Напоминание

"Организация проведения пальчиковой гимнастики в разновозрастной младшей группе из опыта работыпе


Автор: Сверчкова Любовь Константиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ Старомайнский детский сад №5
Населённый пункт: Ульяновская обл. Старомайнский район р. п. Старая Майна
Наименование материала: Выступление на педсовете
Тема: "Организация проведения пальчиковой гимнастики в разновозрастной младшей группе из опыта работыпе
Раздел: дошкольное образование





Назад




МДОУ Старомайнский д/сад

Р. п. Старая Майна

Выступление на педсовете

«Организация проведения пальчиковой

гимнастики в

разновозрастной младшей группе»

(из опыта работы)

Подготовила воспитатель:

Сверчкова Л. К.

Пальчиковая гимнастика-это движение рук и пальцев, сопровождаемые

короткими стихами, которые благотворно действуют на развитие речи детей.

Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают

умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи,

повышают речевую активность ребенка.

Благодаря пальчиковым играм ребенок получает разнообразные сенсорные

впечатления, учится концентрировать свое внимание и правильно его

распределять. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать

определенные положения рук и последовательность движений.

Простые движения помогают убирать напряжение не только с самих рук, но и

расслабить мышцы всего тела. Пальчиковые игры способствуют улучшению

произношения многих звуков. Такие игры формируют добрые

взаимоотношения между ребенком и взрослым.

Пальчиковые игры очень разнообразны по своему содержанию и делятся на

виды:

Игры-манипуляции: К ним можно отнести такие игры как: «Сорока, сорока»,

«Сорока белобока», «Ладушки», «Пальчик-мальчик, где ты был?», «Оладушки»,

«Мы делили апельсин…», «Этот пальчик хочет спать..», «Моя семья» и др.

–ребенок поочередно загибает каждый пальчик.

Эти упражнения ребенок может выполнять самостоятельно или с помощью

взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребенок видит тот

или иной образ.

Сюжетные пальчиковые игры: «Козочка», «На опушке дом стоит» (где

происходит обыгрывание сюжета).

Пальчиковые упражнения в сочетании с массажем кистей и пальцев рук –

это разминание, растирание, пощипывание, надавливание: «Засолка капусты»,

«Молоточки», «Согреем руки», массаж с использованием ореха,

шестигранного карандаша, массажного мячика.

Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой: ребенок

может поочередно соединять пальцы каждой руки друг с другом, или

выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать в кулак и разжимать и в

это время произносить звуки: «Улей», «Коза» и т. д.

Гимнастику для пальцев рук делю на пассивную и активную. Пассивную

гимнастику использую, как предварительный этап перед активной гимнастикой

с детьми с низким уровнем развития мелкой моторики.

Затем перехожу к упражнениям активной пальчиковой гимнастики. Все

упражнения провожу в игровой форме. Сложность их должна выбираться в

зависимости от уровня развития тонкой моторики рук ребёнка.

Пальчиковые игры способствуют развитию речи, творческой деятельности.

Они как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных,

людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети,

повторяют движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым

вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями,

концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Пальчиковые игры – это инсценировки каких-либо рифмованных историй,

сказок при помощи пальцев ( например: пальчиковый театр). Многие игры

требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в

понятиях "вправо”, "влево”, "вверх”, "вниз” и т.д.

Опыт работы подтверждает, что уровень развития речи детей находится в

зависимости от степени с формированности тонких движений пальцев рук.

Поэтому в повседневную работу с детьми включаю игры и задания для

развития общей и специальной моторики с учётом индивидуальных

способностей каждого ребёнка. Развивая мышцы рук, я не только готовлю руку

ребёнка к письму и рисованию, но и к самообслуживанию (застёгиванию

пуговиц, завязыванию шнурков и т. д.), но и одновременно стимулирую

речевую активность, а значит, развиваю интеллектуальные способности

ребёнка (внимание, память, мышление, воображение). Поэтому, работу по

развитию мелкой моторики провожу регулярно и ежедневно. Длительность

составляет около 5 минут, 2-3 раза в день в свободное время, утром и

вечером, и во время занятий ( в зависимости от вида и содержания

образовательной деятельности, в момент появления признаков утомляемости

детей). В своей работе использую основной принцип от простого к сложному.

Все занятия провожу в игровой форме, что вызывает интерес у детей и не

приводит к переутомляемости. Начинаю и заканчиваю занятия простейшими

приемами массажа: поглаживание, растирание, сжимание и разжимание

кулачков и легкое потряхивание кисти. Выполняя упражнения вместе с детьми

демонстрирую собственную увлеченность игрой. При повторе игры дети

начинают с начало произносить текст частично ( начало и конец фраз).

Постепенно разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося

слова с движениями. Слежу, чтобы дети не отвлекались на другие действия, но

нужно помнить, что нельзя принуждать их к выполнению упражнений. Это ведь

игра, поэтому она должна проходить в веселой непринужденной обстановке.

Выбрав 2 или 3 игры постепенно заменяю их новыми.

Моя речь во время игры должна быть выразительной, эмоциональной,

интересной.

Привлекая родителей к данной проблеме даю инд. рекомендации, в

родительский уголок помещаем консультации: «Пальчиковые игры и

гимнастика дома». Предложили приобрести домой книгу «Пальчиковая

гимнастика».

В группе создана предметно-развивающяя среда:

Н/п игры, игры с прищепками, Круги Луллия: «Накорми животного», «Найди

нужный цвет» (с прищепками), «Лепбук», развивающая доска: « Бизиборд»,

и т. д.

