"Мы вместе "Пути сотрудничества воспитателя и семьи"
Автор: Кучерова Галина Анатольевна Должность: воспитатель Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение "Ценрт развития - Детский сад №30 "Фиалка" Населённый пункт: г. Железногорск, Красноярского края Наименование материала: Из опыта работы Тема: "Мы вместе "Пути сотрудничества воспитателя и семьи" Раздел: дошкольное образование
МЫ ВМЕСТЕ: ПУТИ СОТРУДНИЧЕСТВА ВОСПИТАТЕЛЯ И СЕМЬИ
Кучерова Г.А – воспитатель
МБДОУ №30 «Фиалка»
В
работе
«Мы
вместе:
пути
сотрудничества
воспитателя
и
семьи»
воспитатель МКДОУ №30 «Фиалка», ЗАТО г. Железногорск, Красноярского
края делится своим опытом по взаимодействию с семьей. Педагог раскрывает
направления своей деятельности в работе с семьей.
Мир маленького ребёнка неразрывно связан с миром его близких людей,
его семьи. На становление личности дошкольника оказывает сильное влияние
характер каждого человека, находящегося рядом, традиции семьи, её культура и
взаимоотношения между взрослыми и детьми. Именно поэтому нам, педагогам,
необходимо знать условия воспитания каждого ребенка в семье, и тесно
взаимодействовать с семьями малышей.
Исходя из собственного опыта взаимодействия с родителями, я поставила
перед собой цель: гармоничное развитие ребенка через создание системы
доверительных взаимоотношений между воспитателем и родителями.
Любое начинание в педагогической деятельности будет эффективным,
если в нем принимают активное участие родители. Для того чтобы работа с
родителями носила разнообразный характер, я использую разные формы
сотрудничества. Где очень хорошо видно взаимодействие воспитателя и
родителей. В своей работе я использую все формы сотрудничества.
Информационно–аналитическая форма направлена на выявление уровня
педагогической
грамотности
родителей,
их
интересов,
потребностей,
установление
эмоционального
контакта
между
педагогами,
родителями
и
детьми.
Исходя их этого, свою работу начинаю с первого родительского собрания.
Когда группа только формируется, дети находятся на адаптации, а некоторые
родители еще даже не привели своих малышей в детский сад. Тема собрания
так и звучит: «Теперь мы вместе!». Здесь я рассказала мамам и папам:
об особенностях адаптации детей раннего возраста к детскому саду,
о том, как нам сообща необходимо организовать жизнь наших
малышей,
делилась опытом предыдущих лет,
показала фотоальбомы из жизни группы.
Такой шаг позволил мне, с первого момента знакомства с детским садом,
заинтересовать
будущих
наших
родителей
и
дать
им
понять,
что только
вместе, мы сможем решать любые возникающие вопросы и находить выход из
сложных
ситуаций.
Благодаря
такому
тесному
взаимодействию
успешно
растить и развивать наших малышей. Так как сейчас все родители заняты, и
современный ритм жизни диктует свои правила. Я вынуждена была уйти от
устаревшего лекционного метода проведения собрания. Сейчас я использую
такие приемы, которые:
активизируют внимание уставших родителей,
способствуют более легкому запоминанию сути бесед,
создают особый настрой на доброжелательный разговор.
После вступительной части, которая может быть проведена в форме:
деловой игры,
практических упражнений,
фрагментов непосредственной образовательной деятельности с детьми и
др.,
перехожу к диалогу, в ходе которого:
обмениваемся мнениями о достижениях детей,
обсуждаем новости из жизни группы,
выявляем
напряженные
вопросы
(я
обязана
знать,
какие
вопросы
вызывают
у
родителей
напряжение,
чтобы
вовремя
предотвратить
возможную конфликтную ситуацию).
Чтобы лучше узнать семьи своих будущих воспитанников:
провожу индивидуальные беседы,
анкетирование.
Следующая форма наглядно – информационная.
Она направлена на
знакомство
родителей
с
дошкольным
учреждением,
на
обогащение
знаний
родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста.
Я использую все виды направления работы с родителями. Чтобы подчеркнуть
значимость образовательной деятельности для дошкольника, основной упор
делаю на участие родителей в проектной деятельности.
Чтобы познакомиться поближе, я предлагаю мамам и папам поучаствовать в
нашем первом проекте «Моя семья». В ходе, которого родителям предлагается
написать рассказ о своей семье, в котором были бы отражены особенности
семьи, традиции и взгляды на воспитание ребёнка. Затем все рассказы мы
оформляем в общий семейный альбом группы и помещаем его в уголке для
родителей.
