Напоминание

"Дидактическое пособие "Азбука из фетра""


Автор: Вяликова Наталья Григорьевна
Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Учебное заведение: МБДОУ №43
Населённый пункт: п.Красногорняцкий
Наименование материала: Мастер-класс
Тема: "Дидактическое пособие "Азбука из фетра""
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 43«Теремок»

п. Красногорняцкий Ростовской области

Мастер-класс на тему:

«Дидактическое пособие

«Азбука из фетра»».

Составитель:

Н.Г. Вяликова –

воспитатель первой

квалификационной категории

п. Красногорняцкий

2019 г.

1.

Аннотация.

Добрый день, уважаемые, коллеги! Я хочу поделиться своим опытом работы с

фетром и научить вас делать азбуку из фетра.

Все мы знаем, что самые лучшие игрушки для детей — сделанные с душой и

своими руками. Когда я старательно что-то мастерю, вкладывая в это всё своё

творчество и умение, поделки действительно становятся бесценными. Они

оказывают влияние на эмоциональное и нравственное развитие детей. При

изготовлении мы наделяем изделие определенными положительными эмоциями,

душой и оно становится лучшим другом малыша. Исследованиями было

установлено, что фактура материала, из которого сделано изделие, играет

значительную роль. Мягкие, пушистые материалы вызывают положительные

эмоции, стимулирующие развитие ребенка и поэтому я выбрала для себя фетр.

2. Цель и задачи мастер-класса.

Цель – изготовить букву «А» с коллегами из фетра и поделиться своим опытом

работы с азбукой из фетра.

Задачи:

1.

Рассказать историю возникновения фетра;

2.

Подготовить материалы и инструменты для изготовления буквы «А»;

3.

Познакомить со способами сшивания фетра и научить шить данную букву.

3.Обоснование темы.

Коллеги, я бы хотела с вами поделиться информацией о том, что в последние

годы изготовление из фетра аксессуаров и игрушек становится трендом

прикладного искусства. Почему из фетра? Я вам поясню: стоит он недорого,

очень большая цветовая гамма и из него легко шить. Не стоит бояться

начинать делать изделия из фетра. Ведь этот материал очень «послушный».

Творить из фетра довольно легко и просто, и начинающая рукодельница,

справится

с любыми поделками из него.

И так, что же это такое — фетр?

4.Историческая справка о фетре.

Фетр (от французского feutre - войлок) - это особенный нетканый материал,

полученный валянием пуха кролика, зайца, отходов меха пушных зверей ценных

пород, а также овечьей шерсти. Фетр производится с помощью нагревания,

увлажнения, трения, бывает разной толщины и самых невероятных цветов. В

1879 году женский журнал «Die Mod Ewe Itt» выходивший в Германии,

предложил сшить своим читательницам слоненка из фетра по прилагающейся

выкройке.

История рассказывает о том, что девушка по имени Маргарет Штайфф в 1879

году жительница немецкого города Гинген с детства прикованная к инвалидной

коляске, сшила несколько забавных игрушек в виде зверей в качестве подарка

для своих племянников на Рождество. Игрушки безумно понравились соседям, и

вскоре у Маргарет Штайфф уже было много заказов на изготовление игрушек.

В своей мастерской она начала вместе с сестрами шить и продавать

многочисленные поделки из фетра и плюша.

Впоследствии многие женские журналы в то время начали печатать выкройки и

советы по собственноручному изготовлению мягких игрушек.

В 1880 году отец молодой рукодельницы открыл небольшую мастерскую, в

которой Маргарет и ее сестры изготавливали мягкие игрушки из фетра и плюша.

Постепенно мастерская Маргарет разрослась и превратилась в фабрику мягкой

игрушки «Steiff».

