Автор: Вяликова Наталья Григорьевна
Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Учебное заведение: МБДОУ №43
Населённый пункт: п.Красногорняцкий
Наименование материала: Мастер-класс
Тема: "Дидактическое пособие "Азбука из фетра""
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 43«Теремок»
п. Красногорняцкий Ростовской области
Мастер-класс на тему:
«Дидактическое пособие
«Азбука из фетра»».
Составитель:
Н.Г. Вяликова –
воспитатель первой
квалификационной категории
п. Красногорняцкий
2019 г.
1.
Аннотация.
Добрый день, уважаемые, коллеги! Я хочу поделиться своим опытом работы с
фетром и научить вас делать азбуку из фетра.
Все мы знаем, что самые лучшие игрушки для детей — сделанные с душой и
своими руками. Когда я старательно что-то мастерю, вкладывая в это всё своё
творчество и умение, поделки действительно становятся бесценными. Они
оказывают влияние на эмоциональное и нравственное развитие детей. При
изготовлении мы наделяем изделие определенными положительными эмоциями,
душой и оно становится лучшим другом малыша. Исследованиями было
установлено, что фактура материала, из которого сделано изделие, играет
значительную роль. Мягкие, пушистые материалы вызывают положительные
эмоции, стимулирующие развитие ребенка и поэтому я выбрала для себя фетр.
2. Цель и задачи мастер-класса.
Цель – изготовить букву «А» с коллегами из фетра и поделиться своим опытом
работы с азбукой из фетра.
Задачи:
1.
Рассказать историю возникновения фетра;
2.
Подготовить материалы и инструменты для изготовления буквы «А»;
3.
Познакомить со способами сшивания фетра и научить шить данную букву.
3.Обоснование темы.
Коллеги, я бы хотела с вами поделиться информацией о том, что в последние
годы изготовление из фетра аксессуаров и игрушек становится трендом
прикладного искусства. Почему из фетра? Я вам поясню: стоит он недорого,
очень большая цветовая гамма и из него легко шить. Не стоит бояться
начинать делать изделия из фетра. Ведь этот материал очень «послушный».
Творить из фетра довольно легко и просто, и начинающая рукодельница,
справится
с любыми поделками из него.
И так, что же это такое — фетр?
4.Историческая справка о фетре.
Фетр (от французского feutre - войлок) - это особенный нетканый материал,
полученный валянием пуха кролика, зайца, отходов меха пушных зверей ценных
пород, а также овечьей шерсти. Фетр производится с помощью нагревания,
увлажнения, трения, бывает разной толщины и самых невероятных цветов. В
1879 году женский журнал «Die Mod Ewe Itt» выходивший в Германии,
предложил сшить своим читательницам слоненка из фетра по прилагающейся
выкройке.
История рассказывает о том, что девушка по имени Маргарет Штайфф в 1879
году жительница немецкого города Гинген с детства прикованная к инвалидной
коляске, сшила несколько забавных игрушек в виде зверей в качестве подарка
для своих племянников на Рождество. Игрушки безумно понравились соседям, и
вскоре у Маргарет Штайфф уже было много заказов на изготовление игрушек.
В своей мастерской она начала вместе с сестрами шить и продавать
многочисленные поделки из фетра и плюша.
Впоследствии многие женские журналы в то время начали печатать выкройки и
советы по собственноручному изготовлению мягких игрушек.
В 1880 году отец молодой рукодельницы открыл небольшую мастерскую, в
которой Маргарет и ее сестры изготавливали мягкие игрушки из фетра и плюша.
Постепенно мастерская Маргарет разрослась и превратилась в фабрику мягкой
игрушки «Steiff».
