80-х годов реальные

доходы

на

душу

населения

понизились,

происходило

сокращение

продолжительности

жизни.

Сохранявшаяся

уравнительная

и

дефицитная

система распределения в нижней части социальной пирамиды приходила в

противоречие с охраняемой системой привилегий номенклатуры.

Наметились

проблемы

в

межнациональных

отношениях.

Союзные

республики требовали реальных прав и возможности самостоятельно решать

экономические

и

социальные

проблемы,

обвиняя

русское

население

в

кризисной ситуации,

Продолжавшаяся «холодная война», сложившаяся биполярная система во

главе

с

США

и

СССР

вылились

в

изматывающую

гонку

вооружений.

Обострению

международной

обстановки

способствовала

зашедшая

в

тупик

афганская война. Все это происходило на фоне усиления экономического и

технологического отставания СССР от развитых стран.

Итак, причины перестройки:

1.

Резкое падение темпов экономического развития СССР.

2.

Кризис плановой экономики.

3.

Увеличение бюрократического аппарата управления.

4.

Социальное неравенство.

5.

Кризис межнациональных отношений.

6.

Потеря международного авторитета СССР.

Задание: исходя из причин, сформулировать задачи перестройки.

Задачи перестройки:

В

области

экономической

сменить

экономическую

модель,

создать

рыночную экономику, ликвидировать отставание от передовых стран.

В области социальной – достичь высокого жизненного уровня для всего

населения.

2

В области внутриполитической – изменить политический режим, создать

демократическое,

гражданское

общество,

правовое

государство,

изменить

концепцию отношений между республиками в рамках Союза.

В области внешнеполитической – создать новую доктрину государственной

безопасности, разработать новые подходы к международным отношениям.

Вывод:

в

начале

80-х

гг.

в

стране

созрел

кризис

системы,

все

слои

общества были заинтересованы в преобразованиях.

2. Реформа политической системы.

Направления осуществление перестройки

Ускорение социально-

ээ экономического развития

Реформа политической

системы

Реформа в духовной

с ф е р е .

П о л и т и к а

гласности.

Гласность – доступность информации для общественного ознакомления и

обсуждения

(впервые термин появился в феврале 1986 г. на XXVII съезде

КПСС).

Слово преподавателя: Этапы перестройки:

I.

Апрель 1985 - январь 1987 гг.

II.

Начало 1987 – весна 1989 г.

III.

Весна 1989 – август 1991 г.

Первый

этап

перестройки

– кадровая

революция

(1985-86

гг.),

когда

проходило

омолаживание

состава

партийно-государственных

руководителей,

поддержка ими перестройки.

На

политической

арене

появились:

Ельцин,

Рыжков,

Лигачев,

Шеварднадзе. В связи с возникновением многопартийности - Зюганов (лидер

КПРФ), Жириновский (лидер ЛДПР), Новодворская (лидер Демократического

союза), Гайдар (лидер Демократической России).

Второй этап – реформа политической системы. Решения приняты на:

Январский

Пленум

ЦК КПСС (1987 г.)

XIX

В с е с о ю з н а я

к о н ф е р е н ц и я

К П С С

(28.06.-1.07. 1988 г.)

Г л а с н о с т ь

и

демократия

Импульс для реформ в

политической системе

Основные

направления

- Демократизация процесса выборов в представительные органы власти.

- Курс на создание социалистического правового государства.

3

-

Разделение

властей.

Установление

двухуровневой

системы

законодательной власти – Съезда народных депутатов и Верховного Совета

СССР, избираемого из депутатов съезда.

-

Закон

об

изменении

избирательной

системы

(1988

г.)

Прямое

представительство

общественных

организаций

в

высших

органах

законодательной

власти.

Из

2250

депутатов

750

избирались

от

КПСС,

комсомола, профсоюзов и др.

- Начало становления многопартийной системы.

- Ликвидация монопольного права КПСС на власть путем отмены 6-й

статьи Конституции.

-

Введение поста Президента СССР (март 1990 г., III съезд народных

депутатов).

В

мае-июне

1989

г.

состоялся

Первый

съезд

народных

депутатов,

на

котором

председателем

Верховного

Совета

был

избран

Горбачев,

Председателем Верховного Совета РСФСР стал Б.Н.Ельцин.

