Напоминание

"Правописание падежных окончаний имен прилагательных женского рода"


Автор: Малюта Наталья Митрофановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ ООШ№9
Населённый пункт: Краснодарский край,Славянский район,станица Петровская
Наименование материала: урок русского языка
Тема: "Правописание падежных окончаний имен прилагательных женского рода"
Раздел: среднее образование





Назад




Урок русского языка в 4-м классе.

Тема: Правописание падежных окончаний имен прилагательных

женского рода

Цели:

1.

Познакомить учащихся с особенностями склонения имен прилагательных

женского рода.

2.

Формирование

навыка

правописания

падежных

окончаний

имен

прилагательных мужского и среднего рода единственного числа.

3.

Развивать

творческие

способности,

умения

точно

употреблять

имена

прилагательные в устной и письменной речи.

4.

Воспитывать чувства красоты, гармонии, чувство любви к родной природе.

Ход урока

I. Организационный момент.

- Какое время года сейчас хозяйничает? Докажите. (зима)

II. Мотивационно-целевой этап

- Изменчива погода в феврале: то выглянет ясное солнышко, то вдруг нахмурится

небо, завоет ветер, закружит вихрем снежные хлопья.

- Дайте общее названия словам, записанным на доске.

Метель, позёмка, пурга, вьюга, гололедица.

- Назовите лишнее слово. (гололедица)

- Почему? (гололедица – это когда после оттепели на дорогах образуется лёд)

- Прочитайте оставшиеся слова. Что заметили? (оставшиеся слова имеют общее

значение, связанное с ветром).

- Как называются такие слова? (синонимы).

- Попробуем вместе расположить эти слова по мере усиления значения и

объяснить смысл каждого слова. (Используют словарь)

- Называйте. (позёмка, метель, вьюга, пурга).

- Сравните слова ещё раз. Чем они похожи?

- Какое слово может быть лишним?

Пурга – нет мягких согласных;

Вьюга – первый слог ударный;

Позёмка – есть приставка;

Метель – все согласные мягкие, существительное третьего склонения.

- Составьте словосочетание существительное + прилагательное с данным словом и

предложения и постарайтесь определить падеж имен прилагательных.

Работа в парах

-Сформулируйте вопросы, возникшие поле выполненной работы. (Вопросы детей:

Какие вопросы прилагательных в каждом падеже? Какие могут быть окончания

прилагательных в каждом падеже? )

По просьбе учителя ученики формулируют цель деятельности – «найти ответы

на интересующие нас вопросы».

III. Ориентировочный этап.

Учитель обращается к детям с вопросом:

Как мы можем получить ответы на интересующие нас вопросы?

- Просклонять прилагательные женского рода по падежам. Пронаблюдать за

изменение прилагательных по падежам, за изменением его окончаний.

IV.Поисково-исследовательский этап.

Работа в парах:

- Давайте просклоняем словосочетание ЛЕГКАЯ ЗИМНЯЯ МЕТЕЛЬ и выделим

окончания прилагательных.

(Один работает индивидуально у доски. Затем сверяют свои работы по доске и

анализируют.)

И.п.

какая?

лёгкая

зимняя

метель

Р.п.

какой?

лёгкой

зимней

метели

Д.п.

какой?

лёгкой

зимней

метели

В.п.

какую?

лёгку

ю

зимню

ю

метель

Т.п.

какой?

лёгкой

зимней

метель

ю

П.п.

о

какой?

лёгкой

зимней

метели

Работа в группах:

- В каких падежах имена прилагательные женского рода отвечают на одинаковые

вопросы и имеют одни и те же окончания?

- Какие окончания имеют прилагательные в В.п.? Т.п.?

К какому выводу вы пришли:

ВЫВОД: Имена прилагательные женского рода в родительном, дательном,

творительном и предложном падежах имеют окончание –ой (-ей).

В творительном падеже может быть также окончание –ою (-ею).