Таким
образом,
родители
получают
возможность
познакомиться
друг
с
другом,
а
я
могу
выяснить
их
увлечения
и
предпочтения,
чтобы
выстроить
дальнейший
маршрут
сотрудничества. Приняв
участие
в
таком
проекте, семьи с интересом участвуют во всех проектах группы.
Искренняя заинтересованность в судьбе каждого малыша помогла убедить
многих родителей в том, что их участие в жизни группы просто необходимо.
Мамы, папы, бабушки и дедушки становятся частыми гостями группы, активно
принимающими участие в жизни малышей.
Родителями со своими детьми с удовольствием участвуют в различных
конкурсах и выставках, как местного, так и городского уровня: таких как
«Новогоднее чудо», «Поделки из природного и бросового материала», «Нос
морковкой»,
«Зеленая
планета»
и
другие.
Между
родителями
возникает
соревновательный интерес, каждый хочет, чтоб его поделка, либо участие в деле
было лучшим. Совместные дела объединяют детей и родителей. В процессе
общей трудовой деятельности ребенок чувствует свою значимость, осознает
свою пользу, что приносит ему радость, поддерживает интерес и желание
мастерить. Он начинает понимать, что конечный результат зависит и от него,
учится распределять обязанности между членами семьи и планировать процесс
изготовления предмета выставки. А самое ценное – это то, что дети и взрослые
совместно проводят время, занимаются общим делом.
Познавательная форма направлена на формирование у родителей
практических навыков воспитания, на знакомство родителей с возрастными и
психологическими особенностями детей дошкольного возраста.
Чтобы
вовлечь
в
эту
творческую
деятельность
как
можно
больше
представителей семей, я провожу для них мастер-классы по изготовлению
поделок из солёного теста, из бумаги в технике «квиллинг».
Для молодых семей я организовала клуб «Росточек».
На наших занятиях
в клубе молодой семьи родители приобретают необходимый багаж знаний, а
заодно знакомятся с особенностями образовательного учреждения. Благодаря
таким
формам
взаимодействия
родители
чувствуют
себя
полноценными
участниками воспитательно-образовательного процесса и учатся отвечать за
результаты воспитания и обучения ребенка наравне с педагогами детского сада.
Досуговая форма
направлена на установление эмоционального контакта
между
педагогами
и
родителями
и
детьми,
на
теплые
доверительные
отношения. Эта форма работы оказалась самой привлекательной, наверное,
даже самой востребованной. Здесь родители могли увидеть проблемы своего
ребенка, трудности во взаимоотношениях.
В
нашей
группе
проходят
как
традиционные
праздники,
так
и
тематические: «День Именинника», «Праздник цветов», «Праздник мыльных
пузырей», «Добрый вечер сказка», «Папа, мама, я дружная семья».
Дети всех возрастов очень любят сказки, но так как они еще маленькие, я
предложила
родителям
поставить
спектакль
«Заюшкин
дом»
для
своих
малышей. Родители с удовольствием окликнули на мое предложение, сами
распределили и выучили роли, сшили костюмы, изготовили декорации. Глаза
детей светились неподдельной радостью и восхищением, когда они видели в
роли героев сказки своих мам и пап.
Прошло время, ребята подросли и следующую сказку «Кто сказал мяу?»
мы
ставили
уже
совместно:
родители
и
дети.
Дети
с
удовольствием
перевоплощались в сказочных героев. В ходе подготовки сказки укрепились
детско
–
родительские
отношения.
Они
стали
более
доверительными,
искренними, добрыми.
Взаимодействие родителей и педагогов детского сада редко возникает
сразу.
Это
длительный
процесс,
долгий
и
кропотливый
труд,
требующий
терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. Я не останавливаюсь на
достигнутом. Продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями, у
нас одна цель : воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков
мир, который он создает вокруг себя.
Опыт работы позволяет сделать следующие
ВЫВОД:
В
результате
целенаправленной
работы
по
созданию
системы сотрудничества с родителями, я могу утверждать, что дети
комфортно чувствуют себя в детском саду, с удовольствием каждый день
идут в группу. И что немало важно, результаты мониторинга показывают
высокий уровень освоения программного материала.
И
ещё !
НЕ
ЗАБЫВАЙТЕ
ХВАЛИТЬ
И
ПООЩРЯТЬ
СВОИХ
РОДИТЕЛЕЙ.
Каждый
человек,
сделав
какую-нибудь
работу,
нуждается
в
оценке своего труда. И родители не исключение. Я всегда делаю это при любом
удобном случае, и родители платят мне тем же.
(цыганка, в конце учебного года
для самых активных родителей благодарственные письма).