Автор: Гулькова Ольга Валентиновна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ № 19 "Сказка"
Населённый пункт: г.Реутов
Наименование материала: Конспект занятия
Тема: "Сложные предлоги "из-за, из-под"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 19 «Сказка»
КОНСПЕКТ
непосредственно образовательной деятельности
по формированию лексико-грамматических средств языка
Подготовила и провела:
Учитель-логопед
Гулькова О.В.
г.Реутов
Тема: «Сложные предлоги «из-за, из-под»
Цель: автоматизация навыка употребления сложных предлогов в собственной речи.
Задачи:
автоматизация навыков употребления сложных предлогов в собственной речи;
дифференциация сложных предлогов со сходными по произношению группами простых
предлогов («за», «под»);
перенос навыка употребления предлогов на окружающие предметы;
учить детей отвечать на поставленный вопрос полным предложением.
Развивающие задачи:
развитие слухового внимания детей;
развитие высших психических функций: памяти, мышления, внимания.
Воспитательные задачи:
научить детей внимательно слушать педагога и своих товарищей.
Коррекционные задачи:
автоматизация навыка употребления предлогов в предложно-падежных формах в
собственной речи;
автоматизация навыка ориентации в пространстве.
Подготовительная работа:
рассматривание картинок и составление предложений с данными предлогами;
дидактическая игра «Маленькие слова».
Материал:
наборы стаканов трех цветов;
пластиковые ложки и ножи;
схемы предлогов;
конверты с картинками.
План НОД
1.
Автоматизация навыка употребления сложных предлогов в упражнениях с наглядным
материалом (на стаканах).
2.
Дифференциация употребления сложных и простых предлогов в упражнениях с тем же
материалом.
3.
Дифференциация употребления сложных и простых предлогов с помощью частичного
переноса навыка в сферу бытовых предметов.
4.
Игра «Придумай предложение».
5.
Динамическая пауза.
6.
Сказка об одиноком волке.
7.
Физкультминутка «Не ошибись».
8.
Игра «Помоги Хрюше».
Ход НОД
1.Орг.момент
Логопед: Ребята сегодня мы будем говорить о маленьких словах. С какими маленькими
словами мы познакомились?
(Дети называют предлоги, а логопед на доску выставляет схему предлогов)
2. Логопед: Просит расставить стаканы следующим образом: сначала красный, за ним
зеленый, за зеленым синий; ложки, ножи положить перед стаканами.
Вопросы детям:
Какой стакан стоит перед зеленым?
Какой по счету синий стакан?
Где стоит зеленый стакан?
Логопед: Положите ложку за красный стакан.
Где лежит ложка?
За стаканом.
За каким?
За красным.
За каким стаканом лежит ложка?
Ложка лежит за красным стаканом.
Какое маленькое слово у нас все время повторяется?
Слово ЗА.
Возьмите ложку из-за стакана.
Далее следуют вопросы:
Откуда вы взяли ложку?
Где лежала ложка до этого?
Где должна лежать ложка, чтобы ее можно было взять из-за стакана?
Какое маленькое слово нам сейчас встречалось?
Положите ложку обратно.
Куда положили ложку?
Логопед: Положите нож под синий стакан. Где лежит нож?
Под стаканом.
Под каким?
Под синим.
Под каким стаканом лежит нож?
Нож лежит под синим стаканом.
Какое маленькое слово у нас все время повторяется?
Слово ПОД.
Возьмите нож из-под стакана.
Далее следуют вопросы:
Откуда вы взяли нож?
Где лежал нож до этого?
Где должен лежать нож, чтобы его взять из-под стакана?
Какое маленькое слово нам встречалось?
Слово «ИЗ-ПОД».
Положите нож обратно.
Куда положили нож?
3.Логопед. Теперь я попробую вас запутать, а вы постарайтесь не запутаться. Я быстро
буду давать инструкции, а вы внимательно слушайте и выполняйте.
Положите ложку (нож) в (на, за, под) стакан.
Где лежит ложка (нож)?
Возьмите ложку (нож) из (со, из-за, из-под) стакана.
Откуда взяли ложку (нож)?
Логопед: Какие маленькие слова нам еще встречались?
Дети: «В», «ИЗ», «НА», «С», «ПОД».
Логопед: Слушайте меня внимательно.
Куда еще можно положить ложку, чтобы достать ее из-за этого?
Куда можно положить мяч, чтобы его можно было достать из-под этого?
4. Логопед: У вас на столе конверты, там лежат две картинки. Вам нужно придумать
предложения по этим картинкам с предлогом «ИЗ-ПОД».
