Автор: Бердникова Анна Вадимовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "СОШ № 8 им.А.Г. Махнёва"
Населённый пункт: г. Асбест
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Интегрированные уроки в начальной школе
Раздел: начальное образование
Интегрированные уроки в начальной школе, как способ
всестороннего развития ребёнка и активизации познавательной и
мыслительной деятельности учеников
Проблема интеграции обучения и воспитания в начальной школе важна, современна
как для теории, так и для практики. Её актуальность продиктована новыми социальными
запросами,
предъявляемыми
к
школе,
и
обусловлена
изменениями
в
сфере
науки
и
производства.
Современная
система
образования
направлена
на
формирование
высоко
образованной, интеллектуально - развитой личности с целостным представлением картины
мира,
с
пониманием
глубины
связей
явлений
и
процессов,
представляющих
данную
картину.
Интегрированные уроки способствуют формированию целостной картины мира у
детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом.
Интеграция
тесно
связана
с
дифференциацией.
Эти
процессы
отражаются
на
построении системы учебных предметов и поиске способов обобщения знаний учащихся.
«Интеграция
-
есть
процесс
сближения
и
связи
наук,
происходящий
наряду
с
процессами
дифференциации.
Процесс
интеграции
представляет
собой
высокую
форму воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени обучения».
"Познавательной активностью называют все виды активного отношения к учению
как к познанию; наличие смысла, значимости для ребёнка учения как познания; все виды
познавательных мотивов (стремление к новым знаниям, к способам их приобретения,
стремление
к
самообразованию);
цели,
реализующие
эти
познавательные
мотивы,
обслуживающие их эмоции.
Интеграция в современной школе идёт по нескольким направлениям и на разных
уровнях.
- внутрипредметный;
- межпредметный.
В настоящее время используются различные способы интеграции. Это, прежде всего
объединение нескольких учебных дисциплин в единый предмет. И следует иметь в виду,
что различные способы осуществления интеграции не могут быть абстрактно хорошими
или плохими. Суть проблемы в том, чтобы не отвергать один из них и применять другой, а
ввести систему интеграционных мер с учётом возрастных особенностей учащихся всех
уровней образования.
Интеграция
как
цель
должна
дать
ученику
те
же
знания,
которые
отражают
связанность отдельных частей мира как системы, научить ребёнка с первых шагов обучения
представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны. Реализация
этой цели должна начаться уже в начальной школе.
Интеграция в начальной школе носит количественный характер, т.е.
"немного обо всём и это значит, что дети получают всё новые и новые представления
о, понятиях, систематически дополняя и расширяя круг уже имеющихся знаний.
Для интеграции в начальном обучении и воспитании существуют как благоприятные,
так и неблагоприятные факторы. Эти факторы во многом определяют тактику интеграции.
К позитивным факторам следует, прежде всего отнести наличие больших потенциальных
1
возможностей
в
развитии
интеллекта
ребёнка,
которые
в
традиционном
обучении
используются недостаточна.
Первый же негативный фактор - ограниченное число учебных предметов
-
можно
компенсировать
тем,
что
содержание
небольшого
объёма
усваиваемых
знаний должно отражать действительную картину мира, взаимосвязь её частей.
И второй негативный фактор - трудность изложения интегрированного курса так,
чтобы детали данного возраста было понятно и интересно.
Как
видно,
проблема
интегрированного
содержания
образования
имеет
свои
трудности. Но в то, же время есть факторы, облегчающие её решение.
Одним из них можно назвать факт того,
что в начальной школе основную часть всех предметов, за исключением некоторых,
ведёт один учитель. И в этом видится положительная сторона.
Учителю начальных классов легче перейти к интегрированному обучению.
При
интеграции
возрастает
темп
изложения
учебного
материала,
что
концентрирует внимание учащихся и стимулирует их
познавательную деятельность. Снимается проблема отношения
учащихся
к
"мелкому",
"второстепенному"
предмету
и
существенно
облегчается
система контроля. Интеграция способствует формированию научной картины мира.
