Автор: Ильина Татьяна Анатольевна
Должность: педагог
Учебное заведение: МБДОУ № 27 "Сказка"
Населённый пункт: город Северодвинск, Архангельская область
Наименование материала: статья
Тема: "Изучение геометрических преобразований в процессе ознакомления с узорами"
Раздел: дошкольное образование
Изучение геометрических преобразований в процессе
ознакомления с узорами
Новое содержание курса математики предполагает, и новые приемы и
методы
обучения
и
влечет
за
собой
значительное
расширение
арсенала
учебных
средств,
с
помощью
которых
осуществляется
формирование
геометрических представлений и понятий, выработка необходимых навыков.
Изучение
геометрии
невозможно
без
овладения
определенными
графическими
умениями
и
выполнения
умственных
операций
анализа
и
синтеза.
Решение
геометрических
задач
требует
от
детей
эстетически
привлекательного и точного выполнения рисунков и чертежей. Постепенное
усложнение графических заданий ведет к формированию умений построить
фигуру с заданными свойствами с помощью чертежных инструментов.
Приемы умственной деятельности наиболее полно проявляются при
решении в начальной школе задач следующих видов: задачи на нахождение
общего
признака
изображенных
предметов,
нахождение
отличий
между
ними,
на
продолжение
ряда
фигур,
поиск
недостающей
в
ряду
фигуры,
нахождение признака отличия одной группы фигур от другой. Для решения
таких
задач
ребенок
должен
уметь
проводить
последовательный
анализ
фигур обеих групп с выделением и обобщением признаков, свойственной
каждой из них.
Помимо этих, детям могут быть предложены задачи на составление
орнаментов, узоров и бордюров. Выполняя такие задания, дети закрепляют
знания
о
геометрических
фигурах,
преобразовывают
их
в
предметы,
устанавливают
закономерности
и
выполняют
мыслительные
операции
анализа
и
синтеза,
закрепляют
полученные
умения
и
навыки
работы
в
тетради в клетку, развивают внимание и мышление.
Начинать
работу
нужно
с
рисования
по
клеткам.
При
выполнении
такого
вида
заданий
дети
учатся
ориентироваться
на
листе
бумаги,
приобретают умение соотносить образец и свои рисунки, учатся сравнивать,
находить и исправлять ошибки. Затем задания постепенно усложняются, что
может послужить толчком для их собственного творчества.
В
процессе
изучения
геометрических
преобразований
в
процессе
ознакомления с узорами используются следующие приемы:
1.
Работа с моделями геометрических фигур:
Найди закономерность и продолжи рисунок;
Продолжи ряд;
Придумай свой рисунок.
2.
Изучение элементов.
Детей
знакомят
с
элементами
орнаментов,
отрабатывают
их,
рисуя
по
клеточкам
(см.
приложение
3).
Работа
усложняется,
когда
элементы
собираются в красивые узоры, забавных животных, сказочных персонажей.
Дети выполняют данные задания с большим интересом.
Чтобы сохранить интерес детей к заданиям, нельзя стоять на месте. Для этого
используют задания более сложного вида.
Каждый рисунок рисуется в квадратике 2х2 клетки. Попробуй и
ты.
Каждый рисунок рисуется в квадратике 3х3 клетки.
Каждый рисунок рисуется в квадратике 4х4 клетки.
Каждый рисунок рисуется в квадратике 5х5 клетки.
Обведи штриховые линии.
Придумай свой рисунок из данных элементов.
Рисование
по
клеткам
учит
ребенка
ориентироваться
на
листе
бумаги,
приобретать
умение
соотносить
образец
и
свой
рисунок,
сравнивать,
находить и исправлять ошибки.
3.
Работа с чертежными инструментами:
Дорисуй узоры;
Перенеси узор в пустые клетки симметрично;
Восстанови рисунок и раскрась его (см. приложение 4).
В процессе работы с чертежными инструментами ребята знакомят с паркетом
(см. приложение 5).
4.
Наблюдение за объектами из окружающей действительности.
Выполняя все те же элементы, детей можно познакомить с точкой, отрезком,
лучом, линией. Дети находят эти элементы в предметах и дорисовывают
картинки (см. приложение 6). Выполняя задания такого типа, дошкольники
знакомятся
с
геометрическими
фигурами
и
телами,
составляют
из
них
рисунки, анализируют и устанавливают закономерность.
К большому сожалению, практически не используются задания такого
характера.
Но
только
на
интересных
и
творческих
занятиях
легко
запоминается даже самый сложный материал.