щенок – шкаф
машинка – стол
мяч – тумбочка
тапки – кровать
жук – листок
бабочка – гриб
ручка - книга
5. Динамическая пауза.
Логопед: Давайте с вами немного отдохнем и поиграем с мячом. Нужно в предложение
предлог «ПОД» заменить предлогом «ИЗ-ПОД».
Собака забралась под крыльцо. (Собака вылезла из-под крыльца).
Заяц спрятался под куст.
Муравей заполз под рубашку.
Птичка залетела под крышу.
Котенок залез под крыльцо.
Жук заполз под листик.
Машинка заехала под мост.
6. Логопед: Сейчас я буду рассказывать вам сказку, а вы будете мне помогать.
(Логопед выставляет и передвигает соответствующие картинки).
Жил-был в одном лесу Серый Волчище. И не было у него друзей: все звери его боялись.
Выйдет Волчище на поляну – звери тут же прячутся: зайка – за куст, белка – за ветку,
мышка – за холмик, бабочка, и та улетает за дерево. Один раз Волчище решил сам
спрятаться и посмотреть, что будет. Встал он за елку, притаился. И тут же зайка выскочил
из-за куста, белка выпрыгнула из-за ветки, мышка вышла из-за холмика, бабочка прилетела
из-за дерева. Все стали радоваться и прыгать.
Далее следующие вопросы:
Куда спрятался каждый из героев?
Откуда он вышел?
Кто еще в лесу мог спрятаться от волка?
За что он мог спрятаться?
Откуда он мог выйти?
7. Физкультминутка.
Логопед: Давайте с вами еще немного отдохнем и поиграем в игру «Смотри не ошибись».
Для этого мы с вами выйдем: Откуда мы с вами выйдем?
Из-за столов.
Логопед: Правильно, выйдем из-за столов.
Вы будете делать то, что я говорю.
Руки на пояс,
Руки за голову.
Левую руку из-за головы.
Правую руку из-за головы.
Руки на плечи.
Правую руку за спину.
Левую руку за спину.
Правую руку из-за спины на пояс.
Левую руку из-за спины на пояс.
Логопед: Молодцы. Вы все слушали внимательно и выполняли задания правильно. Сядьте
на свои места.
8. Логопед: Предлагает игру. Ребята, сегодня у нас в гостях известный писатель Хрюша. Он
решил написать рассказ. Только у него получилась какая-то абракадабра, потому что он
совсем не знает наших маленьких слов. И он пришел к нам за помощью. Поможем ему
подобрать маленькие слова к его рассказу?
Дети: Поможем.
Логопед: Я буду читать Хрюшино произведение, а вы исправлять ошибки в нем.
Называется рассказ.
Хрюшино утро в деревне.
Жил-был под деревней поросенок Хрюша. Жил он на теплом сарае. Бывало, подбежит он
к своей кроватке, плюх под нее и лежит. За потолок смотрит и мечтает: встанет он рано
утром, какая под улицей погода: а там под небом солнышко сверкает. Садится Хрюша в
стол. А под столом за тарелкой каша вкусная, молоко на кружке горячее. Берет Хрюша
ложку и кладет кашу из-под тарелки прямо за рот и молоком из-за стакана запивает.
Позавтракает Хрюша и бежит гулять в улицу за песней.
Логопед: Молодцы ребята! Ушки у вас слушали хорошо: вы услышали все ошибки Хрюши.
Голова у вас работает просто замечательно, вы придумывали правильные предложения.
9.
Итог (анализ занятия)
Ребята, вы все сегодня работали очень хорошо.
Правильно расставляли стаканы и играли с ложками и ножами.
Составляли предложения по картинкам.
Внимательно играли с мячом и своими руками.
Заместили все ошибки Хрюши.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 19 «Сказка»
КОНСПЕКТ
непосредственно образовательной деятельности
Тема: «Тяпа и Топ варили компот»
Подготовила и провела:
Учитель-логопед
Гулькова О.В.
г.Реутов
2014г.
Тема: «Тяпа и Топ варили компот»
Цель: Составление рассказа по серии картин.
Задачи:
развивать долговременную память, словесно-логическое мышление и внимание;
учить детей составлять рассказ по серии сюжетных картин с опорой на вопросы
логопеда;
стимулировать положительные эмоции детей.
Оборудование: серия сюжетных картин «Тяпа и Топ варили компот» (1-3)
Ход НОД
I.Интеллектуальная разминка.
Логопед предлагает детям рассмотреть сюжетные картинки и расставить в логической
последовательности картины серии на доске.
II.Основная часть НОД.