Фетр можно разделить на виды в зависимости от материала, входящего в его

состав:

фетр из синтетики (акрил, полиэстер)

фетр из шерсти

фетр из полушерсти

фетр из вискозы

И благодаря этой структуре, фетр так удобен в работе и имеет много плюсов:

имеет широкую цветовую гамму, разный размер;

его можно резать и он не будет осыпаться;

его можно клеить, шить на любую сторону — ведь у фетра нет изнанки;

его можно сгибать — он пластичен, его сложно порвать;

по тактильным ощущениям — мягкий, ворсистый;

разный по толщине и плотности фетр;

хорошо держит форму.

С

введением

Федерального

государственного

образовательного

стандарта

дошкольного

образования,

вопрос

организации

развивающей

предметно-

пространственной среды стал актуальным. Создавая развивающую среду,

коллеги,

мы

должны

понимать:

что

среда,

окружающая

ребенка

должна

стимулировать

его

игровую,

коммуникативную,

познавательно-

исследовательскую, двигательную деятельность.

5.Выбор материалов, инструментов и оборудования.

Для создания алфавита из фетра нам потребуется:

Оборудование:

1.

Ножницы.

2.

Иголки.

3.

Булавки.

4.

Нитки по цвету фетра.

Материал:

1.Фетр синий, красный, зелёный.

2.Шаблон букв из бумаги.

6. Практическая часть мастер-класса.

1.Первое с чего начинается работа – это выбор шаблона букв. Выбор шаблона

для букв не так уж велик. Это могут быть печатные или прописные буквы.

Английские или русские. Можно использовать готовые шаблоны из интернета, а

можно попробовать нарисовать буквы самому на бумаге. Я вам распечатала

готовые шаблоны русских букв.

Коллеги, возьмите в руки шаблон выкройки буквы из бумаги и вырежьте её.

2.

Продолжаем нашу работу.У вас на столе

лежит фетр синий, зелёный, красный.

Какой мы возьмем для изготовления буквы «

А»?

-Правильно красный.

Приложите букву-шаблон к фетру, закрепите её

булавками и вырежьте по краю.

Рассмотрим самый распространенный вид

шва для шитья фетровых игрушек: «петельный» обметочный шов. Его

применяют для сшивания и формирования края изделия из фетра.

Прокалываем материал с лицевой стороны на изнанку и направляем острие

иглы в образовавшуюся петлю, протаскиваем иглу через петлю и плавно

тянем нитку вниз на себя. Натягиваем петлю по краю материала так, чтобы

шов плотно удерживал слои фетра, но не собирал край. Фетр нужно

прокалывать на 3-5 мм от линии среза и делать петлю, забрасывая нить за

иглу.

Затем сшиваем детальки, начиная с

внутренних отверстий буквы (узелок нитки прячем внутри).

Берем иголки и нитки нужного цвета и сшиваем детали согласно

рекомендациям.

Наполнять букву синтепоном необходимо в процессе сшивания, чем плотнее

вы набьете синтепон, тем ровнее (без заломов) и объемнее будет ваша

буква. Синтепон я обычно набиваю простым карандашом с тупым концом.

Закончив сшивать, делаем узелок, прячем нитку внутрь буквы и обрезаем

нить.

Вот и получилась буква «А» из фетра. Как показала практика, коллеги, это

совершенно несложно. Правда же!

Теперь из букв можно составлять слова и применять их по своему желанию. И

я хочу показать вам, как я использую буквы из фетра в дидактических играх.

Так как у меня ребенок 7 лет, то я всегда задавалась вопросами:

-Как научить ребенка читать?

-Как выучить с ним буквы?

- Что кроме азбуки поможет это сделать?

И я нашла креативное решение проблемы - это развивающая азбука из фетра.

Такая азбука невероятно увлекательна сама по себе. Гораздо веселее учить

буквы, которые сделаны из яркого материала и можно потрогать.

Предлагаемое пособие предназначено детям старшего дошкольного возраста.

Занимаясь по ней, ребёнок познакомится с гласными и согласными буквами, с

понятиями звука, слога, слова научится делить на слоги, составлять слова.

Слушая и выполняя инструкции взрослых, ребёнок уже сейчас сможет

преодолеть многие трудности овладения навыками чтения и письма в школе.