Фетр можно разделить на виды в зависимости от материала, входящего в его
состав:
фетр из синтетики (акрил, полиэстер)
фетр из шерсти
фетр из полушерсти
фетр из вискозы
И благодаря этой структуре, фетр так удобен в работе и имеет много плюсов:
имеет широкую цветовую гамму, разный размер;
его можно резать и он не будет осыпаться;
его можно клеить, шить на любую сторону — ведь у фетра нет изнанки;
его можно сгибать — он пластичен, его сложно порвать;
по тактильным ощущениям — мягкий, ворсистый;
разный по толщине и плотности фетр;
хорошо держит форму.
С
введением
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
дошкольного
образования,
вопрос
организации
развивающей
предметно-
пространственной среды стал актуальным. Создавая развивающую среду,
коллеги,
мы
должны
понимать:
что
среда,
окружающая
ребенка
должна
стимулировать
его
игровую,
коммуникативную,
познавательно-
исследовательскую, двигательную деятельность.
5.Выбор материалов, инструментов и оборудования.
Для создания алфавита из фетра нам потребуется:
Оборудование:
1.
Ножницы.
2.
Иголки.
3.
Булавки.
4.
Нитки по цвету фетра.
Материал:
1.Фетр синий, красный, зелёный.
2.Шаблон букв из бумаги.
6. Практическая часть мастер-класса.
1.Первое с чего начинается работа – это выбор шаблона букв. Выбор шаблона
для букв не так уж велик. Это могут быть печатные или прописные буквы.
Английские или русские. Можно использовать готовые шаблоны из интернета, а
можно попробовать нарисовать буквы самому на бумаге. Я вам распечатала
готовые шаблоны русских букв.
Коллеги, возьмите в руки шаблон выкройки буквы из бумаги и вырежьте её.
2.
Продолжаем нашу работу.У вас на столе
лежит фетр синий, зелёный, красный.
Какой мы возьмем для изготовления буквы «
А»?
-Правильно красный.
Приложите букву-шаблон к фетру, закрепите её
булавками и вырежьте по краю.
Рассмотрим самый распространенный вид
шва для шитья фетровых игрушек: «петельный» обметочный шов. Его
применяют для сшивания и формирования края изделия из фетра.
Прокалываем материал с лицевой стороны на изнанку и направляем острие
иглы в образовавшуюся петлю, протаскиваем иглу через петлю и плавно
тянем нитку вниз на себя. Натягиваем петлю по краю материала так, чтобы
шов плотно удерживал слои фетра, но не собирал край. Фетр нужно
прокалывать на 3-5 мм от линии среза и делать петлю, забрасывая нить за
иглу.
Затем сшиваем детальки, начиная с
внутренних отверстий буквы (узелок нитки прячем внутри).
Берем иголки и нитки нужного цвета и сшиваем детали согласно
рекомендациям.
Наполнять букву синтепоном необходимо в процессе сшивания, чем плотнее
вы набьете синтепон, тем ровнее (без заломов) и объемнее будет ваша
буква. Синтепон я обычно набиваю простым карандашом с тупым концом.
Закончив сшивать, делаем узелок, прячем нитку внутрь буквы и обрезаем
нить.
Вот и получилась буква «А» из фетра. Как показала практика, коллеги, это
совершенно несложно. Правда же!
Теперь из букв можно составлять слова и применять их по своему желанию. И
я хочу показать вам, как я использую буквы из фетра в дидактических играх.
Так как у меня ребенок 7 лет, то я всегда задавалась вопросами:
-Как научить ребенка читать?
-Как выучить с ним буквы?
- Что кроме азбуки поможет это сделать?
И я нашла креативное решение проблемы - это развивающая азбука из фетра.
Такая азбука невероятно увлекательна сама по себе. Гораздо веселее учить
буквы, которые сделаны из яркого материала и можно потрогать.
Предлагаемое пособие предназначено детям старшего дошкольного возраста.
Занимаясь по ней, ребёнок познакомится с гласными и согласными буквами, с
понятиями звука, слога, слова научится делить на слоги, составлять слова.
Слушая и выполняя инструкции взрослых, ребёнок уже сейчас сможет
преодолеть многие трудности овладения навыками чтения и письма в школе.