1.Коллективное составление вариантов предложений.
Логопед: «Ребята, мы будем составлять рассказ, который будет называться «Тяпа и Топ
варили компот».
Картина 1: «Варят компот»
Логопед: На картине изображен старый фруктовый сад, который давно сторожит пес Тяпа.
Что же сейчас происходит в этом саду?
Что делает Тяпа?
Кто отвлек Тяпу?
Что делает Топ?
Как в саду?
Картина 2: «Ох и вкусно!»
Логопед: Догорает костер. Около костра стоит полная корзина спелых вишен.
Что делает Топ?
Какой стол, за которым сидит Топ?
Какое кресло?
Логопед обращает внимание детей на предмет, лежащий на скамейке.
Логопед: Как вы думаете, что это такое?
Выслушав ответы детей, поясняет.
Это лежит свернутая скатерть? Интересно, зачем она здесь?
Картина 3. «Гости пришли».
Рассматривая картинку, дети определяют, что Тяпа и Топ ждали гостей, поэтому и
приготовили скатерть.
Логопед:
Кто пришел в гости к Топу и Тяпе?
Что делает Тяпа?
Как звери едят компот?
Что у журавля в клюве?
Кого кормит ежиха?
Что делает заяц?
Как ведут себя Тяпа и Топ?
В процессе составления предложений проводится обсуждение вариантов и выбор
наиболее удачных.
Физкультминутка
Будем мы варить компот.
Фруктов нужно много; вот
По ходу стихотворения
Будем яблоки крошить,
дети выполняют соответствующие
Будем груши мы рубить,
движения
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот,
Угостим честный народ
(Нищева)
2.Введение в предложение однородных членов.
Картина1.
Тяпа варит на костре вишневый (ароматный, вкусный) компот.
Тяпа готовится положить (добавить, засыпать) в котел сахар.
Картина2.
Топ отведал (попробовал, выпил) компот.
Картина 3.
Трогательный (маленький, беззащитный) ежонок.
3.Объединение отработанных предложений в связные фрагменты рассказа в соответствии с
картинами серии.
Составление рассказа по ССК по цепочке (принимают участие все дети).
Логопед дает детям установку на внимание: необходимо следить за рассказом товарища
и быть готовым продолжить.
III.Подведение итога занятия.
Логопед:
Чем мы занимались на занятии?
Чему научились?
Какие новые слова запомнили?
Логопед благодарит детей за старание и отмечает наиболее активных рассказчиков.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 19 «Сказка»
КОНСПЕКТ
непосредственно образовательной деятельности
Тема: «Существительные в творительном падеже с предлогом «с», со
значением сопровождения»
Подготовила и провела:
Учитель-логопед
Гулькова О.В.
г.Реутов
2013г.
Тема: «Существительные в творительном падеже с предлогом «с»,
со значением сопровождения»
Цель:
учить детей правильному употреблению в речи существительных в творительном и
дательном падежах с предлогом «с»;
закрепить умение подбирать однородные определения;
практическое употребление притяжательных прилагательных;
закрепить умение пользоваться простым распространенным предложением;
закрепить в активной речи детей словарь по теме «Домашние животные»;
учить детей отвечать на поставленный вопрос полным предложением;
развитие слухового внимания детей;
развитие памяти, мышления, внимания.
Оборудование:
шапочки с изображением домашних животных и их детенышей;
разрезные картинки (домашние животные);
дидактические игры: «Кто чем питается?»
«Кто где живет?»
«Чей хвост?!
игрушки: свинья, верблюд;
картинки: «Кто какую пользу приносит»;
магнитофон.
Ход занятия
I.Орг.момент.
Отгадывание загадок.
Логопед: К нам пришли гости. Угадайте кто это?
Заворчал живой замок,
Лег у двери поперек.
(собака)
Мохнатенькая, усатенькая,
Ест и пьет,
Песенки поет.
(кошка)
Голодна – мычит,
Сыта – жует,
Малым – ребяткам
Молочка дает.
(корова)
Спереди – пятачок,
Сзади – крючок,
Посредине – спинка
На спинке – щетинка.
(свинья)
Логопед: Догадались, кто у нас в гостях?
Дети: Животные.
Логопед: Какие это животные?
Дети: Домашние.
II. Логопед: У каждого большого животного есть маленькие дети – детеныши. Давайте
назовем их.
Игра «Найди свою маму»
На столе у логопеда головные уборы с изображением животных и их детенышей. Дети
надевают шапки.
Дети: Я корова. Где мой теленок?
Я лошадь. Где мой жеребенок?
Дети встают парами.