Нестандартные интересные задания направлены на развитие зрительного и

слухового восприятия вашего ребёнка, тренировку произвольного внимания и

творческого мышления малыша. Моей дочери эта игра помогла пробудить

интерес к чтению и пополнила её словарный запас.

7. Дидактическое пособие «Азбука из фетра».

построено на принципе, который развивает память, логическое мышление и

способность к концентрации.

Цель игры:

Познакомить детей с буквами, научить читать.

Задачи игры:

- знакомство с буквами, слогами и словами.

- обучение основным навыкам чтения.

- познакомить с графическим изображением буквы;

- учить выделять первый звук из слова, пополнить словарный запас;

- закрепить умение мыслить логически;

- развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память;

- развитие слуховой и зрительной памяти;

- воспитывать умение соблюдать правила игры.

Азбука из фетра представляет собой набор из 33 букв русского алфавита

крупного размера . Мягкий обучающий алфавит из фетра выполнен из

высококачественного материала и соответствует нормам СанПиНа. Эти

буквы не боятся детских ручек, выживут, если их попробуют на зуб, легко

можно постирать.

Я вам предлагаю поиграть со мной в некоторые дидактические игры с

фетровой азбукой.

Примерные варианты игр с азбукой из фетра.

«Звуковая улица».

Цель: Учить выделять звук на фоне слова, придумывать слова на

заданный звук, определять позицию звука в слове.

«Читай-ка».

Цель: Познакомить детей с графическим изображением букв.

« Стихи».

Цель: На каждую букву алфавита выучить стихотворение.

«Цепочка».

Правила игры: Выбрать несколько согласных букв. Необходимо

придумать слова, в которые включали бы в себя эти буквы.

«Какой буквы не стало?»

Правила игры: Воспитатель выкладывает 3-4 буквы по порядку. Предлагает

закрыть глаза и убирает с дорожки одну из букв. Открыв глаза, ребенок

должен сказать какой буквы не стало?

«Собери слово».

Правила игры: Воспитатель предлагает ребенку из определенного набора

перемешанных букв сложить всевозможные слова и прочитать их.

«Самолёт».

Вариант № 1

Цель: Знакомство детей с буквами, слогами, учить читать.

Задачи:

- Познакомить детей с графическим изображением буквы;

- учить называть слова на заданную букву, читать слоги, договаривать слоги

до целого слова;

- развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память;

- воспитывать умение слушать и выполнять задания воспитателя.

Воспитатель: Самолёт летел, летел и сел на букву «П»

Дети закрывают бабочкой букву «П»

Воспитатель: Назовите слова на букву «П».

Дети: ПАПА, ПОЕЗД, ПЛАТЬЕ, ПУЗЫРЬ и т.п.

Воспитатель: Самолёт летел, летел и сел на букву «Г» и т.п.

Дети закрывают бабочкой букву «Г» и называют слова на эту букву и т.п.

«Самолёт».

Вариант № 2

Цель: Знакомство детей с буквами, слогами, учить читать.

Задачи:

- Познакомить детей с графическим изображением буквы;

- учить называть слова на заданную букву, читать слоги, договаривать слоги

до целого слова;

- развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память;

- воспитывать умение слушать и выполнять задания воспитателя.

Воспитатель: Закройте самолётом слог «МА»

Дети выполняют задание.

Воспитатель: Назовите слова на слог «МА»

Дети: МАМА, МАШИНА, МАГАЗИН и т.п.

Воспитатель: Закройте самолетом слог «ПА»

Дети выполняют задание.

Воспитатель: Назовите слова на слог «ПА».

Дети: ПАПА, ПАРОВОЗ, ПАР, ПАЛКА и т.п.

9. «Гости»

Цель: Познакомить детей с буквами, учить отличать гласные от согласных,

учить читать.

Задачи:

- Учить находить заданную букву среди остальных;

- составлять и читать слоги с договариванием до целого слова;

- развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память;

- воспитывать умение слушать и выполнять задания воспитателя.

