Напоминание

Тематический библиотечный урок


Автор: Гладких Ирина Дмитриевна
Должность: педагог-библиотекарь
Учебное заведение: БМАОУ "Лицей№7"
Населённый пункт: г.Берёзовский Свердловская область
Наименование материала: из опыта работы
Тема: Тематический библиотечный урок
Раздел: среднее образование





Назад




Тематический библиотечный урок как одна из форм патриотического

воспитания

1.Введение.

В современном мире обеспечение целостности российского общества

является ключевой задачей государственной политики Российской

Федерации. На федеральном уровне патриотическое воспитание выделено в

качестве приоритетного направления, были разработаны и успешно

реализованы Государственные программы патриотического воспитания

граждан Российской Федерации на 2001-2005, 2006-2010, 2011-2015 и 2016-

2020 годы. Целью государственной политики в сфере патриотического

воспитания является обеспечение необходимых условий для повышения

гражданской ответственности за судьбу страны, готовности граждан к

защите Родины, повышения уровня консолидации общества для решения

задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития

Российской Федерации, вовлечения граждан в процесс защиты, сбережения и

укрепления могущества Российской Федерации, обеспечения

преемственности поколений россиян, укрепления чувства сопричастности

граждан к истории и культуре России.

2.Как быстро бежит время, сменяются времена года, мелькают картинки

перед глазами, порой кажется, что жизнь мчится неумолимо мимо нас, и

даже не всегда удается следить за происходящим круговоротом событий.

Давно ли, как казалось, были снесены все запреты, забыты заветы и

наставления грядущих поколений, страна с бешенной скоростью неслась к

новым идеалам и ценностям, не имеющим ничего общего с такими

надоевшими лозунгами Советского Союза. И вот опять новое веяние, а

точнее возвращение к уже начинавшему забываться прошлому,

«патриотизм», вновь пытаются сделать частью повседневной жизни. Активно

заработала государственная машина. Но реально ли «внушить» человеку,

гражданину чувство любви к Родине? И правильной ли дорогой опять

движемся? Ведь если проанализировать имеющийся опыт, то становится, к

сожалению, видно, что далеко не все граждане Советского Союза, не смотря

на громкие лозунги, понимают, что же такое патриотизм, и что значит быть

патриотом. Напротив, если задавать вопрос «Патриотизм, есть ли он сейчас и

нужен ли он стране?», многие отмахнутся, не желая задумываться, или же и

вовсе эти вопросы вызывают усмешку или недовольство, как надоевшие за

долгие годы. Вот и назревает разумный вопрос «Патриотизм - дань моде или

же все-таки истинная природа человека?», а если природа, - то как не

загубить росточки в молодом поколении, а напротив, способствовать их

развитию…

3.Все мы с детства знаем, что патриотизм - это чувство любви к Родине. Но

вот как ее любить, никто, к сожалению, не объяснил. Как не объяснили, что

значит быть патриотом, именно поэтому многим и кажется, что это опять

всего лишь громкие слова, не имеющие реальной почвы. На самом деле

истинный патриотизм, не имеет ничего общего с модой, внешними

атрибутами, громкими и пафосными речами, он заложен и есть в каждом

человеке. Его нельзя внушить или привить, а только можно помочь

раскрыться лучшим качествам человека, таким как: уважение к себе и

окружающим, терпимость, трудолюбие, ответственность, честь, совесть,

долг, мораль, принципы, с которыми каждый идет по жизни.

Одно из направлений работы школьной библиотеки -это героико-

патриотическое воспитание ‒ сохранение и популяризация

исторического, литературного, документального наследия Великой

Отечественной войны; увековечивания подвига ветеранов войны и

тружеников тыла, их героического вклада в Победу; укрепление связи

между ветеранами и молодёжью и т. д.; пропаганда службы в армии,

воспитание гордости за военные достижения родной страны.

4. Деятельность библиотек, направленная на сохранение исторической

памяти и передаче её подрастающему поколению через систему

информационно-библиотечных мероприятий, может быть очень

разносторонней. Среди форм работы могут быть:

Премьера журнала;

Презентация книги;

Защита читательского формуляра;

Выставки;

Литературные экскурсии;

Читательские конференции;

Круглый стол;

Устный литературный журнал; книжные обзоры;

Час интересной книги;

5.Но мне, хотелось бы сегодня остановиться на такой форме работы с

учащимися как библиотечный урок. Эта форма не новая, но зарекомендовала

себя в рамках классно-урочной системы современной школы как наиболее

востребованная. Она имеет ряд преимуществ перед другими формами

библиотечной работы:

Проводится, как правило в рамках одного класса;

Время проведения соответствует временному отрезку урока;

Не требует от участников заблаговременной подготовки;

Проводится на базе библиотечного центра, что дает определённый

психологический настрой «встреча с книгой», «атмосфера уюта,

доверительности»;

Проводит библиотекарь, а не учитель, следовательно, ни о каких

двойках речь идти не может;

Как правило, в библиотеках существуют постоянные выставки о книгах

о В.О. войне;

Библиотекарь является той палочкой –выручалочкой, с помощью

которой можно закрыть окно в расписании.

В связи с реальными условиями существования библиотеки в школе эта

форма мне очень близка и используется в полной мере.

6. Из опыта работы.

Хочу поделиться с коллегами своими наработками. В нашем БИЦ

разработана серия библиотечных уроков о нашем земляке, уроженце

Талицкого района, герое Советского союза, разведчике Николае Ивановиче

Кузнецове. Тема благодатна, потому, что здесь счастливо слились несколько

литературных произведений и, конечно, документальные материалы о герое

В.О. войны:

Медведев Д. Сильные духом. М.: Советский писатель,1959.