2.Логопед: Сегодня у свиньи День рождения (появляется свинья). Она пригласила к себе
гостей. Кого с кем она позвала к себе в гости?
Дети: Корову с теленком.
Кошку с котенком.
Лошадь с жеребенком.
Собаку со щенком.
Дети садятся за столы.
III. На доске выставлены картинки с изображением домашних животных. Логопед
спрашивает детей, кого они видят на картинках, что у них общего. (морда, хвост, уши,
туловище, лапы, ноги).
Логопед: Послушайте, как называются части тела в зависимости от названия животных.
Морда кошки (чья?) – кошачья
лошади - лошадиная.
Хвост собаки (чей?) – собачий
коровы - коровий.
Игра «Собери картинку».
Детям раздаются разрезные картинки животных, в которых отсутствует одна часть
тела.
Логопед: Свинья раздала вам конверты с разрезными картинками и просит их собрать. У
нее ничего не получается.
Ребенок собирает картинку и говорит:
У меня лошадь, но нет головы. Мне нужна лошадиная голова.
У меня собака, но нет хвоста. Мне нужен собачий хвост.
IV. Логопед: Если свинья пригласила в гости, то она и угощение приготовила.
Свинья достает картинки (трава, овес, овощи, тарелка с рыбой, тарелка с косточкой).
Логопед: Кому мы дадим овес?
Дети: Овес мы дадим лошади с жеребенком.
Таким образом, обговариваются другие картинки.
V. Логопед: Все животные вкусно поели, у них хорошее настроение. Они стали плясать.
Дети встают из-за столов и становятся парами. Заиграла музыка. Дети пляшут.
Логопед: Давайте посмотрим, кто с кем плясал.
Дети:
Кошка плясала с собакой.
Котенок плясал со щенком.
Корова плясала с лошадью.
Теленок плясал с жеребенком.
VI. Расслабление.
Логопед: Гости повеселились, устали. Им нужно отдохнуть.
Дети садятся на ковер и закрывают глаза. Звучат голоса домашних животных.
Логопед: Голоса, каких домашних животных вы услышали.
Дети с логопедом рассказывают стихотворение «Вот котик усатый…», сопровождая его
движениями.
VII.Логопед: В день рождения принято дарить подарки. Наши животные пришли с
подарками. Давайте подарим их свинье.
1.
«Кошка с котенком» – Мы подарим свинье бантик.
Логопед: Какой бант свинье подарили?
Дети: красивый, белый, нарядный.
2.
«Корова с теленком» - Мы подарим корзинку с овощами.
Логопед: Какие овощи в корзине?
Дети: Свежие, спелые, вкусные, полезные, сочные.
3.
«Лошадь с жеребенком» - Мы паслись на лугу и нарвали букет цветов.
Логопед: Какой получился букет?
Дети: Красивый, душистый.
4.
«Собака с щенком» - Мы подарим свинье шляпку.
Логопед: Какая шляпка?
Дети: Красная, нарядная, красивая.
Логопед: Свинья очень рада подаркам и благодарит вас.
VIII. Звучит музыка, дети слушают. Появляется игрушка – верблюд.
1. Логопед: Верблюд тоже домашнее животное. Он живет там, где не бывает зимы, а все
время тепло. В этих странах есть места, где нет травы, нет деревьев, нет рек, озер, а только
один песок.
У верблюда в горбе находятся запасы жира, поэтому он может долго обходится без еды
и без воды.
Люди перевозят на верблюдах тяжелые грузы по пескам. Верблюдов называют
«корабли пустыни».
Посмотрите, верблюд что-то нам привез.
Логопед достает сок и лепешку.
Логопед: Это лепешка. Так называется хлеб, который едят в тех странах, где живет
верблюд.
2.Логопед: Верблюд рассказал нам о пользе, которую он приносит людям. Давайте
посмотрим и расскажем о пользе наших животных.
Логопед достает картины.
Дети: Кошка ловит мышей и крыс.
Корова дает молоко.
Лошадь возит разные грузы.
Собака сторожит дом и помогает пограничникам.
Логопед: Все животные нужны человеку, поэтому он их и держит около себя.
IX.Логопед: Животные повеселились и стали расходится по домам. Найдите домик для
своих животных. Выбрать дом вам помогут картинки, на которых нарисованы хвосты.
На стульчиках прикреплены картинки с изображением жилья животных и хвостов. Дети
подходят каждый к своему домику.
Дети: Это лошадиный хвост. Лошадь живет в конюшне.
Логопед: Кто с кем пошел в конюшню?
