Напоминание

Технология исследовательской деятельности как средство формирования элементарных математических представлений в ДОУ


Автор: Жванко Вера Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ № 21
Населённый пункт: г. Армавир
Наименование материала: статья
Тема: Технология исследовательской деятельности как средство формирования элементарных математических представлений в ДОУ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Технология исследовательской деятельности как средство

формирования элементарных математических представлений в ДОУ

В требованиях Федерального Государственного Образовательного Стандарта

раскрывается, что познавательное развитие предполагает развитие интересов

детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование

познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и

творческой активности; формирование первичных представлений о себе,

других людях, объектах окружающего мира.

Приоритетным направлением в работе педагога с дошкольниками является

не научить пользоваться готовыми шаблонами, а сформировать умение

добывать знания самостоятельно в проблемной ситуации и уметь их

использовать.

Так как дети- прирожденные исследователи и изобретатели, сформировать

данное умение лучше всего помогает использование технологии

исследовательской деятельности. Педагогу необходимо создать условия для

выражения поисковой активности ребенка.

При непосредственном контакте с предметами и материалами, при

проведении простейших опытов ребенок научается познавать свойства

предметов, их качества, учится наблюдать и размышлять, делать выводы и

умозаключения, находить причинно- следственные связи и анализировать

окружающие явления.

По мнению ученых, исследовательская деятельность, наряду с игровой

деятельностью, является ведущим видом деятельности в дошкольном

детстве. Н.Н. Подъяков считает, что чем разнообразнее и интенсивнее

поисковая деятельность, тем больше информации получает ребенок и тем

быстрее и разносторонне развивается.

Используя в своей работе технологию исследовательской деятельности,

педагог помогает детям самостоятельно получать знания, умения и навыки,

анализировать окружающие объекты и явления, делать умозаключения и

использовать их в других сферах деятельности.

Экспериментирование стимулирует любознательность и познавательную

активность.

Одним из важных направлений в работе ДОУ по познавательному развитию

является формирование элементарных математических представлений.

Использование исследовательской деятельности при формировании

элементарных математических представлений позволяет познакомить

ребенка с исследовательскими методами, с различными техниками

измерения, переносить полученные знания на другие объекты.

При формировании элементарных математических представлений

посредством исследовательской деятельности решаются следующие задачи:

1.

Учить детей сравнению, измерению предметов и различных веществ,

учить самостоятельно находить решение поставленной задачи

посредством проведения опыта или эксперимента.

2.

Учить анализировать, делать выводы, умозаключения; устанавливать

взаимосвязи, закономерности.

При проведении работы по ФЭМП особое внимание следует уделить

формированию умения измерения и сравнения различных величин. Ведь

дети должны научиться переходить от непосредственной оценки величины

к ее более точной количественной характеристике.

Главным условием успешной работы по формированию умения измерять

является создание условий для понимания ребенком необходимости

измерения. Например, ребенок должен понять, насколько один предмет

тяжелее другого, или выше, или уже и т.д.

В непосредственной образовательной деятельности по ФЭМП дети

учатся измерять длину предметов, объем жидких и сыпучих веществ. Эту

работу необходимо чередовать для закрепления навыка измерения. В

качестве условной меры могут применяться различные предметы: счетные

палочки, полочки бумаги, ленты, ложки, стаканчики, крышки, банки и др.

Использование условных мерок делает измерение доступным для

дошкольников, упрощает, но не меняет своей сущности. Смысл измерения

остается один и тот же (хотя объекты и средства разные). Обучение

следует начинать с измерения, что больше знакомо детям и пригодится в

школе. В процессе формирования измерительной деятельности детям

дают понятие о том, что:

-

измерение дает точную количественную характеристику величине;

-

для измерения необходимо выбирать нужную, подходящую мерку;

-

число мерок зависит от величины, которую мы измеряем;

-

результата измерения зависит от выбранной мерки: чем больше мерка,

тем меньше численное значение и наоборот.

-

Для сравнения предметов , величин необходимо пользоваться

одинаковыми мерками.

В процессе работы сравнения и измерения предметов развивается

глазомер ребенка, рассказывая о своей деятельности дети учатся

изъясняться аргументированно , развернуто, логично. Измеряя объем

сыпучих и жидких веществ (переливание, пересыпание) дети познают

качественные признаки вещей.

Особое внимание измерению и сравнению уделяется в подготовительной

группе , т.к. дети 6-7 лет переходят от непосредственной оценки величин к

их более точной количественной характеристике.

Для детей дошкольного возраста измерение-сложная деятельность,

именно поэтому при обучении этому умения следует придерживаться

определенной последовательности . вначале детей чат измерять длину,

ширину и высоту предметов.

Например, «Измерение длины предмета (ленты)»

Цель: научить измерять длину предмета с помощью условной мерки.

Детям выдают раздаточный материал : лента ( 60 см.), мерка (20 см.),

счетные палочки. Педагог объясняет, что начинать измерение следует от

самого края, затем отметить конец мерки. После того как мерка уложится

полностью , положить палочку (чтобы не запутаться). Затем, перенести

мерку и продолжить измерение. Результатом измерения послужит

количество палочек, выложенных на ленточке.

Обучая детей способам определения объема жидких и сыпучих веществ,

вначале решают, что именно будут измерять (к примеру, горох), так же ,

что необходимо для этого измерения (выбрать нужную мерку), как надо

заполнить мерку, до каких пор необходимо продолжать измерение.

Цель: с помощью условной мерки учить измерять объем сыпучих веществ.

Детям раздают: две прозрачные миски, в одной из них горох; мерный

стакан, чашка, ложка; счетные палочки. Педагог насыпает полный стакан

гороха, обращает внимание на полноту стакана, затем пересыпает его в

пустую миску. Чтобы не сбиться со счета , на каждый полный стакан

гороха кладут на стол по одной счетной палочке. Таким образом

пересыпается весь горох из одной миски в другую. После этого дети,

пересчитав палочки , подводят результат. Педагог обращает внимание , что

каждый стакан гороха должен быть наполнен, как первый. Детям следует

рассказать, что можно измерять не только стаканом , но и другими

мерками (ложка, чашка)

Одним из интересных измерительных действий является взвешивание

предметов.

Цель: учить взвешивать и сравнивать предметы по весу и занимаемому

объему. Детям предлагают камень (не большой ) и вату (50 гр.). на

вопрос : «Что тяжелее?» дети отвечают, что камень, потому что он всегда

тяжелее, а вата легкая. Но при измерении на весах выясняется , что вата

тяжелее камня. Следует помочь детям понять , что этот произошло из-за

того, что ваты больше, именно поэтому вес камня меньше веса ваты.

Очень важно, что специально организуемое экспериментирование носит

безопасный характер.

Т. о. , использование технологии экспериментирования является

эффективным способом не только формирования элементарных

математических представлений, но и помогает познавать другие сферы

окружающей действительности. Ведь ребенок переносит полученные

знания и умения в другие области деятельности.

Экспериментирование носит творческий характер, ребенок на занятиях по

ФЭМП с помощью простых опытов развивает все психические процессы:

внимание, память, воображение, речь, мышление, стимулирует

познавательную активность.

Литература:

1.

Белошистая, А.В. Формирование и развитие математических

способностей дошкольников: вопросы теории и практики. М., Владос,

2004.

2.

Костюченко М. Экспериментируем!// Дошкольное воспитание. - №8 –

2006. – с. 27

3.

Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой

деятельности.// Дошкольное воспитание. - №6 – 2007. – с. 13

4.

Материалы интернет ресурсов.



В раздел образования