Невыясненным остаётся вопрос: когда возможна интеграция предметов?
Она предполагает выполнение трёх условий:
- объекты исследования должны совпадать либо быть достаточно близкими;
- в интегрированных учебных предметах используются одинаковые или близкие
методы исследования;
- интегрируемые учебные предметы строятся на общих закономерностях, общих
теоретических концепциях.
Соблюдение всех трёх условий допускает возможность интеграции предметов.
Признаки интегрированного урока
Во-первых, таковым можно считать урок, решающий конкретные и перспективные
задачи
курса
интегрированного,
т.е.
представляющего
собой
новое
сложное
единство,
лежащее в качественно иной плоскости, чем те два или три предмета, на основе которых он
спланирован. Поэтому ни присутствие нескольких учителей, ни механическое объединение
материала учебных дисциплин не являются показателем уровня интегрированности.
Уровень
этот
определяется
тем
кругом
задач,
которые
возможно
выполнить
только
благодаря
интегрированию.
В
первую
очередь
это
интенсификация
познавательного
интереса и процесса выработки общеучебных умений и навыков? на основе решения
одного и того же вопроса интегрированного курса.
Урок учителя могут проводить вместе или отдельно, но результат достигается только
их совместными объединениями усилиями.Приведём простейший пример: многочисленные
новые учителя пятиклассников обычно предъявляют им противоречивые требования к
оформлению работы у тетрадях, и малыши теряются, долго не могут сориентироваться,
найти золотую середину.
В этом ярко проявляется один из недостатков многих школ:
работающие в одном классе педагоги не имеют общей образовательной политики, не
действуют как единый коллектив.
В рамках же интегрированного урока, курса учителя могут
заранее определить, что считать важным, а что второстепенным,
чтобы научить своих учеников рационально оформлять свою работу , правильно
отроить устные ответы, привить им навыки самоконтроля и самооценки и т.п.
Уроки, основанные на подобном
2
взаимодействии
учителей,
так
же
относят
к
интегрированным,
хотя
материал,
изучаемый на них, может никак не перекликаться
Самые распространенные бывают уроки второго и третьего
уровня интеграции. Под вторым уровнем мы разумеем объединение понятийно-
информационной
сферы
учебных
предметов.
Такие
уроки
могут
проводиться
в
целях
наилучшего
запоминания
каких-либо
фактов
и
сведений,
сопутствующего
повторения,
введения в тему дополнительного материала.
Третий уровень связан с задачами сравнительно - обобщающего изучения материала
и выражается в умении школьников сопоставлять и противопоставлять явления и объекты.
И здесь, как и в предыдущих случаях, необходимо соблюдать основные условия: если урок
ведёт один учитель, то должен быть парный ему урок второго учителя-предметника, где
анализируются
те
же
факты
и
проблемы.
Очень
полезны,
поэтому
взаимопосещения
учителей, чтобы согласовать и скорректировать педагогические действия.
Наиболее глубоким представляется четвертый уровень интеграции, когда школьники
сами начинают сопоставлять факты, суждения об одних и тех же явлениях, событиях,
устанавливать связи и закономерности между ними, применяют совместно выработанные
учебные умения.
В
свою
очередь
эти
интегрированные
уроки
позволяют
учителю
сократить
сроки изучения отдельных тем, ликвидировать дублирование материала по разным
предметам, уделить больше внимания (в разнообразных формах) тем целям, которые
учитель
выделяет
в
данный
момент
обучения
(развитие
речи,
мышления,
орфографической зоркости, творческого потенциала).
Интегрированные уроки снимают утомляемость и перенапряжение учащихся за
счёт переключения с одного вида деятельности на другой.
Однако, как отмечалось выше, в первые два года обучения в школе не следует
особо акцентировать на интеграции, т.к. у ребёнка ещё не большой багаж знаний, не
сформировались грамматические, вычислительные, технические навыки.