Дети: Лошадь с жеребенком пошла в конюшню.
Таким образом обговорить других животных.
Логопед: Все животные разошлись по своим домам и уснули.
X.Итог:
Логопед: Оком мы сегодня говорили на занятие?
Дети: Мы говорили о домашних животных.
Логопед: Что мы узнали о них?
Дети: Чем они питаются.
Где живут.
Какую пользу приносят.
Логопед: Молодцы. Вы все занимались очень хорошо. Помните, верблюд привез нам
угощение.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 19 «Сказка»
КОНСПЕКТ
непосредственно образовательной деятельности
Тема: «Образование относительных прилагательных от
существительных, в значении соотнесенности с материалом
изготовления»
Подготовила и провела:
Учитель-логопед
Гулькова О.В.
г.Реутов
2013г.
Тема: «Образование относительных прилагательных от существительных, в значении
соотнесенности с материалом изготовления»
Цель: автоматизация навыка употребления относительных прилагательных в собственной
речи.
Образовательные задачи:
Закрепить умение определять на ощупь разные виды материалов.
Автоматизация навыка образования относительных прилагательных.
Перенос навыка образования относительных прилагательных на окружающие
предметы.
Коррекционные задачи:
Закрепить навык практического употребления относительных прилагательных в
собственной речи.
Развитие слухового внимания детей.
Развитие высших психических функций: памяти, мышление, внимание детей.
Воспитательные задачи:
Продолжать учить детей внимательно слушать педагога и своих товарищей.
Оборудование:
Разные виды материалов (бумага, стекло, дерево, резина).
Предметные картинки (стакан, ваза, ложка, стул, мяч, сапоги, змей, салфетка)
Ход занятия
I.
Организационный момент.
Дети входят в кабинет. Логопед предлагает каждому определить на ощупь разные виды
материалов (бумагу, стекло, дерево, резину). Дети садятся на места.
II.
Обучающий момент.
Ребята, предметы, которые нас окружают, могут быть сделаны из разных
материалов, например: стул, шкаф сделаны из дерева. Мяч сделан из резины.
Сегодня мы будем говорить о тех предметах, которые сделаны из бумаги, стекла,
дерева, резины.
У логопеда на доске разные картинки
1.Нужно назвать картинки предметов, которые сделаны из стекла.
- Послушайте, как мы их назовем:
Стакан из стекла – стеклянный
Ваза из стекла – стеклянная
Банка, ваза, стакан (какие?) – стеклянные.
Названные картинки выставляются на фланеграф.
2.А теперь погорим о предметах, которые сделаны из дерева.
- Посмотрите на доску. Я буду называть картинки, а вы хлопните, если я назову предмет,
который сделан из дерева:
Ложка, мяч, салфетка, стул, змей, сапоги.
- Послушайте, как мы их назовем:
Ложка из дерева (какая?) – деревянная
Стул из дерева (какой?) – деревянный
3.Появляется игрушка – резиновый зайчик.
- Ребята, к нам в гости пришел зайчик. Потрогайте и скажите, из чего он сделан. Давайте
поможем зайчику отобрать картинки, на которых изображены предметы, сделанные из
резины.
Мяч из резины (какой?) – резиновый
Сапоги из резины (какие?) – резиновые
4.На доске остались картинки с изображением предметов, которые сделали из бумаги.
Змей из бумаги (какой?) – бумажный
Салфетка из бумаги (какая?) – бумажная
III.
Физкультминутка с мячом.
Дети встают в круг. Логопед, бросая мяч, называет предметы: «Графин из стекла».
Ребенок, возвращая мяч, называет прилагательное: «Стеклянный».
IV.
На столе расставляются предметы, сделанные из резины, дерева, стекла, бумаги.
Игра «Магазин»
-Представьте, что вы пришли в магазин и хотите сделать покупку.
-Что вы хотите купить?
Делая покупку, дети должны рассказать, какие предметы покупают.
-Я покупаю деревянную ложку.
-Я покупаю стеклянную вазу.
-Я покупаю бумажные салфетки.
-Я покупаю резиновый мяч.
V. Дети вспоминают, из каких материалов могут быть сделаны игрушки и предметы. Они
«садятся в поезд» и отправляются в путешествие. Остановки называются по-разному, в
зависимости от того, какой вид материала находится на станции.
1-ая остановка – «Стеклянная». Дети выходят из поезда в группу и ищут только стеклянные
предметы.
2-ая остановка – «Бумажная». Здесь ищут только бумажные игрушки и предметы.
3-ая остановка – «Деревянная».
4-ая остановка – «Резиновая».
VI. Итог.