Автор: Сверчкова Любовь Константиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ Старомайнский детский сад №5
Населённый пункт: Ульяновская обл. Старомайнский район р. п. Старая Майна
Наименование материала: Выступление на педсовете
Тема: "Организация проведения пальчиковой гимнастики в разновозрастной младшей группе из опыта работыпе
Раздел: дошкольное образование
МДОУ Старомайнский д/сад
Р. п. Старая Майна
Выступление на педсовете
«Организация проведения пальчиковой
гимнастики в
разновозрастной младшей группе»
(из опыта работы)
Подготовила воспитатель:
Сверчкова Л. К.
Пальчиковая гимнастика-это движение рук и пальцев, сопровождаемые
короткими стихами, которые благотворно действуют на развитие речи детей.
Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают
умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи,
повышают речевую активность ребенка.
Благодаря пальчиковым играм ребенок получает разнообразные сенсорные
впечатления, учится концентрировать свое внимание и правильно его
распределять. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать
определенные положения рук и последовательность движений.
Простые движения помогают убирать напряжение не только с самих рук, но и
расслабить мышцы всего тела. Пальчиковые игры способствуют улучшению
произношения многих звуков. Такие игры формируют добрые
взаимоотношения между ребенком и взрослым.
Пальчиковые игры очень разнообразны по своему содержанию и делятся на
виды:
Игры-манипуляции: К ним можно отнести такие игры как: «Сорока, сорока»,
«Сорока белобока», «Ладушки», «Пальчик-мальчик, где ты был?», «Оладушки»,
«Мы делили апельсин…», «Этот пальчик хочет спать..», «Моя семья» и др.
–ребенок поочередно загибает каждый пальчик.
Эти упражнения ребенок может выполнять самостоятельно или с помощью
взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребенок видит тот
или иной образ.
Сюжетные пальчиковые игры: «Козочка», «На опушке дом стоит» (где
происходит обыгрывание сюжета).
Пальчиковые упражнения в сочетании с массажем кистей и пальцев рук –
это разминание, растирание, пощипывание, надавливание: «Засолка капусты»,
«Молоточки», «Согреем руки», массаж с использованием ореха,
шестигранного карандаша, массажного мячика.
Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой: ребенок
может поочередно соединять пальцы каждой руки друг с другом, или
выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать в кулак и разжимать и в
это время произносить звуки: «Улей», «Коза» и т. д.
Гимнастику для пальцев рук делю на пассивную и активную. Пассивную
гимнастику использую, как предварительный этап перед активной гимнастикой
с детьми с низким уровнем развития мелкой моторики.
Затем перехожу к упражнениям активной пальчиковой гимнастики. Все
упражнения провожу в игровой форме. Сложность их должна выбираться в
зависимости от уровня развития тонкой моторики рук ребёнка.
Пальчиковые игры способствуют развитию речи, творческой деятельности.
Они как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных,
людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети,
повторяют движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым
вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями,
концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Пальчиковые игры – это инсценировки каких-либо рифмованных историй,
сказок при помощи пальцев ( например: пальчиковый театр). Многие игры
требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в
понятиях "вправо”, "влево”, "вверх”, "вниз” и т.д.
Опыт работы подтверждает, что уровень развития речи детей находится в
зависимости от степени с формированности тонких движений пальцев рук.
Поэтому в повседневную работу с детьми включаю игры и задания для
развития общей и специальной моторики с учётом индивидуальных
способностей каждого ребёнка. Развивая мышцы рук, я не только готовлю руку
ребёнка к письму и рисованию, но и к самообслуживанию (застёгиванию
пуговиц, завязыванию шнурков и т. д.), но и одновременно стимулирую
речевую активность, а значит, развиваю интеллектуальные способности
ребёнка (внимание, память, мышление, воображение). Поэтому, работу по
развитию мелкой моторики провожу регулярно и ежедневно. Длительность
составляет около 5 минут, 2-3 раза в день в свободное время, утром и
вечером, и во время занятий ( в зависимости от вида и содержания
образовательной деятельности, в момент появления признаков утомляемости
детей). В своей работе использую основной принцип от простого к сложному.
Все занятия провожу в игровой форме, что вызывает интерес у детей и не
приводит к переутомляемости. Начинаю и заканчиваю занятия простейшими
приемами массажа: поглаживание, растирание, сжимание и разжимание
кулачков и легкое потряхивание кисти. Выполняя упражнения вместе с детьми
демонстрирую собственную увлеченность игрой. При повторе игры дети
начинают с начало произносить текст частично ( начало и конец фраз).
Постепенно разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося
слова с движениями. Слежу, чтобы дети не отвлекались на другие действия, но
нужно помнить, что нельзя принуждать их к выполнению упражнений. Это ведь
игра, поэтому она должна проходить в веселой непринужденной обстановке.
Выбрав 2 или 3 игры постепенно заменяю их новыми.
Моя речь во время игры должна быть выразительной, эмоциональной,
интересной.
Привлекая родителей к данной проблеме даю инд. рекомендации, в
родительский уголок помещаем консультации: «Пальчиковые игры и
гимнастика дома». Предложили приобрести домой книгу «Пальчиковая
гимнастика».
В группе создана предметно-развивающяя среда:
Н/п игры, игры с прищепками, Круги Луллия: «Накорми животного», «Найди
нужный цвет» (с прищепками), «Лепбук», развивающая доска: « Бизиборд»,
и т. д.