Кроме того, одно из обязательных и основных требований
интегрированного
преподавания
-
повышение
роли
самостоятельности
учащихся,
потому
что
интеграция
неизбежно
расширяет
тематику
изучаемого
материала, вызывает необходимость более глубокого анализа и обобщения явлений,
круг которых увеличивается за счёт других предметов. Посильно ли школьникам
самостоятельно
изучить
такой
объём
материала?
Ученики
справятся
с
подобной
работой только, если владеют приёмами исследовательской деятельности и умеют
правильно организовать своё время.
Эти
вопросы
должны
стоять
перед
учителем
начальных
классов,
который
всерьёз занят проблемой интеграции на этом этапе обучения.
В свою очередь к учителю предъявляется очень много требований.
Интегрированный урок требует от учителя дополнительной
подготовки,
больной
эрудиции,
высокого
профессионализма.
Разрабатывая
такой урок, учитель должен учитывать:
I- Цель урока (Это может быть необходимость сокращения
сроков изучения темы, ликвидация пробелов в знаниях учащихся,
перераспределение приоритетов и т.п.).
2. Подбор объектов, т.е. источников информации, которые
бы отвечали целям урока.
3. Определение системообразующего фактора, т.е. нахождение основания для
объединения
разнопредметной
информации
(Это
-
идея,
явление,
понятие
или
предмет).
3
4.
Создание
новой
структуры
курса,
т.е.
изменение
функционального
назначения знаний.
5. Переработка содержания. (Разрушение старых форм, создание новых связей
между отдельными элементами системы).
Немаловажное значение имеет то, знает ли учитель, когда и какие предметы
можно
и
необходимо
интегрировать,
чтобы
добиться
наиболее
эффективного
результата при обучении младших школьников.
"В первом классе лучше интегрировать следующие предметы: чтение, письмо,
изобразительное искусство, труд. Только чтение и только письмо очень утомляют
ребёнка
и
развивают
у
него
отрицательные
эмоции".
А
задача
учителя
первоклассников заключается именно в том, чтобы, с первых дней учёбы в школе у
ребенка ни в коем случае не угас интерес к учению, не потухли огоньки в его глазах,
чтобы ребёнок с радостью шёл на урок.
"Чередование вышеперечисленных предметов поддерживает интерес ребёнка к
процессу познания и активизирует деятельность.
Во втором классе можно интегрировать чтение, русский язык, природоведение
и изобразительное искусство.
В третьем классе можно интегрировать чтение, русский язык, исторические
рассказы, природоведение и изобразительное искусство.
В четвёртом классе можно использовать все возможные варианты интеграции
предметов, даже включая те предметы, которые появляются сейчас в начальных
классах по новым программам.
Не стоит забывать и такой факт, что в системе обучения
уже есть изначально интегрированные курсы.
Так,
уроки
обучения
грамоте
(обучение
чтению
и
письму)
-
уже
интегрированные
Со времен К. Д. Ушинского они проводятся
в единстве. В настоящее время в первом полугодии первоклассники обучаются
чтению и письму на таких уроках.
Изначально интегрированный курс - внеклассное чтение.
Здесь целостный процесс: а) книга, как инструмент чтения, совершенствование
навыков чтения, полученных на уроках; б) текст, как искусство слова, развитие речи;
в) мир книг, как выбор круга собеседника.
Изначально интегрированный курс природоведения: основы естествознания и
география.
Так же изначально интегрированный курс математики- арифметика, элементы
алгебры, геометрия, способствующие лучшему усвоению арифметического материала,
и в то же время подготовка к изучению алгебры, геометрии, основ трудового обучения.
Кроме названных изначально интегрированных курсов, Следует выделить
возможные
сочетания
таких
предметов,
как
чтение
-
русский
язык,
чтение
-
природоведение,
чтение
-
изобразительное
искусство,
чтение
-
природоведение
-
изобразительное
искусство,
русский
язык
-
чтение
-
изобразительное
искусство,
чтение - природоведение - труд, русский язык – природоведение - изобразительное
искусство.