Нестандартные интересные задания направлены на развитие зрительного и
слухового восприятия вашего ребёнка, тренировку произвольного внимания и
творческого мышления малыша. Моей дочери эта игра помогла пробудить
интерес к чтению и пополнила её словарный запас.
7. Дидактическое пособие «Азбука из фетра».
построено на принципе, который развивает память, логическое мышление и
способность к концентрации.
Цель игры:
Познакомить детей с буквами, научить читать.
Задачи игры:
- знакомство с буквами, слогами и словами.
- обучение основным навыкам чтения.
- познакомить с графическим изображением буквы;
- учить выделять первый звук из слова, пополнить словарный запас;
- закрепить умение мыслить логически;
- развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память;
- развитие слуховой и зрительной памяти;
- воспитывать умение соблюдать правила игры.
Азбука из фетра представляет собой набор из 33 букв русского алфавита
крупного размера . Мягкий обучающий алфавит из фетра выполнен из
высококачественного материала и соответствует нормам СанПиНа. Эти
буквы не боятся детских ручек, выживут, если их попробуют на зуб, легко
можно постирать.
Я вам предлагаю поиграть со мной в некоторые дидактические игры с
фетровой азбукой.
Примерные варианты игр с азбукой из фетра.
«Звуковая улица».
Цель: Учить выделять звук на фоне слова, придумывать слова на
заданный звук, определять позицию звука в слове.
«Читай-ка».
Цель: Познакомить детей с графическим изображением букв.
« Стихи».
Цель: На каждую букву алфавита выучить стихотворение.
«Цепочка».
Правила игры: Выбрать несколько согласных букв. Необходимо
придумать слова, в которые включали бы в себя эти буквы.
«Какой буквы не стало?»
Правила игры: Воспитатель выкладывает 3-4 буквы по порядку. Предлагает
закрыть глаза и убирает с дорожки одну из букв. Открыв глаза, ребенок
должен сказать какой буквы не стало?
«Собери слово».
Правила игры: Воспитатель предлагает ребенку из определенного набора
перемешанных букв сложить всевозможные слова и прочитать их.
«Самолёт».
Вариант № 1
Цель: Знакомство детей с буквами, слогами, учить читать.
Задачи:
- Познакомить детей с графическим изображением буквы;
- учить называть слова на заданную букву, читать слоги, договаривать слоги
до целого слова;
- развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память;
- воспитывать умение слушать и выполнять задания воспитателя.
Воспитатель: Самолёт летел, летел и сел на букву «П»
Дети закрывают бабочкой букву «П»
Воспитатель: Назовите слова на букву «П».
Дети: ПАПА, ПОЕЗД, ПЛАТЬЕ, ПУЗЫРЬ и т.п.
Воспитатель: Самолёт летел, летел и сел на букву «Г» и т.п.
Дети закрывают бабочкой букву «Г» и называют слова на эту букву и т.п.
«Самолёт».
Вариант № 2
Цель: Знакомство детей с буквами, слогами, учить читать.
Задачи:
- Познакомить детей с графическим изображением буквы;
- учить называть слова на заданную букву, читать слоги, договаривать слоги
до целого слова;
- развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память;
- воспитывать умение слушать и выполнять задания воспитателя.
Воспитатель: Закройте самолётом слог «МА»
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Назовите слова на слог «МА»
Дети: МАМА, МАШИНА, МАГАЗИН и т.п.
Воспитатель: Закройте самолетом слог «ПА»
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Назовите слова на слог «ПА».
Дети: ПАПА, ПАРОВОЗ, ПАР, ПАЛКА и т.п.
9. «Гости»
Цель: Познакомить детей с буквами, учить отличать гласные от согласных,
учить читать.
Задачи:
- Учить находить заданную букву среди остальных;
- составлять и читать слоги с договариванием до целого слова;
- развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память;
- воспитывать умение слушать и выполнять задания воспитателя.
Воспитатель рассказывает сказку. Ребенок по ходу должен выполнить
задание и прочитать слог с добавлением до целого слова.