Пальчиковая гимнастика
«МОЯ СЕМЬЯ»
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - я,
Вот и вся моя семья!
(Поочередное сгибание пальцев, начиная с большого. По окончании покрутить
кулачком.)
«ПРЯТКИ»
В прятки пальчики играли
И головки убирали.
Вот так, вот так,
И головки убирали.
(Ритмично сгибать и разгибать пальцы. Усложнение: поочередное сгибание
пальчика на обеих руках.)
«ПАЛЬЧИК-МАЛЬЧИК»
- Пальчик-мальчик, где ты был?
- С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.
(На первую строчку показать большие пальцы на обеих руках. Затем
поочередно соединять их с остальными пальцами.)
«УЛЕЙ»
Вот маленький улей, где пчелы спрятались,
Никто их не увидит.
Вот они показались из улья.
Одна, две, три, четыре, пять! Ззззз!
(Пальцы сжать в кулак, затем отгибать их по одному. На последнюю строчку
резко поднять руки вверх с растопыренными пальчиками - пчелы улетели.)
«ЧЕРЕПАХА»
Вот моя черепаха, она живет в панцире.
Она очень любит свой дом.
Когда она хочет есть, то высовывает голову.
Когда хочет спать, то прячет её обратно.
(Руки сжаты в кулаки, большие пальцы внутри. Затем показать большие пальцы
и спрятать их обратно.)
«КАПУСТКА»
Мы капустку рубим, рубим,
Мы капустку солим, солим,
Мы капустку трем, трем,
Мы капустку жмём, жмём.
(Движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочередное поглаживание
подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачек. Сжимать и разжимать кулачки.)
«ПЯТЬ ПАЛЬЦЕВ»
На моей руке пять пальцев,
Пять хватальцев, пять держальцев.
Чтоб строгать и чтоб пилить,
Чтобы брать и чтоб дарить.
Их не трудно сосчитать:
Раз, два, три, четыре, пять!
(Ритмично сжимать и разжимать кулачки. На счет - поочередно загибать
пальчики на обеих руках.)
«ПОВСТРЕЧАЛИСЬ»
Повстречались два котенка: "Мяу-мяу!",
Два щенка: "Ав-ав!",
Два жеребенка: Иго-го!",
Два тигренка: "Ррр!"
Два быка: "Муу!".
Смотри, какие рога.
(На каждую строчку соединять поочередно пальцы правой и левой рук, начиная
с мизинца. На
последнюю строчку показать рога, вытянув указательные пальцы и мизинцы.)
«ЛОДОЧКА»
Две ладошки прижму
И по морю поплыву.
Две ладошки, друзья, -
Это лодочка моя.
Парус подниму,
Синим морем поплыву.
А по бурным волнам
Плывут рыбки тут и там.
(На первые строчки две ладони соединить лодочкой и выполнять
волнообразные движения руками. На слова "паруса подниму" - поднять
выпрямленные ладони вверх. Затем имитировать движения волн и рыбок.)
Упражнения без речевого сопровождения.
Зайчик. Указательный и средний пальцы выпрямлены. Остальные сжаты в
кулак.
Человечек. Указательный и средний палец руки “бегают” по столу.
Ёжик. Руки сцепить в замок. Пальцы одной руки и большой палец другой руки
выпрямить. И другие.
Массаж (или самомассаж)
«Улыбнитесь скорее…», «Гладила мама ежиха ежат….», «Я катаю мой орех»
« МЫ РИСОВАЛИ»
Мы сегодня рисовали,
Наши пальчики устали.
Наши пальчики встряхнем,
Рисовать опять начнем.
(Плавно поднять руки перед собой, встряхивать кистями.)
«Фрукты» - Игра с пальчиками
(соединение пальцев подушечками, начиная с мизинцев, по одной паре
пальцев на каждую стихотворную строчку; при этом ладони не касаются друг
друга).
На базар ходили мы, мизинцы
Много груш там и хурмы, безымянные
Есть лимоны, апельсины, средние
Дыни, сливы, мандарины, указательные
\Но купили мы арбуз - большие
Это самый вкусный груз! Пальцы сжимаются в кулак, а большой отводится
вверх.
Игра-потешка “Ну-ка, братцы, за работу”
Ну-ка, братцы, за работу!
Покажи свою охоту.
Большому - дрова нарубить.
Печи все - тебе топить.
А тебе - воду носить,
А тебе - обед варить,
А малышке песни петь,
Песни петь да плясать,
Родных братьев забавлять.
(Ребёнок обращается к правой руке, согнутой в кулак, поочерёдно разгибает все
пальцы)
«Горох.»
Пять маленьких горошин
Заперты в стручке (переплетя пальцы, сжимаем руки вместе)
Вот выросла одна
И тесно ей уже (выпрямляем большие пальцы)
Но вот растёт вторая,
И третья, а потом
Четвёртая. Пятая… (выпрямляем соответственно пальцы поочерёдно)
Сказал стручок: “БОМ!” (хлопаем).
«Козочка.»
-Шёл старик дорогою ( идти пальчиками по столу)
-Нашёл козу безрогую. ( показать пальчиками рога)
-Давай, коза, попрыгаем, ( постучать пальчиками по столу)
-Ножками подрыгаем.
-А коза бодается, ( снова показать рога)
- А старик ругается. (погрозить пальчиком.)