Напоминание

"Изучение геометрических преобразований в процессе ознакомления с узорами"


Автор: Ильина Татьяна Анатольевна
Должность: педагог
Учебное заведение: МБДОУ № 27 "Сказка"
Населённый пункт: город Северодвинск, Архангельская область
Наименование материала: статья
Тема: "Изучение геометрических преобразований в процессе ознакомления с узорами"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Изучение геометрических преобразований в процессе

ознакомления с узорами

Новое содержание курса математики предполагает, и новые приемы и

методы

обучения

и

влечет

за

собой

значительное

расширение

арсенала

учебных

средств,

с

помощью

которых

осуществляется

формирование

геометрических представлений и понятий, выработка необходимых навыков.

Изучение

геометрии

невозможно

без

овладения

определенными

графическими

умениями

и

выполнения

умственных

операций

анализа

и

синтеза.

Решение

геометрических

задач

требует

от

детей

эстетически

привлекательного и точного выполнения рисунков и чертежей. Постепенное

усложнение графических заданий ведет к формированию умений построить

фигуру с заданными свойствами с помощью чертежных инструментов.

Приемы умственной деятельности наиболее полно проявляются при

решении в начальной школе задач следующих видов: задачи на нахождение

общего

признака

изображенных

предметов,

нахождение

отличий

между

ними,

на

продолжение

ряда

фигур,

поиск

недостающей

в

ряду

фигуры,

нахождение признака отличия одной группы фигур от другой. Для решения

таких

задач

ребенок

должен

уметь

проводить

последовательный

анализ

фигур обеих групп с выделением и обобщением признаков, свойственной

каждой из них.

Помимо этих, детям могут быть предложены задачи на составление

орнаментов, узоров и бордюров. Выполняя такие задания, дети закрепляют

знания

о

геометрических

фигурах,

преобразовывают

их

в

предметы,

устанавливают

закономерности

и

выполняют

мыслительные

операции

анализа

и

синтеза,

закрепляют

полученные

умения

и

навыки

работы

в

тетради в клетку, развивают внимание и мышление.

Начинать

работу

нужно

с

рисования

по

клеткам.

При

выполнении

такого

вида

заданий

дети

учатся

ориентироваться

на

листе

бумаги,

приобретают умение соотносить образец и свои рисунки, учатся сравнивать,

находить и исправлять ошибки. Затем задания постепенно усложняются, что

может послужить толчком для их собственного творчества.

В

процессе

изучения

геометрических

преобразований

в

процессе

ознакомления с узорами используются следующие приемы:

1.

Работа с моделями геометрических фигур:

Найди закономерность и продолжи рисунок;

Продолжи ряд;

Придумай свой рисунок.

2.

Изучение элементов.

Детей

знакомят

с

элементами

орнаментов,

отрабатывают

их,

рисуя

по

клеточкам

(см.

приложение

3).

Работа

усложняется,

когда

элементы

собираются в красивые узоры, забавных животных, сказочных персонажей.

Дети выполняют данные задания с большим интересом.

Чтобы сохранить интерес детей к заданиям, нельзя стоять на месте. Для этого

используют задания более сложного вида.

Каждый рисунок рисуется в квадратике 2х2 клетки. Попробуй и

ты.

Каждый рисунок рисуется в квадратике 3х3 клетки.

Каждый рисунок рисуется в квадратике 4х4 клетки.

Каждый рисунок рисуется в квадратике 5х5 клетки.

Обведи штриховые линии.

Придумай свой рисунок из данных элементов.

Рисование

по

клеткам

учит

ребенка

ориентироваться

на

листе

бумаги,

приобретать

умение

соотносить

образец

и

свой

рисунок,

сравнивать,

находить и исправлять ошибки.

3.

Работа с чертежными инструментами:

Дорисуй узоры;

Перенеси узор в пустые клетки симметрично;

Восстанови рисунок и раскрась его (см. приложение 4).

В процессе работы с чертежными инструментами ребята знакомят с паркетом

(см. приложение 5).

4.

Наблюдение за объектами из окружающей действительности.

Выполняя все те же элементы, детей можно познакомить с точкой, отрезком,

лучом, линией. Дети находят эти элементы в предметах и дорисовывают

картинки (см. приложение 6). Выполняя задания такого типа, дошкольники

знакомятся

с

геометрическими

фигурами

и

телами,

составляют

из

них

рисунки, анализируют и устанавливают закономерность.

К большому сожалению, практически не используются задания такого

характера.

Но

только

на

интересных

и

творческих

занятиях

легко

запоминается даже самый сложный материал.



В раздел образования