Брюханова Л.,Кузнецов В. Разведчик Николай Кузнецов. Свердловск:

СреднеУральское книжное издательство,1969.

Кузнецов В. Брюханова Л….И стал разведчиком. Свердловск:

СреднеУральское книжное издательство,1983.

Документальная повесть Т.К. Гладкова Николай Кузнецов.

Екатеринбург:Издательский дом «Сократ»2011.(Жизнь замечательных

уральцев).

Методика проведения библиотечного урока предполагает интересный,

увлекательный рассказ педагога-библиотекаря о детстве, биографии героя,

это позволяют сделать документальная повесть. В доверительной беседе

школьники представляют Никанора Кузнецова своим сверстником, который

также, как и они учится в школе, овладевает немецким языком, заботится о

младших, помогает с домашними делами, а вечерами бегает в аптеку, где

старый аптекарь-немец говорит с ним на чистом немецком!

Следя за биографией героя, вот мы уже шагаем с Николаем по цехам

Уралмаша, ведем инженеров из Германии по заводу, осваиваем немецкое

технологическое оборудование. И узнаём, что немцы удивлены, узнав в

прекрасно говорящем на немецком языке инженере, русского парня.

А вот уже и первое боевое задание добровольца: десант в один из

партизанских отрядов, внедрение в фашистские войска под видом немецкого

офицера Пауля Зиберта.

Особенный интерес вызывают у ребят рискованные операции партизан с

участием Николая Кузнецова, граничащие по дерзости с операциями героев

популярных американских боевиков «Крепкий орешек», «Рембо» и др.

Обычно, когда звенит звонок, никто из ребят не спешит покинуть библиотеку,

время, проведённое на библиотечном уроке, пролетело так быстро! Считаю,

что такие библиотечные уроки приносят большую пользу, чем просто

патриотические призывы. Книги авторов экранизированы, можно и

необходимо использовать самые яркие фрагменты.

7. Считаю, что Тема «Уральского добровольческого корпуса» в

патриотическом воспитании учащихся просто необходима. Она позволяет

каждому ребёнку прочувствовать гордость за свою малую родину,

героическое прошлое своих земляков, мощь инженерной мысли уральцев.

Что становится очень актуальным в связи с темой дня «уральской

инженерной школой». Здесь можно варьировать мероприятия в зависимости

от возрастной группы. Здесь может быть представлен весь спектр

мероприятий.

Серия библиотечных уроков:

«Сотворение брони» о создателе танка Т-34 Кошкине;

«Прославленная Тридцатьчетвёрка»;

«Герои Советского Союза, командиры Уральского добровольческого»;

«Ветеран корпуса В. Очеретин. Судьба и творчество»;

«Лобва –родина героев»;

Хочу особо отметить, что как правило, очень сложно заинтересовать

мероприятием мальчиков, обычно, они, в силу своей ментальности, не

склонны к каким-то дополнительным загрузкам. Но когда начинается

разговор о том, в чем преимущества Т-34 по сравнению с танком КВ, как

инженер Кошкин приехал на своем танке с Урала в Москву, и прошёл

жёсткие испытания, равнодушных в этом разговоре нет.

Разработана еще одна краеведческая тема о создании мотоцикла «Урал» в

годы войны, на «Ирбитском мотоциклетном заводе», что позволило нашим

разведчикам успешно покрывать большие расстояния в поисках «языка». Это

еще одна важная и интересная страница нашего замечательного героического

края.

Надо отдать должное такой форме как «Урок мужества», как эффективная

форма работы по патриотическому воспитанию. Живой рассказ ветерана,

участника событий еще раз дает ребятам возможность «потрогать» историю.

8. 27 сентября этого года в школах города прошёл День чтения. Он был

использован библиотекарем-педагогом как еще одна площадка по

патриотическому воспитанию.

Школа читала произведения замечательного детского писателя Альберта

Анатольевича Лиханова, которому в этом году исполняется75 лет.

Дети войны… эта тема близка учащимся, интересна. К ребятам обратился

сам автор, сказав, что и в наше время каждый человек делает свой

нравственный выбор. Думаю, что чтение его книг «Мой генерал»,

«Последние холода», «Магазин ненаглядных пособий», повести для

старшеклассников «Никто», «Непрощенная», не оставили никого

равнодушными и внесли свою лепту в патриотическое воспитание

лицеистов. Фонд художественной литературы позволяет обслуживать

запросы как в рамках программы, так и свободного чтения.

9. Подводя итоги по использованию форм библиотечной работы по

патриотическому воспитанию учащихся можно отметить следующее:

Информация с библиотечных уроков превращается в темы сочинений,

учащихся на традиционных конкурсах сочинений;

Темы библиотечных уроков помогут выпускникам на ежегодной

аттестации в форме сочинения;

Библиотечные уроки влияют на воспитательные моменты, дают почву

для размышлений о собственных поступках и поступках окружающих;

Позволяют учащимся гуманнее относится друг к другу, проявлять

милосердие к слабым и престарелым;

Учат ценить добро, дружбу, воспитывают патриотические чувства,

действенное служение отечеству;

формируют чувства гордости за свою малую родину, своих земляков.

Резко возрастают такие показатели работы центра по обслуживанию

читателей как читаемость и посещаемость библиотеки;

Применение ИКТ в работе школьного БИЦ позволит осуществлять новые

проекты с учащимися. Считаю перспективным направление по созданию

Буктрейлеров по произведениям авторов книг. У этого направления большое

будущее, т.к. оно имеет ряд значительных преимуществ в визуальном ряде,

что позволяет применять возможности мультимедиа в полном объёме.

Создание буктрейлеров способно придать новый образ уже известным

произведениям, что открывает новые перспективы в работе БИЦ.



В раздел образования