Пальчиковая гимнастика

«МОЯ СЕМЬЯ»

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - я,

Вот и вся моя семья!

(Поочередное сгибание пальцев, начиная с большого. По окончании покрутить

кулачком.)

«ПРЯТКИ»

В прятки пальчики играли

И головки убирали.

Вот так, вот так,

И головки убирали.

(Ритмично сгибать и разгибать пальцы. Усложнение: поочередное сгибание

пальчика на обеих руках.)

«ПАЛЬЧИК-МАЛЬЧИК»

- Пальчик-мальчик, где ты был?

- С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.

(На первую строчку показать большие пальцы на обеих руках. Затем

поочередно соединять их с остальными пальцами.)

«УЛЕЙ»

Вот маленький улей, где пчелы спрятались,

Никто их не увидит.

Вот они показались из улья.

Одна, две, три, четыре, пять! Ззззз!

(Пальцы сжать в кулак, затем отгибать их по одному. На последнюю строчку

резко поднять руки вверх с растопыренными пальчиками - пчелы улетели.)

«ЧЕРЕПАХА»

Вот моя черепаха, она живет в панцире.

Она очень любит свой дом.

Когда она хочет есть, то высовывает голову.

Когда хочет спать, то прячет её обратно.

(Руки сжаты в кулаки, большие пальцы внутри. Затем показать большие пальцы

и спрятать их обратно.)

«КАПУСТКА»

Мы капустку рубим, рубим,

Мы капустку солим, солим,

Мы капустку трем, трем,

Мы капустку жмём, жмём.

(Движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочередное поглаживание

подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачек. Сжимать и разжимать кулачки.)

«ПЯТЬ ПАЛЬЦЕВ»

На моей руке пять пальцев,

Пять хватальцев, пять держальцев.

Чтоб строгать и чтоб пилить,

Чтобы брать и чтоб дарить.

Их не трудно сосчитать:

Раз, два, три, четыре, пять!

(Ритмично сжимать и разжимать кулачки. На счет - поочередно загибать

пальчики на обеих руках.)

«ПОВСТРЕЧАЛИСЬ»

Повстречались два котенка: "Мяу-мяу!",

Два щенка: "Ав-ав!",

Два жеребенка: Иго-го!",

Два тигренка: "Ррр!"

Два быка: "Муу!".

Смотри, какие рога.

(На каждую строчку соединять поочередно пальцы правой и левой рук, начиная

с мизинца. На

последнюю строчку показать рога, вытянув указательные пальцы и мизинцы.)

«ЛОДОЧКА»

Две ладошки прижму

И по морю поплыву.

Две ладошки, друзья, -

Это лодочка моя.

Парус подниму,

Синим морем поплыву.

А по бурным волнам

Плывут рыбки тут и там.

(На первые строчки две ладони соединить лодочкой и выполнять

волнообразные движения руками. На слова "паруса подниму" - поднять

выпрямленные ладони вверх. Затем имитировать движения волн и рыбок.)

Упражнения без речевого сопровождения.

Зайчик. Указательный и средний пальцы выпрямлены. Остальные сжаты в

кулак.

Человечек. Указательный и средний палец руки “бегают” по столу.

Ёжик. Руки сцепить в замок. Пальцы одной руки и большой палец другой руки

выпрямить. И другие.

Массаж (или самомассаж)

«Улыбнитесь скорее…», «Гладила мама ежиха ежат….», «Я катаю мой орех»

« МЫ РИСОВАЛИ»

Мы сегодня рисовали,

Наши пальчики устали.

Наши пальчики встряхнем,

Рисовать опять начнем.

(Плавно поднять руки перед собой, встряхивать кистями.)

«Фрукты» - Игра с пальчиками

(соединение пальцев подушечками, начиная с мизинцев, по одной паре

пальцев на каждую стихотворную строчку; при этом ладони не касаются друг

друга).

На базар ходили мы, мизинцы

Много груш там и хурмы, безымянные

Есть лимоны, апельсины, средние

Дыни, сливы, мандарины, указательные

\Но купили мы арбуз - большие

Это самый вкусный груз! Пальцы сжимаются в кулак, а большой отводится

вверх.

Игра-потешка “Ну-ка, братцы, за работу”

Ну-ка, братцы, за работу!

Покажи свою охоту.

Большому - дрова нарубить.

Печи все - тебе топить.

А тебе - воду носить,

А тебе - обед варить,

А малышке песни петь,

Песни петь да плясать,

Родных братьев забавлять.

(Ребёнок обращается к правой руке, согнутой в кулак, поочерёдно разгибает все

пальцы)

«Горох.»

Пять маленьких горошин

Заперты в стручке (переплетя пальцы, сжимаем руки вместе)

Вот выросла одна

И тесно ей уже (выпрямляем большие пальцы)

Но вот растёт вторая,

И третья, а потом

Четвёртая. Пятая… (выпрямляем соответственно пальцы поочерёдно)

Сказал стручок: “БОМ!” (хлопаем).

«Козочка.»

-Шёл старик дорогою ( идти пальчиками по столу)

-Нашёл козу безрогую. ( показать пальчиками рога)

-Давай, коза, попрыгаем, ( постучать пальчиками по столу)

-Ножками подрыгаем.

-А коза бодается, ( снова показать рога)

- А старик ругается. (погрозить пальчиком.)



В раздел образования