Воспитатель: Жила - была буква «М». Она любила ходить в Магазин. Вот
однажды она купила
в Магазине Молоко, Мороженое, Мармелад, Мандарины.
(Дети выкладывают на карточку с изображением фетровую букву «М».)
Воспитатель: Решила буква «М» пригласить к себе в гости подружку.
Отгадайте, кого она пригласила!
Загадка: Вот шалашик, посмотри, со скамеечкой внутри.
(Дети отгадывают букву и выкладывают ее на карточку рядом с буквой
«М».)
Воспитатель: Наши буквы сели рядом. Сколько букв? (Ответы детей.)
Воспитатель: Какая первая? (Ответы детей.)
Воспитатель: Вторая? (Ответы детей.)
Воспитатель: Можно прочитать! (Дети читают «МА».)
Воспитатель: Какие слова начинаются со слога «МА»? (Дети называют.)
Воспитатель: Посидели буквы и решили поменяться местами.
(Дети переставляют буквы и читают, что получилось.)
Воспитатель: Буква «А» попрощалась и ушла домой.
(Дети убирают букву «А». Может прийти другая буква в гости, игра
продолжается.)
Игра "Почтальон".
Цель: развитие фонематического слуха, умение анализировать и обобщать.
Почтальон собрался разносить почту, но на домиках вместо адреса написаны
буквы согласные и гласные. Ребенок должен найти, в какой домик нужно
отнести почту.
Задания:
2.Отнести только в те домики, где буквы согласные.
3.Отнести только в те домики, где буквы гласные.
Возможны варианты: можно на домики вместо букв прикреплять слоги.
Задания:
1. Отнести почту в домик, где слог с согласным твердым.
2. Отнести почту в домик, где слог с согласным мягким.
Возможны варианты: можно на домике прикреплять слова.
Задания:
1.Отнести почту в домик, где в слове два слога.
2. Отнести почту в домик, где в слове один слог.
Игра "Домики для звуков".
Цель: развивать у детей осознанное восприятие твердых и мягких согласных
звуков, научить детей различать понятия звук и буква, научить детей
правильно употреблять термины «твёрдый согласный звук», «мягкий
согласный звук».
Правила игры.
Игру проводит взрослый, предварительно разрезав карточки. Убедитесь
перед началом игры, что детям понятны изображения на картинках, и они их
правильно называют. Потренируйте ребёнка произносить изолированно, т.е.
без призвука гласного звука твердые и мягкие согласные звуки. В игре
использованы только согласные буквы, которые обозначают по два
оппозиционных звука имеющих различия по твёрдости и мягкости.
Вариант 1.
Детям раздают по несколько карточек. Взрослый устанавливает очерёдность.
Ребенок называет свою картинку, выделяет первый звук в слове, даёт ему
характеристику, показывает букву, которой на письме обозначают этот звук, и
кладет карточку на домик, соответствующий мягкому звуку (зеленый домик)
или твёрдому звуку (синий домик). Если кто-то допустил ошибку, то карточка
остаётся у него. Выигрывает тот, кто первым правильно разложит свои
картинки.
Вариант 2.
Каждому ребенку раздается несколько (2,3,...) карточек и одна фишке. Все
ставят свои фишки у начала дорожки. Каждый по очереди бросает кубик и
совершает столько передвижений по кружкам, в которых написаны буквы,
сколько показал кубик. Остановившись на букве, ребенок называет её и
говорит, какие звуки она может обозначать. Затем ребёнок ищет среди своих
картинок те, названия которых начинаются на эти звуки. Если такая
картинка(и) есть, ребёнок кладёт её (их) на изображение соответствующего
домика: синего, когда картинка начинается на твердый согласный звук, или
зеленого, когда картинка начинается на мягкий согласный звук. Если кто-то
попадает на кружок с изображением «болота», то ведущий называет ему
любой звук, на который ребенок должен назвать слово, либо ведущий
называет слово, а ребенок определяет, первый звук в нём. Справившись с
заданием ведущего, ребенок бросает кубик ещё раз, а если не справился, то
остается на прежнем кружке. Выигрывает тот, кто первым освободится от
картинок.