В винительном падеже прилагательные женского рода имеют окончание –ую (-

юю)

- Определите теперь тему нашего сегодняшнего урока и сформулируйте ее

(Правописание падежных окончаний имен прилагательных женского рода)

Вывешивается алгоритм

АЛГОРИТМ:

а) Определить род и падеж;

б) Вспомнить окончание в этом падеже;

в) Сравнить окончание прилагательного и окончание вопроса

А теперь по алгоритму выполним Упр. 315 с. 139 с комментированием

V. Практический этап

Работа в группах:

А теперь по картине «Зима» напишем мини-сочинение. Выберите вариант

написания сочинения по своим силам:

1 вариант: Пишем сами.

2 вариант: Просим маленькой помощи.

3 вариант: Просим большой помощи.

После написания сочинения из полученного текста у прилагательных выделяют

окончания и определяют род и падеж.

Далее прослушиваются полученные сочинения, а оценивают работу каждого в

группе и работы других групп.

VI. Рефлексивно-оценочный этап.

-Индивидуально на компьютерах выполняют тесты для закрепления знаний по

склонению прилагательных и оценивают свою работу.

Работа в группах:

Оценивают степень достижения цели урока и определяют круг новых вопросов.

Приложение к уроку

АЛГОРИТМ: (на листочке)

а) Определить род и падеж;

б) Вспомнить окончание в этом падеже;

в) Сравнить окончание прилагательного и окончание вопроса

Тест с гиперссылкой «Имя прилагательное»

1.Какие признаки присущи именам прилагательным?

А) делают речь более выразительной;

Б) обозначают признак действия;

В) обозначают признак предмета;

Г) изменяются по родам;

Д) относятся к одному из трех рядов

.

2. Как определить род, число и падеж имени прилагательного?

А) по вопросу ; б) по окончанию;

В) по роду, числу и падежу связанного с ним существительного

.

3. Каков падеж имени прилагательного в словосочетании ШЛИ ПО БЕЗЛЮДНОЙ

УЛИЦЕ?

А) Родительный; б) Дательный; в) Предложный.

4. Какие прилагательные имеют одинаковые падежные формы?

А) женского и мужского рода;

Б) женского и среднего рода;

В) мужского и среднего рода.

5. Какие окончания могут иметь имена прилагательные женского рода в разных

падежах единственного числа?

А) –ая; б) – ай; в) – ой; г) – ую; д) – аю.

6. Какие окончания могут иметь имена прилагательные мужского и среднего рода в

разных падежах единственного числа?

А) –ий; б) – ого; в) – ово; г) –аго; д) – ому.

7. В каком словосочетании имя прилагательное стоит в предложном падеже?

А) Ехали по новой дороге;

Б) Остановились посреди широкой дороги;

В) Стоял на проселочной дороге

.

Дополнительный материал (карточки)

1. Cпишите пословицы, употребив словосочетания в скобках в нужном падеже,

докажите окончания.

Маленькое дело лучше (большое безделье). Не жалей сил для (нужное дело). (Новый

друг) желай, а (старый друг) не забывай.

2.

Найди ошибки в написании окончаний имён прилагательных, спишите,

исправив ошибки, доказав правильность суждения

Старая дерево, горячей спор, солнечной день, белой снег, красная пальто, спелае

яблоко, холодной дождь, внимательной ученик.

- Написать мини-сочинение. Выберите вариант по своим силам.

Написать мини-сочинение.

1 вариант

Пишу сам(а)..

Написать мини-сочинение.

2 вариант

Прошу маленькой помощи.

Даны слова – помощники

:

день, мороз, зима, небо, земля, снег, лес, деревья.

Написать мини-сочинение.

3 вариант

Прошу большой помощи.

Работа по карточке. Распространите каждое предложение именами прилагательными.

Пришла _______________ зима. Стоят ____________морозы. Земля покрылась

_______________снегом. Стоит _____________лес. Деревья украшены

_________________узорами инея. В ________________снег спрятались

_______________ёлочки. ________________мороз сковал воду на реке.

_________________ жители давно приготовились к зиме.



В раздел образования