Воспитатель рассказывает сказку. Ребенок по ходу должен выполнить

задание и прочитать слог с добавлением до целого слова.

Воспитатель: Жила - была буква «М». Она любила ходить в Магазин. Вот

однажды она купила

в Магазине Молоко, Мороженое, Мармелад, Мандарины.

(Дети выкладывают на карточку с изображением фетровую букву «М».)

Воспитатель: Решила буква «М» пригласить к себе в гости подружку.

Отгадайте, кого она пригласила!

Загадка: Вот шалашик, посмотри, со скамеечкой внутри.

(Дети отгадывают букву и выкладывают ее на карточку рядом с буквой

«М».)

Воспитатель: Наши буквы сели рядом. Сколько букв? (Ответы детей.)

Воспитатель: Какая первая? (Ответы детей.)

Воспитатель: Вторая? (Ответы детей.)

Воспитатель: Можно прочитать! (Дети читают «МА».)

Воспитатель: Какие слова начинаются со слога «МА»? (Дети называют.)

Воспитатель: Посидели буквы и решили поменяться местами.

(Дети переставляют буквы и читают, что получилось.)

Воспитатель: Буква «А» попрощалась и ушла домой.

(Дети убирают букву «А». Может прийти другая буква в гости, игра

продолжается.)

Игра "Почтальон".

Цель: развитие фонематического слуха, умение анализировать и обобщать.

Почтальон собрался разносить почту, но на домиках вместо адреса написаны

буквы согласные и гласные. Ребенок должен найти, в какой домик нужно

отнести почту.

Задания:

2.Отнести только в те домики, где буквы согласные.

3.Отнести только в те домики, где буквы гласные.

Возможны варианты: можно на домики вместо букв прикреплять слоги.

Задания:

1. Отнести почту в домик, где слог с согласным твердым.

2. Отнести почту в домик, где слог с согласным мягким.

Возможны варианты: можно на домике прикреплять слова.

Задания:

1.Отнести почту в домик, где в слове два слога.

2. Отнести почту в домик, где в слове один слог.

Игра "Домики для звуков".

Цель: развивать у детей осознанное восприятие твердых и мягких согласных

звуков, научить детей различать понятия звук и буква, научить детей

правильно употреблять термины «твёрдый согласный звук», «мягкий

согласный звук».

Правила игры.

Игру проводит взрослый, предварительно разрезав карточки. Убедитесь

перед началом игры, что детям понятны изображения на картинках, и они их

правильно называют. Потренируйте ребёнка произносить изолированно, т.е.

без призвука гласного звука твердые и мягкие согласные звуки. В игре

использованы только согласные буквы, которые обозначают по два

оппозиционных звука имеющих различия по твёрдости и мягкости.

Вариант 1.

Детям раздают по несколько карточек. Взрослый устанавливает очерёдность.

Ребенок называет свою картинку, выделяет первый звук в слове, даёт ему

характеристику, показывает букву, которой на письме обозначают этот звук, и

кладет карточку на домик, соответствующий мягкому звуку (зеленый домик)

или твёрдому звуку (синий домик). Если кто-то допустил ошибку, то карточка

остаётся у него. Выигрывает тот, кто первым правильно разложит свои

картинки.

Вариант 2.

Каждому ребенку раздается несколько (2,3,...) карточек и одна фишке. Все

ставят свои фишки у начала дорожки. Каждый по очереди бросает кубик и

совершает столько передвижений по кружкам, в которых написаны буквы,

сколько показал кубик. Остановившись на букве, ребенок называет её и

говорит, какие звуки она может обозначать. Затем ребёнок ищет среди своих

картинок те, названия которых начинаются на эти звуки. Если такая

картинка(и) есть, ребёнок кладёт её (их) на изображение соответствующего

домика: синего, когда картинка начинается на твердый согласный звук, или

зеленого, когда картинка начинается на мягкий согласный звук. Если кто-то

попадает на кружок с изображением «болота», то ведущий называет ему

любой звук, на который ребенок должен назвать слово, либо ведущий

называет слово, а ребенок определяет, первый звук в нём. Справившись с

заданием ведущего, ребенок бросает кубик ещё раз, а если не справился, то

остается на прежнем кружке. Выигрывает тот, кто первым освободится от

картинок.