Третий съезд народных депутатов в марте 1990 г. избрал М.С.Горбачева

Президентом СССР.

12 июня 1991 г. Президентом РСФСР избран Ельцин Б.Н.

К началу 1991 г. центристская политика Горбачева все больше совпадала с

позицией консерваторов.

Задание: работая с учебником, назвать достижения и издержки гласности.

[1,272-273 § 97],

Достижения политики гласности

Издержки гласности

П р и з н а н и е

к р и з и с а

системы;

Ст ремление

к

п ол н о й

информированности народа;

Ослабление цензуры

П у б л и к а ц и я

р а б о т

э м и г р а н т о в

« т р е т ь е й

в о л н ы »

(Бродский,

Галич,

Солженицын,

Войнович)

Реабилитация

репрессированных 20-50-х гг.

Принятие

Декларации

о

незаконности

сталинской

политики

насильственного переселения народов

(ноябрь 1989 г.)

Заполнение

белых

пятен

истории.

П о л у с в о б о д а

с л о в а ,

т . е .

разрешение

говорить

лишь

то,

что

требовалось руководству;

З а щ и т а

с т а л и н и з м а

(напечатано

письмо

Н.Андреевой

«Не

могу поступиться принципами», 1988 г.

в защиту Сталина).

Гл а с н о с т ь

с п о с о б с т в о в а л а

столкновению

идейных,

социальных,

национальных

и

иных

течений,

что

привело к обострению межнациональных

противоречий и распаду СССР.

Расцвет желтой прессы.

4

3. Экономические реформы. Стратегия ускорения.

СССР отставал по темпам экономического развития от ведущих мировых

держав,

экономика

погрузилась

в

кризисное

состояние.

Во

всем

мире

происходила структурная перестройка экономики, т.е. осуществлялся переход к

информационному обществу, в нашей стране экономика переживала застой.

Задание: Самостоятельная групповая работа учащихся с текстом учебника

[1,273-274,

§

97],

выделение

3-х

этапов

экономической

реформы.

Сделать

записи в виде схемы.

1 этап реформ

1985 – 1987 гг.

Цель:

сохранить

существующую

экономическую

систему.

Итог:

ускорение зашло в

тупик.

Апрельский (1985 г.) Пленум ЦК КПСС

Курс на ускорение соц.-экон.

развития страны

Рычаги:

Научно-технический прогресс

Техническое перевооружение

машиностроения

Активизация «человеческого фактора»

Итоги:

Введение госприемки, что привело к росту

управленческого аппарата, увеличению

материальных затрат;

Интенсивная эксплуатация старого

оборудования привела к увеличению аварийности

(самая крупная катастрофа – авария на

Чернобыльской АЭС в апреле 1986 г.)

2 этап реформ

1987 – 1989 гг.

Цель: переход

от

административных

м е т о д о в

к

экономическим

при сохранении

централизованного

управления

(т. е .

введение

элементов

рыночной

экономики)

Июньский (1987 г.) Пленум ЦК КПСС

Утверждены основные направления перестройки

управления экономикой

Предоставление закон о

самостоятельности предприятии

предприятиям и перевод (1987 г.)

их на хозрасчет

Снижение плановых

показателей

Начало развития законы 1988 г.

сферы частной - «О кооперации»

инициативы «Об индивидуальной

трудовой

создание кооперативов деятельности»

5

Итог: - легализация теневой экономики;

- сокращение производства;

- нормированное распределение продуктов

и товаров первой необходимости;

- массовые забастовки

Варианты перехода к рыночной экономике

3 этап реформ

1989

1991

Цель: переход

к рыночной

экономике

Правительственная

программа – Абалкин, Рыжков

Поэтапное

введение

рыночных

механизмов

в

течение 6 лет

Программа

«500

дней»

-

Шаталин, Явлинский

Быстрый переход к рынку в

течение 500 дней (т.е. 1,5 года)

Итог:

Обсуждение программ в Верховном Совете – осень 1990 г.

Синтезировали обе программы, издали декларацию о намерениях.

Она предусматривала переход к рынку в СССР к 1997 г.

Отказ Союзных республик принимать ее к исполнению.