4
Главной особенностью интегрированного урока является то,
что такой урок строится на основе какого-то одного предмета,
который
является
главным. Остальные,
интегрируемые
с
ним
предметы,
помогают шире изучить его связи, процессы, глубже понять сущность изучаемого
предмета, понять связи с реальной жизнью и возможность применения полученных
знаний на практике.
ВЫВОД: Основной
формой
организации
процесса
интеграции
предметов
в
начальной школе является интегрированный урок, особенностью которого выступает
то, что его могут вести два или три, а может быть и больше педагогов. С психолого-
педагогической
точки
зрения
интегрированный
урок
способствует
активизации
познавательной
деятельности
школьников,
стимулирует
их
познавательную
активность, является условием успешного усвоения учебного материала.
Но важно отметить тот факт, что злоупотребление интеграцией может привести
к нежелательным результатам. Поэтому необходимо знать, что интеграция возможна
только при ряде условий: родстве наук, соответствующих интегрируемым учебным
предметам; совпадении или близости объекта изучения; наличии общих методов и
теоретических концепций построения.
5
Интеграция чтения и природоведения в начальных классах.
Возможности интеграции чтения и природоведения очень широки, поскольку перед
уроками
чтения
и
перед
уроками
природоведения
стоят
общие
образовательные
и
воспитательные задачи. На этих уроках учащиеся знакомятся с природой своего края, с
сезонными
изменениями
в
природе,
узнают
о
жизни
диких
и
домашних
животных,
насекомых.
На уроках чтения и природоведения есть и общая воспитательная цель
-
воспитать
у
младших
школьников
любовь
и
бережное
отношение
к
природе,
научить
эстетически,
воспринимать
природу,
"Одновременно,
наличие,
общих
образовательных и воспитательных задач не мешает каждой из учебных дисциплин иметь
свои, собственные, специфические педагогические задачи, решение которых требует и
различных методов работы. Объектами изучения на уроках природоведения и на уроках
чтения являются одни и те же явления природы, на аспект изучения, подход к их изучению
несколько иной.
Уроки чтения в большей мере, чем уроки природоведения,
должны
решать
задачу
формирования
у
детей
эстетического,
эмоционально
окрашенного восприятия природы, дать детям языковые средства для передачи своего
собственного, эстетического отношения к природе.
Наличие общих тем и объектов для изучения, различный аспект и метод в их
освещении
на
уроках
чтения
и
природоведения
позволяют
ставить
вопрос
о
целесообразности интегрированного подхода к работе над материалом.
Следует так спланировать уроки, чтобы сведения, получаемые из разных предметов,
дополняли и углубляли друг друга. Таким образам будут решены задачи ознакомления
детей с природой и воспитания у них гуманных чувств. При этом изучении природоведения
мы будем идти от сознания к чувствам, при изучении чтения, воздействуя прежде всего на
чувства, мы будем формировать убеждения, развивать эстетически. Приведём пример: по
предмету
природоведения
дети
знакомятся
с
перелетными
птицами:
внешним
видом
журавлей, дикой утки, ласточки, грача и других, с тем, как и чем питаются эти
птицы, почему улетают в тёплые края, когда улетают, как готовятся к перелёту, как
летят, в какой последовательности, когда и где выводят птенцов. По чтению дети в ряде
произведений читают об этих же птицах: "Серая Шейка" Д. Мамина-Сибиряка,"Журка" Н.
Бельева об отлёте журавлей, ласточек, диких гусей, грачей говорится в ряде стихотворений:
"Осень" Трутнева, "Осеннее" И.
Исаковского, "Уж небо осенью дышало" А. Пушкина.
На интегрированном уроке природоведения учащиеся получают научные знания в
доступней, интересной для них форме. Они узнают, что птицы наши друзья, которые
уничтожают вредных насекомых, оберегают урожай.
Поэтому нельзя убивать птиц, разорять их гнёзда, подбирать выпавших из гнёзд
здоровых птенцов и приносить их домой.