Игра "Хлопушка".
«Сейчас я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, в
котором есть звук «к», хлопни в ладоши один раз. Если услышишь в слове
звук «г» — хлопни два раза».
Начинайте упражнение в медленном темпе, постепенно увеличивая скорость.
Говорите четко и громко, чтобы ребенок слышал все произносимые звуки.
Корова, кисель, гора , норка, карусель, гитара, сапог, сук, гардина, рука,
догнал, толкнул.
Вы можете подбирать сами слова для этого упражнения, а также и на другие
звуки. Это упражнение заодно поможет вам проверить реакцию ребенка.
Игра «Какая буква выглянула в окошко?».
Используйте любые крупные буквы из фетровой азбуки. Дополнительно
приготовьте лист большего размера с «окошком» любой формы (круглое,
квадратное, прямоугольное). Спрячьте за этим листом букву из азбуки.
Попросите ребенка узнать букву «в окошке» (по ее фрагменту). Одну и ту же
букву можно загадывать многократно, изменяя предъявляемый фрагмент «в
окошке». Игра развивает пространственное мышление и внимание.
Игра «От какой буквы деталь?».
Напишите на листе бумаги только элементы букв. Попросите ребенка угадать
и показать какие буквы вы хотели написать. Вы можете просить ребенка
назвать все буквы, которые содержат этот элемент (если вариантов ответов
несколько).
Если ребенок умеет писать, предложите ему дописать незаконченные буквы:
Игра «Какая буква следующая?».
Сидя рядом с ребенком, напишите цепочку из букв: AЛ АЛА. Попросите
малыша угадать, какая буква должна быть следующей, выбрать ее из букв
разрезной азбуки и положить в продолжение ряда или написать
самостоятельно. При этом ребенок называет буквы. Когда ребенок поймет
принцип выполнения задания, предлагайте ему в цепочках буквы, схожие по
написанию. Пусть теперь ребенок записывает ответ.
В дальнейшем можно усложнить задание и предлагать записывать не одну, а
две последующие буквы.
Это задание представляет собой логическую закономерность, развивает
логическое мышление и внимание.
Для дошкольника доступны следующие виды чередования:
хохохо
хоохоохоо
ххооххооххоо
хонохон
Игра "Кто больше слов составит?".
Цель: развитие техники осмысленного чтения. Игра проводится как
соревнование. Дети должны соединять слоги правого и левого столбиков
(напечатанных на доске) так, чтобы они образовывали осмысленные слова.
Например: КО ЛОГОР MAP КНИ МАРА ГА
КО
КО
КО
ГА
КО
КО
КО
Это далеко неполный перечень игр с фетровой азбукой. Изучив букву,
ребенок сам из них составляет слова, придумывает рассказы и игры.
Несомненно, азбука из фетра - это полезная и незаменимая вещь.
8.Инновация моего опыта.
Результатами моего педагогического творчества стало создание
дидактического пособия «Азбука из фетра» с использованием фетра, которое
соответствуют требованиям ФГОС ДОУ. Ценность заключается в том, что
оно может использоваться в работе воспитателя, логопеда, дефектолога, в
самостоятельной деятельности детей, родители могут сделать азбуку и
использовать дома при изучении букв.
Вам
уважаемые
коллеги,
я
желаю
творческого
вдохновения,
интересных
идей
в
преобразовании
развивающей среды!
Используемая литература.
1.
Зайцева А. Войлок и фетр. Эксмо, 2011.
2.
Ивановская Т. Игрушки и аксессуары из фетра. Рипол классик, 2012.
3.
Кнаке Ж. Картины из фетра своими руками. Ниола-Пресс, 2012.
4.
Соколова О. Этот удивительный фетр. Феникс, 2012.
5.
Интернет-ресурсы.