Беседа по вопросам:

1)

Что означает понятие

«ускорение»? Каковы рычаги ускорения?

Итоги?

2)

Какие элементы рыночной экономики были введены?

3)

Какую

программу

выхода

из

кризиса

предлагал

Явлинский,

Шаталин, Рыжков?

4)

Как

крах

экономических

реформ

повлиял

на

судьбу

Советского

государства?

4.

Внешняя политика СССР в годы перестройки.

Слово

преподавателя.

Смена

внешнеполитической

стратегии

была

подготовлена

приходом

в

МИД

в

1985

г.

нового

руководства

во

главе

с

Шеварднадзе Э.А.

Горбачев

М.С.

выдвинул

новую

философско-политическую

концепцию,

получившую

название «новое

политическое

мышление».

Её

основные

положения предусматривали:

- отказ от идеи раскола мира на две противоборствующие системы, т.е.

отказ от политики «холодной войны»;

-

отказ

от

применения

силы

в

качестве

средства

разрешения

международных проблем;

- признание мира целостным и неделимым;

6

- приоритет общечеловеческих ценностей, признание общепринятых норм

морали.

Новое

политическое

мышление

это совокупность идей и подходов,

выражающих

интересы

людей,

независимо

от

их

национальной

и

государственной принадлежности и обеспечивающих выживание человечества

в ядерно-космический век.

Основные приоритеты во внешнеполитической деятельности СССР после

1985 г.

Смягчение напряженности между Востоком и Западом посредством

переговоров с США о разоружении;

Урегулирование региональных конфликтов;

Признание

суще ствующего

миропорядка

и

расширение

экономических связей со всеми странами.

Направления внешней политики СССР

Нормализация

отношений

Восток-

Запад

Разблокирование

региональных

конфликтов

Установление

э к о н .

и

полит.контактов

-

встречи

ру ко вод и т е л е й

США-СССР:

1985 г. – Женева

1986 г. – Рейкьявик

1987 г. – Вашингтон

1988 г. – Москва;

-

д о г о в о р

о б

уничтожении ракет среднего

и

б л и ж н е г о

р а д и у с а

действия;

-

д о г о в о р

о б

ограничении

стратегических

наступательных

вооружений

(ОСНВ-1)

-1991 г.

-

вывод

советских

в о й с к

и з

Афганистана

(февраль

1989 г.);

-

н о р м а л и з а ц и я

отношений

с

Китаем

Израилем;

- отказ СССР от

в м е ш ат е л ь с т в а

в

региональные

к о н ф л и к т о в

в

Э ф и о п и и

А н г о л е

Никарагуа;

-

вывод

СА

из

Монголии, Вьетнама,

Кампучии.

-

« Б а р х а т н ы е

революции» в странах

социализма,

невмешательство

СССР;

- роспуск СЭВ, ОВД

(1991 г.).

ИТОГИ

Окончание «холодной войны» (1988 г.)

Крах биполярной системы международных отношений

США – единственная сверхдержава

Эскалация международных военных конфликтов

7

Выводы:

1)

В

период

перестройки

была

окончательно

разрушена

советская

политическая система.

2)

На

волне

демократизации

сформировались

политический

плюрализм, многопартийность.

3)

Социально-экономическая

система

не

могла

существовать

вне

административно-командной формы, поэтому половинчатые реформы в области

экономики провалились.

4)

Закончилась

«холодная

война»,

но

произошло

ослабление

международных позиций СССР.

5)

Перестройка

завершилась

распадом

СССР

и

крушением

коммунистической системы.

Рефлексия:

Дайте определение понятиям:

1.

Перестройка

2.

« Кадровая революция»

3.

Стратегия ускорения

4.

Политика гласности

5.

Региональные конфликты

6.

Бархатные революции

Список использованной литературы

1.

Артемов

В.В.,

Любченков

Ю.Н.

История

для

профессий

и

специальностей

технического,

естественно-научного,

социально-

экономического

профилей:

учебник

для

нач.

и

сред.

проф.

образования: в 2 Ч., М., 2017, - Ч 2, § 97.

2.

Арасланова О.В., Поздеев А.В. Поурочные разработки по истории

России ( XX – начало XXI века): 9 класс. – М.,2007, - 320 с.

8



В раздел образования