Воздействуя на чувства детей, художественные произведения воспитывают у них
бережное отношение к природе.
в них общих идей и теоретических концепций.
6
Интеграция русского языка с природоведением.
На интегрированных уроках русского языка и природоведения в начальных классах
чувственное восприятие предметов и явлений природы все время сопровождается работой
по развитию речи детей. Учитель учит их правильно называть растения, животных, части
тела, предлагает рассказать о результатах наблюдений.
Благодаря такой работе новые слова, которыми овладевают
дети, соединяются в их сознании с конкретными представлениями
о предметах и явлениях природы, наполняются богатым жизненным
содержанием. Все это подготавливает детей к сознательному
чтению рассказов, статей, стихотворений, посвященных описанию
природы. Дети с большим интересом читают и лучше понимают то,
что перед этим сами видели, о чём беседовали с учителем.
На интегрированных уроках русского языка и природоведения в начальных классах
чувственное восприятие предметов и явлений природы все время сопровождается работой
по развитию речи детей. Учитель учит их правильно называть растения, животных, части
тела, предлагает рассказать о результатах наблюдений.
Помня о том, что развитие речи - это принцип работы, как
по чтению, так и по русскому языку, при обучении связной речи,
при изучении темы "Текст" можно пользоваться сочинениями, на
материале которых воспитывается в детях любовь к природе. Такие сочинения можно
проводить один раз в неделю (от пяти до
двадцати минут), объём составляет примерно 5-15 предложений.
Сочинения
воспитывают
у
детей
любовь
к
природе,
помогают
им
осознать
нравственные требования современности. В свои рассказы дети вводят
(в меру!) цитаты, создают яркие словесные зарисовки, вклеивают иллюстрации. Цель
такой работы – создать художественную эмоционально- конкретную словесную картину о
природе.
В качестве методов, используемых на таких уроках и осуществляющих интегральный
подход, выступают:
- эвристические беседы;
- экскурсии;
- творческие работы по развитию речи, написание их по
материалам природоведческого характера, наблюдение как на уроках русского языка,
так и на природоведении;
- словесное рисование, выразительное чтение пейзажных описаний;
- написание диктантов, изложений природоведческого содержания.
Очень часто учителя используют интеграцию не на всем уроке, а только на каком-
либо его этапе, т.е. интегрированным выступает только определённый фрагмент урока. Так,
допускается более широко применять сведения природоведческого характера во время
словарной работы. То или иное слово можно растолковать и с точки зрения лингвиста, и с
точки зрения натуралиста. Интеграция этих предметов играет важную роль в развитии
умственных
способностей,
активизации
мышления,
развитии
пространственного
представления, а также в развитии речи и эмоциональной выразительности ребёнка.
(
слайд
18)
На
интегрированных
уроках
русского
языка
и
изобразительного
искусства предметом изучения чаще всего становятся произведения живописи.
По ходу изложения материала учитель знакомит детей с биографией художника, с
историей
создания
картины.
Одновременно,
обсуждая
и
анализируя
произведение,
внимание детей сосредотачивается на теме, изложением на холсте.
7
( слайд 19)
В результате знакомства с живописью, дети учатся сопоставлять
изображённое на картине с тем, что они наблюдали в действительности, а это в свою
очередь способствует развитию логического мышления.
Очень большую образовательную ценность несут в себе такие задания: к тексту, над
которым работает в данный момент ученик, нарисовать иллюстрацию. Тем самым учитель,
не
акцентируя
внимания
детей,
добирается
осмысленного
понимания
текста.
Дети
проникают
в
его
суть.
Начинают
замечать
мелкие
элементы,
которые
при
обычном
прочтении могли бы просто не запечатлеться в памяти ребёнка. Составляя свой, рисунок с
текстом дети осваивают своеобразие художественной речи, в меру своих сил проникают в
значение
контекста,
расширяют
свое
представление
о
переносном
значении
слов,
о
богатстве оттенков значений.
8