Игра "Хлопушка".

«Сейчас я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, в

котором есть звук «к», хлопни в ладоши один раз. Если услышишь в слове

звук «г» — хлопни два раза».

Начинайте упражнение в медленном темпе, постепенно увеличивая скорость.

Говорите четко и громко, чтобы ребенок слышал все произносимые звуки.

Корова, кисель, гора , норка, карусель, гитара, сапог, сук, гардина, рука,

догнал, толкнул.

Вы можете подбирать сами слова для этого упражнения, а также и на другие

звуки. Это упражнение заодно поможет вам проверить реакцию ребенка.

Игра «Какая буква выглянула в окошко?».

Используйте любые крупные буквы из фетровой азбуки. Дополнительно

приготовьте лист большего размера с «окошком» любой формы (круглое,

квадратное, прямоугольное). Спрячьте за этим листом букву из азбуки.

Попросите ребенка узнать букву «в окошке» (по ее фрагменту). Одну и ту же

букву можно загадывать многократно, изменяя предъявляемый фрагмент «в

окошке». Игра развивает пространственное мышление и внимание.

Игра «От какой буквы деталь?».

Напишите на листе бумаги только элементы букв. Попросите ребенка угадать

и показать какие буквы вы хотели написать. Вы можете просить ребенка

назвать все буквы, которые содержат этот элемент (если вариантов ответов

несколько).

Если ребенок умеет писать, предложите ему дописать незаконченные буквы:

Игра «Какая буква следующая?».

Сидя рядом с ребенком, напишите цепочку из букв: AЛ АЛА. Попросите

малыша угадать, какая буква должна быть следующей, выбрать ее из букв

разрезной азбуки и положить в продолжение ряда или написать

самостоятельно. При этом ребенок называет буквы. Когда ребенок поймет

принцип выполнения задания, предлагайте ему в цепочках буквы, схожие по

написанию. Пусть теперь ребенок записывает ответ.

В дальнейшем можно усложнить задание и предлагать записывать не одну, а

две последующие буквы.

Это задание представляет собой логическую закономерность, развивает

логическое мышление и внимание.

Для дошкольника доступны следующие виды чередования:

хохохо

хоохоохоо

ххооххооххоо

хонохон

Игра "Кто больше слов составит?".

Цель: развитие техники осмысленного чтения. Игра проводится как

соревнование. Дети должны соединять слоги правого и левого столбиков

(напечатанных на доске) так, чтобы они образовывали осмысленные слова.

Например: КО ЛОГОР MAP КНИ МАРА ГА

КО

КО

КО

ГА

КО

КО

КО

Это далеко неполный перечень игр с фетровой азбукой. Изучив букву,

ребенок сам из них составляет слова, придумывает рассказы и игры.

Несомненно, азбука из фетра - это полезная и незаменимая вещь.

8.Инновация моего опыта.

Результатами моего педагогического творчества стало создание

дидактического пособия «Азбука из фетра» с использованием фетра, которое

соответствуют требованиям ФГОС ДОУ. Ценность заключается в том, что

оно может использоваться в работе воспитателя, логопеда, дефектолога, в

самостоятельной деятельности детей, родители могут сделать азбуку и

использовать дома при изучении букв.

Вам

уважаемые

коллеги,

я

желаю

творческого

вдохновения,

интересных

идей

в

преобразовании

развивающей среды!

Используемая литература.

1.

Зайцева А. Войлок и фетр. Эксмо, 2011.

2.

Ивановская Т. Игрушки и аксессуары из фетра. Рипол классик, 2012.

3.

Кнаке Ж. Картины из фетра своими руками. Ниола-Пресс, 2012.

4.

Соколова О. Этот удивительный фетр. Феникс, 2012.

5.

Интернет-ресурсы.



В раздел образования